«Франсуа-Мари Аруэ Вольтер»
Родился он в Париже, его, предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре он женился на дочери судейского чиновника. Франсуа-Мари был вторым сыном в семье, его старший брат получил очень строго религиозное католическое образование, которое не нравилось его отцу и он отдал младшего сына в школу отцов иезуитов, колледж святого Людовика.
В 10 лет Франсуа-Мари учился с удовольствием, его считали одаренным человеком. Отцы иезуиты здесь беспокоились о том, чтобы в умах их питомцев зрела вера в силу церкви, в силу дворянства, что же качается выполнения религиозных догм, то здесь аббаты умеряли свой пыл, поэтому вольнодумство маленького Аруэ сходило с ему с рук, ведь он обладал великолепной логикой мышления, тонким и гибким умом страстью к спорам. На него сильно повлияла встреча с Ниной де Ланкло, которая была знаменита своей красотой и умом.
Вскоре Вольтер покинул колледж и отец решил отдать его изучать судебную латынь и сделать из него юриста. Среди французских просветителей он становится заметным и влиятельным и в историю мировой культуры он вошел под именем Вольтера. Тонкая острота, изящный стих или случайное суждение о людях, вещах приправленное нескромным каламбуром воспринималась как изысканное блюдо на званном обеде. Его общество любили, но своим остроумием он наживает множество врагов. Оставленное Вальтером литературное наследия огромно, он был ведущим драматургом своего времени. Вольтер начинал как поэт и драматург, затем как историк, но прославился и остался в нашей памяти он как философ. В 53 года был избран во французскую академию, а чуть раньше Людовик назначил его придворным историографом.
Кроме своих романов, таких как «Простодушный», «Кандид», «Орлеанская дева», он написал еще и серию политических брошюр, в которых возражал против обскурантизма пытаясь защитить невинные жертвы беззакония и религиозного фанатизма. Им создаются и такие работы, как «Опыт нравов», «Философский словарь», за эти свои сочинения его проклинали церковь и высший свет. В повестях Вольтера отразились исторические события волновавшие всю Европу. Основные проблемы, которые занимали Вольтера – это соотношение добра и зла в мире, их влияния на человеческую судьбу.
Вольтер убежден, что жизнь человека представляет собой сцепление мелких случайностей, порой резко меняющих жизнь, затаптывающие в грязь или возносящие на недоступные вершины. Вольтер как и другие просветители не столько созидал, сколько разрушал, выворачивая все на изнанку. Он говорил об абсурдности привычных истин, обычаев, что жизнь подвижна, не предсказуема, ей чужды стабильность, определенность, покой. Добро и зло в жизни противоборствует. Каждая сила тянет в свою сторону. Их гармония мнима, равновесие не устойчиво. Вольтер судит человеческое бытие, исходя не из церковных правил, а с точки зрения разума и здравого смысла, ничего не принимая на веру и подвергая все критическому анализу.
Вольтер написал философскую восточную притчу. Главному герою или притчи, на первых парах доверчивому и простодушному приходиться испытать немало неожиданностей и потрясений. Он познает измену жены, переменчивость властителей, поспешность судебных приговоров, зависть придворных, тяжесть рабства и многое другое, хотя Задик неизменно старается верить, что не так уж трудно быть счастливым, но его взгляд на жизнь делается все пессимистичней. Его расстраивает, даже не обилие зла в жизни, а то, что это зло непредсказуемо, неожиданно.
Встретившейся Задику Иезрад утверждает «Случайности в жизни не существуют, все в этой жизни испытание или наказание, либо награда, либо предизвестие». Повесть «Задик и судьба» заканчивается благополучно, как и положено в восточных сказках. Вольтер не смотря на свой преклонный возраст, незадолго до смерти выступил на заседании французской академии, и предложил ученым коллегам создать словарь французского языка и на себя взял I том «А». В 1778г. весной Вольтер умер, но в нашей памяти он останется как великий писатель и философ.
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение
Калликрат. Ну-с, мудрый, Эвгемер[1], что видели вы во время своих путешествий?
Калликрат. Как! Вы путешествовали в свите Александра и вас не охватил экстаз восторга?
Эвгемер. Вы хотите сказать, экстаз жалости?
Калликрат. Жалости к Александру?
Эвгемер. К кому же еще? Я видел его только в Индии и в Вавилоне, куда я, как и другие, отправился в тщетной надежде просветиться. Мне там сказали, что он и в самом деле начал свои походы как герой, но закончил их как глупец. Я видел этого полубога, превратившегося в самого жестокого из варваров, после того как он был самым гуманным из греков. Я видел трезвого ученика Аристотеля, ставшего презренным пьяницей. Я отправился вслед за ним, когда, оставив трапезу, он принял решение поджечь величественный храм Эстекара, дабы удовлетворить прихоть жалкой распутницы, именуемой Таис. Я сопровождал его во время его безумств в Индии, и, наконец, я узрел его умирающим в расцвете лет в Вавилоне из-за того, что он напился как последний забулдыга из его войска.
Калликрат. Какое унижение для великого человека!
Эвгемер. Иных среди великих не существует; они как магнит, определенное свойство коего я открыл: один его конец притягивает, другой – отталкивает.
Калликрат. Александр крайне меня отталкивает, когда, подвыпив, сжигает город. Но мне совсем неизвестен Эстекар о котором вы мне рассказываете; я знаю только, что этот сумасброд и безумная Таис сожгли для своей забавы Персеполь.
Эвгемер. Эстекар – как раз то, что греки именуют Персеполем. Нашим грекам нравится перелицовывать вселенную на греческий лад: они дали реке Зом-Бодпо имя «Инд»; другую реку они наименовали «Гидасп»; ни один из городов, осажденных в свое время и захваченных Александром, не известен под своим подлинным именем. Даже название «Индия» изобретено греками: восточные народы называли эту страну «Од-ху». Таким же образом в Египте они создали города Гелиополь, Кроко-дилополь, Мемфис. Стоит им отыскать звучное имя, и этого бывает довольно. Вот так они ввели в заблуждение всю Землю своими именами богов и людей.
Калликрат. Это еще не столь великое зло. Я не сетую на тех, кто таким образом обманул мир; я виню тех, кто его разоряет. Я совсем не люблю вашего Александра, который отправился из Греции в Киликию, Египет, на Кавказский хребет, а оттуда дошел вплоть до самого Ганга, убивая на своем пути все встречное – врагов, нейтральных людей и друзей.
Эвгемер. Это был лишь реванш: он отправился убивать персов, но до того персы явились, чтобы убивать греков; он помчался на Кавказ, в обширные пределы скифов, но эти скифы дважды опустошали Грецию и Азию. Все народы во все времена подвергались грабежам, порабощению и истреблению со стороны других народов. Говоря «солдат», мы говорим «вор». Каждый народ отправляется грабить своих соседей во имя своего бога. Разве мы не видим сейчас, что римляне, наши соседи, выходят из логова, образуемого семью холмами, для того, чтобы грабить вольсков, антийцев, самнитов? Скоро они придут грабить и нас, если научатся строить лодки. С того момента, как они узнали, что жители Вейн, их соседи, имеют в своих закромах немного пшеницы и ячменя, они заставили своих жрецов-фециалов объявить справедливым грабительский поход против вейентов. Разбой стал священной войной. У римлян есть оракулы, повелевающие убивать и грабить. У вейентов, с своей стороны, есть также оракулы, предсказывающие им, что они украдут римскую солому. Наследники Александра разворовывают сейчас для себя провинции, которые раньше они разворовывали для своего грабителя-господина. Таким был, таков есть и таковым всегда будет человеческий род. Я объездил половину Земли и видел там только безумства, несчастья и преступления.
Калликрат. Могу ли я спросить вас, встретили ли вы среди стольких народов хоть один справедливый?
Эвгемер. Ни одного.
Калликрат. Скажите же мне, какой из них наиболее глуп и зол.
Эвгемер. Тот, что более других суеверен.
Калликрат. Но почему самый суеверный народ – самый злой?
Эвгемер. Потому что суеверные считают, будто они выполняют из чувства долга то, что другие делают по привычке или в припадке безумия. Заурядный варвар, такой, как грек, римлянин, скиф, перс, после того как он в добрый час совершил убийство, грабеж, выпил вино тех, кого только что убил, и изнасиловал дочерей убитых отцов семейств, более ни в чем не нуждается и становится кротким и гуманным, чтобы расслабиться. Он прислушивается к чувству жалости, заложенному природой в глубине человеческого сердца. Он подобен льву, прекратившему преследование добычи с того момента, как он не чувствует себя больше голодным. Но суеверный человек напоминает тигра, продолжающего убивать и терзать добычу даже тогда, когда он сыт. Верховный жрец Плутона говорит ему: «Истребляй всех поклонников Меркурия, поджигай все дома, убивай всех животных»; и мой святоша почел бы себя святотатцем, если бы оставил живыми хоть одного ребенка и одну кошку на территории Меркурия.
Калликрат. Как! На свете существуют такие страшные народы, и Александр не истребил их, вместо того чтобы идти к Гангу и нападать там на мирных и человеколюбивых людей – тех, кто, если верить рассказам, изобрел философию?
Эвгемер. Разумеется, нет; он, как стрела, пронесся сквозь одно из маленьких племен фанатичных варваров, 6 которых я сейчас говорил; и поскольку фанатизм не исключает подлости и трусости, эти жалкие люди попросили у него пощады, льстили ему, выдали ему часть награбленного ими золота и получили разрешение грабить и впредь.
Калликрат. Значит, человеческий род ужасен?
Эвгемер. Среди обширного числа этих зверей встречаются иногда овцы, но большинство их – волки и лисы.
Калликрат. Я хотел бы понять, откуда эта огромная диспропорция в пределах одного и того же рода?
Эвгемер. Говорят, происходит это потому, что лисы и волки пожирают овец.
Калликрат. Нет, мир этот слишком несчастен и страшен; я бы хотел знать, откуда берется столько бедствий и глупостей.
Эвгемер. И я бы хотел того же. Давно уже, возделывая свой сад в Сиракузах, я об этом грежу.
Калликрат. Прекрасно! И что это были за грезы? Скажите мне, прошу вас, немногословно, всегда ли наша Земля была населена людьми? И вообще, всегда ли существовала она сама? Есть ли у нас душа? Вечна ли эта душа, как считают вечной материю? Существует ли один бог или множество? Что эти боги делают, почему они милостивы? Что такое добродетель? Что такое порядок и беспорядок? Что такое природа? Имеет ли она законы? Кто эти законы установил? Кто изобрел общество и искусства? Какое правление наилучшее? И особенно – в чем самый верный секрет, помогающий избегать опасностей, коими каждый человек окружен на каждом шагу? Все остальное мы исследуем в другой раз.
Эвгемер. Да это разговор не меньше чем на десять лет, если беседовать по десяти часов ежедневно!
Калликрат. А между тем обо всем этом шла вчера речь у прекрасной Евдоксии, и беседовали между собой самые приятные в Сиракузах люди.
Эвгемер. Ну, и какой же был сделан вывод?
Калликрат. Да никакого. Там присутствовали два жреца – Цереры и Юноны, и дело кончилось их взаимной перебранкой. Так откройте же мне без стеснения все ваши мысли. Я обещаю вам не спорить с вами и не выдавать вас жрецу Цереры.
Эвгемер. Отлично! Задайте мне ваши вопросы завтра; я попытаюсь вам ответить, но не обещаю вас удовлетворить.
Эвгемер был сиракузским философом, жившим в век Александра. Он путешествовал, как Пифагор и Зороастр. Он мало писал; под его именем до нас дошло только это небольшое сочинение. – Примеч. Вольтера.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Одно из высших литературных достижений Вольтера, сатирическая поэма “Орлеанская девственница” посвящена событиям Столетней войны и личности Жанны д’Арк. Вольтер развенчивает слащавую и ханжескую.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер – крупнейший французский писатель и мыслитель XVIII века, имя которого стало олицетворением эпохи Просвещения. В своём самом знаменитом произведении «КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ» [1759] –.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Молодик, який увесь час жив серед гуронів в Америці, сходить на берег у Нижній Бретані, де один священик та його сестра признають у ньому свого племінника. Оскільки він завжди наївно говорить те, що.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Настоящее издание отпечатано в количестве девятисот экземпляров, девяносто из которых изготовлены в переплетах из черной кожи, с трехсторонним золотым обрезом и пронумерованы.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
«Он въехал в огромный город через древние ворота, совсем варварские с виду и оскорблявшие взор своей отвратительной грубостью. На всей этой части города лежал отпечаток того времени, когда она была.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны “Философские повести”, прежде всего “Задиг, или Судьба” (1747), “Кандид, или Оптимизм” (1759), “Простодушный” (1767). Писатель.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Дюкло Шарль Пино, Руссо Жан-Жак, Жан де Лафонтен, Фенелон Франсуа, Бернар Катрин, де Келюс Анн Клод Филипп и др.
В сборник, представляющий интересный и самобытный жанр французской литературы, вошли произведения Ш. Перо, М. д’Онуа, А. Гамильтона и других авторов. Столетняя история французской литературной сказки.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны “Философские повести”. Писатель блистательно соединил традиционный литературный жанр, где раскрываются кардинальные вопросы бытия.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
“Dialogues d’Evhemere”. Это последнее обобщающее философское сочинение Вольтера было опубликовано в 1777 г. В нем трактовка Вольтером важнейших мировоззренческих проблем развивается в полемике.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер (1694-1778) – псевдоним Франсуа-Мари Аруэ, философа и писателя, стоявшего во главе просветительного движения во Франции. Не одно десятилетие он был «властителем дум» не только в своей стране.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Автор уявляє собі, що Мікромегас, житель планети Сіріус, за своїми розмірами велетень, дістав присуд про те, що йому упродовж численних років заборонено з’являтися при дворі, оскільки він надрукував.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
В илюстрированное издание сочинений Вольтера вошли такие известные его произведения, как философская повесть «Кандид, или Оптимизм», трагедия «Танкред», философское сочинение «Диалоги Эвгемера».
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер (1694–1778) – псевдоним Франсуа-Мари Аруэ, философа и писателя, стоявшего во главе просветительного движения во Франции. Не одно десятилетие он был «властителем дум» не только в своей стране.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Из огромного художественного наследия Вольтера наиболее известны “Философские повести”, прежде всего “Задиг, или Судьба” (1747), “Кандид, или Оптимизм” (1759), “Простодушный” (1767). Писатель.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер (1694—1778) – псевдоним Франсуа-Мари Аруэ, философа и писателя, стоявшего во главе просветительного движения во Франции. Не одно десятилетие он был «властителем дум» не только в своей стране.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Вольтер (1694 – 1778) – псевдоним Франсуа-Мари Аруэ, философа и писателя, стоявшего во главе просветительного движения во Франции. Не одно десятилетие он был «властителем дум» не только в своей.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Парадоксальное смешение глубоких философских идей и остроумной пародии на приключенческие романы – «Философские повести» Вольтера впервые показали, что самые глубинные, кардинальные вопросы бытия.
Вольтер Франсуа Мари Аруэ Вольтер
Два памфлета – «Письмо некоего духовного лица иезуиту Ле Телье» и «Рассказ об одном диспуте в Китае» – вошли как главы XVII и XIX в большой «Трактат о веротерпимости в связи со смертью Жана Каласа».
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
Философия – рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) – философия, цитаты
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)
(1694-1778)
«Как бы там не было . моя основная цель состоит в том, чтобы узнать общественное человека »
Французское Просвещение – это целая плеяда выдающихся имен и талантливых работ, конструктивных идей и оригинальных реформаторских проектов. Мыслители этого периода в принципе были единомышленниками. Они, так сказать, «тянулись» друг к другу, хотя и не всегда разделяли взгляды «партнеров», поддерживали между собой дружеские отношения. Если бы целью исследования было выявление «души» Просвещения, мы говорили прежде всего о Вольтера. Как отмечает В.Кузнецова, «историческая роль Вольтера определяется прежде всего тем, что он оказался основателем,« патриархом »и на протяжении более чем 60 лет своей творческой деятельности оставался активным и влиятельным представителем французского Просвещения» (Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / / Вольтер. Философские сочинения. – М., 1989. – С.5).
Вольтер родился в семье парижского нотариуса, учился в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже, проявил незаурядные способности, среди которых выделялась острота ума, чувство ситуации и точное слово, которое сопровождало его на протяжении жизни. В 12-летнем возрасте при содействии аббата де Шатонеф Вольтер вошел в круг парижских вольнодумцев. Под влиянием их критического восприятия действительности формировались его проницательный ум, общее мировоззрение, свободомыслие. За критику, направленную на герцога Филиппа Орлеанского, после окончания коллегиума Вольтер был заключен в Бастилию. Дальше – больше: ссора с кавалером де Роганом и . снова Бастилия. Затем – высылка из Парижа, поездка в Англию, знакомство с английской философией и ньютоновской естествознанием, первые философские, исторические и литературные трактаты.
Вернувшись в Париж, Вольтер публикует «Философские письма», которые принесли ему признание и . вызвали резкое неприятие официальными кругами: по решению парламента это произведение было сожжено как таковой, который «противоречит религии, добрым нравам и уважении к власти».
Последнее, между тем, философа не остановило. Он пишет «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона», сотрудничает с энциклопедистами, публикует свою знаменитую «Философию истории».
Всего Вольтер прожил яркую и драматическое жизни. Историк и публицист, поэт и философ, страстный и яростный борец против религиозного мистицизма, он вошел в историю как вождь Просвещения, «король вольнодумцев», «оракул новых философов». Драматургическое творчество открыла Вольтеру путь в «высший свет», принимавший представителя «третьего мира» лишь условно, как человека талантливого, но ниже. Свободолюбивая же натура поэта и философа стремилась к равенству и справедливости. Колючая ответ на адрес одного из аристократов привела к аресту поэта и двухнедельного заключения в Бастилии, изгнание из Франции и вынужденного проживания до конца своих дней сначала в Англии, впоследствии-в Германии и на границе Швейцарии и Франции. За несколько месяцев до своей смерти Вольтер переехал в Париж.
Философское наследие Вольтера является огромной. Практически все, что вышло из-под пера мыслителя, – драматургические произведения, стихи, памфлеты и т.д., – можно рассматривать как произведения философского направления и значение. Главными философскими сочинениями Вольтера является «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Кандид».
Философия Вольтера полна противоречий: сокрушительная критика католицизма совпадает с признанием бытия Бога и регулятивной функции религии; рядом с язвительной эссе против абсолютизма – признание необходимости «просвещенного монарха», идеалом которого для Вольтера был . Петр; нескрываемое возвеличивание английской революции, которая практически и однозначно инфицировала «революционистськи симпатии» возбужденной французской молодежи, сочеталось с теоретически взвешенным обоснованием преимуществ социальных реформ, мирного реформирования общества «сверху», уравновешенного «просветительского правления».
Находясь под сильным влиянием ньютоновской механики, природу Вольтер рассматривал как своеобразный часовой механизм, где все формы органической и неорганической материи движутся благодаря внешней силе, предоставила миру первый механический толчок. Понятно, что это дело Бога, который, по мнению Вольтера, является единственным разумным мировым началом, действующего . по законам классической механики.
В противоположность религиозно-мистическом учению, существование Бога Вольтер пытается доказать рационалистическим образом. По его мнению, религия имеет практическую пользу: идея «Бога» регулирует межчеловеческие отношения, она нужна как своеобразная «узда» для трудового люда, как гарантия общественного порядка. Христианство Вольтер истолковывал как учение, которое оберегает институт частной собственности и нравственные устои европейской цивилизации XVIII века.
Всю свою жизнь Вольтер был . монархистом. Философ критиковал феодальные порядки, в противовес которым обосновывал идею просветительской конституционной монархии как наиболее привлекательную форму государственного устройства. Он отвергал не только коммунистические идеалы Мелье, но и умеренный еголитаризм Руссо с его обоснованиями преимуществ народовластия. Неравенство Вольтер считал вечным законом природы.
И все же свободомыслие принимало у Вольтера гору. Как писал о нем А. Пушкин, «если первенство чего-нибудь стоит, то вспомните, что Вольтер пошел новым путем – и внес светильник философии в темные архивы истории». Своим творчеством Вольтер подготовил «философский фундамент» Просвещения, углубил спектр философского постижения действительности, ввел в него новые проблемы, а главное – вернул философию к реальной человеческой жизни, истории и культуры как ее (философии) главной тематики.
Философию Вольтер определял как любовь к мудрости. Предметное поле философии является необъятным. По мнению Вольтера, сюда входит все то, что привлекает к себе внимание человека. Мыслитель рассматривал физическую теорию Ньютона и роль религии в обществе, вопросы здравоохранения и социально-политические отношения, особенности развития художественной культуры и природу человека, проблемы морали и т.п.. Казалось бы, разнообразие проблематики «размывает» целостность философского видения действительности Вольтером. Однако это не так. За фасадом множественности сюжетов четко прослеживаем главную линию его размышлений – раскрытие тайны человеческого бытия в истории, изучения культуры народов как единого природного основу достижения равенства и справедливости в организованном обществе.
Человека Вольтер рассматривал как существо общественное, живущий в окружении себе подобных общественных существ. В своих действиях человек выходит из практических потребностей. По природе все люди равны и обладают естественным правом реализации свободы. Для упорядочения и согласования действий люди «молча» передают государству все общие руководящие функции. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить «естественные права» людей, важнейшими из которых являются свобода, равенство перед законом и неделимая собственность на продукты своего труда.
Вольтер отстаивал идеал «просвещенного абсолютизма», что достигается благодаря прочному союзу философов и правителей. Первым, по его мнению, принадлежит законодательная власть, вторым – исполнительная; философы просвещают председателя обладателей истинными принципами общественного устройства, обладатели реализуют эти принципы, воплощая их в новых законах и повседневной практике руководства государством. Науку и культуру, образование и философию Вольтер рассматривал как фактор социально слаженного жизни властителей и подданных. При этом философ указывал на необходимость постоянного реформирования общества, поскольку любой застой или отказ обладателя осуществить ту или иную прогрессивную реформу угрожают революционным взрывом народных масс.
Гениальной мнение Вольтера о культурном единстве человеческой истории. Философ отказывается от европоцентристськои традиции, которая доминировала в то время, и начинает широкое изучение истории культуры и образа жизни китайцев, арабов, индийцев, русских и других народов мира. В противовес идее провинциализма, доминировавшей в тогдашней историографии и социологии, Вольтер развивает идею прогрессивного развития человеческой истории на основе ее внутренних законов. В своих трудах «Философия истории» и «Опыт о все общую историю и о нравах народов» философ рассматривал историю как последовательное развитие от варварства к цивилизации. При этом, важными факторами этого развития Вольтер считал науку, трудовую и творческую деятельность человека.
Альфой и омегой философского творчества Вольтера есть свобода. «Король вольнодумцев» называет свободу простой и одновременно запутанной философской проблемой. Очищая ее от химер, Вольтер определяет свободу как «свойство думать все, что угодно, и действовать во всем согласно собственной воле». Свобода, по мнению философа, является весомым подарком Бога человеку. Однако, випестувавшы человека в определениях свободы, Бог, по сути, теряет свою власть над ней. Более того, человек, считал Вольтер, никогда «не могла получить от Бога чувство своей воле, если бы такой у нее не было». Итак, свобода является феноменом исключительно человеческим. Она выступает как свойство проявлять свою волю и действовать. «Сам Бог, – заключает Вольтер, – может быть свободным только в этом смысле. Он пожелал и он сделал это, как считал нужным ».
Вольтер
Биография
Два звездочета сказали Вольтеру, что тот проживет до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть, он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлетов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.
Вольтер, уехавший в Англию писателем и вернувшийся мудрецом, сделал неоспоримый вклад в особую форму познания мира, его имя стоит в одном ряду с Дени Дидро и Жан-Жаком Руссо. Писателю, в жилах которого не было ни капли дворянской крови, благоволили великие правители – российская императрица Екатерина II, король Пруссии Фридрих «Старый Фриц» II и владелец швейцарской короны Гюстав III.
Мыслитель оставил потомкам повести, поэмы, трагедии, а его книги «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба» разошлись на цитаты и крылатые выражения.
Детство и юность
Франсуа-Мари Аруэ (имя философа при рождении) родился 21 ноября 1694 года в городе любви – Париже. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. К сожалению, Мари Маргерит Домар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.
Памятник Вольтеру
Не сказать, что отношения маленького Франсуа и его родителя были дружественными, поэтому неудивительно, что уже в зрелом возрасте Аруэ объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна – нищего поэта и мушкетера. Франсуа Аруэ-старший отдал свое чадо в иезуитский коллеж, который ныне носит название лицея Людовика Великого.
В этом колледже Вольтер обучался «латыни и всяким глупостям», потому что юноша хоть и получил серьезную литературную подготовку, но на всю жизнь возненавидел фанатичность местных отцов-иезуитов, которые ставили религиозные догмы превыше человеческой жизни.
Дом Вольтера
Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа был быстро пристроен в адвокатскую контору. Вскоре молодой человек понял, что юридическая наука, которой благоволит древнегреческая богиня Фемида, не его стезя. Поэтому, чтобы разбавить зеленую тоску яркими красками, Вольтер взялся за чернильницу и перо не для переписи документов, а для сочинения сатирических рассказов.
Литература
Когда Вольтеру исполнилось 18 лет, он сочинил первую пьесу и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. Через два года Франсуа-Мари Аруэ уже успел снискать в парижских салонах и у искушенных дам и господ славу короля насмешек. Поэтому некоторые литературные деятели и высокопоставленные лица боялись найти публикацию Вольтера, выставляющую их перед обществом в дурном свете.
Писатель Вольтер
Но в 1717 году Франсуа-Мари Аруэ поплатился за свои остроумные сатиры. Дело в том, что талантливый молодой человек высмеял регента французского королевства при малолетнем короле Людовике XV – Филиппа II Орлеанского. Но правитель не отнесся к стишкам Вольтера с должным юмором, поэтому сочинитель был отправлен на год в Бастилию.
Но в месте лишения свободы Вольтер не потерял свой творческий пыл, а наоборот, начал усиленно заниматься литературой. Оказавшись на воле, Вольтер получил признание и славу, потому что на подмостках театра «Комеди Франсэз» прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.
Вольтер рассказывает басню
Молодого человека стали сравнивать с именитыми французскими драматургами, поэтому поверивший в свой литературный талант Вольтер сочинял одно произведение за другим, причем это были не только философские трагедии, но и романы, а также памфлеты. Писатель опирался на исторические образы, поэтому завсегдатаи театров могли узреть на сцене актеров, переодетых в Цезаря, Брута или Магомета.
Итого в послужном списке Франсуа-Мари Аруэ 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также Вольтер культивировал и аристократические жанры поэзии, из-под его пера нередко выходили послания, галантная лирика и оды. Но стоит сказать, что писатель не боялся экспериментировать и смешивать, казалось бы, несовместимые вещи (трагичное и комичное) в одном флаконе.
Он не побоялся разбавлять рациональную холодность нотами сентиментальной чувствительности, а также в его античных произведениях нередко фигурировали экзотические персонажи: китайцы, ираноязычные скифы и исповедующие зороастризм гербы.
Что касается поэзии, то классическая эпопея Вольтера «Генриада» вышла в свет в 1728 году. В этом произведении великий француз осуждал королей-деспотов за их неистовое почитание Бога, используя не вымышленные образы, а реальные прототипы. Далее, приблизительно в 1730 году, Вольтер трудится над основополагающей сатирической пародийной поэмой «Орлеанская девственница». Но сама книга впервые была напечатана только в 1762-ом, до этого выходили анонимные издания.
Книга Вольтера «Орлеанская девственница»
«Орлеанская девственница» Вольтера, написанная силлабическим двенадцатисложником, окунает читателя в историю реально существующей личности, небезызвестной национальной героини Франции Жанны д’Арк. Но произведение писателя – отнюдь не биография командующей войсками, а сплошная ирония на устройство французского общества и церковь.
Стоит отметить, что этой рукописью зачитывался в молодости Александр Сергеевич Пушкин, российский поэт даже стремился подражать Вольтеру в своей поэме «Руслан и Людмила» (но, повзрослев, Пушкин адресует в адрес «французского наставника» весьма критическое произведение).
Бюст Вольтера
Помимо прочего, Франсуа-Мари Аруэ отличился и философской прозой, которая приобрела невиданную популярность среди современников. Мастер пера не только погружал держателя книги в приключенческие истории, но и заставлял задумываться о тщетности бытия, величестве человека, а также о бессмысленности чистого оптимизма и абсурдности идеального пессимизма.
Произведение «Простодушный», вышедшее в 1767 году, рассказывает о злоключениях приверженца «теории естественного права». Эта рукопись является смесью лирической стихии, романа-воспитания и философской повести.
Сюжет вращается вокруг типичного персонажа – благородного дикаря, эдакого Робинзона Крузо эпохи Просвещения, который иллюстрирует врожденную нравственность человека до его соприкосновения с цивилизацией. Но также стоит обратить внимание на новеллу Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая вмиг стала мировым бестселлером.
Сочинение долгое время пылилось за беспросветным занавесом, так как произведение было запрещено из-за непристойности. Интересно то, что сам сочинитель «Кандида» считал этот роман глупостью и даже отказывался признавать свое авторство. «Кандид, или Оптимизм» чем-то напоминает типичный плутовской роман – жанр, сложившийся в Испании. Как правило, главное действующее лицо такого произведения – авантюрист, который вызывает симпатию.
Книга Вольтера «Кандид, или Оптимизм»
Но самая цитируемая книга Вольтера наделена абсурдом и гневным сарказмом: все приключения героев придуманы для того, чтобы высмеять общество, правительство и церковь. В особенности попал под опалу саксонский философ Готфрид Лейбниц, пропагандирующий учение, описанное в «Теодицее, или Оправдании Бога».
Римско-католическая церковь занесла эту книгу в черный список, однако это не помешало «Кандиду» снискать поклонников в лице Александра Пушкина, Гюстава Флобера, Федора Достоевского и американского композитора Леонарда Бернстайна.
Философия
Случилось так, что Вольтер вновь вернулся в холодные стены Бастилии. В 1725–1726 году между литератором и шевалье де Роганом произошел конфликт: провокатор позволил себе публично высмеять Франсуа-Мари Аруэ, который под псевдонимом Вольтер якобы пытался скрыть свое недворянское происхождение. Так как автор трагедий за словом в карман не полезет, он позволил заявить обидчику:
«Сударь, мое имя ждет слава, а ваше – забвение!».
За эти дерзкие слова француз поплатился в буквальном смысле – он был избит лакеем де Рогана. Таким образом, писатель почувствовал на собственном опыте, что такое предвзятость, стал ярым защитником справедливости и социальных реформ. Выйдя из зоны отчуждения, ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию.
Примечательно, что государственное устройство Соединенного Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви.
Портрет Вольтера
Свои впечатления о путешествии по островному государству французский мыслитель изложил в трактате «Философские письма», пропагандируя в нем учения Джона Локка и отрицая материалистическую философию. Основными идеями «Философских писем» были равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Также Вольтер колебался в вопросе насчет бессмертия души, он не отрицал, но и не утверждал тот факт, что существует жизнь после смерти.
А вот в вопросе о свободе человеческой воли Вольтер переходил от индетерминизма к детерминизму. Людовик XV, узнав о трактате, приказал сжечь труд Вольтера, а самого автора непарадного произведения отправить в Бастилию. Чтобы избежать третьего заключения в камере, Франсуа-Мари Аруэ отправился в Шампань, к своей возлюбленной.
Эксцентричный Вольтер диктует письмо
Вольтер, сторонник неравенства и рьяный противник абсолютизма, критиковал устройство церкви в пух и прах, однако он не поддерживал атеизм. Француз был деистом, то есть признавал существование Творца, но отрицал религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Но в 60–70-е годы Вольтером овладели скептические мысли. Когда современники спросили просветителя, существует ли «высшая инстанция», он ответил:
«Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».
Хотя Вольтер, вопреки желанию отца, так и не стал адвокатом, в дальнейшем философ занимался и правозащитной деятельностью. В 1762 году автор «Кандида» участвовал в петиции по отмене смертного приговора торговцу Жану Каласу, который стал жертвой предвзятого суда из-за иной конфессии. Калас олицетворял христианскую ксенофобию во Франции: он был протестантом, тогда как другие исповедовали католицизм.
Философ Вольтер
Причина, по которой Жан в 1762 году был казнен через колесование, – самоубийство его сына. В то время человек, собственноручно сводивший счеты с жизнью, считался преступником, из-за чего его тело публично таскали на веревках и вешали на площади. Поэтому семья Каласа представила самоубийство отпрыска как убийство, и суд посчитал, что Жан умертвил молодого человека, потому что тот принял католицизм. Благодаря Вольтеру через три года Жан Калас был реабилитирован.
Личная жизнь
В свободное от сочинения трактатов и философских дум время Вольтер играл в шахматы. На протяжении 17 лет соперником француза был иезуит отец Адам, который жил в доме Франсуа-Мари Аруэ.
Возлюбленной, а также музой и вдохновительницей Вольтера была маркиза дю Шатле, страстно любившая математику и физику. Этой барышне даже доводилось переводить фундаментальный труд Исаака Ньютона в 1745 году.
Эмили была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед мужчиной должны быть выполнены только после рождения детей. Поэтому барышня, не преступая рамок приличия, окуналась в мимолетные романы с математиками и философами.
С Вольтером красавица познакомилась в 1733 году, а в 1734 предоставила убежище от повторного заключения в Бастилии – полуразрушенный замок супруга, в котором философ провел 15 лет своей жизни, возвращаясь туда из многочисленных поездок.
Вольтер в старости
Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюбленные зачастую решали сложные задачи. Осенью 1749 года Эмили умерла после рождения ребенка, и Вольтер, потерявший любовь всей своей жизни, погрузился в депрессию.
Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал денег на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.
Смерть
В последние годы жизни Вольтер был популярен, каждый современник считал своим долгом посетить швейцарский дом премудрого старца. Философ прятался от французских королей, но с помощью уговоров вернулся в страну Сезанна и пармезана, где и умер в возрасте 83-х лет.
Саркофаг Вольтера
Останки автора замысловатых высказываний и взглядов были захоронены в национальной усыпальнице в Пантеоне (Париж).
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение
В ольтер (Франсуа-Мари Аруэ) – французский философ-просветитель, один из величайших мыслителей XVIII века.
Он не только философ, но и поэт, прозаик, сатирик, трагик, экономист, историк и публицист. Биография Вольтера и его труды стали примером для подражания и «настольными книгами» для многих поколений просвещенных людей.
Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан.
Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания.
Хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.
Франсуа-Мари Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа. К сожалению мать Вольтера умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.
Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.
Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни. Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции. Но один год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.
В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».
Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности.
Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье де Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение. Вольтер позволил заявить обидчику: «Сударь, мое имя ждет слава, а ваше – забвение!». Тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света. Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию и был освобождён с условием выезда за границу.
Ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию, где он прожил с 1726 по 1729 год. Примечательно, что государственное устройство Соединенного Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви. Именно в этой стране он углубленно начал изучать политику, философию, историю Европы и мира, литературу.
Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатле (с которой прожил 15 лет). Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюбленные зачастую решали сложные задачи.
Будучи обвинён в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.
В 1745 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук. Но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, Вольтер порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме).
Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии. Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: в Швейцарской ЛозаннеТурнэ и – рядом с республикой Женева во Франции – Ферне (1758), где жил почти до самой смерти.
Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых операций. В 1776 году его годовой доход составил 200 тысяч ливров, что превращало философа в одного из богатейших людей Франции.
Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал денег на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.
В феврале 1778 года философ приехал в столицу Франции, где ему был устроен восторженный прием. Он был назначен директором Академии наук, продолжал писать пьесы и даже задумался о том, чтобы переработать французский академический словарь.
Умер Вольтер в Париже 30 мая 1778 года от рака предстательной железы. Захоронен в национальной усыпальнице в Пантеоне (останки философа туда перенесли во время революции).
Если вам не хватает эмоций или просто позитива – стоит прочесть несколько строк признанных авторов и жизнь начнет наполняться красками – бурлить и переливаться, словно горный ручей в своей обжигающей прохладе.
Франсуа-Мари Аруэ Вольтер: сочинение Ссылка на основную публикацию