Высший свет в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Светское общество в романе Война и мир Льва Толстого

В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу главных городов России в описываемый исторический период.

Санкт-Петербург являлся в то время столицей российской империи, а так же считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.

Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам. Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Князь Василий хитростью присваивает себе доходы молодого графа и женит его на своей развратной дочери Элен.

На фоне искусственного петербургского общества особняком стоят Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.

Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные, как петербуржцы. В тоже время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.

Ярким представителем дворянства Москвы является добрая и гостеприимная семья Ростовых. Их члены ближе к простому народу и к его традициям. В семье говорят на русском языке, хотя могут и на французском. Граф Илья Андреевич по-отечески заботится о своих крепостных людях. Во время Отечественной войны 1812 года сыновья Ростовых с оружием в руках защищают страну от французов.

Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени.

2 вариант

Особое место в романе Льва Толстого «Война и мир» занимает светское общество.

Сам роман начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь собран весь высший свет Петербурга! Здесь царят фальшивые улыбки, верность приличиям, наигранная вежливость. У всех героев вместо лиц маски, которые они меняют так, как им удобно. Анна Павловна является связующим звеном данного коллектива. Она направляет поток беседы, знакомит тех, кто еще не знаком.

Пьер, присутствующий на данном мероприятии, чувствует себя не уютно. Он открыт, сердечен, немного наивен. Пьер ведет себя свободно и непосредственно, поэтому он неприятен светскому обществу, которое стремится ему угодить из-за его скорого обогащения.

Князь Василий занимает не последнее место в салоне. К его мнению прислушиваются, его уважают и почитают. Ни одно светское мероприятие не обходится без Василия Курагина. Он не так уж и прост! В одном обществе он говорит одни вещи, а в другом уже отрицает то, что говорил ранее. Василий Курагин стремится угодить всем, поэтому лжет, но так, чтобы его репутация не была испорчена.

В советском обществе каждый знакомиться друг с другом ради какой-то цели. Например, Анна Михайловна на всех собраниях говорит про своего сына Бориса. Она хочет устроить его получше на службе, помочь ему сделать карьеру. Больше ничего не волнует Анну Михайловну. Она и говорит только об этом.

Князь Василий стремиться удачно устроить жизнь своих детей: сына Анатоля и дочери Элен. Судьба девушки складывается неплохо. Князю Василию удается хитростью женить дочь на Пьере, который стал богатым наследником. Элен — истинная светская барышня. Она очень красива, но ее красота холодна. Элен сосредоточена только на себе. В ней нет мягкости, чуткости, доброты. Она в открытую смеется над своим мужем, говорит ему всякие гадости.

Анатоль Курагин интересуется лишь светскими развлечениями. Отец пытался женить его на Марье Болконской, богатой девушке, но не удалось. Анатоль подлый и всегда готов на все ради себя. Он хотел заполучить Наташу силой, но девушка была вовремя остановлена.

Светское общество изображено автором с некоторой насмешкой. Писатель не принимает таких людей всерьез. Ему противна их фальшивость, примитивность мышления. Они ни на что не способны, кроме как красоваться друг перед другом. В них нет милосердия, доброты, открытости, которые составляют истинную красоту.

Про Светское общество

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей. Мир символизирует обыденную жизнь высших слоев общества, с простым народом читатель познакомится гораздо позже. В центре произведение стоит быт и существование знати, их поведение и взгляды.

Первым делом читатель оказывается в салоне Анны Шерер. Изначально автор хочет познакомить читателя с жизнью великого и холодного Петербурга. Город отличается своей красотой и великолепием, здесь много красивых зданий и построек. Какое же здесь общество? К сожалению, общение в среде петербуржцев оставляет желать лучшего. Приходя на бал, каждый преследует какие-то цели. Все разговоры абсолютно бессмысленные и отдают пустотой. Никому из аристократов на самом деле не интересно мнение и взгляд собеседника. Они ведут себя так, как положено. Общение уроженцев Петербурга переполнено ложью, лицемерием и подхалимством. Одни хотят вступить в брак, другие получить продвижение по службе или устроить карьеру. Именно на собрании у Анны Павловны можно встретить влиятельных людей.

Андрей Болконский не выносит этих собраний. Ему тошно находится среди этой лжи и наигранности. Пьер Безухов на фоне знати выглядит нелепо. Он говорит, что думает на самом деле. Пьер настоящий в отличие от остальных. Поведение петербургской знати сильно разоблачается, когда Пьер получает богатое наследство. До этого его считали дурачком и относились к нему соответственно. Как только он стал графом, всё вмиг изменилось. Графа Безухова все зауважали и начали расшаркиваться перед ним.

Московское общество противопоставляется Петербургскому. Здесь другая знать. В семье Ростовых царит совершенно другая атмосфера. Народ здесь открытый, отзывчивый и гостеприимный. На балах царит веселье, простота и радость. Здесь тоже бывают интриги и плохие вещи, но в общем здесь всё иначе. Аристократы открыты для людей. Они действительно слушают, что говорят другие и хотят понять окружающих людей. В Московской знати меньше эгоизма и самовлюбленности, не такой продажности, которая присутствует в петербуржцах.

Аристократическое общество отличается наигранностью, лицемерием и пустотой. К великой радости, не всё общество прогнило. Многие пороки свойственны только отдельно взятым категориям. Всегда и во все времена были хорошие и плохие люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Светское общество в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Непревзойденным мастером писательского стиля и юмора является великий американский писатель Генри. Он отличался всегда отличным чувством юмора и имел четкое ощущение того, что хочет прочитать читатель

По моему мнению, благородство показывает, в каком состоянии пребывает душа человека. В человеке либо присутствует благородство, или оно отсутствует. Данное качество начинает формироваться еще с детских лет.

«Книга» – как величественно и гордо звучит это слово. Написанные от руки, дорогие и тяжелые, и, в конце концов, очень ценные. Однако все это можно было сказать про те книги, которые писались в далеком прошлом

Про Великую Отечественную Войну было написано много произведений. Одним из таких и является роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты».

Мои мамины родители прибыли в это место, в Новосибирск, ещё в 50-х годах прошедшего столетия после того, как закончили учиться в Ленинградском политехническом университете.

Сочинение: Высший свет в романе Л. Толстого Война и мир

Высший свет в романе Л. Толстого «Война и мир»

Автор: Толстой Л.Н.

В романе “Война и мир” Толстой “со строгостью судьи и гражданина” вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России. Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое “я” как часть общечеловеческого “мы”. И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.

Совсем иное отношение у писателя к высшему свету — “завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей”, по выражению Лермонтова. С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со сливками этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к “приличьем стянутым маскам”, к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом. Пьер почувствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой “веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”. Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете, как рисует Толстой, “кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные”. Вспомним искаженные лица “скорбной” Друбецкой и “благостного” князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.

А охота на Пьера, ставшего богачом?! Ведь это целая “военная операция”, тщательно продуманная Шерер и князем Василием. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых — мышеловка захлопнулась.

Начинается осада Марии Болконской, богатой невесты для шалопая Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту операцию. О какой любви может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету?

С иронией, даже с сарказмом рисует Толстой “объяснение в любви” Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец не любит ее, однако требует за свое богатство объяснения в любви по всей форме. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, что он жену будет видеть редко. Все приемы хороши, чтобы добиться “славы, денег и чинов”. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства. А на самом деле такие, как Борис Друбецкой, вступали в это общество с одной целью — завести выгодные знакомства. Пьер же, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.

Ложь и фальшь в отношениях между людьми особенно ненавистны Толстому. С какой иронией он рассказывает о князе Василии, когда тот просто обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений! И все это под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы. Лжива и развратна и Элен Курагина, ставшая графиней Безуховой. Даже красота и молодость представителей высшего света принимают отталкивающий характер, ибо эта красота не согрета душой. Лгут, играя в патриотизм, Жюли Курагина, ставшая наконец-то Друбецкой, и ей подобные. Весь их патриотизм проявился в отказе от французской кухни и французского театра. Вспомним, с каким энтузиазмом двуличный князь Василий восхищается, говоря с гордостью пророка: “Что я говорил про Кутузова? Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона”. А когда до придворных дошло известие о сдаче Москвы французам, то князь Василий непререкаемо говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика”.

Толстому особенно ненавистна императорская “игра в войну”. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицынском Лугу — это одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В военной среде, которую Толстой знал хорошо, процветают карьеризм, служба “лицам, а не делу”, боязнь личной ответственности за принятое решение. Вот почему так невзлюбили многие офицеры честного и принципиального Андрея Болконского. Даже накануне Бородинского сражения офицеры штаба были обеспокоены не столько его результатом, сколько заботами о своих будущих наградах. Они внимательно следили за флюгером царской милости. С суровой беспощадностью Толстой “срывал все и всяческие маски” с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии — идеологии разъединения, эгоизма, тщеславия и презрения к людям.

Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

Негативное и критическое отношение к высшему свету в знаменитом на весь мир произведении “Война и мир” проявляется на протяжении всего романа. В данном произведении автор пытается отобразить всю полную картину жизни русского общества того времени. Причем отобразить автор старается все категории людей, от самых нищих и бедных, до самых богатых и обеспеченных.

Именно поэтому в течении всего произведения читатели встречаются с представителями абсолютно разных сословий и теми отношениями, которые в них происходят.

Лев Николаевич умело и профессионально пририсовывает каждого героя и персонажа, тем самым показывая свое к нему отношение. И это тоже нельзя не заметить, если к кому-то автор относиться с особой теплотой и доверием, то кто-то ему открыто неприятен.

К самым нелюбимым персонажам и героям данный автор как раз таки относит представителей высшего сословия. Описывая каждого из этих героев автор как бы специально снимает с них все фальшивые маски, которые они считают принятым носить постоянно.

Чтобы более подробно разобраться с группой людей, которые в этом романе относятся к представителям “высшего света” нужно постараться разобраться в каждом из них более тщательно. Некоторых из них волнует исключительно их личное отражение и так далее.

На фоне данных людей очень четко и явно отражаются благородные представители дворянства, к которым у автора совсем другое отношение. Ярким представителем таких людей в данном произведении является Андрей Балконский, который очень отличается от всех других героев. Так же другая героиня тоже может смело относиться к представителям данного сословия, и это Наталья Ростова, которая без сожаления может расстаться со всем своим добром, лишь для того, чтобы помочь солдатам.
Так же не произнося высоких слов и не ищя тщеславия борется на полях сражений Николай Ростов. К нему автор так же относиться с должным уважением.

Высший свет всегда очень явно был противопоставлен низшему, который издавна был вынужден подчиняться всем уговорам и требованиям высшего света.

Вариант №2

Л.Н. Толстой в произведении «Война и мир» преподнес читателям «высший свет» во всем его антураже: лицемерный, двуликий, обманчивый. Именно в нем идет смешение нравственного, эстетического мира с грязным и пошлым. Автор дает понять, что не стоит верить в обманчивые улыбки дам и господ. Совершенное общество не заботят такие понятия, как «милосердие», «забота», а только «власть» и собственное «благополучие».

Знакомство читателя с светскими гостями происходит еще в начале произведения. Салон Анны Шерер наполнен вельможами и дворянами, а сама хозяйка роскошного модного дома выставляется себя непоколебимой и возвышенной. Её волнует собственное обличие и то, как гости будут себя вести в её салоне. В таких модных домах Петербурга не грех себя показать во всей красе. Такой же типаж имеет и Элеонор Курагина, которая ищет любой шанс, чтобы продемонстрировать свою красоту высшим чиновникам. Г-жа Шерер излишни обеспокоена приличиями: поправляет гостей в разговорах, находит каждому круг общения – делает все, чтобы не упасть в грязь лицом. В данном королевстве обмана и притворства нет места чистосердечности и доброте Пьера. Стоило ему заявиться на пороге дома Шерер, как все взгляды бросились на него. Его верный друг – князь Болконский также не находит себе места, однако не потому что он «не вписывается» в общество, а потому, что оно ему осточертело.

«Прекрасные черты» высшего света проявляется не только на торжествах, но и в обыденных ситуациях. Бездушная меркантильная обстановка правит в жилье умирающего графа Безухова. В этой сцене юный Пьер Безухов никак не осознает, что к его персоне представлен интерес. Сын графа Безухова – единственный наследник по истинному завещанию. Чтобы заполучить «веление усопшего» князь Василий и княжны кружат возле графа и готовы растерзать злополучный портфель. Им мешает Анна Михайловна, которая догадалась о нечистых делах князей. Происходит интрига, в которой случается драка за мозаичный портфель с подлинным завещанием. Князьям нужно не упустить возможность ухватить кусочек наследства. В итоге, завещание не достается никому. Пьер, который непонимающе оценивал происходящее, остается еще и виноватым. Будто бы, по словам одной из княжон, он специально дожидался смерти отца.

Стоит немного упомянуть и слог «высшего света». Речь знати — язык офранцуженный, формулировки и выражения которого, невзирая на изящество, напичканы штампами, используемыми в вежливой форме разговора. В высшем свете Толстой показывает и антинародников. Такой, к примеру, Аракчеев, который ко всем новым законам относится с презрением. Он жесток, упрям и горд. Однако «можно ли обсуждать военных министров»? Такой риторический вопрос задает князь Болконский.

Высший свет в романе Л. Н. Толстого двуликий и невежественный. В своем романе автор выступает в роли судьи над верхушкой бюрократического аппарата, выставляет их такими, какими они являются на самом деле. В истинном человеке, по мнению писателя, должны быть следующие черты: доброта, простота, честность. Именно их и нужно воспитывать.

Сочинение на тему Высший свет Война и мир

В своем романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой показывает нам свое неблагоприятное отношение к так называемому “высшему свету” : лживому, лицемерному, криводушному и фальшивому. В каких-то героях он души не чает, других же презирает.
Читая произведение мы встречаем представителей разных сословий, от бедных до богатых. Если для Льва Николаевича ценным в человеке является простодушие и доброта, то говоря о высшем свете этого нет, для людей подобного общества нормальным является лживость и фальшь, о честности речи идти не может.

С первых страниц романа мы знакомимся со сливками общества в салоне Анны Шерер, всевозможными вельможами, дипломатами и дворянами. Взяв любого из них сняв фальшивые маски, лживые утонченные манеры, стерев весь внешний блеск, мы увидим пустое духовное убожество. Сама же Анна Павловна которую волнует лишь соблюдение внешних приличий и то, как гости будут вести себя в салоне, предстает нам возвышенной и непоколебимой. Сдержанная улыбка на ее лице и легко заметная неискренность, она будто бы следует четкой инструкции, своему шаблону слов, дел, мыслей и жестов, следя за тем чтобы в салоне ненароком не выскользнуло искреннее чувство, излишнее свободомыслие. Лев Николаевич отождествляет обладательницу помещения с владельцем предприятия, кой, «усадив трудящихся по местам, прохаживается по заведению, замечая очень громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход. ».

Присутствуют иные фрагменты произведения, где проявляется столь же меркантильная обстановка, к примеру в покоях умирающего графа Безухова, вспомните момент, когда у находящегося при смерти господина, портфель с завещанием озлобленно оскалившись разрывали “горем убитая” Друбецкая и князь Василий. В буквальном смысле началась облава на невинного наследника Пьера, единственного приемника, продуманная до мельчайших деталей князем Василием и Анной Шерор. Окружающих мало волнует состояние умирающего графа, им важно урвать побольше кусок от его наследства.

Писатель обнажает читателю пустую, эгоистичную, тщеславную советскую жизнь, духовно мертвую, лишенную ценности.

Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Маленький человек у Чехова разный. Он может прятать себя и свой внутренний мир в созданный им футляр. Почему-то люди сами делают свою жизнь скучной и однообразной. Кто от лени, кто от скудоумия. Живут каждый в своём мирке со своими повседневными заботами,

Картина «Лунная ночь на Днепре» написана известным русским художником Куинджи. Она произвела сильное впечатление на зрителей на его персональной выставке, будучи там единственной картиной.

Нравственное начало представляет собой внутренний компонент, который присущ человеку. Если мораль является неким внешним сводом своеобразных правил и норм, которые предписывается соблюдать человеку, то нравственность является внутренним ориентиром

Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.

Я думаю, что практически каждый житель нашей страны бывал на Черном море. Легко представить каким оно бывает в хорошую погоду: морская гладь блистает всеми оттенками голубого и синего цветов,

Мои бабушка и дедушка приехали сюда ещё в 50-х годах прошлого века после окончания Ленинградского политехнического института. Город занимает третье место по численности населения. Он один из крупнейших в Сибири. У него есть город-спутник – Академгородок,

«Высший свет» в романе Л. Н.Толстого «Война и мир»

Название: Высший свет в романе Л. Толстого Война и мир
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 21:26:48 04 марта 2011 Похожие работы
Просмотров: 45 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Скачать сочинение

Среди нелюбимых Толстым персонажей особенно много представителей так называемого «большого света». Они относятся как раз к тем людям, которые претендуют на главную роль в истории. Толстой отрицает какое-либо положительное их историческое значение в той же мере, как отрицательно относится к ним в смысле человеческом и нравственном.
Роман начинается со сцен, рисующих «высший свет», дворянское общество. Мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой хозяйкой. Ее характерная примета — шаблон дел, слов, жестов, даже мыслей: «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться». За этой характеристикой — авторская ирония и прямая неприязнь к персонажу.
Во многом подобен Анне Павловне другой герой «большого света» — князь Василий Курагин. Толстой так рисует его портрет: «. в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица». Автор дает лишь описание наружности князя, но мы уже знаем, что изображение признаков персонажа сочетается у Толстого с эмоциональным к нему отношением, которое он вызывает у читателя. Внешним портретом героя мы уже в известной степени подготовлены к восприятию цепи его низких поступков в дальнейшем развитии действия: стремится стать одним из наследников умирающего богатого вельможи — графа Безухова, а когда это ему не удается, ловит наследника графа — Пьера — и женит его на своей дочери Элен. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой: женить своего «беспокойного дурака» Анатоля на богатой княжне Волконской. Прочных убеждений, твердых моральных принципов Курагин не имеет. Удивительно метко и ярко показывает Толстой эту черту в поведении и высказываниях князя Василия в салоне Шерер, когда речь идет о возможности назначения Кутузова главнокомандующим.
В таком же ироническом освещении даны и посетители салона Шерер. Мелкие интриги, придворные
сплетни, балы, маскарады, праздность, карьера и богатство — вот их интересы, вот чем они живут. Все в этом салоне Толстому противно, как пропитанное насквозь ложью, фальшью, лицемерием, бездушием, актерством. В этом круге светских людей нет ничего естественного, непосредственного. Бесконечно далеки они от народа, его нужд, им незнакомо чувство родины, истинного патриотизма, они заняты лишь собой. Толстой не показывает этих трутней рядом с простыми людьми или на лоне природы. Их речь, жесты, мимика, поступки определяются условными правилами светского поведения. Во всем этом Толстой видит мертвое начало.
Одна из ненормальностей светской жизни, как это понимает писатель, — полное смешение в ней нравственных представлений и оценок. Нравственные понятия в свете не просто зыбки, но и искалечены. Ум здесь признают опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — нормальным.
О светском типе людей, изображенных Толстым в его романе, можно было бы сказать словами Пушкина: «Но в них не видно перемены, все в них на старый образец. » Не изменяются на протяжении всего повествования сами герои, не изменяется и отношение к ним автора.
К этой же категории светских людей относятся и молодые герои, такие, как Борис Друбецкой, ловко использовавший связи и обстоятельства, ставший фаворитом графини Безуховой и модным украшением салона Шерер, и Берг с его рассказами о собственном «героизме». Цель жизни этих персонажей — быть на виду, суметь получить «тепленькое местечко», богатую жену, создать себе выгодную карьеру, пробраться к «верхам».
Беспощаден Толстой к администраторам, вроде Растопчина, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом.
Толстой показывает антинародность и гражданской, и военной власти, паразитизм, духовное убожество, бюрократизм и карьеризм большинства ее носителей. Таков, например, Аракчеев — «исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе, как жестокостью. верный исполнитель-блюститель порядка и телохранитель государя. » Самый главный дворянин и помещик России — Александр I. В толстовском изображении его облик достаточно непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом: Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант».
Для Толстого характерна полифоничность изображения. Автор рассматривает героя с разных «точек зрения». В самых различных сутуациях показана Элен Курагина, и со всеми она ухитряется говорить по-разному, далеко не одинаково обходится она с любовниками и покровителями, знакомыми и родственниками.
В «Войне и мире» облик каждого героя неразделим с его языковой характеристикой. Язык дворянской знати — офранцуженный, выражения и обороты его, несмотря на изысканность, стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе для любого случая. Например, в «патриотических» письмах Жюли Карагиной к княжне Марье мы находим множество галлицизмов с примесью чувствительного стиля модного тогда сентиментализма в его жеманной, искусственной форме.
Писатель обличает светскую жизнь потому, что это, говоря его словами, «жизнь, озабоченная призраками, отражениями». Толстому не нравится всякая жизнь, если она духовно мертвая, если она лишена подлинно человеческих ценностей. Но именно такую мертвую, призрачную, отраженную жизнь и ведут представители «высшего света».

34724 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Высший свет» в романе Л. Н.Толстого «Война и мир»

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Высший свет в романе «Война и мир»

Отношение писателя к светскому обществу

Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.

Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.

Модный салон Шерер

В этогом сочинении на тему «Высший свет в романе «Война и мир» мы поподробнее остановимся на некоторых представителях светского общества. Знакомство читателя с миром избранных происходит в начале романа. Читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она тасует людей, как колоду карт, составляя кружки для беседы и строго наблюдая за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера. Чувствует себя лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер комфортное место, где можно блеснуть красотой и, делая умный вид, показать себя, как Элен Безухова. Попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна. Подыскать подходящих невест для своих сыновей, как князь Курагин.

В доме умирающего графа Безухова

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.

В плену у алчного графа

За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры. Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством. Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»

На службе в армии

Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.

Истинные дворяне

Но высший свет не ограничивается перечисленными героями романа. На их фоне ярче выделяются образы честных и благородных представителей дворянства. Неслучайно князь Андрей во время Отечественной войны отказывается служить при штабе. Ему неприятна борьба его сослуживцев за тёплое и сытое местечко. Он идёт туда, где кипит настоящая жизнь и его опыт и знания принесут пользу. Отец молодого князя болеет душой за Россию не меньше сына. Последние слова перед смертью обращены к Отчизне. «Душа болит», ‒ произносит старый человек. Безобидный и смешной Пьер планирует убить Наполеона. Наташа Ростова без сожаления расстаётся со своим добром, помогая раненым солдатам выбраться из Москвы. Марья Болконская не допускает мысли о том, чтобы остаться под властью врага и, едва похоронив отца, отправляется в долгий и опасный для девушки путь. Героически гибнет в бою шестнадцатилетний Петя. Не произнося высоких слов, рискует жизнью на полях сражений Николай Ростов. Уничтожает французов в тылу, создав партизанский отряд, Василий Денисов. Все они тоже люди высшего света, привыкшие к роскоши и богатству. Только эти герои не на словах, а на деле любят свою Родину и готовы пожертвовать всем ради её спасения от захватчиков. Именно такие дворяне являются, по мнению автора, надеждой и опорой государства Российского.

Сочинение на тему “Образ светского общества в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

В романе «Война и мир» Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества.

Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.

Петербург — столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.

Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья — семья Курагиных.

Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В изображения светского общества Толстой активно пользуется приемом «отстранения», позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом «отстранения», давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.

Роман «Война и мир» был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.

Читайте также:  Значение творчества Толстого для русской литературы: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×