Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

Основное меню:

Библиография:

Писатели – классики:

Советский период:

Поиск по сайту:

ИДЕЙНЫЙ ПЕРЕЛОМ ТОЛСТОГО

ИДЕЙНЫЙ ПЕРЕЛОМ ТОЛСТОГО

К концу XIX в. яснополянская усадьба превращается в своеобразный культурный центр, куда из разных концов России и других стран света приезжают писатели, учёные и общественные деятели, чтобы познакомиться с Толстым.

М. Горький с изумлением и гордостью писал: «Весь мир, вся земля смотрит на него, из Китая, Индии, Америки – отовсюду к нему протянуты живые трепетные нити, его душа – для всех и – навсегда».

В Ясной Поляне Толстого посещают писатели – И. С. Тургенев, А. А. Фет, А. П. Чехов, М. Горький, Н. С. Лесков, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, В. В. Вересаев и др.; художники – И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге,М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, В. А. Серов, Н. А. Ярошенко и др.; скульпторы – П. П. Трубецкой, И. Я. Гинзбург; композиторы и музыканты – С. И. Танеев. А. Б. Гольденвейзер, А. С. Аренский, К. Н. Игумнов; учёные – И. И. Мечников и др.

В 80-х и 90-х годах (с 1881 по 1901 г.) Толстой Последние в интересах детей, которых нужно было учить, годы жизни жил ПреиМуЩественно в Москве. Здесь, в Хамоз-ническом переулке (теперь улица Льва Толстого), он приобрёл себе дом.

Девятнадцать зим прожил Толстой в Москве (летом он неизменно уезжал в Ясную Поляну). Небольшой двухэтажный особняк в глубине сада привлекал к себе посетителей так же, как и яснополянская усадьба.

Толстой в Москве вёл такую же простую жизнь, как и в Ясной Поляне. Он сам возил себе на салазках воду, колол дрова, занимался сапожным ремеслом. До старости он сохранил замечательную физическую силу. Достаточно указать, что в семьдесят лет он легко катался на коньках, в семьдесят пять лет увлекался велосипедным спортом, в восемьдесят лет быстро ездил верхом на лошади. Помимо литературной работы, он по-прежнему много внимания уделял и общественной деятельности. В 1882 г. он принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населённый беднотой. С 1891 по 1894 г.- в неурожайные годы – он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам.

В конце 1901 г. Толстой опасно заболел воспалением лёгких. Несколько месяцев он лечился в Крыму, в Гаспре. Здесь он часто встречался с М. Горьким и А. П. Чеховым, которых очень любил и ценил. Прекрасную характеристику Толстого на этом этапе его жизни мы находим в воспоминаниях М. Горького.

Вернувшись из Крыма, Толстой снова поселяется в Ясной Поляне, где прошла почти вся его жизнь, и до конца дней уже не покидает её.

Развитие взглядов Толстого последовательно привело его к пересмотру всей предшествующей литературной деятельности.

В трактате «Так что же нам делать?» он пишет: «Мы произвели пропасть людей и великих писателей, разобрали этих писателей по косточкам и написали горы критик, и критик на критики, и критик на критики критик, и картинные галереи собрали, и школы искусств разные изучили до тонкостей, и симфонии, и оперы у нас такие, что уже нам самим трудно становится их слушать. А что мы прибавили к народным былинам, легендам, сказкам, песням, какие картины передали народу и какую музыку?» Толстой утверждает, что «литература, так же как и откупы, есть только искусная эксплуатация, выгодная только для её участников и невыгодная для народа».

Он приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, видя в ней лишь средство возбуждения греховных страстей. “В соответствии с этим взглядом он переходит в 80-х годах к художественным произведениям, в которых главной своей задачей ставит учить народ нравственности. Так появляется целый ряд его маленьких нравоучительных рассказов для народа: «Чем люди живы?», «Свечка», «Два старика», «Бог правду видит, да не скоро скажет» и т. п. Поучительная тенденция звучит и в более крупных его произведениях 80-90-х годов: «Смерть Ивана Ильича» ( 1886), «Власть тьмы» (1886), «Крейперова соната» (1890), «Плоды просвещения» (1891), «Хозяин и работник» (1895) и др.

В 80-х годах, с целью дать дешёвую и полезную литературу для народа, Толстой организует книжное издательство «Посредник». Книжки «Посредника» ценой в одну-полторы копейки в громадном количестве распространялись в народной массе.

Решение Толстого покончить с художественной литературой взволновало его друзей и поклонников. И. С. Тургенев, умирая, пишет ему в предсмертном письме: «Друг мой. вернитесь к литературной деятельности. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!»

Впрочем, и сама жизнь, и потребность в литературной деятельности, и желание осветить в широком художественном полотне своё новое отношение к действительности толкали Толстого к художественному творчеству. Под влиянием всего этого отношение его к искусству в 90-х годах снова меняется. Он приходит к мысли, что работа над художественными произведениями даст ему возможность выразить те взгляды, которые сложились у него в последние десятилетия. В 1891 г. он записывает в дневнике: «Стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи».

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века)

В начале 80-х гг. происходит решительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, на ее нравственные основы, на общественные отношения. “Со мной сделался переворот, – признавался писатель, – который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл”. Необходимо, утверждал Толстой, “отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться и быть милостивым”. Он не останавливался даже перед отрицанием завоеваний культуры, если они непонятны и чужды народу.

Будучи человеком последовательным и бескомпромиссным, Толстой готов был даже перечеркнуть и свое собственное художественное творчество. Прочтет ли мужик “Войну и мир”? Так ли нужна ему “Анна Каренина”? Очевидно, нет. В таком случае, они не нужны вообще.

Теперь Толстой на все жизненные явления смотрит глазами народа. Он последовательно и убежденно защищает интересы “земледельческого класса”, призывает к уничтожению зла и насилия во всех их проявлениях, но без применения силы. Эта теория получила название “непротивление злу насилием”.

Речь идет не о проповеди равнодушия, безразличия к господствующему злу, несправедливости, угнетению. Толстой призывает к борьбе с ними, но борьба эта не должна быть насильственной, кровной, ибо любое насилие (в том числе и революционное), по мнению писателя, только увеличивает зло. “Как огонь не тушат огнем, так зло не может потушить зла”, – писал Толстой в трактате “В чем моя вера?”.

Учение о нравственном самоусовершенствовании, о непротивлении злу насилием, которое Толстой рассматривал как действенное средство в борьбе с общественной несправедливостью, определило характер его творчества на рубеже XIX и XX вв. Новые взгляды писателя отразились не только в его публицистических, но и в художественных произведениях.

Твір на тему: Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века)

Related posts:

О творчестве Л. Н. Толстого В отличие от многих молодых авторов, публично дебютирующих ученическими произведениями, Л. Толстой вошел в художественную литературу уже полностью сложившимся, зрелым и самобытным писателем. Автобиографическая трилогия, которой ознаменовалось начало его творческого.

Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных.

О жизни и творчестве Л. Н. Толстого Однажды писатель В. В. Набоков, объясняя американским студентам значение творчества Льва Николаевича Толстого, прибегнул к следующему эффектному приему. Он погасил все лампы в зале и опустил шторы. “Зал, – рассказывал.

Гармония и красота в творчестве Л. Н. Толстого Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно… Депонт де Лиль, “Гипапсия” Человек всегда стремится к.

Рассказы, пьесы, повести Л. Н. Толстого конца XIX века Стремясь реализовать на практике свои новые требования к литературе, Толстой создает ряд народных рассказов (“Чем люди живы”, “Два брата и золото”, “Упустишь огонь – не потушишь”, “Много ли человеку земли.

Роль повести “Казаки” в творчестве Л. Н. Толстого Будущность России – казачество: свобода, равенство и обязательная военная служба каждого… Л. Толстой Работая над “Казаками”, Л. Н. Толстой записал в дневнике свои мысли о задачах искусства: “Дело искусства –.

Тема любви и долга в творчестве Толстого Творчество и образ жизни Л. Н. Толстого отражали его душевные метания, сомнения, религиозные догмы и личные правила. В произведениях, порой мучительно-длинных, почти нет места юмору, легкости бытия и изящно-небрежным диалогам.

“Вечные темы” в творчестве русских писателей 19 века Я думаю, что настоящая литература призвана раскрывать человеку глаза на мир, на окружающую действительность, на самого себя. Только привнеся в мироосознание что-то новое, писатель может заслужить себе место на литературном.

Начало пути М. Е. Салтыкова-Щедрина (о жизни и творчестве в 50-60 гг. XIX века) Салтыков родился в Тверской губернии, в дворянской семье. Образование он получил в Царскосельском лицее, том самом, в котором некогда учился Пушкин. Легко понять, как сильны были в лицее воспоминания о.

Россия в творчестве поэтов Серебряного века (Блок, Есенин, Маяковский) Такие поэты, как Блок, Есенин и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революцияи 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции.

Тема России в творчестве поэтов Серебряного века Мне интересно и дорого творчество поэтов конца 19 начала 20 в. – периода, обозначенного в истории русской литературы “серебряным веком”.Этот период отмечен именами таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин.

Новые тенденции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина (о сатирических циклах 70-х гг. XIX века) Новые тенденции, проявившиеся в пореформенной жизни, нашли всестороннее раскрытие в очерках Щедрина, объединенных названием “Дневник провинциала в Петербурге”. Повествование ведется от имени некоего провинциала, который, приехав в Петербург, предполагал найти.

Начало пути Н. А. Некрасова (о жизни и творчестве в 40-х гг. XIX века) Некрасов родился и первые годы своей жизни провел в Украине. Обычно местом рождения будущего поэта называют местечко Немиров Подольской губернии (сейчас Винницкая обл.). Затем были найдены документы, из которых следовало.

Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. Толстого Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было.

Развитие художественной прозы в последние десятилетия XIX века Русская проза в последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе прежде всего отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными.

Портрет Л. Н. Толстого работы И. Крамского В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его.

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Четвертый том романа “Война и мир” посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, “уже тысячи людей.

Мысль народная в романе Л. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не.

Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману “Война и мир”) Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показал, что война 1812 года с первых дней принимает народный характер. Армия Наполеона наступала. Она уничтожала и грабила захваченные города и.

Мир Гончарова (о жизни и творчестве писателя) И. А. Гончаров был убежден: дело литературы – изображать лишь то, что уже сложилось и отстоялось в жизни. Он исходил из убеждения, что “действительность, какая бы она ни была, нуждается.

Первый урок по теме “Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого” Первый урок по теме “Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого” всегда посвящен личности писателя, его биографии. Я провожу этот урок в форме урока-открытия. После изучения творчества Ф. М. Достоевского в.

Драмы души (Позднее творчество Л. Н. Толстого) Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер К концу 70-х – началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем.

Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе “Война и мир” Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят Толстым из Нагорной проповеди Христа. Вот почему Толстой воспринимал войну.

Каратаевщина (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Каратаевщина” – широкое литературоведческое и философское понятие, основой которого стал образ одного из самых значимых героев романа Толстого “Война и мир”. Этот персонаж – простой крестьянин Платон Каратаев – кардинальным.

Персонажи романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение”, над которым писатель работал с перерывами десять лет, является крупнейшим произведением “позднего” Толстого. Как и в предшествующих своих романах, Толстой дал в “Воскресении” очень широкую картину русской жизни.

Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого “Воскресение”) Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета.

“Петр Первый” А. Н. Толстого – исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое.

Перед портретом Л. Н. Толстого работы И. Н. Крамского Властитель дум русской интеллигенции Лев Николаевич Толстой не мог не привлечь к себе внимания художников. Его портрет писали такие мастера, как Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров.

Настоящая жизнь в понимании Толстого Настоящая жизнь – это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом. Толстой противопоставляет “жизнь ложную” и “жизнь настоящую”. Все любимые герои Толстого живут ”.

Сочинение на тему над чем меня заставил задуматься рассказ льва николаивича толстого кавказкий пленник Тема “Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого “кавказкий пленник”” В четвертую книгу для чтения Л. Толстой поместил повесть “Кавказский пленник”. Это реалистическое произведение, в котором ярко и.

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века)

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века)

В начале 80-х гг. происходит ре­шительный перелом во взглядах Толстого на жизнь, на ее нравст­венные основы, на общественные отношения. “Со мной сделался переворот, – признавался писатель, – который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга – богатых, ученых – не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл”. Не­обходимо, утверждал Толстой, “отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться и быть милости­вым”. Он не останавливался даже перед отрицанием

Лучшие люди из дворян в романе “Война и мир” Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л. Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской.

Образ Платона Каратаева в романе “Война и мир” С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера.

Правда жизни русской армии в “Севастопольских рассказах” Л. Н. Толстого Толстой родом из дворянской семьи и относился к высшему обществу Петербурга, но это высшее общество он не любил из-за его постоянного обмана и ненастоящих чувств. Толстому ближе был про стой.

Описание образа Ивана Васильевича в рассказе “После бала” Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, совершенной далее не над ним лично, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой.

Cлужение Отчизне и людям в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой создавал роман “Война и мир” в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В России шла напряженная общественно – политическая борьба, вызванная ломкой старого строя. Одним.

Молитва в жизни героев “Войны и мира” Для многих персонажей “Войны и мира” Бог, духовные искания, “свет” играют основную роль в жизни, и путь к божественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, всемогущую молитву им, конечно.

Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе Толстого Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе Л. Н. Толстого. Роман Толстого “Анна Каренина” произвел на меня большое впечатление. Я также прочитал критику этого романа и историю его написания и.

Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей Война и мир. Хотя писатель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре внимания автора –.

История написания романа “Анна Каренина” Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало его романа. Одиннадцать раз начинал он “Анну Каренину”, отбрасывая одну за другой не удовлетворявшие его страницы. В одном из.

Искания Константина Левина В критике 70-х гг. XX в. вы­сказывалось мнение, что Тол­стой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Пи­сатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал: “Связь постройки.

РОЛЬ ЭПИЗОДА “НА БАТАРЕЕ РАЕВСКОГО” В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Война 1812 Года всколыхнула всю Россию, наложила Отпечаток на судьбы многих людей. Она Объединила все общество, всех русских людей, Которые встали на защиту своего Отечества. Толстой Очень тонко прочувствовал эту.

Сочинения отец и сын болконские в романе Л. Н. Толстого “Война и Мир” В книге два отца и два сына Болконских. В сочинении речь пойдет и о старом князе Болконском, его взаимоотношениях с сыном, и о князе Андрее в роли отца. Только в.

“Необходимость” жизни в образе Платона Каратаева Фатальная “необходимость” жизни, воплощенная в Каратаеве, тоже выражает новые исторические закономерности, а не далекое прошлое “эпического состояния мира”, но эти закономерности преломляются в судьбе человека социальных низов, крестьянина. “Поступательное движение.

“Мысль народная” в романе-эпопее (о “Войне и мире” Л. Н. Толстого) Проблемы войны и мира. Глав­ным героем “Войны и мира” яв­ляется народ. Исторический мате­риал только укрепил Толстого в правильности вы­вода о том, что судьбы страны определяет народ. В статье “Несколько слов.

Почему рассказ Л. Н. Толстого назван “После бала” В основе рассказа “После бала” лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.

Война в изображении Льва Толстого в романе “Война и мир” Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” широкая историческая эпопея с большим количеством героев и самыми разнообразными событиями. И для того чтобы разобраться в этом многообразии, я внимательно и вдумчиво.

“Какая сила управляет всем?” В романе “Война и мир” Л. Н.Толстой повествует не только о жизни вымышленных героев из высшего общества, не только описывает реальные события начала XIX века, но и высказывает свой взгляд.

Мысль о естественном и неестественном бытии в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” В произведении Льва Толстого “Война и мир” описаны представители разных слоев общества, начиная с простого народа (Тихон Щербатый и Платон Каратаев) и кончая высшим светом (салон Шерер). Но всех их.

Истинная и ложная красота в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Красота. Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота – это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота – это душевная красота, а душевная красота – это, прежде.

Проблема роли народа и личности в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в.

Сейчас вы читаете: Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80-90-х гг. XIX века)

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого , страница 14

В «Анне Карениной» есть люди, которые как будто служат христианству. Мадам Штраль и Варенька, но Кити понимает, что это бедность души и бедность жизни. Остается только тоненькая ниточка – попытка Левина соединить патриархальное крестьянство и дворянство. Соединить собственную жажду верить с традиционной религией.

Перелом в мировоззрении Толстого начала 80-х

Толстой отказался от всех попыток компромисса крестьянства и дворянства. Толстой начисто отказался от всех дворянских привилегий и дворянского образа мысли. Он перешел на сторону крестьян. На основе этого крестьянского мироощущения он построил свою утопическую теорию, свое учение. В последние годы жизни выступал не как писатель, а как проповедник и учитель жизни.

После перелома Толстой отказался от художественного творчества, стал считать искусство забавой дворян. Толстой пишет вначале только публицистически и философские работы.

«Исповедь», где рассказывает все, что и как с ним происходило; «В чем моя вера», «Так что же нам делать?», «Царство божие в нас». Одновременно Толстой пишет народные рассказы. Короткие, простые, которые могут быть понятны неграмотному крестьянину. И в них он излагает художественно свое учение. Более объемно «Сказка об Иване-дураке и его братьях». Пишет и религиозные работы, работает на своим «Евангелием».

В конце 80-х появляются повести, написанные в новой манере. Открывает новый жанр – пьесы. «Власть тьмы» – трагедия, «Плоды просвещения» – комедия. Повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник» и др. Это повести разоблачительные, говорящие о ненормальности жизни окружающих людей.

90-ые годы целиком отданы «Воскресению». 900-ые снова возвращается к повестям и пьесам. Толстой пишет повести в новой манере, передающие его учение: «После бала», «За что?» (судьба ссыльных поляков). Но одновременно пишет вещи, которые перестают укладываться в его учение: незаконченная пьеса «Живой труп», повесть «Хаджи Мурат», где предчувствуется бунинская манера.

Что такое Толстовское учение? Что отвергает Толстой? Что он предлагает? Какими путями?

1. Корень несправедливости – это несправедливое владение землей. Землей владеют дворяне, которые на земле не работают, а у работающих мужиков земли нет. Как следствие этого праздная паразитическая жизнь дворянства. И все занятия, которыми занимаются дворяне – от скуки, в т.ч. и искусством.

Несправедливое распределение надо удерживать силой, и весь государственный аппарат – это инструмент насилия.

Толстой отрицает целиком образ жизни дворянства, дворянскую собственность, все виды дворянской деятельности и весь государственный аппарат, и армию тоже, так как она нужна только для того, чтобы удерживать в подчинении своих и чужих.

Официальная церковь (учреждение) и официальная религия (система веры) – части государства, которые помогают держать в угнетении, отсюда отвергается религия и церковь.

Толстой считает только одно коренное сословие – крестьянство. Промышленная городская жизнь – все это, по Толстому, только порча народа. Он отверг и промышленность, и город, и отверг само понятие прогресса. По Толстому, промышленное производство – это только гибель для народа, поэтому прогресс не нужен. Заодно отвергается и искусство, наука. М. Горький назвал Толстого «Великим бунтовщиком». Никто из русских деятелей не отвергал такого массива русской жизни.

2. Толстой считает, что смысл жизни каждого человека только один – работа на земле. Отсюда каждый человек должен получить такой кусок земли, который он в силах обработать, без возможности продавать землю.

Жизнь каждого, таким образом, будет заполнена трудом. И все занятия от праздности станут не нужны, как и религия, и государство.

3. Толстой законченный противник всяких великих революционных переворотов. Почему? Он вообще не верит в социальные меры, он верит только в нравственные меры. Он убежден, что всякая революция – это насилие. Насилие – это зло, а злом нельзя идти к добрым целям, отсюда знаменитый толстовский тезис: непротивление злу насилием.

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Биография Толстого Великий перелом (Толстой Лев Н.)

В сентябре 1881 года Толстые поселились на длительное время в Москве, чтобы дать образование подросшим детям. (Правда, Лев Николаевич подолгу жил в Ясной Поляне, а на лето туда перебиралась вся семья.) Сергея, старшего сына, готовили в университет. Илью и Льва — в гимназию. Дочери Татьяне шел восемнадцатый год, нужно было вывозить ее «в свет». Подрастали и младшие — Мария, Андрей, Михаил и Алексей. В июле 1882 года Толстые купили дом в Долго-Хамовническом переулке (ныне ул. Льва Толстого, 21).

С этим домом связан большой и плодотворный период в жизни Толстого. Последний раз писатель посетил его в 1909 году, ровно за год до смерти. Кабинет хамовнического дома хранит тайну создания многих великих произведений: «Смерть Ивана Ильича» (1882-1886), «Крейцерова соната» (1887-1889), «Воскресение» (1889-1899), «Живой труп» (1900), «Хаджи-Мурат» (1894-1904).

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал ночлежные дома Хитрова рынка, видел ужасы городской нищеты не только в ее внешних проявлениях.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Его потрясала глубина проникновения нищенской, бродяжьей психологии в сознание людей. Нищета духа порождала хитрость и изворотливость ума вместо честности и открытости. Толстой наблюдал, как тяжело, а зачастую и невозможно, помочь людям нищего духа: любое воспоможествование они исхитрялись направить на еще более глубокое падение. Деньги, собранные Толстым по подписке среди богатых людей Москвы, растворялись в ночлежных домах без видимой пользы, часто разворовывались.

Толстой с болью переживал это. В дневниках он подробно описывал свои действия в помощь голодающим — и не мог найти ответа на вопрос: почему люди зачастую сами стремятся быть хуже, чем их «обязывают» обстоятельства?

Считается, что в бреду человек высказывает свои самые сокровенные, тайные, подсознательные мысли — те, в которых не всегда может себе признаться наяву. За долгую жизнь Толстому делали несколько операций под хлороформом. Одну из таких операций, когда вправляли вывих после падения с лошади в 1864 году, описывали очевидцы: «Возились долго. Наконец он вскочил с кресла, бледный, с открытыми блуждающими глазами; откинув от себя мешочек с хлороформом, он в бреду закричал на всю комнату:

— Друзья мои, жить так нельзя. Я ду. я решил. – Он не договорил».

Это — самое глубокое ощущение Толстого на протяжении всего его земного существования. Молодым человеком он стремился к самоусовершенствованию, в зрелые годы мучился потребностью какой-то параллельной, праведной жизни, которую не мог найти в реальности. Самовыражаясь в своих романах как великий художник, он одновременно выстраивал в них тот мир, в котором должен жить человеческий дух.

Всю жизнь он искал ту самую «зеленую палочку», на которой написаны слова человеческого счастья.

Жить несправедливо, неправильно, неправедно больше невозможно — такова суть мировоззрения, к которому Толстой пришел в начале восьмидесятых годов и которое не менялось до конца его жизни.

Толстой всегда выбирал из волнующих его жизненных вопросов самый для него главный и отдавался ему со всем жаром своей души. Этот вопрос становился для Толстого первозначимым, и от его решения зависело решение всех остальных вопросов бытия.

Так жить нельзя — эта мысль звучит во всех произведениях Толстого, написанных после 1880 года. Названия его статей, рассказов и повестей все чаще становятся «говорящими»: «Исповедь» (1882), «В чем моя вера?» (1883), «Так что же нам делать?» (1884).

«Я отрекся от жизни нашего круга, – писал Толстой в “Исповеди”, – признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей».

Это кажется совершенно невероятным: человек, понимающий и чувствующий, казалось бы, все, что может вместить в себя человеческая душа, по трудоспособности превосходящий любого другого человека, — всю жизнь мучился тем, что не мог считать себя частью «трудового народа».

Высокая совестливость, которую сам Толстой иногда принимал в себе за лицемерие, заставляла его поверять все свои мысли реальными поступками. Чтобы окончательно проверить себя в церковной вере, в 1879-1881 годах Толстой ездил в Троице-Сергиеву лавру, пешком ходил в Оптину Пустынь. Он подолгу беседовал о вере с монахами и схимниками, но эти беседы лишь укрепляли его в отрицательном отношении к официальной церкви.

Спасение для людей Толстой пытался найти в обновленном, переосмысленном христианстве. В 1881 году он начал книгу под названием «Записки христианина», в которой старался докопаться до самых истоков людской потребности в вере. Веру в Бога он не отделял от постоянных сомнений, гложущих человеческую душу. Толстой не отделял веру и от жизненного опыта — наоборот, он стремился срастить идеальное с реальным. В своем «Кратком изложении Евангелия» он доказывал человеческую сущность Христа. Он писал о том, что внешнее чудо бессмысленно, потому что настоящее чудо — это духовное возрождение человека, которое он сам может в себе сотворить.

Религиозно-философские сочинения Толстого вызвали резкий протест православной церкви. Ситуация усугублялась еще и тем, что деятельность Толстого не сводилась только к написанию сочинений. Современники вспоминали, например, отчасти шокирующую, отчасти смешную историю: в день летнего религиозного праздника впереди сельского крестного хода неожиданно появляется на лошади граф Лев Николаевич и принимается горячо уговаривать крестьян, чтобы они не молились иконе — «мертвому» образу Бога.

В 1901 году граф Толстой был предан анафеме во всех российских храмах и отлучен от церкви. Это событие, о котором писали все газеты, вызвало такую бурю общественного возмущения, что власти опасались бунта.

Отношение светских властей к публицистическим произведениям Толстого вообще было отрицательным. Против несправедливости жизнеустройства во всеуслышание выступал писатель с мировым именем, каждое слово которого становилось откровением для миллионов людей. «К Толстому в Ясную Поляну» — так называлась точка духовного притяжения для лучших людей России и мира.

Толстовскую общественную деятельность того времени трудно оценить однозначно

— как и всю его великую жизнь. У всех на глазах разворачивалась тяжелейшая драма: мучительные, искренние мысли о несправедливости жизни неотменимо привели великого художника к действиям, которые могли иметь самые страшные последствия. Революция 1917 года, до которой не дожил Толстой, стала самым сильным тому подтверждением .

На многие произведения писателя был наложен цензурный запрет, но это лишь усилило влияние толстовских идей на его последователей. На юге России создавались целые поселения толстовцев — людей, исповедующих в реальной жизни толстовские принципы.

Стремясь следовать своему учению, Толстой максимально приблизил свой образ жизни к образу жизни трудовых людей — в основном крестьян. Он ограничил свои потребности, чередовал занятия литературой с физическим трудом. Преодолевая огромное сопротивление Софьи Андреевны, думавшей о будущем детей, отказался от литературной собственности на все произведения, написанные после 1881 года. Стал вегетарианцем. (Впрочем, когда Лев Николаевич болел, жена тайком готовила ему пищу на мясном бульоне. )

Все эти действия Толстого, если не знать об их глубокой, выстраданной духовной подоплеке, могли вызвать — и вызывали — непонимание у людей его круга. В 1880 году, еще в самом начале переломного момента в жизни Толстого, Достоевский писал жене: «О Льве Толстом и Катков подтвердил, что, слышно, он совсем помешался».

Не избежал Толстой и насмешек. Правда, ощущение фальши вызывало у Софьи Андреевны и взрослых сыновей в основном поведение толстовцев, которые стали частыми посетителями яснополянского дома. Конечно, среди них были искренние, действительно ищущие веры люди. Но слишком уж многие «гости» с завидной последовательностью просили у Льва Николаевича денег на обратную дорогу.

Крестьяне, искренне любившие Толстого, с усмешкой относились к его «барским причудам».

Толстой был любим близкими, находил понимание у дочерей — Александры Львовны, Татьяны Львовны, Марии Львовны, ставших последовательницами его учения. И все-таки его внутреннее, духовное одиночество было безмерным; иным оно и не могло быть у художника такого масштаба.

Тем не менее, общественная деятельность не умалила масштаб Толстого-художника. С 1889 по 1899 год был написан роман «Воскресение». Изданный в самом конце столетия, он стал своеобразным итогом искусства XIX и началом искусства XX века. В нем Толстой воплотил невоплощенные в других художественных произведениях замыслы и скрепил их своим «теперешним взглядом на вещи».

Одновременно работая над романом, в 1886 году Толстой написал повесть «Смерть Ивана Ильича». Сразу после завершения работы над «Воскресением» была написана драма «Живой труп».

Многие критики говорили и до сих пор говорят о нравоучительности «Воскресения», которая вредит его художественным достоинствам. С этим можно спорить или соглашаться, но нельзя не видеть, что в «Живом трупе» нравоучительный дух исчез совершенно. Приступая к написанию этой пьесы, Толстой записал в дневнике: «Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо».

Именно таким человеком показан главный герой «Живого трупа» Федя Протасов. Причем показан с глубочайшим пониманием законов театра — несмотря на то, что Толстой неоднократно высказывал отрицательное отношение к этому виду искусства. Поистине, загадка великого толстовского дара неисчерпаема!

Начатая в 1896 году повесть «Хаджи-Мурат» (только для первого ее наброска Толстой ознакомился с историческими и этнографическими сочинениями, в которых насчитывалось 5 000 страниц!) писалась с перерывами — из-за тяжелой болезни легких, на время которой врачи посоветовали Толстому поехать в Крым. Летом 1901 года вместе с родными он уехал в Гаспру, где, по любезному приглашению хозяйки, поселился в имении графини С. П. Паниной.

По дороге, на вокзале в Харькове, Толстому была устроена сочувственная встреча, переросшая в манифестацию по случаю отлучения его от церкви. После этого, во избежание общественных волнений, сообщения о пребывании писателя в Крыму появлялись в печати крайне редко.

В Гаспре состояние больного ухудшилось: воспаление легких перешло в брюшной тиф. Учитывая возраст Толстого, врачи не питали надежд на его выздоровление. Но его могучий дух вновь совершил чудо. Еще не было завершено все, к чему судьба предназначила этого титана, и Бог его берег. К лету 1902 года Толстой поправился.

В Гаспре его посещали Чехов, Горький, другие писатели и известные люди. Толстой сделал запись в дневнике: «Рад, что и Горький и Чехов мне приятны, особенно первый».

В июне 1902 года Толстой возвратился домой. После болезни, длившейся год и едва не ставшей смертельной, Лев Николаевич вернулся к прежнему ритму своей жизни: много работал, подолгу ездил верхом по окрестностям Ясной Поляны, на восьмом десятке лет освоил езду на велосипеде. Все это кажется невероятным — но таков был этот человек. После выздоровления он написал повесть «Хаджи-Мурат». Одной только этой вещи сполна хватило бы, чтобы назвать ее автора великим художником.

Повесть имела десять редакций с многочисленными вариантами. Большинство персонажей, в том числе главный герой, — реальные исторические лица. Судя по письмам, Толстой писал «Хаджи-Мурата» «от себя потихоньку», считая, что заниматься «баловством и глупостями» на краю гроба, стыдно. Однако едва ли он не сознавал истинного масштаба этого произведения, которое и спустя сто лет с исчерпывающей полнотой объясняет суть отношений России и Кавказа.

Повесть впервые появилась в печати только в 1912 году, с большими цензурными пропусками.

Дневники Толстого после болезни стали особенно подробными. Он словно разговаривал сам с собой на волнующие его темы. Зная, что жена прочитывает дневники, Толстой завел потайную тетрадь, которую прятал то за голенищем сапога, то за обивкой кресла. Ему необходима была предельная степень исповедальности, искренности. А зная, что его слова будут читаться через несколько минут после написания, он чувствовал, что пишет не только для истины, но и для читателя.

Отношения Толстого с женой в последние годы стали тяжелыми и мучительными для обоих. Софья Андреевна все силы положила на семью, на управление имениями, которыми Лев Николаевич не слишком успешно занимался в юности и совсем прекратил заниматься в старости. Для всего этого требовались значительные средства. Физическое и душевное здоровье ее было подорвано рождением тринадцати детей, смертью пятерых из них. Особенно тяжела оказалась для нее смерть в 1895 году семилетнего сына Ванечки, от которой Софья Андреевна так и не сумела оправиться. Кроме того, она не могла больше тешить себя материнскими иллюзиями о том, что дети сумеют самостоятельно устроить свою жизнь. Не все сыновья блистали в учебе и работе, дочери не нашли счастье в замужестве.

А главное — будучи связана со своим гениальным мужем множеством эмоциональных нитей, Софья Андреевна постоянно находилась в состоянии высочайшего душевного напряжения, которое особенно сильно сказалось на ее самочувствии в последние годы жизни Толстого.

Неудивительно, что ее раздражали толстовские идеи бессеребреничества, его отказ от гонораров. Софья Андреевна до последних дней жизни Льва Николаевича боялась, что он тайком перепишет завещание и таким образом оставит детей без средств к существованию. К этому подталкивал его, в частности, В.Г. Чертков — человек, ставший в последние годы помощником Льва Николаевича, имевший на него сильное влияние. (В июле 1910 года Толстой подписал составленное юристом завещание, согласно которому все им написанное завещалось «в полную собственность дочери А.Л. Толстой». Он был вынужден назвать лицо, которое являлось бы его наследником, иначе завещание считалось бы недействительным. Свою волю о том, чтобы его сочинения не были ничьей частной собственностью, Толстой выразил в приложенной к завещанию «Объяснительной записке». Александра Львовна выполнила волю отца, до 1913 года издала его неизданные сочинения, выкупила у братьев перешедшую к ним землю и наделила ею крестьян, после чего передала права на сочинения отца в общее пользование.)

В 1904 году началась русско-японская война, ускорившая Первую русскую революцию 1905 года. Толстого взволновали эти события: он писал многочисленные статьи, призывы к правительству и народу, пытаясь повлиять на ход событий, — и чувствовал, что это не в его силах. «Не могу молчать» — так назвал писатель одну из своих статей по поводу смертных казней.

Он не мог молчать, когда дело касалось глобальных перемен в стране или событий, происходящих в его семье, в Ясной Поляне. Доверяя свои мысли статьям для широкой печати или «тайному» дневнику, Лев Николаевич был подвержен великой страсти — страсти самовыражения. Она не ослабевала в нем никогда, и энергия ее была огромна.

Разлад между внутренним самоощущением и внешней жизнью все более мучил Толстого:

«Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена. Куда ни выйду — стыд и страдание».

Он страдал от того, чего другие вообще не замечали. Что не в силах облегчить труд крестьян, что видит на фоне их тяжелой жизни роскошную, как он считал, жизнь своих домочадцев, что приходится прятать свои дневники от близкого человека. Толстой много раз думал о том, как изменить окружающую его жизнь таким образом, чтобы обрести душевный покой и согласие с самим собой, — и не находил ответа.

За несколько месяцев до смерти он писал в одном из вариантов нового произведения, начатого под названием «Нет в мире виноватых»:

«Было время, когда я пытался изменить это мое, несогласное с требованием души, положение, но сложные условия прошедшего, семья и ее требования не выпускали меня из своих тисков, или, скорее, я не умел и не имел сил от них освободиться. Теперь же, на девятом десятке, ослабевший телесными силами, я уже не пытаюсь освободиться и, странное дело, по мере ослабления телесных сил, все сильнее и сильнее сознавая всю преступность своего положения, я все более и более страдаю от этого положения».

И все-таки он попытался освободиться.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3239

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого (о творчестве 80—90-х гг. XIX века): сочинение

«Моя главная цель в жизни есть добро ближнего», – писал в своём дневнике Л.Н.Толстой. Основной закон искусства – верность жизненной правде, которого придерживался всю свою творческую жизнь великий Толстой.
Изучая произведения литературы, мы уже знаем, что каждый писатель (да и каждый человек вообще) обладает своим воззрением на мир, или как правильно говорить мировоззрением.
Мировоззрением называют всю систему взглядов на жизнь: взглядов философских (на общие законы мира), политических (на общественное устройство), нравственных (на отношение между людьми), эстетических (на прекрасное в жизни и искусстве). Мировоззрение складывается в течении всей жизни человека под влиянием воспитания, образования, его деятельности, событий его личной жизни и исторических событий, под влиянием окружающей общественной среды.
Мировоззрению свойственны противоречия. Человек, под влиянием обстоятельств его жизни, способен колебаться в своих суждениях.
Так вот, мировоззрение писателя, как любого человека, всегда сказывается на его деятельности. Главная деятельность писателя – художественное творчество. Творчество – особый вид человеческой деятельности. Творческая деятельность писателя не только выражает его мировоззрение, но и воздействует на мировоззрение других людей (читателей).
Стремление видеть и передать в своих произведениях правду жизни составляет мировоззрение автора «Войны и мира», где ярко раскрывается духовный мир героев, их диалектика души. В этом весь Толстой.

Художественное мировоззрение Л . Н . Толстого , сложное и противоречивое, изменялось на протяжении его долгой жизни. Начал же Л . Н . Толстой с того, что уже было открыто М. Ю. Лермонтовым. Мысль о том, что изучение души человеческой — задача первостепенной важности, стала главной темой творчества писателя. Он отстаивал глубокую связь внутреннего мира человека с обществом. Причину всех бед Толстой видел в том, что современный человек утратил твердую нравственную позицию и в жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно начинаться изнутри, с его души. Люди научились заглушать врожденный голос совести, но он никогда не замолкает совсем, поэтому есть возможность изменить свою жизнь, привести ее в согласие с совестью. Для этого необходима постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков высшей идеей — добра, любви и справедливости. Большое значение в этом смысле Толстой придавал нравственному самосовершенствованию человека.

Произведения Толстого объединены центральной проблемой — поисками смысла жизни, истинных убеждений. Его персонажи ищут истину не только для себя, но и для всего человечества, т. е. истину абсолютную, поэтому все творчество Толстого проникнуто философичностью. Писателю было важно «воспитать» читателя, заставить его пройти вместе с героями дорогами духовных исканий и найти нравственный идеал, но лишь любимым героям Толстого свойственны идейно-нравственные поиски. Их характер под влиянием напряженной внутренней работы, различных жизненных впечатлений постоянно развивается. Изменение характера идет через ряд психологических стадий. Принцип психологизма — один из важнейших в романах Толстого ; центральным его постулатом становится «диалектика души» героя, что означает изображение внутреннего мира героя в постоянном развитии.
Объяснение важных психологических процессов, переломных моментов в мировоззрении героев Толстой не доверяет своим персонажам. С этим способен справиться только сам автор-повествователь. Во-первых, людям свойственно подсознательное стремление видеть себя лучше, оправдывать свои поступки; во-вторых, ясно и сжато осветить душевное состояние может только сторонний наблюдатель, человек, поднявшийся над борьбой.
Нелюбимые герои Толстого ничего не ищут, кроме личного благополучия. Мир их мыслей и чувств крайне беден, они внутренне статичны. Для Толстого нравственный уровень человека определяется его способностью к внутреннему совершенствованию и духовному развитию.

Читайте также:  Василий Курагин: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×