Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение
Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную смысловую нагрузку и является в произведении одним из основных.
Платон Каратаев – русский солдат, которого встретил Пьер Безухов, попав в плен к французам. Для Безухова, прожившего с ним бок о бок около месяца в нечеловеческих условиях, Платон навсегда остался ярким, незабываемым воспоминанием, воплощением философской глубины и мудрости русского народа.
Платон Каратаев в прошлом крестьянствовал, был женат. В армию попал по несправедливому решению суда за вырубку барского леса. Но, несмотря на всю несправедливость жизни и тяготы воинской службы, Платон не озлобился. Он любит всех людей, включая французов, каждое живое существо, весь мир, ощущая себя его неотъемлемой частью. И эта любовь помогает ему принимать все удары судьбы покорно и с мудростью, которая отражается в постоянно употребляемых им народных присказках да прибаутках. Словом, голосом, сочувствием Каратаев умел утешить всех, кто нуждался в утешении.
Пьер Безухов встретил Платона Каратаева в момент глубокого душевного кризиса. Увидев, как французы расстреливали пленных, Пьер потерял веру в человечество, в осмысленность его деяний. Слова, сказанные Платоном в момент их первого общения, содержали в себе народную мудрость о конечности страданий и о том, что жизнь длиннее их. Каким чутьём угадал этот безграмотный крестьянин тот единственно верный тон, который был так необходим отчаявшемуся Пьеру? Может быть, его слова и поступки были результатом внутренней гармонии, основанной на вере в справедливость и целесообразность всего происходящего в мире, ибо на всё Божья воля? Немудрёная крестьянская философия терпения, покорности судьбе, готовность пострадать за людей и вера в торжество справедливости совершили в сознании Пьера внутренний переворот.
Мужик и барин, оказавшись в плену на равных , были подчинены одной цели – выжить, выстоять, оставаясь при этом людьми. Безухов научился этому у Платона Каратаева. В лице Каратаева весь русский народ, стал для Пьера опорой, источником силы и последующего внутреннего перерождения. Смерть Платона стала тем глубоким внутренним потрясением, которое навсегда изменило его мировоззрение. В этом и заключается огромная смысловая нагрузка образа Платона Каратаева в романе «Война и мир».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» представляет собой обширное историческое полотно, в котором судьбы многочисленных героев развиваются на фоне эпической панорамы войны с наполеоновским нашествием. И, несмотря на то, что большинство персонажей романа принадлежат к дворянскому сословию, главным героем произведения всё-таки является народ. Патриотизм и мужество, сплочённость перед лицом врага, великая сила народного единения – вот что стало залогом победы России над Наполеоном.
Вариант 2
Внешний и внутренний облик Платона Каратаева в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, особенно ярок и привлекателен. Платон – интересный и значимый персонаж, человек «своей эпохи», в нем авто раскрывает всю сущность человеческого внутреннего мира и смысл его жизни на земле. Хотя его роль в романе не столь велика, именно этот мужчина оставил важный отпечаток в жизни Пьера Безухова.
Платон Каратаев простой крестьянин пятидесяти лет, его родители были бедны, поэтому и он не был обучен грамоте. Несмотря на низкий социальный статус и отсутствие воспитания и высокого образования, рассуждения Платона мудры и поучительны, в отличие от аристократичного Пьера. Его познания в основном основываются на опыте из своей жизни и жизни окружающих его крестьян.
Внутренний мир Каратаева – добродушный и душевный, располагает и притягивает к себе окружающих людей. От него веет теплотой и положительными эмоциями. Внешность у Платона такая же лучезарная, как и его характер. Он невысокого роста, круглолицый, с добрыми карими глазами и приятной улыбкой. Мужчина постоянно одаряет окружающих своей милой улыбкой, обнажая ровные белые зубы. Несмотря на свой преклонный возраст, движения мужчины плавные, спокойные ничем не выдаваемые его настоящего происхождения, волосы еще нетронутые сединой. Одежду Платон предпочитает свободного, не сковывающего движения кроя.
Перед тем как Платон попал на службу, он был женат, у него родилась дочка, но она рано умерла. Мужчина, несмотря на незнатное происхождение, не был бедным крестьянином. В один прекрасный момент Платона поймали на преступлении – он рубил чужой лес, тогда-то его и отправили на службу в армию. Он скучает по своему дому, но все равно продолжает улыбаться и поднимать настроение другим.
Платон Каратаев добрый и честный человек, он прекрасно понимает все тяготы и сложности жизни, считает большинство сложившихся ситуаций неизбежностью. Открытый характер Платона помогает найти общий язык с любым собеседником. Он знает большое количество поговорок, интересных историй и пословиц. Они значительно отличаются от грубых солдатских высказываний.
Платон любит петь и делает это так, будто песня проходит сквозь его душу, голос у мужчины похож на трели птиц. В армии он знакомиться с аристократом Пьером Безуховым и по доброте душевной всячески ему во всем помогает. То на рубаху заплатку поставит, то угостит печеной картошкой. Платон всегда придерживается своего принципа – если пообещал, помоги.
Несмотря на то, что ему легко дается общение с любым человеком, Платон редко привязывается к нему по-настоящему. Для окружающих он открытый, неконфликтный человек, всегда протянет руку помощи, если кому-то трудно.
Попав в плен, у Каратаева вновь обостряется ранее приобретенная простуда, болезнь не отступает, у мужчины постоянный не проходящий жар, такой пленный не нужен французам и они решают его убить.
Платон Каратаев, несмотря на короткое общение с Пьером Безуховым, научил молодого человека по-другому смотреть на многие вещи, искать счастье внутри себя, решать сложные жизненные задачи не теряя силы духа, и быть всегда позитивным и открытым.
Сочинение на тему Платон Каратаев
В романе «Война и мир» писатель описал множество образов. Несмотря на второстепенную роль, образ Платона Каратаева имеет важное значение. Каратаев сыграл важную роль в жизни Пьера Безухова. С его помощью Безухов осознал смысл жизни.
Платона Каратаева автор описал как добродушного и мирного, в то же время простого человека. Его простота выражается в его внешнем облике, в движениях, жестах, манере разговора. В любое дело он прикладывал много усилий и выполнял свою работу с особым умением. Попав в плен к врагам, герой отбросил от себя все чуждое, и решил вернуться к прежнему крестьянскому укладу. В свободное время Платон любил рассказывать истории и сказки, также петь. Но больше всего он любил слушать истории, взятые из жизни. Рассказывая разные истории, Каратаев украшал свои слова умными и ласкательными пословицами.
В Каратаеве читатели могут увидеть внутреннюю гармонию души, которая проявляется верой в Бога. Герой верил, что рано или поздно добро и справедливость восторжествует. Поэтому он не противился происходящей ситуации, а воспринимал его как должное. Для него жизнь не имела никакого смысла. Свою жизнь он воспринимал как частицу чего – то целого.
До знакомства с Платоном, Пьер переживал сильный стресс. Каратаев помог Безухову заново приобрести чувство устойчивости к происходящим событиям. На основе такого чувства лежало взаимопонимание и любовь. При помощи такого наставника Безухов почувствовал радость и полностью освободился от поиска своей цели, и смысла жизни. Он понял, что смыслом жизни является сама жизнь. Герой начал верить в Бога, который охраняет каждого человека. Благодаря наставлениям Каратаева, Пьер поверил в Бога и начал ценить жизнь.
Образ Платона Каратаева имеет более развернутый характер и занимает особое место в романе. Автор ввел Каратаева в свое творение, поскольку хотел показать духовное перевоспитание Пьера. Таким образом, Толстой создал идеализированного героя, обладающего добротой, кротостью, любовью и самоотречением. Такие качества положительно влияют на Безухова. Для других пленных Платон был простым солдатом, который выполнял каждое поручение.
Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир
Несколько интересных сочинений
Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.
Что же означает данное понятие? Экология – это наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Каждый человек относится к природе по-разному. Кто-то её бережёт, заботиться о ней, иной же только и делает
Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс.
Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый.
Эту принцессу родители обожали с самого начала, так как она была очень долгожданным ребенком. Родители уже почти потеряли надежду на то, что у их страны будет наследник или, хотя бы, наследница.
Образ Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение
Лев Николаевич Толстой, когда писал свой роман « Война и мир » выделял и представил нам каждого героя из этого романа особенным, он вложил свою частичку загадочности. В этом сочинении речь пойдет человеке народной нравственности воплощении доброты и искренности. Платон Каратаев – крестьянин живет в гармонии с собой, его отношение одинаково ко всем кто окружал его мир. Он не разделял людей и животных, Каратаев любил мир и все то, что с ним связано. Там где находился Платон Каратаев – всегда присутствует гармония и уют. Комфортно ему было даже в помещении для пленных, где он находился.
Что касаемо его внешних данных выглядел он молодо как пятнадцатилетний юноша с чистой и светлой душой. Речь героя в романе можно назвать нелогичной бессвязной, собственно, как и вся его прожитая жизнь. Его речь не просто производила впечатление на слушателей, а завораживали его рассказы были интересны, хоть и не обычны по моему мнению. Он преподносил свои истории с помощью поговорок, пословиц, что увлекло его слушателей. Каратаеву присуще такие положительные черты как: простота, умение жить в любых обстоятельствах которые ему предоставила жизнь.
Добрый и спокойный по натуре человек, автор решил внести его образ в завершении своего романа его знакомство в плену с Безуховым сложно праздник для Пьера. Это знакомство было для того чтобы чуточку изменить отношение Пьера к миру в котором по мнению Каратаева царит простота и добро. Толстой показал, что этот персонаж любит все в целом мире. Его цель любить весь мир, и все события, которые преподносит судьба. А не по отдельности друг от друга. В нем уверенность спокойствие, которого хватает на все его окружение. Каждый персонаж уместен и преподнесен в нужны части этого огромного, но безумно интересного романа с удовольствием читала это произведение
Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение кратко рассуждение
Во время своего нахождения в плену у французов Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Он тоже военнопленный. Этот человек со своим мировоззрением становится для Безухова учителем, духовным наставником. Благодаря ему, перед Пьером открывается новый смысл бытия, который дает ему толчок к началу новой жизни с новым взглядом на вещи.
Платон олицетворял собой все, что присуще простому русскому народу. Он все умел. Это самый настоящий мастер на все руки. Мог он и кафтан починить, и еду сварить. И песню спеть мог Платон и много чего еще умел. А главное – за любое дело брался он с душой.
Особым мастером был он говорить. И так сказать умел, так донести до человека свою правду, что верны его слова казались, особенно во время нелегких моментов. И Пьер, во время тяжелых своих переживаний стал прислушиваться к нему. Для него тогда казалось, после пережитого, что нету никакого смысла в существующем мире, нет в нем порядка и гармонии. Платон же уверен в обратном. И проповедовал он свое мировоззрение.
Он ко всему относился как к должному и во всем умел находить положительные стороны. Даже в том, что оказался на войне. Считал он, что ко всем и всему нужно относиться с миром. Для него гармония в мироустройстве существовала. Если что-то происходило, то, значит, для чего-то это было нужно.
Образ Платона – образ простого русского мужика. Для него нет какой-то определенной цели. Весь смысл его существования – жизнь в гармонии с окружающим. Он отличается простотой, склонности к всепрощению и терпению. Это типичная христианская душа. Себя, как личность он не считает, а считает себя частичкой целого, с которым он и находится в полном согласии.
Каратаев с одинаковой любовью относится ко всем: и к своим, и к французам. Ведь все они – творения божьи.
Став наставником для Пьера в тяжелый период, его личность показывает то, что нравственное перевоспитание простого человека невозможно. Он и так уже совершенен и его взгляды и отношение ко всему устойчивы и нерушимы. Он безропотно принимает как должное все происходящее в его жизни.
Насколько верно это мировоззрение, судить однозначно нельзя. По крайней мере, жизнь его это упрощало и он не падал духом. К тому же, смог подать пример и ближнему, излечив душу в тяжелый момент.
Образ Платона Каратаева в романе Война и мир
Каждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:
Наша земля, наша планета и вся вселенная прекрасна и уникальна во всем. В нашей любимой планете, которая называется Земля, располагаются разные материки, моря и океаны. Каждые материки и континенты отличается друг от друга своей неповторимой природой,
Николай Васильевич Гоголь, за свою жизнь создал множество литературных шедевров, которые имеют бешеную популярность и в наше время, так как каждый раз он поднимал довольно острые вопросы, которые касались нашего общества, государственности,
Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.
Зеленая трава, чистый свежий воздух, прозрачная вода – обо всем этом мечтаем каждый живой организм на этой планете. Окружающая среда влияет на жизнь и здоровье человека. К сожалению, не все люди помнят об этом. Загрязненные реки и озера,
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет очень глубокий философский характер. Каждый образ в нем, даже образы нечести и грешников, – несут очень весомую значимость в раскрытии всей темы. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат предстает перед читателем
Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Полная картина жизни в романе
Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.
Мягкий облик Платона
Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом».
Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика
Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.
С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпопросмотреть действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».
Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.
Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.
Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.
Дорогой автору образ Платона
Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.
Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.
Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Толстого Война и мир
Роман «Война и мир» Л.Н.Толстой писал семь лет. На протяжении этих лет менялось его мировоззрение, а потому многие персонажи становились не такими, какими были задуманы изначально. Образа Платона Каратаева вообще не было в планах романа: этот персонаж был создан незадолго до завершения текста.
Платон Каратаев – второстепенный персонаж, ему посвящено в «Войне и мире» всего несколько страниц. Тем не менее можно сказать, что в истории Пьера он сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.
Толстой не показывает, как складывалось мировидение Каратаева, как формировался его характер. Он не использует прием показа изнутри душевных переживаний этого героя, а наблюдает за ним как бы со стороны. В романе отсутствует прямая авторская психологическая характеристика Каратаева. Толстой показывает Каратаева таким, каким его видит Пьер, оказавшийся с ним вместе в плену. Каратаев, несмотря на обстоятельства, не выглядит солдатом. Толстой подчеркивает, что солдатское ему было чуждо: все это напущенное на него он отбросил и вернулся к прежнему, крестьянскому.
В романе «Война и мир» всех героев можно разделить, в зависимости от того, являются ли они или нет людьми пути. Положительные герои развиваются, ищут смысл жизни, отрицательные – находятся в статичном положении. Каратаева вряд ли можно отнести к первой категории. При том, что он верит, что жизнь – благо, он не пытается разгадать, в чем состоит тайна этого благообразия. В отличие от Пьера, Каратаев ничего не ищет, ни к чему не стремится. Кажется, что даже военная жизнь не оказывает на него никакого влияния.
Чтобы подчеркнуть, что Каратаев, несмотря на то, что находится далеко от своей деревни, все равно остается крестьянином, Толстой вводит в его речь многочисленные поговорки и пословицы. Народная мудрость, которая складывается из общезначимого содержания этих изречений, состоит в любви к жизни и любви к Богу. Речевой характеристике Каратаева Толстой уделяет особое внимание. Он подчеркивает, что и говорит Каратаев совсем не так, как солдаты, не использует «неприличные и бойкие поговорки», а, наоборот, цитирует «народные изречения», причем всегда так кстати, что они приобретают значение глубокой мудрости.
Толстому важно показать и то, как говорит Каратаев, подчеркнуть его самобытную манеру обращаться к собеседнику. Когда Пьер первый раз увидел Каратаева в балагане, он, даже еще не начав общаться с этим человеком, сразу почувствовал «что-то приятное, успокоительное и круглое». Первый же вопрос, заданный им Пьеру, так подействовал, что он даже не смог сразу на него ответить: «у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Такая реакция оказалась у Пьера не на сам вопрос, а на «выражение ласки и простоты в певучем голосе» Каратаева.
Несмотря на то, что Платон Каратаев – второстепенный персонаж и ему посвящено в «Войне и мире» всего несколько страниц, можно сказать, что в истории Пьера Безухова он сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.
Толстой был по происхождению дворянином, и в первые годы работы над романом вел жизнь типичного аристократа, утверждая, что только она ему понятна и близка. Но в дальнейшем, общаясь с крестьянскими детьми, он увидел, что они живут по принципам более правильным, чем представители его сословия. Толстой много размышлял о том, каким должен быть идеал нравственного человека. В годы работы над романом он стал видеть в представителях крестьянского мира черты, которые оказались созвучны этому идеалу. Толстой на некоторое время поверил, что мир патриархального крестьянства является идеальной формой человеческого общежития, основанной на правильном отношении людей друг к другу. Именно тогда у него появилась идея ввести в роман представителя этой общности – крестьянина, общение с которым поможет изменить отношение к жизни одного из главных героев, Пьера Безухова.
Образец 2
Платон Каратаев – один из второстепенных героев произведения, с помощью образа которого автор выразил свои представления о русском народе.
Платон – солдат лет пятидесяти, с которым Пьер Безухов знакомится, попав в плен к французам. Этот персонаж вводится в повествование, чтобы направить мысли Пьера Безухова, с которым его сводит судьба в плену, а также читателей в нужное русло. С помощью этого образ Толстой желал показать образец правильного и естественного, по его мнению, восприятия жизни.
Каратаев любит всех людей. Это относится даже к французам, которым он оказывает мелкие хозяйственные услуги, как и своему новому знакомому Пьеру. Автор показывает, что, например, сшитая Платоном рубаха для вражеского солдат – это не попытка данного персонажа заслужить какие- либо привилегии или следствие холопской натуры. Каратаев просто не любит войну, не принимает ее всем своим существом. Хотя он и выполнял возложенные на него обязанности солдата (иначе был бы очень быстро запорот шпицрутенами до смерти), но не испытывает неприязни к врагам его страны. Причиной этого являются не отвлеченные идеалы или философские воззрения. Автор подчеркивает, естественность поведения Платона и отсутствия у него склонности к абстрактному теоретизированию, тот просто живет так, как, по мнению писателя, должен жить человек.
Любовь Платона к людям действенна. Он не жалеет, что попал в рекруты (отданный туда за кражу чужого леса), так как иначе солдатом на двадцать пять лет стал бы его брат, у которого большая семья.
Толстой подчеркивает народный характер своего героя, вставляя в его речь пословицы и поговорки. При этом, видимо не случайно, автор дает данному персонажу имя знаменитого философа, одновременно подчеркивая его малограмотность. Целью этого было показать читателям свое убеждение в том, что истину надо искать у простого народа. Писатель демонстрирует открытость и веселый нрав своего героя также для того, чтобы вызвать симпатию к его образу и мировоззрению.
Вероятно, смерть Платона, убитого французами, должна была также вызвать сочувствие читателей к герою, который уже выполнил свою функцию в произведении, показав народную мудрость, как ее понимал автор.
Сочинение про Платона Каратаева
Лев Николаевич Толстой в знаменитейшем романе-эпопее поднимает многие моральные вопросы. Важной проблемой того времени и этого монументального произведения явилась тема крестьянства, связанная с событиями 1861 года (отменой крепостного права).
Деятельность сельских жителей редко влияет на мировоззрение высших чинов. Но не в грандиозном сочинении Л. Н. Толстого. На страницах романа разворачивается картина, на которой честный человек смотрит непредвзято на характеры и богатых людей, и безвольных рабочих. Так, на чувствительную душу Пьера, находящегося в плену у французов, повлияло пребывание с ним представителя русского народа.
Платон Каратаев – жизнерадостный, мудрый покровитель. Он является завершенным персонажем, олицетворяющим широкую натуру. Деятельный работник слывет в близком кругу мастером на все руки. Поговорки, произнесенные певучим голосом опытного старца, проникали в сердце внемлющего Пьера и изменяли его отношение к бытию. Безграмотный солдат тонко понимал философию природы и людей, на каждое происшествие у него имелась присказка, окрашивающая образ старика поэтическими оттенками. Для простодушного пацифиста чужда воинская служба, потому он ищет свое скромное место среди пленных.
Внешность Платона не выделяется специфичностью и яркостью. Создатель книги называет его «маленьким», а ко всем членам персонажа автор использует эпитет «круглый». Столь добродушный мужчина и снаружи не имеет острых частей тела. Приветливость Каратаева отражается и в его отношении к животным: на протяжении нахождения в плену у французов, крестьянин сближается с местным псом, любит его и обходится с ним как с настоящим другом. Кроме того, автор лишает героя тщеславия и страха. А присущие ему широта души и христианское миросозерцание дает возможность легко расставаться с родными людьми, а после и со своей жизнью.
Мудростью и своеобразным отношением к миру Каратаев сильно повлиял на одного из главных героев «Войны и мир». Солдат научил барина своим устойчивым взглядам, нерушимой нравственности. В течение последующих лет Безухов будет вспоминать человека, который стал наставником в трудные времена, в качестве созидательного и правдивого образа простого крестьянина.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир
Популярные сегодня темы
Любим Торцов – один из персонажей пьесы Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Гордею Карпычу Торцову, богатому помещику и самодуру.
Сказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях.
По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.
Я и моя семья живем в городе. Семья наша состоит из пяти человек: папа, мама, две сестры и я. Сестренки – двойняшки, они младше меня, им по четыре года. Каждое лето, мы проводим в деревне у бабушки с дедушкой.
Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования
Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
Школьное сочинение
“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут просмотреть теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.
Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.
Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.
Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.
Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “
Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.
Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.
Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.
Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
просмотреть сочинение |
Несмотря на то что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и особенно по той роли, которую он сыграл в судьбе Пьера Безухова. Платон Каратаев помог ему понять смысл жизни, обрести согласие и мир с самим собой и людьми.
В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого. Это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу – солдатам, Пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке. Это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение.
Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу.
Он любил в свободное время (вечером) разговаривать, рассказывать или петь что-то, любил слушать сказки, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Платон Каратаев любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками – теми народными изречениями, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило.
Важно еще то, что “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.
Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого.
До встречи с Каратаевым Пьер пережил свой самый сильный душевный кризис. С той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога. ”
Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем?” Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни – в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.
Конечно, путь исканий Пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. Но эти поиски будут опираться теперь на прочный фундамент общей жизни, в которую вошел Пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. Это знание приобрел Пьер в общении с Платоном Каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды.
117020 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Философия жизни Платона Каратаева (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
Философия жизни Платона Каратаева (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”).
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Смотрите также по произведению “Война и мир”:
Образ Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого Война и мир: сочинение Ссылка на основную публикацию