Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману Война и мир): сочинение

Сочинение Любимые герои Толстого в романе Война и мир

В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей, который становится его любимцем. Однако любимчики есть не только у читателей, но у самого автора. Их несложно угадать, если читать роман внимательно. Именно их жизнеописанию Толстой уделяет большую часть времени. Несложно догадаться, что это Наташа Ростова и Пеьер Безухов.

На первый взгляд кажется, что они абсолютно разные люди. И действительно, они довольно редко пересекались, но в итоге автор объединил их жизненные пути в единое целое, связав судьбу персонажей. Если разобраться, у Наташи и Пьера очень много схожих черт. Каждый из них по-своему выделялся среди светского общества. И если Наташа привлекала к себе внимание своей чистотой и детской непосредственностью, то Пьер попросту не вписывался, будучи сомневающимся в своих взглядах и физически неуклюжим юношей.

Именно эти черты и делают их положительными героями с точки зрения автора. Толстой открыто восхищается тем, насколько сердце Наташи открыто, готово любить каждого, кто в этом нуждается абсолютно бескорыстно и беззаветно. Толстой считал в женщине приоритетными качествами готовность заботиться о своих близких, а также дарить им любовь и все свое внимание. Так Наташа спасла свою мать после гибели младшего брата.

Пьеру пришлось пройти немало испытаний, чтобы превратиться из метущегося юноши в сильного мужчину. Он искал любви светских дам, но разочаровался в браке. Хотел приносить пользу окружающим, вступив в масонскую ложу, но и здесь не чувствовал себя на месте. Лишения войны помогли Безухову осознать, что он наиболее ценит в жизни и к чему стремится. Ему удалось победить свои страхи.

Примечательно, что Толстой показывает любимых героев очень приземленно. Несмотря на все свои положительные стороны, они прежде всего люди, которые как и остальные совершают ошибки. И эти промахи сильно влияют на их жизнь, только закаляя героев, делая их еще лучше. Именно такой ошибкой можно считать побег Наташи вместе с Анатолем Курагиным или брак Безухова с Элен Курагиной. Через персонажей автор пытается донести простую мысль: хороший человек не тот, кто не ошибается, а тот, кто может достойно выйти из положения.

Все решения, которые Наташа и Пьер приняли на своем жизненном пути, сделали их сильнее и увереннее, и в конце концов свели два любящих сердца вместе.

2 вариант

В своём романе-эпопее Л. Н. Толстой провел достаточно сложную работу по описанию одного из важнейших промежутков отечественной истории, незаметно описав и вложив в исторические события свои философские взгляды. Воззрения автора отражаются в поведении персонажей его произведения, особенно в поведении его любимых героев. Он отнюдь не идеализирует таких персонажей, но через их жизненный путь раскрывает лучшие их качества.

Наиболее любимым из героев Толстого является двадцатилетний Пьер Безухов. Внешне толстый и неуклюжий, лишенный излишнего аристократизма в своём поведении Пьер за время произведения претерпевает большие внутренние изменения. Искрений, простодушный и бескорыстный Пьер ищет ответы на самые важные вопросы жизни. Разочарование в своей возлюбленной, Элен Курагиной, а так же светской жизни московской аристократии, крушение «веры» в Наполеона, неудачная попытка найти истину в масонском братстве, спасение ребенка во время пожара, пережитый французский плен и знакомство с Платоном Каратаевым, привели Пьера к «толстовской истине». Именно этому герою, неуклюжему, но искреннему юноше в начале, но сильному мужчине, который увидит мир совершенно по-другому, больше всех симпатизирует Толстой.

Среди мужских персонажей автор так же выделяет друга Пьера Безухова, князя Андрея Болконского. Серьезный и сдержанный, удостаивается на войне от своего полка прозвища «наш князь». Он так же ищет истину (эпизод с дубом), а так же претерпевает огромные духовные изменения (разочарование в Наполеоне, мысли, посетившие Андрея на поле Аустерлицкой битвы), однако истину, лежащую «вне материального» и «неотъемлемого от человека» герой находит только перед самой смертью от ранения, полученного на войне 1812 года.

Оба любимых Толстым мужских персонажа «Войны и мира» имеют общие черты – отреченность от пустого и шумного мира светской аристократии (однако, стоит отметить, что изгоями в этом мире они отнюдь не являются, скорее даже наоборот), искренность и честность, патриотизм и любовь к Отчеству, и, что самое важно, стремление найти истину и ответы на наиболее важные философские вопросы: «Кто мы?» и « Для чего мы тут?», терзавшие когда-то и самого автора.

Среди женских персонажей романа Толстой наиболее сильно симпатизирует Наташе Ростовой, прототипом которой частично стала жена писателя. В начале романа она предстаёт перед нами 13-летней девочкой, в конце же 29-летней девушкой. Подобней «разброс» временных промежутков даёт нам полную картину жизни и изменений взглядов персонажа. Отличительными чертами Наташи, которые выделяет Толстой и которые наблюдаются на протяжении всего романа, является её искренность, эмоциональность и естественность, которые противоречат идеалам «холодных светских дам». Во многих эпизодах «Войны и мира» она помогает кому-то, олицетворяя своим поведением любовь к ближнему. Наташа видит и понимает мир через «ум сердца», что и делает её такой сострадательной и готовой к самозабвенной помощи людям, что видно в эпизоде, когда она отдаёт подводы семьи Ростовых для того, чтобы из Москвы можно было вывезти больше раненых солдат. Этот эпизод так же демонстрирует патриотизм Наташи Ростовой.

Помимо Наташи, Толстой выражает свою симпатию другой героине – Марье Болконской. Её образ так же близок к взглядам и идеалам автора – самозабвенная помощь и искреннее сострадание, как родным и близким, так и незнакомым людям, как в эпизоде с мужиками, умирающими от голода. Она испытывает настоящее счастье, когда чувствует себя нужной людям, а так же олицетворяет собой такое женское начало, которое считает «правильным» и истинным сам автор.

Также читают:

Картинка к сочинению Любимые герои Толстого в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Настя является одной из второстепенных героинь повести под названием «Барышня-крестьянка», она работает на Лизу Муромской горничной, и единственная знает о всех ее тайнах.

В настоящее время мы часто слышим о людях, которые, несмотря на все препятствия и проблемы сумели исполнить свою мечту. И уж не знаю, помогли им в этом упорный труд или же везучесть, но факт остается фактом

Тема эмиграции была для Бунина близка. После революции ему пришлось (в какой-то степени, возможно, была и его собственная инициатива, но этот вопрос оставим за рамками текущего обсуждения) оставить страну и перебраться за границу

Знакомство с образом одного из главных героев рассказа А. П. Чехова “Толстый и тонкий” – с Порфирием – происходит на платформе Николаевского вокзала. Там он случайно встретил своего давнего школьного приятеля Мишу.

Произведение является последним в авторском цикле сказок и представляет собой писательские размышления о моральной способности молодого поколения к восприятию реальной действительности.

Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману «Война и мир»)

Скачать сочинение

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир” показал, что война 1812 года с первых дней принимает народный характер. Армия Наполеона наступала. Она уничтожала и грабила захваченные города и села. Весь русский народ поднимается на защиту Отечества. Крестьяне уходили в леса, создавались партизанские отряды, которые уничтожали врага.
Одним из первых партизанских отрядов в тылу врага командовали Денис Давыдов и Долохов. Толстой показывает, что среди партизан самым незаменимым и необходимым человеком был Тихон Щербатый, который оказался мастером на все руки: смелый разведчик, он приводил «языка», вытаскивал застрявшую повозку, спокойно и без внешнего показного героизма ходил один на один на французов.
И таких, как Тихон, было много в других отрядах: старостиха Василиса, Карпы и Власы, которые предпочитали сжигать хлеб и сено, а не везти врагам.
Толстой показывает, что во время Бородинского сражения Пьера Безухова потрясает спокойное мужество солдат, которые шутили, пока шел обстрел, и деловито исполняли свой долг перед Родиной, решив умереть, но не отдать врагу столицу России.
Простой солдат Платон Каратаев научил Пьера Безухова мужественно и стойко переносить страдания плена, приобщил его к мудрому народному мировосприятию, хотя в изображении этого народного характера и сказалось «непротивление злу насилием». Писатель с большой художественной силой показал, как «дубина народной войны» разгромила нашествие Наполеона, захватившего пол-Европы.
Капитан Тушин, принявший верные тактические решения и заслуживший решительного «Хорошо!» князя Багратиона (трудно представить награду выше этой), выглядит совсем не как герой: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». В «фигурке» Тушина было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. В нем так много доброго и печального и так мало героического. Толстой описывает истинную, народную, богатырскую действительность. Отсюда былинный жест Тушина – «из-под маленькой ручки смотрел на французов» – и особое отношение капитана к сражению. В голове Тушина установился особый мифический мир: неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять…теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в своем истинном образе – таким же сильным и огромным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.
В романе реалистически нарисованы картины войны, где главную роль играют не цари и полководцы, а простые солдаты и честные офицеры, например, Андрей Болконский, Тимохин, Тушин, Денис Давыдов и другие. Это они выиграли войну и победили Наполеона, воплотившего самые отвратительные черты завоевателя: эгоизм, властолюбие, жажду личной славы, всеобщего подчинения и безграничной власти. Л. Н. Толстой противопоставляет ему народного полководца Кутузова, который понимал и ценил солдат, в свою очередь отвечавших ему любовью и доверием.
Народная эпопея «Война и мир» проникнута искренним сочувствием народным массам, вынесшим на своих плечах все тяготы войны. Вот почему это великое произведение Л. Н. Толстого является непревзойденным литературным памятником героям Отечественной войны 1812 года и вершиной критического реализма.

Читайте также:  НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР: сочинение

11218 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману «Война и мир»)

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Народная война в романе «Война и мир»

Вступление

Понятие «народная война» включает себя основное лексическое ядро – «народ». А народ, значит, крестьяне, мужики, люди, не принадлежавшие высокому классу. То есть народная война – это борьба народных масс без привлечения генералов и полковников, без определенных четко спланированных действий (чаще это спонтанные решения), без конкретных идей. Но народная война в романе «Война и мир» Толстого Л.Н. – это война не одного народа, а война целой нации. Здесь воют вместе и дворяне, и крестьянские партизаны, и офицеры, и ополченцы. Толстой показывает всех в единой цели – одержать победу на французскими войсками любой ценой.

Герои народной войны

В романе Льва Толстого «Война и мир» достаточно подробно описываются действия главнокомандующих, офицеров, простых солдат во время сражений. Мы можем наблюдать, как движется враг, слышать свист пуль, чувствовать запах дыма от вылетающих из пушки ядер. В отечественной войне 1812 года участвуют все. «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят», – говорит один из героев романа Пьеру Безухову.

Читайте также:  Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого Война и Мир: сочинение

Мы видим на поле боя главнокомандующего русской армией – Михаила Иларионовича Кутузова, князя Андрея Болконского, графа Николая Ростова, маленького Петю Ростова, командующих войсками Багратиона, Барклая де Толе, капитана Тушина, Денисова и многих других военных людей. К ним подключаются партизанские отряды, иногда сформированные самостоятельно мужиками-крестьянами. Но рядом с ними воюют люди невидимого фронта. Это Наташа Ростова, княжна Марья Болконская, жители Москвы, покидавшие город только потому, что не желали подчиняться французскому императору, купец Ферапонтов, отдавший все свое имущество солдатам: «Тащи, а то все сам спалю. » Теперь мы можем с уверенностью сказать, что Л.Н.Толстой действительно описал в своем романе «Война и мир» народную войну. Только все вместе, общими усилиями, мыслями, чувствами русский народ остался непобедим.

Партизанское движение народной войны

По мнению Льва Толстого особую роль, можно сказать даже главную, сыграло партизанское движение. После оставления Москвы французы двигались огромной армией по дорогам отступления. Но с каждым днем войско их таяло не только от холода, голода и болезней, страшнее всего для них были партизаны, которые развернули в это время активную деятельность. Они ждали повсюду, и, в конце концов, французская армия была разбита полностью. Жалкие остатки неприятельского войска (всего около 10000 солдат) были взяты в плен. Партизаны хорошо сделали свое дело. Они помогли русской армии выстоять, помогли удержать свои позиции, помогли разбить врага.

Партизаны были разные: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов…» Толстой связывает их воедино. Да, они разные, но цель у них одна – спасти русскую землю, и в этом они все вместе. Люди войны в произведении «Война и мир» испытывают единое чувство патриотизма, чувство русского человека, желающего победить.

Писатель дает нам описание некоторых партизанов подробно, так как, например, Тихон Щербатый. Примкнувший к отряду Денисова, Тихон вел активную партизанскую деятельность. Он «был самым нужным человеком» в отряде. Его хитрость, ловкость, сноровка, бесстрашие, хорошая физическая сила, точность выполнения поставленных целей давала русской армии результаты. Но таких, как Тихон, было много. Толстой описывает их кратко, или просто не дает никакого описания. Это и не важно, важно другое: чувство единства всех людей, к какому социальному сословию они не принадлежали.

О народе в романе «Война и мир»

«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью», – высказывается сам Л.Н.Толстой в романе. Искреннее отношение к русскому народу писатель показывает и через своих героев. Главнокомандующий Кутузов восклицал: «Чудесный, бесподобный народ!» Его единение с народом подчеркивается Толстым в его характеристике, в отеческом отношении к своим солдатам, в слезах, которым Кутузов часто давал волю в различных ситуациях.

Николай Ростов признает силу «нашего русского народа», без которого он уже себя и не мыслит. Андрей Болконский объясняет Безухову, отчего зависит успех военной кампании: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции…От того чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате». И это чувство истинного патриотизма, а не чувство «своего Тулона» (о чем изначально думает князь Андрей), приходит к Болконскому с пониманием силы народа, веры в народ, единения с народом.

Вывод

В моем сочинении на тему «Народная война в романе «Война и мир» высказана мысль Л.Н.Толстого о том, что русский народ силен в единстве своем, и именно это единение помогло одержать победу в Отечественной войне 1812 года. Это подтверждается в его великом произведении – романе «Война и мир».

«Отношение Л.Н.Толстого к героям романа» Первая часть (Толстой Лев Н.)

Русская литература знаменита и популярна во всём мире. Если в любой стране попросить у случайного незнакомца назвать несколько российских писателей и поэтов, то среди знаменитых имен вы обязательно услышите имя Льва Николаевича Толстого.

Возможно, самым противоречивым произведением Льва Николаевича является роман-эпопея “Война и мир”, написанный в 1869 году. Толстой потратил 7 лет на написание данного произведения. Несколько раз роман переписывался, в чём Толстому помогала его жена Софья Андреевна Берс. Главная тема — историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Этот роман покорил миллионы сердец своих читателей любовными историями, интригами и, конечно же, боевыми действиями.

Л.Н.Толстой очень эмоционально выражает свое отношение к героям своих произведений, он не скрывает своих антипатий и симпатии к ним.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В своих произведениях Лев Николаевич всегда четко разграничивает добро и зло, светлую и темную стороны. Это помогает читателю правильно понять мысль, которую автор хотел донести до него. Как в обычных людях, так и в героях своего романа Лев Николаевич ценит стремление к самосовершенствованию, простоту, ум, умение любить, слушать, честность, искренность и, конечно же, доброту. Всеми этими качествами обладают Пьер Безухов, Андрей Болконский, его сестра Марья и Наташа Ростова.

Марья Болконская- идеал добродетели. Она готова всегда прийти на помощь, она счастлива, когда чувствует себя нужной близким, когда может жертвовать собой ради других.

Хотя Толстой и описывает Марью, как некрасивую девушку, но он с любовью и нежностью говорит о ее прекрасных лучистых глазах, а, как известно, глаза – зеркало души. “. в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть. ” “. Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. “

Единственной радостью своей жизни Марья считает свою семью и религию. Она безумно любит своего отца, несмотря на его строгость, брата и маленького племянника. “. Николушка и его воспитание, Andr&覡 и религия были утешениями и радостями княжны Марьи. “

А её трепетное и нежное отношение к божьим людям просто поражает. Марье абсолютно безразлична внешность и материальное положение человека. Княжна ценит в людях их душевные качества, прежде всего: “. прекрасное сердце это то качество, которое я более всего ценю в людях. “

Именно за эту простоту и самоотдачу Толстой любит и ценит Марью Болконскую.

Такие же нежные чувства он испытывает и по отношению к Наташе Ростовой. Она во многом отличается от Марьи, она более весёлая, живая, Толстой любуется непосредственностью Наташи, ее очарованием, умением согревать окружающих своим теплом, заботой. Она выгодно отличается от остальных представителей светского общества своей простотой и искренностью.

“. да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее. “

Толстой демонстрирует патриотизм и доброту Наташи. Она, желая помочь раненым, отдает им все подводы и приходит в ярость, узнав, что мать не хочет их отдавать. «- По – моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по- моему эта такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь. ».

Но, несмотря на её хрупкость и нежность, в её душе скрывается морально сильная и стойкая девушка, готовая поддержать близких в любое время. Ухаживая за умирающим Андреем, она проявила истинную твёрдость своего характера и ни разу не показала свою слабость перед ним.

“. доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым. “

После смерти князя Андрея Наташа потухла, ей казалось, что жизнь ее кончилась, что больше никогда ей не будет хорошо и весело. Но весть о смерти младшего брата Пети, подняла её на ноги, ведь мать нуждалась в её поддержке. «…сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь – и проснулась жизнь».

Так же свою симпатию к Марье и Наташе Толстой проявляет в том, что, повзрослев, они обе обрели семьи, у них есть мужья, дети, они по-настоящему счастливы.

Но особую симпатию и любовь Л.Н.Толстой испытывает к Пьеру Безухову- молодому, неопытному, немного неуклюжему и смешному, но главное открытому и искреннему человеку, незаконному сыну богатейшего графа. Хоть он и старался казаться серьёзным, но его детская улыбка выдавала в нём его простоту и дружелюбие. “. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения. “

Окружающие замечали, какой он добрый, чуткий, нежный и немного наивный. Он человек с открытым и любящим сердцем . “. Это золотое сердце. ” “. И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов. “

Пьер никогда не бросит друга в беде, он готов прийти на помощь даже незнакомцу. Но из-за своей наивности ему пришлось пройти нелёгкий путь: поиск правды и самого себя. На протяжении всего романа Пьер самосовершенствовался и апогеем стал плен. Из плена вышел уже абсолютно другой человек, он нашёл ответы на все мучившие его так долго вопросы. Он обрел счастье.

Читайте также:  Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого Война и мир: сочинение

“. Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. ” Лев Николаевич очень ценил доброту, стремление к самосовершенствованию, любовь к жизни и некоторую наивность в людях, поэтому неудивительно, что Пьер является его любимым героем.

Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконский видит в Пьере искреннего, умного и начитанного человека, способного мыслить и рассуждать. Таковым является и сам князь Андрей. “. он имел репутацию ума и большой начитанности. “

Князь Андрей трудолюбивый, смелый, волевой человек . “. князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. ” Он человек чести, никогда не предаст. “. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. ” Он очень любит и уважает членов своей семьи, но и с ними ведёт себя достаточно сухо, строго и даже сурово. Он не хочет казаться слабым. Как и Пьер, он находится в поисках смысла жизни и постоянно самосовершенствуется. Но, к сожалению, ответы на все свои вопросы он находит только перед смертью.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50387

Мысль «народная»

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. Эти главные человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью – борьбой за свободу Отечества. Крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло огромную роль в окончательном уничтожении врага.

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа – Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет «дубина народной войны»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В действиях партизанских отрядов 1812 года Толстой увидел высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила отношение к войне.

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей. »

Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Истинному чувству любви к Родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности – вывезти из Москвы все ценное – волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В важное для России время этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволила ему широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель – убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Ссылка на основную публикацию
×
×