Мысль народная как основа художественного содержания романа-эпопеи Л. Толстого Война и мир: сочинение

Сочинение на тему: «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Л. Толстой отмечал, что произведение можно счи­тать хорошим только тогда, когда автор любит в нем свою главную мысль. А в романе «Война и мир» это «мысль народная». «Я старался писать историю наро­да», — признавался великий русский писатель.

Работая над романом «Война и мир», Л. Толстой сделал открытие, которое и высказал на страницах своего произведения. Смысл этого открытия сводится к тому, что в 1812 году произошла не война между двумя императорами, а Отечественная война — спра­ведливая и освободительная, которую русский народ и армия вели против иноземных захватчиков — войск Наполеона. Вот почему уже в первых сценах произве­дения писатель связывает повествование об отдельных героях с картинами, в которых раскрывается «характер русского народа и войска».

Главная мысль определяет не только художествен­ную форму произведения (роман-эпопея), но и харак­теры и оценку его героев. Л. Толстой характеризует все события и всех героев в их отношении к Отечест­венной войне 1812 года. Все герои романа получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством единения с народом. Поэтому все положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом за­щищают родину от врага; все отрицательные персона­жи (князь Василий Курагин со своим семейством, ка­рьерист Борис Друбецкой, алчный Берг, иноземные ге­нералы, московский губернатор Растопчин) озабочены личными выгодами, далеки от народа, а потому лише­ны почетного права защищать Отечество.

То, что именно «мысль народная» является для Л. Толстого основой оценки исторических событий, можно легко понять, сравнив события 1805-1807 годов и события 1812 года. Писатель выражает народное мнение, когда осуждает несправедливые захватничес­кие войны и прославляет священную освободительную войну, в которой народ отстаивает не интересы своих господ, а национальную независимость родины.

«Мысль народная» определяет и оценку писателем ис­торических деятелей романа «Война и мир». Так, Наполе­он, от одного имени которого многие представители выс­шей русской аристократии приходили в восторженный трепет, сурово осуждается, а Кутузов, имевший не самые лестные отзывы светского общества о себе, возвеличива­ется как гениальный полководец народной войны.

Л. Толстой воссоздает в романе героические страни­цы истории народа и показывает путь своих любимых героев-правдоискателей как путь к народу, потому что именно народ является решающей силой истории. В эпи­логе романа он говорит: «До тех пор пока пишутся исто­рии отдельных лиц, — будь они Кесари, Александры или Лютеры и Вольтеры, а не история всех, без одного ис­ключения всех людей, принимающих участие в собы­тии, — нет никакой возможности описывать движения человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели».

Согласно выводам писателя, содержание историчес­кого процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила. Так «мысль народная» отразилась на определении писателем движу­щих сил истории. В романе «Война и мир» показан могу­чий образ «корабля народа», которым пытаются управ­лять «правители-администраторы». И пока «историчес­кое море спокойно», им кажется, что они замечательно справляются с управлением движения корабля. «Но сто­ит подняться буре, взволноваться морю и двинуться са­мому кораблю, и тогда уже заблуждение невозможно». Тогда «корабль народа» выходит из всякого повиновения и «идет своим громадным, независимым ходом», его сти­хийными действиями никто не смеет и не может управ­лять. Вспомним хотя бы сцены в Москве накануне сдачи города неприятелю и поведение губернатора Растопчина, его мысли о том, что «народная толпа страшна, она от­вратительна. Они, как волки: их ничем не удовлетво­ришь, кроме мяса». А ведь незадолго перед тем он мнил из себя великого патриота, «руководителя народного чувства — сердца России». Беда Растопчина, по мысли Л. Толстого, была в том, что он «не имел ни малейшего

понятия о том народе, которым он думал управлять».

Подобная оценка исторического развития как сти­хийного процесса делает Л. Толстого фаталистом, по­лагающим, что все события «определены предвечно» и совершенно не зависят от воли людей. Отсюда и его объяснение причин возникновения войн, движения на­родов с запада на восток и с востока на запад, и оценка роли отдельной личности в истории.

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Читайте также:  Идейно-композиционное значение сцены в салоне Анны Павловны Шерер в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Сочинение Мысль народная в романе Война и мир Толстого

«Война и мир» – всемирно известный роман-эпопея Л.Н.Толстого. Он охватывает огромное количество проблем, противоречивых тем. Например, проблемы войны и мира как в стране, так и в душе человека, тема любви, тема сострадания. Одной из главных мыслей является «мысль народная». Её Толстой любил больше всего и поэтому считал произведение хорошим. В произведении автор ищет ответ на вопрос: «Какая же сила движет народами?». С целью раскрыть эту мысль, Лев Николаевич изображает не столько весь народ, его быт, а сколько влияние каждого героя романа на судьбу страны и народа, как личность связана с ними.

Мысль народная в личности

Истинным выражением мысли народной стали Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Платон Каратаев был «олицетворением всего русского, доброго и круглого». Именно он помог Пьеру Безухову в трудной жизненной ситуации: вернул герою веру в людей, справедливость, любовь и правду. Его открытая душа противопоставлена холодному эгоизму и высокомерию петербургского света. Его речь полнится поговорками, что подчёркивает его народность.

Тихон Щербатый – иной тип русского мужика. Этот герой был частью отряда Денисова, он был смелым, отважным, постоянно приносил добычу из тыла противника. Вскоре он стал самым полезным человеком в отряде.

Ещё одним героем, в котором отражена мысль народная, является Наташа Ростова. Отъезжая из Москвы, Наташа выкладывает с подвод семейное добро, чтобы разместить раненых солдат. Она приняла это решение без колебаний, она не отделяет себя от простого народа несмотря на происхождение.

В сражениях

В сценах сражений особенно проявляется мысль народная. Чего стоит одна батарея Тушина, которая держалась до последнего вопреки приказу и смогла приблизить русский народ к победе. Сам Тушин воевал бодро, не унывал, лицо его было оживлено.

В сцене, когда Андрей Болконский поднял знамя и позвал солдат за собой в наступление, отряд не раздумывая последовал за ним. «Ребята, вперёд!» – эти слова стали решающими, пусть даже битва под Аустерлицем была позорно проиграна. Эта сцена показывает единство и неотвратимость народа.

В стране

Толстой говорит о народе в романе как о целом духовном единстве. Весь народ в большой стране объединился для победы над Наполеоном, автор пишет: «Всем народом навалиться хотят». В этом и заключается мысль народная – люди объединяются ради общей цели, каждый человек влияет на судьбу страны. Это ярко показано на примере жизни главных героев, в сценах военных сражений. Л.Н.Толстой славит «дубину народной войны». Эта метафора как нельзя лучше выражает главную мысль произведения.

2 вариант

Пожалуй, главное творение Льва Николаевича Толстого было задумано как реалистичная картина возвращения из заключения декабриста, которого отпустили после реформы тысяча восемьсот двадцать пятого года. Когда автор работал в архиве над сведениями для своего романа, он понял, что должен рассказать об истории войны двенадцатого года для того, чтобы показать весь ужас событий того времени. И ему приходится изменить свою изначальную задумку, больше ставя акцент на военные годы и героев, которым приходится существовать в столь непростой период.

В данном произведении полным образом отображена идея «народности» и близости к простому читателю. Ведь основной целью автора была демонстрация того, как простой человек адаптировался в столь сложный для него период, как он находил в себе силы и смелость, которые не позволяли ему пасть духом. Картина действительно патриотична, ведь то, как описывает Родину автор, показывает его трепетные и глубокие чувства к родной земле.

Он рассказывает о мире людей, в котором правят люди «высшего звена», и они принимают решения, от коих зависит судьба целых регионов в масштабе страны. И эти люди не наделены положительными качествами. В целом они представлены собирательным образом корыстных и подлых людей, которых заботит лишь собственное благополучие. Для всех персонажей, которых можно назвать неотрицательными, война становится ключевым моментом в их жизни. Так, Болконский чувствует то, как ему хочется побывать на поле боя, уничтожая врагов во благо отечества. К нему приходит уверенность в собственных силах и успехе в целом. Для Безухова является приоритетной целью убить лидера французских воинов. Наталья действует, принимая справедливые решения в действиях и поступках. А для Пети Ростова данная война становится последним событием в его жизни – он погибает вместе с партизанским отрядом, браво сражаясь за свою землю.

Здесь Лев Николаевич показывает то, как война изменяет отношение простого человека к происходящей жизни, и каким он должен быть в такое непростое время. Все персонажи переплетены в данном повествовании, и автор хочет показать то, как перед лицом смерти все становятся равными и одинаковыми. Многие люди, которые вели привычную жизнь, наблюдают смену идеалов. Так, например, для некоторых главных героев произведения Наполеон считался лидером и кумиром зарубежного мира, который олицетворял демократию и справедливость. Однако, оказавшись рядом с ним на рубеже огневой линии фронта, герои узнавали о нем, как о жестоком человеке, который преследовал цель угнетения и издевательства над людьми, чьей вины на плечах не было совершенно. Автору удалось показать это просто и в то же время гениально.

Сочинение 3

Поистине «энциклопедией русской жизни в прозе» можно назвать роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Каждую сторону жизни осветил Лев Николаевич на страницах эпопеи. И одна из тем романа – тема, скажем прямо, не самая популярная у писателей того времени – мысль народная. Задумывая произведение, Толстой ставил себе одной из задач представить высшему обществу образ простого русского труженика, деревенского землепашца, крепостного крестьянина. Образ со всеми его разногласиями, глубиной, мощью, широтой, величием и порой даже двуличием.

И не только показал Лев Николаевич простого русского человека в романе, но и важность для людей знатных связь душевную с простым русским «мужиком». Не спроста же каждый из положительных героев так или иначе в конце романа связывает свою жизнь с судьбой всей русской нации.

Одни из самых ярких описаний простых крестьян – в борьбе против захватчиков. Здесь для Толстого важно показать единение армии и ополчения. У смекалистых крестьян и городских обывателей есть и свои безоружные методы борьбы с врагом: поджечь сено, чтобы врагу не досталось, уйти из города, чтобы Наполеону не смог ощутить полную радость от захвата не только города, но и горожан. Весь, абсолютно весь народ сплотился, чтобы не допустить победы французов.

Призрев обиды и разногласия, крестьянские мужики, одетые в военные шинели, идут в бой вместе с ненавистными «господами» за веру и Отечество свое, общее для всех. Тогда-то и открылись Волконскому героизм, простота и правда всеобъемлющей русской души.

Сцены сдачи Смоленска, когда купец Ферапонтов, понимая, что не вывезет все свое добро, велит раздать солдатам нужные им вещи, а все остальное сжечь, показывает единство и щедрость достойную самого царя.

Говоря о «мысли народной» в романе нельзя не сказать о «дубине народной войны». Партизанскому движению отведено большое место. Неоднократно Толстой подчёркивает роль партизанских отрядов в победе над врагом.

Но есть в романе и лжепатриоты. Один из самых ярких – Распопчин, занимающийся не поставленной перед ним задачей, а самолюбованием. Ведь вместо того, чтобы обеспечить вывоз ценного имущества, занимается тем, что раздает афиши и оружие, мечтая о «героическом эффекте».

И все же финальную подготовку к Бородинской битве – совет в Филях – мы видим именно в крестьянском доме, видим глазами маленькой девочки, внимательно с интересом, восторгом и трепетом, наблюдавшей за Кутузовым. Возможно, именно в образе этого крестьянского ребенка, Лев Николаевич Толстой и показал нам образ России, вечно возрождающейся, молодой и немного наивной.

Также читают:

Картинка к сочинению Мысль народная в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Эта поэма может напомнить нам «Путешествие из Петербурга в Москву». Принцип тот, что лирический герой отправляется в путь по родной земле, видит все недостатки в жизни народа, но старается не просто показать

Для того чтобы предать мечту нужно для начала мечту иметь, а такое имущество в действительности доступно не каждому. Многие мечтают о различном материальном благополучии или просто представляют перед собой какие-то образы

Сочинения по творчеству Маршака

Как-то раз, холодной зимой на детской площадке играли себе две подружки: Аня и Катя. Они, как всегда, катались с горки. И тут, неожиданно, Катюша упала, но она не плакала, девочка шепотом звала Анюту.

А. С. Пушкин в своем произведении Евгений Онегин большое внимание уделил раскрыванию романтических чувств главной героини.

Мысль «народная»

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

Кризисная обстановка в стране, вызванная стремительным продвижением наполеоновских войск в глубь России, выявила в людях их лучшие качества, дала возможность пристальнее всмотреться в того мужика, который прежде воспринимался дворянами лишь как обязательный атрибут помещичьей усадьбы, уделом которого был тяжелый крестьянский труд. Когда над Россией нависла серьезная угроза порабощения, мужики, одетые в солдатские шинели, забыв свои давние горести и обиды, вместе с «господами» мужественно и стойко защищали родину от могущественного врага. Командуя полком, Андрей Болконский впервые увидел в крепостных крестьянах героев-патриотов, готовых на смерть ради спасения отечества. Эти главные человеческие ценности, в духе «простоты, добра и правды», по мнению Толстого, и представляют «мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Именно она объединяет крестьянство с лучшей частью дворянства единой целью – борьбой за свободу Отечества. Крестьянство, организовывавшее партизанские отряды, бесстрашно истребляющие французскую армию в тылу, сыграло огромную роль в окончательном уничтожении врага.

Читайте также:  Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого После бала): сочинение

Под словом «народ» Толстой понимал все патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Тихон Щербатый выделяется в отряде Денисова своей необычной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной деревне, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком в отряде. Толстой сосредоточил в этом герое типичные черты русского народного характера. В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года). К бунтарским настроениям Тихона в мирное время Толстой относится с осуждением.

Толстой верно оценил характер и цели Отечественной войны 1812 года, глубоко понял и решающую роль народа, защищающего в войне свою Родину от иноземных захватчиков, отвергнув казенные оценки войны 1812 года как войны двух императоров – Александра и Наполеона. На страницах романа и, особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне Толстой столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли. Поэтому победа России над Францией была предопределена.

Главная мысль определила не только художественную форму произведения, но и характеры, оценку его героев. Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует перед Бородинским сражением необыкновенный подъем, верит в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе.

Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года действительно была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа – Василий Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет «дубина народной войны»: «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой, и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В действиях партизанских отрядов 1812 года Толстой увидел высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила отношение к войне.

Впервые столкнувшись с народной войной, Наполеон не раз жаловался Кутузову и императору Александру на то, что война велась «противно всем правилам». Толстой же к этому добавил: «как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей. »

Толстой славит «дубину народной войны», прославляет народ, поднявший ее на врага. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, подрывая тем самым вражескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступлением французов в Смоленск просил солдат бесплатно забирать его товар, так как если «решилась Расея», он сам все сожжет. Так же поступали жители Москвы и Смоленска, сжигая свои дома, чтобы они не достались врагу. Ростовы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых, довершив этим свое разорение. Пьер Безухов вложил огромные средства в формирование полка, который взял на свое обеспечение, а сам остался в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить вражескую армию.

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Истинному чувству любви к Родине противопоставлен показной, фальшивый патриотизм Растопчина, который вместо выполнения возложенной на него обязанности – вывезти из Москвы все ценное – волновал народ раздачей оружия и афишами, так как ему нравилась «красивая роль руководителя народного чувства». В важное для России время этот лжепатриот мечтал лишь о «героическом эффекте». Когда огромное количество людей жертвовало своей жизнью ради спасения родины, петербургская знать желала для себя только одного: выгод и удовольствий. Яркий тип карьериста дан в образе Бориса Друбецкого, который умело и ловко использовал связи, искреннюю доброжелательность людей, притворяясь патриотом, чтобы продвинуться по служебной лестнице. Проблема истинного и ложного патриотизма, поставленная писателем, позволила ему широко и всесторонне нарисовать картину военных будней, выразить свое отношение к войне.

Агрессивная, захватническая война была ненавистна и отвратительна Толстому, но, с точки зрения народа, она была справедливой, освободительной. Взгляды писателя раскрываются и в реалистических картинах, насыщенных кровью, смертью и страданиями, и в контрастном сопоставлении вечной гармонии природы с безумием убивающих друг друга людей. Толстой нередко вкладывает в уста своих любимых героев собственные мысли о войне. Андрей Болконский ненавидит ее, так как понимает, что ее основная цель – убийство, которое сопровождается изменой, воровством, грабежами, пьянством.

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

«Мысль народная» в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.)

Коль вдруг муравьи сообща нападут,

Осилят и льва, как бы ни был он лют.

Роман-эпопея «Война и мир» является самым масштабным произведением Льва Николаевича Толстого, охватывающее жизнь всех слоев общества до и после войны 1812 года. Он показывает взлеты и падения персонажей, но самым главным героем является народ. Из множества тем романа автор уделяет особое внимание “народной мысли”.

Л.Н.Толстой задавался вопросом: «Что движет историю: народ или личность?» И на протяжении всего романа историю создает и влияет на нее народ. Именно единство русских людей, основанное на любви и привязанности к родной земле, помогло им одержать победу над французской армией. Злость за потревоженное спокойствие и мирную жизнь, убитых родных и разорение страны двигала ими во время сражений. Люди всячески старались помочь, проявить себя, забывая обо всем, что их держит, и были готовы насмерть постоять за Отечество. Война состоит из маленьких подвигов, которые имеют большое значение.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Совершая их, они показывают самое главное качество народа – патриотизм, который, по мнению Л.Н.Толстого, бывает истинным и ложным. Обладателями истинного патриотизма является семья Ростовых, Тихон Щербатый, Кутузов, Тушин, Пьер Безухов, Марья Болконская. Автор также противопоставляет их другим героям романа, общество которых наполнено лицемерием и фальшью.

Например, во время переезда семьи Ростовых из осажденной Москвы все вещи были собраны на подводы. В этот момент раненые солдаты просят о помощи. И Наташа, умоляя родителей, просила оставить подводы для нуждающихся раненых. Конечно, они могли воспользоваться шансом и спасти свое имущество, но чувство долга, сострадания и ответственности взяли вверх.

Но есть люди, совсем не заинтересованные в жизни страдающего населения. Карьерист Берг интересовался только модой и жаждал денег. Даже во время пожара в Смоленске он думает не о том, что бы потушить, а ищет себе выгоду в покупке новой мебели.

Пьер Безухов, ставший наследником богатого графа Безухова, полностью на наследованные деньги снаряжает полк. Он мог растратить их в личных целях: на гуляньях и балах, но он поступил благородно, помогая народу. А салон А.П. Шерер наоборот ничего не предпринимает. Как обычно, их беседы полны сплетен и пустых разговоров о войне. Штраф за использование в речи французских слов никак не мог помочь народу. Поэтому их патриотизм является ложным.

Читайте также:  Василий Курагин: сочинение

Марья Болконская во время бунта Богучаровских мужиков не поддалась искушению остаться под крылом французов: она не хотела чувствовать себя предательницей. Совсем иной поступок совершает Элен Курагина. В тяжелое для страны время она меняет свою веру и хочет выйти замуж за Наполеона – врага народа.

Не только высшие слои общества внесли свой вклад в победу. Например, крестьянин Тихон Щербатый по своей воле вступает в партизанский отряд Денисова, что говорит о его небезразлии. Становится самым активным, ловя больше всех «языков» и выполняя самую тяжелую работу. Борис же Друбецкой проявляет трусость, оставшись в штабе у противника Кутузова – Бенигсена. Несмотря на всю ненависть к врагам, русские проявляют гуманизм по отношению к пленным французам. «Они тоже люди», – говорит Тихон Щербатый.

Состояние войска и ход войны зависит зависят от верховного главнокомандующего – Кутузова. В отличие от самовлюбленного и равнодушного Наполеона, Кутузов очень простой и приближенный к народу человек. Он следит только за духом войска, воодушевляет их только известиями о победных сражениях. Он относится к армии, как к родным детям и выступает в роли “отца”, проявляющего заботу. Ему искренне жаль народ. Именно с хорошим команддующим у войска возникает интерес одержать победу всеми силами.

Война, врываясь в мирную жизнь, показывает истинное лицо каждого человека, срывает маски. Обладая ложным патриотизмом и вообще бесчувственностью, кто-то будет бежать и прятаться, делать из себя героя только на словах. А кто-то с настоящим желанием помочь рвется в бой, несмотря ни на что. Каждый из них вкладывает что-то свое ради достижения народной цели. Обалдатели истинного патриотизма делают это не для показного, а ради земли, которую когда-то защищали их отцы и деды. А отдать ее без боя – позорно. Все эти люди становятся единым целым, народной “дубиной”, которая ведет только освободительную войну. Потому что чужая земля ни к чему – надо отстоять свое Отечество. А это можно сделать только объединившись, имея настоящие чувства и тревогу за будущее народа и страны.

Таким образом, Л. Н. Толстой считает, что движущей силой является народ, а самым главным залогом победы является общий народный дух.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id25685

“Мысль народная» как основа художественного содержания романа-эпопеи Толстого “Война и мир»

В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы – роман-эпопея “Война и мир”. По словам И. С. Тургенева, “ничего лучшего у нас никогда не было написано никем”. ‘ “Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года”, – говорил Лев Толстой.

Главный герой романа – народ. Народ, брошенный в ненужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины

В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством массовых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: “Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения”.

Война 1812 года не была похожа на другие

Отечественная война 1812 г. для России была справедлив вой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее центру – Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь народ. Простые русские люди – крестьяне Карп и Влас, старостиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие – враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

Толстой говорит, что “для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением французов”. Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнездо Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в простое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

Но омерзительны отдельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: “Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги”. Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах – иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и “приехали нас учить – славные учителя!” Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: “…наибольших для себя выгод 4 и удовольствий… Трутневое население армии”. К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты “в первый раз дрались там за Русскую землю”, что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины “два дня сряду .отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы”.

Еще более полно “мысль народная” ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей – все те, кого можно назвать “русскими душой”.

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изображает Кутузова.

Кутузов – подлинно народный полководец. Таким, выражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. “Кутузов, – пишет Толстой, – всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат”. Кутузов для России – свой, родной человек. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели – очищению родной земли от захватчиков. “Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа”, – говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

Кутузов – носитель народной мудрости, выразитель народных чувств. Его отличает “необычайная сила проникновения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе”. Только признание в нем этого чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

И солдаты, и офицеры – все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. Толстой показывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении “чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения”.

С большим знанием дела описывает Толстой сливные действия русских партизан и их командиров – Денисова и Долохова. В центре повествования о партизанской войне – образы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего “все русское, народное, круглое, доброе”. Толстой пишет: “…благо тому народу, который в минуту испытания… с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью”.

Кульминационным моментом Отечественной войны явилась Бородинская битва. Если при описании сражений, происходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенграбенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колонны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. “Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, – а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином”.

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, влияют на исход военных действий, тем более, что со стороны французов война носила захватнический характер, со стороны русского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о великих событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та “мысль народная”, которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила немеркнущим светом его гениальное творение.

Ссылка на основную публикацию
×
×