Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир».

Скачать сочинение

Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.
“Люди как реки”, “человек текуч” — вот что лежит в основе взглядов Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.
Вообще, портрет героя у Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности. Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, улыбку, руки. То же касается и поведения. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического деятеля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — не заботящийся о том, как выглядит со стороны, Кутузов, который остается естественным в любой ситуации.
В отличие от нелюбимых, любимые герои Л. Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для автора те, в чьей внешности и поведении подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — истинные герои. А хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется таковым.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.
Л. Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Г. Чернышевский назвал “диалектикой души”. А потому в романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен являются Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым Болконскому открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда “я” Андрея полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, 8 минуту, когда отпадает необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытывает своих героев.
Писателю важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней. Не все способны преодолеть свое “я” (Элен и Анатоль Курагины, например), некоторые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), и лишь немногие способны слиться с миром, людьми или раствориться в вечности, подняться до высочайших вершин вселенной (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Хотя, впрочем, “звездные минуты” бывают у многих героев романа, например у Николая Ростова, Василия Денисова, княжны Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героев к ним — одна из важнейших характеристик личности.
Для Толстого чрезвычайно важно и то, насколько развито в герое чувство семьи, а также то, что представляет собой его семья, потому что каждый человек, помимо всего прочего, носитель фамильных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенными чувства привязанности. Семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно, не несет в себе той “родовой поэзии”, что свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Курагиных объединяет только биологическое родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Ана-толя и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен “шишки родительской любви” и дети — “обуза его существования”). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает).
Важным принципом психологического анализа у Толстого становится изображение снов героев. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон типично “болконский”: проблематичный.
Разум и чувство — две важнейшие категории, определяющие сущность человека. По Толстому, прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу. Любимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют сказать о том, что происходит у них* в душе, глазами, улыбкой, интонацией, жестами. Кстати, речь героев также чрезвычайно важна. Сказанная по-французски фраза Жюли на обеде обращает на себя внимание как нечто неестественное, фальшивое.
Л. Н. Толстой создает целую философскую систему, выражающую его взгляды на человека, и умело подчиняет выражению своих мыслей художественную систему произведения. Вот, наверное, почему образы героев романа “Еойна и мир” являют огромный диапазон человеческих качеств, а само произведение — не только повествование об одном из сложнейших моментов в истории России, но и глубокое проникновение в души целого поколения русских людей.

13157 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Л.Н. Толстой – тонкий психолог (на материале 1 и 2 тома романа-эпопеи «Война и мир»)
«Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский)
Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир».

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»

толстой писатель философия роман

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» – это одно из крупнейших и великолепнейших по своей тематике, проблематике и сюжетному построению произведение в русской литературе. Мастерство психологического анализа можно, несомненно, почувствовать в этом произведении.

И.С. Тургенев назвал роман «Война и мир» «великим произведением великого писателя». И это не просто слова. В этом романе Л.Н. Толстой показал разные стороны человеческой жизни, раскрыл свою точку зрения об истории, о военных событиях и действиях, заглянул в человеческую душу, раскрыв её проблемы, её психологию и её сущность.

Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и не знал жанровую природу своего творения: «не подойдёт ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории». Споры об отношении «Войны и мира» к какому-либо жанру различны. В литературе принято называть «Войну и мир» романом-эпопеей, потому что это произведение включает 559 действующих лиц и охватывает большой период времени, крупные исторические события, повлекшие за собой большие изменения в политической и социальной жизни многих стран. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I.

Вся философия романа сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда любовное отношение писателя к Кутузову, сильного не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный путь, которым можно было справиться с Наполеоном. Отсюда же и нелюбовь писателя к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, прославление величайшего мудреца, скромнейшего солдата Платона Каратаева за то, что он сознаёт себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение.

В «Войне и мире» Толстой создал уникальный метод изображения человеческой души, показал роль эмоций в жизни человека, внутреннего мира, событий, поступков, характеров героев. Диалектика души получила здесь предельное развитие. Настоящая жизнь – это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», связь с людьми, основанная на искренних чувствах дружбы и любви, а ненастоящая, искусственная жизнь – это политические интриги высшего петербургского общества, показная дружба и вражда двух властелинов мира, преобразования государственного аппарата, ничего в целом не меняющие. Подлинной ценностью жизни становится единение со всеми, ощущение осмысленности, разумная упорядоченность мира.

Каждый герой в романе Л.Н. Толстого имеет свой характер, свои взгляды и мысли. Душу героев помогает понять портретное описание, речевые характеристики, мысли, которые меняются, рождаются, потухают, появляются и уходят. Так, состояние души князя Андрея совпадает с внешним видом дуба, который вместе с героем переходит от отчаяния и уверенности в пустоте жизни к возрождению души, подъёму чувств. Образ героя Толстой созда с помощью отдельных деталей-лейтмотивов: заячья губка Лизы Болконской, плечи Элен, лучистые глаза княжны Марьи.

Для изображения отрицательных персонажей и разоблачения душевного обмана и фальши, Толстой использовал приём отстранения, заключающийся в неожиданном взгляде на действие или поступок «со стороны», что позволило разоблачить условности происходящего, его надуманность. С помощью отстранения Толстой изображает батальные сцены, оперу или военные советы.

Глубоки и сложны искания главного героя – Пьера Безухова, который очень серьёзно задумывается над смыслом жизни, понимает мироощущение народа, позволяющее видеть в своей судьбе Божью волю и спокойно принимать её: «Они просты. Они не говорят, но делают». Героя мучают сомнения, он ищет выходы и пути в жизненных ситуациях, т.е. его душа не стоит на месте, а она движется, живет, стремится и находит. Большое влияние на Пьера оказал П.Каратаев, жизнь которого, как он сам на неё смотрел «не имела смысла как отдельная жизнь», а смысл она обретала «как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Князь Андрей – герой, который переосмысливает свою жизнь, его душа также ищет своё надёжное место в жизни. Он верит в успех военной карьеры и разрушает в душе этот идеал, считает, что его жизнь кончена в тридцать один год и возрождается духовно, нравственно. Его жизнь – это терзания, попытки обрести счастье, взлеты и спады в судьбе.

Душа Наташи Ростовой развивается в течение всего романа. От весёлой и жизнерадостной девочки до уже взрослой женщины, отдавшей себя семье, Толстой изобразил эту героиню в романе. Наташа стремится к жизни, любит жизнь. И, конечно, ей, как и любому жаждущему жизни человеку, свойственно ошибаться, переносить трудности и последствия ошибок. Но в этой героине можно увидеть силу духа, упорство, т.к. она сумела перебороть себя во многих трудных ситуациях, пройти через неприятные подарки судьбы, потери близких и любимых людей и обрести счастливую семейную жизнь.

За дурнотой и некрасивостью княжны Марьи Толстой скрыл глубину и красоту душевную, сильную веру, доброту. Эта героиня готова пожертвовать собой, ради счастья других людей, ради семьи.

Николай и Петя Ростовы проявили себя в жизни как смелые воины, настроенные с истинной любовью и патриотизмом к своему народу и государству.

Этих героев можно отнести к таким людям, чьи души живут, обогащаются, наполняются добром и стремлением к счастью (и личному, и счастью окружающих людей); этих героев можно отнести к людям, которые постоянно, в течение всей своей жизни задумываются над вечными вопросами человеческой жизни, стремятся к познанию добра, истины, Бога.

Семья Курагиных – семья, которая живёт ни душевно, ни интеллектуально, а приближается к распаду, разрушению.

У всех членов этой семьи нет доверия, нет любви; все живут лишь внешней стороной, фальшью, безнравственностью, не обращая внимания на душевные и внутренние проблемы, что и привело или должно привести, в конце концов, к исчезновению, разладу.

Толстой раскрыл в романе «Война и мир» тему семьи, показал модель счастливой семьи. Семья у Толстого – неповторимый и законченный мир, самое важное единство, из множества которых складывается общество и народ.

Одним из ценнейших свойств писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вообще, портрет героя у Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности.

Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, улыбку, руки. То же касается и поведения. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического деятеля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — не заботящийся о том, как выглядит со стороны, Кутузов, который остается естественным в любой ситуации. В отличие от нелюбимых, любимые герои Л.Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойствен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для автора те, в чьей внешности и поведении подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — истинные герои.

А хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется таковым. Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей.

Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Л.Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н.Г. Чернышевский назвал “диалектикой души”.

А потому в романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен являются Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым Болконскому открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда “я” Андрея полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, 8 минуту, когда отпадает необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытывает своих героев. Писателю важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней.

Читайте также:  Красота человеческих отношений в романе Л. Толстого Война и мир.: сочинение

Не все способны преодолеть свое “я” (Элен и Анатоль Курагины, например), некоторые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), и лишь немногие способны слиться с миром, людьми или раствориться в вечности, подняться до высочайших вершин вселенной (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Хотя, впрочем, “звездные минуты” бывают у многих героев романа, например у Николая Ростова, Василия Денисова, княжны Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героев к ним — одна из важнейших характеристик личности. Для Толстого чрезвычайно важно и то, насколько развито в герое чувство семьи, а также то, что представляет собой его семья, потому что каждый человек, помимо всего прочего, носитель фамильных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенными чувства привязанности.

Попытка ответить на вечные вопросы человечества, отгадать загадки природы.

«Тремя путями мы познаём мудрость: размышлением, – самый благородный путь; подражанием,- это самый лёгкий и третий – опытный, – это самый тяжёлый». Мне кажется, в этих словах Толстой показал психологию жизни не только героев своих произведений, а всех людей. Каждый человек стремится к чему-то определённому, что заложено в его сердце, мыслях и душе, каждый человек пытается найти в своей жизни истину.

Лев Николаевич Толстой тоже пытался разгадать загадки жизни человека, психологию и философию его души.

Он считал, что «жизнь есть движение, а потому благо жизни не есть известное состояние, а известное направление движения», «жизнь есть деятельность животной личности, подчиненной закону разума».

Все ответы на вечные вопросы человека о судьбе, о смысле жизни, о любви, о семье, о душевных проблемах Толстой показал в романе «Война и мир», раскрыл противоречивость этих вопросов на основе разнообразия судеб, характеров и взглядов героев.

Лев Николаевич Толстой оказал важнейшее влияние на всю русскую культуру, искусство, литературу и общество. Его идеи были продолжены Максимом Горьким, Михаилом Булгаковым и многими другими писателями.

Реферат: Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»

Министерство образования и науки РК

Реферат по литературе на тему:

«Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»

Выполнила Вольф С.

Проверила Скобликова В.В.

I. Язык произведений Льва Николаевича Толстого. Значение его творческого наследия.

II. Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»

1) «великое произведение великого писателя»;

2) философия войны и «диалектика души»;

3) внутренняя и внешняя красота героев романа.

III. Попытка ответить на вечные вопросы человечества, отгадать загадки природы.

IV . Список использованной литературы.

Лев Николаевич Толстой – писатель, достигший небывалой в истории литературы славы: ещё при жизни он стал великим русским писателем, которого узнал весь мир. Его идеи создали ему вечную память не только как о писателе, но и как о религиозном мыслителе, проповеднике новой веры, общественном деятеле.

Поиски Львом Николаевичем Толстым художественного языка начались с сомнений в возможностях литературы, с недоверия к слову: «Я думал: пойду, опишу я, что вижу. Но как написать это? Надо пойти, сесть за закапанный чернилами стол, взять серую бумагу, чернила; пачкать пальцы и чертить по бумаге буквы. Буквы составляют слова, слова – фразы; но разве можно передать чувство? Нельзя ли как-нибудь перелить в другого свой взгляд при виде природы?». Эта запись относится к 1851 году. Толстой бросил вызов языку, сделал процесс писания ощутимым, увидев то, что обычно не замечается, но именно это помогает читателю и писателю почувствовать смысл и глубокое чувство, которым обладают буквы, слова, фразы. Конечно, художественный почерк и творческая мысль менялись неоднократно в жизни Толстого, но это позволяло раскрыть писателю новые грани и возможности художественного стиля и языковых норм.

Толстой, создавая свои произведения, разоблачал зло и ненависть, прикрывая их словесными оборотами. Войну он считал грубым и бессмысленным делом: «Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления». Негативное отношение к военным действиям подтверждают его же слова: «Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное легким, мрачное – радостным». Писатель отказался от парадности в изображении войны, которую многие поэты и прозаики патетически воспевали.

Сравнения в произведениях Л.Н.Толстого самостоятельны и необычны. Например, в романе «Война и мир» он сравнивал пустую Москву с «домирающим, обезматочным ульем», сопоставлял гостей Анны Павловны виконта и аббата на вечере со «сверхъестественно-прекрасным куском говядины». Таких примеров в его произведениях немало. Эти сравнения могут казаться странными и смешными, но они имеют эмоциональный и психологический смысл, необходимый для раскрытия характера действий и личностей.

Толстой часто использовал кавказские экзотизмы, военные термины, книжную и научную лексику, длинные предложения, повторы, нестандартные словоупотребления, сравнения, авторскую характеристику, диалоги и внутренние монологи, чтобы раскрепостить энергию своей мощной, категорически-авторитетной, проповеднической интонации, претендующей на единое и единственное объяснение мира, смысл жизни, веры и чувств. Но, стремясь к этому, Толстой сохранил индивидуализированный характер, живую конкретность голоса в своих произведения.

Даже иноязычный текст Толстой вводит в язык своих героев не столько с целью внешнего правдоподобия, сколько с целью портретно-психологической характеристики. Так, Наполеон в «Войне и мире» говорит то по-французски, то по-русски (чего естественно быть не могло). Этим Толстой определил двуязычную речь Наполеона как «лицо со светом и тенями»; тех же, кто этого не понимает, он сравнивал со зрителями, которые на портрете видят вместо положенной художником тени «черное пятно под носом».

Толстой – мастер слова, мастер описания человеческой души. В своих произведениях он замечал все тонкости души человека, замечал все глубины народной жизни, раскрыл в своем творчестве «мысль народную» и «мысль семейную». До сих пор произведения Толстого являются любимым чтением всех образованных людей мира. «Толстой – гигант русской литературы по своему монументальному стилю, по широкому охвату этического мировоззрения, своего нравственного дела» (академик Д.С.Лихачев).

Л.Н.Толстой, как и Ф.М.Достоевский, был не равнодушен к судьбе своего народа и своего государства, а написанные им произведения дают представление о социальных и философских исканиях самого писателя, связанных с кругом важнейших проблем, остро занимающих Толстого всю жизнь.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» – это одно из крупнейших и великолепнейших по своей тематике, проблематике и сюжетному построению произведение в русской литературе. Мастерство психологического анализа можно, несомненно, почувствовать в этом произведении.

И.С.Тургенев назвал роман «Война и мир» «великим произведением великого писателя» . И это не просто слова. В этом романе Л.Н.Толстой показал разные стороны человеческой жизни, раскрыл свою точку зрения об истории, о военных событиях и действиях, заглянул в человеческую душу, раскрыв её проблемы, её психологию и её сущность.

Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и не знал жанровую природу своего творения: «не подойдёт ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории». Споры об отношении «Войны и мира» к какому-либо жанру различны. В литературе принято называть «Войну и мир» романом-эпопеей, потому что это произведение включает 559 действующих лиц и охватывает большой период времени, крупные исторические события, повлекшие за собой большие изменения в политической и социальной жизни многих стран. В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I.

Вся философия романа сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда любовное отношение писателя к Кутузову, сильного не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный путь, которым можно было справиться с Наполеоном. Отсюда же и нелюбовь писателя к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, прославление величайшего мудреца, скромнейшего солдата Платона Каратаева за то, что он сознаёт себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение.

В «Войне и мире» Толстой создал уникальный метод изображения человеческой души, показал роль эмоций в жизни человека, внутреннего мира, событий, поступков, характеров героев. Диалектика души получила здесь предельное развитие. Настоящая жизнь – это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», связь с людьми, основанная на искренних чувствах дружбы и любви, а ненастоящая, искусственная жизнь – это политические интриги высшего петербургского общества, показная дружба и вражда двух властелинов мира, преобразования государственного аппарата, ничего в целом не меняющие. Подлинной ценностью жизни становится единение со всеми, ощущение осмысленности, разумная упорядоченность мира.

Каждый герой в романе Л.Н.Толстого имеет свой характер, свои взгляды и мысли. Душу героев помогает понять портретное описание, речевые характеристики, мысли, которые меняются, рождаются, потухают, появляются и уходят. Так, состояние души князя Андрея совпадает с внешним видом дуба, который вместе с героем переходит от отчаяния и уверенности в пустоте жизни к возрождению души, подъёму чувств. Образ героя Толстой созда с помощью отдельных деталей-лейтмотивов: заячья губка Лизы Болконской, плечи Элен, лучистые глаза княжны Марьи. Для изображения отрицательных персонажей и разоблачения душевного обмана и фальши, Толстой использовал приём отстранения, заключающийся в неожиданном взгляде на действие или поступок «со стороны», что позволило разоблачить условности происходящего, его надуманность. С помощью отстранения Толстой изображает батальные сцены, оперу или военные советы.

Глубоки и сложны искания главного героя – Пьера Безухова, который очень серьёзно задумывается над смыслом жизни, понимает мироощущение народа, позволяющее видеть в своей судьбе Божью волю и спокойно принимать её: «Они просты. Они не говорят, но делают» . Героя мучают сомнения, он ищет выходы и пути в жизненных ситуациях, т.е. его душа не стоит на месте, а она движется, живет, стремится и находит. Большое влияние на Пьера оказал П.Каратаев, жизнь которого, как он сам на неё смотрел «не имела смысла как отдельная жизнь» , а смысл она обретала «как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Князь Андрей – герой, который переосмысливает свою жизнь, его душа также ищет своё надёжное место в жизни. Он верит в успех военной карьеры и разрушает в душе этот идеал, считает, что его жизнь кончена в тридцать один год и возрождается духовно, нравственно. Его жизнь – это терзания, попытки обрести счастье, взлеты и спады в судьбе.

Душа Наташи Ростовой развивается в течение всего романа. От весёлой и жизнерадостной девочки до уже взрослой женщины, отдавшей себя семье, Толстой изобразил эту героиню в романе. Наташа стремится к жизни, любит жизнь. И, конечно, ей, как и любому жаждущему жизни человеку, свойственно ошибаться, переносить трудности и последствия ошибок. Но в этой героине можно увидеть силу духа, упорство, т.к. она сумела перебороть себя во многих трудных ситуациях, пройти через неприятные подарки судьбы, потери близких и любимых людей и обрести счастливую семейную жизнь.

За дурнотой и некрасивостью княжны Марьи Толстой скрыл глубину и красоту душевную, сильную веру, доброту. Эта героиня готова пожертвовать собой, ради счастья других людей, ради семьи.

Николай и Петя Ростовы проявили себя в жизни как смелые воины, настроенные с истинной любовью и патриотизмом к своему народу и государству.

Этих героев можно отнести к таким людям, чьи души живут, обогащаются, наполняются добром и стремлением к счастью (и личному, и счастью окружающих людей); этих героев можно отнести к людям, которые постоянно, в течение всей своей жизни задумываются над вечными вопросами человеческой жизни, стремятся к познанию добра, истины, Бога.

Семья Курагиных – семья, которая живёт ни душевно, ни интеллектуально, а приближается к распаду, разрушению. У всех членов этой семьи нет доверия, нет любви; все живут лишь внешней стороной, фальшью, безнравственностью, не обращая внимания на душевные и внутренние проблемы, что и привело или должно привести, в конце концов, к исчезновению, разладу.

Толстой раскрыл в романе «Война и мир» тему семьи, показал модель счастливой семьи. Семья у Толстого – неповторимый и законченный мир, самое важное единство, из множества которых складывается общество и народ.

«Тремя путями мы познаём мудрость: размышлением, – самый благородный путь; подражанием,- это самый лёгкий и третий – опытный, – это самый тяжёлый». Мне кажется, в этих словах Толстой показал психологию жизни не только героев своих произведений, а всех людей. Каждый человек стремится к чему-то определённому, что заложено в его сердце, мыслях и душе, каждый человек пытается найти в своей жизни истину.

Лев Николаевич Толстой тоже пытался разгадать загадки жизни человека, психологию и философию его души. Он считал, что «жизнь есть движение, а потому благо жизни не есть известное состояние, а известное направление движения», «жизнь есть деятельность животной личности, подчиненной закону разума». Все ответы на вечные вопросы человека о судьбе, о смысле жизни, о любви, о семье, о душевных проблемах Толстой показал в романе «Война и мир», раскрыл противоречивость этих вопросов на основе разнообразия судеб, характеров и взглядов героев.

Лев Николаевич Толстой оказал важнейшее влияние на всю русскую культуру, искусство, литературу и общество. Его идеи были продолжены Максимом Горьким, Михаилом Булгаковым и многими другими писателями.

Список использованной литературы:

Л.Н.Толстой. Война и мир. Москва, 1981

С.А.Мусский. 100великих людей. Москва, 2004

П.И.Мариковский. Мудрость жизни. Алма-Ата, 1992

М.В.Панов. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва, 1984

Русская литература. Энциклопедия. Москва, 2008

Справочник школьника (раздел – литература). Москва, 2004

Мастерство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень точны и психологически верны в своих авторских оценках, прежде всего – по отношению к героям своих произведений.
Так, в лучших героях романа «Война и мир» его создатель подчеркивает простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, найти высокий смысл в своем существовании. Толстой считает, что главное в человеке – красота души, поэтому самые любимые его герои не обладают эффектной внешностью.
Так, Наташа Ростова прекрасна только тогда, когда ей хорошо, когда она счастлива. В минуты же больших душевных потрясений, когда она скорбит, когда страдает, Наташа становится очень некрасивой. Заметными становятся ее большой рот, не совсем правильные черты лица, худоба.
Наташа мила; непосредственна, полна жизни. Она согревает своих близких душевным теплом: мать, отца, сестру Соню. Ни секунды не колеблясь, эта девушка отдает подводы раненым, даже не задумываясь о том, что жертвует своими материальными благами.
Некрасива Марья Болконская. Все, что есть в ней прекрасного, – это глаза. Большие, лучистые, сияющие, они согревают своим теплом всех, кто ей дорог, кого она любит.
В финале романа и Наташа, и Марья находят свое счастье: обе выходят замуж за любимых и любящих их мужчин, становятся прекрасными женами и матерями.
Некрасив Пьер Безухов. Мне кажется, Толстой испытывает к нему особую любовь. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А.П. Шерер, светская львица, устраивает в своем шикарном салоне светский вечер, «украшением» которого являются аббат, виконт, красавица Элен.
Неизящный, неуклюжий, чем-то напоминающий неповоротливого добродушного мишку-сластену, лишенный светского блеска, Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике. Его появление очень напоминает первое появление на страницах романа Наташи Ростовой. Вспомним, как Наташа вбегает в комнату, когда ее мать принимает гостей, и начинает казаться, будто яркий солнечный лучик ворвался в скучную, темную комнату, вызвав теплые улыбки на лицах манерных гостей. И в случае с Наташей, и в случае с Пьером неестественная чопорная светская обстановка будто освещается теплым солнечным лучом.
Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского – еще одного героя, который тоже очень дорог Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям салона Шерер.
Казалось бы, что общего между толстым, неуклюжим, простоватым, стеснительным Пьером и утонченным, породистым, прекрасно знающим светский этикет Андреем Болконским? И все таки – они лучшие друзья, любящие и понимающие друг друга.
Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому – двадцать семь, Безухову – двадцать. У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский – выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить. И тот, и другой патриоты.
Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера – физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка.
Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи таким молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро?
Толстой передает мысли своего героя: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»
Писатель далек от идеализации своих героев – он пытается объективно осветить характеры своих героев. Все они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной. Вспомним Андрея Болконского с его пессимистическим убеждением в том, что в тридцать три года его жизнь кончена, что ему не надо ни к чему стремиться, надо лишь «доживать» свою жизнь, Андрея с его увлечением личностью Наполеона и неверным представлением о войне как о чем–то героическом, возвышенном.
Однако кто-то из героев Толстого проходит через испытания и приходит к истинному состоянию счастья, а кто-то погибает – нравственно, душевно, физически. В своем великом романе писатель пытается понять, что приводит к тому или иному финалу. Для этого он использует мастерство глубокого психологического анализа, отличающее его произведения от всех остальных.

Мастерство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:05, реферат

Краткое описание

Главная задача моей работы – проследить, как Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает характеры героев, на примере одного из них.
Роману “Война и мир” Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром».

Содержание

II. Основная часть.

Л.Н. Толстой – мастер психологического анализа.

Пьер Безухов – один из любимых героев Л. Н. Толстого.

Художественный образ Пьера Безухова.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат война и мир.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Майнская средняя общеобразовательная школа

Мастерство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей)

Выполнила: Худякова Татьяна

II. Основная часть.

    1. Л.Н. Толстой – мастер психологического анализа.
    1. Пьер Безухов – один из любимых героев Л. Н. Толстого.

Главная задача моей работы – проследить, как Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает характеры героев, на примере одного из них.

Роману “Война и мир” Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени. Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.

Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

«Люди как реки», «человек текуч»1 — вот что лежит в основе взглядов Л. Н. Толстого на человека. Этими словами он подчёркивает необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни. Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Л. Н. Толстого, такие, как князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Любимые же герои, в отличие от нелюбимых, обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ.

Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой четко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывет по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто предпочитает поддаваться установленным жизненным правилам.

Безусловно, все герои романа Толстого индивидуальны, все личности и прекрасные люди, со своими чувствами, мыслями и проблемами. Вопросы, волновавшие их, до сих пор остаются нерешенными, поэтому это произведение и остаются актуальным в наше время.

На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов – от юношей до стариков.

В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. “Война и мир”, посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.

Я выбрала эту тему, потому что на примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло.

Л.Н. Толстой – мастер психологического анализа.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» значительное место отводится внутреннему монологу героя.

Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда Андрей полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, в минуту, когда отпадает необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытывает своих героев.

Для Л. Н. Толстого очень важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней. Не все способны преодолеть свое «я» (Элен, Анатоль Курагин), некоторые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), некоторые умеют слиться с миром, с людьми (Марья Болконская) и лишь немногие любимые герои Л. Н. Толстого способны раствориться в вечности, подняться до высочайших вершин вселенной. Хотя, впрочем, «звездные минуты» бывают у многих героев романа, например Николая Ростова, Денисова, Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героя к ним — одна из важнейших характеристик личности.

Для писателя чрезвычайно важно, насколько развито в герое чувство семьи, а также что представляет собой семья героя, потому что каждый человек, кроме прочего, носитель фамильных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенными чувства привязанности.

Семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно, не несет в себе той «родовой поэзии»2, что свойственно семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и что дети — «обуза его существования»). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает).

Любимые герои Л. Н. Толстого — плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их «собственное»3 небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.

Важным принципом психологического анализа у Толстого-писателя становится изображение снов героев. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. Во сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — проблематичный. Разум и чувство — две важнейшие категории, определяющие сущность человека. По Толстому, прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу. Любимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют сказать о том, что происходит у них в душе, глазами, движениями. Кстати, речь героев также чрезвычайно важна. Сказанная по-французски фраза Жюли на обеде обращает на себя внимание как нечто неестественное, фальшивое.

Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, о пении Наташи, которое открывает многим героям романа глаза на высшие ценности. И сравним это с оперным спектаклем, который Наташа считает неестественным и не может принять.

Пьер Безухов – один из любимых героев Л. Н. Толстого.

Пьер Безухов – одни из самых привлекательных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Это сложный, противоречивый человек, в котором сочетаются несочетаемые, казалось бы, черты – готовность посвятить свою жизнь благу других людей, стремление к полезной деятельности и слабость воли, безынициативность; поиски «успокоения, согласия с самим собой»4 и наследственная склонность к разгульному барству.
В начале повествования Пьер – молодой человек, захваченный водоворотом жизни, по-детски отзывчивый ко всему – как хорошему, так и дурному, – что предлагает ему жизнь. Безухов полон благородных побуждений, страстно увлечен французским просвещением, идеями всеобщего братства. В то же время он все больше втягивается в разгульную жизнь столичной «золотой молодежи», кутит в компании Анатоля Курагина. На этом пути его ждет неизбежная катастрофа: Безухов женится на циничной, расчетливой и безнравственной Элен Курагиной, приняв порыв собственной чувственности за любовь. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона.
Измена жены с Долоховым потрясает Пьера. Он вынужден вызвать Долохова па дуэль, однако в нем нет ненависти к противнику. Напротив, герой испытывает нравственное страдание от необходимости стрелять в любовника своей жены, поскольку считает его невиновным. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте»5, – думает герой. Как это бывает с благородными, подлинно нравственными людьми, Пьер способен «возвыситься»6 над ситуацией, быть справедливым и беспристрастным в оценках других и, в конечном счете, обвинить в своих бедах, прежде всего самого себя.

Во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупо. глупо! Смерть. ложь. »7 – твердил он, морщась. «Глупо и ложь»8 – это опять относится только к нему самому. После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь.
После произошедшего, Пьер ощущает страшную внутреннюю пустоту. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы, на которые нет ответа: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»9
Встреча с масоном Баздеевым спасительна для Пьера. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. Этот путь представляется герою единственным шансом на обновление и возрождение к жизни.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире. Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов – этих ничтожных людей, точно так же, как и любителей модных столичных салонов, – интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а «мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.»10
Народный патриотический подъем во время Отечественной воины 1812 года исцеляет героя от пережитой им личной драмы. Бородинская битва, увиденная в романе глазами Пьера, пробуждает в нем новые духовные силы. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого Война и мир: сочинение

Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Как раскрыть тему «Война и мир». Итоговое сочинение 2020 года

«Война и мир» Аргументы для итогового сочинения 2020 года

«Война и мир» Список литературы для итогового сочинения 2020

«Война и мир» Цитаты и афоризмы для итогового сочинения 2020

Готовые сочинения по направлению «Война и мир»

Данное итоговое декабрьское сочинение – рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”

Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» широко использует прием психологизма. Он помогает не только раскрыть характеры персонажей, но и раскрыть основные идеи всего произведения.

Главным принципом повествования является принцип «диалектики души». Все любимые персонажи Л.Н. Толстого являются динамически развивающимися личностями. В начале повествования они находятся в дисбалансе с самим собой. В ходе повествования персонажи пытаются найти свое место в жизни и свое предназначение. Они ищут собственную истину, которая для каждого героя романа-эпопее своя. Жизнь персонажей – это постоянное изменение и развитие. Их состояния и эмоции нестабильны, постоянно сменяют друг друга.

Чтобы передать духовные искания центральных персонажей, Л.Н. Толстой раскрывает их внутренний мир. Переживания и чувства героев демонстрируют то, что они являются неоднозначными личностями с собственным мировоззрением. Взгляды героев на жизнь и их настроение в определенные эпизоды жизни передаются с помощью авторского обращения к внутреннему миру персонажей.

Например,Андрей Болконский, который едет в Отрадное, видит старый дуб, который вызывает у героя чувства разочарования и безысходности. Князь Андрей не видит смысла своей жизни и не видит своего будущего. Однако когда князь Андрей возвращается из имения, он смотрит на это дерево по-другому. Герой понимает, что жизнь не кончена, что счастье еще впереди. Такое двоякое отношение к одному и тому же дубу раскрывает внутренние переживания Андрея Болконского.

Особенностью психологического описания является то, что один короткий по времени эпизод Л.Н. Толстым растягивается во времени. Например, Андрей Болконский, который смотрит на небо Аустерлица, коренным образом меняет свое мировоззрение.

Для того чтобы наиболее точно передать оттенки чувств персонажей, Л.Н. Толстой использует большое количество эпитетов и синонимов к этим эпитетам. Это позволяет назвать все стороны одного и того же чувства персонажа. Среди изобразительно-выразительных средств Л. Н. Толстой не ограничивается эпитетами, он также использует различные метафоры и сравнения, которые образно помогают передать чувства персонажей.

Особенностью психологического анализа в романе-эпопее «Война и мир» является то, что Л.Н. Толстой использует различные формы психологизма. Это и авторские комментарии относительно состояния героя, и диалоги, в которых участвует персонаж, и его внутренние монологи. Помимо этого, внутренний мир персонажей раскрывается с помощью портретных характеристик, описаний интерьеров, в которых находятся герои, описаний пейзажа (так называемый психологический параллелизм). Жесты и мимика героев также указывают на их психологическое состояние.

Таким образом, используя различные средства раскрытия внутреннего мира персонажей, Л.Н. Толстой психологизму обращает особое внимание, так как через преобразования и изменения героев раскрываются главные мысли и рассуждения автора.

Читать далее.

.

Название: Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 13:42:55 19 августа 2011 Похожие работы
Просмотров: 1847 Комментариев: 11 Оценило: 3 человек Средний балл: 3.7 Оценка: неизвестно Скачать

LandaninДата: Вторник, 15.10.2019, 13:57 | Сообщение # 2
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 2 по теме: Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”

Каждое художественное произведение только тогда достигает самой высокой степени, когда забываешь о его художественном созидании и ощущаешь его существование как несомненную реальность. У Толстого этот возвышенный обман доведен до совершенства. Никогда не осмеливаешься подумать, – столь ощутимо, правдиво они нас касаются, – что эти рассказы придуманы, что действующие лица вымышлены. Читая их, кажется, заглядываешь в открытое окно реального мира…

Документы свидетельствуют о том, что Толстой не обладал даром легкого творчества, он был одним из самых возвышенных, самых терпеливых, самых прилежных работников, и его грандиозные мировые фрески представляют собой художественную и трудовую мозаику, составленную из бесконечного числа разноцветных кусочков, из миллиона крохотных отдельных наблюдений. За кажущейся легкой прямолинейностью скрывается упорнейшая ремесленная работа – не мечтателя, а медлительного, объек тивного, терпеливого мастера, который, как старинные немецкие живописцы, осторожно грунтовал холст, обдуманно измерял площадь, бережно намечал контуры и линии и затем накладывал краску за краской, прежде чем осмысленным распределением света и тени дать жизненное освещение своему эпическому сюжету.

Семь раз переписывались две тысячи страниц громадного эпоса «Война и мир»; эскизы и заметки наполняли большие ящики. Каждая историческая мелочь, каждая смысловая деталь обоснована по подобранным документам; чтобы придать описанию Бородинской битвы вещественную точность, Толстой объезжает в течение двух дней с картой генерального штаба поле битвы, едет много верст по железной дороге, чтобы добыть у какого-нибудь оставшегося в живых участника войны ту или иную украшающую деталь. Он откапывает не только все книги, обыскивает не только все библиотеки, но обращается даже к дворянским семьям и в архивы за забытыми документами и частными письмами, чтобы найти в них зернышко истины.

Так годами собираются маленькие шарики ртути – десятки, сотни тысяч мелких наблюдений, до тех пор пока они не начинают постепенно сливаться в округленную, чистую, совершенную форму. И только когда закончена борьба за истину, начинаются поиски ясности. Как Бодлер, лирический художник, шлифует, поправляет и полирует строку своего стихотворения, так с фанатизмом безупречного художника сколачивает, смазывает и смягчает Толстой свою прозу. Одна какая-нибудь выпирающая фраза, не совсем подходящее прилагательное, попавшееся среди десятков тысяч строк, – и он в ужасе вслед за отосланной корректурой телеграфирует метранпажу в Москву и требует остановить машину, чтобы изменить тональность не удовлетворившего его слога.

Эта первая корректура опять поступает в реторту духа, еще раз расплавляется и снова вливается в форму, – нет, если для кого-нибудь искусство не было легким трудом, то это именно для него, чье искусство кажется нам самым естественным. На протяжении семи лет Толстой работает восемь, десять часов в день; неудивительно, что даже этот обладающий крепчайшими нервами муж после каждого из своих больших романов психически подавлен…Именно этот творец гомеровского эпоса, этот естественнейший, кристальный, почти народно-примитивный рассказчик является в глубине души чрезвычайно неудовлетворенным мучеником – художником (бывают ли другие?). Но милость милостей – труд творчества, остается незримым в бытии законченного произведения…

Читать далее.

.

LandaninДата: Вторник, 15.10.2019, 13:58 | Сообщение # 3
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 3 по теме: Особенности психологического анализа в романе “Война и мир”

Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости.

“Люди как реки”, “человек текуч” — вот что лежит в основе взглядов Л, Н, Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Л. Н. Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение, плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вообще, портрет героя у Л. Н. Толстого никогда не становится дотошным описанием внешности человека. Писатель стремится лишь выделить главное: глаза, руки, улыбку. То же касается и поведения человека. Одна деталь может сказать о человеке все. Красивые жесты Наполеона — лучшее доказательство его несостоятельности как исторического деятеля, ибо он не способен понять дух войска. И — напротив — Кутузов, который остается естественным в любой ситуации.

В отличие от нелюбимых, любимые герои Л. Н. Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они естественны, постоянно находятся в движении, способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто все негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх, — герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.

Л. Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Г. Чернышевский назвал “диалектикой души”. А потому в его романе такое значительное место отводится внутреннему монологу героя. Вспомним, к примеру, ту сцену в романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, но, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына с пологом над детской кроваткой, под которым князю Андрею
открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда “я” Андрея полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, в минуту, когда отпадает необходимость в любых условностях, — вот ситуации, в которых Толстой испытывает своих героев.

Для Л. Н. Толстого вообще важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней. Не все способны преодолеть свое “я” (Элен, Анатоль Курагин), некоторые существуют сугубо в рамках семьи (мать Ростовых), некоторые умеют слиться с миром, людьми (Марья Болконская) и лишь немногие любимые герои Л. Н. Толстого способны раствориться в вечности, подняться до высочайших вершин вселенной. Хотя, впрочем, “звездные минуты” бывают у многих героев романа, например Николая Ростова, Денисова, Марьи. Помогают в этом такие вечные человеческие ценности, как любовь, природа, искусство, а потому отношение героя к ним — одна из важнейших характеристик личности. Для писателя чрезвычайно важно, насколько развито в герое чувство семьи, а также что представляет собой семья героя, потому что каждый человек, кроме прочего, носитель фамильных черт. Герои нелюбимые показаны в отрыве от семьи, лишенными чувства привязанности. Семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно, не несет в себе той “родовой поэзии”, что свойственно семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно всйомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен “шишки родительской любви” и что дети — “обуза его существования”). Можно также вспомнить о бездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает).

Любимые герои Л. Н. Толстого — плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их “собственное” небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.
Важным принципом психологического анализа у Толстого-писателя становится изображение снов героев. Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видит свои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети — сон светлый, гармоничный, сон Николая Болконского — сон “болконский”, проблематичный. Разум и чувство — две важнейшие категории, определяющие сущность человека. По Толстому, прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу. Любимым героям Толстого не хватает слов, но они умеют сказать о том, что происходит у них в душе, глазами, движениями. Кстати, речь героев также чрезвычайно важна. Сказанная по-французски фраза Жюли на обеде обращает на себя внимание как нечто неестественное, фальшивое.

Л. Н. Толстой показывает своих героев на примере их отношения к искусству, которое выявляет у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, о пении Наташи, которое открывает многим героям романа глаза на высшие ценности. И сравним это с оперным спектаклем, который Наташа считает неестественным и не может принять.

Л. Н. Толстой создает целую философскую систему, выражающую его взгляды на человека, и умело подчиняет выражению своих мыслей художественную систему произведения. Вот, наверное, почему образы героев романа “Война и мир”, так хорошо знакомые любому русскому человеку, являют огромный диапазон человеческих качеств, а само произведение — не только рассказ об одном из сложнейших моментов в истории России, но и глубокое проникновение в души целого поколения русских людей.

Читать далее.

Ссылка на основную публикацию
×
×