Толстой Л. Н.: сочинение

Сочинение: Толстой л. н. – Толстой лев николаевич

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910), граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН. Начиная с автобиографической

трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-54), «Юность» (1855-57), исследование «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.

Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым» сознанием

показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе «Анна

Каренина» (1873-77) – о трагедии женщины во власти разрушительной «преступной»

страсти – Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев. Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности («тайновидец плоти» – Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение «толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства – современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение» (1889-99), повесть «Крейцерова соната» (1887-89), драмы «Живой

труп» (1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-86, «Отец Сергий», 1890-98, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. «Исповедь» (1879-82), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием. Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово.

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской

губернии – 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель.

«Радостный период детства»

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери

(блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и

мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши

детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период

часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался

музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в

конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека,

выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная

простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского

круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал

для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь,

где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость

(награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» – «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем – в Ясную Поляну.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20

школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен

новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и

развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и

домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни – этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном

прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в

повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском – в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900,

полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены

им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс

проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений – драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что

привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала

реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально

отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь

нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало – проявились в романе со всей наглядностью.

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь

личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него

непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к

этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как

религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Полн. собр.соч. М.; Л., 1928-58. Т. 1-90. (Юбилейное изд.).

Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. М.; Пг., 1923. Т. 1-4.

Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890. М., 1958. .То же 1891-1910. М., 1960.

Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой. Пг.; Берлин, 1922.

Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987.

Бочаров С. Г. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М., 1963.

sochinyai.ru

Готовые сочинения на любую тему!

Сочинения по произведениям Л. Н. Толстого

Сочинение “Жилин и Костылин – разные судьбы”

Толстой описал в своем рассказе “Кавказский пленник” историю о том, как Жилин и Костылин – два офицера из русского гарнизона – попали в татарский плен во времена войны русских на Кавказе. Они вместе ехали по опасной дороге, и когда горцы напали на Жилина, Костылин бросился спасать свою жизнь, даже не подумав помочь товарищу.

Сочинение “Кавказский пленник”

В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.

Сочинение “Полковник на балу и после бала”

Произведение Л. Н. Толстого «После бала» не оставит равнодушным никого! Тревожно и страшно читать о человеке, который скрывает свое истинное лицо под маской благонадежности, доброжелательности и изысканности. Речь идет о полковнике.

Сочинение на тему “Жилин и Дина”

События, описанные в рассказе Толстого «Кавказский пленник», происходят во времена Кавказской войны. Главными героями стали два русских офицера, попавшие в плен к горцам. А также девочка Дина – дочь Абдул-Мурата (хозяина пленников), живущая в ауле. Жилин и Дина из разных народов, у них разное вероисповедание, и он значительно старше девочки, но, несмотря на все различия, им удается подружиться.

Сочинение “После бала”

Рассказ Л. Н. Толстого заставляет задуматься о жизни, о том, как один и тот же человек в разных ситуациях может выглядеть по-разному, а главное, о том, как одно утро может изменить всю жизнь.

Сочинение “Война и мир”

Творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого знакомо не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны. Среди множества прекрасных произведений этого автора нельзя не отметить роман «Война и мир».

“Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова” – сочинение

Одной из важных линий романа «Война и мир» является дружба Пьера Безухова и Андрея Болконского.

С первых страниц романа становится ясно, что Андрей Болконский отлично вписывается в светское общество. Он хорош собой, умён, вежливо холоден, манеры его безупречны.

Сочинение “Утро, изменившее жизнь после бала”

Рассказ Л. Н. Толстого тронул меня до глубины души. Часто в моей жизни бывают ситуации, когда я сужу о человеке по первому знакомству. Но теперь я понимаю, что не стоит давать поспешных оценок людям, пока не увидишь их в иных жизненных ситуациях. Даже если человек кажется жизнерадостным и добродушным, вполне вероятно, что в душе он скрывает свою жестокость.

“Семья Ростовых” – сочинение

Самое важное в жизни человека – это семья. Первые уроки жизни и впечатления об окружающем мире получаем мы именно от родителей. Они помогают нам встать на ноги, познать окружающих и самого себя. Большое значение имеют семейные традиции и принципы. Ростовы – пример настоящей семьи.

“Первый бал Наташи Ростовой” – сочинение

Описывая первый бал Ростовой, автор романа “Война и мир” открывает перед нами двери в светское общество и увлекает в торжество, “смешавшееся в одну блестящую процессию”.

“Образ Наташи Ростовой” – сочинение-рассуждение

Одна из героинь «Войны и мира» Наташа Ростова была любимицей автора. В ней он отразил естественность, душевность и доброту. Также Толстой вложил в этот образ любовь к искусству и народным традициям.

“Андрей Болконский” – сочинение

В романе Л. Толстого «Война и мир» представлено большое количество разных персонажей. Все они отличаются характерами, жизненными целями и приоритетами. Одним из самых ярких героев предстает перед нами Андрей Болконский.

Художественный рассказ о жизни княжны Марьи из романа “Война и мир”

Был прекрасный осенний вечер. Николай был занят хозяйственными делами у себя в кабинете, а я сидела в кресле и смотрела как резвятся и играют дети. Сколько в них жизни, радости и любви, сколько чистого и прекрасного. Мне очень нравится за ними наблюдать, смотреть на то, как эти маленькие ангелочки резвятся и играют. Маленькая Наташа начала о чем-то бурно спорить с Митей, а Андрюша пытался разрешить их спор. Их разговор был так оживлен, что мне и самой захотелось в нем поучаствовать, но что-то мне подсказывало, что навряд ли эти проказники посветят меня в свои тайны, я была уверена, они что-то замышляют веселое и задорное.

“Анна Каренина” – сочинение

Лев Толстой создал социально-психологическое произведение, занявшее место в золотом запасе русской литературы. Роман рассказывает нам о жизни Анны Карениной. Это замужняя женщина из высшего света, ее муж – влиятельный чиновник. Жизнь Карениных течет размеренно и в достатке, у них подрастает сын. Анна не любит мужа, но уважает его.

Толстой Л.Н.

сочинение: Сочинения по литературе и русскому языку

Название: Толстой л. н. – Толстой лев николаевич
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 02:43:43 06 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 76 Комментариев: 14 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Оцените работу

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910 гг.), русский писатель, прозаик, граф.

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии – сподвижник Петра I – П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении “Кремль”. Рано осиротев, с сестрой и братьями юный Толстой переезжает в Казань.

В Казани Толстой учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете университета. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.

Толстой увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня (“История вчерашнего дня”). Тогда же была начата повесть “Детство”. Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Впечатления от Кавказской войны отразились в рассказах “Набег” (1853), “Рубка леса” (1855), “Разжалованный” (1856), в повести “Казаки” (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть “Детство”, в 1852 г. напечатанная в журнале “Современник”.

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Толстой был награжден орденом Анны и медалями “За защиту Севастополя” и “В память войны 1853-1856 гг.”. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом. В армии Толстой пишет ряд проектов v о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов.

Осенью 1856 г. вышел в отставку и отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал “Ясная Поляна” (1862).

Уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести “Детство”, “Отрочество” и “Юность”.

В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Писатель работает над романом “Война и мир” (1863-1869). Завершив “Войну и мир”, Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав “петровского” романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание “Азбуки”, а затем и “Новой азбуки”. Тогда же им были составлены “Книги для чтения”, куда он включил много своих рассказов.

Весной 1873 г. Толстой начал работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини – “Анна Каренина”.

Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В “Исповеди” (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону “простого трудового народа”.

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. Толстой принял участие в перепичи населения, после которой написал трактат “Так что же нам делать?” (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: “. Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!”.

В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: “Критика догматического богословия”, “В чем моя вера?”, “Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий”, “Царство божие внутри вас”. В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви.

В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство “Посредник”, печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для “простого” народа, был рассказ “Чем люди живы”.

В 1880 гг. появились повести Толстого “Смерть Ивана Ильича” и “Холстомер” (“История лошади”), “Крейцерова соната” (1887-1889). В ней, а также в рассказе “Дьявол” (1889-1890) и повести “Отец Сергий” (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого “Хозяин и работник” (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для “домашнего спектакля” комедию “Плоды просвещения”.

Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени “развязке” социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного “порядка”. “Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, я уверен”. Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества “позднего” Толстого – роман “Воскресение” (1889-1899).

“Воскресение” стал последним романом в творчестве писателя.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен от православной церкви.

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью “Хаджи-Мурат” (1896-1904), в которой стремился сопоставить “два полюса властного абсолютизма” – европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес – “Живой труп”. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья “Не могу молчать”, в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя “После бала”, “За что?”.

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу “вместе-врозь” уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал “зеленую палочку”, хранившую “секрет”, как сделать всех людей счастливыми.

Биография Толстого Льва Николаевича

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губер­нии в обеспеченной дворянской семье. Его отец, граф Ни­колай Ильич, подполковник в отставке, был владельцем полутора тысяч крепостных. Отец писателя славился своей лю­бовью к чтению, охоте. Известно, что он послужил прототи­пом Николая Ростова в романе «Война и мир». Мать писателя, урожденная княжна Мария Николаевна Волконская, была ум­ной, тонкой женщиной, склонной к рефлексии. Она имела блестящее образование, ценила искусство. Мать Толстого ста­ла прототипом княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир». Мария Николаевна умерла, когда Льву было полтора года. А когда ему исполнилось девять лет, то в семье умер отец. Настоящей воспитательницей детей, имевшей на них огромное влияние, стала дальняя родственница Толстых — Т.А. Ергольская. Писатель впоследствии называл ее «заме­чательной по своим нравственным качествам женщиной» с «твердым, решительным, энергичным и вместе с тем само­отверженным характером». Детские воспоминания Тол­стого впоследствии нашли свое отражение в автобиографич­ной повести «Детство».

Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Ка­зань, в дом родственницы П.И. Юшковой, ставшей опекун­шей четверых детей. В 1844 году шестнадцатилетним юно­шей Толстой поступил в Казанский университет на восточное отделение философского факультета. Он мечтал о диплома­тической карьере. Но вскоре перешел на юридический фа­культет, на котором проучился два года. В эти годы Толстой отдает дань светским развлечениям: он посещает балы, при­емы, дружеские пирушки. Однако светская жизнь не может полностью поглотить писателя. Он много читает, увлекается историей и философией. В этот период Толстой усомнился в полезности университетского образования для практической деятельности человека: «Что вынесем мы из этого святили­ща, возвратившись восвояси, в деревню, на что будем при­годны, кому нужны?»

После имущественного раздела имений между братьями в 1847 году Толстой уехал в Ясную Поляну, где решает серьезно заняться самообразованием, науками и искусством, а также улучшить жизнь крепостных крестьян. Он намечает себе сле­дующую программу самообразования:

«Цель жизни в деревне в продолжение 2-х лет: 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного эк­замена в университет. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, рус­ский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и прак­тическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать дис­сертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в му­зыке и живописи. 9) Написать правила [жизни]. 10) Полу­чить некоторые познания в естественных науках. 11) Соста­вить сочинения из всех предметов, которые буду изучать».

Весь этот план реализован не был, но некоторые предметы Толстой изучал настойчиво. Одновременно он открывает в Ясной Поляне школу, обдумывает планы романов, пишет статьи об искусстве. Однако жизнь в деревне разочаровывает Толстого: опыт его хозяйственной деятельности не слишком удачен. Осенью 1847 года он уезжает в Москву, затем в Пе­тербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университе­те. Часть времени он проводит в кутежах и светских развлече­ниях. Впоследствии Толстой охарактеризовал этот период своей жизни как «беспутно проведенные годы».

В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года писатель прожил в казачьей станице на берегу Терека. Он участвовал в войне с горцами, попадая неоднократно в самые опасные положения. Его дважды представляли к на­градам, однако получить их писателю так и не удалось. Жизнь на Кавказе, среди казаков, поразила Толстого своей просто­той и патриархальностью. Эти впечатления легли в основу мно­гих его ранних произведений — повести «Казаки» (1852— 1863), рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликова­на в 1912). На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и напечатал ее в журнале «Современник», скрыв при этом свое настоящее имя. Повесть имела большой успех. Известные ли­тераторы приветствовали молодого писателя. И.С. Тургенев писал Некрасову: «Ты прав, этот талант надежный. Пиши к нему и понукай его писать. Скажи ему, что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему» . После первой автобиогра­фичной повести Толстой пишет «Отрочество», а затем послед­нюю часть трилогии — «Юность».

Когда в конце 1853 года началась Крымская война, Тол­стой перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. Затем он перевелся в Крым­скую армию, с ноября 1854 года по август 1855 года уча­ствовал в обороне Севастополя и был удостоен наград за проявленную в боях храбрость. Обороне Севастополя писа­тель посвятил три рассказа, объединенных общим заголов­ком «Севастопольские рассказы». Они были напечатаны в «Со­временнике» и вызвали хорошие отзывы известных писате­лей. Так, И.С. Тургенев писал: «Это вино еще молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов» .

После окончания Крымской войны Толстой едет в Петер­бург, где становится сотрудником журнала «Современник». Однако осенью 1856 года он выходит в отставку и уезжает в Ясную Поляну. В 1857 году едет за границу: посещает Фран­цию, Италию, Швейцарию. Германию. Потом вновь воз­вращается в Ясную Поляну и пытается реализовать свою идею народного образования: открывает более 20 школ в окрестно­стях Ясной Поляны. В 1860 году вновь едет за границу, изу­чает европейский педагогический опыт. Толстой выступает за принцип «свободного воспитания», считая, что учитель не должен навязывать ученикам свои собственные взгляды. Эти идеи писателя находят своих сторонников, он издает педаго­гический журнал «Ясная Поляна».

В 1862 году Толстой женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Вместе с женой он живет в Ясной Поляне, где работает над романом «Война и мир». С 1873 по 1878 год Толстой пишет роман «Анна Каренина», в котором простая, патриархально-усадебная жизнь дворянства, близ­кого к народу, противопоставляется фальшивой городской ци­вилизации (линия Анны Карениной и Вронского).

80-е годы становятся своеобразным итогом длительных нравственных поисков Толстого. В «Исповеди» он заявля­ет: «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — бога­тых, ученых — не только опротивела мне, но потеряла вся­кий смысл» . Писатель проповедует идею «опрощения», нравственного самоусовершенствования, приходит к мысли о непротивлении злу насилием. Идеи христианства преломля­ются в сознании писателя как идеи всемирного братства всех людей. Вместе с тем он выступает против догм современной церкви, и в 1901 году святейший синод отлучил писателя от церкви.

Все эти идеи Толстого нашли свое отражение в его произ­ведениях — «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886), «Крейцеро- ва соната» (1887—1889), «Отец Сергий» (1890—1898). Также взгляды писателя переданы в статьях «Исследование (крити­ка) догматического богословия» (1890), «В чем моя вера?» (1884), «Исповедь» (1884), «Царствие Божие внутри вас» (1893), «Так что же нам делать?» (1882-1886), «Что такое ис­кусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900), «Не могу молчать» (1908).

В 1889-1899 годы Толстой создает роман «Воскресенье». Судьбы главных героев романа осмыслены писателем в мо- рально-этическом плане. Главный герой романа Дмитрий Нехлюдов проходит сложный путь нравственных исканий и в финале приходит, к идее всепрощения и любви к ближнему.

В последние годы Толстой писал публицистические ста­тьи, рассказы («После бала», «Алеша Горшок», «Ходынка») и повесть «Хаджи-Мурат», много общался. Ясную Поляну часто посещали писатели, ученые, композиторы, художни­ки — В.Г. Короленко, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, И.Е. Ре­пин, Н.А. Римский-Корсаков, И.М. Сеченов.

Перелом во взглядах писателя нашел свое отражение во всей его жизни. Толстой приходит к мучительному выводу изме­нить всю свою прежнюю жизнь — отказаться от собственнос­ти, оставить Ясную Поляну, порвать с родными и со всем укладом прежней жизни. В 1910 году он покинул усадьбу. Однако в пути заболел воспалением легких и на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги сошел с поезда. Там, в доме начальника станции, 20 ноября 1910 года писатель скончался.

Конкурсное сочинение “100 лет без Толстого”

Ученица раскрывает своё видение творческого и жизненного пути великого писателя. Она останавливается на значимых фактах и событиях жизни Льва Николаевича, говорит об особенностях его творчества, подчёркивает особенности поведения героев Толстого. Работа оценена Дипломом I степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie_100_let_bez__tolstogo.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

100 лет без Толстого.

МОУ “Кривошеинская СОШ”

Лев Николаевич Толстой…. Одни называют его великим, другие гениальным, но неизменно одно – мы не можем представить себя без Толстого. По данным ЮНЕСКО, Толстой – один из читаемых классиков мировой литературы. Прошло 100 лет, как нет Толстого, но мы обращаемся к его биографическим фактам, перечитываем его притчи, повести, романы. Плачем над отдельными эпизодами, негодуем по поводу действий и поступков Анатоля и Элен Курагиных. Почему же так волнуют и тревожат нас творения Льва Николаевича Толстого?

Впервые с творчеством Толстым я познакомилась, будучи маленькой девочкой, когда читала рассказ «Филипок». Толстой показал, как, действительно, дети стремятся к школе, хотят получать знания. Именно это меня и поразило: Толстой не просто показал желания и стремления мальчика. Рассказ произвел на меня неизгладимые впечатления: какое большое желание было у мальчика учиться! Прочитав его, я захотела узнать, еще какие есть произведения Льва Николаевича.

Так большое впечатление на меня произвел «Кавказский пленник». Все события, случившиеся с героями произведения, происходят на Кавказе, который привлекает своей экзотичностью и красотой. Лев Николаевич сам служил на Кавказе, и поэтому он смог передать красоту кавказского пейзажа, а особенно красоту гор! Что меня еще поразило, так это то, что Толстой на фоне Кавказа показал истинную красоту человека, его души, поступков, чувств.

Прошло сто лет, как написан этот рассказ. Но как актуально звучит толстовская мысль о единении людей, о милосердии и сострадании, независимо от национальности! Как правдив Толстой, когда рассказывает о слабости и о силе характера человека. Уметь преодолевать себя, как это сделал Жилин, – этому мы учимся, читая рассказ. А Костылин поддался воле обстоятельств, не боролся за свою свободу, сник. Так, как Костылин, жить нельзя – учит Лев Николаевич Толстой.

Невозможно забыть трогательную и нежную девочку Дину. Несмотря на запреты старших, она помогала русскому пленному. А ведь рисковала быть наказанной! Меня трогает её чуткость, забота, умение утешить Жилина и подбодрить его. Этого милосердия не хватает сегодня тем женщинам, которые забыли о том, что они матери, подруги, которые пытаются отдать свою жизнь Аллаху, идя на взрывы в метро и других городах.

Став десятиклассницей, я прочла роман «Война и мир». Незабываемые страницы! Как я переживала за Наташу во время её отношений с Анатолем Курагиным, как боялась, что она поверит его лживым словам. И слава Богу, что их отношения перестали быть тайной, она была спасена. Сколько было волнительных страниц, которые поведали мне о последних минутах жизни князя Андрея. Он умел мужество, чтобы смотреть правде в глаза. Он познал, что такое милосердие, сострадание. Многие люди живут, не прочитав «Войны и мира». Это неправильно. Их душа не рвалась и не плакала над страницами книги. Они многое потеряли.

Но писатель был велик не только в творчестве, но и в жизни. Я никогда не сомневалась, что великий человек способен на благородные поступки. Толстой всегда стремился быть прежде всего предельно честным перед собой. На это способен не каждый человек.

Толстой видел, как порой несправедлива жизнь: почему одни люди должны прислуживать другим? И тогда, его главной целью жизни стало переустройство жизни всех. Происходя из дворянской семьи, Толстой отказался от прислуги, стал помогать больным. Когда в России началась холера, писатель устраивал бесплатные столовые, давал деньги на больницы. Как можно быть таким преданным народу? Ведь Толстой распростился со всем, что имел. Да все дело в том, что Льву Николаевичу было совестно жить хорошо, когда другие живут плохо. В то время Толстой стал примером для всех, хотя многих его идеи раздражали. Но он, не отказался от них. Толстой мучился, потому что считал, что ни один человек не должен подчиняться другому или причинять зло. К сожалению, ему не удалось сделать так, чтобы всем людям было хорошо. Хотя его крепостные считали, что живут хорошо, лучше, чем их соседи. И сегодня можно видеть людей толстовского склада: помощь бедным людям, нуждающимся студентам.

Еще одним из достижений Толстого, я считаю, является открытие Яснополянской школы в условиях крепостнических отношений. Она была открыта Толстым осенью 1859 года и явилась для писателя своего рода источником «отыскания правды». Толстой решил поучать детей так, как поучает сама жизнь, руководствуясь тем, что «приятно и занимательно для ребенка». Это была бесплатная школа для детей и взрослых крестьян. Толстой помогал всем: и ученикам, и учителям, причем не только из его школы. Он проводил беседы, свои уроки, лично общался с преподавателями. Все учителя ему были благодарны: «Для меня было величайшей радостью приезжать…в Ясную поляну…и проводить целый день…в беседах со Львом Николаевичем и слушать его рассказы…игру на рояле» (из воспоминаний Н.П.Петерсона). Дети же были увлечены обучением, иногда кричали «не, еще-еще!», и почти никогда не опаздывали на занятия. Они любили Толстого, как родного отца: «Мы страдали без него, а Лев Николаевич страдал без нас» (из воспоминаний Ф.Морозова). Толстой называл себя очень скромно «Я – приходской учитель». Но это же совсем не так!

Толстой, хоть и не был поэтом, он все же высоко ценил поэзию: «Надо учиться стихами Пушкина, Тютчева, Шеншина». Он считал, что в настоящем стихотворении глубина мысли должна гармонически сочетаться с красотой и изяществом форм. Одним из его любимых стихотворений является «Silentium» Тютчева, в котором автор обращается к вопросам жизни, ищет ответы на них. Тютчев рассуждает о многом, например, о том, что даже сердцу порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях. Наверное, именно это привлекло внимание Толстого, который ценил рассуждения о жизни, ценил глубину мысли.

В современном, очень прагматичном и стремительно развивающемся мире люди нуждаются в опоре на общечеловеческие ценности. И в этом смысле творчество Л.Н.Толстого всегда было и будет актуально и современно, потому что оно вне времени, оно – на все времена. И очень важно, чтобы в современном мире мы сумели сохранить те нравственные и духовные основы роста и развития личности, которые были заложены Л.Толстым. Ведь Толстой для России – это символ величия и чистоты русской души, глубины и силы русского характера, олицетворения истинного патриотизма. Наша задача, я считаю, сделать так, чтобы эти ценности воспринимались и принимались в будущих поколениях россиян. Ведь как Толстой не мог представить себе Россия без своей Ясной поляны, так Россия настоящая и будущая немыслима без Толстого. Хотя живем безо Льва Николаевича уже 100 лет.

Лев Николаевич Толстой… Он всегда старался жить по совести… Он дорог и просто необходим всем нам и лично мне. Когда писатель что-то пишет – это одно. Но когда живет так, как пишет и как призывает жить других, – это совсем иное. Это очень редко. И очень трудно. Но это всегда вызывает любовь… Пройдёт не только 100 лет, но и 200, 300, а Толстого читать будут. Будут стремиться постичь тайны его мыслей, его книг.

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Читайте также:  Шолохов: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×