Сочинение: Толстой л. н. – Толстой лев николаевич
Название: Толстой л. н. – Толстой лев николаевич Раздел: Остальные рефераты Тип: сочинение Добавлен 02:43:43 06 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 76 Комментариев: 14 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | ||||
Оцените работу |
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910 гг.), русский писатель, прозаик, граф.
Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии – сподвижник Петра I – П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении “Кремль”. Рано осиротев, с сестрой и братьями юный Толстой переезжает в Казань.
В Казани Толстой учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете университета. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Толстой увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня (“История вчерашнего дня”). Тогда же была начата повесть “Детство”. Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Впечатления от Кавказской войны отразились в рассказах “Набег” (1853), “Рубка леса” (1855), “Разжалованный” (1856), в повести “Казаки” (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть “Детство”, в 1852 г. напечатанная в журнале “Современник”.
Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Толстой был награжден орденом Анны и медалями “За защиту Севастополя” и “В память войны 1853-1856 гг.”. Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом. В армии Толстой пишет ряд проектов v о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал “Ясная Поляна” (1862).
Уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести “Детство”, “Отрочество” и “Юность”.
В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом “Война и мир” (1863-1869). Завершив “Войну и мир”, Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав “петровского” романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание “Азбуки”, а затем и “Новой азбуки”. Тогда же им были составлены “Книги для чтения”, куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини – “Анна Каренина”.
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 – нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В “Исповеди” (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону “простого трудового народа”.
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. Толстой принял участие в перепичи населения, после которой написал трактат “Так что же нам делать?” (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: “. Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!”.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: “Критика догматического богословия”, “В чем моя вера?”, “Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий”, “Царство божие внутри вас”. В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви.
В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство “Посредник”, печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для “простого” народа, был рассказ “Чем люди живы”.
В 1880 гг. появились повести Толстого “Смерть Ивана Ильича” и “Холстомер” (“История лошади”), “Крейцерова соната” (1887-1889). В ней, а также в рассказе “Дьявол” (1889-1890) и повести “Отец Сергий” (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого “Хозяин и работник” (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для “домашнего спектакля” комедию “Плоды просвещения”.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени “развязке” социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного “порядка”. “Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, я уверен”. Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества “позднего” Толстого – роман “Воскресение” (1889-1899).
“Воскресение” стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью “Хаджи-Мурат” (1896-1904), в которой стремился сопоставить “два полюса властного абсолютизма” – европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес – “Живой труп”. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья “Не могу молчать”, в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905-1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя “После бала”, “За что?”.
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу “вместе-врозь” уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал “зеленую палочку”, хранившую “секрет”, как сделать всех людей счастливыми.
Биография Толстого Льва Николаевича
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в обеспеченной дворянской семье. Его отец, граф Николай Ильич, подполковник в отставке, был владельцем полутора тысяч крепостных. Отец писателя славился своей любовью к чтению, охоте. Известно, что он послужил прототипом Николая Ростова в романе «Война и мир». Мать писателя, урожденная княжна Мария Николаевна Волконская, была умной, тонкой женщиной, склонной к рефлексии. Она имела блестящее образование, ценила искусство. Мать Толстого стала прототипом княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир». Мария Николаевна умерла, когда Льву было полтора года. А когда ему исполнилось девять лет, то в семье умер отец. Настоящей воспитательницей детей, имевшей на них огромное влияние, стала дальняя родственница Толстых — Т.А. Ергольская. Писатель впоследствии называл ее «замечательной по своим нравственным качествам женщиной» с «твердым, решительным, энергичным и вместе с тем самоотверженным характером». Детские воспоминания Толстого впоследствии нашли свое отражение в автобиографичной повести «Детство».
Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы П.И. Юшковой, ставшей опекуншей четверых детей. В 1844 году шестнадцатилетним юношей Толстой поступил в Казанский университет на восточное отделение философского факультета. Он мечтал о дипломатической карьере. Но вскоре перешел на юридический факультет, на котором проучился два года. В эти годы Толстой отдает дань светским развлечениям: он посещает балы, приемы, дружеские пирушки. Однако светская жизнь не может полностью поглотить писателя. Он много читает, увлекается историей и философией. В этот период Толстой усомнился в полезности университетского образования для практической деятельности человека: «Что вынесем мы из этого святилища, возвратившись восвояси, в деревню, на что будем пригодны, кому нужны?»
После имущественного раздела имений между братьями в 1847 году Толстой уехал в Ясную Поляну, где решает серьезно заняться самообразованием, науками и искусством, а также улучшить жизнь крепостных крестьян. Он намечает себе следующую программу самообразования:
«Цель жизни в деревне в продолжение 2-х лет: 1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университет. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию и статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи. 9) Написать правила [жизни]. 10) Получить некоторые познания в естественных науках. 11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать».
Весь этот план реализован не был, но некоторые предметы Толстой изучал настойчиво. Одновременно он открывает в Ясной Поляне школу, обдумывает планы романов, пишет статьи об искусстве. Однако жизнь в деревне разочаровывает Толстого: опыт его хозяйственной деятельности не слишком удачен. Осенью 1847 года он уезжает в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Часть времени он проводит в кутежах и светских развлечениях. Впоследствии Толстой охарактеризовал этот период своей жизни как «беспутно проведенные годы».
В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года писатель прожил в казачьей станице на берегу Терека. Он участвовал в войне с горцами, попадая неоднократно в самые опасные положения. Его дважды представляли к наградам, однако получить их писателю так и не удалось. Жизнь на Кавказе, среди казаков, поразила Толстого своей простотой и патриархальностью. Эти впечатления легли в основу многих его ранних произведений — повести «Казаки» (1852— 1863), рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и напечатал ее в журнале «Современник», скрыв при этом свое настоящее имя. Повесть имела большой успех. Известные литераторы приветствовали молодого писателя. И.С. Тургенев писал Некрасову: «Ты прав, этот талант надежный. Пиши к нему и понукай его писать. Скажи ему, что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему» . После первой автобиографичной повести Толстой пишет «Отрочество», а затем последнюю часть трилогии — «Юность».
Когда в конце 1853 года началась Крымская война, Толстой перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице и Силистрии. Затем он перевелся в Крымскую армию, с ноября 1854 года по август 1855 года участвовал в обороне Севастополя и был удостоен наград за проявленную в боях храбрость. Обороне Севастополя писатель посвятил три рассказа, объединенных общим заголовком «Севастопольские рассказы». Они были напечатаны в «Современнике» и вызвали хорошие отзывы известных писателей. Так, И.С. Тургенев писал: «Это вино еще молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов» .
После окончания Крымской войны Толстой едет в Петербург, где становится сотрудником журнала «Современник». Однако осенью 1856 года он выходит в отставку и уезжает в Ясную Поляну. В 1857 году едет за границу: посещает Францию, Италию, Швейцарию. Германию. Потом вновь возвращается в Ясную Поляну и пытается реализовать свою идею народного образования: открывает более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году вновь едет за границу, изучает европейский педагогический опыт. Толстой выступает за принцип «свободного воспитания», считая, что учитель не должен навязывать ученикам свои собственные взгляды. Эти идеи писателя находят своих сторонников, он издает педагогический журнал «Ясная Поляна».
В 1862 году Толстой женится на дочери московского врача Софье Андреевне Берс. Вместе с женой он живет в Ясной Поляне, где работает над романом «Война и мир». С 1873 по 1878 год Толстой пишет роман «Анна Каренина», в котором простая, патриархально-усадебная жизнь дворянства, близкого к народу, противопоставляется фальшивой городской цивилизации (линия Анны Карениной и Вронского).
80-е годы становятся своеобразным итогом длительных нравственных поисков Толстого. В «Исповеди» он заявляет: «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл» . Писатель проповедует идею «опрощения», нравственного самоусовершенствования, приходит к мысли о непротивлении злу насилием. Идеи христианства преломляются в сознании писателя как идеи всемирного братства всех людей. Вместе с тем он выступает против догм современной церкви, и в 1901 году святейший синод отлучил писателя от церкви.
Все эти идеи Толстого нашли свое отражение в его произведениях — «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886), «Крейцеро- ва соната» (1887—1889), «Отец Сергий» (1890—1898). Также взгляды писателя переданы в статьях «Исследование (критика) догматического богословия» (1890), «В чем моя вера?» (1884), «Исповедь» (1884), «Царствие Божие внутри вас» (1893), «Так что же нам делать?» (1882-1886), «Что такое искусство?» (1897-1898), «Рабство нашего времени» (1900), «Не могу молчать» (1908).
В 1889-1899 годы Толстой создает роман «Воскресенье». Судьбы главных героев романа осмыслены писателем в мо- рально-этическом плане. Главный герой романа Дмитрий Нехлюдов проходит сложный путь нравственных исканий и в финале приходит, к идее всепрощения и любви к ближнему.
В последние годы Толстой писал публицистические статьи, рассказы («После бала», «Алеша Горшок», «Ходынка») и повесть «Хаджи-Мурат», много общался. Ясную Поляну часто посещали писатели, ученые, композиторы, художники — В.Г. Короленко, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, И.Е. Репин, Н.А. Римский-Корсаков, И.М. Сеченов.
Перелом во взглядах писателя нашел свое отражение во всей его жизни. Толстой приходит к мучительному выводу изменить всю свою прежнюю жизнь — отказаться от собственности, оставить Ясную Поляну, порвать с родными и со всем укладом прежней жизни. В 1910 году он покинул усадьбу. Однако в пути заболел воспалением легких и на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги сошел с поезда. Там, в доме начальника станции, 20 ноября 1910 года писатель скончался.
Конкурсное сочинение “100 лет без Толстого”
Ученица раскрывает своё видение творческого и жизненного пути великого писателя. Она останавливается на значимых фактах и событиях жизни Льва Николаевича, говорит об особенностях его творчества, подчёркивает особенности поведения героев Толстого. Работа оценена Дипломом I степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_100_let_bez__tolstogo.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
100 лет без Толстого.
МОУ “Кривошеинская СОШ”
Лев Николаевич Толстой…. Одни называют его великим, другие гениальным, но неизменно одно – мы не можем представить себя без Толстого. По данным ЮНЕСКО, Толстой – один из читаемых классиков мировой литературы. Прошло 100 лет, как нет Толстого, но мы обращаемся к его биографическим фактам, перечитываем его притчи, повести, романы. Плачем над отдельными эпизодами, негодуем по поводу действий и поступков Анатоля и Элен Курагиных. Почему же так волнуют и тревожат нас творения Льва Николаевича Толстого?
Впервые с творчеством Толстым я познакомилась, будучи маленькой девочкой, когда читала рассказ «Филипок». Толстой показал, как, действительно, дети стремятся к школе, хотят получать знания. Именно это меня и поразило: Толстой не просто показал желания и стремления мальчика. Рассказ произвел на меня неизгладимые впечатления: какое большое желание было у мальчика учиться! Прочитав его, я захотела узнать, еще какие есть произведения Льва Николаевича.
Так большое впечатление на меня произвел «Кавказский пленник». Все события, случившиеся с героями произведения, происходят на Кавказе, который привлекает своей экзотичностью и красотой. Лев Николаевич сам служил на Кавказе, и поэтому он смог передать красоту кавказского пейзажа, а особенно красоту гор! Что меня еще поразило, так это то, что Толстой на фоне Кавказа показал истинную красоту человека, его души, поступков, чувств.
Прошло сто лет, как написан этот рассказ. Но как актуально звучит толстовская мысль о единении людей, о милосердии и сострадании, независимо от национальности! Как правдив Толстой, когда рассказывает о слабости и о силе характера человека. Уметь преодолевать себя, как это сделал Жилин, – этому мы учимся, читая рассказ. А Костылин поддался воле обстоятельств, не боролся за свою свободу, сник. Так, как Костылин, жить нельзя – учит Лев Николаевич Толстой.
Невозможно забыть трогательную и нежную девочку Дину. Несмотря на запреты старших, она помогала русскому пленному. А ведь рисковала быть наказанной! Меня трогает её чуткость, забота, умение утешить Жилина и подбодрить его. Этого милосердия не хватает сегодня тем женщинам, которые забыли о том, что они матери, подруги, которые пытаются отдать свою жизнь Аллаху, идя на взрывы в метро и других городах.
Став десятиклассницей, я прочла роман «Война и мир». Незабываемые страницы! Как я переживала за Наташу во время её отношений с Анатолем Курагиным, как боялась, что она поверит его лживым словам. И слава Богу, что их отношения перестали быть тайной, она была спасена. Сколько было волнительных страниц, которые поведали мне о последних минутах жизни князя Андрея. Он умел мужество, чтобы смотреть правде в глаза. Он познал, что такое милосердие, сострадание. Многие люди живут, не прочитав «Войны и мира». Это неправильно. Их душа не рвалась и не плакала над страницами книги. Они многое потеряли.
Но писатель был велик не только в творчестве, но и в жизни. Я никогда не сомневалась, что великий человек способен на благородные поступки. Толстой всегда стремился быть прежде всего предельно честным перед собой. На это способен не каждый человек.
Толстой видел, как порой несправедлива жизнь: почему одни люди должны прислуживать другим? И тогда, его главной целью жизни стало переустройство жизни всех. Происходя из дворянской семьи, Толстой отказался от прислуги, стал помогать больным. Когда в России началась холера, писатель устраивал бесплатные столовые, давал деньги на больницы. Как можно быть таким преданным народу? Ведь Толстой распростился со всем, что имел. Да все дело в том, что Льву Николаевичу было совестно жить хорошо, когда другие живут плохо. В то время Толстой стал примером для всех, хотя многих его идеи раздражали. Но он, не отказался от них. Толстой мучился, потому что считал, что ни один человек не должен подчиняться другому или причинять зло. К сожалению, ему не удалось сделать так, чтобы всем людям было хорошо. Хотя его крепостные считали, что живут хорошо, лучше, чем их соседи. И сегодня можно видеть людей толстовского склада: помощь бедным людям, нуждающимся студентам.
Еще одним из достижений Толстого, я считаю, является открытие Яснополянской школы в условиях крепостнических отношений. Она была открыта Толстым осенью 1859 года и явилась для писателя своего рода источником «отыскания правды». Толстой решил поучать детей так, как поучает сама жизнь, руководствуясь тем, что «приятно и занимательно для ребенка». Это была бесплатная школа для детей и взрослых крестьян. Толстой помогал всем: и ученикам, и учителям, причем не только из его школы. Он проводил беседы, свои уроки, лично общался с преподавателями. Все учителя ему были благодарны: «Для меня было величайшей радостью приезжать…в Ясную поляну…и проводить целый день…в беседах со Львом Николаевичем и слушать его рассказы…игру на рояле» (из воспоминаний Н.П.Петерсона). Дети же были увлечены обучением, иногда кричали «не, еще-еще!», и почти никогда не опаздывали на занятия. Они любили Толстого, как родного отца: «Мы страдали без него, а Лев Николаевич страдал без нас» (из воспоминаний Ф.Морозова). Толстой называл себя очень скромно «Я – приходской учитель». Но это же совсем не так!
Толстой, хоть и не был поэтом, он все же высоко ценил поэзию: «Надо учиться стихами Пушкина, Тютчева, Шеншина». Он считал, что в настоящем стихотворении глубина мысли должна гармонически сочетаться с красотой и изяществом форм. Одним из его любимых стихотворений является «Silentium» Тютчева, в котором автор обращается к вопросам жизни, ищет ответы на них. Тютчев рассуждает о многом, например, о том, что даже сердцу порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях. Наверное, именно это привлекло внимание Толстого, который ценил рассуждения о жизни, ценил глубину мысли.
В современном, очень прагматичном и стремительно развивающемся мире люди нуждаются в опоре на общечеловеческие ценности. И в этом смысле творчество Л.Н.Толстого всегда было и будет актуально и современно, потому что оно вне времени, оно – на все времена. И очень важно, чтобы в современном мире мы сумели сохранить те нравственные и духовные основы роста и развития личности, которые были заложены Л.Толстым. Ведь Толстой для России – это символ величия и чистоты русской души, глубины и силы русского характера, олицетворения истинного патриотизма. Наша задача, я считаю, сделать так, чтобы эти ценности воспринимались и принимались в будущих поколениях россиян. Ведь как Толстой не мог представить себе Россия без своей Ясной поляны, так Россия настоящая и будущая немыслима без Толстого. Хотя живем безо Льва Николаевича уже 100 лет.
Лев Николаевич Толстой… Он всегда старался жить по совести… Он дорог и просто необходим всем нам и лично мне. Когда писатель что-то пишет – это одно. Но когда живет так, как пишет и как призывает жить других, – это совсем иное. Это очень редко. И очень трудно. Но это всегда вызывает любовь… Пройдёт не только 100 лет, но и 200, 300, а Толстого читать будут. Будут стремиться постичь тайны его мыслей, его книг.
Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”
Школьное сочинение
“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.
Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.
Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.
Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.
Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “
Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.
Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.
Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.