Сочинение по произведению на тему: х годов – Сатирическая проза 30-х годов XX века
В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества — извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению к этим выдающимся мастерам слова восстановлена.
На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей.
На что же была направлена сатира Зощенко? По меткому определению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса”. Ему надо было открыть глаза. В решении этой задачи и увидел Зощенко свое назначение. Темы его рассказов разнообразны — неустроенный быт, кухонные “разборки”, жизнь бюрократов, обывателей, чиновников. Читая произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20—30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда заводятся и драки. Мы вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ “Баня” в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. “Номерки теперича по ногам хлопают”, — жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: “Выдача трупов с трех до четырех”.
Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи. Все его творчество свидетельствует о том, что писатель верил в народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и расстаться с тем, что мешает его историческому движению.
Пытливое исследование причин многообразных отрицательных явлений жизни отличает новеллы, фельетоны Ильфа и Петрова. Выступая против тех, кто извращал законы и нравственные нормы, сатирики были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам, конъюнктурщикам, к людям равнодушным и черствым.
“Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.
Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).
Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой двух романов, — это похождения незаурядного плута, шарлатана, насмешника. Кстати, а не напоминают ли вам нынешние отдельные фирмы и банки контору “Рога и копыта”?
Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале XX века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Я имею в виду Михаила Афанасьевича Булгакова. Ранняя сатирическая проза Булгакова была частично опубликована в его сборниках “Роковые яйца” и “Дьяволиада”.
Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина.
Эпоха, изображенная в романе “Мастер и Маргарита”, дает нам яркое представление о жизни Москвы в те далекие годы. Писатель смеется над примитивностью жилищных условий, вечной тяжбой из-за квартир. Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно испортил москвичей.
В романе нашли свое отражение и начинающиеся в 30-е годы массовые незаконные аресты. Так, например, квартира номер пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде “пользовалась дурной славой”, потому что из нее бесследно исчезали жильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который, едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничего не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз Берлиозу всучил статью для напечатания и вел с ним сомнительные разговоры. В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов и подозрительности, типичная для 30-х годов.
Поместив в Москву князя тьмы Воланда и его свиту, Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг и прожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра: они предстают перед судом преисподней. Сеанс черной магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и переносном смысле “раздевает” присутствующих граждан.
После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второе рождение писателя произошло через четверть века, после опубликования в 1967 году романа “Мастер и Маргарита”. Судьба Булгакова подтвердила предсказание Воланда о том, что “рукописи не горят”. Будто заранее было известно, что Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и забвения, а спустя четверть века вернется к нам в своих книгах.
В заключение отмечу, что традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты писателями начала XX века — Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым. Эти традиции продолжают развиваться и в современной литературе. Я думаю, что наше время не менее остро нуждается в крупных талантливых сатириках, а тем для творчества — целое море.
Сатирическая проза 2030-х годов: сочинение
Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Русская сатирическая проза 2030-х годов xx столетия. Разное.
Русская сатирическая проза 2030-х годов xx столетия
М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков. Вот далеко не полный перечень таланҭливейших писателей, имена которых олицетворяюҭ сатиру 2030-х годов XIX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой кульҭуры, очень неравнодушными, ҭяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры. В то нелегкое время юмор и сатира были в моде. В периодических изданиях появлялись новые сатирические рубрики, многие из которых стали впоследствии постоянными и являлись своеобразной визиҭной карточкой издания. Это была примета времени, в ней отразилась атмосфера жизни 2030-х годов. Сатира начиналась с самой жизни. Жизнь предлагала сатирикам темы для статей, фельетонов, романов и рассказов. На первом месте среди негативных явлений тогдашней жизни был тоталитарный воинствующий бюрократизм. Голыми руками бюрократа не возьмешь он очень ушлый, баррикадируется циркулярами и инструкциями, которые сам же изобретает. Смысл его деятельности остановить течение времени с наибольшей выгодой для себя. Особенно частым героем сатирических произведений того периода был бюрократ-приспособленец. Как правило, это полуграмотный мещанин, одетый в гимнастерку и галифе, в начищенных сапогах, то есть бывший герой гражданской войны, ловко прикрывающий свою бездарную деятельность, тормозящую прогресс, былыми заслугами. Вот он человек ответственный и сознательный из рассказа В. Ардова Лозунгофикация, сам сочиняющий лозунги на все случаи жизни: Вхождению без доклада Мировая буржуазия только рада, Или Берущий сковородку без разрешения, Безусловно, непролетарского происхождения. Подмечено очень точно: припугнул пособничеством контрреволюции, уличил в непролетарском происхождении соседа, и жизнь становиҭся спокойной, размеренной. Таков он на людях, а дома он совсем другой, такой, каким его увидел А. Зорич: . Придя домой, прямо после Бетховена поставиҭ сейчас же Гоп со смыком и долго будет причмокивать, прищелкивать и подпевать.
.. В доме он глава семейства, степенный, умиротворенный. Вот как сказано у М. Булгакова в романе Мастер и Маргарита о председателе домкома Никаноре Ивановиче Босом: . налил лафиҭничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки. Разве возможно представить себе этого человека жестким, хамоватым, жадным до денег? Писатели 2030-х годов исследовали одного и того же анҭигероя или одни и те же явления, но под разными углами зрения, дополняя один другого. В. Ардов разглядел ряженого бюрократа в его пустопорожнем деле, А. Зорич нарисовал его в пижаме и шлепанцах, отчего образ получился более содержательным. Благодаря мастерству братьев И. Ильфа и Е. Петрова, перед нами предстает целая цепочка чрезвычайно колориҭных и легко узнаваемых персонажей мещан-обывателей. Нельзя сказать, что эта тема была новой для русской литературы: пошлость и мелочность души человека показал в своих произведениях Н. В. Гоголь; как эстафету, эҭу тему подхватили и органически продолжили А. Н. Островский, А. П. Чехов. В. В. Маяковский. Нет практически ни одного сатирика, который бы отвернулся от проблемы мещанства, ведь она, к сожалению, актуальна во все времена. Мещанство, как уҭверждали русские писатели, особое состояние души человека, которое служиҭ почвой для возникновения лживых, противоестественных отношений между людьми. Мещанство создает основу для опошления вечных человеческих ценностей: дружбы, любви. Атрофируется, усыхает, обедняется само понятие человеческого счастья, что в конечном счете ведет к вырождению личности. В сатирических произведениях того периода возникает и тема религиозности и лжерелигиозности. Оҭношение сатириков к этому вопросу неоднозначно. Некоторые писатели, такие, как И. Ильф и Е. Петров, стояли на позициях атеизма, а потому в своих романах вдоволь поиздевались над религиозностью некоторых персонажей, изобразив служителей культа лживыми и жадными (вспомним, например, хамоватого отца Федора из 12 стульев). Другой точки зрения придерживается М. Булгаков, который видиҭ в атеизме победу самодовольного разума над представлениями об истинных жизненных ценностях. Персонажи, хвастающиеся своим умением создать точный чертеж будущего, по воле Воланда вынуждены столкнуться с могуществом Случая, который способен развеять любую, даже самую отточенную рационалистическую теорию. Особой темой в ҭворчестве многих писателей стало хамство. В рассказах М. Зощенко хам постоянно безобразничает в коммунальной кварҭире, в трамвае, в учреждении, но на вопрос, откуда взялись его повадки, куда уходят корни его представления о мире, более глубоко отвечает другой замечательный писатель той лоры, П. Романов, раскрыв в своих рассказах характер рассудительного мужика, облеченного властью. Писатели-сатирики тех лет не льстили народу, не заискивали перед ним. Они бичевали до боли, до крови всю эҭу нечисть. Позже это им припомнят и оскорбившийся хам, и головотяп, и человек ответственный и сознательный в полувоенном обмундировании. Припомнят и назовуҭ очернителями, а теоретическую базу подведуҭ их же собратья по перу литературные криҭики-конъюнктурщики. В этом смысле показательна позиция советского криҭика И. Нусинова, который в 1931 году написал: Если сатира займет в пролетарской литературе третьестепенное место, то и юмор, как литературная категория, социально чуждая пролетариату, не может претендовать на особое значение. Именно такое нашествие достойных ненависти криҭиков показал великий Мастер Булгаков в своем бессмерҭном романе. Он понимал что криҭиканство уҭвердилось надолго, что поделать с ним ничего невозможно, что миром искусства правят латунские и что страна на время окунулась в беспросветную тьму и представляет собой большую, новую психиатрическую клинику, оборудованную по последнему слову техники, . как в Метрополе!. И видимо, лирикому человека, заслужившего бессмерҭие своим романом, он спасает, перенося в мир иной, где нет ничьей власти, кроме воли Божьей. С течением времени персонажи произведений сатириков преобразились. В наше время бюрократы носят форму делового человека, их возможности увеличились во сто крат. Пропорционально увеличились и их желания, по своей суҭи оставшиеся теми же. Хам приобрел черҭы щеголя, зачатки образования даюҭ ему возможность хамить с использованием иностранных выражений. Головотяп все так же может осуществлять свои бездумные проекты с поистине российским размахом. И это значиҭ, что смешные, едкие, горькие и злые произведения, написанные в 2030-х годах нашего столетия, живы и не утратили своей ценности до сих пор.
Права на сочинение “Русская сатирическая проза 2030-х годов xx столетия” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф
Сатирическая проза 30-х годов XX века
просмотреть сочинение |
В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества — извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению к этим выдающимся мастерам слова восстановлена.
На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей.
На что же была направлена сатира Зощенко? По меткому определению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса”. Ему надо было открыть глаза. В решении этой задачи и увидел Зощенко свое назначение. Темы его рассказов разнообразны — неустроенный быт, кухонные “разборки”, жизнь бюрократов, обывателей, чиновников. Читая произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20—30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда заводятся и драки. Мы вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ “Баня” в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. “Номерки теперича по ногам хлопают”, — жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: “Выдача трупов с трех до четырех”.
Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи. Все его творчество свидетельствует о том, что писатель верил в народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и расстаться с тем, что мешает его историческому движению.
Пытливое исследование причин многообразных отрицательных явлений жизни отличает новеллы, фельетоны Ильфа и Петрова. Выступая против тех, кто извращал законы и нравственные нормы, сатирики были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам, конъюнктурщикам, к людям равнодушным и черствым.
“Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.
Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).
Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой двух романов, — это похождения незаурядного плута, шарлатана, насмешника. Кстати, а не напоминают ли вам нынешние отдельные фирмы и банки контору “Рога и копыта”?
Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале XX века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Я имею в виду Михаила Афанасьевича Булгакова. Ранняя сатирическая проза Булгакова была частично опубликована в его сборниках “Роковые яйца” и “Дьяволиада”.
Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина.
Эпоха, изображенная в романе “Мастер и Маргарита”, дает нам яркое представление о жизни Москвы в те далекие годы. Писатель смеется над примитивностью жилищных условий, вечной тяжбой из-за квартир. Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно испортил москвичей.
В романе нашли свое отражение и начинающиеся в 30-е годы массовые незаконные аресты. Так, например, квартира номер пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде “пользовалась дурной славой”, потому что из нее бесследно исчезали жильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который, едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничего не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз Берлиозу всучил статью для напечатания и вел с ним сомнительные разговоры. В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов и подозрительности, типичная для 30-х годов.
Поместив в Москву князя тьмы Воланда и его свиту, Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг и прожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра: они предстают перед судом преисподней. Сеанс черной магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и переносном смысле “раздевает” присутствующих граждан.
После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второе рождение писателя произошло через четверть века, после опубликования в 1967 году романа “Мастер и Маргарита”. Судьба Булгакова подтвердила предсказание Воланда о том, что “рукописи не горят”. Будто заранее было известно, что Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и забвения, а спустя четверть века вернется к нам в своих книгах.
В заключение отмечу, что традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты писателями начала XX века — Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым. Эти традиции продолжают развиваться и в современной литературе. Я думаю, что наше время не менее остро нуждается в крупных талантливых сатириках, а тем для творчества — целое море.
5045 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Сатирическая проза 30-х годов XX века
В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества — извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению к этим выдающимся мастерам слова восстановлена.
На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе читателей.
На что же была направлена сатира Зощенко? По меткому определению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который “живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса”. Ему надо было открыть глаза. В решении этой задачи и увидел Зощенко свое назначение. Темы его рассказов разнообразны — неустроенный быт, кухонные “разборки”, жизнь бюрократов, обывателей, чиновников. Читая произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 20—30-х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда заводятся и драки. Мы вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ “Баня” в каждом человеке вызывает улыбку. Разве не смешно, что люди должны в бане привязывать номерок к ноге. “Номерки теперича по ногам хлопают”, — жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где перед больными висит плакат: “Выдача трупов с трех до четырех”.
Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи. Все его творчество свидетельствует о том, что писатель верил в народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и расстаться с тем, что мешает его историческому движению.
Пытливое исследование причин многообразных отрицательных явлений жизни отличает новеллы, фельетоны Ильфа и Петрова. Выступая против тех, кто извращал законы и нравственные нормы, сатирики были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам, конъюнктурщикам, к людям равнодушным и черствым.
“Двенадцать стульев” и “Золотой теленок” соединили в себе и юмор характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и остроумную манеру изложения материала.
Сатира здесь направлена на уходящий мир, представленный Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось никаких духовных ценностей (вспомним хотя бы Эллочку Людоедку).
Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой двух романов, — это похождения незаурядного плута, шарлатана, насмешника. Кстати, а не напоминают ли вам нынешние отдельные фирмы и банки контору “Рога и копыта”?
Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале XX века писатель, которому суждено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман “Мастер и Маргарита”. Я имею в виду Михаила Афанасьевича Булгакова. Ранняя сатирическая проза Булгакова была частично опубликована в его сборниках “Роковые яйца” и “Дьяволиада”.
Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру Салтыкова-Щедрина.
Эпоха, изображенная в романе “Мастер и Маргарита”, дает нам яркое представление о жизни Москвы в те далекие годы. Писатель смеется над примитивностью жилищных условий, вечной тяжбой из-за квартир. Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно испортил москвичей.
В романе нашли свое отражение и начинающиеся в 30-е годы массовые незаконные аресты. Так, например, квартира номер пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде “пользовалась дурной славой”, потому что из нее бесследно исчезали жильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который, едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничего не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз Берлиозу всучил статью для напечатания и вел с ним сомнительные разговоры. В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов и подозрительности, типичная для 30-х годов.
Поместив в Москву князя тьмы Воланда и его свиту, Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг и прожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра: они предстают перед судом преисподней. Сеанс черной магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и переносном смысле “раздевает” присутствующих граждан.
После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второе рождение писателя произошло через четверть века, после опубликования в 1967 году романа “Мастер и Маргарита”. Судьба Булгакова подтвердила предсказание Воланда о том, что “рукописи не горят”. Будто заранее было известно, что Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает вкус славы и забвения, а спустя четверть века вернется к нам в своих книгах.
В заключение отмечу, что традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты писателями начала XX века — Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым. Эти традиции продолжают развиваться и в современной литературе. Я думаю, что наше время не менее остро нуждается в крупных талантливых сатириках, а тем для творчества — целое море.
Сочинения
Сатирическая проза 30-х годов ХХ столетия
В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась и обеднялась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков и Платонов, оказались недоступными читателю, а суть их творчества извращенной и оклеветанной. Но, несмотря на жестокий идеологический контроль, духовное сопротивление в литературе никогда не прекращалось. Из глубин литературы встают имена художников, особенно жестоко гонимых режимом, всеми условиями жизни обрекаемых на молчание и творческую гибель, однако же создавших свои нестареющие книги, вопреки страшному давлению, созданному тоталитарный государством. Это М. Булгаков, А. Платонов, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Зощенко, А. Солженицын. Сегодня эти имена известны всем.
На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава,
редкая для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего
тричетыре года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить
себя знаменитым не только в писательских кругах, но и в совершенно
не поддающейся учету массе читателей.
Да, слава Зощенко была небывалой для нашей литературы. Но чем же
ее объяснить? Чем объяснить, что на книги Зощенко, по выражению К.
Чуковского, с каждым годом все возрастал и возрастал «ненасытный
читательский спрос»?
Зощенко писал: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.
Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей».Не
мало ли для такого успеха? Не мало. Далеко не каждый, даже очень
хороший писатель, познавший жизнь простого народа и задавшийся
целью, своим трудом принести ему реальную помощь, способен
спуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых и
для которых он пишет, на их повседневном, понятном им языке и в
той же тональности, в какой говорят они между собой в обыденной для
себя обстановке: в семье, на работе, в трамвае.
На что же направлена сатира М. Зощенко? По меткому определению В.
Шкловского, Зощенко писал о человеке, который «живет в великое
время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и
копейками. Человек за мусором не видит леса». Ему надо было открыть
глаза. В решении этой задачи и увидел Михаил Зощенко свое
назначение. Это и стало впоследствии великим литературным
достижением этого уникального писателя.
О чем же пишет М. Зощенко? Темы его рассказов разнообразны это
неустроенный быт, кухонные «разборки», жизнь бюрократов,
обывателей, чиновников, комичные жизненные ситуации. Читая
произведения Зощенко, мы отчетливо представляем себе Москву 2030
х годов. Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими
примусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда и драки. Мы
вместе с Зощенко смеемся над жуликом, дрожащим перед вызовом в
прокуратуру, над обеспеченными молодыми людьми, которые готовы
жениться, даже не рассмотрев будущую жену. Рассказ «Баня» в каждом
человеке вызывает улыбку. Разве не комично, что люди должны в бане
привязывать номерок к ноге. «Номерки теперича по ногам хлопают»,
жалуется герой рассказа. Не менее комичен рассказ о больнице, где
перед больными висит плакат: «Выдача трупов с трех до четырех».
Зощенко оставил нам более тысячи рассказов и фельетонов, пьесы,
киносценарии, критические статьи и многое другое всего около ста
тридцати книг вышло при его жизни. Разбираясь в его наследии, думая
над ним, мы, конечно же, вспомним Гоголя, СалтыковаЩедрина,
Чехова, и еще раз подивившись тому, сколь стойки и неувядаемы
традиции классической русской сатиры, где смех всегда был лишь
внешней формой, за которой всегда стояло идущее от сердечной боли
гражданское содержание, мы неминуемо придем к мысли, что Зощенко
из этого ряда, что он, как и его великие предшественники, верил в
народ, в его ум и трудолюбие, в способность заглянуть в себя и
расстаться с тем, что мешает его историческому движению.
Идейнохудожественная перестройка М. Зощенко показательна в том
отношении, что она сходна с рядом аналогичных процессов,
совершавшихся в творчестве его современников. В частности, у И.
Ильфа и Е. Петрова новеллистов и фельетонистов можно
обнаружить те же тенденции. Наряду с сатирическими рассказами и
фельетонами на страницах «Правды» и других изданий печатаются их
произведения, выдержанные в лирикоюмористическом ключе.
Широкая сфера интересов писателей, пытливое исследование причин
многообразных отрицательных явлений жизни запечатлелись в
новеллах, фельетонах Ильфа и Петрова. Сатириков волновало все от
коренных вопросов строительства новой культуры до организации
разумного отдыха в парках и внешнего облика человека. Выступая
против тех, кто извращает законы и нравственные нормы, Ильф и
Петров были суровы и беспощадны к бюрократам, перестраховщикам,
конъюнктурщикам, к многочисленным фактам равнодушия и
черствости.
«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» соединили в себе и юмор
характеров, и комизм положений, в которые попадают герои, и
остроумную манеру языка, которым написаны эти произведения.
Сатира в них направлена на уходящий мир, который в произведении
представлен Ипполитом Матвеевичем, на то, что у людей не осталось
никаких духовных ценностей Эллочка Людоедка одна из таковых.
Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный герой
двух романов, это похождения незаурядного плута, проходимца,
насмешника. Но всмотритесь! До чего же нам это знакомо! Ведь мы
каждый день сталкиваемся с такими же Остапами Бендерами, они
окружают нас повсюду. Кругом фиктивные конторы, банки,
напоминающие контору «Рога и копыта». Мне кажется, все это и
обуславливает неувядающий интерес к произведениям Ильфа и
Петрова, это и делает их такими современными и актуальными в наши
дни.
Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки
общества. В самом начале нашего века писатель, которому суждено
было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего
творчества, создал бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Зовут
этого писателя Михаил Афанасьевич Булгаков. Ранняя сатирическая
проза Булгакова была частично опубликована в его сборниках «Роковые
яйца» и «Дьяволиада». Повесть «Собачье сердце» была конфискована
«органами». После этого при жизни писателя книг у него не было.
Пьеса «Дни Турбиных»была разрешена только о МХАТе и выдержала
там при жизни писателя почти тысячу спектаклей. Остальные пьесы
«Зойкина квартира», «Багровый остров», «Адам и Ева», «Бег»,
«Блаженство», «Кабала святош» были либо скоро сняты с репертуара,
либо вообще не разрешены. При жизни писателя роман «Мастер и
Маргарита» также не увидел свет.
Сатира Булгакова несколько напоминает сатиру СалтыковаЩедрина.
Эпоха, изображенная в булгаковском романе, дает нам яркое
представление о жизни Москвы в те далекиегоды. Писатель смеется
над примитивностью жилищных условий, тяжбой изза квартир.
Недаром Воланд замечает, что квартирный вопрос совершенно
испортил москвичей. В романе нашли свое отражение и начинающиеся
в тридцатые годы массовые незаконные аресты. Так квартира номер
пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде «пользовалась дурной
славой», потому что и до его появления из нее бесследно исчезали
жильцы. И понятна мгновенная реакция Степы Лиходеева, который,
едва увидев, как описывают квартиру погибшего Берлиоза, еще ничего
не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз
всучил Берлиозу статью для напечатания и вел с ним сомнительные
разговоры. В этой сцене отчетливо видна атмосфера доносов и
подозрительности, такая Типичная для тридцатых годов.
Поместив в Москву тридцатых князя тьмы Воланда и его свиту,
Булгаков обнажает внутренний мир доносчиков, развратников, сутяг и
прожигателей жизни. Воланд появляется, чтобы. покарать взяточников,
лихоимцев, предателей. Суд вершится над ними не по законам добра, а
наоборот, они предстают перед судом преисподней. Сеанс черной
магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и
переносном смысле «раздевает» присутствующих граждан.
После смерти в 1940 году Булгаков был забыт на многие годы. Второе
рождение писателя произошло через четверть века, после
опубликования в 1967 году романа «Мастер и Маргарита». Судьба
Булгакова подтвердила неожиданный афоризм предсказания Воланда о
том, что «рукописи не горят». Будто заранее было предсказано, что
Михаил, родившийся в Киеве в семье преподавателя духовной
академии, пройдет через такие испытания эпохи, через войны и
революции, будет голодать и бедствовать, станет драматургом, узнает
вкус славы и гонения, а спустя четверть века вернется к нам своими
книгами.
Итак, традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще
развиты писателями начала XX века Зощенко, Булгаковым, Ильфом и
Петровым. Эти традиции продолжают .развиваться и в современной
литературе. Я думаю, что наше время тоже остро нуждается в крупных
талантливых сатириках, которые смогли бы нам открыть глаза. А темы
и жизненный материал, на мой взгляд, писатели с легкостью могут
найти в нашей действительности.
Русская сатирическая проза 20 — 30-х годов XX столетия
М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков. Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 — 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками.
Несмотря на это, у них было много общего: все они были людьми высокой культуры, очень неравнодушными, тяжело и болезненно переживавшими несовершенство тогдашнего общества и человеческой натуры. В то нелегкое время юмор и сатира были в моде. В периодических
Сатира начиналась с самой жизни. Жизнь предлагала сатирикам темы для статей, фельетонов, романов и рассказов. На первом месте среди негативных явлений тогдашней жизни был тоталитарный воинствующий бюрократизм. Голыми руками бюрократа не возьмешь — он очень ушлый, баррикадируется циркулярами и инструкциями, которые сам же изобретает Смысл его деятельности — остановить течение
Вот он — «человек ответственный и сознательный» из рассказа В. Ардова «Лозунгофикация», сам сочиняющий лозунги на все случаи жизни: Вхождению без доклада Мировая буржуазия только рада, — или: Берущий сковородку без разрешения, Безусловно, непролетарского происхождения. Подмечено очень точно: припугнул пособничеством контрреволюции, уличил в непролетарском происхождении соседа, и жизнь становится спокойной, размеренной. Таков он на людях, а дома он совсем другой, такой, каким его увидел А. Зорич: » .Придя домой, прямо после Бетховена поставит сейчас же Топ со смыком» и долго будет причмокивать, прищелкивать и подпевать.» В доме он — глава семейства, степенный, умиротворенный. Вот как сказано у М. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» о председателе домкома Никаноре Ивановиче Босом: «.налил лафитничек, выпил, налил второй, выпил, подхватил на вилку три куска селедки.» Разве возможно представить себе этого человека жестким, хамоватым, жадным до денег? Писатели 20-30-х годов исследовали одного и того же антигероя или одни и те же явления, но под разными углами зрения, дополняя один другого.
В. Ардов разглядел ряженого бюрократа в его пустопорожнем деле, А. Зорич нарисовал его в пижаме и шлепанцах, отчего образ получился более «содержательным». Благодаря мастерству «братьев» И. Ильфа и Е Петрова перед нами предстает целая цепочка чрезвычайно колоритных и легко узнаваемых персонажей — мещан-обывателей Нельзясказать, что эта тема была новой для русской литературы пошлость и мелочность души человека показал в своих произведениях Н В Гоголь, как эстафету, эту тему подхватили
Дайджест:
Быт и бытие в произведениях литературы 60-х и 90-х годов Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого гораздо удобнее было бы родиться дождевым червем. Так писал Владимир Дудинцев в романе «Не хлебом едины». Поиски смысла. .
Поэты и поэзия на рубеже 50-60-х годов ХІХ века В 40-х годах поэзия явно уступала место прозе. Однако в следующий период поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении эпохи, в ряде случаев даже опережая и стимулируя художественные поиски. .
Русская поэзия XIX века Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится. .
Кавказские мотивы М. Ю. Лермонтова 1828-1834 годов Яркие, разнообразные впечатления, вынесенные из поездки на Кавказ в 1825 году, сыграли громадную роль в формировании и развитии раннего творчества Лермонтова. Он стал систематически писать стихи с 1828 г., обращаясь. .
Основное содержание «поэзии природы» 60-х и 70-х годов Основное содержание «поэзии природы» 60-х и 70-х годов, переплетение столь значительных тем, как природа и война, человек и история, нашли свое выражение прежде всего в стихах Карла Микеля, вошедших в. .
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годах позапрошлого столетия П. Верлен, А. .
МОТИВЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ Литература XX столетия отмечается стойким вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положение человека в современном мире. Огромные социальные изменения, которые происходили в XX столетии, принудили многих писателей стать. .
«Хозяин» И. К. Карпенка-Карого — выдающееся достижение драматургии XIX столетия И. Карпенко-Карый — корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, «они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их вытворил. .
Русская «женская» поэзия В русской поэзии со второй половины 90-х годов наступил период новых философских и эстетических поисков, представленных именами Вячеслава Иванова, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта — корифеев русского символизма В русле этой. .
Проза. Роман. Княгиня Литовская Княгиня Литовская.- Незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-х годов; был начат в 1836 г. Создавался при участии ближайшего друга Лермонтова, литератора и этнографа С. А. Раевского. С. А. Раевский. .
Эволюция образа главного героя в романах 30-х годов Если главный герой «Соти» Увадьев — «битюг революции», ее чернорабочий, идущий напролом к своей цели, то исполняющий эту роль во втором романе 30-х годов Скутаревский — «генштабист индустриализации», профессор-энергетик дореволюционной. .
Развитие прогрессивной литературы 30-х годов в США В 1933 году выходит известный роман Джека Конроя «Обездоленный». Писателю удалось показать рост классового сознания американских рабочих, создать интересное и боевое, хоть и не лишенное недостатков, произведение. Революционные идеи и. .
ТОМАС МАНН. ПРОЗА И ДРАМАТУРГИЯ Биография и творческий путь писателя — сочинение доклад. «Я житель города, бюргер, росток и далекий потомок немецкой бюргерской культуры», — так писал о своем происхождении Томас Манн. Он родился в. .
Поэты 1870-1880-х годов Вы уже знаете, что вся вторая половина XIX века, с середины 1850-х годов и вплоть до начала 1880-х, прошла под знаком Некрасова, что эта эпоха говорила некрасовским голосом. Чуть-чуть поодаль. .
Проза. Роман. Вадим Вадим — Незаконченный юношеский роман. Название, данное роману Лермонтовым, неизвестно, так как начальный лист рукописи не сохранился. Редакторские заглавия: «Горбач — Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта «; «Вадим. Неоконченная повесть». .
Разудалая русская пляска в поэме «Страна Муравия» Жизнь в поэме предстает во всех ее и горьких, и смешных, и радостных буднях: тут и прославление фронтовой дружбы, и вызов Теркиным связистов, и рассуждение о награде, и пляска бойцов. .
Русская литература XIX век Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова. .
Что является главным при определении «специфического колорита» литературного развития тридцатых годов Работа Пушкина проходила в условиях господства романтизма. Создавая реалистические произведения, отстаивая реализм, он шел против течения. Отсюда возраставшее из года в год непонимание поэта критикой и читателями. Но Пушкина не. .
В Пушкине русская литература выросла на целое столетие Он завещал последователям своим искренность, самобытность, он завещал каждому писателю быть самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским. Оттого «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются. .
Да устроится Русская земля и да водворится в ней правда «Хожения за три моря» «Путешествие» заканчивается лирическим размышлением автора: «После многих помышлений я опечалился и сказал себе: горе мне, окаянному. Я сбился с истинного пути и не знаю, куда пойду. Господи боже, вседержитель, творец. .
ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ «С детства я представляла гражданскую войну как схватку «хороших» красных с «плохими» белыми, — так начала свое сочинение выпускница 11-го класса. — В той сказке правда всегда была на стороне. .
Великая русская река Волга Белый красавец теплоход с легким шумом рассекает спокойную воду. За кормой остается шлейф пены. Я стою на палубе и вспоминаю нашу поездку по Волге. К сожалению, она подходит к концу. .
Экспериментальная поэзия в конце 60-х годов Если до сих пор было лишь немного писателей, авторов языково-экспери-ментальных текстов, то теперь теория и практика языкового эксперимента стала значительно расширяться. Возврат к языку, который был готов служить программам «конкретной. .
Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. «Строитель чудотворный» Андреев Ю. В.: Поэзия мифа и проза истории. «Строитель чудотворный». СТРОИТЕЛЬ ЧУДОТВОРНЫЙ». «Источник: a)»современников» Миноса, совершенно особое место занимает загадочная фигура замечательного зодчего, скульптора и изобретателя Дедала. Ему посвящено одно. .
Анализ стихотворения Лермонтова «Русская мелодия» Стихотворение «Русская мелодия» было впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» уже после смерти Лермонтова — в 1859-ом. Согласно нахождению в тетради II, оно датируется 1829 годом, соответственно, относится к раннему. .
«Русские народные сказки» или «Русская сказка» Сочинение «Русские народные сказки» или «Русская сказка» Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и. .
Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина вызвала большое количество подражаний. Сложился своеобразный жанр сентиментальной повести; например, «Бедная Маша. Российская, отчасти справедливая, повесть» А. Е. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» Свечинского, «История бедной Марии». .
Русская жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной. .
Художественная проза А. Солженицына: проблематика, поэтика, особенности организации повествования Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее. .
Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. .
Жанр авторской песни в вид русской литературы В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни — Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др. Если говорить о поэтической технике мастеров. .
Характеристика героя Анна Николаевна, Гранатовый браслет, Куприн Анна Николаевна Анна Николаевна была сестрой Веры Николаевны, но она была совершенно на нее не похожа, начиная с внешности и заканчивая ее характером и поведением. Несмотря на это сестры заботливо. .
Фамусов. Характеристика героя Фамусов, Горе от ума, Грибоедов Павел Афанасьевич Фамусов — один из главных героев комедии. Если с латыни перевести фамилию Фамусов, то это будет означать «известный, пользующийся славой». Фамусов живет в имении, но судя по его. .
Влияние символизма на ранее творчество Брюсова В процессе самоопределения поэзии Брюсова и его эстетических взглядов очень важным оказалось воздействие на него творчества Эдгара По, отчасти парнасцев, Бодлера и особенно французских символистов, в первую очередь Верлена, а. .
Краткое изложение Дюрренматт Ф Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт — протестантский священник в деревне. Спустя. .
В. Близнец — детский писатель по природе своего таланта Когда В. Близнец начал свою литературную деятельность? В. Близнец имел высшее образование, в 1957 году окончил факультет журналистики Киевского университета. Публиковаться начал в 1959 году. Он умел рассматривать проблему целостно. .
Салтыков-Щедрин великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин занимает почетное место в блестящей плеяде замечательных сатириков, составляющих славу мировой культуры. Великий писатель, публицист, критик, журналист, редактор, Салтыков-Щедрин сыграл огромную роль как в истории русской литературы. .
Поэмы Демон по поэме Демон Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности в ее отношении к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм и романов Лермонтова — это гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся. .
В чем суть трагедии Печорина? Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять творчество Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала. .
Анализ «Окаянные дни» Бунина И. А «Окаянные дни» . По выражению Чехова, произведения Бунина по смысловой «плотности» напоминают «сгущенный бульон». Это особенно чувст вуе тся в дневниковых записях 1918-1919 годов, которые были озаглавлены «Окаянные дни» и. .
Сатирическая проза 2030-х годов: сочинение Ссылка на основную публикацию