Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века

Сочинение: Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века – Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях 2

Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века – Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях 2

Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, а его родители работали в одном и том же цехе с вашими. Поэтому поднявшиеся массы, всегда страдающие ксенофобией, в первую очередь истребляют тех, что как будто и свой, но, однако, не похож на других по своему образу жизни, по стандартам, предъявляемым к жизни. Так было и во время революции 1917 года, и в гражданскую войну. “Ты из киндер бальзамов, и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки”. “Канитель тут у нас с очками, и душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка. ” (И.Бабель, “Мой первый гусь”). Так относились к интеллигенции революционные массы, низы, те, “кто был ничем” и стал “всем”, основная сила, совершившая революцию.
Была и другая оценка интеллигенции со стороны принявших революцию людей. Так писатель А.Фадеев, в двадцатые годы создавший роман “Разгром”, действующие лица и сюжет которого очень напоминают реальных людей и реальные события из жизни партизана Фадеева, делил интеллигенцию на две группы. К одной он относился крайне отрицательно, ко второй – положительно, хотя с оговорками. В его романе показаны только два человека, которых можно отнести к интеллигенции. Этих двух людей автор сталкивает на протяжении всего романа, эти люди имеют противоположные мнения практически по любому вопросу. Причем автор каждый раз встает на сторону одного и того же героя. Эти два героя – Левинсон, командир партизанского отряда, и Мечик, городской парень, решивший податься в партизанский отряд и воевать против “белых”.
Левинсон вышел из мелкобуржуазной семьи, получил образование, женился, имел детей, но пошел в партизаны. Уже в детстве отличался “^детским упорством”. “Он беспощадно задавил в себе бездейственную, сладкую тоску по ним (по птичкам, которые должны откуда-то вылететь и которых многие бесплодно ожидают всю свою жизнь) – все, что осталось в наследство от ущемленных поколений, воспитанных на лживых баснях о красивых птичках. Видеть все так, как оно есть, – для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть”, – вот к какой самой простой и самой нелегкой мудрости пришел Левинсон”. Левинсон подавил в себе все чувства и мысли, которые ему казались ненужными, непрактичными, мешающими Делу, он подчинил все в себе разуму, который был заполнен только одной идеей его Дела, войной, от рядом. Получив письма – одно от жены, от которой он долгое время не получал никаких известий, второе – от начальника партизанских отрядов по округу, Левинсон, не читая, положил письмо жены в карман и почти забыл о нем, всецело погрузившись в содержание второго письма. Таким образом, Левин-сон превратил себя в сверхчеловека, в “силу, стоящую над отрядом”, который всегда должен быть прав, который действует для людей, который помогает людям.
Мечик же “только хотел”, а ничего не мог. Он пошел в отряд, “смутно представляя себе, что его ожидает”. Мечик совершает ряд предательств: сначала предает девушку, фотографию которой хранил, потом Варю, потом весь отряд, свою идею, себя самого. Мечик оказался размазней, пустоцветом, ничего не смог сделать. И осталась лишь мысль: “Что я наделал, как мог я это сделать, – я, такой хороший и честный и никому не желавший зла, – о-о-о. как мог я это сделать?” “А не все ли равно?” Автор показывает Мечика как никчемного человека, который не умеет “находить под ворохом всяких добрых и жалостливых мыслей и чувствований прямоту и трезвость”. Автор презирает Мечика за его индивидуализм, за то, что он не смог слиться с отрядом, как это сделал Левинсон, за то, что он ничего не может сделать, а только хочет, причем сам не знает чего.
Несмотря на то что Фадееву нравится Левинсон, он вводит в роман героя, чьи достоинства высвечивают недостатки Левинсона. В романе есть откровенно вставная глава “Разведка Метелицы”, в которой командир взвода, ладный, красивый, физически крепкий Метелица, своей неуемной энергией покоряю-ще действовал на тех, кто был с ним рядом. Сам командир “втайне” любовался порывистыми движениями его гибкого тела. Экс-интеллигент Левинсон, вероятно, безотчетно чувствовал сам, что ему не хватает физической силы и ловкости, не хватает удали, присущих смелому и смышленому пастуху Метелице.
Интеллигенция оказалась в очень сложной ситуации – нужно было сделать выбор – присоединиться или не присоединяться к революции. Интеллигенты, как никто другой, понимали весь ужас гражданской войны, насилия. Так, в рассказе И.Бабеля Тедали” показана жуткая неразбериха, царящая в головах людей. “Революция – это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция?” Интеллигент мог принять сторону большевиков, как И.Бабель и его повествователь Лютый. Так, в рассказе “Мой первый гусь” наглядно показано, что надо сделать, чтобы тебя приняли за своего, признали люди, для которых ты и стараешься. Надо раздавить голову гусю. С одной стороны, это просто, но с другой – это убийство, уничтожение своих принципов, предательство самого себя.
И.Бабель в отличие от многих других растерянных, выбитых из колеи интеллигентов, таких, к примеру, как И.Бунин или М.Волошин, осознавал происходящее на редкость ясно, четко и полно. Он радостно приветствовал Октябрь и пошел в Первую Конную, имея за плечами опыт журналиста столичных газет, политработника, сотрудника в иностранном отделе ЧК, участника продовольственных экспедиций на Волгу. И.Бабель, вернее, Лютый понимал проблемы и задачи, стоявшие перед страной в тот период, как никто другой. Но как никто другой повествователь “Конармии” видел насилие, ужас, несправедливость, неправильность с гуманистической точки зрения войны. Это отразилось в рассказах “Переход через Збруч” – о бессмысленной жестокости поляков, не выполнивших единственной просьбы человека, умоляющего не убивать его на глазах дочери; “Письмо” – письмо одного из бойцов домой к матери, где на первом месте стоят рекомендации по уходу за лошадью, а на втором, как незначительное и само собою разумеющееся, описано убийство брата отцом, а потом убийство отца третьим братом. Лютый чувствовал невозможность слиться с массой до конца, чувствовал, что интеллигенция никогда не примет психологии и “гуманизма” массы. Так, в рассказе “Смерть Долгушова” Лютый не смог убить смертельно раненного и мучающегося бойца, и это пришлось сделать другому – Афоне.
” – Афоня, – сказал я с жалостной улыбкой и подъехал к казаку, – а я вот не смрт.
– Уйди, – ответил он, бледнея, – убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку.
И взвел курок.
Холуйская кровь! – крикнул Афонька. – Он от моей руки не уйдет. ” То есть Лютый – это что-то среднее между фадеевскими Мечиком и Левинсоном. С одной стороны, он человек дела, славится выдержкой и храбростью, но с другой стороны, он не смог, да и вряд ли хотел изжить в себе гуманность в досоциалистическом понимании, отказаться от понятий о доброте и зле, о заповедях. В рассказе “Пан Аполек” Бабель полностью раскрыл свои принципы, “дал обет следовать примеру пана Аполека”, который смог в каждом человеке найти частицу Бога и заставить ей поклоняться.

М.Булгаков, как известно не принявший революции, предлагает интеллигенту свой путь. Создать свой параллельный мир, отделенный от внешнего кремовыми занавесками. Там, за ними, жить в ладу с собой, не убегая никуда крысьей побежкой, просто жить. Не выходить никуда, не соприкасаться с тем миром, потому что от этого соприкосновения происходят лишь боль и страдания, голод и смерть. Семья Турбиных из “Белой гвардии” создала свой мир, в который стремятся все остальные герои, который охраняют часы с башенным боем и где звучит “Фауст”. Не надо ничего менять – все нужное само изменится Самое главное – человек. Человек, который живет в соответствии со своими принципами, выполняет свое предназначение. Ведь “все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда тени наших дел и тел не останется на земле”. М.Булгаков, как и И.Бабель, страдал раздвоением своего “я”. Его душа разрывалась, но уже по другим причинам. М.Булгаков однозначно отрицал революцию, видя в ней только страдания людей. Тема страдания, причем обеих воюющих сторон, как “белых”, так и “красных”, появляется уже в ранних рассказах, таких, как “Красная корона”. Рассказ основан на двух эпизодах – белый генерал вешает рабочего-социалиста, и “красные” в бою убивают вольноопределяющегося. И все. Никто ничего не получил, кроме страданий, даже нейтральный рассказчик страдает от своих видений, чувства вины за происходящее, бессилия, невозможности остановить весь ужас войны, от сумасшествия. Жертвы действительно оказались бессмысленными, все люди, убитые на войне, в соответствии со сном Турбина, должны попасть в рай, так как Господу все равно, “красный” или “белый”, верит в Бога или нет. Главное – просто Человек и его достоинство, его жизненный путь. Вот эта проблема стала определяющей для всего творчества М.Булгакова. Как прожить достойно? Что может творец и художник разрешить себе сделать для обеспечения собственной безопасности, для того, чтобы его творения увидели свет? Взаимоотношения писателя и властей занимали М.Булгакова с 20-х до 40-х годов, до последних дней его жизни. Этим взаимоотношениям посвящен главный роман его жизни – “Мастер и Маргарита”, об этом свидетельствует пьеса о Мольере, созданная в период работы над “Мастером. “. Ради себя, своей жены, своих произведений М.Булгаков пошел по пути коллаборационизма, как, должно быть, и многие интеллигенты, не разделяющие идей революции, политики Советского правительства или просто не желающие осознавать происходящее вокруг, принимать в этом участие.
Итак, литература 20-х годов отразила три пути интеллигенции. Первый – изжить в себе все, не соответствующее настоящему моменту, отдаться делу, забыть о себе, самоотречься, слиться с народом. Второй – постараться слиться с победившими, но при этом не терять человечности, сострадания. Этот путь раздваивал личности, причинял страдания. Третий – оставаться самим собой, жить, выполняя свое предназначение, создать свой мир и любой ценой защищать его. Этот мир мог быть отгорожен от внешнего простыми занавесками или километрами пути, стеной сарказма, бесплодного гнева и мучительного страдания.
Лично мне ближе всех М.Булгаков. Его мировосприятие, расставленные им акценты, приоритет личности мне кажутся наиболее актуальными в наши дни. М.Булгаков не делил людей на плохих и хороших, “белых” и “красных”, верующих и нет. Он старался любить и уважать человека и, конечно, сохранить в себе человека, заставить задуматься над своим существованием, принципами, выполнить свое предназначение. Ведь “все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда тени наших дел и тел не останется на земле”.

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений

Урок 55. Русская литература 9 класс ФГОС

Конспект урока “Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений”

Сегодня на уроке мы:

· узнаем, какой была русская литература XX века.

· проследим, как сменялись литературные жанры и направления.

Что такое литература?

Это вид искусства – искусство слова.

А что является предметом искусства?

Человек, мир и взаимосвязи человека и мира. Поэтому искусство неотделимо от исторических процессов. Для художника, писателя, скульптора, музыканта важно, что происходит в мире, какие идеи появляются и какие настроения волнуют человека в то или иное время. XVIII век провозглашал идеи Просвещения и торжество разума. Первая половина XIX века – время мучительного раскола между миром идей и несовершенной реальностью. Это время бунта и романтических исканий. Вторая половина девятнадцатого века прошла под знаком реализма. Писателям важно было как можно точнее описать действительность во всех её проявлениях.

Можно ответить одним словом – бурным. За один XX век в искусстве сменилось больше направлений, чем за 3 прошлых столетия. И это касается не только литературы. В живописи, скульптуре и музыке, даже в архитектуре идеи и принципы сменяли друг друга.

Появлялись группировки, которые спорили между собой, отстаивая свои художественные идеи. Почему это происходило?

Всё просто. Искусство откликалось на исторические события. А XX век стал веком потрясений для всего человечества. Две мировые войны, множество локальных войн, революции, голод, распад империй, геноцид. Переход к промышленному производству и научно-технический прогресс тоже сильно повлияли на жизнь людей.

В литературе XX века выделяют 5 периодов.

XIX век в русской литературе называют «золотым». А первые годы XX века – это век серебряный.

Литературу серебряного века можно назвать философской. Писатели этого времени искали ответы на вечные вопросы. Они рассуждали о смысле жизни, предназначении человека и целых народов. Их интересовало соотношение физического и духовного в человеке. Поиск гармонии человека и природы. Мистическая сущность вещей.

В прозе этого периода наблюдается настоящее противоборство реализма и модернизма. Ведущими писателями-реалистами того времени были Чехов, Бунин, Куприн, Шмелёв, Вересаев.

Если реализм описывает человека как часть картины мира, то модернисты отказываются от такого метода. Их интересует только человек, его сознание и эмоции. Внешний мир им важен исключительно через восприятие человека. Старые методы и приёмы искусства модернистов уже не устраивают. Они начинают поиск новых художественных средств выразительности. В поэзии одно за другим возникают новые течения: символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм.

Корни символизма уходят в традиции романтизма. У романтиков символисты позаимствовали стремление к недосказанности, мистицизм, поиски тайных смыслов бытия.

Символисты не отвергали традиции прошлого. Они обращались к мифологии, античной и средневековой литературе, но при этом создавали и собственные мифы. Нетрудно догадаться, что главным для них был символ, за которым скрывается целый пласт значений и ассоциаций. Большое значение символисты придавали музыкальности стиха. По их мнению, музыка – это первооснова искусства и жизни. А искусство – это путь интуитивного постижения мира. Символисты превозносили творческую свободу и интуицию. У них даже была теория, что в процессе творчества поэт изменяет мир.

Ведущими русскими поэтами-символистами были Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Александр Блок и Андрей Белый.

В качестве примера возьмём две строфы из стихотворения Брюсова:

Свиваются бледные тени,

Видения ночи беззвёздной,

И молча над сумрачной бездной

Качаются наши ступени.

Друзья! Мы спустились до края!

Стоим над разверзнутой бездной —

Мы, путники ночи беззвёздной,

Искатели смутного рая.

Акмеизм возник в противовес идеям символизма. Название акмеисты взяли от греческого слова «акме»расцвет, вершина. Самые громкие имена акмеизма: Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.

Акмеисты писали о вещественном мире, живой земной красоте. Акмеисты верили, что искусство помогает человеку достичь совершенства. Они провозгласили «лирику безупречных слов». Поэтическое слово должно быть точным и ясным, а образы не туманными, как у символистов, а отчётливыми. Творческую интуицию они заменили на мастерство и труд.

Вот как об этом писал лидер акмеистов Николай Гумилёв:

Созданье тем прекрасней,

Чем взятый материал

Стих, мрамор иль металл.

Имажинизм тоже спорил с символизмом. В переводе с латыни «имаджио» значит образ. Главным для имажинистов был не символ, а художественный образ. К метафоре имажинисты сводили в поэзии всё – и форму, и содержание. Стихотворение могло быть просто «каталогом образов» и читаться хоть с начала, хоть с конца.

Вот такими образами передаёт чувство тоски Вадим Шершеневич:

Краску слов из тюбика губ не выдавить

Даже сильным рукам тоски.

Из чулана одиночества не выйду ведь

Без одежд гробовой доски.

И ресницы стучат в тишине, как копыта,

По щекам, зеленеющим скукой, как луг,

И душа выкипает, словно чайник забытый

На спиртовке ровных разлук.

Самыми известными имажинистами стали Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин.

Но Есенин скоро отказался от имажинизма, объявив работы бывших сотоварищей «кривлянием ради самого кривляния».

Интересно, что только у акмеизма были русские корни. Символизм, имажинизм и футуризм пришли к нам из европейской литературы. Ну, а самым радикальным направлением искусства стал футуризм. Задачей футуристов было, по их же словам, «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристов завораживало стремительное развитие промышленности и науки. Новому времени требовалось новое искусство, считали они. Футуристы отрицали абсолютно все каноны, даже устройство языка, создавая свои слова и синтаксис. Бунт и эпатаж неотделимы от футуризма. Но при этом русский футуризм был многоликим.

Вот футуризм Маяковского:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

А это «заумь» Велимира Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй – пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

А так выглядит футуризм Игоря Северянина:

Я в комфортабельной карете, на эллипсических рессорах,

Люблю заехать в златополдень на чашку чая в жено-клуб,

Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,

Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп.

Второй период начался после революции 1917 года, когда в русской литературе произошёл раскол. Многие писатели и поэты не приняли революцию и эмигрировали. Уехали Бунин, Бальмонт, Замятин, Куприн и многие другие. Они образовали эмигрантскую ветвь литературы. Оставшиеся стали частью советской литературы. Это Паустовский, Горький, Есенин, Блок, Маяковский, Ахматова, Пастернак и многие другие. Судьба у всех сложилась по-разному в это нелёгкое время. Например, Маяковский превратился в икону нового времени. Горький стал корифеем советской литературы. Блок умер от истощения в холодном Петербурге. Осип Мандельштам и Даниил Хармс погибли в лагерях.

Осмыслить раскол в обществе писатели пытались через роман-эпопею.

«Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького написаны в эти годы.

В этот период развивался жанр научной фантастики, стали популярными романы Алексея Толстого, Александра Беляева и Александра Грина.

Произошёл настоящий взлёт детской литературы. Стихи Чуковского, Маршака, Агнии Барто читают и современным детям. Как и рассказы Гайдара, Житкова и Бианки.

30-е годы прошли под знаком соцреализма. Возник жанр производственного романа, который показывал героику трудовых будней.

Вернулся интерес и к историческому роману.

Третий период литературной жизни приходится на военные и послевоенные годы. Главной темой этого времени стала война. Многие писатели ушли на фронт. Страшные военные годы отразились в стихах и романах Симонова, поэме Твардовского «Василий Тёркин», рассказе Шолохова «Судьба человека», романе Фадеева «Молодая гвардия» и множестве других произведений.

Тема войны была одной из ведущих и в следующем периоде советской литературы – периоде оттепели. Но акценты сместились. Писатели говорили больше не о подвиге народа, а о его трагедии, о беспощадной жестокости войны. В это время написана трилогия Симонова «Живые и мёртвые», «Горячий снег» Юрия Бондарева, «Живи и помни» Валентина Распутина.

В поэзии наступил самый настоящий ренессанс. В печать вернулись опальные поэты Сергей Есенин и Марина Цветаева.

Активно печатают стихи поэтов-шестидесятников: Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадуллину.

Но самую большую популярность получают поэты-песенники: Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Булат Окуджава.

В 60-70-е годы разрастаются города. Люди перебираются из сёл в город. Литература откликается на это появлением новых течений. Писатели-деревенщики писали о разрушении села. Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин говорили об утрате традиционных ценностей, единения с природой современного человека.

По словам Виктора Астафьева, писатели-деревенщики одновременно и отпевали и воспевали деревню.

Им противостояла городская проза, родоначальником которой считается Юрий Трифонов. В центре внимания здесь жизнь городского интеллигента. Его быт, проблемы и духовные искания. Интересно, что в этой прозе нет противопоставления города и деревни, как у деревенщиков. К городской прозе относится творчество Даниила Гранина и Владимира Маканина.

Второй взлёт переживала научная фантастика. Эталоном жанра считаются произведения братьев Стругацких.

Последнее десятилетие XX века – эпоха постмодернизма. Яркими представителями этого течения стали Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. В начале 90-х была популярна лагерная проза Шаламова и Солженицына. Заговорили о женской прозе, как о литературном направлении. Дина Рубина, Виктория Токарева, Людмила Улицкая писали городскую прозу с акцентом на женские проблемы и мировосприятие. Ещё один признак десятилетия – обилие мемуарной литературы. Воспоминания писали практически все: политики, звёзды шоу-бизнеса, приближённые к ним особы.

Бурный XX век оставил нам богатейшее литературное наследие.

«Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей», – говорил Максим Горький.

Сочинение о литературе 20 века

Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.

Характеристика литературы 20 века

Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.

Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.

В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.

В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.

Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.

Война в литературе 20 века

Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.

Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.

Нравственные проблемы в литературе 20 века

Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.

Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.

С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.

Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.

Русская литература XX века

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название “серебряного века”: это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился “великий перелом”: тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

Максим Горький

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали “школой мастерства” для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Леонид Андреев

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых “ласточек” эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Александр Иванович Куприн

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме “маленького человека”. Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Константин Георгиевич Паустовский

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Михаил Александрович Шолохов

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Презентация по литературе ” Русская литература 20 века”.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Может использоваться в 11 классе в качестве обзорной лекции.

Скачать:

Название: Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века – Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях 2
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 19:54:26 11 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 8 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
ВложениеРазмер
russ_lit-ra_20_veka_obzor_1_lektsiya.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская литература 20 века: основные закономерности и тенденции

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Общая характеристика эпохи Первый вопрос, который возникает при обращении к теме “Русская литература XX века” – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в “Поэме без героя”: А по набережной легендарной Приближался не календарный, Настоящий двадцатый век…

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась современниками как ” пограничная “. Становились историей прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово ” Кризисность “. Это “модное” слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами ” возрождение”, “перелом”, “перепутье ».

Художественная литература также не стояла в стороне от общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо проявлялась в характерных заголовках произведений – ” Без дороги”, “На повороте” В. Вересаева, «Закат старого века» А. Амфитеатрова , “У последней черты” М. Арцыбашева . С другой стороны большая часть творческой элиты ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе уделялось значительное место в истории страны. Творчество словно отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и общественной позиции автора, его связи и участию в историческом процессе. Михаил Арцебашев

Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о “земле и воле”. Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения – марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс – пролетариат . В политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных масс, результатом которой должно было стать насильственное свержение государственного строя и установления диктатуры пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно “Капитал” и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное “Царство Справедливости”.

Правление Николая II Император Николай II Романов (1868-1918) вступил на престол 20 октября 1894 года после смерти своего отца Александра III. Годы его правления с 1894 по 1917 были ознаменованы экономическим подъёмом России и в то же время ростом революционных движений. Последнее было обусловлено тем, что новый государь во всём следовал тем политическим установкам, которые внушил ему отец. В душе царь был глубоко убеждён, что любые парламентские формы правления навредят империи. За идеал же брались патриархальные отношения, где венценосный правитель выступал в роли отца, а народ рассматривался в качестве детей. Однако такие архаические взгляды не соответствовали реальной политической ситуации, сложившейся в стране к началу XX века. Именно это несоответствие и привело императора, а с ним и империю к той катастрофе, которая произошла в 1917 г

« Романовы. Фильм восьмой.» 20-37мин.- 36-40 мин.

Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX – начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре , способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу. Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя (“Фома Гордеев”, “Мещане”, “Мать”) абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Иллюстрация к роману М. Горького “Фома Гордеев” Художники Кукрыниксы . 1948-1949 гг

Однако другая группа деятелей культуры культивировала к идее духовной революции.. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека. В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса , чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир. В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник “Вехи”, чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. “Вехи” и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего”, – именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. «Вехи” раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа. Николай Александрович Бердяев

В конце XIX – начале XX века русская литература стала эстетически многослойной Реализм на рубеже веков оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов. Самыми яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке “Среда”, а в начале 1900-х составившие круг постоянных авторов издательства “Знание”, фактическим руководителем был М. Горький. В разные годы в него входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. Значительное влияние этой группы писателей объяснялось тем, что она в самой полной мере наследовала традиции русского литературного наследия XIX века. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. А.П. Чехов. Ялта. 1903 г

Жанры и стилевые особенности реалистической пр озы Значительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк . Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь . В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения – символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления

«Наше время трудновато для пера. » В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры. » В.А. Чалмаев « XX век всех нас переломал. » М.И. Цветаева Литература XX века

Важнейшие исторические события в России начала 20 века? Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г., Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии 30-ых гг.

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВОВ (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины. » В.А. Чалмаев «. писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный века». Определение «Серебряный век» было введено в 1933 году Николаем Оцупом (русский поэт, переводчик) в парижском журнале русской эмиграции «Числа». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами: Брюсов, Анненский, Бальмонт. Расцветом этого периода считают 1915 год.

Серебряный век опирался на модернистские течения:

Символизм С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов – символов. При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества. Символизм Старшие символисты Младо – символисты

Александр Блок «О доблестях, о подвигах, о славе».

АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека. Годы существования 1913 – 1914 Представители: Ахматова, Гумилев, Городецкий. Поэты проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать . Акмеизм

Футуризм С лат. – будущее Представители: братья Бурлюки , Хлебников, Маяковский. В дек. 1912г. появилась первая декларация футуристов в сборнике «Пощечина общественному вкусу».

Слова – вещи, знаки, способные к изменению. Крученых: Е-У-Ы (лилия) Лилия как цветок прекрасна, но безобразно слово «лилия». Е-У-Ы – первоначальная чистота цветка. Текст тем лучше, чем труднее его воспринимать. А.Е.Крученых

Фигурные стихи (лесенки, треугольники). Вульгарная лексика (жаргон, язык афиш и плаката). Основные сборники: «Дохлая луна», «Взял», «Идите к черту», «Рыкающий Парнас». Футуристы обогатили русский язык, хотя и провозгласили разрыв с классикой. Они ввели в поэзию свободный ритм, сделали слово раскованным. В.Хлебников

« Заумь » ( словообразование ). « Русь » Крученых : весна гусина хо мо ло те ге не ре к рюккль рюри крьд крюд бе н т п р тльк и р к в ь ю тлько би пу .

В.Маяковский «Стихи о советском паспорте»

Поэты и писатели , которые не относятся ни к одному направлению С.Есенин М.Цветаева М.Булгаков Андрей Платонов

Сергей Есенин «Я усталым таким еще не был»

Марина Цветаева «Реквием» («Монолог»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам “Устное народное творчество”, “Древнерусская литература”, “Литература 18, 19 века”.

Интегрированный урок литературы. 11 класс.

Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 г.), .

Презентация к уроку литературы в 9 классе.

Презентация содержит тезисы к лекции по теме “Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека”.

СПАДИЛО.РУ

Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.

Дореволюционная литература

Конец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.

Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».

Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.

Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.

В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).

После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.

Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).

Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.

Довоенная литература

Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.

Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.

Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.

Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.

В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».

В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.

Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.

Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.

В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».

В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».

Литература, посвященная Великой Отечественной войне

Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).

В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.

В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.

Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.

Литература второй половины XX века

В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.

В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.

В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).

В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.

С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).

С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.

Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.

Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.

Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.

Читайте также:  Довлатов: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×