Мурашова: сочинение

«Отзыв по книге Е. Мурашовой «Гвардия тревоги»»

Книга Е. Мурашовой «Гвардия тревоги» увидела свет в 2008 году и сразу же стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Больше того, критики заговорили о том, что с появлением этого произведения в русской литературе вновь возродился жанр школьной повести, канувший в лету в начале 90-ых годов 20 века.

При чтении «Гвардии тревоги» у меня, как и большинства читателей, невольно возникало сравнение этой книги со знаменитой повестью А. Гайдара «Тимур и его команда». И действительно, в повести Мурашовой восьмиклассники обычной питерской школы объединены, как и у Гайдара, в некое братство, цель которого — из всех сил помогать Добру во всех его проявлениях.

На практике это выражается в том, что ребята стремятся защищать, оберегать, предупреждать, спасать. Они полностью подчинили свою жизнь этой деятельности, направили все силы на ее осуществление. Эти, казалось бы, еще совсем дети способны на многое — и снять с верхушки тополя запутавшуюся ворону, и выходить щенка-калеку, и спасти от гибели девочку-наркоманку. Больше того, ради дела ребята даже готовы пожертвовать своей жизнью (мальчик Берт — гениальный компьютерщик, прикованный к инвалидной коляске, — погибает в конце повести).

Масштабы деятельности «гвардейцев тревоги» поистине велики. Недаром Тая Коровина, одна из главных героинь произведения, попавшая в 8 «А» из сибирской школы, называет своих новых одноклассников «пришельцами»: «А может, они все-таки какие-нибудь пришельцы, а? Ну пусть не из космоса, а из будущего или из какого-нибудь параллельного мира…»

Цели «аларм-гвардейцев» (а именно так расшифровывается аббревиатура «AG», которую все ученики 8 «А» класса носят у себя на груди) высоки и благородны: «Со злом не сражаются. Добру по мере сил помогают».

Весь свой потенциал эти дети направили на то, чтобы добро в нашей стране наконец-то начало побеждать зло. Значит, у этих детей не было такой уверенности? Значит, взрослые не смогли обеспечить им чувство опоры и стабильности? И дети, не надеясь на своих родителей, решили все взять в свои руки?

В этом плане символично название произведения — дети тревожатся обо всем, что происходит вокруг, они тревожатся о мире и людях. Но, в то же время, к созданию братства их подтолкнуло чувство тревоги, незащищенности, исходящее от современной жизни.

Из всех героев повести мне ближе всего Тая Коровина. Эта трогательная, немного смешная старательная девочка изо всех сил стремится быть лучшей. Поэтому она учится на одни пятерки, посвящая урокам практически все свое время. Однако у Таи есть и свое слабое место — толстушка, она очень переживает из-за этого, ждет привычных насмешек от своих новых одноклассников. И оказывается очень удивлена, когда не слышит в свой адрес «комплимент» «толстая корова».

Образ Таи, мне кажется, один из самых живых, ярких, обаятельных в книге. Эта героиня «правдоподобна» — верится, что такие девочки существуют и в реальной жизни. Больше того, с Таей я бы с удовольствием дружила, ведь она настоящий «аларм-гвардеец», впрочем, как Дима и Тема. Свою принадлежность к Добру эти ребята доказали в финале книги: присоединившись к своим одноклассникам, они помогли им успешно провести еще одну «операцию помощи силам Света». Мне кажется, что совершив это, герои сделали свой жизненный выбор. Думаю, и во взрослой жизни Дима, Тая, Тема будут следовать девизу «аларм-гвардейцев» — помогать добру по мере сил.

На мой взгляд, описывая деятельность «гвардии тревоги», Е. Мурашова решает сразу две большие задачи. С одной стороны, писательница рассказывает о внутреннем мире подростков, об особенностях их возраста, тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. Мы видим, как формируется мировоззрение и идеалы трех «новеньких», как путем проб и ошибок они приходят к решению тоже стать «воинами Света».

С другой стороны, Мурашова, описывая подвиги аларм-гвардейцев, рисует современную жизнь со всеми ее проблемами, показывает, как непросто подростку разобраться в ней, выжить и взрастить в себе человека.

«Гвардия тревоги» — светлая, оптимистичная книга. Мурашова подчеркивает, что современные дети, вопреки всем наветам социологов и журналистов, стремятся к добру, их идеалы связаны не только с эгоистическими целями, но и опираются на вечные законы сострадания, справедливости, милосердия, терпимости.

Без преувеличения можно сказать, что эта книга вдохновляет на добро. По крайней мере, у меня возникло именно такое желание — помочь ученикам 8 «А» в их благородном деле, стать такими, как они, ведь и мне многое под силу. «Гвардия тревоги» стала одной из моих любимейших книг, и я буду рекомендовать ее всем моим друзьям.

Мурашова: сочинение

Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына

Проблему взаимоотношений человека и власти лучше всего рассмотреть на примере повести «Один день Ивана Денисовича», обычно хорошо усваиваемой старшеклассниками.

Очевидно, из трёх основных значений слова “власть” (право и возможность распоряжаться чем-либо; государственное управление и его органы; лица, облечённые правительственными полномочиями) тема предполагает прежде всего второе и отчасти третье значение. Иными словами, речь пойдёт о государстве и человеке. Если ещё более конкретизировать тему, то, учитывая характер произведения Солженицына, в сочинении надо говорить о духовном противостоянии человека растлевающему влиянию системы.

Уже на первой странице повести звучит грозное предупреждение: “В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать”. И действительно, мы видим жалкую участь таких людей, сломленных страшными условиями лагерной жизни. Это шакал Фетюков, десятники Дэр и Шкуропатенко, стукач Пантелеев, придурки и блатные.

Один день одного зэка, описанный Солженицыным, даёт представление как о потрясающих душу нечеловеческих условиях лагеря, так и о чудовищной несправедливости органов правосудия. Вспомнив основных героев повести: бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского, Сеньку Клевшина, Кильдигса, Алёшку-баптиста, Гопчика, убедимся, что почти все они оказались “врагами” советской власти, многие “по делам проходят как шпионы, а сами пленники просто. Это шпионы деланные, снарошки. И Шухов такой же шпион”.

Но не только система лагерей, вся система советского государства направлена на подавление личности. Важно увидеть в повести и показать в сочинении, что позиция автора лишь отчасти совпала с идеологией хрущёвской “оттепели”, а именно там, где речь шла о сталинских беззакониях. В действительности его критика шла гораздо дальше и распространялась на всю систему советского законодательства. Так, например, после слов кавторанга Буйновского: “Я лучшего мнения о нашем законодательстве”, — следует ироничное примечание в скобках: “Дуди-дуди, Шухов про себя думает, не встревая. Сенька Клевшин с американцами два дня жил, так ему четвертную закатали, а ты месяц на ихнем корабле околачивался, — так сколько ж тебе давать?” Такое “наивное” комментирование подчёркивает ужас бессмысленных, бесчеловечных приговоров. Писательская ирония обнажает ставшую привычной преступность власти.

Расхождение авторской позиции с “передовой” идеологией проявилось также в неверии в справедливость и возможность счастливой жизни после лагеря (“Конца срока в этом лагере ни у кого ещё не было. Закон — он выворотной. Кончится десятка — скажут, на тебе ещё одну”), а главное, в духовных основах противостояния всей тоталитарной системе.

Ключевой для понимания конфликта между тоталитарным государством и народом становится фраза Буйневского о солнце, которое “с тех пор, как декрет был, выше всего в час стоит”. “Наивный” комментарий Шухова: “Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?” — ярко высвечивает противостояние Шухова им, тем, кто олицетворяет власть.

В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Солженицын создал обобщённый образ русского народа, способного перенести любую напасть (“От напасти нет пропасти, надо её пережить, как татаро-монгольское иго”, — пишет Солженицын в «Архипелаге»). Несмотря на невиданные страдания, издевательства коммунистического режима, блатной беспредел Архипелага, герой повести выживает и, главное, остаётся человеком в нечеловеческих условиях: “Он не был шакал после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем крепче утверждался”. Такие нравственные категории, как совесть, человеческое достоинство, порядочность и доброта, определяют жизненное поведение Ивана Денисовича.

Можно привести другие примеры духовного противостояния унижающим обстоятельствам — таковы безымянные лагерники Ю-81 и Х-123. Постоянное противопоставление себя, человека, бесчеловечной системе — вот что, по мнению Солженицына, необходимо в лагере для того, чтобы сохранить живую душу.

Проблема милосердия в произведении Е.Мурашовой Класс коррекции

Урок посвящен анализу произведения Екатерины Вадимовны Мурашовой “Класс коррекции”. Произведение о детях, которые, по воле судьбы, остались наедине со своими проблемами и пытаются выжить в жестоком мире. Урок направлен на то, чтобы учащиеся учились видеть в окружающих не только внешнюю оболочку, но и часто незаметный богатый внутренний мир.

Просмотр содержимого документа
«Проблема милосердия в произведении»

VIII Республиканский фестиваль педагогических идей

учителей русского языка и литературы «Открытый урок»

План урока на тему:

«Проблема милосердия в произведении

Е. Мурашовой «Класс коррекции»

(номинация: «Мой лучший урок…»)

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1» г.Чебоксары

Щеглова Алина Германовна

«Проблема милосердия в произведении

Е. Мурашовой «Класс коррекции»

познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя;

прояснить мотивы поведения героев произведения;

раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои повести Е.Мурашовой;

показать, какую роль в произведении играет милосердие и что означает это понятие;

формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки, продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Оборудование: проектор, экран, презентация

1. Вступительное слово учителя.Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее.Но бывает, что не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее.

Мы знаем много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Именно о милосердии идет речь в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции».

Повесть Е.Мурашовой входит в рекомендательный список литературы для библиотек под названием « Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели тяжкий недуг или научились достойно жить с неизлечимой болезнью.

Может ли книга чем-то помочь в жизни? (Она может помочь преодолеть невзгоды, поверить в то, что все в жизни еще может сложиться хорошо.)

Екатерина Вадимовна Мурашова — известная петербургская писательница, мать двоих детей, практикующий психолог в детской поликлинике. Она пишет о детях, с которыми сталкивается по роду занятий, и в основном, это дети «с проблемами». Название повести по-взрослому конкретное и честное, название-предупреждение: разговор будет трудным, о больном и нерадостном. Разговор о детях, отторгаемых обществом, социально неблагополучных, — о детях-инвалидах, в том числе умственно отсталых.

2. Сообщение учащегося о творчестве Екатерины Мурашовой

3. Беседа с классом.

Как вы понимаете значение слова «коррекция»?

КОРРЕ́КЦИЯ (correctio) (книжн.).1. Исправление (спец.). Коррекция зрения).Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

КОРРЕ́КЦИЯ – исправление недостатков, неправильностей, не требующее коренных изменений.Словарь практического психолога.

КОРРЕ́КЦИЯ – (лат. correctus выправленный) исправление, совершенствование чего- либо. Словарь иностранных слов.

Коррекция социальная— совокупность мероприятий, направленная на изменение (исправление) социальных субъектов.

Коррекция психологическая – деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Читайте также:  Солженицын: сочинение

Что вы знаете о классах коррекции? Как относитесь к тем детям, которые в них учатся?

Как, вы думаете, по какому принципу отбираются в них ученики?( Первые два класса в каждой параллели – «А» и «Б» – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, кроме того, им преподают всякие важные и нужные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы «В» и «Г» – нормальные. Там учатся те, у кого все более-менее тип-топ и в голове, и в семьях. В «В» скорее более, в «Г» – менее. Мы – класс «Е». Можете себе представить.)

Дайте характеристику классу, который описывается в произведении.(В этом отстойном и безнадежном, по педагогическим меркам, классе собрались самые запущенные, а по сути, просто несчастные – каждый по-своему – дети. За свою короткую жизнь им довелось пережить слишком много. Это злые волчата, жертвы пороков взрослых. Они матерятся, пьют и никому не верят. Их детство прошло в аду. И ад этот существует рядом с нами, только многие предпочитают об этом не говорить. Ад этот на языке успешных людей называется «неблагополучные семьи». В повести речь идет о трудном классе, классе коррекции 7 «Е», куда собраны «второсортные» дети со всевозможными отклонениями и диагнозами, которые не имеют никаких перспектив и блестящих видов на будущее.)

Что вы знаете о жизни детей, которые учатся в 7Е классе?(Стеша (гл. 9, 25), Мишаня (глава 4, 26), Пашка (гл. 4,), Пантелей (гл. 7. 22, 23), Витька и Митька (гл. 10, 16, 17, 27), Таракан (гл. 17).

Расскажите о том, как к этим детям относятся взрослые.(Завуч возмущается: «…почему мы, гимназия, занимающая первые места в городе по девятнадцати показателям, должны заниматься еще и психически больными детьми?!». Классная руководительница 7 «Е» внушает молодому учителю географии, который встал на сторону ребят: «Школа – всего лишь слепок с общества в целом. Неужели вы не видите разделения «на классы» всего нашего мира? Бедные и богатые. Удачливые и неудачники. Умники и глупые…» В гл. 18 (с. 127-133) приводится сцена с поездкой в Эрмитаж, в которой еще раз подчеркивается несправедливое отношение к детям из класса коррекции)

От чьего имени ведется повествование?

Что мы знаем об Антоне? Как он попал в класс коррекции?

(Историю, которая произошла с 7 «Е», рассказывает Антон, один из учеников класса коррекции.Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умен и образован для своих лет», но «неврологическинездоров», у него «бывают припадки неконтролируемых эмоций»)

Ребята, как вы понимаете слово «милосердие»?

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.Толковый словарь русского языка)

Составление кластера к слову «милосердие»

Именно с этого слова начинается произведение. Им классный руководитель предваряет появление новенького? Как класс реагирует на произнесенное слово «милосердие»?

(«- Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие!

В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая

половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась.м было, отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово, – “милосердие” – прозвучало в стенах нашего класса впервые за все семь лет, которые мы провели в школе. Почему?

Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.

А сегодня – с какой бы радости?»

Странно, что фраза о милосердии оказывается адресована детям, которые сами в нем нуждаются. Хотя. все как в жизни: посочувствовать и понять может только подобный тебе.)

Что изменилось в классе с приходом Юры Малькова? Что отличает Юру от сверстников? (У Юры ДЦП, но не только немощью отличается он от своих сверстников. Тяжело больной физически, он слишком нормальный в этом классе коррекции. Юрик живет в полной семье, у него не очень молодые, но любящие и понимающие родители. Его знания простираются далеко за пределы школьной программы. А еще он может посмеяться, пошутить над собой – а это талант, которым в классе никто не обладает. Над другими – сколько угодно, а над собой – нет. )

Что нового мы узнаем о ребятах из эпизода о вечеринке у Юры Малькова?

Какой вывод делает Антон? («Мы – уроды, отбросы.Это всегда есть, всегда было»)

Для чего Юра решил устроить вечеринку?( Юра хочет показать ребятам, что они не «уроды» и не «отбросы». И с этой целью приглашает весь класс к себе в гости, хотя это не было принято в 7 «Е». Для большинства из класса приглашение Юры – это первый праздник в жизни. Придя в гости, они просто смотрели, как все может быть устроено. Обои на стенах, белье на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама…

У этих детей не все благополучно в их детской жизни, их не пускают в приличные дома, они не слышат ласковых слов в свой адрес, к ним относятся как к второсортным.Задачки, которые реальная жизнь подкидывает «ешкам», тоже отнюдь не для седьмого класса. Например, одна из девочек посреди учебного года оказывается с шестимесячным ребенком на руках, потому что его мать куда-то пропала. А всего детей там то ли пятеро, то ли шестеро, просто остальные чуть постарше. И девочки седьмого «Е» устанавливают дежурство при малышке, чтобы их подруга могла учиться и спать хотя бы иногда.)

С какой целью автор вводит в произведение параллельный мир?(Параллельный мир – это приём, который автор использует для того, чтобы показать, насколько жесток реальный мир. В том мире, по словам Юры, сбываются желания. Юра там умеет ходить, то есть совершенно здоровый человек. Там всего два времени года: весна и лето. В центре города, куда попадают мальчики, православная церковь с золочёными куполами, католический собор и голубая мечеть с минаретом. Антон впервые здесь услышал, что он красивый мальчик. В реальном мире ему никто такое не говорил. Мы схематично показали параллельный и реальный миры. Любой ребенок придумывает себе сказочную страну. Ребенок вступает в мир, как чистый лист, и со временем понимает, что и любить его будут не все, и жалеть не все, и вообще, все какое-то черно-белое. И у каждого в итоге получается своя страна, планета, параллель. Это нормально. Ненормально, когда волшебная нереальность становится единственной радостью в жизни, потому что частенько бьют, оскорбляют, осмеивают, отталкивают. В придуманном мире преобладают яркие, сочные краски, а в реальном мире в основном серые тона. По-другому, это мир не добра, света и радости, а мир сплошных проблем.)

Почему дети не остаются в нем? (Они не уверены, что параллельный мир будет существовать всегда, а в этом мире все привычно, здесь родители, друзья…)

Неужели эти дети одиноки и никто не хочет им помочь?(Учитель географии пытается изменить отношение окружающих к этим детям. Он парирует завучу: “…Вы гораздо более социально опасны, чем все классы «Е» в целом…” И за этими словами стоит очень многое. В частности, то, что хотим мы этого или нет, но всем нам не откреститься безнаказанно от социальных проблем. Эти неудобные обществу дети уже мстят нам за своё неблагополучие (и за наше благополучие, кстати, тоже). Они держатся стайкой и стоят друг за друга горой. Они вместе.)

Как проявили себя ребята в истории со Стешей? (В трудный момент, когда трое парней из 11 «А» класса, детки спонсоров школы, похитили Стешу, весь 7 «Е» объединился. Объединился, чтобы совместно решить их общую беду, понимая, что помощи ждать им не откуда. И они сражались за девочку и в нашем, и в параллельном мире. Антон организовал сбор одноклассников и предложил план вызволения Стеши.

Эти неудобные обществу дети смогли постоять друг за друга и драться до крови. Хотя они и смеются над словом «милосердие», но своим поступком продемонстрировали его проявление.

Когда приходит беда, эти дети встают плечом к плечу и справляются сами, не ожидая помощи от окружающих взрослых. И как-то вдруг понимаешь, что в этих искалеченных телах живут удивительные души: чистые, верные, крепкие. А вот от образов «упакованных», сытых и здоровых «ашек» и «бэшек» явственно тянет гнильцой. Так что перед нами встает большой вопрос: кого корректировать нужно?)

Чем заканчивается произведение?(После смерти Юры ребята приходят к его родителям и сообщают о том, что их класс расформировали. На вопрос мамы об их дальнейшей судьбе дети отвечают: «Ничего, прорвёмся». « Я тоже верю – прорвётесь»,- согласился Юркин отец)

4. Заключительное слово учителя.В этих детей верит автор, поэтому оставляет своих героев в реальном мире, утверждая, что жизнь не может быть только розовой и безоблачной. За неё надо бороться. Лучше, когда вместе, дружно, как ребята из класса коррекции.

Основная мысль произведения выражена в словах Стеши: «Запах звёзд». По-другому, звезда-это символ надежды.

Мне бы хотелось, чтобы в ваших сердцах не нашлось места для равнодушия, пусть наполнятся ваши сердца добротой, состраданием, любовью, искренним желанием помогать людям.

Книга написана для детей, причем для детей скорее нормальных, чем аномальных. И для родителей, возможно, тоже. Для того, чтобы все прочитавшие поняли, что и у таких детей существует свои мир. Они другие, да, они непонятные для нас, но они вынуждены как-то жить в этом нормальном (для нас) мире. А для них он. чужой. И надо пытаться, нет, надо уметь понять и таких детей. Книга о вечных ценностях: добре, справедливости, милосердии, сопротивлении злу. Подростки скорее, чем взрослые, понимают сложность и неоднозначность некоторых жизненных ситуаций. Практически с детства эти ребята знают, что такое социальная иерархия и какое место они в ней занимают, как к ним относятся, видят фальшь, показуху. А небольшой эпизод – подростки, причем неблагополучные, передают малыша из своей семьи родителям только что умершего их друга -прекрасного мальчика-инвалида. И мать принимает его. Ибо все они понимают – у малыша появляется надежда, а у матери смысл жизни, и всё сложится багополучно – дети это тоже понимают.

5. Рефлексия.Составление синквейна к слову «милосердие» (на фоне песни «Прекрасный мир»)

6. Домашнее задание. Сочинение «Нужно ли милосердие в нашей жизни?»

Сочинение 27

(1) Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. (2) Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии. (3) Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей — они то и дело задевают мои ноги в сандалиях.


Наверное, каждый из нас иногда, ненароком задумавшись, падает в глубины собственных воспоминаний. Самые яркие из них обычно возникают прямиком из детства. О роли детских воспоминаний размышляет в данном тексте советский писатель, Ю.В. Бондарев.

Герой текста знакомит нас со своими детскими воспоминаниями и их последствиями. Акцентируя внимание на том, насколько обманчивыми могут быть образы, которые возникают перед нами в совсем юные года, и на том, как резко у ребенка меняется представление о людях, рассказчик подводит нас к своим личным переживаниям. Виной на сердце легло воспоминание о том, как однажды он, будучи еще ребенком, испытал стыд при виде отца. В глазах мальчишки образ вернувшегося с войны солдата вдруг сменился на всю ту же знакомую, но уже неказистую, нелепую, обыденную фигуру, в несуразной одежде. Сын, когда-то случным образом постыдившийся своего отца и не сумевший защитить его от насмешек дворовых мальчишек, спустя долгое время анализирует свои действия. Автор подводит нас к мысли о том, что это воспоминание стало предвестием: «Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить…».

Читайте также:  Жуковский: сочинение

Ю.В. Бондарев считает, что немалая часть тех событий, которые происходят с нами в детстве, врезается в память человека и впоследствии воспринимаются им как предвестие собственной судьбы.

Мне близка позиция автора тем, что я тоже считаю, что детские воспоминания играют немаловажную роль в нашей жизни. Порой самый незначительный случай из детства может наложить отпечаток на судьбу уже взрослого человека. В самые печальные и трагичные моменты мы нередко обращаемся к ярким и теплым моментам из своей памяти, чтобы хотя бы на время заглушить грусть повседневности.

Например, Илья Ильич Обломов, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», очень часто обращался к своим детским воспоминаниям. В его сне мы можем увидеть истоки характера этого ленивого и апатичного мужчины: барское воспитание, приоритет еде и сну сыграли свою немаловажную роль. Однако окунаясь в эти по-настоящему счастливые моменты из детства, уже повзрослевший герой понимает, что с удовольствием провел бы в таком ритме всю свою жизнь, ведь ничто так не пугало его, как принятие каких-либо решений и продуктивная деятельность. Таким образом, детские воспоминания позволяли Обломову быть счастливым хотя бы во снах, а читатель при этом видит истоки формирования характера этого героя.

Проблему роли детских воспоминаний поднимает в своем романе «Герой нашего времени» и М.Ю. Лермонтов. Рассуждая о своей судьбе, о формировании собственного характера и мировоззрения, Печорин обращается к детским воспоминаниям. «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились». Холодность родителей, непонимание со стороны общества сформировали сложный характер героя и в какой-то степени его трагичную судьбу. Отталкиваясь от моментов, которые все еще оставались свежими в памяти, Григорий Александрович проводил прямую связь с настоящим и воспринимал все это как предвестие своей собственной судьбы.

Читая данный мне текст, начинаешь осознавать всю важность периода детства в судьбе человека. Мне кажется, самые главные жизненные уроки мы получаем именно в этот период, поэтому очень важно следить за своими детьми и уделять достаточно количество времени на их воспитание.

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой “Одно чудо на всю жизнь” и “Класс коррекции” для учащихся 8 класса.В произведениях
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современной школе, ответят на вопросы викторины.После обсуждения этих произведений равнодушных не будет.

Скачать:

ВложениеРазмер
murashova_vn.ch_.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по произведениям

Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции»

  • Цель : познакомить обучающихся с новейшими произведениями отечественной детской литературы;
  • Развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений;
  • Пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, повышать интерес к чтению, осваивать читательские компетенции;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на содержание прочитанного произведения, уважительное отношение к людям разного уровня развития, из различных социальных групп, к инвалидам и социально незащищённым.
  • Форма урока : урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений .
  • Оборудование : выставка книг «Встречи с живущими рядом» (современная художественная литература о подростках для них же самих), ТСО, презентация.
  • Эпиграф : «Только в книжках добро и зло делятся в пространстве. На самом деле граница проходит внутри. Внутри каждого человека. И каждый из людей сражается сам с собой…» (Е. Мурашова «Одно чудо на всю жизнь»)
  1. Организационный этап .
  2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. (Вступительное слово учителя)

Сегодня мы снова будем беседовать о современной литературе. Дома вы прочитали две повести Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции». Оба произведения интересные, но для некоторых тяжёлые, потому что заставляют о многом задуматься. Они будят мысль и чувства окружающих, никого не оставляют равнодушным, даже если кто-то не согласен с автором. Зачастую мы оказываемся пассивны, не желаем воспринимать что-либо будоражащее наше сознание. Именно этим объясняется тот факт, что до сих пор идут споры вокруг «Класса коррекции», а первая книга Мурашовой «Полоса отчуждения» была сначала издана не в России, а в Австрии и Германии. Ведь писательница говорит не только о радостях и веселье, но и о тревоге за тех, кому нужна наша помощь, кому без нас будет плохо, кого необходимо спасать.

Сегодня нам необходимо:

З – знать текст повестей Е. Мурашовой

У – уметь анализировать произведения, раскрывать главные черты характеров героев

Н – научиться последовательно и логично высказывать свои мысли.

Вступительное слово о Е. Мурашовой.

Презентация «Е. Мурашова и её книги»

Будущая писательница родилась 28 февраля 1962 года в Ленинграде. После окончания школы Екатерина Мурашова пыталась уехать на БАМ, работала в ленинградском зоопарке, потом поступила в Государственный университет на биологический факультет, занялась наукой эмбриологией и писала статьи в мало популярные журналы. А через 10 лет, побывав на Белом море, Сахалине и Камчатке, объездив с экскурсиями весь Советский Союз, проработав в цирке шапито, где была рабочей по уходу за животными, на фабрике «Возрождение» (мотальщицей), снова вернулась в университет и поступила на психологический факультет по специальности «Возрастная психология». Сейчас Екатерина Мурашова работает в детской поликлинике семейным психологом и преподаёт в Санкт-Петербургском университете культуры.

В детстве Екатерина Мурашова зачитывалась произведениями А. Алексина, братьев Стругацких, В. Осеевой, но книга «Маугли» Р. Киплинга была самой любимой.

Первая повесть «Талисман» была опубликована в сборнике «Дружба» в 1989 году.

Своим литературным учителем Е. Мурашова считает Валерия Михайловича Воскобойникова. Вот что пишет сам В. М. Воскобойников о книгах Мурашовой: «Дело в том, что книги Мурашовой о самом главном в жизни. Не только о радостях и веселье, но и о тревоге за тех, кому плохо, кого надо спасать… Книги Екатерины Мурашовой помогают нам вглядываться в жизнь. Они показывают, что каждый человек, даже самый неказистый и невезучий с виду, всё равно сохраняет свет в своей душе и необходим остальным людям…».

В одном из интервью Екатерина Мурашова рассказала: « Писать я начала ещё в школе, и большей популярности, чем в школе, у меня никогда не было: мои тетрадки ходили по рукам, потом они, естественно, попадали к учителям, к директору. И меня вызывали, пытаясь разобраться, кого я там вывела».

Екатерина Мурашова – лауреат многочисленных литературных премий – пишет для подростков и о подростках. Семейный психолог, ежедневно встречающий своего читателя, Е. Мурашова умеет слушать и слышать. Пронзительно и откровенно она говорит о реалиях жизни, говорит порой жёстко, порой романтично, но всегда предельно искренне, говорит тогда, когда больше невозможно молчать.

Книги Е. Мурашовой можно воспринимать или нет, с ними можно взрослеть, извлекая жизненный опыт, или отказываться от них, будучи неспособным осилить серьёзную литературу, но остаться равнодушным нельзя – не получится.

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования .

О чём же рассказала нам Е. Мурашова в повести «Одно чудо на всю жизнь»?

В 7а классе элитной питерской гимназии учатся математические гении Витёк Савельев, Тарас Варенец и Альберт Зиновьев. Дети богатых коммерсантов Маринка Мезенцева и Владик Яжембский по прозвищу Баобаб, юный детектив Никита Горохов, скрипач Лёвушка Райхтерштерн, подружка Вити – Капризка Ветлугина. Каждый из них занят собой, своими проблемами и семейными неурядицами и мало интересуется тем, чем и как живут остальные.

А рядом в питерском пригороде на заброшенной базе нашла приют так называемая «вагонка» – банда братьев Лис, промышляющая в электричках. Банда называет себя бригадой, в ней одни мальчишки-беспризорники, а командует ими умный и жестокий Генка, старший из Лисов.

Интересы этих двух групп никогда бы не пересеклись, если бы не появление загадочных, ни на кого не похожих девочки Аи, которую обнаружил у себя в подъезде Витёк, и её брата Уи, которого нашли ребята из банды.

Аи и Уи ищут друг друга. Девочке пытаются помочь семиклассники, они прячут её на даче Марины Мезенцевой и навещают по очереди. А её брата Уи, который обладает необыкновенными способностями, собираются использовать для своих целей ребята из банды Лисов. И из-за этих необыкновенных найдёнышей пути двух групп пересекаются и начинается почти детективная история с похищениями, драками, погонями, стрельбой и неожиданным финалом.

Вопросы для обсуждения

  • Классный руководитель 7а говорит о своих учениках : «Все они стали по-другому себя вести…Они были все по отдельности, как раковины в море. А сейчас они собираются группами. Что-то обсуждают, орут друг на друга». Как вы думаете, почему? Что изменилось?
  • Как вам кажется, кто такие Аи и Уи? Какова их миссия на Земле? (Это мальчик и девочка, которые появляются в результате аварии космического корабля близ озера Петров Ключ, около Озёрска. Двое «инопланетян» в повести почти ничего не делают, но их образы нужны для того, чтобы полнее увидеть других героев и те изменения, которые с ними произошли.)
  • Как ты относишься к Генке Лису? Что он за человек? (Раздавленный жизнью урод, карлик, Генка в жизни много читал, чаще всего фантастику. Он очень любит своих братьев, стараясь вылечить младшего Ёську. Он нетерпим к наркоманам, часто жесток, держит в повиновении всю банду.)
  • Прав ли был Генка Лис, прогнав из банды братца Кролика и Игорька? Почему никто из бригадных мальчишек не заступился за изгнанных?
  • Вся ли стая заслуживает презрения? (Братец Кролик относит всю свою добычу двум маленьким сёстрам, о которых пьяная мать вообще не заботится. Косой окончил седьмой класс в нормальной школе, а потом из-за почти полной потери зрения его стали перебрасывать из одного интерната в другой, никак не соответствующий его реальным возможностям. Он умён. Многое знает. А младший брат Генки – Ёська – вообще светится добротой.)
  • Одобряешь ли ты поведение родителей героев в последней главе? Поясни свой ответ.
  • Смогли ли ребята, находящиеся на разных полюсах социальной лестницы, увидеть и понять друг друга?
  • Действительно ли то, что произошло, для каждого из них – ЧУДО, меняющее жизнь?
  • Каково авторское отношение к героям?
  • Какие проблемы поднимает Е. Мурашова в этой повести? (Проблему безразличия и равнодушия (каждый сам за себя), проблему Дома, семейных ценностей, проблему денег (всё покупается и продаётся; счастлив тот, у кого много денег), проблему взаимовыручки, дружбы.)
  • В чём заключается особенность композиции повести? (Параллельное изображение 2-х миров: мир реальный и мир фантастический).

О том, что происходит с душами современных детей, рассказывает повесть «Класс коррекции». Это книга о ребятах, детство которых прошло в аду. И ад этот существует рядом с нами. Только мы предпочитаем об этом не знать. Ад этот на языке сытых и успешных называется «неблагополучные семьи». Семьи эти выплёвывают в мир детей, покорёженных адской реальностью: умственно неполноценных, физически отсталых, инвалидов. Как-то не растут в аду весёлые розовые дети. А те, что выросли, умиления почему-то не вызывают.

Чтение начала повести до слов «Достаньте тетради с домашним заданием».

Вопросы для обсуждения

  • Чем привлекает уже вступление к повествованию? Почему нам и весело, и немножко…стыдно? За что и за кого стыдно? Бывают ли такие ситуации в жизни реальной школы?
  • С кем мы знакомимся уже в 1 главе? О каком классе идёт речь?
  • Кто герой-рассказчик этого произведения? Почему сначала возникает недоумение: класс коррекции, а мальчик-рассказчик умён и начитан не по годам? (Историю, которая произошла с 7е, рассказывает Антон, один из учеников этого класса. Об Антоне учителя говорят, что «по природе он – безусловный лидер, и к тому же очень умён и образован для своих лет», но «неврологически нездоров», у него бывают «припадки неконтролируемых эмоций». Как говорит о нём один из учителей, «Антон – герой, который почему-то отказывается быть героем». Он – наблюдатель, потому что, в отличие от большинства его одноклассников, ему сполна дана возможность наблюдать. Но он способен и на действие. Антон полон сострадания к тем, с кем его свела судьба в этом странном классе.)
  • Как мы узнаём имя героя? Называет ли он себя сам? Почему?
  • О чём размышляет герой-рассказчик в этой главе?
  • Что представляет собой школа, о которой идёт речь? (Школа огромная, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах. В ней 300 учителей и полторы тысячи учеников. Первые два класса каждой параллели гимназические. У них лучшие учителя, 3 иностранных языка, а, кроме того, им преподают всякие важные предметы, вроде риторики и истории искусства. «Ашки» покруче, чем «бэшки», там больше зубрилок и детей спонсоров. Классы В и Г – нормальные. 7е – класс коррекции. Здесь учатся дети с «диагнозами». Пройдёт учебный год, и этот класс будет расформирован. Администрация ждёт не дождётся этого часа.) Не напоминает ли вам эта школа наше общество? Чем?
  • Какие социальные проблемы поднимает писательница уже в начале повести? (Разделение людей по материальному и социальному признаку с детства; формирование криминогенных группировок внутри школы, на которые смотрят сквозь пальцы – «лишь бы нас не трогали», милосердия.)
  • Какие отношения сложились у Юры Малькова с одноклассниками и другими учениками школы? (Почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые ужимки, то, как он пишет. Но в классе коррекции к нему относились хорошо. Юра умел шутить над собой, спокойно относился ко всем неудачам. Юра прилежно учился и помогал Пашке, у которого стали лучше оценки и «в глазах рассеялась муть».)
  • Что изменилось в отношениях ребят после прихода Юры? (Появление Юры становится настоящим нравственным испытанием для класса коррекции. Юра не только объединяет 7е класс, он, как лакмусовая бумажка, неожиданно проявляет в ребятах доселе не востребованное: умение терпеть и защищать, заботиться и сопереживать, думать и мечтать. Ребята перестали материться, они стали дружнее после вечеринки, которую устроил Юра).
  • Почему Юру не хотели брать на экскурсию? Кто встал на его защиту? (Анализ 18 главы).
  • Как ребята спасли Стешу? Расскажите её историю. Кто виноват, что Стеша попала в класс коррекции? (главы20-25)(Класс коррекции защищает Стешу, над которой пытались надругаться старшие «ашки», сынки уважаемых людей и школьных спонсоров. Девочки орут под окнами элитного дома, рыночно-уголовная гвардия Пантелея дерётся с охранниками, больной Юра едет через весь город в своём инвалидном кресле. А потом они с Антоном и Мишаней отправляются вызволять Стешу через тот, волшебный, мир. И вызволяют. Она расколдовывается, Мишаня прозревает. Но Юра остаётся там навсегда. В том, что произошло со Стешей, виноваты родители, которые не могли поделить ребёнка.)
  • С какой целью автор вводит в повесть элементы фантастики? (Юра обладает особым даром – уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Он организует туда «экскурсии» для одноклассников. Миры на то и параллельны, чтобы не пересекаться. В том мире ребята становятся другими. В этой таинственной стране к ним приходят не только красота и здоровье, которых у них никогда и не было, но и чувство собственного достоинства, без которого маленькому человеку совершенно невозможно существовать.)
  • К какому выводу подводит нас автор в конце повести? (Вывод из этой светлой повести с грустным финалом один – коррекция срочно необходима нашему обществу, всем нам. Екатерина Мурашова призывает читающего подростка к совместной душевной и нравственной работе, помогает через соучастие, сочувствие героям книги осознать себя как человека, личность, гражданина. Она призывает нас к милосердию.)
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение»

Прочитав повести Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции», я…

Мурашова: сочинение

Эдуард Юрьевич Шим, русский писатель-драматург. Каждое его произведение пронизано осознанием того, о чем он пишет. Наблюдая окружающую жизнь, сочинитель останавливает свой выбор на тех событиях, которые как-то отличаются от прочих либо выделяет их сам. Вот и в предложенном тексте он утверждает, что, несмотря на тяжелые блокадные условия, голод, разруху, люди продолжают жить, любя прекрасное, веря в то, что красота спасет мир. Это главная мысль отрывка. И я не могу с этим не согласиться. В слове «красота» заключена целая вселенная чувств и эмоций. Это сила, которая может и разрушать, и дарить надежду. Маргарита Алигер в одном из стихотворений писала: «Чем человек сильней и чище, тем больше в мире красоты». Эти строки как нельзя лучше подтверждают заключительные строки нашего отрывка. Но, вернемся к тексту.

Текст начинается с описания возвращения героя с работы домой по улицам послевоенного Ленинграда. В этих первых строчках писатель красочно повествует о том, что видит бывший солдат вокруг себя, поэтому безошибочно можно сделать вывод о главной теме отрывка. Это тема красоты.

Встреча с женщиной, несшей букет черемухи (предложения 9-12), затем и само дерево с распустившимися цветами (предложения 14-23), побуждают героя к размышлениям. Он задается вопросом: почему уцелело это старое, но такое роскошное весной дерево в суровую пору испытаний? Как люди, так нуждавшиеся в тепле, не срубили и не превратили в дрова росшую прямо на улице черемуху?

В своих размышлениях об этом писатель задумывается, об отношении людей, находящихся в блокадном городе к черемухе. Он восхищен тем, что ленинградцы в голодном и холодном городе сумели сохранить это дерево, как символ веры в будущее, в мирную жизнь. Позиция Э.Шима, думается, однозначна: 900 дней блокады пережиты только потому, что люди сумели сохранить духовность, веру в красоту, надежду на мирную жизнь и Победу. Писатель убежден в том, что душа человека жива, пока он способен ценить красоту.

Я согласна с автором, только самые лучшие человеческие качества помогают преодолевать трудности, дают силы жить. Можно привести еще один пример, подтверждающий правоту писателя. В стихотворении Ольги Берргольц «Блокадная ласточка» — эта первая весенняя птица ставшая для ленинградцев символом, выражающим их веру в лучшее, на победу над врагом. О.Берргольц подчеркивает, что именно вера помогает преодолевать ежедневные трудности и становится маяком, который своим светом зовет вперед.

В истории немало примеров тому, как красота помогала людям в тяжелых ситуациях. Например, мне рассказывала моя бабушка, как она впервые начала работать именно в годы Великой Отечественной войны. Она тогда была еще совсем юной, конечно уставала, работая по две-три смены. И когда уже совсем отчаивалась, и не было сил, они с подругами ходили на одну поляну в лесу. Там протекал ручей, чем-то напоминающий маленький водопад. Они просто смотрели, как вода струится среди камней и травы, и падает куда-то вниз. А вокруг щебетали птицы. Им тогда казалось, что продолжается прежняя довоенная жизнь, и откуда-то появлялись силы идти на работу и выполнять по нескольку норм за смену. Бабушка говорила, что после этих коротких походов в лес, становилось легче жить и верилось в скорую победу.

В завершение своих рассуждений о проблеме красоты в контрольном отрывке хотелось еще раз согласиться с мнением писателя и драматурга Эдуарда Шима, главное – не потерять способность видеть красоту, верить в ее воодушевляющую силу, ведь она может помочь человеку, когда его жизни угрожает опасность, она наполняет душу теплом и светом.

Комментарий педагога:

На что обратить внимание в первую очередь?
В начале сочинения важно выбрать хотя бы одну проблему, имеющуюся в контрольном тексте. Определите авторскую позицию по отношению к поднятой проблеме, а также определите свое отношение к вопросу.
Чтобы не ошибиться в определении проблемы, вычлените «ключевые слова», или главные ( в нашем варианте, о чем думает герой произведения, увидев цветущую черемуху). Ограничьтесь одной проблемой, не ищите в отрывке другие. Комментируя текст, не увлекайтесь простым пересказом. Вникните в содержание и прочувствуйте отношение автора к поднятой проблеме. Просто пересказ недопустим в сочинении. Важно изложить основные моменты.
Введение в проблему (начало сочинения) можно написать по-разному: начните с вопроса или приведите цитату из предлагаемого текста, или дайте определение проблемы.
В главной части сочинения покажите, что понимаете проблему, позицию автора, приведите примеры из текста. В этой же части приведите собственное мнение и аргументы, подтверждающие вашу правоту.
В заключение сформулируйте вывод, перекликающийся с основной мыслью текста.
Обязательно пишите сначала в черновике, чтобы внимательно проверить на наличие ошибок, Оставьте достаточное количество времени на переписывание сочинения с черновика, чтобы успеть еще раз проверить сочинение. Удачи!

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов…

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.

(9)Навстречу мне попалась женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах — такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

(13)И неожиданно я встретил её.

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Издали казалось, будто чистое летнее облако опустилось между домов. (16)Подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать руками. (19)Их можно было сорвать.

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома…

(22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит — по-старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, — молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они не замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко…

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов — сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево — уцелело. (36)Не в саду, не в парке — прямо на улице, никем не охраняемое… (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

Ссылка на основную публикацию
×
×