Доде: сочинение

Бесплатные школьные сочинения

Альфонс Доде

В творчестве Доде (1840-1897) интересны и значительны как раз те аспекты, которые в романах Золя остаются в основном в тени, а у Доде выходят на первый план. Это прежде всего образ “маленького человека”, взятого из различных слоев общества и показанного с любовью и юмором. Автор делает акцент на его душевной жизни, его мечтах и устремлениях. Жизнь зло смеется над мечтой героя Доде, терпящего душевный крах в силу обстоятельств, глубоко враждебных светлому гуманистическому началу. Это юный поэт, чьи хрупкие грезы о поэзии разбились. о более стойкий фарфор, которым ему суждено торговать, завертывая подставки для яиц в листки своих нераспроданных лирических творений (“Малыш”); это простосердечный и трудолюбивый рисовальщик обойной фабрики, которому бесчестная женщина разбила сердце (“Фромон-младший и Рислер-старший”). Это незаконнорожденный заброшенный ребенок, лишенный материнской любви, потерявший мечту о счастье, здоровье и в конечном счете – жизнь (“Джек”). В других случаях притязания этого “маленького человека” составляют отрицательную, а иногда и опасную сторону его характера, и тогда Доде подвергает его юмористическому или сатирическому осмеянию (“Тартарен из Тараскона”, “Нума Руместан” и др.).

Каждый раз при постановке социально-этической темы писатель открывает новую бытовую и психологическую среду, взятую в ином ракурсе, нежели у Золя, – более камерно, подчас нравоучительно. Видит он и новых героев; так, изображение рабочей среды в “Джеке” (1876) на десять лет опережает “Жерминаль” Золя (1885). Однако сопоставление этих двух произведений показывает, насколько крупнее и перспективнее у Золя и сам подход к материалу, и изображение рабочего люда. Доде не глобален, как Золя, его интересуют более узкие, хотя и более тонкие, срезы жизни; Доде никогда не причислял себя к “натуралистической школе” и довольно скептически относился к ряду произведений и публицистических статей автора “Западни”.

Творчество Доде развивается в русле традиции критического реализма второй половины XIX в. Хотя в его произведениях и ощущаются воздействия некоторых натуралистических постулатов, они находятся как бы на обочине, а лучшие его новеллы, очерки, романы обогащают реалистическую литературу Франции новыми оттенками и красками, присущими лишь одному автору “Писем с мельницы”.

Очень большую роль сыграла для творчества Доде живая связь его с “корнями” – народной жизнью Прованса. В отличие от Золя, тоже провансальца, который, однако, лишь в одном своем романе “Творчество” с любовью вспомнил родные края, Доде широко черпал художественный материал из жизни, быта, нравов своих земляков. Широкие литературные горизонты, обретенные в Париже, позволили писателю выйти за пределы “областнической литературы”, которую в тот период пыталась создавать интеллигенция Прованса. Доде внес свой серьезный вклад в возрождение провансальской культуры на более высоком уровне, создав своего провансальца – Тартарена, ставшего не только общефранцузским, но и общеевропейским нарицательным типом.

Уроженец старинного города Нима, Альфонс Доде после разорения отца, владельца шелкоткацкой фабрики, переезжает сначала в Лион, затем влачит беспросветную жизнь преподавателя провинциального коллежа и в 1857 г. уезжает в Париж. В 1860 г. Доде становится секретарем герцога де Морни, приближенного Наполеона III, что позволило будущему писателю хорошо изучить политическую кухню Второй империи. По всей вероятности, именно отвращение к авантюризму и коррупции этой среды и толкнуло молодого Доде к позиции легитимистов (что, впрочем, мало повлияло на творчество писателя, отказавшегося от своих легитимистских иллюзий в середине 70-х годов).

В 1868 г. Доде выступает со своим первым романом “Малыш”, в котором уже наметились многие центральные темы всего его творчества: юный герой с пылкой душой и романтическими иллюзиями сталкивается с жизненной прозой – мещанским корыстолюбием, с мертвящей душевной сухостью, с бессердечностью. Мотив “роковой страсти” к куртизанке, связанный с идеей непреодолимой силы физиологических инстинктов, возникает у Доде, как и у ряда писателей той эпохи – Золя, Гонкуров, под влиянием позитивистских представлений. Однако и эта тема обусловлена социальной действительностью Второй империи с ее пресловутым разложением нравов. В этом смысле Нана – столь же реальный образ, как и “белая кукушка” – маленькая актриса варьете, чуть не погубившая “малыша” из романа Доде.

“Письма с мельницы” (1869) – насыщенные мягким поэтическим лиризмом и народным юмором новеллы Доде о Провансе – стали новым словом в литературе накануне франко-прусской войны. В новеллах Доде нет идеализации патриархальности, что выгодно отличает “Письма с мельницы” от сельских рассказов Жорж Санд. Доде поэтизирует не старину, а живую природу; народную жизнь он изображает далеко не идиллически, часто – с грустью, иногда возвышая эти образы и мотивы до более широкого обобщения. Такова история о козочке господина Сегэна, рвавшейся на свободу в горы и сражавшейся с волком до самой зари. Волк и коза становятся символом судьбы поэта, стремящегося к свободе творчества. “Волк ее съел – слышишь ли, друг?” – предостерегает Доде своих собратьев по перу.

Еще одна черта новелл этого цикла – изящная стилизация в духе старинных фаблио. Новеллы о папском муле, наказавшем дерзкого пажа, или об “эликсире” отца Гоше, которому монахи прощали все его разгульные выходки в пьяном виде, дышат возрожденческим весельем и свободомыслием. Есть в “Письмах с мельницы” и трагическая тема вторжения безжалостных денежных отношений в любовь, в творчество. Автор присутствует в своих рассказах не как бесстрастный повествователь – он впрямую обращается к читателю, предостерегает, напоминает. Эта лирическая, полная юмора новеллистика была прямой противоположностью четким, словно резным, новеллам Мериме и в некоторых отношениях предвещала новеллу Мопассана.

Но в своем любимом Провансе Доде сумел увидеть проявление другой черты характера провансальца – уже не народного, а мелкобуржуазного. Именно на провансальском жизненном материале построено самое знаменитое произведение писателя – трилогия о Тартарене из Тараскона, блестящая сатира на мещанство.

Первую часть этого цикла – “Необычайные приключения Тартарена из Тараскона” – Доде пишет в 1869 г., в канун падения империи (опубликована книга в 1872 г.). Вторая часть “Тартарен в Альпах”, вышла в 1885 г., третья – “Порт Тараскон” в 1890 г. Тема врунов и хвастунов освоена во Франции, как и в других странах, еще народным фольклором. Но Доде придал этому мотиву остросоциальное и актуальное звучание. Мирный буржуа, толстяк Тартарен, “стрелок по каскеткам”, мечтает о романтических подвигах, об экзотических странах и громкой славе. Здесь пародируется и мещански сниженная романтика, и фразерство, и хвастовство Второй империи с ее претензией на героические деяния; в последней части трилогии Тартарен подражает Наполеону в ссылке.

В первой части насмешка над Тартареном носит еще чисто юмористический характер. Сам Доде говорит о смешении в Тартарене черт Дон Кихота и Санчо Пансы – смешении, дающем, однако, не синтез народного здравого смысла с возвышенным духом, а просто вырождение мечтателя в обывателя. Но тем не менее автор относится к своему герою со снисходительным юмором: Тартарен пока не опасен, хотя и потенциально вредоносен, заражая общество бациллами лжи, пустозвонства, безответственности. И здесь Доде недвусмыслен: “тарасконская болезнь” прилипчива.

В 60-е годы Доде складывается как самобытный писатель-реалист, со своей темой, ви́дением мира, художественными приемами, среди которых важную роль играет мягкий юмор, приближающийся, однако, уже в это время к сатиричности.

Болезненно пережив национальную трагедию – поражение в войне 1870 г., писатель понял Парижскую коммуну еще меньше, чем Золя. Зато тема краха режима Второй империи, разоблачение неспособных военачальников, которые погубили французскую армию, и, с другой стороны, мужество и патриотизм простых людей нашли отражение в ряде сильных и искренних новелл и очерков (из цикла “Рассказы по понедельникам”, “Письма отсутствующему” и другие начала 70-х годов). Доде предвосхищает здесь тематику военных новелл Мопассана.

В 70-е годы Доде создает несколько романов на современные темы. Оставаясь верным теме “маленького человека”, он значительно расширяет поле изображения действительности. Во “Фромоне-младшем и Рислере-старшем” (1874) олицетворением морального зла становится Париж, которому старый друг покончившего с собой Рислера грозит кулаком в бессильном отчаянии. Роман “Джек” (1876) интересен изображением богемной среды, которую Доде сатирически деромантизирует. Это люди, изъеденные завистью, жадностью, видящие цель искусства в восторгах публики, гонорарах, тепленьких местечках. Именно такой “непризнанный талант”, поэт Аржантен, грабит своего пасынка Джека, подобно пресловутому мистеру Мердстону из “Дэвида Копперфилда” Диккенса обрекает его на тяжкий физический труд. Писатель рисует металлургический завод, среду мастеровых, относящихся к Джеку сердечнее, чем “кружок избранных”.

Во второй половине 70-х годов Доде переходит к созданию социального романа в золаистском понимании этого слова – он ставит в центре внимания не столько судьбу отдельного человека, сколько социально-политическую ситуацию. Таковы романы “Набоб” (1877), “Короли в изгнании” (1876; изд. 1879) и “Нума Руместан” (изд. 1881). Фактически все три романа – произведения о разложении общества времени Второй империи и Третьей республики. “Набоб” – это разбогатевший выскочка Жансуле, который, составив себе состояние темными путями, разоряется в результате более ловкого жульничества конкурентов. В “Набобе” есть такие авторские строки: “Это общество – мрачная смесь всех унижений и подлостей. позорный плод эпохи, лишенной всякого величия и заклейменной пороками всех веков”. “Короли в изгнании” более элегичны: Доде не скрывает своих симпатий к преданным и бескорыстным сторонникам легитимистской идеи, но объективно показывает тщетность надежд на монархическую форму правления в обстановке, когда разъедены буржуазным разложением не только нувориши типа Жансуле, но и “короли в изгнании”, опустившиеся до разврата и темных спекуляций. В сатирическом романе “Нума Руместан” его герой, депутат от Прованса, – настоящий Тартарен по беспечной лживости и хвастовству, усугубивший эти пороки непорядочностью, политической беспринципностью.

Однако в этих трех романах, несмотря на большой достоверный и реальный материал, ставший фоном сюжета, автор не достиг художественной силы и цельности романов Золя. Как правило, основная тяжесть конфликта переносится в этический план, а сам конфликт получает камерное, а порой и сентиментальное решение. Романы в ряде случаев перегружены “документальными” фактами, рыхлы композиционно, дробятся на ряд картин.

Последний период творчества Доде падает на 80-е годы, когда созданы его выдающиеся произведения – “Евангелистка” (1883), “Бессмертный” (1888), завершена трилогия о Тартарене. Доде удается в романах этого периода органически совместить изображение личной драмы героев с разоблачающим показом отдельных сторон общественной жизни эпохи. В “Евангелистке” обличается религиозно-сектантское ханжество, под которым таится стремление овладеть не только душами людей, но их имуществом. Психологический анализ идет здесь у Доде рука об руку с сатирой. Роман “Бессмертный” принадлежит к числу лучших достижений Доде (наряду с трилогией о Тартарене). Беспощадное сатирическое изображение Французской академии “сорока бессмертных” – вызвало ярость охранительной критики. Роман основан на действительном факте – мистификации авантюриста, продавшего академикам фальшивые документы. Герой романа Астье-Рею, становящийся жертвой такого же проходимца, олицетворяет тип псевдоученого, бессильного понять подлинный историзм, погруженного в бессмысленное собирательство документов. Параллельно, но в тесной связи с главным конфликтом развивается история всего окружения академика – его корыстной лживой жены, его друзей, таких же фальшивых, как и купленные документы, его подлеца-сына, совершающего брак-сделку, едва ли не более бесстыдную и аморальную, чем брак “милого друга” у Мопассана. В развязке романа сатира Доде переходит в прямой гротеск.

Последний роман о Тартарене – “Порт Тараскон” – также сатиричен. Здесь “провансальская” тема Доде выходит на простор злободневного социально-политического разоблачения. Авантюра тарасконцев, желающих иметь свою, тарасконскую колонию на острове в Тихом океане, зло пародирует колониальные притязания французской буржуазии тех лет: Тартарен становится “империалистом в миниатюре”. Романтика дальних странствий превращается в фарсовую покупку острова у пьяного дикаря за зонтики, ром и ошейники. И фарс этот направлен не столько лично против “охотника на львов”, сколько против тех, кто всерьез занимается подобными политическими авантюрами.

Читайте также:  Андерсен: сочинение

Отношение Доде к своему герою двойственно. В конце романа автор откровенно жалеет Тартарена, который после бесславного разоблачения видит действительность в ее реальном обличье, сбросив искажающие очки риторики и преувеличений. В какой-то степени здесь есть аналогия с развязкой Дон Кихота. Но если Доде жалеет “маленького” провансальца, не выдерживающего столкновения с действительностью, то его гротескная сатира на “тарасконаду” колониализма беспощадна.

Последние годы жизни Доде переживал творческий кризис. Его драма “Борьба за существование” (1889), само название которой говорит о натуралистическом подходе к теме, – продолжение истории “бессмертного” – была неудачной, о чем справедливо писал Поль Лафарг в статье “Дарвинизм на французской сцене”. Роман “Маленький приход” (1895) вызвал насмешливый отзыв А. П. Чехова, считавшего комичным нравоучительный пафос Доде, ратовавшего здесь против разводов.

Писатель высоко ценил русскую литературу, особенно Толстого и Тургенева, с которыми он поддерживал дружеские отношения, внимательно прислушивался к советам последнего. Он имел читательский успех в России, где много раз переводилась история Тартарена. По рекомендации Тургенева, роман “Короли в изгнании” печатался в русском переводе в “Новом времени” в июле 1879 г., на месяц раньше, чем во Франции. Доде остался в истории французского реализма второй половины XIX в. прежде всего как создатель Тартарена, “Бессмертного”, “Малыша” и “Писем с мельницы”.

Доде Альфонс

Краткие содержания

(1840-1897)

Альфонс Доде является французским романистом и драматургом. Годы жизни – 1840-1897. Писателя по праву считают талантливым автором рассказов из будней Прованса, творцом знакового романтичного персонажа и хвастуна по имени Тартарена из Тараскона.

Биография Альфонса Доде начинается с даты – 13 мая, 1840 года. Родился будущий литературный творец в городе Ниме в семье Винсена Додэ, собственника небольшого производства шелковых тканей (1806-1875). Семья вынуждена была переехать в Лион в 1848 году, вследствие разорения. Фабрику пришлось продать. Альфонс не имел материальной возможности обучаться в высшем заведении. После окончания средней школы он поступил в провинциальный колледж на должность помощника преподавателя. Но вскоре Доде оставляет данное задание и в 17 лет вместе со старшим братом Эрнестом отправляется в Париж на заработки. Зарабатывать на жизнь он решил журналистским трудом. О данном жизненном периоде повествует автобиографический роман под названием «Малыш» (1868, Le Petit Chose).

Известность к автору пришла после публикации прозаического сборника «Письма с моей мельницы» в 1866 году.

С 1859 года Альфонс начал сотрудничать с несколькими газетами в качестве репортера и театрального критика. В 1860 году талантливый автор был представлен де Морни, герцогу занимающему пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Альфонс Доде работал секретарем, данное занятие ни коей мере не мешала заниматься ему журналистикой и литературой. На службе у герцога Доде пробыл 5 лет до самой смерти де Морни в 1865 году.

1867 год знаменуется торжественным событием для писателя, состоялась женитьба Альфонса и Юлии Аляр. От их брака родилось 3 детей: Ленно, Люсьен и дочка Эдме.

Доде умер в 1897 году 17 декабря в Париже.

Творческая биография Альфонса Доде

В газетах постоянно печатались истинные лирические новеллы о людях и природе Прованса (1866-1868). Также они были опубликованы отдельной книгой в 1869 году. Она имела название «Письма с моей мельницы». В то же время опубликовали текст самого первого романа «Малыш» в прессе. В 1868 году произведение вышло отдельной книгой. Два творения принесли автору не только славу, но и деньги.

Декабрь 1869 – март 1870 в газетах напечатали его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона». В 1872 году творение вышло отдельной книжкой.

К тридцатилетию Альфонс Доде завоевал небывалую популярность и стал одним из наиболее известных писателей во Франции. Он смог сблизиться с ведущими литераторами государства, подружиться с Золя, Флобером, Тургеневым (на тот момент проживал в Париже), братьями Гонкур.

Новый прилив популярности приходится на 1874 и 1876 года после выхода в свет романов «Фромон младший и Рислер старший», «Джек».

Произведения, принёсшие Доде мировую славу, были написаны за одно десятилетие (1866-1876). Он прожил еще два десятилетия и умер в 1897 году. Каждый год, одарённый творец выпускал по роману. Большинство из этих произведений не отвечали уровню его первых книг, но все они обладали высочайшими художественными качествами. Благодаря данным показателям Альфонс Дидо числился в первой «пятёрке» самых заслуженных писателей конца 19 века во Франции.

Поздний период творчества характеризуется усилением критических тенденций. Автор делает упор на острые социально-разоблачительные произведения, такие как романы 1877 года – «Набоб», 1879 – «Короли в изгнании», 1881 – «Нума Руместан», 1883 – «Евангелистка», 1888 – «Бессмертный».

В 80-х годах Альфонс вновь возвращается к образу Тартарена из Тараскона и сочиняет еще 2 романа об этом персонаже: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» – 1885 и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» – 1890.

К середине 80-х у писателя наблюдается явный интерес к психоанализу, изображению внутренних, биологических побуждений, заставляющих человека делать те или иные поступки – «Сафо» (1884), «Роза и Нинетта» – 1891, «Маленький принц» – 1895, «Опора семьи» – 1897.

Самой известной пьесой Доде является драматургическая переделка его рассказа «Арлезианка» – 1872. На данное творение повлияла музыка Жоржа Бизе. Но всё-таки главной в биографии Альфонса Доде обнаруживается проза с двумя ответвлениями. Первое насыщено юмором, яркостью воображения, иронией, второе характеризуется точностью натуралистических наблюдений, предельной реалистичностью. К первому варианту принадлежат провансальские «Письма с моей мельницы» – 1869, «Тартарен из Тараскона» – 1872 – своеобразные и наиболее популярные творения писателя. Ко второму варианту относятся большие романы, отличающиеся реалистичностью. В них автор «срисовывает» характеры героев с реальных людей, местом действия обнаруживается зачастую Париж.

Произведения талантливого писателя переведены на множество языков.

В творении «Письма с моей мельницы» автор показывает, что имеется совсем другая жизнь, что существуют люди, проживающие отмеренный им промежуток времени только по справедливым и естественным законам природы. Они не стремятся заработать все деньги мира, не гонятся за славой и роскошью, не потворствуют порокам. Такие люди честно трудятся, искренне любят ближних людей. Они довольствуются малым, отдавая многое. Они умеют радоваться красивейшей природе Прованса и с особым мужеством встречают трудности. Рассказы о подобных героях основываются на фольклоре, народных сказках и преданиях. Действия раскручиваются на фоне волшебно сказочной природы юга Франции. Человечный мир Прованса противодействует бесчеловечному Парижу как атрибуту жестокого развития цивилизации, что и посодействовало привлечению к книге Альфонса миллионов читателей.

Первые романа Альфонса Доде

Родился в семье фабриканта шелковых тканей Винсента Доде, который походил из севеннских крестьян. Раннее детство писателя прошло на фабрике отца, неподалеку от Нема. Во время революции 1848 г. семья разорилась и чтобы достичь материального благосостояния переехала в Лион. В августе 1856 г. Доде закончил курс риторики в лионском лицее. Не имея возможности продолжить образование, он нашел работу в колледже в провинциальном городке Но, где занял скромную должность классного надзирателя.

Уже в лицее начал писать стихи. Мечты о литературной славе не покидали его и в Но, где он создал первый поэтический сборник «Любовные мечты» («Amours de tete»). Нужда и унизительная должность классного надзирателя угнетали поэта, поэтому осенью 1857 г. он покинул колледж и подался в Париж, где жил его старший брат Эрнест. В Париже Доде вынужден вести нищее полубогемное существование. Появление сборника «Влюбленные» («Les amoureuses», 1868) открыло Доде путь в литературу. Критики благосклонно встретили стихи восемнадцатилетнего поэта, написанные в духе А. Мюссе. В ноябре 1859 г. Доде стал сотрудником газеты «Фигаро», а через год герцог Морни, глава Законодательного корпуса, предложил Доде место секретаря в своей канцелярии. Должность секретаря сделала Доде материально обеспеченным, дала возможность проникнуть за кулисы политической жизни. В это же время Доде увлекся идеей возрождения прованской народной культуры.

Этому оказывало содействие его знакомство со знаменитым прованским поэтом Фредериком Мистралем и членами ассоциации прованских поэтов, которые старались на основе прованского диалекта возвратить южнофранцузской поэзии бывшую славу. Не разделяя целиком всех взглядов приверженцев Мистраля, Доде воспринял идеализацию патриархального сельского Прованса. Эта тема стала главной в его раннем творчестве. Пребывание по несколько месяцев в году на юге (по предписанию врачей) дало возможность Доде вблизи наблюдать за бытом и обычаями Прованса. Так появились рассказы, которые вошли в сборник «Письма с ветряной мельницы» («Lettres de mon moulin», 1869), которые автор публиковал сначала в газетах и журналах. С появлением этого сборника к Доде пришла литературная слава. Здесь очертился круг тем и любимых персонажей писателя.

Это жители Прованса — крестьяне, ремесленники, пастухи, сторожа маяка. Отношение к ним автора — сочувственно-ироническое, в традициях народного фольклора. Звучит в сборнике и тема социального неравенства: «Секрет деда Корнеля», «Санжинерский маяк» и др. С горечью рассказывает Доде о наступлении рыночных взаимоотношений на патриархальное село. Но темы эти звучат приглушенно, не достигая того напряжения, которое присуще произведениям Э. Золя. Натурализм изображений уравновешивается романтическим отношением к действительности. Особенно хорошо удаются Доде зарисовки природы. Доде проявляет себя мастером мягкого поэтического пейзажа. В 1867 г. произошли изменения и в личной жизни писателя. Он вступил в брак с Жюли Аллар, которая стала его неизменной помощницей в литературных занятиях. Первенец Доде — Леон также со временем станет литератором и свяжет свою жизнь с Жанной Гюго — внучкой знаменитого писателя.

В 1868 г. вышел первый роман Доде «Малыш» («Le Petit Chose»). По жанру роман является лирическим дневником ребенка, который взрослея открывает для себя окружающую действительность с ее разногласиями, несправедливостью, контрастом богатства и бедности. Роман имеет автобиографическую основу, хотя сам Доде предостерегал от прямого отождествления его с героем — Даниэлем Эйсетом. Много эпизодов, особенно во второй части, являются выдуманными (литературные неудачи героя, смерть брата Жака и др.). Несмотря на тенденциозность и чрезмерную сентиментальность последних разделов, книга привлекает искренностью и непосредственностью тона, объединением мягкого юмора, лиризма и иронии — теми чертами, которые, начиная с ранних произведений («Письма с ветряной мельницы», «Малыш»), определяют своеобразность стиля Доде. В романе Доде «Необыкновенные приключения Тартарена Тарасконского» («Les Avantures prodigieuses de Tartarin de Tarascon», 1872) писатель снова обратился к теме Прованса. Роман, первые разделы которого появились в газетах «Пти Монитер» и «Фигаро» в 1869-1870 годах, назывался «Прованский Дон Кихот, или Приключения знаменитого Барбарена Тарасконского» («Le Don Quichotte provencal ou les Avantures de l’illustre Barbarin de Tarascon»), довольно точно указывал на те ориентиры, которыми руководствовался Доде.

Предыдущий реферат из данного раздела: Образ главного героя Тартарена

Читайте также:  Моэм: сочинение

Книги серии «Альфонс Доде. Собрание сочинений в семи томах»

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом «Письма с моей мельницы» и «Тартарен из Тараскона» — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком даёт волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом «Письма с моей мельницы» и «Тартарен из Тараскона» — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом «Письма с моей мельницы» и «Тартарен из Тараскона» — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом «Письма с моей мельницы» и «Тартарен из Тараскона» — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом «Письма с моей мельницы» и «Тартарен из Тараскона» — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом «Письма с моей мельницы» и «Тартарен из Тараскона» — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

Альфонс Доде – Жены художников

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Жены художников”

Описание и краткое содержание “Жены художников” читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание позволяет читателю в полной мере познакомиться с творчеством французского писателя Альфонса Доде. В его книгах можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна точность наблюдений, сближающая Доде с натуралистами. Хотя оба направления присутствуют во всех книгах Доде, его сочинения можно разделить на две группы. К первой группе относятся вдохновленные Провансом “Письма с моей мельницы” и “Тартарен из Тараскона” — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие романы, в которых он не слишком дает волю воображению, стремится списывать характеры с реальных лиц и местом действия чаще всего избирает Париж.

© Перевод М. Вахтеровой

Уж она-то, конечно, не для того была создана, чтобы стать женой художника, особенно такого буйного, порывистого, необузданного сумасброда со странной, звучной фамилией Гертбиз, который шел своим путем, ни с чем не считаясь, с гордо поднятой головой, лихо торчавшими усами, дерзко бросая вызов нелепым условностям и мещанским предрассудкам. Каким чудом, какими чарами эта маленькая кокетка, выросшая в лавке ювелирных изделий, за гирляндами нанизанных золотых колец и цепочек для часов, сумела обворожить поэта?

Представьте себе миловидную продавщицу — неопределенные черты лица, заученная улыбка, холодные глаза, спокойные приветливые манеры. Вместо подлинной элегантности — пристрастие к блестящим, мишурным украшениям, развившееся, вероятно, у сверкающей витрины отцовской лавки, умение подобрать в тон платью атласный бант, пояс, пряжку; и ко всему этому искусно причесанные у парикмахера, лоснящиеся от помады волосы, обрамляющие упрямый низкий лоб, гладкий лобик без единой морщинки, что свидетельствовало не столько о молодости, сколько о полном отсутствии мыслей. Именно такой ее увидел Гертбиз, влюбился, посватался и, как жених со средствами, без труда получил ее в жены.

Ее прельщала мысль выйти замуж за человека с именем, известного писателя, который мог доставать ей сколько угодно билетов в театр. Его же, вероятно, пленили в ней жеманные манеры, губки бантиком, оттопыренный мизинчик — словом, показной шик модной продавщицы, который бедняга считал высшим образцом парижского изящества, ибо он родился крестьянином и, несмотря на весь свой ум, в сущности, таковым и остался.

Соблазненный домашним уютом, тихим семейным счастьем, которого так долго был лишен, Гертбиз провел два года вдали от друзей, за городом, где-то в окрестностях Парижа. Огромный город манил его издали и пугал, точно посланных врачами на побережье слабых больных, которые боятся моря и вдыхают целебный морской воздух лишь на расстоянии нескольких миль. Время от времени за его подписью появлялись заметки в газетах, статьи в журналах, но в них уже не было той свежести стиля, того кипучего красноречия, которые пленяли нас прежде. Мы думали: «Он слишком счастлив… Счастье вредит его творчеству».

Потом однажды он снова появился среди нас, и мы увидели, что он далеко не счастлив. На его побледневшем, осунувшемся лице залегли горькие складки, пылкая горячность перешла в нервную раздражительность, громкий, раскатистый смех звучал фальшиво и натянуто — словом, он стал совсем другим человеком. Слишком гордый, чтобы сознаться в своей ошибке, он никогда не жаловался, но старые друзья, перед которыми снова раскрылись двери его дома, вскоре убедились, что, женившись, он совершил чудовищную глупость и вконец загубил свою жизнь. Зато г-жа Гертбиз, напротив, после двух лет замужества осталась точно такой же, какой мы видели ее в церкви, в день свадьбы. Та же спокойная, жеманная улыбка, та же кокетливость по-праздничному разряженной лавочницы; только самоуверенности у нее прибавилось. Теперь она любила поговорить. Когда Гертбиз, затеяв горячий спор об искусстве, пылко отстаивал свои категорические суждения, кого-то беспощадно громил, кого-то восторженно превозносил, супруга внезапно перебивала его приторным, фальшивым голоском, изрекая, всегда невпопад, какую-нибудь вздорную мысль, какую-нибудь пошлую глупость. Смущенный, сконфуженный хозяин, взглядом прося нас о снисхождении, пытался возобновить прерванную беседу. Но вскоре, не выдержав ее беспрестанных, несносных возражений, обескураженный глупостью этой надутой пустышки с птичьими мозгами, он умолкал, предоставляя ей выболтать все до конца. Однако его молчание только раздражало супругу, казалось ей обидным и унизительным. Ее кисло-сладкий голосок становился визгливым, она нападала, язвила, жужжала, как назойливая муха, до тех пор, пока Гертбиз, выйдя из себя, не разражался грубой бранью.

После этих непрерывных ссор, обычно кончавшихся слезами, она всякий раз чувствовала себя успокоенной, освеженной, как трава после дождя, а он — разбитым, больным, неспособным ни к какой работе. Мало-помалу утихла даже его бурная вспыльчивость. Как-то вечером, при мне, когда г-жа Гертбиз после одной из таких тягостных сцен с торжествующим видом вышла из-за стола и ее муж наконец поднял поникшую голову, я прочел на его лице неописуемое презрение, неописуемую ненависть. Весь красный, со слезами на глазах, с горькой, страдальческой усмешкой, он смотрел вслед жене, и лишь только жеманная куколка вышла из комнаты, громко хлопнув дверью, он, точно школьник за спиной учителя, состроил ей ужасную гримасу, полную ярости и муки. И тут я услышал, как он глухо пробормотал:

— Ох, не будь ребенка, удрал бы я отсюда на край света!

К несчастью, у них был младенец, чудесный мальчишка, грязный и чумазый; он ползал по двору, копался в земле, играл с пауками и с собаками больше него ростом. Мать не обращала на него внимания и только вздыхала: «Фу, какой противный!»-сокрушаясь, что не отдала его на воспитание кормилице. Она сохранила все привычки продавщицы, а потому их неряшливая, неубранная квартира, по которой она с утра слонялась без дела в шикарных платьях и умопомрачительных прическах, напоминала столь любезную ее сердцу комнату при магазине, темную, закопченную, душную конуру, куда хозяева забегают урывками, пока нет покупателей, чтобы наспех проглотить невкусный завтрак на столе без скатерти, все время прислушиваясь, не зазвонит ли колокольчик за дверью. В их пошлом мирке главный жизненный интерес — это улица, многолюдная улица, где проходят покупатели, прогуливаются фланеры, — где по воскресеньям тротуары и мостовую наводняет пестрая, праздношатающаяся толпа. Можно себе представить, как бедняжка изнывала в деревне, как тосковала по шумному Парижу. Гертбизу, напротив, чтобы сохранить ясность духа, необходима была деревенская тишина. Париж оглушал его, как растерянного приезжего провинциала. Супруга не могла этого понять и горько жаловалась на скучную, уединенную жизнь. Чтобы развлечься, она приглашала в гости прежних подруг. И, если мужа не было дома, они бесцеремонно рылись в его бумагах, рассматривали заметки, начатые рукописи.

— Погляди, душенька, до чего смешно… И он еще запирается на ключ, чтобы написать такую чепуху! Бродит из угла в угол, бормочет себе под нос… Право же, я ничего не понимаю в его писанине!

Читайте также:  Новый год: сочинение

И тут начинались бесконечные жалобы, горькие сожаления о прошлом.

— Если б я знала раньше. Подумать только, ведь я могла выйти замуж за Оберто и Фажона, торговцев бельевым товаром…

Она всегда называла обоих компаньонов сразу, как будто собиралсь выйти замуж за вывеску. В присутствии мужа она не стеснялась. Приставала к нему, мешала заниматься, затевала у него в кабинете громкую болтовню с подругами о всяких пустяках, не считаясь с его работой. Эти бездельницы презирали писательское ремесло, приносящее так мало дохода, в их глазах самый напряженный умственный труд походил на праздные мечтания.

По временам Гертбиз пытался вырваться из этой угнетающей обстановки, становившейся с каждым днем все нестерпимее. Он убегал в Париж, снимал комнату в гостинице, собирался снова зажить холостяком, но тоска по сыну, страстное желание обнять ребенка в тот же вечер тянули его домой. В таких случаях, чтобы избежать семейной сцены, он привовил с собой кого-нибудь из приятелей и старался задержать их у себя как можно дольше. В обществе друзей его блестящий ум вновь пробуждался, ему вновь приходили на память замыслы прежних работ, которые он одну за другой постепенно забрасывал. Зато когда гости уезжали, Гертбиз впадал в тоску. Всеми силами старался он удержать друзей, хватаясь за них с отчаянием утопающего. С какой грустью он провожал нас до остановки маленького омнибуса, отвозившего пассажиров из пригорода в Париж! И какой медленной, вялой походкой, сгорбившись, уныло опустив руки, возвращался домой по пыльной дороге, прислушиваясь к затихающему вдали стуку колес!

Оставаться с женой с глазу на глаз становилось для него все невыносимее. Чтобы избежать этого, он устраивал так, что у него в доме всегда было полно народу. Пользуясь его добросердечием, легкомыслием, безволием, его окружали всякого рода паразиты из числа писателей — неудачников. Целая орава литературных прихлебателей, лентяев, свихнувшихся чудаков прижилась у него в доме, где все они распоряжались по-хозяйски. А так как жена его была непроходимо глупа и не умела разбираться в людях, они казались ей гораздо интереснее и умнее мужа, потому что громче орали. Вся жизнь проходила в бесплодных спорах и пересудах. Это был неудержимый поток пустословия, трескучих фраз, напыщенных речей, и среди этого гвалта несчастный Гертбиз сидел молча и неподвижно, усмехаясь и пожимая плечами. Случалось, впрочем, что во время долгого обеда, когда гости, бесцеремонно облокотившись на стол, заводили за бутылкою водки бесконечную нудную болтовню, одуряющую, как табачный дым, его охватывало невыразимое отвращение, и, не решаясь выгнать вон весь этот сброд, он сам уходил из дому и пропадал на целую неделю.

Доде: сочинение

Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в (прованском) городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ (1806—-1875). В 1848 году отец разорился, фабрику продали, и семья переехала в Лион. Не имея материальной возможности получить высшее образование, будущий писатель по окончании средней школы поступает на должность помощника учителя в провинциальный колледж, но вскоре оставил это занятие и в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переехал в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом. Об этом периоде его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Однако известность к писателю пришла раньше — с публикацией прозаического сборника «Письма с моей мельницы» (1866).

Альфонс Доде с 1859 года начинает сотрудничать в нескольких газетах как репортер и театральный критик. В 1860 году он был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти герцога в 1865 году.

В 1867 году молодой писатель женился и стал жить исключительно литературным трудом.

Писатель скончался 17 декабря 1897 г. в Париже.

Творчество

В период 1866—1868-х годов печатались регулярно в газетах его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы». Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, живущим тогда в Париже.

Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности.

Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866—1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» — 1877; «Короли в изгнании» — 1879; «Нума Руместан» — 1881; «Евангелистка» — 1883; «Бессмертный» — 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» — (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Вместе с тем, примерно к середине 80-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человека на те или иные поступки («Сафо» — 1884); «Роза и Нинетта» — 1891; «Маленький приход» — 1895; «Опора семьи» — 1897.

Из пьес Доде самая известная — драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Но главное в творчестве Доде — проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Произведения Альфонса Доде переводились и переводятся на множество языков.

«Письма с моей мельницы»

В этом произведении Доде показывает, что существует и совсем иная жизнь, что есть люди, живущие по естественным и справедливым законам природы. Они не делают деньги, не гонятся за богатством и роскошью, не погрязают в пороках, а честно трудятся, умеют искренне и горячо любить, довольствуются малым, радуются прекрасной природе Прованса и мужественно переносят трудности. Рассказы о таких людях строятся на фольклорной основе народных преданий и сказов. Действие разворачивается на фоне сказочно прекрасной природы юга Франции.

Патриархальный, глубоко человечный мир Прованса противостоит бесчеловечному Парижу как символу жестокого прогресса цивилизации, что и привело к книге Доде миллионы читателей.

Произведения

Ниже приведены наиболее известные работы писателя, полную библиографию см. здесь.

Романы

  • «Фромон младший и Рислер старший» (англ.) русск. (Fromont jeune et Risler aîné, 1874)
  • «Сафо» (Sapho, 1884)
  • «Джек» (Jack, 1876)
  • «Набоб» (Le Nabab, 1877)
  • «Короли в изгнании» (Les Rois en exil, 1879)
  • «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872)
  • «Тартарен в Альпах» (Tartarin sur les Alpes, 1885)
  • «Бессмертный» (L’Immortel, 1888)
  • «Порт Тараскон» (Port-Tarascon, 1890)

Сборники рассказов

  • «Рассказы по понедельникам»
  • «Письма с моей мельницы»

Пьесы

  • «Арлезианка» (1872),
  • «Борьба за существование» (1889)

Литературные воспоминания

  • «Воспоминания литератора» (1888)
  • «Тридцать лет в Париже» (1888).

Библиография

  • Доде А. Собрание сочинений в 7 томах. — М .: Правда, 1965. — (Библиотека “Огонек”).
  • Доде А. Малыш. — М .: Молотовское книжное издательство, 1957.
  • Доде А. Последний урок (Рассказ мальчика-эльзасца). — М.-Л., 1959.
  • Доде А. Тартарен из Тараскона. Сафо. — М .: Художественная литература, 1972.
  • Доде А. Сочинения в двух томах. — «ЗОЛОТАЯ АЛЛЕЯ», 1993. — ISBN 5-7111-0007-6

Экранизации

  • 1923 — Прекрасная нивернезка
  • Тартарен из Тараскона — ряд экранизаций

Литература

  • Золя Э. Альфонс Доде // Э. Золя. Собр. соч.. — М ., 1966. — Т. 25.
  • Пузиков А. Альфонс Доде и реалистические традиции // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. — М ., 1967.
  • Bornecque J.-H., Les années d’apprentissage d’A. Daudet, P., 1951.
  • Dobie G.-V., A. Daudet, L., 1949.
  • Sachs М., The career of A. Daudet, Camb. (Mass.), 1965.

Ссылки

Альфонс Доде в Викицитатнике ?
Альфонс Доде в Викитеке ?
Альфонс Доде на Викискладе ?

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Доде, Альфонс” в других словарях:

Доде Альфонс — (Daudet) (1840 1897), французский писатель. В трилогии «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872 90) создал юмористический тип провинциального буржуа, сибарита и фанфарона. Книга рассказов и очерков о Провансе «Письма с моей… … Энциклопедический словарь

Доде, Альфонс — Альфонс Доде. ДОДЕ (Daudet) Альфонс (1840 1897), французский писатель. В трилогии “Необычайные приключения Тартарена из Тараскона” (1872 90), опираясь на народные традиции, создал яркий юмористический тип провинциального буржуа сибарита и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Доде Альфонс — (Daudet) Доде (Daudet) Альфонс (1840 1897) Французский писатель романист. Автор трилогии Необычайные приключения Тартарена из Тараскона (1872 1890). Афоризмы, цитаты • Сколько таких господ, на библиотеках которых можно было бы наклеить, как на… … Сводная энциклопедия афоризмов

Доде Альфонс — Альфонс Доде Alphonse Daudet Дата рождения: 1840 Место рождения: Ним … Википедия

Доде Альфонс — Доде (Daudet) Альфонс (13.5.1840, Ним, ‒ 15.12.1897, Париж), французский писатель. Сын фабриканта. В 1858 опубликовал сборник стихов «Влюблённые». Книга рассказов и очерков о Провансе ‒ «Письма с моей мельницы» (1869) ‒ принесла Д. литературную… … Большая советская энциклопедия

ДОДЕ Альфонс — ДОДЕ (Daudet) Альфонс (1840—1897), французский писатель. Романы: трилогия о Тартарене («Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», 1872; «Тартарен в Альпах», 1885; «Порт Тараскон», 1890); «Малыш» (1868), «Фромон младший и Рислер… … Литературный энциклопедический словарь

ДОДЕ Альфонс — (Daudet, Alphonse) АЛЬФОНС ДОДЕ (портрет работы Э.Карьера). (1840 1897), французский прозаик и драматург, более всего известен яркими и увлекательными рассказами из жизни Прованса. Родился 13 мая 1840 в Ниме (Прованс). С юных лет работал школьным … Энциклопедия Кольера

Доде Альфонс — (1840 1897), французский писатель … Биографический словарь Франции

Доде Альфонс — (1840 1897) французский писатель … Словарь литературных типов

Доде — Доде, Альфонс Альфонс Доде Alphonse Daudet Дата рождения: 13 мая 1840 … Википедия

Ссылка на основную публикацию
×
×