Язык мысли и голос страстей: сочинение

Язык мысли и голос страстей

Сочинения по литературе: Язык мысли и голос страстей О Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям, к мелким их страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым путям, Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могуча творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни. Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он “вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество”, — писал о нем современник.

Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В. Г.Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни. Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова.

В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие. Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы “Демон” и “Мцыри”, эпическую поэму “Песнь про царя Ивана Васильевича. “, гениальный роман “Герой нашего времени”, положивший начало русской психологической прозе, из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики, Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом: Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой, И вновь стоят передо мной Веков протекших великаны.. . Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — “Мцыри”. Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина. У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство: Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной.

И о земле позабывал. Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”. И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям — “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”.

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Природа наделила его страстями. Когда ему было всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”: Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой. Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и навсегда остался в памяти друзей.

Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе: Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладбище памяти моей! Свою поэму “Демон” он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком: Я кончил, и в груди невольное сомненье: Займет ли вновь тебя давно знакомый звук, Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь игнанника в последние годы. Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри. “Мцыри” — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма.

Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину. Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.

Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью: Увы! — за несколько минут. Между крутых и темных скал, Где я в младенчестве играл, Я б рай и вечность променял. Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле?

Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется: Когда я стану умирать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста.. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет.

Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта. Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.

Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.

Язык мысли и голос страстей

Скачать сочинение

О Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.
Константин Бальмонт

Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могуча творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.
Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он “вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество”, — писал о нем современник. Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В.Г.Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни.
Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы “Демон” и “Мцыри”, эпическую поэму “Песнь про царя Ивана Васильевича. ”, гениальный роман “Герой нашего времени”, положивший начало русской психологической прозе, из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики,
Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:

Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны..
.
Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — “Мцыри”. Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина.
У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной.
И о земле позабывал.

Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”. И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям — “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Природа наделила его страстями. Когда ему было всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.

Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и на^егда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!

Свою поэму “Демон” он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:

Я кончил, и в груди невольное сомненье:
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь игнанника в последние годы.
Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.
“Мцыри” — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину.
Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.
Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

Увы! — за несколько минут .
Между крутых и темных скал,
Где я в младенчестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:

Когда я стану умирать,

Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста..
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет.

Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта.
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.
Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.
В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. Таков Арбенин, таков Печорин. Таков и сам Лермонтов. Своим героям он придавал свои собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.
Ненависть к “стране господ”, отрицание славы, купленной кровью, еще больше обостряли любовь Лермонтова к “печальным деревням” и к “холодному молчанию русских степей”. Чувство Родины пронизывает лермонтовскую лирику. Патриотическое чувство поэта достигает высокой ясности, осознанности.
Это ярко проявляется в стихотворении “Родина”. Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: “С отрадой, многим незнакомой”. Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого. Пейзаж в “Родине” — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России, ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: “. лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям. ”. От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения и жизни. От огромного пространства он переходит к изображению “малой родины”, показанной конкретно, с нежностью и теплотой. Читатель видит “с резными ставнями окно”, “полное гумно”, “чету белеющих берез” и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.
Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В “Родине” поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к новым завоеваниям. При этом вспоминаются стихотворения “Валерик” и “Завещание”, где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, ко торой поэт отдает свою любовь, — это Россия крестьянская, солдатская, народная.
Пристальный взгляд поэта отмечает конкретных людей из народа, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.

Читайте также:  Своеобразие и уникальность Песня про царя Ивана Васильевича: сочинение

На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленях; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью. на шинели,
Спиною к дереву, лежал Их капитан.
Он умирал.

“Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен”, — писал о Лермонтове Федор Михайлович Достоевский. И это действительно так.
Для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении “Бородино” воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. “Могучее, лихое племя, богатыри”, готовые “постоять головою за Родину свою”, — вот портрет этих людей. Поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:

Да, были люди в наше время.
Не то что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Впервые в поэзии с большой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.
При жизни поэту удалось выпустить сборник своих произведений, который он собирал и редактировал сам. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Такова была его взыскательность по отношению к себе и своему творчеству. Все совместилось в той маленькой книжке — старинный сказ “Песни про царя Ивана Васильевича. ” и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние в строках “И скучно, и грустно. ” и нежный разговор с ребенком; трагическая мысль “Думы” и страстный разговор Терека с Каспием; память о погибшем изгнаннике и угроза великосветской черни; жажда свободы Мцыри и песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России. Все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.
Таким и был Лермонтов, только натура и личность его были еще богаче, потому что в эту книжку не вошли ни “Демон”, ни “Маскарад”, ни “Герой нашего времени”, ни стихотворения последнего года его жизни.
Поэзия Лермонтова полна контрастов. Но смена душевных переживаний сочетается у него с верностью излюбленным идеям и образам, что придает его поэзии удивительное своеобразие, неповторимость. Недаром любимым поэтическим средством поэта является антитеза — столкновение противоположных понятий. Это “день первый” — “день после дний”, “позор” — “торжество”, “паденье” — “победа”, “свиданье” — “разлука”, “демоны” — “ангелы”, “небо” — “ад”, “блаженство” — “страданье”.
Другой излюбленный прием поэта — анафора, то есть настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.

Сам стих много говорит о личности его творца, о его характере, о его страсти! Великая человечность Лермонтова, реалистичность его образов, соединение простоты и возвышенности делают его произведения бессмертными. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

1835 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Язык мысли и голос страстей

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Сочинение: Ахматова а. – Я голос ваш жар вашего дыханья. ..

С именем А. Ахматовой в русской поэзии зазвучал новый прекрасный неповторимый голос. Войдя в литературу с поэзией женской души, она сразу встала в ряд первых русских поэтов. Пройдет немного времени после выхода ее первого сборника
стихов «Четки», и Осип Мандельштам напишет, что имя Ахматовой становится «символом России». В первых своих стихотворениях она говорит от имени женщины, которая с трепетом ждет встречи с любимым.

Ты – солнце моих песнопений
ты – жизни моей благодать.

Со временем в ее строчках, говоривших как будто о любви, проступали широкие пространства, «тверская скудная земля», «золото Бахчисарай», прекрасный город на Неве. Негромко, словно издали, дает о себе знать чувство Родины.
«Я вижу все. Я все запоминаю», – писала она. Ахматова училась « просто, мудро жить». А между тем, началась война, и сердце резал «вдовий плач по деревне»
Истерзанной, унижаемой матерью виделась ее Родина, и от имени ее детей поэтесса заклинала, молила:

Чтобы туча над темной Россией
Стояла облаком в славе лучей.

«Непонятный гул», пронизавший столетнюю устойчивость вещей, приводил ее в трепет и смятение. Образы темных прорубей, дикого ветра превращали ее стихи в невнятные глухие пророчества. Она предупреждала об ожидавшей гибельной катастрофе:

По неведомому назначению,
По Неве иль против теченья, –
Только прочь от своих могил.

Она не знала, какие испытания судьба ей готовит, но оставалось убежденной, что нигде не найдет рая вне родной земли.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда.
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.»

В этом стихотворении нет понимания революции, нет ее принятия, но достойно, страстно прозвучал голос иной интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась. Искала выход и находила свой главный выбор: оставалась со своей страной.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойных
Не осквернился скорбный дух.
А через пять лет ее голос несет отповедь тем, кто уехал за границу.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

Жилось трудно, но «лохмотья сиротства» носила « как брачные ризы».
Голос гох в барабанном бое, под скрежетом сталинских репрессий

Звезды смерти стояли над нами,
и безвинная корчилась Русь.
Под кровавыми сапогами
и под шинами черных марусь.

В сталинские годы ежовщины она семнадцать месяцев провела в тюремных очередях. Там все говорили шепотом, но на вопрос женщины о том, сможет ли она все это описать, Анна ответила: «могу».

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Это было мужественно. За каждое слово грозила кара.
И, если замкнут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть там же они поминают меня
В канун моего погребального дня…
Она гордится, что как истинный поэт.
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью был.

В те годы, когда был искажен лик Родины, когда для одних она была – страх и страдание, а для других – боль разлуки, поэзия Ахматовой становилась образом настоящей России. Это голос не о Родине, это голос самой страны. В годы Великой Отечественной войны под вой сирен звучали ее слова:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!

Строки ее стихотворений, рожденные горячим сердцем, отпечатывали как плакат и расклеивали на улице.

Вражье знамя растает, как дым,
Правда за нами, мы победим.

В знаменитой «Клятве», написанной в 1941 году, от имени всех она произносит:

Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

Пришла Победа, и ее голос звучит во имя жизни. Ей рукоплещет Колонный зал Дома Союзов. Но вот страшный 1946 год.

И упало каменное слово,
На мою еще живую грудь.

Теперь главное – вытерпеть, укрепить веру, что это ошибка, что правда восторжествует.
Ей запретили писать. Она держала строчки в уме.

Из – под каких развалин говорю,
Из – под какого я кричу обвала.
Ее муза жила:
Чтоб после, как Феникс из пепла;
В эфире восстать голубом –
Она не замолкала и верила!
Но все – таки услышат голос мой.
И все – таки ему опять поверят.
1966 год. Ее не стало. Но звучит над ее любимой Родиной:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего мира.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца
«Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был».

В роли эпиграфа к моему сочинению я выбрала строки из стихотворения Анны Ахматовой «Реквием», которое было написано о России в 1935-1940 годах.

«Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад».

Она писала о народе, она была с народом и никогда его не оставила, не предала. Вообще Анна Андреевна пережила многое в своей жизни, побывала в разных ситуациях (сталинские лагеря, арест сына, смерть любимого…) и на основе своего опыта смело могла писать о том, что испытала. Но кроме рассказов о пережитом она имела редкий дар чувствовать то, что чувствуют разные люди во всевозможных ситуациях. Но в большинстве случаев это затронуто лишь в её любовной лирике, а сейчас не об этом… сейчас – о людских страданиях…Сама же Ахматова признаётся в том, что говорила голосом своей эпохи.

«Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде».

В стихотворении «Реквием» Анна Андреевна рассказывает о тюремных лагерях в годы «ежовщины». Здесь она отражает жизнь и судьбы миллионов русских людей на собственном примере и на примере судеб «приговорённых» женщин. Самое страшное для неё – это приговор, пересмотреть который в те годы было невозможным. Приговор – это бесповоротное лишение человека чего-то, радости жизни; приговор – это путь в никуда, пустота…

«Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут…».

Но приговор не обязательно к смерти, так как в те годы смерть была подарком судьбы, а приговор вообще к чему-то неизбежному. Сейчас существует мнение, что безвыходных ситуаций не бывает, а тогда они были, и Ахматова смогла их найти и подчеркнуть.
Анна Ахматова – не только поэт, но и женщина, а, прежде всего, мать, поэтому она не могла не писать о судьбах русских женщин, матерей. Плач матери по убитому сыну, крик обезумевшей старухи, одиночество молодой и красивой, но приговоренной к расстрелу женщины – все это она отражает в своих стихах.

«Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».

Эти строки говорят о том, что страдания матери, потерявшей сына, нельзя описать словами, так как этот рубец на её сердце уже никогда не заживет, ведь самое страшное для матери – это пережить собственных детей. И это, как никто другой, понимала Ахматова, когда переживала из-за ареста сына.

«Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой».

В стихотворении «Привольем пахнет дикий мёд» отражается кровавый ужас той эпохи. Кровь всегда останется только кровью, её уже ни чем не смыть. Никогда никому не удастся стереть «красные брызги» даже с королевских прекрасных ладоней, ведь
никому не дано права лишать человека жизни, «великой радости жизни».

«Водою пахнет резеда,
И яблоком – любовь,
Но мы узнали навсегда,
Что кровью пахнет только кровь…».

Поэты во все времена попадали под внимание властей, так как не смели молчать даже в страшные годы для государства. Так же и Ахматова в стихотворениях «Привольем пахнет дикий мёд» и «Подражание армянскому», обращаясь к шотландской королеве, наместнику Рима или падишаху, на самом деле взывает к справедливости со стороны советской власти, тем самым, попадая под агрессию. Она с болью и укором говорит:

«Так пришелся ль сынок мой по вкусу
И тебе, и деткам твоим?».

Мы, люди, любим разделять радостные минуты со своими близким. Иногда встречаемся с ними только тогда, когда и им, и нам хорошо, но ни это в жизни главное, главное – не оставить человека в печальные минуты, когда ему плохо, и ему нужен кто-то кто бы пожертвовал чем-то ради его спасения или хотя бы утешения. Иногда в минуты грусти тебе не всегда сможет помочь чуткий друг, если он не понимает тебя, тогда человек обращается к поэзии, так как поэты – единственные, кто могут так точно отразить чувства на бумаге. А, прочитав стихотворение, на душе становится легче, так как понимаешь, что был уже кто-то когда-то, кто это испытал и смог бы тебя понять, а понимание со стороны других – неотъемлемая часть счастья.
В ХХ веке всё было осложнено тем, что к поэзии других веков обратиться нельзя, так как не могли поэты тех веков даже представить, что происходило и происходит теперь. У людей возникла необходимость в ком-то, кто бы написал о них на языке, понятном для них, и тем, кто был бы среди них. Таким человеком для многих стала Анна Андреевна Ахматова…
Создаваемый в стихах А. Ахматовой мир мог восприниматься как миниатюрный, камерный и это в течение многих лет служило основанием для резких критических суждений в адрес поэта. Угол зрения в её ранней поэзии и в самом деле не был широким,
а само зрение может быть названо сосредоточенным. И всё это потому, что, говоря о любви- всего лишь любви,- Ахматова говорила о том, что , по её мнению, составляет ценность человеческого существования . Вот почему мир, воссоздаваемый в её любовной лирике не выглядит условно –поэтическим – он реален, выписан с осязаемой доверенностью, ощущение которой создается обилием деталей и подробностей, принадлежащих самой жизни. Способ очертания и оценки других людей полон в стихах Ахматовой такой благожелательности к людям и такого ими восхищения, от которых мы не за два года только, пожалуй, за всю вторую половину ХIХ века отвыкли. У Ахматовой есть дар геройского освещения человека. Н .Скатов писал:
«Сохраняя значение идеи любви , она возвращала!
ей живой и реальный и, отнюдь не отвлеченный характер. Душа оживает «не для страсти, не для забавы,//Для великой земной любви». И читающая «посланья апостолов», она всё же закладывает «красный кленовый лист на «Песни песней».
«Велика земная любовь»= вот движущее начало всей её лирики». В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого-то необычного, пятого времени увидены ею остальные четыре, обычные. Чувство любви
предстаёт в лирике Ахматовой как обыкновенно богатое и удивительно прихотливое , воспроизводится как переживаемое сейчас, на глазах читателей. Воспроизводится точно, тонко , и тут важна каждая -даже самая незначительная- подробность, позволяющая передать переливы душевного движения, о котором прямо могло и не говориться .
Стихи Ахматовой психологически насыщенны, каждое стиховое слово на вес золото.
Примером такого стих-я может служить «Вечер».
Целый ряд стихотворений Ахматовой может быть назван маленькими повестями, новеллами, обыкновенно каждое стихотворение – это новелла с извлечениями, изображенная в самый острый момент своего развития, откуда открывается возможность
обозреть всё предшествовавшее течение фактов.
Нередко поэт ведет диалог сама с собой:

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

Родина для Ахматовой была не отвлеченным понятием. Стихи эти очень важны для понимания всего творчества Ахматовой.
Это как бы возвращение в Россию – только не из чужой земли ( если вспомнить блоковское: « И опять мы к тебе, Россия, из чужой добрели земли»), а из «серебряного века», что, может быть, было ещё дальше.
В одном из стихотворений Ахматовой есть такая строка: «… и запах хлеба, и тоска…», она неисчерпаема. Это ощущение России, её пейзажа и её судьбы – в едином образе всё то, что относится к перипетиям судьбы самой Ахматовой, отходит в этих стихах на второй план. На первом- «просто и только» сама Россия , любовь к ней, стыд перед ней и тревога за нее. НО это и есть главное в её судьбе – судьбе человека и поэта. Россия для Ахматовой была страной достаточно темной, неизвестной и таинственной, и деревня представлялась из окна барской усадьбы неким хранилищем молитвы и труда, излучающих тихий, устойчивый и успокаивающий свет смирения и кроткости.
В её стихах немало русских пейзажей, неизменно согретых трогательной и верной привязанностью, глубоким и верным чувством.
В поздних стихах Ахматовой , «неизменно подернутых каким-то плотным мраком, рассеянно множество вроде бы мимолетных признаний о « тайном знанье», о «последнем часе», о «последнем слое сна», о незримом потоке небытия , о «бездонных пропастях сознанья», что мир, при всем его мраке видится ей странно прозрачным, так что и сама тьма прозрачна- и потому как бы светла…»(А. Павловский).
Такие признания у поэты слишком многочисленны и даже по-своему категоричны, чтобы быть случайными.
Одним из величайших произведений Ахматовой стала поэма «Реквием».Наполненная библейскими образами и мотивами, поэма остается актуальной и многочитаемой и по сегодняшний день. В ней показаны общечеловеческие трагедии, такие как смерть, массовое зло и пр. «Реквием» стала ярким примером того, что не смотря на трудное положение России в то время, литература не молчала, а, наперекор режиму, продолжала существовать, выполняя свою «миссию».
Поэзия Ахматовой- сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку окружающих его повествовательных линий, можем говорить о его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. Это чрезвычайно важно. Это совсем новое и
очень серьёзное явление. Тут не просто собрание лирических новелл, а именно роман с параллелизмом и переплетением линий, с перебоями и отступлениями, с постоянством и определенностью действующих в нем лиц. Образование такой сюжетной лирики – последнее слово современного лирического искусства и, думается мне, зарождение тех элементов, из которых должен возникнуть новый эпос, новый роман.
Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе, в семье морского инженера. Детские годы прошли в Царском Селе. Она росла в мире поэзии и литературы. Поэтому уже с ранних лет Анна начала писать стихи. Получив прекрасное образование, она много путешествовала по Европе. Но бурные политические события начала 20 века не могли не отразиться на поэтических взглядах еще юной Ахматовой. В ее лирике запечатлелось очарование, богатство и неповторимость глубоких переживаний. Она тянется ко всему новому, неизведанному. Анна примыкает к поэтическому течению – акмеизму. Символ акмеизма – провозглашать мир таким, каков он есть; с его радостями, пороками, злом и несправедливостью. Именно такая поэзия Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, изменах, одиночестве и отчаянии. Любовь в лирике А.А. небезмятежная, наоборот, она предельна в кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. «Мук! ой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире.

Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его – напрасно.

В ее стихах поражает “струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила поэзии Ахматовой.
Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается “крылатость” творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения “Музе”, где Муза-сестра отнимает “Золотое кольцо” –
символ земных радостей – и обрекает лирическую героиню на “любовную пытку”. Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного. Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Неповторимость ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини наполнены
глубочайшим психологизмом. Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.

Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице и т. д.).

Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Мы только можем догадываться, почему он, уйдя, забыл свою перчатку… Что-то произошло. Но завтра будет новый день.
«…Сердце, будь же мудро», – говорит нам она. И, если мы умрем от горя утраты, то, может, останется жить наша душа?
“Земная любовь” у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека “земному миру”. Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой
идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми (“Молитва”), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни. До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в “Реквиеме”. Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: “Почто Меня оставил!”
А Матери:
«О, не рыдай Мене.
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел».

В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны – истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которое звучит в стихах А. Ахматовой: “А я молюсь не о себе одной. “. Таким образом, поэзия А. Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли. В наши дни, Анна Ахматова – самая одаренная из русских поэтесс. Ее стихи отличает неповторимое звучание, особая музыкальность. Они открывают бездну ее сердца, вместившего весь наш изменчивый мир

Язык — волшебное орудие

Сочинение на тему

. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Каждый день, не задумываясь, мы пользуемся множеством разных слов, образных, красивых, звучных. Слов, которые, выстраиваясь в определенном порядке, образуют собственный интересный и своеобразный мир. Мир, в котором действуют свои закономерности, свои не раскрытые еще тайны и загадки, мир, который имеет свою неповторимую историю. Понимаем ли мы до конца, всегда ли осознаем, почему те или иные слова оказывают такое сильное воздействие на нас, на нашу душу, наши мысли, нашу жизнь?

Язык — одно из самых важных и самых древних общественных явлений. Трудно найти что-нибудь в нашей жизни, что было бы таким значимым для нас, для нашего существования. Очень легко можно представить себе жизнь без компьютера и телевидения, газа или электричества, без чернил, газет и журналов. Но разве могло бы существовать человечество, если бы оно лишилось речи?!

В повседневной жизни мы часто пользуемся словами родного языка так же естественно, как ходим, дышим, смотрим. Слово является для нас обычным и важным средством общения, средством восприятия художественной литературы. Используя те или иные слова и выражения, мы редко задумываемся над тем, что слово само по себе имеет свое происхождение, свою историю, свой облик, свое значение. От того, насколько грамотно мы используем средства нашего языка, зависит то, как мы будем восприняты окружающими. Ведь нередко одно и то же слово, сказанное в различных ситуациях, окруженное разными словами и наделенное различными значениями, может оказывать на собеседника совершенно противоположное действие.

Умение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.

Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.

Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.

Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.

Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.

Сочинение 9. Сборник ЕГЭ-2019

Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория.

За 30 лет я не привык к этому чувству и испытываю его каждое утро.

Я нервно застёгиваю сюртук, задаю Николаю лишние вопросы, сержусь.

Чувствуешь что-то особенное, когда за дверью морем гудит аудитория.

За 30 лет я не привык к этому чувству и испытываю его каждое утро.

Я нервно застёгиваю сюртук, задаю Николаю лишние вопросы, сержусь. Похоже на то, как будто я трушу, но это не трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни назвать, ни описать.

При моем появлении студенты встают, потом садятся, и шум моря внезапно стихает. Наступает штиль.

Я знаю, о чём буду читать, но не знаю, как буду читать, с чего начну и чем закончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на. », как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и — пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь ещё сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять никого из поля зрения.

Хороший дирижёр, передавая мысль композитора, делает .сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, непохожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо.

Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени её внимания и о силе разумения, то она в моей власти. Другой мой противник сидит во мне самом. Это — бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных- своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течёт моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы её внимание, причём надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моём распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и учёного, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и учёного, или наоборот.

Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнётся своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать.

Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновение не выдумка поэтов, а существует на самом деле.

Это было прежде. Теперь же на лекциях я испытываю одно только мучение. Не проходит и получаса, как я начинаю чувствовать непобедимую слабость в ногах и в плечах; сажусь в крёсло, но сидя читать я не привык; через минуту поднимаюсь, продолжаю стоя, потом опять сажусь. Во рту сохнет, голос сипнет,
голова кружится. Чтобы скрыть от слушателей своё состояние, я то и дело пью воду, кашляю, часто сморкаюсь, точно мне мешает насморк, говорю невпопад каламбуры и в конце концов объявляю перерыв раньше, чем следует. Но главным образом мне стыдно.

Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, — это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить своё место человеку, который моложе и сильнее меня.

Но у меня не хватает мужества поступить по совести.

К несчастию, я не философ и не богослов. Как 20-30 лет назад, так и теперь, меня интересует одна только наука. Испуская последний вздох, я всё-таки буду верить, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя. Вера эта, быть может, наивна и несправедлива в своём основании, но я не виноват, что верю так, а не иначе; победить же в себе этой веры я не могу.

(По А. П. Чехову*)
Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, автор рассказов, повестей, драматических произведений.

В чём проявляется любовь к профессии? Является ли любовь к профессии залогом успешной деятельности? Этими вопросами задается Антон Павлович Чехов в данном тексте.

Отвечая на поставленные вопросы, Чехов рассказывает о герое, который читал лекции студентам. Описывает его ощущения и чувства в тот момент, когда герой занимался своим любимым делом. Это занятие вызывает у героя счастье и наслаждение: «стоит… только оглядеть аудиторию и произнести стереотипное «в прошлой лекции мы остановились на. », как фразы длинной вереницей вылетают из…. души и — пошла, писать губерния!». Автор сравнивает лектора с дирижером, а всех сидящих на лекции студентов иронически называет многоголовой гидрой. И герой должен покорить эту гидру, заставить слушать и понимать лекцию: «Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течёт моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы её внимание, причём надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать». Герой текста считает, что при чтении лекции нужно уметь удерживать внимание аудитории, и у него это неплохо получается. Но все описанные события в прошлом: «Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекций», – а сейчас лектор чувствует себя не очень хорошо: «Испуская последний вздох, я всё-таки буду верить, что наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, что она всегда была и будет высшим проявлением любви и что только ею одною человек победит природу и себя». Получается, что когда человек занимается любимым делом, он действительно успешен и удачлив.

Позиция автора данного текста проста: человек, занимающийся любимым делом, по-настоящему счастлив. Труд вызывает у него радость и желание творчества.

Я согласна с позицией автора. Только любимое дело способно сделать человека счастливым. Главное – найти это дело, стать в нем успешным профессионалом. Мне кажется, что если бы любимое дело или увлечение не приносило приятные эмоции, не находило бы позитивный отклик в душе, то не развивались бы народные промыслы, не совершались бы научные открытия, прогресс стоял бы на месте. Все великие ученые и изобретатели чувствовали себя счастливыми только тогда, когда занимались любимым делом. И многим было неважно, где они находятся, что на них одето, что они едят. В русской литературе есть тоже немало примеров того, что мастер, увлекшись делом, забывает обо всем и чувствует себя очень хорошо. Вспомним лесковского Левшу. Чудаковатый, просто одетый да еще и закладывающий за воротник Левша мог блоху подковать. Вся его жизнь состояла из того, что он великолепно делал различные механизмы и в этот момент был счастлив, а как отлучили его от любимого дела, стали возить по заграницам, так и пропал человек.

Таким образом, для многих любимое дело – цель в жизни, а значит ее смысл и счастливое состояние души. Хочется, чтобы каждый человек нашел свое дело и был доволен жизнью.

Сочинение на тему Лермонтов м. ю. – Язык мысли и голос страстей

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-05-15

Заказать написание уникальной работы

О Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт
Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могуча творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.
Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он “вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество”, – писал о нем современник. Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В.Г.Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни.
Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие.
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы “Демон” и “Мцыри”, эпическую поэму “Песнь про царя Ивана Васильевича. ”, гениальный роман “Герой нашего времени”, положивший начало русской психологической прозе, из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики,
Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны..
.
Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название – “Мцыри”. Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина.
У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел, – в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной.
И о земле позабывал.
Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”. И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям – “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Природа наделила его страстями. Когда ему было всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – таким он был и навсегда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Свою поэму “Демон” он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:
Я кончил, и в груди невольное сомненье:
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь игнанника в последние годы.
Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.
“Мцыри” – поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину.
Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.
Определяющая черта образа Мцыри – духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:
Увы! – за несколько минут .
Между крутых и темных скал,
Где я в младенчестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:
Когда я стану умирать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста..
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет.
Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время – эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта.
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.
Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.
В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. Таков Арбенин, таков Печорин. Таков и сам Лермонтов. Своим героям он придавал свои собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.
Ненависть к “стране господ”, отрицание славы, купленной кровью, еще больше обостряли любовь Лермонтова к “печальным деревням” и к “холодному молчанию русских степей”. Чувство Родины пронизывает лермонтовскую лирику. Патриотическое чувство поэта достигает высокой ясности, осознанности.
Это ярко проявляется в стихотворении “Родина”. Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: “С отрадой, многим незнакомой”. Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого. Пейзаж в “Родине” – это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России, ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: “. лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям. ”. От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения и жизни. От огромного пространства он переходит к изображению “малой родины”, показанной конкретно, с нежностью и теплотой. Читатель видит “с резными ставнями окно”, “полное гумно”, “чету белеющих берез” и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.
Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В “Родине” поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к новым завоеваниям. При этом вспоминаются стихотворения “Валерик” и “Завещание”, где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, ко торой поэт отдает свою любовь, – это Россия крестьянская, солдатская, народная.
Пристальный взгляд поэта отмечает конкретных людей из народа, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.
На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленях; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью. на шинели,
Спиною к дереву, лежал Их капитан.
Он умирал.
“Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен”, – писал о Лермонтове Федор Михайлович Достоевский. И это действительно так.
Для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении “Бородино” воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. “Могучее, лихое племя, богатыри”, готовые “постоять головою за Родину свою”, – вот портрет этих людей. Поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:
Да, были люди в наше время.
Не то что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Впервые в поэзии с большой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.
При жизни поэту удалось выпустить сборник своих произведений, который он собирал и редактировал сам. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Такова была его взыскательность по отношению к себе и своему творчеству. Все совместилось в той маленькой книжке – старинный сказ “Песни про царя Ивана Васильевича. ” и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние в строках “И скучно, и грустно. ” и нежный разговор с ребенком; трагическая мысль “Думы” и страстный разговор Терека с Каспием; память о погибшем изгнаннике и угроза великосветской черни; жажда свободы Мцыри и песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России. Все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.
Таким и был Лермонтов, только натура и личность его были еще богаче, потому что в эту книжку не вошли ни “Демон”, ни “Маскарад”, ни “Герой нашего времени”, ни стихотворения последнего года его жизни.
Поэзия Лермонтова полна контрастов. Но смена душевных переживаний сочетается у него с верностью излюбленным идеям и образам, что придает его поэзии удивительное своеобразие, неповторимость. Недаром любимым поэтическим средством поэта является антитеза – столкновение противоположных понятий. Это “день первый” – “день после дний”, “позор” – “торжество”, “паденье” – “победа”, “свиданье” – “разлука”, “демоны” – “ангелы”, “небо” – “ад”, “блаженство” – “страданье”.
Другой излюбленный прием поэта – анафора, то есть настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Сам стих много говорит о личности его творца, о его характере, о его страсти! Великая человечность Лермонтова, реалистичность его образов, соединение простоты и возвышенности делают его произведения бессмертными. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Ахматова а. – Я голос ваш жар вашего дыханья. ..
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 15:29:19 18 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 17 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать