Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Онегин и Печорин как представители своего времени (Сравнительный анализ)

«Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» – «визитные карточки» двух классиков русской литературы, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Два произведения весьма схожи между собой; в них перекликаются даже фамилии главных героев: оба названы по аналогии с реками.

Я считаю, что «Герой нашего времени» мог бы быть продолжением «Евгения Онегина»: если Пушкин ставил перед собой задачу изобразить историю становления своего героя, то Лермонтов хотел показать героя с уже окончательно сформированным характером.

Несмотря на то что в каждой главе «Героя нашего времени» читатель открывает для себя новые черты характера Печорина, нельзя сказать, что герой меняется – его образ остается неизменно трагическим. В «Евгении Онегине» наоборот: на протяжении романа отношение к главному герою меняется как у читателя, так и у автора: если в начале произведения мы видим в Онегине безнадежно «лишнего» человека, а Пушкин относится к нему с иронией, то в конце все иначе: нам кажется, что Евгений ввиду некоторых обстоятельств просто не смог найти свое место в жизни, а А.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С. относится к своему герою уже с сочувствием.

Пушкин и Лермонтов показывают своих героев в схожих ситуациях: и Онегин, и Печорин разбивают сердца любящим их девушкам. Сходство дуэлей, в которых участвовали герои, наталкивает на мысль, что Лермонтов вдохновлялся произведением Пушкина при написании «Героя нашего времени». И все же герои в этих ситуациях ведут себя по-разному.

Сравнивая Печорина и Онегина, нельзя не отметить их сходство: они оба дворяне по происхождению, оба достаточно образованны и умны, оба хорошо разбираются в человеческой психологии. Но при этом они не могут найти свое место в жизни.

И Онегин, и Печорин свободолюбивы: «. двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам» (Печорин); «. Свою постылую свободу / Я потерять не захотел.» (Евгений Онегин). Они оба стояли на пороге счастья, но потеряли его: женщины, которых они действительно любили, были «отданы другому».

У двух героев схожее отношение к дружбе: Онегин не имел друзей, а с Ленским, единственным образованным человеком из округи, они были «от нечего делать друзьями» (хотя потом Онегин все же привязался к Ленскому), Печорин к дружбе относился со скептицизмом, считал, что «из двух друзей один всегда раб другого». Но, если Онегин, которому наскучила жизнь, и романтик Ленский являются противоположностями друг друга, то Печорин и Вернер имеют одинаковые ценности и вообще достаточно похожи.

Герои также во многом различны. Так, Печорин всегда презирал светское общество и старался избегать его. Онегин же и к концу романа так и остался зависимым от мнения окружающих: он мог бы предотвратить дуэль с Ленским, но не стал извиняться, побоявшись общественного осуждения. Дуэль еще раз показала привязанность Онегина к другу: после выстрела он сразу кинулся к трупу Ленского. Дуэль же Печорина с Грушницким и ее исход для первого ничего не значили: дуэлянты были врагами.

Ночи перед дуэлями также показывают различия в характерах Онегина и Печорина. Первый абсолютно не волновался и проспал дуэль. Второй же – наоборот – не спал, а предавался размышлениям: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно».

Печорин, на мой взгляд, более способен к самоанализу: он сам пытается объяснить особенности своего характера. Но даже понимая все свои недостатки, он не пытается стать лучше. Причиной своих несчастий Печорин считает непонимание со стороны общества: «Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.».

И Онегин, и Печорин способны чувствовать. Они оба действительно любили Татьяну и Веру, но когда они осознали это, было уже слишком поздно. Онегин сожалел о смерти Ленского. Печорин же, сломавший не одну судьбу, о содеянном не сожалеет, хотя и не любит вспоминать прошлое (эпизод встречи с Максимом Максимычем).

Главное отличие двух героев, на мой взгляд, в том, что лермонтовский герой сам ищет приключений, пушкинский же приемлет жизнь такой, какая она есть.

На первый взгляд, беда обоих героев в том, что они эгоистичны и не думают о последствиях того, что делают. Но мне кажется, что причина их «потерянности» в том, что они идут против общества. Они оба «лишние» люди. Их ли в этом вина? Частично. Я считаю, что «лишние» люди — это прежде всего вина общества, породившего их.

Я не могу назвать «любимого» героя из двух, так как ни один из них мне не нравится. Если бы Онегин не был таким пассивным и не плыл по течению, я думаю, он мог бы принести не меньше бед, чем Печорин. Мне кажется, что и Печорин, и Онегин, как достаточно проницательные, умные и образованные люди, могли бы добиться многого. Но общество, отвергающее людей, имеющих свое мнение, не позволило им этого сделать.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id53875

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Герои Онегин и Печорин жили в разные промежутки времени. Для Онегина выпали годы мятежей, вольности, в России царила эпоха декабризма, а Печорин – дитя безвременья. Произведения Пушкина и Лермонтова объединяет изображение дворянства и интеллигенции, которые погрязли в смуте и кризисе. Представители данных слоев общества не желают мириться с нормами тех времен, в них уже давно копошится неудовлетворенность, их не прельщает общественная деятельность. У них нет иного выхода, кроме как бесцельно тратить свои годы, постепенно пополняя ряды «лишних людей».

Характеры обоих персонажей формировались в примерно одинаковых условиях. Они из одного круга, оба проходят путь от полного согласия со светским обществом, до отрицания устоявшихся традиций и неудовлетворенности своим нынешним состоянием. Оба молодых человека являются образованными, интеллигентными, оба любят спорить и искать ту самую истину. Также оба обладают незаурядными способностями, большой широтой души. Но ни один из них так и не сумел найти себя в обществе, реализовать свой потенциал, они растрачивают свою жизнь на совершенные пустяки.

В юности оба героя увлекались светской жизнью, они наслаждались своей беззаботностью, оба имели определенный успех у барышень. Печорин обладает способностью с первого взгляда различать тех, кто будет его любить. Он говорит, что как никто другой умеет властвовать сердцем и душой женщины, и, оттого, возможно, не дорожит своими отношениями. Любовь Бэлы и увлеченность княжной Мэри не смогли растопить расчетливость и прагматичность Печорина. Так уж сложилось, что женщинам он приносит только несчастье и горечь.

Любовь Татьяны Лариной также оставляет Онегина равнодушным. Но это лишь сначала, потом же, встречая даму вновь, он понимает, насколько много он потерял.

Глубокое равнодушие и разочарованность в жизни также влияют и на их отношения к дружбе. Онегин водится с Ленским только от скуки. А по мнению Печорина в дружбе всегда есть тот, кто холопствует, и тот, кто управляет. И он не желает примерять на себя ни одну из этих ролей.

Онегин и Печорин глубоко презирают светское общество, они разочарованы в нем, для них это лишь пустота. Но все же Онегин боится общественного мнения, и принимает вызов на дуэль от Ленского. Печорин также оказывается в похожей ситуации, но им двигает месть за несбывшиеся мечты и надежды.

Оба героя, хоть и являются еще совсем не зрелыми людьми, уже глубоко разочарованы в жизни. Они с нескрываемой радостью противопоставляют себя обществу, которое порядком успела им надоесть, они не желают видеть себя средь «светской черни». Они не разделяют мыслей окружающих. Оба, и Печорин, и Онегин, являются эгоистами. Но, вместе с тем, они умеют мыслить, умеют страдать. Откинув от себя праздное существование дворян, они не находят новых путей для реализации своих надежд. Они желают противостоять старым устоям, но не знают как. И, в конце концов, оба персонажа разделяют трагическую судьбу «лишних людей».

Сочинение №2

После прочтения двух удивительных и имеющих особое значение в русской литературе произведений великих писателей 19 века «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» сразу становиться ясно, что между главными героями есть много общего.

Онегин и Печорин – это молодые мужчины, которые родились в дворянских семьях. В те времена таких детей, как и сегодня, называют «золотая молодежь». Ни Онегин, ни Печорин никогда не работали и не знали, что такое настоящий человеческий труд. Им по жизни все давалось очень легко, им не нужно было трудиться, чтобы прокормить себя. Они весело и безмятежно проводили свободное время, веселились, посещали балы и любые светские мероприятия. Кутеж, разгул и суета – это главные составляющие молодой их жизни. Такое поведение было привлекательным для большинства представительниц прекрасной половины человечества.

Но такая жизнь, в конце концов, наскучила в какой-то момент, наскучила им обоим. Евгению, как и Григорию, вдруг захотелось испытать новых ощущений и эмоций. Несмотря на внешнюю легкомысленность, у молодых людей был острый ум, они были интеллектуально развиты, умели анализировать то, что происходило вокруг. Именно поэтому Печорин и Онегин любили уединения и путешествия.

В какой-то момент каждому из них захотелось удалиться подальше от всей этой суеты и поразмыслить о себе и дальнейшем будущем. Но, как бы ни хотелось, и как они не старались, так ничего из этого не вышло. Путешествия каждого, не увенчались успехом. Отрицательной чертой характера молодых людей был эгоизм. Он принес много бед и неприятностей не только тем, кто их окружал, но и самим Печорину и Онегину. Стать счастливым и осчастливить тех, кто искренне к ним относился не смог ни Евгений, ни Григорий.

Про таких людей, как Онегин и Печорин в обществе говорят: «лишние люди». Несмотря на то, что у обоих были неплохие задатки и родились они в благополучных семьях, они так и не сумели найти себя в жизни. Евгений и Григорий не принесли пользу ни себе, ни окружающим. Онегин повышал свою самооценку за счет унижения и насмешек над другими. Печорин в свою очередь хотел, чтобы все вокруг ему подчинялись. Единственное что их отличало друг от друга – это тщеславие одного (Печорина) и рутинность другого (Онегина).

Читайте также:  Страшный ли человек этот Печорин: сочинение

Образ Евгения Онегина и Григория Печорина – это внешняя и внутренняя оболочка молодежи того времени. Дети аристократов обладали такими пороками как тщеславие, надменность и не желание к чему-то стремиться, потому что у них уже все и так есть. Но развлечения и постоянное веселье не главное в жизни. На самом деле все очень просто – человек должен приносить пользу, как себе, так и окружающим. Чтобы его уважали и ценили, в первую очередь он сам должен научиться уважать окружающих и близких ему людей.

Евгений Онегин и Григорий Печорин

Евгений Онегин и Григорий Печорин – два литературных героя, которые представляют «лишних людей» своего времени. В них много общего, но есть и различия.

Герои жили в разные годы: Печорин – в эпоху декабризма, Онегин – в безвременье, но такие люди существуют всегда.

Оба героя молоды, близки по возрасту, принадлежат к дворянскому обществу. Они умны, образованы, воспитаны и богаты. Юность молодых людей прошла весело и беззаботно в увеселениях и балах.

Оба героя, в конце концов, разочаровались в светских развлечениях – Печорин посвятил себя военной службе, а Онегин уехал в деревню и захотел попробовать себя в роли помещика. Однако и перемены в жизни не принесли им удовлетворения.

Несмотря на свою молодость, герои испытали глубокое разочарование в жизни, ничто их в ней не радовало.

Оба героя обладали привлекательной внешностью и пользовались неизменным успехом у дам. Однако они так и не смогли найти счастья в любви и создать семью. Печорин приносил женщинам лишь одни несчастья. Онегин влюбился слишком поздно, когда Татьяна была уже замужем за другим мужчиной.

Молодые люди не умели дружить и ценить близкие отношения. Онегин проводил время с Владимиром Ленским только от скуки. Печорин состоял в приятельских отношениях с Вернером, уважал его за острый ум и за схожесть с ним во взглядах на многие вещи. Тем не менее, он не стремился назвать его своим другом, так как хотел сохранить свою независимость от всех.

Оба героя приняли вызов на дуэль, но по разным причинам. Для Онегина было важно общественное мнение, он не хотел выглядеть трусом в глазах света. Печорин пошёл на поединок из принципа, отстаивая свою честь.

Оба персонажа любили уединение и путешествия. Печорин находился в состоянии постоянного поиска смысла жизни для себя. Он по характеру – авантюрист и интриган, чем приносил немало неприятностей для окружающих. Печорин много рассуждал о своих поступках и осуждал их, однако не стремился исправиться. Онегин принимал жизнь такой, как есть, подчиняясь своим чувствам. Оба молодых человека – эгоистичны, они не заботились о внутреннем состоянии других.

Герои не могли найти применения своим способностям и от этого являлись лишними людьми в любом обществе. Причина в них самих, так как молодые люди привыкли брать всё от жизни, а не отдавать. Обладая огромным списком достоинств, они не смогли реализовать их.

В итоге, жизнь Печорина закончилась трагически, Онегин тоже не нашёл личного счастья.

Онегин и Печорин

Популярные сочинения

Привет мой друг. Ты сейчас читаешь это сообщение (письмо), да и вообще странно самому себе писать, но всё же. Меня зовут Вадим, мне пятнадцать лет, на часах семь часов вечера

Некрасов считал главным предназначением литературы не «служение чистому искусству», а использование донесение своей позиции до широкой аудитории, пропаганду идей, поэтом в его творчестве большое

Тихону Щербатому – простому русскому мужику, в романе «Война и мир» отводится отнюдь не первостепенная роль. Тихон состоял в партизанском отряде, который возглавлял офицер Денис Давыдов

Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика

Казалось бы, и Онегин и Печорин являются представителями высшего света, они обладают довольно хорошим воспитанием и, как говорится, хорошим рождением, то есть каждый получил материальное обеспечение, возможность создать карьеру, не заботиться о пропитании. Тем не менее, каждый из этих герой являются маргиналами для собственного времени. Они люди не нужные и выкинутые как бы на периферию существования.

Однако, им претит пребывать в центре этого существования, который по сути своей пуст. К примеру, в романе Пушкина мы видим непрестанные описания автором высшего света и развлечений этих людей, которые полны жадной скукой. Безусловно, Онегин не хочет ничего искать в этом во всем и тоже пребывает в полной скуке.

Печорин в свою очередь существует в немного другую историческую эпоху, как известно, эпоху политического упадка и реакции. Поэтому Печорин наполнен не только скукой, но и печалью, страданием. Поэтому и судьба Печорина более драматична, он ищет гибели, пытается проверить существование фатума в рисковых предприятиях.

Каждый обладает каким-то намерением быть искренним и полезным собственному обществу. Тем не менее, каждый не может отыскать собственного применения и поэтому страдает от такой ситуации, так как не может обманывать себя. Эти герои на самом деле невероятно похожи и, мне кажется, они являются в каком-то смысле продолжением друг друга.

Точнее Печорин (в частности хронологически) является развитием Онегина. После того как герой Пушкина доведен до предела, а также доведена до предела его эпоха (восстание декабристов и жесткая политическая реакция) появляется герой Лермонтова, который сам становится более жестким и более наполненным страданием. Если в Онегине мог просматриваться какой-то оптимизм и беззаботность, то в Печорине просматривается только цинизм.

Рассматривая сравнительные характеристики Онегина и Печорина, не следует забывать о фигурах авторов. Во многом герои повторяют биографии и воззрения своих создателей. Конечно, по большей части авторы иронизируют над собой и предлагают только во многом свои негативные или, скажем так, крайние качества.

Нужно различать творцов Пушкина и Лермонтова, которые способны рефлексировать и оценивать со стороны и светских людей Пушкина и Лермонтова, которые подобно остальным были охватываемы страстями и различными наклонностями. Так вот Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов.

2 вариант

Основными персонажами начала 19 столетия представляются Онегин и Печорин. Они – шедевры знаменитых литераторов своей эпохи и отчасти даже изображают жизнь собственных писателей. Крайне тяжелая участь предстоит Лермонтову с Пушкиным и Онегину с Печориным.

Литераторы хотели охватить в своих персонажах образы эпохи и по большей части творцам это удалось. На самом деле и Онегин и Печорин символичны для своей эпохи, однако любой из этих главных персонажей находится в вечности, потому что приводит совокупность проблем, которые оказываются типичными для любого времени.

Если сказать прямо, то перед нашими глазами очертания двух грамотных людей, которые были прекрасными резидентами своей эпохи. Каждый из них был хорошо образован, имел проницательный ум, который позволял понимать людей и самих себя. Кроме этого они были настоящими искателями правды и хотели узнать предназначение не только своего времени, но и собственной жизни.

Принимая во внимание значительную схожесть, необходимо отметить и их отличия, которые различают дух вышеозвученных персонажей. В начале обратим внимание на Онегина.

Пушкинский персонаж имеет беспринципное представление о жизни, он привередлив и воспринимает людей с определенной манией величия. Одновременно с этим Онегин не имеет наклонности к идеализации реальности, в основном он материалист. Даже на поединок Онегин уезжает по большей части не по собственному желанию, а благодаря социальной репутации, он не намерен казаться глупым и вследствие чего едет на дуэль.

В действительности такая мелочь оказывается первостепенной, потому что повод для поединка Печорина абсолютно другой. Он уезжает на дуэль, потому что пытается найти настоящую правду и движется к своей цели, он стремится отомстить всему миру. Без всякого сомнения, Печорин также сильно самолюбив, но его эгоцентризм (кстати сказать, как и у Онегина также) называет человека главным творением. Безусловно, Печорин относится ко всем свысока, однако он не способен смотреть по-иному, потому что на самом деле добился поставленных высот и находится на той вершине, которая большинству просто недостижима.

Онегин (развивая тематику эгоцентризма) также презрительно относится к остальным, но данный главный персонаж в основном выращен среди людей, где его возносили и всеми возможными способами обхаживали. Вследствие чего подобный «золотой мальчик» был одинок в совершеннолетней жизни. Его основная проблема – тоска, которая присуща такой столичной элите, не знающей нужды.

Также значительное различие между двумя персонажами – поступки в жизни. Онегин в основном соглашается со всеми и позволяет историям свершаться самим, например, позволяет Лариной полюбить себя и не спеша реагирует на любовь ответным чувством.

Печорин в своем роде – более живой герой. Он не признает действительность, но всецело формирует ее, пытается найти авантюрные истории так же как хочет найти настоящую правду. Характерной чертой Печорина является связь его взглядов с житейскими принципами и поступками.

Сочинение Печорин и Онегин

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, персонаж произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», относятся к типу «лишнего человека» в художественной литературе. Оба этих героя разочаровались в жизни и не могут найти применения своим исключительным способностям. Онегин и Печорин крайне похожи между собой: скучающие, уставшие, подвергшиеся хандре.

Сходство между персонажами можно увидеть уже в именах, ведь Лермонтов, называя своего героя, использует тот же принцип, что и Пушкин – опирается на название реки. Онега – тихая, ровная река, Печора же быстрая, грозная, буйная. В какой-то степени реки становятся отражением характеров героев.

Сравнение персонажей следует начать с их жизненной философии. Оба героя страдают редкостным цинизмом, эгоизмом и высокомерием, они критично относятся к жизни и к окружающим их людям. Онегин и Печорин понимают, что их существование – это беспросветная серость, пустота, однообразие, хандра, поэтому они пытаются спрятаться под маской веселости, праздности, различных удовольствий. Но совсем скоро герои сталкиваются с фальшивостью высшего света и впадают в отчаяние, начинают скучать. Евгений охладевает к жизни, Григорий же боится общества и считает себя «небольшой потерей для мира».

Читайте также:  Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Онегин, не привыкший к тяжелому физическому труду, пытается писать, однако и этот «упорный труд» его быстро утомляет. Печорин попадает на Кавказ и надеется, что война не позволит ему скучать, но, привыкнув к военным действиям, он снова поддается тоске.

Отличает этих героев лишь то, что пушкинский персонаж, отчаявшись найти свое истинное призвание, смиряется с решением судьбы, а персонаж Лермонтова продолжает искать смысл жизни в рискованных приключениях, службе и любви.

Далее необходимо сравнить персонажей по их отношению к женщинам и к любви.

Несмотря на то, что Онегин в совершенстве знак науку страсти нежной, женщины, как и дружба, ему быстро надоели. Татьяну он полюбил далеко не сразу, только когда разобрался в себе во время странствий, но уже, к сожалению, было поздно и, получив отказ, Евгений еще больше закрылся, замкнулся в себе.

Печорин готов был любить весь мир, но его никто не понял, и он в ответ научился ненавидеть. Про себя он говорит: « Моя бесцветная молодость протекла в борьбе». Георгий влюблялся, и сам был любим, но его ледяное сердце продолжала заполнять лишь пустота. Он брал то, что хочет, а потом, наигравшись, бросал. Из-за Печорина погибла невинная Бэла, он разрушил жизнь Мери, посмеявшись над ней, и лишь Веру он смог полюбить настоящей любовью, но потерял ее опять же из-за игры в чувства. Герой стал равнодушен к любви и к любым ее проявлениям.

Сравнив возраст, внешность и материальное положение персонажей, мы увидим, что и в этом они не сильно отличаются. Онегину 26 лет, он одет и острижен по «последней моде», а его взгляд сквозит холодностью и безразличием. Евгений, получив наследство от родственников, стал очень богатым и почитаемым человеком.

Печорину 25 лет, он выглядит весьма не дурно, хорош собой, у него карие глаза, которые не смеются, когда смеется он сам. Денег у него много, есть лакеи, и ему доступны любые удовольствия, которые можно купить.

В конце стоит еще немного сказать об идеалах и ценностях обоих героев. Читатель увидит отличия, например, в их отношении к дуэли. Онегин перед дуэлью спит хорошим, крепким сном, зато уже после дуэли, убив Ленского, он испытывает муки совести и долго не может прийти в себя. Печорин наоборот не может долго уснуть перед дуэлью, думая о том, что должно произойти, о смысле своей жизни. Но при этом, Георгий хладнокровно убивает Грушницкого и покидает место событий без всяких угрызений совести.

Таким образом, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов изобразили «лишних людей» в следующие друг за другом десятилетия, поэтому их герои почти не отличаются друг от друга. Наоборот, эти персонажи лишь являются дополнением друг к другу, отражая действительность и передовые взгляды того времени.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Знаменитые герои романов М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина являются представителями одного течения в литературе. Оба они иллюстрируют образ “лишнего человека”, “героя” эпохи, когда пресыщенным молодым людям сложно было в полной мере насладиться жизнью, сделать в ней правильный выбор. Авторы вложили в их описание много биографического. Но, несмотря на это, Онегин и Печорин имеют также и много различий в характере и поступках.

Евгений Онегин страдает от так называемой “хандры”. Ничто не интересно молодому человеку, ничто его не влечёт. Смена обстановки, кажется, должна помочь ему в поисках себя, но, приехав в деревню, Онегин лишь ещё больше скучает. Кратковременное увлечение общением с Ленским заканчивается плачевно для последнего. Евгений Онегин, победив на дуэли своего друга-поэта, раскаивается и сожалеет, ему не чуждо человеческое. В отказе Татьяне Лариной молодой человек также проявляет своего рода благородство, честно объясняясь с девушкой. Позже любовь к этой девушке станет для него единственной надеждой на спасение, которого не последует из-за замужества возлюбленной. Онегин снова отправляется странствовать и скитаться, ища своего прибежища в жизни.

Григорий Печорин – такой же тяжелый и неоднозначный персонаж, но в нём сосредоточено (быть может, потому что повествование часто ведётся от первого лица) больше озлобления и жестокости. Молодой человек также имеет успех у девушек, при этом не гнушается играть с чувствами других людей. Из дневников Печорина не трудно понять, что он глубоко одинок и несчастлив. Именно это вынуждает его разрушать чужое счастье, вместо того чтобы создавать собственное. Онегин же томился своей “хандрой”, не изнемогая в стремлении навредить другим людям. Печорин также принимает участие в дуэли с Грушницким. Осознавая низость предательского сговора, организованного против него, герой не сожалеет о произошедшем. Дуэль была проведена, как того требовали правила чести, он не чувствовал за собой вины, в отличие от Онегина.

Заканчиваются истории молодых людей тоже во многом одинаково. Без надежды на счастье они продолжают за ним гнаться, причиняя при этом боль и страдания любимым женщинам. Евгений Онегин оказывается у ног Татьяны Лариной, Григорий Печорин напрасно скачет вслед за Верой. Он загоняет своего коня, но так и не возвращает возлюбленную. Итак, судьбы обоих героев трагичны и вызывают сочувствие, отражая в себе участь подавляющего большинства “героев времени”.

Также читают:

Картинка к сочинению Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика

Популярные сегодня темы

Автор остановился во Владыкавказа и ждал оказию в Екатериноград. Оказия – это полроты пехоты с пушками для прикрытия обозов. Пришлось бы все три дня прожить на сухоядении, поскольку бесполезно было заказывать у глупых

После прочтения рассказа «Зеленая лампа» Александра Грина на душе остается осадок теплоты и добра. Казалось бы, такой небольшой рассказ, но в нем имеется уйма смысла.

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя

Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала

Мой цвет любимый – это, конечно, зеленый! Дома люблю всё зеленое, чтобы было. На природе больше всего тоже люблю зеленое. Вот почему больше всего нравится мне нежаркое лето.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов — талантливые писатели начала 19 века, чей гений не подлежит сомнению, а произведения и сегодня высоко ценятся во всем мире. Именно им принадлежит главная роль в создании особого героя, которого позже назовут «лишним человеком». Героя, который не подходит своему времени, не может отыскать в нем себя, а также мирно существовать в обществе других людей. Именно такими персонажами являются Евгений Онегин и Григорий Печорин.

Онегин и Печорин — главные герои произведений «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», характер и судьба которых в свое время остались непонятыми и непризнанными критиками и читателями, как и произведения в целом. На сегодняшний день с уверенностью можно заявить, что эти юноши являются очень точной картиной целого поколения молодых людей, которое росло и формировалось в довольно непростых условиях 20-30-ых годов 19 столетия.

После смерти Александра I на престол взошел его брат Николай I, известный своей реакционной политикой, строгостью и стремлением к самодержавию. Бесспорно, при обоих императорах мощь империи росла и крепла, была одержана победа в Отечественной войне и ряде других, но политическая жизнь дворянского сословия была достаточно сумбурна и нестабильна. Восстание декабристов лишь усилило волнения. Целое поколение молодых людей не могло найти себя в измененном мире, где общественная жизнь постепенно затихала, а из всех доступных занятий в больше степени оставалось лишь праздное светское времяпровождение.

Именно к этому поколению относятся и Онегин, и Печорин, что становится ясно с первых глав произведений. Оба героя чувствуют всепоглощающую апатию и скуку, им надоел высший свет и его примитивные увеселения. Евгений и Григорий считают себя лишними людьми, вокруг которых, как и с ними лично, не происходит ничего по-настоящему волнующего.

Оба героя ищут утешения в любви, но каждый их романтический интерес достаточно быстро сходит на нет. На страницах «Евгения Онегина» мы видим лишь отношения Евгения с Татьяной, о предыдущих пассиях говорится лишь вскользь. Что касается Григория Печорина, о его любовных увлечениях можно судить по отношению к таким героинями, как Мери, Вера и Бэлла. Он откровенно играет с девушками, заставляет их испытывать ровно те эмоции и чувства, которые ему нужны.

Оба героя отлично разбираются в психологии и с легкостью предугадывают действия окружающих. Манипулировать влюбленными героинями для них достаточно легко. Но если Онегин поступает с Татьяной благородно и отказывает ей во взаимности напрямую, объясняя причины, то Печорин скорее развлекается, чем испытывает настоящие чувства и заботится о чужих. Бэлла быстро надоедает ему, завоевание Мери больше похоже на азартную игру, а его попытка восстановить отношения с Верой лишь усиливает страдания женщины. Оба героя в итоге чувствуют горькое разочарование, с которым не могут справиться: Онегин бросается в ноги любимой женщины, Печорин скачет за Верой, теряет коня и плачет на земле как ребенок.

Подобной схожести не наблюдается по отношению к дуэли и событиям вокруг нее. Онегин соглашается на дуэль не раздумывая, перед ней спокойно спит, а после не может выдержать случившееся и начинает свои бессмысленные путешествия. Печорин же о дуэли знает заранее и пользуется моментом, обдумывает грядущее событие. Перед встречей с противником он взволнован, не может уснуть, но после смерти Грушницкого спокойно прощается с остальными участниками и уходит с места происшествия. Прочь его гонят отнюдь не чувства, а опасность быть арестованным.

Григория можно назвать более циничным и жестоким человеком, его неуемная энергия жаждет выхода, а не найдя его в создании и созидании обращается в разрушительную силу. Евгений более апатичен, он предпочитает наблюдать за течением жизни и не способен изменять пространство вокруг себя. Они страдают от заключения в своем времени, не представляют своей жизни в будущем и не видят смысла и высшей цели в настоящем.

Оба героя в какой-то степени являются автопортретами самих авторов, которые заложили в них свои потаенные страхи, размышления и стремления. Пушкин и Лермонтов, как и их книжные альтер-эго, были довольно молоды, застали смену императора и события, связанные с декабристами. Так же, как и Печорин с Онегиным, писатели были достаточно умны, изобретательны, обаятельны и не лишены крутого нрава, так же с трудом находили свое место среди современников, часто оставались непонятыми. Сама эпоха диктовала им такие известные и важные для развития отечественного и мирового искусства произведения.

Читайте также:  Романтическая фантастика в поэме Лермонтова «Демон»: сочинение

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Онегин и Печорин в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова: сочинение

Героев А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова разделяет менее 10 лет. Они могли бы встретиться в одной гостиной, на одном балу или в театре, в ложе одной из “красоток записных”. И все же, чего же было больше — сходства или различия? Иногда в них разделяет людей сильнее и беспощаднее, чем целый век.

Евгений Онегин. Уже первая глава романа рисует законченный образ светского молодого человека, не лучше и не хуже прочих. Домашнее образование, виды на наследство, светский лоск, приятный, легкий ум, реализующийся в изящных разговорах с домашними. Основательная подкованность в вопросах моды и составления меню холостяцких обедов — вот и все. Пушкин подробно описывает день Онегина: вставание, завтрак, туалет, бал, театр, сон.

. проснется он — и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Механическое, педантичное повторение и размеренность того, что считается развлечением, ужасно. Вся пылкость чувств реализуется в “науке страсти нежной”, но там, где нет любви, страсть переходит в привычку, а затем — в скуку:

. короче, русская хандра

им овладела понемногу.

Переезд в деревню ненадолго увлек Онегина, он даже попытался применить на практике кое-что, усвоенное из Адама Смита, но вскоре увидел, что

. в деревне то же, что везде.

Но Онегин не во всем совпадает со своим внешне явленным образом величественного денди и бездельника, в нем есть и другое:

. мечтам невольная преданность,

и резкий, охлажденный ум.

Незаурядный человек с сильными и яркими задатками, замкнутый в круге данностей и неспособный вырваться из него — это Онегин. Его желания скорее порывисты, чем сильны, он не понимает, что “труд упорный” — удел всякого ваятеля собственной жизни. Идя на поводу готовых, легких ответов, он поневоле, мимоходом становится убийцей, соблазнителем.

Благородство и порядочность, которые он проявил по отношению к “печальной Тане”, удивляют и обнадеживают. Онегин ведет пустую жизнь, но он не пустой. Пушкин заодно со своим героем, поэт дает ему шанс на настоящую жизнь. Онегин воскресает через любовь и отказ любящей женщины, в пять минут показавшей ему, что есть истина, а что — ложь. Пушкин расстается с Онегиным, как бы говоря: дальше — твой выбор. Онегин человек не пустой, он падший, но не пропащий.

Григорий Печорин должен быть немного моложе Онегина. Он очень свеж и моложав — таким его описал Лермонтов. Он хорош собой. Но в первой встрече в главе “Максим Максимыч” нас поражает его вялость, бесконечная усталость, которая может быть только у старика, прожившего пустую, бессмысленную жизнь. Об Онегине мы знаем больше со слов автора. Печорин пишет дневник, мы вчитываемся в самоописание героя. Ничего не зная о его юности и детстве, мы узнаем, что Печорин трезво оценивает и свои силы, и слабости, и пороки. Он знает, чувствует, что “ведь, верно, было у меня назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но он растратил силы, “увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных”. Онегин ищет и не находит смысла в жизни. Печорин знает, что его нет. Сила и мощь его личности и интеллекта таковы, что он может выстраивать и планировать ситуации, управлять людьми, их чувствами и поступками. Печорин всегда получает желаемое, но, получив, охладевает, понимая, что не это ему нужно. А что? Печорин не боится смерти, он не любит жизнь. Если Онегин, став невольным убийцей, был потрясен, то Печорин — убийца хладнокровный, он спокойно проходит мимо людей, которые для него не более чем тени. Можно задеть его самолюбие, но не сердце и душу. Печорин считает, что душа его мертва, но что же тогда болит?

Два героя. Два времени. Время надежд и разочарований,. деятельной жизни и тлена. Великий пушкинист Юрий Тынянов говорил, что Пушкин — винное брожение литературы, Лермонтов — свидетель разложения.

“Лишний человек” в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Объяснить детям литературоведческое понятие “лишний человек”.
  2. Сформулировать предпосылки появления “лишних людей” и указать их общие черты.
  3. Рассказать детям о представителях “лишних людей” на примере произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
  4. Познакомить с оценкой персонажей различными критиками.
  5. Развивать у детей аналитические способности, умение обобщать и выделять главное; умение анализировать произведение.
  6. Воспитать любовь к русской литературе. Воспитать чувство языка, любовь к русскому национальному характеру.

Понятие “лишний человек” появилось в 20-е годы 19-го века.

Это особый тип просвещённого дворянина, который избегал служить царизму, но в то же время стоял в стороне от общественной деятельности. Такой путь был, с одной стороны, протестом ,с другой стороны, болезненным явлением, вызванным кризисом общественной системы.

Предпосылками появления “лишних людей” являлись:

– условия самодержавно-крепостнического строя, при котором положение народа было тяжёлым;

– люди с прогрессивными взглядами были обречены на бездействие.

Тема “лишних людей” является одной из ведущих тем литературы 19го века.

В галерею “лишних людей” входят:

    Онегин (А.С.Пушкин)
  • Печорин (М.Ю.Лермонтов)
  • Чацкий (А.С.Грибоедов)
  • Базаров, Рудин, Инсаров (И.С.Тургенев)

Одним из представителей “лишних людей” является Евгений Онегин (герой романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” ) – яркая, богатая, одарённая личность, “эгоист поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его…

Вторым представителем “лишних людей” является Г.А.Печорин. Он ощущает в себе “силы необъятные”, и в то же время он не знает, для какой цели родился.

Печорин приносит страдания всем, кто встречается ему на пути. Разочарование и скептицизм, жестокость, эгоизм – вот что отличает этого героя.

Кто же виноват в судьбе героя?

– Время и общество.

Печорину присущи черты романтизма – конфликт с внешним миром, который он презирает. Он один против окружающего мира.

Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со “вторым я” не давали ему свободы. Герой пытается “убежать от себя”.

М.Ю.Лермонтов не случайно вводит в повествование главу “Фаталист”, как бы подводя читателя к выводу о том, что Печорину изначально была предначертана такая судьба.

Каковы же общие черты характера “лишних людей”?

– Оба они являются представителями мыслящих людей своего времени, практически относящихся к жизни и людям.

– Оба не могут найти своего места в жизни, ничто их не радует, не волнует.

– Оба прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и неудовлетворённостью жизнью.

– Их объединяет “русская хандра”.

Но есть и различия в характерах этих героев:

– Они жили в разное время (Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, а Печорин в эпоху реакции “безвременья”)

– “Онегин скучает”, а Печорин глубоко страдает. Он является самым строгим судьёй самому себе, называет себя “нравственным калекой.

Множество строк из этих двух романов становятся афоризмами:

“Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”) или “Из двух друзей всегда один раб другого” (М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”).

В любви и Онегин, и Печорин видят лишь спасение от скуки, они не умеют любить, не верят в любовь, подавляют в себе всякое искреннее чувство, и поэтому испытывают внутреннюю опустошённость, одиночество.

Трагичны судьбы их женщин:

у Онегина Татьяна выходит замуж за нелюбимого;

у Печорина погибает Бела, убита горем отвергнутая Мэри, уезжает Вера.

И в дружбе герои не находят поддержки. Онегин искренне любил Ленского, но их дружба закончилась трагически из-за глупой размолвки. Онегин убивает Ленского на дуэли.

Печорин вообще не верит в дружбу. Удел Печорина и Онегина – одиночество.

Оба романа без конца (открытый финал даёт возможность читателю надеяться на лучшие изменения в судьбах героев). Авторы чётко показали все достоинства и недостатки типичных представителей своего времени.

Существуют и различия в композициях этих романов:

А.С.Пушкин показывает Онегина через общение с высшим обществом, а М.Ю.Лермонтов раскрывает образ через героев различных сословий.

“Евгений Онегин” – это целостная система, а “Герой нашего времени” состоит из отдельных повестей. И наконец, “Евгений Онегин” – это стихотворное произведение, а “Герой нашего времени” – прозаическое.

Образы Онегина и Печорина не могли не пройти не замеченными для литературных критиков.

По словам В.Г.Белинского, “Герой нашего времени” – это “грустная дума о нашем времени”, а Печорин – “это Онегин нашего времени”. “Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”.

А.И.Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”. Герцен писал: “ Вынужденные молчать; сдерживая слёзы; мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли! То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости.

Таким образом, перед нами два выдающихся произведения двух великих авторов. И два, вроде бы разных, но в то же время очень похожих друг на друга героя.

Типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них герой своего времени.

Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Онегине “эгоиста поневоле”, в Печорине “страдающего эгоиста”. Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами:

  • благородством мыслей и стремлений,
  • желанием жить осмысленно, для великого дела;
  • приносить пользу родине и народу,
  • жить честно, по совести.

Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Ссылка на основную публикацию
×
×