Своеобразие реализма в романе Герой нашего времени: сочинение

Cочинение «Своеобразие реализма в романе “Герой нашего времени” »

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство. Существует целый комплекс единых для всех романтиков мотивов (т.е. особенностей, общих для писателей одного направления, либо характерных для всего творчества одного автора). Так, Лермонтов достойно продолжил дело поэтов, стоявших в России у истоков романтизма, – Пушкина и Жуковского, и в полной мере развил мотивы, встречающиеся у них, о чем будет сказано далее.

Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как “Герой нашего времени”. Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном романтиком, имеют место значительные черты привычного для него направления. Несомненно, “Герой нашего времени” реалистичен: исторически верно воссоздана эпоха и типичные представители разных слоев общества (офицеры, горцы и прочие), главный герой находится в более или менее реальных условиях и ситуациях. Тем не менее, в характере самого героя присутствует много чисто романтических черт (и Лермонтов, быть может, невольно, их выделяет), как, например, полное разочарование в окружающих людях и жизни, возвышенное одиночество и тому подобное. Таким образом, “Герой нашего времени” можно оценивать как романтическое произведение, если рассматривать только главного героя и не касаться общественных и нравственных вопросов, затрагиваемых в нем.

Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования.

В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также “вытекает” из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика.

Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа “Герой нашего времени” также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Печорин, безусловно, одинок, но его одиночество качественно отличается, к примеру, от одиночества Мцыри – типично романтического героя у Лермонтова. Оно приурочено к его жизненному опыту: он встречал многих людей и, вследствие своего “несчастного характера” или каких-либо других причин, считает себя несравненно выше почти всех из них (не считая подобных доктору Вернеру, которые способны разглядеть его истинное лицо под маской). Отсутствие интереса к кому бы то ни было из окружающих – Печорин считает их недостойными внимания – приводит к простой, но вместе с тем гибельной скуке. Стоит отметить, что для Лермонтова существовало различие между разными видами одиночества: бегство или странничество он относил к так называемому добровольному одиночеству (человек сам выбирает этот путь, отвергая окружающих), а изгнанничество или узничество он называл вынужденным. То есть, тот же Мцыри был вынужденным узником, а Печорин просто сам не захотел быть с людьми, разочаровавшись в них. И он путешествует, переходя от одного человека к другому и не находя в них интересного для себя; это еще один мотив – мотив пути, в поисках свободы. Для него свобода – это жизнь среди равных ему людей, умеющих видеть пороки “всего…поколения, в полном их развитии”. Освобождением можно было бы назвать и избавление от внутренних “злых” сил, от того порока, не имеющего имени, который не позволил развиться в его душе положительным качествам, способным развеять скуку. Недопустимо видеть в Печорине отдельного, конкретного человека, ведь даже сам автор в предисловии заметил во избежание такой ошибки, что Печорин – это “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего…поколения”. Само название романа, предисловие, выразившее основную мысль Лермонтова и в своем роде пересказавшее смысл, говорит о том, что в романе автор продолжает начатые в стихотворении “Дума” размышления по поводу молодежи 30-х гг., то есть современной ему. Если общественно-политические взгляды Пушкина, Достоевского, Толстого можно понять по их публичным высказываниям, прочесть в дневниках и так далее, то мнение Лермонтова по подобным вопросам возможно увидеть только в его произведениях. “Дума” и “Герой нашего времени” в этом смысле как бы дополняют друг друга и вкупе являют собой полную картину современного Лермонтову общества (его глазами). Эти выводы настолько серьезны, что их можно выделить в отдельный мотив – размышления над поколением. Вероятно, никто из историков не смог бы так точно передать характер поколения 30-х гг. Лермонтов же создал достаточную для понимания картину: события 14 декабря 1825 г. оказались трагичными не только для самих декабристов, но и для этих людей; они чувствовали себя растерянными после поражения восстания, на которое возлагались такие надежды. Если такие крайние меры оказались безрезультатными, что же тогда могут сделать они? Это вопрос угрожающе навис над молодыми людьми, некоторые из них пытались искать истину в науке и философии и, подобно Печорину, стали теми, кому Лермонтов в “Думе” дал очень емкое определение: “тощий плод, до времени созрелый”. Главная мысль Лермонтова заключалась в том, что ненужность молодежи 30-х гг. возникла из-за ее бездействия, ибо действие есть основа жизни, по Лермонтову. Печорин, несомненный эгоист, чтобы не поддаваться скуке, развлекает себя, издеваясь и мучая окружающих, а с ними и себя самого. Причиной было желание не “застывать” на месте, а постоянно осуществлять хоть какую-нибудь деятельность.

Естественно, при таких обстоятельствах покой, которого так ищет Печорин, наступит только со смертью. Поскольку “Герой нашего времени” все-таки реалистическое произведение, то ни о какой сентиментальной исповеди (как у Мцыри) и загробной жизни речи быть и не может, то есть остается только догадываться, что есть смерть для самого Печорина. Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы (а провел он их в путешествиях, о которых он может сказать, что не делал ничего, кроме как “скучал”), на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти. В этом случае смерть тоже является избавлением от всех житейских проблем, волнений и, главное, от скуки.

Жизнь его, в общем, состояла из того, что он от нечего делать заставлял страдать других, изучая результаты своих экспериментов. Собственные страдания он принимал за нечто само собой разумеющееся, они ему неинтересны, в отличие от чужих, созерцание которых поддерживало его жизненные силы. Печорин не был бы так увлечен наблюдением за душевными метаморфозами, если бы жизнь не была бы столь скучна для него; изучая других, он заполняет “вакуум” своей жизни, пытаясь хоть как-то ее разнообразить.

Итак, сравнив некоторые типично лермонтовские мотивы, можно сделать вывод о том, что деятельность этого человека привнесла в русскую литературу совершенно неожиданное сочетание двух, казалось бы, противоположных, направлений – романтизма и реализма.

Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени (сочинение)

Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он является психологическим, но также повествует о русской жизни и быте военных людей.

Данное произведение заключает в себе реалистические и романтические элементы. Лермонтов с объективной точки зрения глядит на русское бытие, подходит к ее описанию как настоящий исследователь. Два этих направления находят друг против друга в сравнении и подчеркивают самую важную проблему романа. Реализм формируется и подчеркивается во внутренностях другого жанра.

В заметках по пути использован реалистический вид рассказа. Детали быта описаны четко и достоверно, а речь проста и поэтична, также заполнена иронией и лирикой.

Глава «Бэла» точно соответствует канонам романтизма. Природа романтичен, и он предупреждает таинственные происшествия. Основной персонаж вступает в борьбу с наружным светом и обществом: он находится в поисках любви, которая нереальна, его сердце постоянно мечется, точно какая-то стихия, он противостоит всем принятым нормам общественности. Здесь восприимчивость мира героя очень глубокая и она разрешает ему не следовать законам, которые есть у простых людей. Печорин – это романтик. Он одинок, бесстрашен и его волю нельзя сломить.

Контрастируют романтизм и реализм в главе «Максим Максимыч». Здесь герой думает и поступает наподобие романтического героя, но Лермонтов относит его к реалистическому персонажу. Печорин находится в кризисе. Тут Лермонтов показывает свое мастерство писателя в полной мере. Печорин изображается как одинокий, страдающий, разочарованный жизнью человек. Но историческая конкретность присутствует. Михаил Юрьевич приближается к реалистическому изображению, противопоставляет Печорину простого, полного положительных качеств, Максима Максимыча.

Читайте также:  Преступление и наказание Печорина: сочинение

В «Тамани» сюжет воспринимается двупланно. Детали его видимы, точны, реальны, но при этом он символизирует порывы главного героя: представления морей, парусов – вот где отражены мотивы романтизма. Разочаровывается герой из-за бессмысленной храбрости и романтического ощущения мира.

«Княжна Мери» является самым сильным самовыражением главного героя. Здесь герой приближен к пейзажам и природе. Она символизирует свободу и полную возможность раскрепоститься. Романтизм проявляется в его дневниковых зарисовках.

Вариант 2

Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил. В романе присутствуют как черты реализма, так и моменты романтического жанра. Характер главного героя, его поступки, поведение – это всё относится к реализму, но внутренние переживания, мысли Печорина, которые похожи на размышления людей нежного возраста, а также его осмысление поступков как своих, так и чужих, позволяет отнести это произведение к романтизму.

В первой части образ героя раскрывается через повествование офицера, который рассказывает автору историю про полюбившуюся Печориным девушку, которую он выкрал, а после начал остывать к ней. Это типичное для нашего общества явление знакомо многим читателям, потому что это реальность. Возможно, во времена Лермонтова такие отношения были менее распространены, но они были, хоть и очень сильно выделялись на фоне стабильной любви и совместной жизни людей.

Дальше рассказчик сам видит Печорина, который сразу предстаёт ему неприветливым, задумчивым и отстранённым человеком. Максим Максимыч рад старому товарищу, но тот не разделяет его чувств. Такое тоже бывает в реальной жизни, и это, хоть и вызвано внутренними переживаниями, на первый взгляд кажется просто неделанием общаться.

Черты романтизма наиболее чётко и полно раскрываются, когда мы читаем дневник главного героя, ведь он писал его не для публикации, а ради структурирования своих мыслей, а это значит, что в нём всё честно и открыто, без притворства и приукрашиваний. Он пишет о княжне, чувствами которой играет. Печорин вроде и влюблён в неё, но в то же время и понимает, что чувство любви для него – пустой звук, оно лишнее и не имеет ценности. Также дела обстоят и с дружбой. На дуэли он убивает Грушницкого, но и это событие ничего не изменило в его душе, потому что дружба, как и любовь для Печорина – лишнее чувство, ведь он привык к одиночеству. Всё это создаёт вокруг него ореол романтичности, грусти и мятежности.

В Тамани он рушит судьбы контрабандистов, просто появившись в их жизни. Он рассуждает на эту тему, но ему уже давно всё равно, ведь он привык к такому положению вещей. Возможно, раньше ему было жалко людей, но сейчас его характер изменился под тяготами жизни и он стал более хладнокровным.

В главе «Фаталист» главной темой является тема предопределения и судьбы. Печорин выступает фаталистом. Это глава – накал бунта и мятежа, Печорин, чтобы испытать судьбу, рискует своей жизнью. Это одна из главных черт романтического героя – жертвенность и способность «вызвать на бой» саму жизнь.

Лермонтов хотел создать собирательный образ человека, героя жизни и того времени, в котором он жил, но также, сам являясь одиноким и рассуждающим романтиком, он смог описать душу Печорина. Такое описание даёт ответ на многие вопросы, ведь знание человеческой души помогает оправдать и понять многие из его поступков.

Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

Набоков пишет Лужина гениальны шахматистом, человеком полностью увлеченным своим делом, который во внешнем мире видит только шахматные закономерности и фактически живет только шахматами.

Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях.Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу

Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе.

Тема любви занимает центральное положение практически во всех произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Испытав в жизни множество любовных переживаний, автор использует это чувство для того

«Своеобразие реализма в романе “Герой нашего времени”»

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство. Существует целый комплекс единых для всех романтиков мотивов (т.е. особенностей, общих для писателей одного направления, либо характерных для всего творчества одного автора). Так, Лермонтов достойно продолжил дело поэтов, стоявших в России у истоков романтизма, – Пушкина и Жуковского, и в полной мере развил мотивы, встречающиеся у них, о чем будет сказано далее.

Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как “Герой нашего времени”. Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном романтиком, имеют место значительные черты привычного для него направления. Несомненно, “Герой нашего времени” реалистичен: исторически верно воссоздана эпоха и типичные представители разных слоев общества (офицеры, горцы и прочие), главный герой находится в более или менее реальных условиях и ситуациях. Тем не менее, в характере самого героя присутствует много чисто романтических черт (и Лермонтов, быть может, невольно, их выделяет), как, например, полное разочарование в окружающих людях и жизни, возвышенное одиночество и тому подобное. Таким образом, “Герой нашего времени” можно оценивать как романтическое произведение, если рассматривать только главного героя и не касаться общественных и нравственных вопросов, затрагиваемых в нем.

Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования.

В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также “вытекает” из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика.

Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа “Герой нашего времени” также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Печорин, безусловно, одинок, но его одиночество качественно отличается, к примеру, от одиночества Мцыри – типично романтического героя у Лермонтова. Оно приурочено к его жизненному опыту: он встречал многих людей и, вследствие своего “несчастного характера” или каких-либо других причин, считает себя несравненно выше почти всех из них (не считая подобных доктору Вернеру, которые способны разглядеть его истинное лицо под маской). Отсутствие интереса к кому бы то ни было из окружающих – Печорин считает их недостойными внимания – приводит к простой, но вместе с тем гибельной скуке. Стоит отметить, что для Лермонтова существовало различие между разными видами одиночества: бегство или странничество он относил к так называемому добровольному одиночеству (человек сам выбирает этот путь, отвергая окружающих), а изгнанничество или узничество он называл вынужденным. То есть, тот же Мцыри был вынужденным узником, а Печорин просто сам не захотел быть с людьми, разочаровавшись в них. И он путешествует, переходя от одного человека к другому и не находя в них интересного для себя; это еще один мотив – мотив пути, в поисках свободы. Для него свобода – это жизнь среди равных ему людей, умеющих видеть пороки “всего…поколения, в полном их развитии”. Освобождением можно было бы назвать и избавление от внутренних “злых” сил, от того порока, не имеющего имени, который не позволил развиться в его душе положительным качествам, способным развеять скуку. Недопустимо видеть в Печорине отдельного, конкретного человека, ведь даже сам автор в предисловии заметил во избежание такой ошибки, что Печорин – это “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего…поколения”. Само название романа, предисловие, выразившее основную мысль Лермонтова и в своем роде пересказавшее смысл, говорит о том, что в романе автор продолжает начатые в стихотворении “Дума” размышления по поводу молодежи 30-х гг., то есть современной ему. Если общественно-политические взгляды Пушкина, Достоевского, Толстого можно понять по их публичным высказываниям, прочесть в дневниках и так далее, то мнение Лермонтова по подобным вопросам возможно увидеть только в его произведениях. “Дума” и “Герой нашего времени” в этом смысле как бы дополняют друг друга и вкупе являют собой полную картину современного Лермонтову общества (его глазами). Эти выводы настолько серьезны, что их можно выделить в отдельный мотив – размышления над поколением. Вероятно, никто из историков не смог бы так точно передать характер поколения 30-х гг. Лермонтов же создал достаточную для понимания картину: события 14 декабря 1825 г. оказались трагичными не только для самих декабристов, но и для этих людей; они чувствовали себя растерянными после поражения восстания, на которое возлагались такие надежды. Если такие крайние меры оказались безрезультатными, что же тогда могут сделать они? Это вопрос угрожающе навис над молодыми людьми, некоторые из них пытались искать истину в науке и философии и, подобно Печорину, стали теми, кому Лермонтов в “Думе” дал очень емкое определение: “тощий плод, до времени созрелый”. Главная мысль Лермонтова заключалась в том, что ненужность молодежи 30-х гг. возникла из-за ее бездействия, ибо действие есть основа жизни, по Лермонтову. Печорин, несомненный эгоист, чтобы не поддаваться скуке, развлекает себя, издеваясь и мучая окружающих, а с ними и себя самого. Причиной было желание не “застывать” на месте, а постоянно осуществлять хоть какую-нибудь деятельность.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение по роману: сочинение

Естественно, при таких обстоятельствах покой, которого так ищет Печорин, наступит только со смертью. Поскольку “Герой нашего времени” все-таки реалистическое произведение, то ни о какой сентиментальной исповеди (как у Мцыри) и загробной жизни речи быть и не может, то есть остается только догадываться, что есть смерть для самого Печорина. Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы (а провел он их в путешествиях, о которых он может сказать, что не делал ничего, кроме как “скучал”), на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти. В этом случае смерть тоже является избавлением от всех житейских проблем, волнений и, главное, от скуки.

Жизнь его, в общем, состояла из того, что он от нечего делать заставлял страдать других, изучая результаты своих экспериментов. Собственные страдания он принимал за нечто само собой разумеющееся, они ему неинтересны, в отличие от чужих, созерцание которых поддерживало его жизненные силы. Печорин не был бы так увлечен наблюдением за душевными метаморфозами, если бы жизнь не была бы столь скучна для него; изучая других, он заполняет “вакуум” своей жизни, пытаясь хоть как-то ее разнообразить.

Итак, сравнив некоторые типично лермонтовские мотивы, можно сделать вывод о том, что деятельность этого человека привнесла в русскую литературу совершенно неожиданное сочетание двух, казалось бы, противоположных, направлений – романтизма и реализма. Его творчество уникальным образом стало “завершающим звеном” романтизма, и в то же время некоторые его произведения являются единственными в своем роде, где читатель может наблюдать переходную стадию от романтизма к реализму.

Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта. Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии. Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму. К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком. Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора. Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания. Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

2 вариант

Реализм – это направление в литературе, которое было наиболее популярно в искусстве в целом в 19-ом веке, сменив собой романтизм. Для того, чтобы понять, что такое реализм в искусстве и особенно в литературе, необходимо установить, что любое произведение условно делиться на два элемента – субъективный, то есть то, что автор выдумал и вложил в историю, персонажей и их окружение (характерен для уже упомянутого романтизма), а так же объективный – то есть то, что творец увидел в реальном мире и воспроизвёл в своём творении. Именно максимально возможное отражение реальности и использование объективного элемента присуще реализму как направлению в искусстве.

В произведении «Герой нашего времени» Лермонтов умело совместил черты как романтизма, так и реализма. Реализм проявляется в первую очередь в самом главном герое – Григории Печорине. Будучи «героем своего времени» (а слово «герой» здесь обозначает не человека, сделавшего что-то отважное и общественно-поощряемое) он впитал в себя все реальные черты, характерные для его поколения и социальной группы. Образ Печорина – реалистическое отображение нравов и взглядов, господствовавших среди молодых людей, принадлежавших к дворянству 19-ого века. Несмотря на романтизм самого героя (а именно – его собственного мировоззрения, которое он высказывает в течение событий, составляющих сюжет романа), отображение его таковым само по себе является чертой реализма.

Более того, важная реалистическая черта «Героя нашего времени» – отделенность автора от своего персонажа, а порой даже рассказчика истории от её главного героя. Например, самый первый рассказчик, Максим Максимыч, даже если бы очень хотел отобразить и раскрыть внутренний мир Печорина (что характерно для романтизма), рассказывает нам лишь реально производившие факты, поскольку он не мог пережить события так же, как Григорий. Да, он передаёт его поведение, его реакцию на определённые события, но он рассказывает именно о том, что существовало в реальности, что мог бы увидеть каждый человек, а не о внутреннем мире, чувствах, переживаниях Печорина в момент совершения определённых поступков. Именно это и является главной чертой реализма всего романа в целом – отстранённость самого Лермонтова от своего героя, вследствие чего мы видим лишь реальные факты, ту самую объективную сторону произведения, упомянутую в начале.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты реализма в романе Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Герой произведения – Дениска, мальчик восьми лет, был в цирке только в несознательном возрасте. Но вот они отправляются всем классом на новое представление.

Если бы я был учителем, я постарался бы быть примером для других учителей и конечно же был бы примером для своих учеников.

Григорий Александрович Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это типичный молодой офицер 30-х годов XIX века, который имеет достойное образование

Много актуальных тем, затрагивают авторы в своих произведениях и эти темы остаются значимыми на века: отцы и дети, любви, преданности, верности и предательства, творчества, лицемерия, природы

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы

Сочинения.Ру

Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» – первый социально-исторический роман в русской литературе. В этом произведении отразились особенности творческой манеры М. Ю. Лермонтова. Хотя в своей основе это безусловно реалистический роман, но в нём ярко проявились и черты романтизма. Слияние различных приёмов литературного изображения характерно как для персонажей, так и для пейзажных зарисовок. Следует отметить, что черты романтизма и реализма проявляются в той или иной части романа в разной степени. Последовательно отражены они, пожалуй, в образе главного героя произведения.

Григорий Александрович Печорин – исключительный человек, но для того чтобы считаться романтическим героем, ему не хватает исключительных обстоятельств. Этот образ погружён в реалистические описания быта и нравов XX века. Можно сказать, что Печорин сам создаёт для себя в той или иной мере исключительные обстоятельства, пытаясь найти применений своим силам. Он «и жить торопится, и чувствовать спешит», хотя в дневнике пишет о том, что устал от жизни, он слишком хорошо знает людей. Ос­новополагающий принцип Печорина- «срывать цветы удовольствия», раскрывать суть человеческой натуры, на мой взгляд, отражает синтез романтических и реалистических черт его характера.

Читайте также:  Образ русского офицера в романахГерой нашего времени и Капитанская дочка: сочинение

Особенно ярко проявились элементы романтизма в главе «Тамань». Печорин олицетворяет собой в данном случае то «зло», разрушительное начало, о котором так любили писать все романтики! Кроме того, в этой главе и другие персонажи романтизированы. Можно соотнести в определённой степени контрабандистов с романтическими «благородными разбойниками»; отдельные описания природы содержат в себе элементы реализма и романтизма. Но особенность пейзажных зарисовок, а том, что автор предлагает вполне реалистическое изображение города и окружающей природы, а право отразить личное восприятие даёт герою. Именно в восприятии пейзажа Печориным можно отметить некоторую романтичность, что служит дополнительным средством раскрытия характера персонажа. Вспомним, например, описание моря: «Месяц ещё не вставал, и только две звёздочки, как два спасительные маяка сверкали на тёмно-синем своде. Тяжёлые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу». Можно отметить использование традиционных для писателей-романтиков эпитетов и сравнений: одинокая лодка; тяжёлые волны; звёздочки, как два спасительных маяка. Если сопоставить эту пейзажную зарисовку с описанием Тамани, которое даёт тот же Григорий Печорин в начале или в конце главы, легко увидеть различия между ними, обусловленные выбором манеры описания. Кроме того, мастерство Лермонтова проявилось в том, что в романе практически нет описаний природы, которые даны только для изображения места действия, они служат и для характеристики героя. Так, можно сказать, что двойственность натуры Печорина отразилась и в восприятии природы в разных обстоятельствах.

Отнюдь не случайно Печорина сравнивают с романтическими героями М. Ю. Лермонтова, например такими, как Арбенин и Мцыри. Известный литературный критик А. Григорьев писал, что Печорин- «смесь арбенинских беззаконий со светскою холодностью и бессовестностью Звездича: существо совершенно двойственное. ». Сохраняя отдельные романтические “черты в образе Печорина, писатель в то же время пытается в «Герое нашего времени» развенчать романтическую натуру. Грушницкий – пер­сонаж, который необходим автору не только как сво­еобразный антипод Григория Александровича, но и как, можно сказать, карикатура на романтического героя. К Грушницкому можно применить пушкинские слова: «Уж не пародия ли он?» И ответить на этот вопрос утвердительно. Такой образ в романе необ­ходим для того, чтобы «Печорин, глядя на него, как можно более любовался собою, и чтобы другие, гля­дя на Грушницкого, более любовались Печориным». Если претензии юнкера на романтизм смешны и жал­ки, то у Григория Александровича они привлекатель­ны, ему в полной мере присуще «обаяние зла». Од­нако Печорин – реалистический образ. Известны не только биография героя, обстоятельства его жизни, но и взаимоотношения с другими персонажами, пси­хологически верное изложение его мыслей, чувств, восприятие действительности.

Ю. М. Лотмак говорил, что Печорин находится в конфликте со своим временем потому, что идеи романтизма, которые иногда просматриваются в по­ступках и действиях героя, были совсем не актуальны в обществе первой половины XX века. Вероятно поэтому Лермонтов назвал своё произведение – «Ге­рой нашего времени», тем самым давая читателю понять, что типичного представителя эпохи можно оп­ределить не только как человека из массы, из толпы, но и как уникальную в своём роде личность.

Таким образом, в романе представлено сложное переплетение двух литературных направлений – ро­мантизма и реализма. Однако особенность компози­ции и система образов этого произведения позволя­ют говорить, что «Герой нашего времени» не только реалистический, но и социально-бытовой роман.

Черты романтизма в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова объединен характеристиками неприукрашенного творчества и романтического оттенка. События автором книги поданы с особым подходом, в последовательности ее частей нарушена хронология.

Идейное и художественное направление, а также черты романтизма в романе «Герой нашего времени» после прочтения произведения становятся доступнее и ближе.

Основная мысль

«Герой нашего времени» — литературное произведение о сложном и противоречивом характере главного персонажа. Основной дилеммой романтизма здесь является проблема личности. Герой — простой человек, представитель своей эпохи. Произведение объединяет реализм с романтизмом, которые раскрываются в главах:

Особенности нрава Печорина раскрывают реальные действия, он удрученный и несчастный, а его душевное жизневосприятие приводит к трагедии сильной личности.

Романтизм природы

Действия романа происходят на Кавказе, хоть и в разных его частях. От чтения настроение поднимается, душа трепещет от красоты южного края и вольности гор. Персонажи романа дышат приятным ароматом цветов, чистым горным воздухом. У каждого героя свое восприятие природы. В романтических сценах она манит своей красотой, олицетворяясь с любимой женщиной. В эпизоде поединка и смерти героя она роковая и угрожающая.

В главе «Тамань» морская пучина по характеру похожа на бандитов, которые бунтуют против морали закона, а деньги для существования силой отбирают у других. Не все персонажи произведения, что весьма закономерно, вдохновляются природой. Познать окружающий мир дано не каждому. Для тех, кто скуден душой, и горные пейзажи, и цветочные — что-то обыденное, просто фон. Для героев, в душе у которых кипят страсти, природа — место для отдыха (Максим Максимович, Бэла).

Печорина также вдохновляет природа. От проблем и угрызений совести он отправляется в горы, чтобы найти возможность избавиться от желания битвы, излишних порывов и инициативности.

Сердце главного персонажа пребывает в поисках бури, и он ее находит. Романтическое настроение выливается в воссоздание волшебной красоты юга державы.

Романтические сцены

В «Герое нашего времени» романтизм и реализм показаны на одной ступени, ведь все романтичное настроение персонажей описано в реальных событиях. Лирика и любовь — схожие между собой понятия. Нежные отношения между Григорием и дочерью татарского князя вначале миловидны и прекрасны. Прямодушие Бэлы необычайно очаровательно.

Любовью пронизаны сцены, в которых описано желание Печорина завоевать сердце молодой княжны. Их чувства безнадежно убиты, любви больше нет. Любовные сцены и черты романтизма в «Герое нашего времени» в романе читатель наблюдает в главах:

Действия в главе «Тамань» пронизаны реалистическим романтизмом. Персонаж рассказа — дикарка Ундина. Она загадочная и особенная. Незрячий слуга и красивая девушка — разве не лирика? Главный герой в этой части представлен нехладнокровным мужчиной, измученно улыбающимся прелестницам на водах Пятигорска.

«Честный» бандит Янко, сражающийся со стихией, решается на рискованный поступок. Он живет по неписаным правилам, его вольная жизнь похожа на жизнь свободного горца. Она противопоставлена обществу контрабандистов. Бессмысленность бытия Григория Печорина становится видна на фоне бурлящих страстей между другими героями. В произведении «Герой нашего времени» реализм и романтизм в сценах проявляются одновременно.

Глава «Княжна Мери» пронизана лирикой, чувствами и природой. Происходит разочарование от встречи с Марией Лиговской. Возникают старые чувства к Вере, она одна из всех женщин, которая поняла главного героя, восприняла его таким, какой он есть, с его недостатками, слабостями и печалями. Именно это оттеняет безысходное одиночество Печорина, когда рядом бушуют новые чувства.

Поединок в судьбе героя ничего не меняет, симпатия, как и любовь, ему не нужна. Он не может проявлять свою любовь, не умеет чем-либо жертвовать ради окружающих его людей.

Главный герой — романтик в произведении

Главного персонажа автор представляет читателю особенным и многоликим человеком. Он неподражаем в своих действиях. Печорин ничего не делает, как должно быть. Для героя рационализм на первом плане, а это и есть его трагическая безысходность. Лирика — первооснова его стремлений.

Признаки романтизма в произведении «Герой нашего времени» проявляются во всех главах. Григорий с бывшими приятелями решает спорные вопросы посредством поединка. Проверяя Грушницкого на наличие остатков совести, Печорин испытывает и его, и свою судьбу, что не может не проявиться на настроении читателя.

Григорий знает, что ему подают разряженное ружье, но ждет от противника правды. Печорина не пугает смерть, он стремится отыскать свое место в жизни, идет против судьбы. Лирический романтизм гибнет под натиском реальности, апатии и рассудительности.

Читателя персонаж пленит, метания его души оказываются понятны. Насколько он задумчив и индивидуален, настолько и реалистичен.

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич. М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Ссылка на основную публикацию
×
×