Тема Родины в творчестве Лермонтова сочинение
Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова освещают самые разнообразные проблемы и темы. Лейтмотивом всего его творчества является тема Родины, патриотизма.
Творчеству Лермонтова присуще романтическое понимание действительности. Автор рассматривает мир через призму одиночества, единения с природой, высокой мечты.
В раннем периоде для Михаила Юрьевича Лермонтова родина — это земля, которая породила его, где он живет. Стоит сказать, что своей малой родиной писатель считал имение Тарханы в Пензенской губернии. Однако, среди его произведений совсем немного тех, которые затрагивают это место.
Наиболее сильную привязанность Михаил Юрьевич Лермонтов имел к Кавказу. С этим местом связано много воспоминаний из детства поэта. Стоит сказать, что Кавказ — идеальное место для поэта-романтика, к которым причислял себя Михаил Юрьевич Лермонтов. Эта географическая область известна своими экзотическими пейзажами — горами, горными речками, озерами. Очень часто в описании Кавказа поэт использует образы экзотических зверей. Например, как снежный барс из поэмы «Мцыри».
Родина для Михаила Юрьевича Лермонтова всегда связана с природой. Например, Мцыри из одноименной поэмы хотел найти свою родину, свой родной дом. Когда он сбежал из монастыря, он оказался в лоне природы. Там он почувствовал себя как дома: тихо, уютно, спокойно, мирно. Он чувствовал себя защищенным от всего окружающего мира.
В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова можно встретить сравнения родины с матерью. Для поэта родина, родная земля, действительно была схожа с матерью, а любовь к своему Отечеству была похожа на любовь к матери. Она основывалась на стойком уважении, непререкаемым авторитетом объекта любви, почетом. Относится к своей родной земле так было необходимо из-за того, что она дала тебе жизнь, а это стоит благодарности.
В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова тема родины выходит за рамки малой родины, какого-либо места. Тема родины является темой России. Причем в это входит и размышления о месте России в мире, о ее предназначении, о ее политике и проблемах. Михаил Юрьевич Лермонтов считал, что истинный патриот должен интересоваться новостями, касательно своей родины, помогать ей и способствовать ее процветанию.
Столицей этой родины он считал Москву. Город привлекал его своей старинной, долгой и интересной историей, красивой архитектурой и самобытностью, которой не было в Санкт-Петербурге. Поэт считал, что город Петра безликий, так как сделан, опираясь на знания зарубежных коллег. В нем нет самобытности и русского духа. Он был чужой для Лермонтова.
Тема Родины — самая главная тема творчества Лермонтова.
2 вариант
С одной стороны, для Лермонтова Родина, это край, где родился и вырос. Но с другой стороны, Родина – это страна правления деспотов и тиранов, которые жестоко подавляют инакомыслие.
Лермонтов и сам размышляет, как странно выражается его любовь к Родине. С одной стороны, он любит родные просторы, леса и поля. Русские берёзы. Всё это успокаивает душу Лермонтова, из неё уходит тревога. Даже «расходятся морщины на челе».
В стихотворении «Родина» он пишет и про избу, покрытую соломой, и окошко с резными ставнями. Он любит такую Россию, с её неразгаданными тайнами. Но тут же всплывает другая Россия – страна, где живут господа в голубых мундирах и рабы, преданный народ. Лермонтов не хочет, точнее не может, жить в такой России, поэтому, и прощается с «немытой Россией». Он едет в ссылку на Кавказ.
Стихотворение «Бородино» посвящено победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов осознавал, что именно народ вынес на своих плечах всю тяжесть военной кампании. Они были всегда готовы тихо, без пафоса отдать жизнь за Родину, за Москву. И в этот раз, и раньше, как умирали братья, деды, прадеды. А с ними по царским указам обращаются, как со скотиной.
Время, когда жил Лермонтов, тоже можно назвать «застоем». Молодёжь ничего не хочет, ни к чему не стремиться. Для них главное личное благополучие и спокойствие, но не судьба России. Они не способны совершить подвиг, как их деды и прадеды. Не зря в уста старого солдата, Лермонтов вложил фразу о том, что в нынешнее время нет богатырей.
С другой стороны, к чему было стремиться молодёжи, если не было идеалов, всякое инакомыслие уничтожалось в зародыше. После неудачного восстания декабристов, в стране царил «тихий» террор – нагнеталась атмосфера страха и подозрительности.
Хорошо жилось только доносчикам и шпионам. От этого у Лермонтова возникает ощущение, что ему нечем дышать, тяжело на сердце, а душа тоскует о чём-то несбыточном, не испытав ни дружбы, ни любви.
Лермонтов любит Россию по-настоящему, поэтому, ему больно видеть, как люди могут так долго терпеть насилие над собой. Он не хочет это ни понимать, ни принимать и объяснять, даже гневается по этому поводу.
Я думаю, что если бы Лермонтов родился немного раньше, он бы примкнул к декабристам. Мне кажется, что он разделял их убеждения. Он остро реагировал на репрессивные меры по отношению к декабристам.
Также читают:
Картинка к сочинению Родина в творчестве Лермонтова
Популярные сегодня темы
Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.
Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.
Роман Ф.М Достоевского «Белые ночи» написан в жанре сентиментализма. Его героев можно разделить на главных и второстепенных. Автор не дает имя некоторым персонажам, чтобы сконцентрировать внимание
Виктора Астафьева, советского и российского писателя, по праву считают очень талантливым человеком. В течение своей жизни он создал много произведений, в которых талантливо и правдиво описывалась деревенская жизнь.
Ожидание зимы для меня всегда волнительно. Почему так? Да, наверное, от того, что зима – сказанное время года, окунающее в себя целиком с головой и окутывающее весь мир в сверкающий серебряный плед.
Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова
Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.
В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”
И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз.
Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье.
Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.
Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.
Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.
А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует спросмотреть не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:
Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.
Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.
О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. » угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.
По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.
Тема Родины в поэзии Лермонтова
Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов
Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.
«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина».
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.
Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.
С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: «Прощай, немытая Россия…»
Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое стихотворение «Бородино».
Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:
Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».
Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в стихотворении «Монолог». В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:
И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…
Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия — его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.
Сочинение на тему «Родина в Творчестве Лермонтова»
В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова тема родины является основной. Но отношение поэта к родине, к России совсем неоднозначно. Когда Михаил Лермонтов говорит о прошлом своей страны, то идеализирует то, что происходило в давние времена и показывает свое недовольство тем, что происходит сейчас в его родной стране. Любовь Лермонтова к родине – это странное и мучительное чувство. Он не пытался показать себя патриотом, но всегда анализировал в своих стихотворениях ту действительность, которая его окружала.
Трагические мотивы возникает в стихотворениях Михаила Юрьевич, когда он рассказывает о том, что лучшие люди его времени пытаются изменить российскую действительность, но их усилия оказываются безответными и не имеют результатов. Лермонтов видел и показывал в своих стихотворениях Россию, как страну рабов и господ. Но в то же время, он с гордостью рассказывал о тех подвигах, которые свершились в прошлом. Поэтому он и говорит в стихотворение «Родина», написанном в 1841 году, о том, что любовь к родине у него странная.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Для поэта Лермонтова родина не может быть отделима от природы его страны. Часто эти картины связаны с его детскими воспоминаниями. Для того чтобы передать эти впечатления Михаил Юрьевич использует яркие и насыщенные цвета. Для него любовь к родине не только необъяснимо, но часто приносит еще и мучения.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
Усадьба, в которой некогда жил сам Михаил Лермонтов, возникает перед читателем в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…». В этом произведении, которое было написано в 1840 году, поэт возвращается в свое детство и к тем местам, где жил ребенком. Лирический герой этого произведения возвращается в усадьбу, чтобы спрятаться от шумного мира маскарада, который ему чужд. Все, что он видел в детские годы: пруд, поля, туманы – это те места, где всегда царит покой, тишина и здесь можно найти покой.
Тема Родины в лермонтовской лирике связана с русскими пейзажами. Когда поэт думает о бескрайних российских полях, об
ароматных садах и прекрасных ландышах, то одиночество уходит и на его место приходит умиротворение. Русская природа покоряет человека. Часто в таких стихотворных произведениях Михаила Лермонтова нет никакой политической направленности. Для него Отчизна всегда находится в гармонии с миром природы. Власть может меняться, а красота и гармония природы всегда будут оставаться неизменными.
По представлению Лермонтова природа является проявлением Бога, который позволяет гармонично устроить мир вокруг. Поэт постоянно показывает, что он любит свою Родину, ведь и прекраснее нет ничего на свете для него. Но Родина – это не только образы природы, в творчество Михаила Лермонтова это еще и образы того общества, которое его окружает. Эти два мира противопоставлены в лирике Лермонтова. Но только русское общество лишено гармонии, которая царит в природе.
В русском обществе царствуют отрицательные черты: несправедливость, ложь, злоба и лицемерие. И это осуждает поэт и не может это принять. В таком обществе невозможно быть счастливым человеком, так как умиротворение и покой не могут существовать в таком мире. И такому обществу противостоит природа, которая не только дает человеку состояние покоя, но и помогает заглушить и излечить душевные раны. Но этот покой лирический герой произведений Лермонтова обретает только тогда, когда он оторван от общества и полностью погружен в мир природы. Но стоит ему вернуться вновь в мир общества, то эти страдания опять начинаются.
В лирике Михаила Лермонтова тема Родины тесно связана и с проблемой крепостничества и с той самодержавной властью, которая существовала в стране. Лирический герой видит то, что в стране царить социальная несправедливость, поэтому остро он это и переживает. Каждый день ему приходится сталкиваться с людьми, которые не только лишены свободы, но они еще и закованы в цепи. Но даже все эти страшные и трагические картины русской действительности не в силе заглушить любовь к Родине.
Именно поэтому любовь к Отчизне для поэта всегда связана со страданиями и мучениями.
Родина для поэта и его лирического героя – это не только страна, где живут предатели и лжецы, но, прежде всего, это то место, где он родился, рос, то место, где живут его самые близкие и родные люди. В своей любви к Отчизне поэт признается в стихотворении «Родина». Размышляя о родине, автор перечисляет все недостатки и положительные черты своей Отчизны, рисуя при этом величественный образ России.
В стихотворении «Родина» описывается три пейзажа, которые постепенно сменяют друг друга. Основные образы – это речка, степь и лес. Лес в описании поэта предстает мощным и могучим, словно русский богатырь из былин. Степь в изображении поэта вольная и необъятная. Река описывается поэтом как величественная и полноводная. И все эти образы помогают понять, как широка и величава Россия.
Но поэт Лермонтов видел не только красоту природы, он изображал в своих произведениях и людей, которые живут в его Отчизне. Русский человек в его изображении гармоничен и един с природой. Михаил Юрьевич изображает ярко и красочно народные праздники, где царит безудержное веселье. И в этом веселье как раз и проявляется свобода русского народа. Каждое проявление Родины в любом направлении находит отклик в душе поэта. Он искренне любит и восхищается своей Отчизной.
Но найти идеалы в современном обществе он не может, поэтому и обращается к подвигам прошлых лет России. История страны очень интересует поэта. На основе таких знаний рождается образ купца Калашникова в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Самобытный русский характер прекрасно раскрывается в этом произведении. Купец предстает перед читателем положительным героем. Он честен и силен, отважен и решителен. Он словно богатырь готов защищать правду и даже погибнуть за нее.
Превозносит и романтизирует Михаил Юрьевич героев прошлых лет и в стихотворении «Бородино». Это произведение построено в диалогической форме. Повествователь – это солдат, который представляет русское поколение 1812 года. Он пытается общаться с современным поколением.
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
В этом стихотворении поэт показывает молодое поколение, которое неспособно проявить отвагу и геройство. Он, по мнению автора, бездейственно. В стихотворении идет противопоставление: французы, который представляют цивилизованный мир, и русский народ, который гармонично связан с миром природы. Русские солдаты всегда готовы вступить в отрытый бой, показывая все свои военные качества. Но французы не желают открыто воевать, они хитры и изворотливы.
Свое родство с Родиной, с русским народом поэт Лермонтов показывает в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Родина для поэта – это слияние с русской душой, которая так ярко показана в его поэме «Мцыри». Главный герой стремится к воле и
свободе. Но если это невозможно, то лирический герой этого произведения погибает. В более поздней лирике Михаила Лермонтова проявляются еще и тоска по родине. Это связано с тем, что самого поэта часто ссылали на Кавказ, и он был далеко от своей Родины, которую сильно любил.
Переживая эту разлуку с Родиной, он показывает в своих произведениях Отчизну как источник силы и жизни. Но эта оторванность от родных мест была губительная для самого поэта. В стихотворении «Тучи» он сравнивает свои чувства изгнанника и тучами, которые ничего не чувствуют и не страдают, как поэт.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Сочинение: Стихотворение М.Ю. Лермонтова Родина
Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» – одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина». Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит, рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну я , но странною любовью». В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и отразилось в стихотворении «Родина».Но помимо всего в стихотворении «Родина» проявляется совершенно новая в лирическом творчестве М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в «Родине» в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал: «Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе».[1] Но, по мнению, Н.А.Добролюбова нельзя требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь».
«Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
– задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного лирического изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В “Родине” появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Поэт с первых же строк говорит о “странной” любви к отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”, “но я люблю – за что, не знаю сам”, “с отрадой, многим незнакомой”. Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышление о странности этой любви, становится «пружиной» движения поэтической мысли, придавая стихотворению полемический и программный смысл. «В качестве основного чувства родины, – пишет об этом стихотворении У.Р.Фохт, – выдвигается нечто настолько по тому времени необычное, что поэт счел необходимым в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить эту необычность: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”, “Не победит ее рассудок мой”, “Но я люблю – за что, не знаю сам”, “С отрадой многим незнакомой”».[2] Именно таким образом М.Ю.Лермонтов решает, в одних только образах, обнаружить сущность исключительной любви к России. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых М.Ю.Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь – природу. Именно после него символом России стала «чета белеющих берез». Мотив «странной любви» развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно-высокий предмет патриотичного воодушевления («слава, купленная кровью»), противостоит столь же «непобедимая рассудком» привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Как в том, так и в другом случае поэт не упрощает спора чувства с «рассудком». Ни общий контекст творчества М.Ю.Лермонтова, ни стилистика первых строк («полный гордого доверия покой», « темной старины заветные преданья») не позволяют увидеть здесь какого-либо снижения ценностей патриотизма в его традиционном для долермонтовской поэзии государственно-историческом аспекте, хотя они и « не шевелят… отрадного мечтанья». С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной», деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень» – наряду с «полным гумном» и другими отрадными приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств.
Сложная полнота и расчлененность отношения лирического героя «Родины» к своей стране обнаруживается и в композиции стихотворения. Родина представляется поэтом как некое единство, к которому герой обращает свои мысли и чувства. Чувство родины никогда не покидало М.Ю.Лермонтова, и об этом свидетельствуют прямые высказывания лирического героя о родине и народе в самом стихотворении. В лирическом «я» данного стихотворения трудно обозначить простого человека, хотя герой «Родины» ездит проселочными путями в простонародной телеге. Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника – человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого – своей Родины. Лирический герой М.Ю.Лермонтова едет по проселочным путям с мыслью о ночлеге, засматривается на желтые нивы, на крытые соломой избы ее деревень, долго и сочувственно вглядывается в картину народного веселья. Именно поэтому в стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений. Для М.Ю.Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю.Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян. В крестьянской жизни лирического героя данного стихотворения привлекает сплоченность и общность, то, что в этой жизни нет места одиночеству. Стихотворение «родина» явилось одним из лучших образцов патриотической лирики.
Но в «Родине» деревня взята в ином аспекте – как поэтическое воплощение отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора. Вместе с тем у автора – героя данного стихотворения, нет той «мировой скорби», которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность эпохи. В содержании «Родины» нет ни «мировой», ни какой-либо другой скорби. Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном. Все это показывает, что лирический герой продолжает испытывать влияние народного сознания и народных воззрений, сохраняя свой «интеллектуальный масштаб»[3] . Это человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать, и понимать свое страдание.
У М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Родина» две контрастные темы, из которых первая (тема официальной России) дается в традиционных поэтических формах: «Слава купленная кровью», «Темной старины заветные преданья». Во второй части вместе с темой русской деревни в стих сплошным потоком вступают прозаизмы, но только они не несут на себе уже никаких следов происхождения из низкой действительности. Торжественная интонация возникает в первой строке стихотворения:
Люблю отчизну я, но странною любовью! –
и идет до самого конца, захватывая прозаизмы второй части:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Это вещи из быта, прямо названные, охарактеризованные то логическими определениями («спаленная жнива», «ночующий обоз»), то наиболее общими признаками (желтая нива), то резкой, единичной деталью. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. В стихотворении создан живой образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него некой официальностью, следует общее изображение русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к герою-наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец, в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник «смотреть до полночи готов». Развитие темы родины от широкого плана к более узкому, напоминает «опрокинутую пирамиду»[4] , и поддерживается лексикой стихотворения. Основанию этой пирамиды соответствуют наиболее общие суждения о родине. Следующий тематический пласт – обобщенное изображение русской природы – еще очень широк, но уже реализован в материальных образах, и в какой-то мере локален. Он представляет собой большой мир России. Смысловые объемы дальнейших пластов последовательно сокращаются, и стихотворение все заметнее и определеннее продвигается к своей вершине, к воплощению человеческих образов. В конце второй и в третьей строфе на смену предшествующим обобщениям появляются частные, приближенные к герою-наблюдателю аспекты пейзажа, непосредственно связанного с народным бытом («спаленная жнива», «проселочный путь», «в степи ночующий обоз», полное гумно» и так далее). Здесь начинается крупный план, малая область русского мира. И представление о герое, которого обступает этот малый мир, к середине стихотворения становится как бы вещественней, осязаемей. Наконец, в финале возникают образы мужиков – обитателей «печальных деревень». Все эти лики родины горячо утверждаются автором – скрывающимся под маской лирического героя стихотворения. В зависимости от них он является, по мере движения стиха, и философом, обобщающим свое отношение к России, и путешественником, созерцающим ее природу и с любовью наблюдающим жизнь ее народа.
Следует отметить, что тематическое развитие «Родины» – от «широкого» к «узкому», от «большого» к «малому», от философии к картинам природы и человеческой жизни – определяется языком и метром стихотворения. Характерно в стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам. Стихотворение «Родина» состоит из трех строф. В первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной прекрасной стране. В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова, относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба: степи, леса, реки, проселочный путь, деревни. Содержание этих словесных символов, если брать порознь, еще слабо индивидуализировано, хотя каждый из них и насыщен ассоциациями (образы степей, лесов, рек вызывают мысли о просторе и могуществе). Но величие России подчеркивается еще и благодаря возникающему в стихотворении мотиву необъятного пространства:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны, но и более локальны, ограничены, они – представляют собой лишь частности общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного числа (по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное число): обоз, нива, чета берез, изба, гумно. Метрическая мера к концу стихотворения также изменяется: вслед за торжественно плавными, задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих мужиков. Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная размышлениям поэта о своей «странной любви» к отечеству, звучит торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию инверсии: «люблю отчизну я», « не победит ее рассудок мой». В этой строфе присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и легок. Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения – литературно-книжная («рассудок», «слава, купленная кровью») и в последней части она сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок жнивы», «говор пьяных мужичков»). М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых людей. Стихотворение «Родина» композиционно делится на две части. Первая часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о своей любви к родине, такой странной и непонятной. Вторая часть стихотворения посвящена описанию той отчизны, той родной земли, которую ценит лирический герой. И именно во второй части описано все, что так дорого и близко его сердцу: степи, леса, реки, « огни…деревень», «дымок спаленной жнивы», чета берез, изба, «полное гумно». Эти части стихотворения как бы противопоставляются друг другу.
Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола: разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю.Лермонтов использует аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о России. Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье…
Изображая деревню, М.Ю.Лермонтов использует все ту же аллитерацию, эпитеты ( желтая нива, резные ставни, «вечером росистым», «пьяных мужичков» и так далее), а также олицетворения: « печальных деревень», «ночующий обоз». Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу. Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой. Поэт и просто любит ее, и видит «полное гумно», чувствует «дымок спаленной жнивы», любит смотреть на «пляску с топаньем и свистом» (здесь аллитерация позволяет буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Также в стихотворении появляется мотив дороги: « проселочным путем люблю скакать в телеге…» Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая ее панораму: «Дрожащие огни печальных деревень».
Поводом к созданию стихотворения послужило, по мнению многих критиков, стихотворение Хомякова А.С. «Отчизна». Первым известным откликом на произведение М.Ю.Лермонтова, еще до его опубликования, явилось письмо В.Г.Белинского В.П.Боткину от 13 марта 1841: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его «Родина», – то, аллах-керим, – что за вещь – пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских»[5] . Однако картина, написанная М.Ю.Лермонтовым, шире по масштабу и замыслу. Образ поэта в «Родине» – образ глубоко любящего свою отчизну русского передового человека того времени. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому что А.С.Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а М.Ю.Лермонтов в «Родине» – поэт-реалист. «Родина» принадлежала к числу произведений наиболее ценимых Л.Н.Толстым. Стихотворение М.Ю.Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» отличается самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой и неизбыточностью, оно располагает к его созерцательному восприятию, что свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно – художественной целостностью.
[1] Н.А.Добролюбов. О степени участия народности в русской литературе. Избранные статьи.- М.: Современник, 1980. – 444 с., стр. 179.
[2] У.Р.Фохт. Лирика М.Ю.Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст.им. Н.К.Крупской, т.66,1958,стр.27
[3] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.172.
[4] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.174.
[5] В.Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9-ти т. Письма 1829 – 1848 годов. – М.: Художественная литература, 1982. – Т.9. – 863с. – С.455.
Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова
Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.
История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.
Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.
Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.
Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.
Метафоры – “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.
Эпитеты – “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.
Сравнение – “разливы рек её, подобные морям”.
История создания
В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.
Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.
Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.
Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.
Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.
Композиция
Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.
Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.
Средства выразительности
Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .
Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.
Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .
Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.
Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова: сочинениеСсылка на основную публикацию
×
×
Название: Стихотворение М.Ю. Лермонтова Родина Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 05:42:22 15 июля 2005 Похожие работы Просмотров: 23500 Комментариев: 34 Оценило: 49 человек Средний балл: 4 Оценка: 4 просмотреть |