Человек и природа в поэзии Лермонтова
просмотреть сочинение |
Опальный ангел,
с небом разлученный.
Унывный демон,полюбивший ад,
Ветров и 6ypь огромных странный
брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной.
К Бальмонт
Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья.
Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).
Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.
Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.
В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).
Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста. Трава меж ними так густа. ” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива. ” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.
Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!
6738 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Человек и природа в поэзии Лермонтова
Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
Человек и природа в лирике М.Ю. Лермонтова
Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.
Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. Эта «природная тема» получает у поэта «свое» звучание – она преобразуется в тему «человек и природа». Художник видит здесь два равноправных субъекта, которые тесным образом связаны, сильно влияют друг на друга.
За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.
Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит….
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».
Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой здесь любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении изображены пейзажи позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»).
Природные явления, всплывающие в сознании героя, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты художник передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу».
Недаром В.Г. Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, в которых «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».
Еще один яркое изображение природы – в стихотворении «Тучи», написанном поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В.О.Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники. ».
Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.
В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко. ». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».
К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления. Тоскливое несчастье своего героя Лермонтов выражает в образе «старого утеса».
Вновь грустит поэт и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».
Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах с помощью природы он передает свои чувства и состояние души. Мы видим героя Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы – мотив вечного одиночества.
Таким образом, трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Мы до сих пор восхищаемся этими строками и, любуясь картинами русской природы, невольно вспоминаем слова Лермонтова:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение)
Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.
Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно ?
Жду ль чего ? жалею ли о чем ?
На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель
По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.
И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.
Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.
Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.
Человек и природа в поэзии Лермонтова
с небом разлученный.
Унывный демон полюбивший ад,
Ветров и 6ypь огромных странный
Душой внимавший песне звезд всезвонной. К Бальмонт
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья…
Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта.
Лермонтов выразил в своей – поэзии настроение эпохи, – сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного
Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” .
Прием одушевления природных явлений – не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, – напишет поэт о Демоне.
Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт.
Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.
В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно чаете В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” .
Природа для поэта – это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем.
И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы.
И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.
Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.
Созерцая красоту природы. Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!
Похожие сочинения:
Природа, примиряющая человека с жизнью в поэзии Лермонтова Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли.
Сочинение на тему: “Человек и природа в лирике М. Лермонтова” Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. Великий русский поэт М. Лермонтов безгранично любил свою Родину, свой.
Природа в лирике Лермонтова Созерцая красоту природы, человек переживает высокие мгновения, особенно если он поэт Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а.
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова Как и всякий поэт, Лермонтов в своих произведениях выразил ту эпоху, в которой он жил; а дух этой эпохи – рефлексия, сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Человек и природа в поэзии Тютчева С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на.
ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО – КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса.
Философские раздумья в поэзии Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве.
Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию изменялись по мере развития и углубления реалистических тенденций в его творчестве. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Лермонтовский.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон.
Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. М. Ю. Лермонтов Поэзия М. Ю. Лермонтова – исповедь независимого и свободного духом человека. В пору своего творческого расцвета М. Ю. Лермонтов создает.
Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А.
Сочинение на тему: “Чувство природы в поэзии Лермонтова и Пушкина” На поэтическом языке каждого писателя лежит печать его личности, выражения в той или иной мере ярко. Помимо воли самого автора в творениях отражаются его индивидуальные черты. Восприятие природы, как и.
Тема поэта и поэзии в лирике А. Пушкина и М. Лермонтова Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта.
Природа в поэзии Б. Пастернака В русской литературе много проникновенных строк посвящено воспеванию родной природы. Единение с природой без свидетелей и соглядатаев придает лирике особую интимность и подлинность. Данная закономерность, безусловно, проявилась в поэзии Б.
Тема родины в поэзии М. Ю. Лермонтова Размышления Лермонтова о Родине неразрывно связаны с его думами о своем поколении. И это закономерно: люди творят историю, сохраняют преемственность традиций, передавая следующему поколению историю своей страны и прославляя своими.
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М.
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (вариант 1) Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лермонтова. Его интересовали все виды искусства: музыка, живопись, – но все же предпочтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она.
Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с.
Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень.
Человек и природа в литературе Еще с самого детства сказки учат детей жить в полной гармонии с природой. Нет ни одного ребенка, у которого бы не было любимой игрушки – зверя. Дети считают животных самыми.
ПАТРИОТИЗМ В ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА Михаил Юрьевич Лермонтов родился спустя два года после Отечественной войны 1812 года. Творчество поэта развивалось уже после разгрома восстания декабристов. Отдавая дань уважения подвигу русского народа, Лермонтов пишет свое знаменитое.
Романтическое мироощущение в поэзии М. Ю. Лермонтова Лермонтов – поэт юности, именно в юношеские годы им грезят и упиваются. Меня больше всего привлекает в нем романтика, мятежность, героичность, мечтательность, вера в высокие идеалы. Очень часто бывают такие.
Природа и человек План 1. Природа и человек. 2. Потребительское отношение к природе. 3. Природа может сказать: “Нет!” 4. Предупреждения природы. 5. Защита природы – дело каждого человека. Природа предлагает нам свою мудрость.
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова Пушкин и Лермонтов – великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя.
Природа и человек в романтической лирике Жуковского В. А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский.
Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – мой любимый поэт. Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души.
“Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова” М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не.
Романтизм поэзии Михаила Лермонтова В своей лирике Лермонтов опирался на традиции русской поэзии и прежде всего Пушкина, дело которого он продолжал, а также – Байрона, создавшего близкий, созвучный поэту мир идей и образов, который.
Человек и природа в поэзии Лермонтова
Опальный ангел, с небом разлученный. Унывный демон, полюбивший ад, Ветров и 6ypь огромных странный брат, Душой внимавший песне звезд всезвонной. К Бальмонт
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много. Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии. В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья… Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.
Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей – поэзии настроение эпохи, – сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес.
А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”). Прием одушевления природных явлений – не редкость в поэзии.
Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, – напишет поэт о Демоне. Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы.
Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.
Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.
В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека: В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.
Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”). Природа для поэта – это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью.
Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым. Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина, Молчит табун, река журчит одна.
Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле,
Человек и природа в поэзии Лермонтова
Опальный ангел, с небом разлученный. Унывный демон, полюбивший ад, Ветров и 6ypь огромных странный брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной. К Бальмонт Михаил Юрьевич Лермонтов – один из загадочных русских поэтов.
К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много. Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии. В уме своем я создал мир иной
образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья…
Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”. Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей – поэзии настроение эпохи, – сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.
Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике
Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес.
А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” . Прием одушевления природных явлений – не редкость в поэзии.
Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, – напишет поэт о Демоне. Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт.
Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”. Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей. В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей.
Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”. Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” . Природа для поэта – это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью.
Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.
Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы.
И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым. Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина, Молчит табун, река журчит одна. Созерцая красоту природы.’Лермонтов переживает высокие мгновения.
И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле,
Человек и природа в поэзии Лермонтова: сочинение Ссылка на основную публикацию