Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова: сочинение

Мцыри как романтический герой Лермонтова 8 класс сочинение

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в тот историко-литературный период, когда романтизм плавно уходил в прошлое, уступая место реализму. Однако, несмотря на столь позднее написания (1839год), это произведение считается одним главных представителей эпохи романтизма в русской литературе. И, конечно же, в первую очередь все ее основные идеи и особенности воплощены в главном герои.

Одна из главных мыслей романтизма подразумевает бегство человека от действительности, реального положения дел, в идеальный мир. Мцыри – главный герой поэмы, будучи еще маленьким мальчиком был пленен русским генералом, которого тот хотел увести к себе как военный трофей. Во время их путешествия ребенок заболел, стало ясно, что дальнейшую дорогу он просто не переживет. Сжалившись над ним, его приютили у себя старцы в близлежащем мужском монастыре, где герой и прожил всю свою жизнь, воспитываемый монахами.

Несмотря на то, что он уже успел немного свыкнуться с такой судьбой, выучить местный язык и даже принять чужое вероисповедание, Мцыри все еще воспринимает свою жизнь в монастыре как тюремное заключение. Он скучает по своей Родине, родным, близким и беззаботном детстве, проведенном в горах. Однако, юношеский максимализм берет свое, и в семнадцать лет герой решат бежать из заточения. Таким образом реализуется романтического бунта против всего окружающего мира.

Мцыри, как главного героя, литературоведы выделяют в отдельный художественный тип, он считается образцовым романтическим героем, если говорить о русской литературе. И как у любого романтика, его судьба заканчивается трагически.

На воле, о которой он так долго мечтал, Мцыри смог прожить всего три дня. Все время находясь в заточении, он уже забыл дорогу в родные края, поэтому, проведя все это время в пути, герой понимает, что сбился с пути и в итоге вернулся на то место, с которого он пришел. Изнеможённый долгой дорогой, он падает без сил прямо на тропе, где его находит случайный прохожий.

Спустя эти три дня, юноша вновь оказывается в монастыре. Больной и истощенный, он отказывается от еды и воды, а на вопросы монахов отвечает молчанием. Старцы понимают, что таким образом Мцыри хочет приблизить свою смерть и зовут одного из игуменов, чтобы тот заранее причастил и исповедал мальчика. Ему то герой и повествует свою историю, где становится понятно, что в эти три дня уместилась целая жизнь: он наслаждался свободой, боролся со своими страхами (воплощенными в образ барса), успел влюбиться в прекрасную девушку и испытал все муки любви. Оказавшись в монастыре, герой решает закончить на этом свою историю, чтобы не прозябать остатки своих дней в серых стенах монастыря. В конце произведения герой умирает и в этом трагедия произведения.

Герой выбирает наиболее удобный момент (когда старцы, испугавшись сильной грозы, столпились у алтаря) и бежит из монастыря. Жизнь Мцыри на воле – это смысловое ядро всего произведения, не зря эта часть занимает большую часть поэмы.

Важную роль играет пейзаж. С помощью психологического параллелизма, Лермонтов отображает эмоциональное состояние главного героя, показывает те чувства, которые он испытывает, оказавшись на свободе. Здесь сильно контрастирует описание монастыря и природы на воле. Они не являются реалистичными и отображают отношение героя к этим местам, нежели действительность. Поэтому, монастырь выглядит очень мрачным, унылым, навевает ощущение грусти и безысходности. Природа наоборот, насыщена яркими красками и все: горы, холмы и реки, восхищает юного Мцыри. Параллель между состоянием героя и природы также считается одной из черт романтизма.

Мцыри как романтический герой

Романтическое течение захватывает Россию в первой половине 19 века. Именно в то время написано знаменитое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри». Является ли главный герой — романтическим?

Во-первых, Юный послушник описан как типичный романтический герой. Мцыри — бунтарь, желающий вырваться из монастырских стен. Главный герой противопоставленный окружающим. Его никто не понимает.

Во-вторых, в произведениях эпохи романтизма рассказ очень эмоционален. Это можно проследить и в «Мцыри». За счёт того, что историю побега мы слышим из уст самого юноши, повествование наполнено переживаниями и волнением главного героя.

В-третьих, наличие в поэме двоемирия — характерный признак романтического произведения. Юноша жаждет вырваться из монастыря, ставшего для юноши настоящей тюрьмой. Его влечёт идеальный мир — отчий дом, из которого его насильно забрали в детстве. Лишь на родной земле юноша обретёт счастье и сможет почувствовать себя свободным. Мотив свободы безусловно является признаком романтизма. В поэме уделяется большое внимание природе, что присуще романтическим произведениям. Без описаний пейзажа не обходиться ни один поступок Мцыри. Окружающая природа помогает лучше описать чувства юноши. Например, во время побега идёт дождь с молнией, что подчёркивает бунтарский настрой главного героя. В момент схватки сбежавшего юноши и барса природа как будто замирает. Всё вокруг сосредоточенно наблюдает за ходом битвы. Это помогает читателю сфокусировать внимание на происходящем. Трагичность произведений эпохи романтизма есть и в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Юноша не обретает желаемого и умирает.

Основные признаки романтизма, которые присутствуют в данной поэме, доказывают, что главный герой «Мцыри» — романтический.

Мцыри как романтический герой Лермонтова

День телевидения в нашем государстве отмечают 21 ноября. В 1933 году техник-инженер с русскими корнями Владимир Зворыкин создал трубку, которая в последствии получила название катодной, она служила основной деталью для телевизора.

Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.

Илья Ефимович Репин написал «Портрет Л. Н. Толстого» в 1887 году. Местом для написания портрета была выбрана родина Льва Николаевича – Ясная Поляна. Живописец и великий поэт по-разному смотрели на многие вопросы,

Когда меня спрашивают, чем я горжусь, не возникает никаких сомнений в ответе. Я горжусь своим родным городом. Ведь лучшего города нет ничего на свете. Светлый, чистый, всегда цветущий и пленительный. Нальчик – это город

Удивительно, но человечество всегда смотрит вперед, в будущее. Кто-то с надеждой, верой, а кто-то с уверенностью в предстоящие дни. Где-то там, в мыслях о будущем, мы представляем себя лучше, счастливее, обиваемся успеха и финансовой независимости.

Известная художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году. Эта работа сразу покорила сердца любителей живописи светлым и оптимистичным настроением, которое автору полотна удалось передать в полной мере. Перед нами комната,

«Мцыри-главный герой романтической поэмы »

Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова

…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

Поэма Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое. В ней автор обращается к необычному герою с трагической судьбой, существующему в непривычной обстановке.

Что заставило Лермонтова придумать именно такой сюжет для своей поэмы? Думаю, писатель, не видя вокруг себя сильных личностей, разочаровавшись в окружающей реальности, пытался найти свой идеал в экзотической стране и необычных героях. Он хотел увидеть человека, прежде всего, сильного духом, имеющего четкие идеалы, жизненную цель. И готового ради них пожертвовать своей жизнью.

Именно таким героем предстает перед нами юноша Мцыри — послушник, живущий в монастыре в долине Грузии. Он попал в этот монастырь не по своей воле — его, пленного мальчика, оставил здесь русский генерал. Уже тогда Мцыри отличался странным нравом — он был «пуглив и дик», кроме того, очень слаб физически. Однако у этого мальчика была огромная сила духа и чувство внутреннего достоинства:

…даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Выхоженный монахом, герой остался в монастыре. Однако он не был счастлив там ни минуты — всей душой Мцыри рвался домой, «на восток», в страну предков. Поэтому монастырские стены с самого детства герой воспринимал как стены тюрьмы, как преграду, которая мешает исполнению его мечты.

И вот однажды юноша исчез из монастыря. А через три дня его нашли около монастырских стен, истощенного, раненого, больного. Выздоровление не приходило к герою — казалось, будто он после возвращения потерял что-то важное и ему остается лишь одно — умереть.

Чувствуя это, Мцыри исповедуется своему наставнику. Исповедь героя открывает нам его внутренний мир, помогает понять загадочный характер и смысл жизни этого человека.

Дитя гор, Мцыри страстно мечтал о жизни, «полной тревог». В ней он видел воплощение своего идеала — свободы, слияния с природой, постоянного испытания собственных сил и возможностей:

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

И Мцыри решился исполнить свою мечту — «Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной». Герой стремился попасть к себе на родину, чтобы больше не быть «рабом и сиротой», а стать полноценным человеком, имеющим собственное имя и свои корни.

Он признается, что три дня вне стен монастыря стали для него лучшими днями жизни:

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Герой понял, что значит быть свободным и рассчитывать лишь на собственные силы. На воле он почувствовал себя частью природа, частью огромного мира, который не проникал за стены монастыря: «И было сердцу моему Легко, не знаю почему». В общении с природой Мцыри начал вспоминать обретать себя — вспоминать свое прошлое, из раба превращаться в свободного человека.

И каждый шаг, каждый миг трех вольных дней все больше погружали героя в настоящую жизнь, делали ему все более счастливым. Пусть не всегда столкновения с жизнью приносили Мцыри только радость. Так, при встрече с прекрасной грузинкой Мцыри испытал восторг, восхищение, бурю страстей в своей душе. Однако все это прошло и сменилось горечью разочарования, как только молодая девушка захлопнула дверь своего дома: «Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль…» Но и эти чувства очень дороги сердцу Мцыри, потому что они искренние, настоящие, «живые»: «Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут».

Путь Мцыри был суров и труден — его ожидали муки усталости, голода, отчаянья. Но герой был готов скорее умереть, чем сдаться, попросить помощи у людей. Сила его характера и желание достичь своей цели не знала границ. Именно эта внутренняя мощь помогла Мцыри победить «могучего барса».

Истощенный человек вступил в бой с сытым и сильным животным. Мучителен был их поединок:

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Однако в момент боя в юноше говорила кровь его предков — бесстрашных бойцов. Он почувствовал в себе огромные силы, которые и помогли Мцыри победить барса:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Однако «пробуждение» героя оказалось временным. Яд рабства, бессилия, заложенный в нем в монастыре, оказался сильнее: «На мне печать свою тюрьма Оставила…» И вот, после странствий, он опять, неожиданно для себя, возвратился к стенам монастыря — своей тюрьмы, но и своего дома.

Читайте также:  Проблемно тематический анализ романа «Герой нашего времени»: сочинение

Мцыри остается лишь одно — умереть с мыслями о родной земле, о той вольной жизни, которая могла бы стать его судьбой. На прощание герой просит монаха похоронить его во дворе монастыря, там, откуда будет виден его родной Кавказ.

Сам Лермонтов, на мой взгляд, восхищается своим героем, любуется его сильным характером, стойкой натурой, независимым и гордым нравом. Точно так же, как и критик , писавший о Мцыри: «…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!».

Лермонтов в полной мере сочувствует своему персонажу, которому не суждено было попасть домой. Однако, говорит автор, дух рабства неистребим в человеке, он делает слабыми даже самых сильных людей, подтачивает их изнутри.

Характер Мцыри — отклик Лермонтова на современное ему положение вещей, на ту атмосферу подавления вольной мысли, страха и регресса, что царила в обществе. На примере своего героя поэт показал, с одной стороны, свой идеал человека-бойца, а с другой — то, к чему может привести существующий порядок вещей — к гибели общества.

Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс

На протяжении нескольких лет Лермонтов вынашивал идею создания произведения, в котором найдут отражение такие важные проблемы как: вопросы мужества, смелости, стремления к свободе. Вопрос поиска своего места в жизни и пути к нему. Вопрос выбора, стремления к мечте и любви к Родине. И совсем не удивительно, что спустя порядка десяти лет после первого своего путешествия на Кавказ, Лермонтов напишет «Мцыри» – романтическую поэму в стихах, так удачно соединившую в себе все проблемы, перечисленные выше. Проблематика произведения будет представлена через повествование об юноше, который находился против своей воли в монастыре, но несмотря на это он был полон желания жить и все же познать тот самый, недосягаемый для него, вкус свободы.

Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить. Такие качества свойственны литературным героям Байрона – знаменитого английского поэта-романтика, творчество которого оказало большое влияние на развитие романтической поэзии Лермонтова.

В поэме «Мцыри» каждая деталь указывает на романтизацию атмосферы. Главный герой страдает в стенах монастыря, он словно задыхается, находясь в плену своей жизни. Его нрав противопоставлен спокойной обстановке обители ведь он – дитя гор, сильный, смелый и независимый, но трагическое одиночество, свойственное многим романтическим героям, закалило волю Мцыри. Этот молодой человек не боится опасностей, ставших на пути к свободе его духа, ведь он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”, тем самым давая намек на скрытые под монастырским воспитанием, его настоящие, естественные качества характера, такие как: сила, стойкость, вольнолюбие.

Для романтического героя свобода дороже жизни. Мцыри погибает в финале поэмы, но смерть его – это не поражение. Ведь он не стал пленником законов, навязанных ему монахами, он обрел свободу и стал частью вечности, заплатив за это цену своей жизни.

Вариант 2

Мцыри – главный герой одноименной поэмы. Он сын горцев. В детстве Мцыри попал в плен к русскому генералу. Мальчик был очень ослаблен дорогой, и генерал оставил его в монастыре, который лежал у него на пути. Там монахи выходили ребенка, постепенно он начал забывать свое прошлое, свой язык. Его готовили к постригу.

Монастырь стал отождествляется для главного героя с тюрьмой. По ночам Мцыри снятся туманные сны из прошлой жизни, он понимает, что не свободен в своем выборе. Он жаждет вырваться на волю, испытать почувствовать жизнь за пределами стен монастыря.

И вот однажды Мцыри решается на побег, который заканчивается трагично для героя. Всего лишь день, проведенный на свободе, становится ценою в жизнь. Перед смертью Мцыри исповедуется и говорит, что этот день был лучшим днем его жизни. Жить для героя значит радоваться каждой травинке, солнечному лучу и дуновению ветра. Именно оказавшись за пределами своей «тюрьмы» Мцыри начинает вспоминать свое прошлое: жизнь в ауле, родной язык, память предков. Кровь горца закипает в нем с еще большей силой, когда он случайно встречает девушку-грузинку у ручья. Мцыри – патриот, он хочет вернуться к себе на родину. Но встреча с барсом не дает осуществиться его мечтам.

Как каждый романтический герой, Мцыри одинок. Он понимает, что жизнь в монастыре – это всего лишь существование тела без души, душа будет всегда рваться на волю. Но и в ауле, куда он так жаждет попасть, Мцыри был бы чужаком. Возможно, что единственным решением данного конфликта произведения, является смерть героя. Его поиски счастья, его борьба за свободу и вера в жизнь – это то, что действительно восхищает в нем. Оказавшись на свободе, одержав победу в схватке с опасным противником, он умирает в монастыре за решеткой. Но он просит о том, чтобы его похоронили за стенами монастыря, там, где всего лишь день счастья стал для него дороже всех лет проведенных в неволе.

В образ Мцыри Лермонтов вложил лучшие черты романтических героев своего времени. Противопоставил пассивности и апатии, внутреннюю свободу человека.

Мцыри как романтический герой

Главным героем поэмы Лермонтова Мцыри является молодой послушник монастыря, которому предстоит принять постриг. Юноша чувствует себя в обители одиноким и не понятым потому что его окружают люди, которые прожили большую часть жизни и доживают свой век будучи монахами. У каждого из них есть родственники, друзья, могилы близких с которыми можно поговорить стоя у могильной плиты. Главный герой лишен всего этого. В детские годы аул, где он жил, разрушили и увезли его в монастырь. С тех пор главной мечтой молодого жителя обители становится вернуться на родину к родным. Его мечта кажется не осуществимой, ведь его аул разрушен и скорее всего там никого не осталось.

Главному герою предстоит принять решение. Его жизнь может пойти по одному из двух путей. Он может принять монашество и забыть о своей мечте, либо убежать, несмотря на риск быть пойманным или застигнутым диким зверем в дороге. Он выбирает второй путь. В час вечерней молитвы юноша убегает. Его захватывает чувство радости и восторга от совершенного побега.

Мцыри с удовольствием живет этой полной переживаний жизнью, которая создана для него. Его охватывает чувство восторга и восхищения при наблюдении за девушкой, набирающей воду из ручья. Он следит за ее походкой и движениями отмечая, что в нем просыпается какое-то невероятное чувство, которого не было ранее. Этого переживания он бы никогда не испытал в мужском монастыре. Здесь можно увидеть сколь многого был лишен юный послушник в навязанной ему жизни. Жизнь в монастыре не подходила ему и не раскрывала всех его качеств.

Новая жизнь героя длится всего три дня. Он не продумывал побег. И в этом главная трагедия этого произведения. Он просто хотел жить по велению сердца. Причиной гибели героя становятся раны, которые он получает в схватке с барсом в лесу. Главный герой отважно сражался и победил барса, однако и сам был смертельно ранен. Юношу находят и приносят обратно в монастырь. Монахи ждут от него исповеди и раскаяния в содеянном. По их мнению, он неразумно распорядился своей жизнью сделав ее такой короткой. Мцыри не выражает раскаяния и говорит, что его прежняя жизнь была неполноценной, полной рамок и запретов. Только те три дня, во время которых он странствовал по горам, он считает жизнью. Мцыри пылко рассказывает о пережитом, стараясь донести до монахов в чем была их ошибка: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах». Жизнь к которой старались приучить юношу была хороша для тех, кто уже жил и хотел отдохнуть от мирской суеты.

Романтизм этого произведения состоит в том, что главный герой, вступая на путь противоборства заранее обречён, ведь бежать ему некуда и представлений о внешнем мире он не имеет. Мцыри до самого конца следует выбранному пути. Он умирает, глядя в сторону Кавказа.

О поэме

При разговоре о главном герое поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» нельзя не упомянуть историю её создания, время, в которое она была написана и события оказавшие немаловажное влияние на автора, во многом вдохновивших его.

Поэма была опубликована в 1840 году, но предпосылки к созданию подобного рода произведения появились ещё в раннем детстве поэта. Будучи ребёнком, Лермонтов посетил Кавказ, и без сомнений, величие природы, многообразие новых знакомств, огромное количество местных сказок, легенд и преданий оставили в душе юного Михаила свой след. Затем, в чуть более старшем возрасте, поэт совершил еще не одно путешествие на Кавказ и детские воспоминания, волновавшие его душу, усилились.

Также читают:

Картинка к сочинению Мцыри как романтический герой

Популярные сегодня темы

Драматургическое творчество писателя имеет несколько отличительных особенностей, выделяющих его в огромном количестве произведений данной литературной направленности.

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

В литературе, как и в других видах искусства, есть своя классификация. Все литературные произведения можно разделить на три типа: эпос, лирика и драма.

Николай Павлович – герой рассказа Николая Сергеевича Лескова «Левша». Николай является братом Александра Павловича. Право на управление государством Николаю первому досталось в наследство от своего брата.

Под моралью следует подразумевать как некий симбиоз норм, принципов, представлений о жизни, поступках человека и степенях дозволенного, который принят гласно либо негласно в конкретном обществе.

Мцыри как романтический герой

Романтизм как литературное направление: основные черты

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Читайте также:  Стихотворение М.Ю.Лермонтова И скучно и грустно. (Восприятие, истолкование, оценка.): сочинение

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Сочинение Характеристика Мцыри (8 класс)

Мцыри является главным героем одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Известно, что «Мцыри» – не собственное имя героя. Лермонтов дает пояснение, что слово «мцыри» с грузинского языка переводится как «послушник»- монах, который не принял обет. Таким образов, настоящие имя героя до конца произведения так и остается неизвестно читателю.

Мцыри родился на Кавказе, его предками были могучие воины. Монахом герой стал не по своей воле. Когда юноше было примерно 6 лет, он оказался в плену у русского генерала. Так как мальчик был слаб и вряд ли бы перенес трудности долгого пути, генерал оставил его в стенах монастыря, где один монах пожалел ребенка и приютил его. Монах вырастил мальчика, крестил в христианство. Первое время жизни в монастыре Мцыри тосковал по родному краю, был нелюдим. Затем он стал привыкать к своему плену, стал понимать чужой язык. Перед принятием монашеского обеты Мцыри внезапно исчезает. Его поиски продолжались три дня: на третий день монахи нашли умирающего юношу в степи.

Послушники принесли Мцыри обратно в обитель. С каждым днем силы покидали юношу, он ничего не ел и не говорил. Когда Мцыри почувствовал, что скоро умрет, он исповедался монаху, который когда-то спас его. Юноша рассказал, что сбежал из монастыря, чтобы вернутся в родной край. Герой всегда хотел жить как его предки, вольный горский народ. Он был счастлив за стенами монастыря в окружении дикой природы, которая была прекрасна и доброжелательна к юноше. Три дня, которые он провел на свободе, стали лучшими в его жизни. Мцыри не сожалел о том, что покинул обитель. Единственное, что терзало его душу, было то, что он так и не смог отыскать дорогу к родному аулу.

Исповедь героя раскрывает его характер. Мцыри говорит монаху о своем пребывание за стенами обители не для того, чтобы раскаяться в своем поступке. Он хочет еще раз, пусть и мысленно, но пережить те ощущения, которые испытал, находясь среди дикой природы. Встреча с барсом стала судьбоносной в жизни Мцыри. Герой победил зверя, но эта победа стоила ему жизни. Позабыв о ранах, он снова отправился в путь в надежде дойти до Кавказа. Однако оказалось, что дорога выбранная героем привела его обратно к монастырю. Мцыри оказывается снова в том плену, из которого убежал. Тщетность усилий добраться до родного аула убивают в нем стремление жить.

Мцыри никого не винит в своем заточении в обители. Об одном лишь жалеет герой, что никогда не вернется в край, где он в «ребячестве играл», где был счастлив. Гордый и мужественный юноша просит пожилого монаха похоронить его за стенами монастыря, в месте, в котором открывается вид на Кавказ.

Сочинение 2

Основным героем в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является юноша, ставший послушником монастыря в одной грузинской долине. Юноша попадает в монастырь, будучи совсем еще маленьким. Там оставляет его один русский генерал, проезжавший эти места. Мцыри, так звали юношу, стал пленником генерала, но по дороге мальчик серьезно заболел.

Мальчик был очень пугливым, нелюдимым и диковатым. Он всего боялся. Однако Мцыри никогда не жаловался на свою судьбу и не доверял никому свои мысли.

Мцыри физически был слаб, он перенес тяжелую болезнь и другие испытания, но уже тогда можно было понять, что сила воли его сильна. Здесь прослеживаются две основные характеристики главного героя: сильный волевой дух и слабое физическое тело.

Местные монахи выходили Мцыри, и мальчишка остался жить в монастыре. Однако его существование в монастырских стенах было наполнено лишь болью и тоской. Юноша совершенно не чувствовал себя счастливым. Монастырь он считал тюрьмой и преградой на пути к своей цели – возвращению на Родину своих предков.

Однажды ночью Мцыри решается на побег, который заканчивается весьма плачевно. Через некоторое время монахи находят юношу в предсмертном состоянии, истощенным и раненным.

Однако пока Мцыри находился за стенами монастыря, это был как будто другой человек, ощутивший величественный дух свободы. Юноша замечает каждую мелочь, каждое природное явление: столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы. В тот момент юноша наслаждался каждым дуновением ветерка. Никогда еще Мцыри не был столь внимательным. Теперь он чувствовал себя счастливым.

В этом эпизоде автор дает понять, что его главный герой не лишен человеческих чувств. Мцыри знакома и любовь к Родине, и любовь к близким. На своем пути он встречает девушку, спустившуюся за водой. Она будоражит внутренние чувства юноши. Однако даже эта девушка не способна заставить Мцыри отказаться от своей мечты.

После нахождения Мцыри монахи изо всех сил пытаются вернуть его к жизни, но юноша не выздоравливает и с каждым днем чувствует себя все хуже. Окружающие делают вывод о том, что Мцыри потерял жизненный смысл. Перед смертью юноша делится своими душевными терзаниями. Этот свободолюбивый юноша так и не смог смириться со своей нынешней жизнью в стенах монастыря. На протяжении всего времени он тосковал по своей далекой Родине. В монастырь вернулось лишь тело Мцыри, а душа его так и осталась за воротами в мире свободы.

Характеристика Мцыри в поэме Лермонтова

Шестилетним мальчиком он попал в плен к одному генералу, который забрал его из родного кавказского аула. В дороге ребёнок заболел и был оставлен в монастыре, где и получил своё прозвище – Мцыри. Его насильно удерживали в монастыре, поэтому он выучил язык и обычаи местного народа, однако не перестал скучать по родине. Его жизнь была полна мучений и страданий из-за пребывания в неволе. Это был гордый и сильный духом человек, настоящий воин, в жилах которого текла кавказская кровь. Даже будучи ребёнком, он никогда не плакал и не жаловался на судьбу. Ему было тяжело находиться в монастыре в самом расцвете лет, ведь, в отличие от него, другие монахи сделали свой сознательный выбор сами, ему же не довелось узнать другой жизни, с детства его насильно держали взаперти, вдали от других людей, в окружении одних лишь старых монахов. Единственной мечтой юноши было покинуть монастырь и вернуться в родной аул, потому спустя много он сбегает из монастыря и отправляется на поиски дороги домой. Высшей ценностью и величайшим счастьем для Мцыри была свобода. Он мечтал жить в гармонии с природой и другими людьми свободным, вольным человеком. Во время побега юноша чувствует себя счастливым. Он чувствует, что, наконец, находится в своей стихии, восхищается красотой и гармонией природы, которых ему так не хватало в заточении.

Читайте также:  Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Мцыри отвык от людей. Встретив у ручья прекрасную грузинку, чьё пение он услышал, Мцыри может лишь наблюдать издалека, как она набирает воду и уходит. В его груди разгорается огонь первой в его жизни любви, однако юноша не знал, что с этим делать. Он не смог перебороть свои смущение и страх, а потому не пошёл за девушкой.

Мцыри – смелый, отважный воин. На пути ему встречается барс, опасное животное, которое нападает на него, однако юноша вступает в схватку и даже побеждает зверя, что говорит также о его физической силе. После страшного боя, в котором Мцыри получил сильные раны, он всё равно не сдаётся и идёт дальше. Мы видим, что это стойкий человек, выносливый физически и духовно.

Однако тропа приводит юношу к монастырю, откуда он сбежал. После этого Мцыри отчаялся и перестал пытаться вырваться на свободу, как и перестал бороться за жизнь. Он исповедался и умер, по-настоящему прожив лишь три дня из всей своей жизни. Однако даже умирая, Мцыри остался человечным по отношению к своим мучителям, ведь его последними словами были «…никого не прокляну».

Сочинение Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова

Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным. Герой систематически бьётся с жизненными невзгодами, причем не заостряет внимание на препятствия. Действие поэмы происходит на Кавказе.

В поэме преобладает романтический эпизод, когда Мцыри встречает около горной речки молодую грузинку. Причем, несмотря на сердечность, герой отворачивается от личной жизни, радости, страсти, ради истинной любви к отчизне. Его разумом владеет жажда воли, которая стала значимее других моментов в его собственной жизни.

Поэт описал монастырь, охарактеризовав его в виде тюремного заключения. Мцыри видит стены монастыря, монахов, которые сторожат, как большую преграду на своем жизненном пути. Его систематически охватывает мысль « для чего родились мы? Для воли или тюрьмы?» И лишь только смысл он видит в побеге. У героя присутствует глубокая патриотическая любовь к отчизне, который наполнен стремление бороться. Своих сотоварищей и отца главный герой воспринимает как мужественных людей. Ему нередко снятся бои, которые заканчиваются победным триумфом. У него присутствует сильная уверенность, что он станет превосходным заступником своей родины. Но несмотря на убеждения, мечтам и желаниям Мцыри не суждено сбыться. Однако он по натуре боец и настоящий мужественный воин. Лишь единожды, во время своего побега, он дал волю слезам. Но, его нахождение в монастыре, закалило волю главного героя. Поэтому он убегает из тюрьмы в ужасное время, ночью, во время грозы.

Лермонтов описал Мцыри мужественным и стойким, об этом говорит эпизод битвы героя с хищником – барсом. Герой не боится смерти, он мужественно принимает схватку. Он прекрасно понимает, что в монастыре его ожидает уныние, одиночество и прежние мучения.

В своей исповеди он в полной степени раскрыл свой внутренний мир. Читатель глубоко понимает переживания, чувства и мучения главного героя, его несчастное бедное детство и отрочество.

Завершение пьесы повествует о том, что близящаяся кончина Мцыри не ослабевает его в храбрости и смелости. Причем в момент трагической смерти он не раскаивается в своих грехах, а наоборот готов быть свободным. Он побежден, но его сильный дух не сломлен. Автор наделил Мцыри неистовым героизмом и охарактеризовал его мужественным и храбрым человеком. Он сделал акцент на незаурядности его характера, силе и свободолюбии сумрачного и одинокого человека. Он ярко охарактеризовал психологическую сторону, в точности душу и внутренний мир главного героя, стремящегося к свободе и борьбе за свою отчизну.

Характеристика Мцыри

Популярные сочинения

В произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголя перед нашими глазами возникнет вереница ярких представителей российской знати. Их поочередно посещает Павел Иванович Чичиков с просьбой о приобретении мертвых душ

Произведение «Герой нашего времени» представляет собой роман из нескольких глав, каждую из которых можно назвать самостоятельной повестью с одним и тем же героем. Написано это творением Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.

Сочинение на тему: Романтический образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова

Романтический образ Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

Одна из поэм М.Ю. Лермонтова, тематика которой тесно свя­зана с его кавказским циклом, – поэма «Мцыри». Это поэма романтическая, с идеальным героем, отличающимся гипербо­личностью переживаний. В центре сюжета – судьба пленного мальчика, черкеса, попавшего в грузинский монастырь. Собы­тия эти были связаны с путешествием Лермонтова по Военно-Грузинской дороге, о чем писал еще П.А. Висковатов. В Мцхете поэт встретил одинокого монаха и узнал от него, что тот еще ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой, но мальчик заболел, и его пришлось оставить в монас­тыре. Ребенок долго не мог привыкнуть к своей новой жизни, тосковал, пытался убежать в горы, в результате тяжело заболел. Выздоровев, он успокоился и остался в монастыре. Рассказ этот произвел большое впечатление на Лермонтова. Кроме того, во­ображение поэта поразила и старинная грузинская песня о схват­ке юноши с тигром, где были такие строки:

Тигр и юноша сцепились Средь полночной темноты,

Камни в пропасть покатились,

Все эти впечатления и нашли свое отражение в романтичес­кой поэме.

Мцыри наделен у поэта характерными чертами романтичес­кого героя: он бесконечно одинок в чуждом ему мире, наделен гордостью, сильной волей, мужественностью, огненно-мятеж­ной душой, страстной жаждой жизни, свободы и борьбы. «Это любимый идеал нашего поэта, отражение в поэзии тени его собственной личности», – писал В.Г. Белинский.

Поэма построена в форме монолога-исповеди героя о трех днях, проведенных на воле. Монастырь для Мцыри – это сим­вол тюрьмы, неволи. Он тоскует по своей родине, где «люди воль­ны, как орлы», по родному аулу, по своей семье, по отчему дому. Поэтому он бежит из монастыря, где он жил с детства. Три дня он скитается, пытаясь отыскать дорогу домой, но все усилия его бесполезны. Заблудившись, Мцыри вновь оказывается возле монастыря. Силы героя уже на исходе, в финале поэмы он изоб­ражен умирающим. Его находят монахи, и он вновь оказывается в монастыре. Таким образом, поэма вместила в себя всего четыре дня из жизни Мцыри, но они были самыми яркими и запомина­ющимися в его судьбе:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости моей.

Первое чувство, испытанное Мцыри на воле, – восхищение красотой и величием природы. Он видит «пышные поля», «хол­мы, покрытые венцом дерев», «горные хребты, причудливые, как мечты», «снега, горящие, как алмаз». Картины природы вызыва­ют в памяти образ родного дома: герой вспоминает «в тени рас­сыпанный аул», «свет лунных вечеров», «вечерний гул домой бе­гущих табунов», «смуглых стариков», отца «в одежде боевой» и молодых своих сестер. Поэт замечает, что цель побега Мцыри – не только возвращение домой, но желание видеть «божий мир», желание «узнать, прекрасна ли земля», «д ля воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы». Это свободомыслие героя, его стремле­ние проникнуть в тайны природы, обрести смысл жизни звучит в горячем, вдохновенном признании:

…О! я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натурау этого Мцыри!», – писал В.Г. Белинский, восхи­щенный этими строчками. В своих скитаниях герой слышит крик шакала, видит змею, скользившую меж камней, но он не испы­тывает страха: «как зверь», он «чужд людей» и близок к природе. Природа в рассказе Мцыри словно оживает: «дохнули сонные цветы», «туманный лес заговорил», ему «внятен» шум потока, шепот кустов. Не слышит он лишь «человека гордый глас».

И здесь возникает мотив определенной противоречивости образа Мцыри: он стремится обрести единение с людьми, но ему приходится скрываться от них. Мотив этот иллюстрирует эпизод встречи его с молодой грузинкой. Герой очарован ее юно­стью и красотой, «думы пылкие» его «смутились». Однако бег­лец вынужден притаиться «меж кустов», для того чтобы его не заметили. И далее мотив этот звучит сильнее: Мцыри испыты­вает голод, страх, ночная природа уже не так благосклонна к нему, но «помощи людской» он «не желал». Мотив этот звучит и в сце­не борьбы с барсом. Здесь поэт снова подчеркивает близость ге­роя к природе и, как следствие этой близости, – удаленность его от мира людей:

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под диким пологом лесов.

Мцыри выходит победителем из этой борьбы, но все же ему не удается воплотить свои мечты. Он умирает, примирившись с окружающими его людьми, но не с жизненными обстоятельства­ми. Его примирение – «признание внешнего бессилия при оп­равданности своих ничем не истребимых влечений к воле». Природа и цивилизация противопоставлены в романтической поэме. Мцыри у Лермонтова – герой, пытающийся разрешить мучительный конфликт природы и цивилизации, обрести в душе своей гармонию этих двух начал.

В образе Мцыри М. Ю. Лермонтов представил нам идеально­го романтического героя, основная трагедия которого в проти­востоянии его окружающему миру, в том, что он лишен родины, семьи, людей, близких ему по духу, традициям. Основной пафос поэмы – это поэтизация борьбы «как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к родине и героического служения ей».

Ссылка на основную публикацию
×
×