Смерть поэта, Поэт и Пророк: сочинение

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

На уроках литературы в 9 классе изучается стихотворение М. Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, посвящённое гибели А.С.Пушкина. В нашей статье можно ознакомиться с полным и кратким анализом “Смерть поэта” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Смерть поэта.

История создания – 1837 год, написано на смерть Александра Сергеевича Пушкина.

Тема – гибель великого поэта.

Композиция – написано в форме лирического монолога, совмещает разные по размеру и ритму строфы, объединённые общей идеей.

Жанр – симбиоз элегии и сатиры (эпиграммы).

Стихотворный размер – первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шести стопный.

Метафоры – “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.

Эпитеты – “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд”.

Метонимия – “с свинцом в груди“.

История создания

Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потери бесценного для России поэта.

Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения, подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.

Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.

Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “ Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы “. Заброшенный в Россию “ на ловлю денег и чинов “, человек с “ пустым сердцем “, даже не представлял, с кем он собирался драться…” не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!” .

Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.

Главная мысль – жестокость людей способна на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Композиция

Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее показывает всю масштабность трагедии, которую после оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей различных по рифмовке, размеру и ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в произошедшее, подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приёмы для достижения цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в русской литературе.

Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного человека, который не стоит даже упоминания о нём. В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому кругу людей… Разоблачает общество, толкнувшее поэта на смерть. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о наивысшем суде, избежать которого не удастся никому.

Первая часть стихотворения – элегия с чертами оды, вторая часть тяготит к жанру эпиграммы. Стихотворение разностороннее, выделить единый жанр достаточно сложно. Совмещение сатиры и элегии передаёт душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.

Средства выразительности

Эпитеты подчёркивают ораторский монолог Лермонтова: “ свободный смелый дар “, “дивный гений” , “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд” и другие.

Метафоры умело маскируют и сдерживают гнев автора, облачая его в нужные острые образы: “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Роль и место поэта в поэзии всегда волновали русских поэтов. Об этом писал Пушкин, который считал, что поэт должен быть пророком, глашатаем, жечь словом сердца людей.

Назначение поэта в обществе

О назначении поэта и поэзии Лермонтов весьма выразительно говорит в стихотворении «Поэт», сравнивая поэзию с кинжалом. Пока кинжал в руках воина, он является грозным оружием мести, защиты. Но вот его приобрели для красоты, повесили на стену, и кинжал превратился в бесполезную игрушку. Такой же игрушкой в руках власть имущих становились «придворные» поэты, поэты, писавшие на заказ. В свое время Николай 1 приложил немало сил, чтобы такой же игрушкой в своих руках сделать Пушкина. Но этот поэт, хоть и изменил свое отношение к революциям и бунтам, оставался верным своему предназначению и целям. Он оставался до конца певцом свободы, чувства добрые пробуждал лирой.

В стихотворении «Поэт» Лермонтов обращается к поэтам современникам:

В заключении Михаил Юрьевич сравнивает поэта с пророком:

Поэт — пророк

Тема пророчества в поэзии проходит и через другие произведения Лермонтова. Например, в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» он говорит о том, что жизнь поэта не может быть спокойной и благостной.

Эта же мысль встречается потом в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

В Молитве «Не обвиняй меня, всесильный» поэт говорит о том, что призвание поэта, стремление познать жизнь не оставляют ему времени и душевных сил для внимания Богу. Лермонтов просит в этом у Бога прощения, и говорит:

В эмоциональном, страстном стихотворении « На смерть поэта», посвященном Пушкину, в других своих стихах Лермонтов отмечает, что судьба истинного поэта не только трудна и наполнена душевными исканиями, страданиями. Она трагична.

Лермонтов свое предназначение в поэзии выразил следующими словами:

Но оказалось, что правда, которую нес поэт, была никому не нужна.

С одной стороны, Лермонтова преследует непонимание, которое он ощущал, с первых дней его взрослого творческого пути. Он чувствовал себя одиноким. С другой, собственная самокритичность, переходящая в комплексы, мешают ему раскрыться в полной мере. Он пишет, потому что творчество – это потребность души. Но он не спешит печататься. Первые опубликованные стихи попали в печать вопреки его воле. Свой первый сборник он решился опубликовать только в 1841 году, и то, наверняка, под давлением друзей, знатоков литературы, понимавших, какой дар был дан Лермонтову свыше. К Пушкину он так и не пришел. Ему казалось, что он не достоин предстать перед великим русским поэтом со своими произведениями.

Стихотворение «Журналист, читатель и писатель», написанное в форме диалога, отчасти объясняет позицию Лермонтова. Свои мысли и чаяния Михаил Юрьевич вложил в уста писателя. В этом произведении он с горечью восклицает:

Он прекрасно видит, что печатаются преимущественно люди малограмотные и недостойные. Эти горе-литераторы готовы марать бумагу чем угодно и как угодно ради гонораров, не заботясь об интересах читателей. В комнате писателя присутствует читатель. Он не доволен критикой и произведениями современных для той эпохи литераторов. Сплошные переводы, подражания.

«Писатель» – Лермонтов признается, что его произведения не способны заинтересовать читателя, поэтому он пишет (как сейчас говорят литераторы) в стол. Хуже того, писатель своими произведениями топит камин.

В предопределения, в способность человека предсказывать будущее, можно верить или не верить. Бытует мнение, что в роду Лермонтовых в той или иной степени проявлялась способность к предвидению, пророчеству. Некоторые историки и критики считают пророческим стихотворение «Предсказание», в котором поэт в юном возрасте предсказал революцию. В другом произведении он предсказал собственную смерть.

Свое назначение как поэта, Лермонтов видит в даре пророчества, в способности вести за собой людей. Библейские пророки не только предсказывали приход спасителя. Они учили людей жить так, чтобы достойно встретить этот приход. Люди смеялись над пророками, не верили им. Не все поверили и тогда, когда Иисус родился. От Иисуса требовали чудес, словно это был цирковой фокусник. Власть имущих испугались его влияния на простых людей. Поспешили от него избавиться. Прошло 2 тысячи лет. Психология человеческая не изменилась. Только вот пророков уже не стало. Остались «придворные» поэты, прислуживающие тем, кто больше заплатит.

Сочинение ОСМЕЯННЫЙ ПРОРОК. Лермонтов о поэте и поэзии.

Перед вами сочинение для 8 или для 9 класса под названием «Осмеянный пророк». Это сочинение-рассуждение об отношении Лермонтова к поэзии. Вероятно, вам также будет интересно это сочинение, ведь тематика у них схожа.

Рано осознав себя поэтом, также как и Пушкин, перед которым он преклонялся, М.Ю. Лермонтов много размышлял о назначении поэта и поэзии, о трагической судьбе поэта. В юношеских стихотворениях «К другу», «Монолог», «Молитва» он говорит об изменчивости Музы, о всесжигающем пламени вдохновения, об отношение поэзии к действительности, к Родине, к миру, ко времени, об осознание поэтом своего места в обществе.

Читайте также:  Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сочинение

В стихотворениях М.Ю. Лермонтова нашли свое выражение и ощущение трагической несовместимости искусства и наступающего «железного века», и чувство одиночества художника, его разлада с миром.

Гибель А.С. Пушкина, потрясла М.Ю. Лермонтова и он пишет стихотворение «Смерть поэта». В этом произведении, исполненном боли и тоски, он размышляет о трагической участи поэта, осмысливает его горькую судьбу, говорит о его убийце — обвиняя не только Дантеса, чуждого России и ее культуре.

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы…

Главная заслуга Лермонтова в том, что он вскрыл вечные проблемы. «Смерть поэта» не только отражает трагическую судьбу Пушкина, с его ранимостью, одиночеством, и протестом против бесчестия и бездуховности, но и каждого, кто вставал на этот путь. Лермонтов еще не знал, что и ему тоже не суждено будет избежать сей страшной доли, что его стихотворение и о нем самом, как в “Маленьких трагедиях” “Реквием” Моцарта для Моцарта.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет, завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей.

Последние гневные строки направлены против царских палачей, которые более виновны в гибели поэта, чем настоящей убийца, т.к. направляли его руку. Лермонтов грозит им Божьим судом.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи.

Лермонтов продолжает свои размышления о судьбе и назначении поэта и поэзии в этом мире в стихотворении «Поэт». Начинается оно с размышления о судьбе кинжала. В стихотворении проводится некоторая аналогия между клинком и поэтом.

В наш век изнеженный не так ли

Ты, поэт, свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть,

Которой свет внимал в немом благоговенье?

Поэт, глядя на клинок, размышляет о поэзии своего времени, вспоминает о том, что раньше поэзия была достойна своего назна­чения — она была орудием для битвы. Поэзия прошедших лет в его понимании, это колокол и в дни пиров, и в дни сражений на башне вечевой (ведь звучала она «во дни торжеств и бед народных»). Сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу, утратив это свое назначение она вряд ли обретет его вновь:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

В стихотворении «Пророк» возникает образ осмеянного и презираемого пророка. Это по сути продолжение одноименного стихотворения Пушкина, где наделенный божественным даром поэт, осознает всю тяжесть своего предназначения. Трудно выполнять «веленье Божие», потому что люди, которым он несет любовь и правду, не верят ему, насмехаются и презирают его. Но он не отступает от своей высокой миссии, возвращаясь в пустыню, где слушают его только звезды, да “тварь земная”, он продолжает свое дело. В стихотворении ярко отражается трагическое мироощущение Лермонтова.

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Еще раньше в стихотворении «Нет, я не Байрон…» Лермонтов затронул тему одиночества поэта . В нем он описал состояние души и крестный путь русского поэта «эпохи безвременья».

Еще не ведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я начал раньше, кончу ране,

Мой ум немного совершит:

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Век Лермонтова — эпоха эгоистическая и прозаическая, мало заботящаяся об искусстве и больше думающая о пользе; эпоха, которой была чужда поэзия, чей небесный огонь сиял лишь для немногих.

Лермонтов, чувствовавший свое время сердцем, физически ощущал утрату: поэзией своего высокого назначения; обреченность поэта — божьего избранника, на одиночество и презрение людей. Лермонтов в своих стихах отразил судьбу поэта в государстве, где царствует невежество и бездуховность.

Эта вещая прозорливость еще раз была подтверждена его собственной судьбой.

«Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк»

Тема поэта и общества стала главной в произведении Лермонтова «Смерть поэта». Это стихотворение прославило Лермонтова, но за него же поэт был сослан на Кавказ. Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя помочь, Убит!… к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты. В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта — скорбь и гнев.

Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта.

Поэт погибает. Последние шестнадцать строк Лермонтова к стихотворению — это обвинение, перерастающее в проклятье. Лермонтов пытается отомстить за смерть Пушкина, показать его убийцу. «Вы, жаждою толпой столицы у трона… Свободы, Гения и Славы палачи» Пушкин назван «светочем» в стихотворении потому, что он нес в жизнь светлое, новое, дерзкое, но он был чужд толпе и она его убила, поэтому кровь светской толпы названа «черной». Следующие произведения Лермонтова, в котором, так же затрагивается тема поэт и общество — «Поэт».

Первая часть стихотворения посвящена описанию кинжала. Автор описывает его с чувством восторга, любви, гордости и жалости. Сначала судьба кинжала была благосклонна. Его любили, чистили, он был нужен, полезен, спасал жизнь хозяину.

Но после гибели господина он стал бесполезный, ненужный, «бесславный» и «безвредный», хотя и золотой. Описание кинжала занимает большое место в стихотворении, потому что его судьба очень схожа с судьбой поэта того времени. В своем произведении Лермонтов сравнивает голос поэта, его стих с » чашей для пиров», с «фимиамом», с «божьим духом, с «колоколом».

Поэт использует много сравнений для того, чтобы ярче выразить свои чувства, мысли, точнее передать значимость поэзии. Язык поэта правдив, честен, без лести, без прикрас, поэтому он не нравится светскому обществу. Лермонтов говорит о том, что поэт » в наш век изнеженный» «свое утратил назначенье», превратил поэзию в источник материальных благ. Пишет то, что требует от него общество, а не то, что хотелось бы. «Клинком покрытым ржавчиной презренья» Лермонтов называет голос поэта «простой и гордый», который в данный момент звучит для развлечения толпы. В стихотворении «Пророк» поэт бежит от непонимания общества в пустыню, В произведении «Поэт» Лермонтов жалеет и осуждает поэта, за то что он не использует свой дар для получения денег.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов одобрил выбор поэта, который не стал подстраиваться под толпу. Пророк — это высокий мужчина, в светлых одеждах, с длинными волосами и бородой, с добрыми светлыми глазами, в руках у него посох. Таким себе представляю пророка я. Самолюбивые старцы видят его угрюмым, худам, бледным, бедным, одетым в лохмотья, глупым. Пророк бежал из города. Люди его не поняли и на «правды чистые ученья»: в него «бросали бешено каменья».

Лермонтовский пророк счастлив в пустыне, где он свободен как птица, где звезды слушаю его. Пушкинский пророк все видит и понимает, у него есть высокая цель во имя которой он творит. Он призван своим поэтическим словом показывать подлинную, неприкрашенную правду жизни.

Лермонтовский же пророк разочарован в жизни, старается держаться подальше от людей.

«Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк»

Другие сочинения по теме:

Литературный анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» состоит из двух частей. Первая часть — элегия, а вторая — сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет.

«Смерть Поэта»: мятежный дух поэта-гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в.

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк» Тема поэта и поэзии является классической для русской литературы. Так, два самых ярких представителя золотого века — Пушкин и Лермонтов.

Поэт и общество в лирике М. Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Лермонтов — достойный приемник Пушкина. Эпоха Лермонтова — это 30-ые годы 19-го века, время отсутствия в обществе высоких духовных и.

Пророк Пушкина и Лермонтова Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — свое.

Авторская мысль в стихотворении «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» в стремительном движении своих образов от одной общности к другой становится стихотворением о бессмертии казнимой Свободы. Сюда.

Стихотворение «Смерть Поэта» первый поэтический отклик на гибель Пушкина Ссылка Лермонтова на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве. В последние четыре.

«Смерть поэта» вершинное достижение русской политической лирики XIX века Стихотворение «Смерть поэта», выражающее взгляды целого поколения, было стихотворением, носящим все черты лермонтовской субъективности и, если угодно, лермонтовского субъективизма. Того.

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова В поэзии всех веков есть стихи на многие извечные темы: любовь, дружба, смысл жизни, тема природы. Назначение поэта и поэзии.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта». При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще.

Об истории создания стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Получившее широкое распространение в списках, оно противостояло официальной версии и способствовало оформлению противоположной трактовки образа Пушкина. Несколько слов об истории.

Читайте также:  Рецензия на текст В. Я. Лакшина про книги в нашей жизни: сочинение

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова Нежданный сын последних сил природы — Возник Поэт,- идет он и поет. Е. Баратынский С Пушкиным Лермонтов знаком не был.

Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова «На смерть Шевченко» Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии.

Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих поэтов. М. Ю. Лермонтов — не исключение. Довольно многие.

Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Тема назначения поэта в лирике А. С. Пушкина (По стихотворениям «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») Тема назначения поэта в.

«Пророк» анализ стихотворения Лермонтова Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели Лермонтова оставались.

Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина Глаголом жги сердца людей А. С. Пушкин Проснешься ль ты опять, осмеянный Пророк? М. Ю. Лермонтов Описание событий в романах.

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть Поэта», «Пророк». Образ поэта-пророка и судьба поэта в лирике Лермонтова

Разделы: Литература

Цель: знакомство с основными мотивами лирики поэта.

  • обучение анализу лирического стихотворения;
  • расширение сведений о биографии писателя;
  • знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания произведения;
  • развитие умения понимать прочитанное;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие эмоционального восприятия учащихся;
  • воспитание интереса к чтению и к русской литературе;
  • подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Оформление: ход урока сопровождается слайдами, на них представлены портреты поэтов и исторических личностей, имена, которых звучат на уроке (Приложение 1).

Задание перед уроком

1. Индивидуальные задания отдельным учащимся:

  • Выучить наизусть стихотворения Лермонтова «Смерть Поэта», «Пророк», стихотворение Пушкина «Пророк»;
  • Подготовить краткую историческую справку «Россия в начале XIX века: Отчественная война, Восстание декабристов, создание правительством тайной полиции»;

2. Определить микротемы в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта»

3. Вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк» (тема, основная мысль)

4. Прочитать стихотворение Лермонтова «Пророк», определить тему, основную мысль.

В январе 1837 года от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался великий русский поэт А.С.Пушкин. В эти скорбные дни среди передовых людей того времени в списках распространилось стихотворение «Смерть Поэта» и Россия узнала имя молодого поэта М.Ю.Лермонтова, которому суждено было стать преемником Пушкина.

Звучит стихотворение «Смерть Поэта».

На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них

В.А,Жуковский – стихотворением «А.С.Пушкин», Ф.И.Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А.В.Кольцов – стихотворением «Лес.(Посвящено памяти А.С.Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии!). Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение? На этот вопрос мы постараемся найти ответ сегодня на уроке.

Современник Лермонтова А.И.Герцен писал: «История нашей литературы – это … реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью.» К.Рылеев повешен. Пушкин убит на дуэли 37 лет, А.Грибоедов предательски убит в Тегеране, Лермонтов убит на дуэли 27 лет на Кавказе. Веневитинов убит обществом, 22 лет. В.Белинский убит, 37 лет, голодом и нищетой.

Что сближает стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» и высказывание Герцена?

– Общая мысль о трагичности судьбы талантливого человека в России в то время.

Историческая справка. В 1812 году Россия одержала победу в Отечественной войне. Заграничные походы русской армии породили среди передовой дворянской интеллигенции определенные надежды на перемены к лучшему и в первую очередь на отмену крепостного права. Этого не произошло. Возникают тайные общества, которые ставят цель поднять вооруженное восстание, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон – революционную Конституцию. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Руководители восстания были казнены. Остальные отправлены в ссылку, на каторгу, в Сибирь. Правительство во главе с императором Николаем I было напугано, оно перестало доверять независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. В России была создана секретная служба – тайная полиция. Методами деятельности этого учреждения было введение осведомительной агентуры в различные слои населения и вскрытие корреспонденции на почте, т.е. перлюстрация писем, как система, которая, по словам А.Бенкендорфа, возглавившего это учреждение, «составляет одно из средств тайной полиции». В стране наступила эпоха, которая историками будет названа годами мрачной николаевской реакции.

В это сложное время отсутствия свободы Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта».

Какие микротемы можно выделить в стихотворении?

– Смерть Поэта. Поэт и светское общество. Убийцы.

Прочитайте строки, где говорится о смерти Поэта.

– Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
…..
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
…..
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Что дорого Лермонтову в Пушкине?

– Гордый дух, независимость от общественного мнения, свободолюбие, смелость, величина таланта.

Прочитайте строки, которые можно отнести к микротемам «Поэт и светское общество», «Убийцы».

– Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

– Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», – называет их автор.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

– А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.

Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику : это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т.е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения.

О каком суде идет речь?

– Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Речь идет о Божьем суде. О суде совести. О суде потомков.

Итак, Лермонтов назвал свое стихотворение «Смерть Поэта», так как показан общественный конфликт между первым гением России и светским обществом, конфликт, который заканчивается трагически – гибелью Поэта! Мы видим и продолжение неравного поединка – одного против всех. Пока он стоил Лермонтову свободы : за это стихотворение он был сослан в ссылку на Кавказ.

Анализировать стихотворение Лермонтова «Пророк» интересно в сравнении с содержанием стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк».(Стихотворение читает заранее подготовленный учащийся)

Стихотворение метафорично. Как бы вы определили прямой его смысл?

– Показан процесс превращения простого смертного в пророка, посланника Бога, устами которого говорит сам Бог.

Каков переносный смысл стихотворения?

– Речь идет о рождении поэта, о его судьбе, его назначении.

Какова судьба поэта у Пушкина?

– Нелегкая, она связана с большими трудностями, но он должен идти к людям и возвещать им истину.

Звучит стихотворение Лермонтова «Пророк».

Оно тоже метафорично. О чем, на ваш взгляд, это стихотворение?

– Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, с позором изгнан в пустыню, оставаясь при этом верным своему предназначению. Речь идет о судьбе поэта. Она трагична, поэт одинок, его творчество не находит должного отклика среди читателей.

Стихотворение Лермонтова, можно сказать, является продолжением стихотворения Пушкина, оно было написано в 1841 году, незадолго до гибели поэта. Лермонтов пришел в литературу как «невольник чести», а ушел, начертав на бумаге горькие строки: «Как презирают все его!» Поэт XX века И.И.Кобзев написал стихотворение «Лермонтов», которое заканчивается такими словами:

Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили неотмщенной
Благородную кровь певца?!
Почему же никто
от имени
Оскорбленных людских сердец! –
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?!
Почему (бог с ним, с пистолетом!),
Не пугаясь опальным стать,
Гневных строчек «На смерть поэта»
Не посмел никто написать?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» или «Пророк».

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Автор: Guru · 02.05.2018

Смерть великого поэта Александра Сергеевича Пушкина для многих оказалась настоящей трагедией. Поклонники поэта искренне выражали свое соболезнование, и, конечно, М. Ю. Лермонтов не остался в стороне. Отношение к такому печальному событию Михаил Юрьевич решил воплотить в собственном стихотворении «Смерть поэта», за что потом ему пришлось серьезно поплатиться.

История создания

Легко догадаться, когда было написано стихотворение, если знать, кому оно посвящено. Лермонтов создал свое творение в 1837 году, именно тогда, когда великий поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом. Слухи о кончине Пушкина разносились с неимоверной скоростью, и Михаил Юрьевич был так же в курсе происходящего. Литератор Святослав Раевский, служивший с Лермонтовым в одном полку Иван Гончаров, Екатерина Долгорукая – все они могли послужить информаторами бунтующему Лермонтову о событиях, происходящих в квартире Пушкина. Как и положено стоящему поэту, свои глубокие переживания он выражает в творчестве. Знакомясь со «Смертью поэта», читатель может оценить всю горечь автора.

Читайте также:  Поэт Лермонтова: сочинение

Известно, что первоначальная редакция стихотворения заканчивалась строками «И на устах его печать», однако позже Лермонтов дописал продолжение. Заключительным шестнадцати строчкам, вероятно, послужили подробности дуэли Пушкина, рассказанные врачом, который пытался спасти поэта.

Стихотворение о смерти Пушкина стало очень крутым поворотом в судьбе Лермонтова: с одной стороны, за «Смерть поэта» автора отправили в ссылку на Кавказ. Известно, что произведение долгое время было запрещено, и распространялось оно в списках по всему Петербургу. Стихи дошли до Жуковского, Вяземского, семейства Карамзина, но было опубликовано лишь после смерти Лермонтова. С другой стороны, с помощью скандального произведения, написанного в честь погибшего поэта, имя автора прогремело в русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Лермонтов не просто делится своими впечатлениями с читателями и выступает в роли еще одного рассказчика о том, как погиб Пушкин. Вся драматичность произведения ясно наводит на мысль о том, что жанром «Смерти поэта» является элегия. Однако, помимо трагичности, мы можем заметить сарказм и сатиру, казалось бы, абсолютно неуместные в данном тексте. Вникая в строки Лермонтова, можно разглядеть его отношение не только к жертве злой молвы, но и к общественности, и все становится на свои места: в «Смерти поэта» автор сочетает несочетаемое – скорбь и злую иронию, иными словами, элегию и сатиру.

В основном, Лермонтов – представитель романтизма. Возможно, некоторых читателей вопрос о направлении стихотворения поставит в ступор, мол, это же написано о реальном событии, и автор выражает свое реальное отношение к данной ситуации, стало быть, реализм? Несмотря на это, все-таки «Смерть поэта» так же написано в рамках романтизма. Это нам ясно подсказывает бунт автора, его выражение эмоций и попытка встать против всех, так же, как и в его стихотворении вставал против всех Пушкин. Кроме того, основные черты данного направления – это стремление к свободе творчества и расхождение между мечтой и действительностью. Как Пушкин, великий поэт, вечно порывающийся к Свободе, «пал оклеветанной молвой», так и Лермонтов был сослан на Кавказ за свой творческий энтузиазм, а мечты стать великими литераторами, хоть и исполняются, но все же ударяются об жестокую реальность: непонимание со стороны окружающих.

Раз мы говорим о форме произведения, нельзя не затронуть вопрос о размере стихотворения. Свой талант не только литературный, но и ораторский, Лермонтов выразил в четырехстопном ямбе.

Композиция

Условно стихотворение «Смерть поэта» разделено на две части:

  1. Поначалу автор высказывает свое сожаление по большой утрате – гибели великого поэта. Автор действительно искренне огорчен кончиной творца, и это заметно в строках. Он описывает трагедию, случившуюся с Дантесом, параллельно называя виновным не совсем его. Конечно, Лермонтов не отказывается от того факта, что смертельно Пушкин был ранен именно Дантесом, но так как мы говорим о произведении бунтующего автора, который не обошелся без сатиры, — виновными тут оказываются окружающие люди.
  2. Так, во второй части, Лермонтов высмеивает общество, от которого слышит лишь «пустых похвал ненужных хор и жалкий лепет оправданья». Если сначала мы видим тоску, боль и скорбь по безвременно ушедшему поэту, то впоследствии натыкаемся на обвинения общества, непонимающего, клеветавшего света. В своих заявлениях Лермонтов вполне серьезен, говоря даже о том, что людям не избежать своей вины перед грозным судом, ведь отношение окружения к великому Творцу – так же значительная причина смерти Пушкина, и этого не скрыть перед Богом. Автор уверен: ответственность понесут убивавшие поэта морально предатели, внешне кажущиеся невиновными и непричастными к этой печальной истории.

Особого внимания заслуживает эпиграф к произведению, взятый из трагедии Ротру. С самого начала мы настораживаемся строками: «Будь справедлив и накажи убийцу», — и после этого можно догадаться, что название и год создания стихотворения – лишь половина намеков, говорящих о том, что представляет собой данное произведение Лермонтова.

Образы и символы

Разобравшись, о чем произведение, стоит обратить внимание на главные символы стихотворения: основной образ — это, конечно же, образ Поэта. Конкретно Лермонтов пишет о Пушкине, но за Поэтом может прятаться и сам автор. В стихотворении он говорит о смерти Пушкина не от руки реального убийцы, а от рук общества, которое губит творца. Нетрудно догадаться, что лирический герой этими строками пытается защитить и себя, как такого же поэта.

Другой символ произведения – образ убийственной толпы, посодействовавшей гибели Солнца русской поэзии. Автор подмечает, что кровь Поэта омывает руки каждого, кто клеветал на него и его семью, кто разносил и обсуждал позорные слухи.

Сам автор выступает защитником Пушкина, защитником творчества и свободы пера. Образ Лермонтова – это роль прокурора, совести, прорвавшейся сквозь лицемерные речи. Он пытается образумить общество, дав ему пощечину и зачитав приговор, чтобы оно само наказало себя.

Каждое стихотворение может спровоцировать на определенные мысли, и «Смерть поэта» — точно не исключение, а скорее, яркое правило. Одна из главных тем в произведении — тема поэта и поэзии. Главное оружие творца – его литературный талант, именно им пользуется Лермонтов, чтобы защитить честь ушедшего Пушкина. С помощью творчества человек способен сделать мир лучше – это пытаются донести многие литераторы. Однако они так часто сталкиваются с непониманием.

Еще одна тема – это свобода творчества. Автор усиленно намекает, что смерть Пушкина была выгодна многим людям, которым его правда покалывала глаза. Например, доподлинно известно, что Дантес согласился на дуэль после письма, где Александр Сергеевич высмеял его гомосексуальные отношения с приемным отцом. Данный факт он тщетно пытался скрыть, женившись на старшей сестре Натальи Гончаровой.

Итак, поэт и толпа – следующая, и, видимо, самая актуальная тема стихотворения. Ведь если автор не так много уделяет внимания Дантесу, чья рука действительно выстрелила в Пушкина, то это о чем-то говорит. Лермонтов находит новых подозреваемых, а главное алиби окружающей толпы – непонимание. Поэт встает против всех, «против мнений света», но не находит поддержки. Пушкин, как и Лермонтов, одинок среди людей – именно эта невозможность донести свою мысль убивает.

Проблемы

Одна из главных проблем, поднятая Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта», это — непонимание. Когда человек чувствует себя одиноким в окружении людей, как правило, это еще хуже, чем когда он просто одинок. Толпа символизирует надежду встретить поддержку, и когда шансы обрести понимание медленно движутся к нулю, это способно ранить, тем более, творческую натуру. Что делать с этим недопониманием и как с ним бороться? Лермонтов просто ставит этот вопрос, но не отвечает на него, он лишь старается выразить свой ярый протест против общества, погубившего Пушкина. Именно злая молва вынудила его бросить роковой вызов. Сам он верил своей жене, но не мог больше терпеть анонимных писем и насмешек за спиной.

Стихотворение «Смерть поэта» — отклик на гибель Пушкина, поэтому Лермонтов ставит немаловажную проблему несправедливости в мире. Поэт погиб на дуэли еще молодым, не успевшим воплотить еще столько романов, повестей и стихов. Он сгорел, словно факел во тьме, а бессовестные разносчики сплетен остались в живых с лицемерной скорбью на лицах.

Возможно, какому-то читателю хочется помочь поэту и подсказать ему, но он теряется в догадках, что делать. Подстраиваться под толпу или противостоять ей? Лермонтов противостоит, но за это он был сослан в ссылку. Пушкин противостоял, но в строках Лермонтова, «пал оклеветанный молвой». Может, лучше подстроиться под общество, и жить будет легче? Великие творцы, вошедшие в историю своей библиографией, не хотят рассматривать этот вариант, но читатель невольно задается еще одним вопросом: стоит ли идти против всех, если порой это слишком дорогого стоит? Впрочем, на этот вопрос в строках автора отчетливо читается ответ: стоит.

Смысл

Главная мысль стихотворения – это, помимо соболезнований по поводу кончины Пушкина, своеобразное предупреждение и толпе, которая мешает поэту творить, и поэту, любому, способному так же столкнуться с непониманием, как и главный герой стихотворения, и сам автор. Александра Сергеевича не раз критиковали, и, как считает Лермонтов, это послужило веской причиной его смертельного исхода. Именно поэтому автор осуждает толпу, осуждает Дантеса, который «не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал. ».

Главная идея стихотворения «Смерть поэта» — это скорбь по Пушкину, выраженная не только в печали, но и в явном несогласии автора с обществом, которое он обвиняет. Однако Лермонтов уверен, что каждый виновный поплатится в Божьем Суде, неподвластном деньгам и статусу.

Отдельно стоит заметить отношение Лермонтова к Пушкину: автор восхищен творчеством своего героя. Казалось бы, двое талантливых творца должны являться друг другу конкурентами, но Михаил Юрьевич настолько уважает поэта, что готов понести наказание от непонимающей толпы за честь погибшего собрата. Он горой стоит за творчество и за свободу, которая должна быть неподвластна злой молве.

Средства художественной выразительности

В своем произведении Лермонтов позаботился не только о содержании, но и о форме собственного стихотворения. Автор прибегал к многочисленным эпитетам, которые заметно украсили его порыв: «миг кровавый», «пустое сердце», «безжалостной рукой».

Особенно красиво автор сравнивает судьбу Пушкина с поэтом, которого он сам создал – «добыча ревности глухой…». Мы понимаем, что речь идет о Владимире Ленском, который так же, как и его творец, был сражен абсолютно безжалостной рукой. Интересно будет заметить, что совпадение не только в призвании Ленского и Пушкина, но и в причине возникновения дуэли – ревность. Однако Лермонтов не обвиняет любовь, и даже не столько обвиняет Дантеса, заброшенного «на ловлю счастья и чинов», сколько винит толпу, которая довела талантливого человека до крайности своим ропотом, напоминая всем клеветникам и сплетникам о том наказании, которого нельзя избежать.

Автор применяет и метафоры, например, «жалкий лепет оправданья», активно выражающие, насколько люди склонны прибегать к злословью.

Ну и, разумеется, противопоставление жестокой, бессердечной, ничтожной толпы с честным, простодушным, «смелым даром» великого творца ярко выделяет нам еще одно средство художественной выразительности – антитезу.

Ссылка на основную публикацию
×
×