«Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова: сочинение

Сочинение «Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова

“Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: “Я знал одной лишь думы власть,/Одну, но пламенную страсть. ” и т. д. Белинский очень точно определил смысл этой “думы”: “нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности” – вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (“Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”).

Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света – опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в “Думе” (“Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это – любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (“Парус”), желание активно бороться за нее (“Я жить хочу!

Хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” – второй важнейший лермонтовский мотив (“Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (“Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (“Тучи”), узником (“Желание” – 1832, “Узник”, “Соседка”). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (“Пророк”). Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ.

До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из “Думы”: “И царствует в груди какой-то холод тайный,/ Когда огонь кипит в крови”, – жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности: “И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг/ Такая пустая и глупая шутка”; “И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад”. “Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее – третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (“Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (“На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (“.

Друзей клевета ядовитая. “), что же касается любви – “Любить. но кого же? на время – не стоит труда,/А вечно любить невозможно”. Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”. Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни.

“Бородино” – очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (“Я к вам пишу случайно”). Народ помогает герою обрести родину. Родина – одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (“Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения.

Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина – это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам. Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова – одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество – значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта (“Пророк”).

Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличительный характер: “О как мне хочется смутить веселость их/ и дерзко бросить им в глаза железный стих,/ Облитый горечью и злостью. “. Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум (“Смерть поэта”, “Поэт”, “Пророк”). Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В “Валерике” это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в “Завещании” (“Наедине с тобою, брат”) – простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян. Разберем с детства знакомый “Парус” (1832).

Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина и в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении “Парус” представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, т. е. повествовательное стихотворение с обобщающим суждением.

“Парус” символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и “в стране далекой” и ищет избавления от одиночества, которое “кинул он в краю родном”. Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет “холода тайного”, но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие “увы”). И бежит он, конечно, не от избытка счастья в “краю родном”. Очевидно, что, кроме одиночества, его погнало в дорогу то же, что гонит на юг “тучки небесные” в другом стихотворении. Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в “Тучах” (1840), но умиротворенность герою “Паруса” чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя.

Гармония и покой Божьего творения не для него. Мятежность – характерная черта духовного мира людей 30-х годов. Об этом говорил Белинский (“Жизнь есть действование, а действование есть борьба”) и Герцен (“Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека”). О таком человеке лермонтовский “Парус”, его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.

М.Ю. Лермонтов и эпоха «безвременья» 30-х годов

Слово о Лермонтове
Раннее творчество Лермонтова
Тема одиночества как основная тема творчества Лермонтова
М.Ю. Лермонтов и эпоха «безвременья» 30-х годов
Заключение
Список литературы

Мятежная душа поэта бунтует против равнодушия, пассивности, малодушия своего поколения. Лермонтов не может примириться с тем, что образованные, гуманно мыслящие люди, усвоив “поздний ум” отцов, старятся в бездействии, живут без всякой цели, покорно склоняя голову перед силами реакции. Поэтому Лермонтова восхищает жизненный подвиг его великого предшественника Пушкина, который “восстал. против мнений света” и поплатился за это жизнью. Его до глубины души возмущает фальшивое, лицемерное сожаление подлых убийц гениального русского поэта. И он бросает им в лицо гневные, убийственные слова и грозит справедливым возмездием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.

Лермонтов звал современников к борьбе и к избавлению от рабской неволи. В своем воображении он рисовал гордых героев, людей, верных клятве, гибнущих за волю, за родину, за верность самим себе. Ведь могущественный образ лермонтовской поэзии — буря. Человек, рожденный для бури, тоскует без нее, ищет в ней смысл жизни, поле деятельности. Он, как романтический Мцыри, готов, “как брат, обняться с бурей”. Поэт желает иметь не крепкую ладью, которая спасет его от бури. Нет, он любит риск, хочет один на один столкнуться со стихией.
Дайте мне челнок дощатый
С полусгнившею скамьей,
Парус серый и косматый,
Ознакомленный с грозой.

Эти строки из стихотворения “Желанье” говорят о том, что для Лермонтова борьба была естественным состоянием души. Она необходима ему, чтобы увериться в своих силах, стать вровень со стихией. Чем она громадное и яростнее, чем меньше средств защиты от нее, тем полнее удовлетворение, сильнее гордость. “Буйный спор с дикой прихотью пучин” способен сделать поэта радостным и свободным.
В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума”). “Дума” — поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно.

Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтова огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви .

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства.
Мы иссушили ум наукою бесплодной.
К добру и злу послушно равнодушны.

“Дума” — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти спокойствие в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтова явно чувствуется грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой эпохи”.
“Тема творческой личности в лирике М. Ю. Лермонтова” . Содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет, с небом гордая вражда. Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза – глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе – страсти, испепелившей душу гордого Мцыри: Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. В лирическом герое покоряет страстность, жадное желание дела, активное вмешательство в жизнь: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Ровное, спокойное течение жизни не для него, его мятежный дух “просит бури, как будто в бурях есть покой”.

Читаю негромко вслух, стараясь передать интонацией чувства, которые волновали поэта: «И скучно и грустно, и некому руку подать». Сжимается сердце от элегической грусти, мне кажется, что я чувствую то же, что и лирический герой, и для меня жизнь – “пустая и глупая шутка”. Печально смотрит поэт на свое поколение, горько ему оттого, что “в бездействии состарится оно”, болит душа за “его грядущее”, которое “иль пусто, иль темно”. Это не пессимизм; может быть, это настроение “в минуту душевной невзгоды”. Скорее всего, эти горькие строки зовут к действию, к борьбе, разоблачают общественные пороки. Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значит, совершать высокий гражданский подвиг, звать народ к борьбе за свободу, воспламенять бойца для битвы. А какой неслыханной смелостью нужно обладать, чтобы прямо назвать косвенных убийц Пушкина “свободы, гения и славы палачами” и напомнить им о суде Божьем и народном. Почти зримо представляю себе лирического героя: смелого, гордого, бунтующего, разочарованного и бесконечно одинокого. Он страдает, окруженный “пестрою толпою”, вокруг него “суета”, “блеск” маскарада, ему хочется вырваться отсюда “вольной птицей”. И вдруг мечта уносит его в прекрасный мир, полный ярких и нежных красок. Это мир природы и мир детства, где поэт чувствует себя счастливым. Но счастье это очень кратковременно – шум людской толпы прогоняет мечту, “на праздник незваную гостью”.

Сила писателя – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. “В. лирических произведениях Лермонтова, – писал В. Г. Белинский, – виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития общества. “. Мотив одиночества звучит во многих стихотворениях Лермонтова: “стоит одиноко на голой вершине сосна”, “одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет”, “одиноко он (утес) стоит, задумался глубоко. “, “одинок я – нет отрады”, “выхожу один я на дорогу”. Откуда это ощущение одиночества? Ведь Лермонтов был так молод, его окружали друзья. Исследователи считают, что ощущение одиночества идет от его творчества, от его внутреннего мироощущения.

««Эпоха безвременья» в лирике М. Ю. Лермонтова»

Дитя “эпохи безвременья”, представитель “потерянного поколения”, Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, “неведомый избранник” отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему “духовных холопов”, “жалких, струсивших, подобострастных”, и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы. Этот мир “рабов и господ” был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество.
Уже в шестнадцать лет Лермонтов задумывается о том, “как страшно жизни сей оковы. в одиночестве влачить”, уже осознает себя одиноким, “как царь воздушный”. Темой одиночества проникнуто почти каждое лермонтовское стихотворение, оно является главенствующей в его творчестве. Эпитет “одинокий”, конечно, наиболее употребим поэтом, наиболее часто встречается в его произведениях. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности.
Существует несколько типичных для Лермонтова мотивов, и один из них — одиночество в толпе. Поэт хотя и вел светскую жизнь, хотя имел знакомых в высшем обществе, однако чувствовал, что “не рожден для света”, “не умеет жить среди людей”, что не имеет ни времени, ни охоты “делить их шум, их мелкие заботы”. Лермонтов чувствовал себя страшно одиноким, чужим среди светских людей, “малодушных, презренных рабов власти”, и мир, и души которых — “приличьем стянутые маски”. В их обществе “и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. ”. Глядя на будущность с боязнью, а “на прошлое с тоской”, поэт ищет ‘ “души родной”, хочет “хоть тень страстей, которые кипят в его груди, перелить в другую грудь”, но, чуждый окружающим его людям света, он остается один, “никому своей тоски поверить не желая”. Эта отторгнутость, отчужденность, своего рода духовное изгнание становятся устойчивым мотивом лермонтовской лирики, который воплощается, в частности, в аллегоричном стихотворении “Листок”: “. один и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и покоя. ” Лермонтов осознает себя “гонимым миром странником”, и подобное изгнанничество становится не столько несчастьем, клеймом проклятия поэта, сколько знаком превосходства. Общество отвергает поэта, не принимая его духовный мир, его убеждения, но и сам поэт отвергает общество, без сожаления покидая его, даря ему “железный стих, облитый горечью и злостью”: “. изгнанным из страны родной гордись повсюду, как свободой”. С мотивом изгнанничества связан и мотив бездомья, также характерный для Лермонтова: “Мой дом везде, где есть небесный свод”.
Нередко одиночество приобретает для поэта характер заточения, своеобразного духовного плена, из которого поэт не видит выхода. Так, например, аллегорично стихотворение “Узник”, лирический герой которого “одинок, нет ему отрады, стены голы кругом, тихо светит луч лампады умирающим огнем. ”. Лермонтов повествует, конечно же, не столько о физической несвободе, заточении в темнице, а о состоянии духовной неволи, порождающем одиночество. Свобода же, которую символизируют “вольные птицы, играющие в синем небе”, вызывает боль и стыд от невозможности ее достичь. Мотив заточения звучит и в поэме “Мцыри”, герой которой “мало жил и жил в плену , угрюм и одинок , он вырос в сумрачных стенах. ”.
Итак, одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела, который “остался , надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без любви. ”. Для поэта образ одинокого властелина, изгнанного с небес, с которым Лермонтов и себя отождествляет в некоторой степени, является апофеозом одиночества: “царства дивного всесильный господин” “. давно в пустыне без приюта отверженный блуждал , ничтожной властвуя землей. ”.
Своеобразной же квинтэссенцией тоски, боли, которые несут поэту одиночество, стало стихотворение “Выхожу один я на дорогу. ”, о котором Добролюбов сказал: “Шедевр, написанный кровью”. В стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований, оттого, что “так больно и так трудно”. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной. Не сумев обрести “свободу и покой”, достичь гармонии в этом мире, он хотел бы “забыться и уснуть”, но “не холодным сном могилы”, а так, чтобы “в груди дремали жизни силы”. Поэт мечтает погружаться в вечно безоблачный мир, где нет ни боли, ни одиночества, но есть гармония и полнота бытия, желает слиться с природой, чтоб над ним, “вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”. Это состояние сна, или, как говорил Лотман, “смерть, похожая на жизнь”, кажется Лермонтову единственным выходом из одиночества, другие же, любовь и дружба, для него невозможны: у Лермонтова не было друзей, и его единственное стихотворение, посвященное другу Александру Одоевскому, овеяно грустью и болью утраты, ибо написано оно на смерть Одоевского. Любовь у Лермонтова была либо неразделенная, либо утраченная, не приносящая ничего, кроме страданий и разочарований. Более того, поэт был убежден, что истинная, вечно живущая любовь невозможна в земной жизни, где люди лишь играли в это чувство, где оно становилось мелким и суетным. Таким образом, любовь, лишь ожесточавшая Лермонтова, еще более усугубляла его одиночество, сопутствующее поэту всю его жизнь. именно поэтому лирический герой его стихотворений всегда одинокий, отторженный, разобщенный с миром, мятежный или смирившийся, ищущий покоя, гармонии, воли и убеждающийся в невозможности их обретения.

Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация к уроку литературы в 9 классе по программе под. редакцией Г.И.Беленького. Включает в себя характеристику эпохи, в которую жил Лермонтов и анализ стихотворений “Дума” и “Родина”.

Скачать:

ВложениеРазмер
epoha_bezvremenya_v_lirike_lermontova.pptx858.33 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального Московской области района Урок литературы в 9 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина»

Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски? А.И.Герцен “Былое и думы” А.И.Герцен

Выхожу один я на дорогу…

«Что же мне так больно и так трудно?» Больно… Боль… Болезнь… Болезнь целого поколения.

Характеристика 30-х годов XIX века

Анализ стихотворения Каково эмоциональное пространство стихотворения? Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. Каково художественное пространство стихотворения? Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта?

Да, действительно, человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Процитируйте эти строки. Да, действительно, субъективное перерастает в объективное. Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.

Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со- ? Каково художественное время стихотворения? Выпишите глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. Обратимся к композиции. Из скольких строк состоит предложение?

Выполните письменную самостоятельную работу. Выпишите строки, которыми завершается каждое четверостишье. О чем говорят эти поэтические концовки? Назовите стилистическую фигуру, которая предполагает усиление противопоставления от одного компонента к другому. Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. Каковы особенности лермонтовской лирики? Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства? .)

Вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание. Подберите более жесткий синоним к этому слову. Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. К какому жанру тяготеет это стихотворение Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде?

Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы? Швырев : “Ужасная эпитафия молодому поколению”. Белинский: “Дума” есть сатира”. Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

Мы проанализировали стихотворение “Дума”. Я думаю, что вы почувствовали, что оно, действительно, по словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования. Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”. Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?

Тема России в творчестве Лермонтова Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. – Что это за год? (год смерти поэта) – Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение

Анализ стихотворения. Прочитайте первую строчку. Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви. А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.

Работа в группах. 1 группа – определить тему, идею, композицию. 2 группа – определить размер и рифму. 3 группа – художественные особенности. 4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь. – Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? – Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? – Какова композиция?) – Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп? – Как вы думаете, почему меняется размер?

Какая самая короткая строчка? Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” – четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение. Какая рифма? Почему рифма меняется? Какие художественные средства использует поэт? Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, – то, аллах-керим , -что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”. Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность?

Сопоставить стихотворения “Прощай, немытая Россия”. Когда оно было написано? Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? Страна рабов, страна господ – что это за приём? О чем говорит поэт? Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием? Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.

Выводы Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Так же, как и в стихотворении «Дума», поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стране. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны

Домашнее задание Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Письменный анализ одного из стихотворений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту.

Творчество Л.К.Чуковской – великолепного мастера художественного слова 20 века – незаслуженно было обойдено школьной программой по литературе. Богатство, изящество, простота языка, временами эмоционал.

Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа.

Урок литературы в 9 классе.

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ.

Данную игру я рекомендую проводить в 10 классе после изучения творчества М.Ю.Лермонтова Цель: обобщить знания по изу.

“Эпоха безвременья” в лирике М. Ю. Лермонтова

Дитя “эпохи безвременья”, представитель “потерянного поколения”, Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в срок николаевской реакции, во пора запретов, казней, ссылок, пора крушения надежд и разочарований, “неведомый избранник” отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему “духовных холопов”, “жалких, струсивших, подобострастных”, и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права располагать высокие гуманистические идеалы. Этот мир “рабов и господ” был сильно отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество.

Уже в шестнадцать лет Лермонтов задумывается о том, “как страшно жизни сей оковы. в одиночестве влачить”, уже осознает себя одиноким, “как царь воздушный”. Темой одиночества проникнуто почти каждое лермонтовское стихотворение, оно является главенствующей в его творчестве. Эпитет “одинокий”, конечно, наиболее употребим поэтом, наиболее часто встречается в его произведениях. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или по иному сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности.
Существует несколько типичных для Лермонтова мотивов, и один из них — одиночество в толпе. Поэт хотя и вел светскую жизнь, хотя имел знакомых в высшем обществе, однако чувствовал, что “не рожден для света”, “не умеет существовать среди людей”, что не имеет ни времени, ни охоты “делить их шум, их мелкие заботы”. Лермонтов чувствовал себя страшно одиноким, чужим среди светских людей, “малодушных, презренных рабов власти”, и мир, и души которых — “приличьем стянутые маски”. В их обществе “и скучно, и печально, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. “. Глядя на будущность с боязнью, а “на прошлое с тоской”, поэт ищет ” “души родной”, хочет “хоть тень страстей, которые кипят в его груди, перелить в другую грудь”, но, чуждый окружающим его людям света, он остается один, “никому своей тоски поверить не желая”. Эта отторгнутость, отчужденность, своего рода духовное изгнание становятся устойчивым мотивом лермонтовской лирики, который воплощается, в частности, в аллегоричном стихотворении “Листок”: “. один и без цели по свету ношуся давнехонько я, засох я без тени, увял я без сна и покоя. ” Лермонтов осознает себя “гонимым миром странником”, и подобное изгнанничество становится не столько несчастьем, клеймом проклятия поэта, сколько знаком превосходства. Общество отвергает поэта, не принимая его добросердечный мир, его убеждения, но и сам поэт отвергает общество, без сожаления покидая его, даря ему “железный стих, облитый горечью и злостью”: “. изгнанным из страны родной гордись повсюду, как свободой”. С мотивом изгнанничества связан и мотив бездомья, также характерный для Лермонтова: “Мой жилье везде, где есть небесный свод”.

Нередко одиночество приобретает для поэта характер заточения, своеобразного духовного плена, из которого поэт не видит выхода. Так, например, аллегорично стихотворение “Узник”, лирический герой которого “одинок, нет ему отрады, стены голы кругом, тихо светит луч лампады умирающим огнем. “. Лермонтов повествует, конечно же, не столько о физической несвободе, заточении в темнице, а о состоянии духовной неволи, порождающем одиночество. Свобода же, которую символизируют “вольные птицы, играющие в синем небе”, вызывает боль и стыд от невозможности ее достичь. Мотив заточения звучит и в поэме “Мцыри”, герой которой “мало жил и жил в плену , угрюм и одинок , он вырос в сумрачных стенах. “.

Итак, одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела, который “остался , надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без любви. “. Для поэта образ одинокого властелина, изгнанного с небес, с которым Лермонтов и себя отождествляет в некоторой степени, является апофеозом одиночества: “царства дивного всесильный господин” “. давно в пустыне без приюта отверженный блуждал , ничтожной властвуя землей. “.

Своеобразной же квинтэссенцией тоски, боли, которые несут поэту одиночество, стало стихотворение “Выхожу один я на дорогу. “, о котором Добролюбов сказал: “Шедевр, написанный кровью”. В стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований, оттого, что “так больно и так трудно”. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной. Не сумев обрести “свободу и покой”, достичь гармонии в этом мире, он хотел бы “забыться и уснуть”, но “не холодным сном могилы”, а так, чтобы “в груди дремали жизни силы”. Поэт мечтает погружаться в вечно безоблачный мир, где нет ни боли, ни одиночества, но есть гармония и полнота бытия, желает слиться с природой, чтоб над ним, “вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”. Это состояние сна, или, как говорил Лотман, “смерть, похожая на жизнь”, кажется Лермонтову единственным выходом из одиночества, другие же, любовь и приятельство, для него невозможны: у Лермонтова не было друзей, и его единственное стихотворение, посвященное другу Александру Одоевскому, овеяно грустью и болью утраты, потому как написано оно на смерть Одоевского. Любовь у Лермонтова была либо неразделенная, либо утраченная, не приносящая ничего, кроме страданий и разочарований. Более того, поэт был убежден, что истинная, вечно живущая любовь невозможна в земной жизни, где люди лишь играли в это чувство, где оно становилось мелким и суетным. Таким образом, любовь, лишь ожесточавшая Лермонтова, ещё более усугубляла его одиночество, сопутствующее поэту всю его жизнь. как раз поэтому лирический герой его стихотворений постоянно одинокий, отторженный, разобщенный с миром, мятежный или смирившийся, ищущий покоя, гармонии, воли и убеждающийся в невозможности их обретения.

“Эпоха безвременья” в лирике М. Ю. Лермонтова

Дитя “эпохи безвременья”, представитель “потерянного поколения”, Лермонтов – поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, “неведомый избранник” отвергал окружающий его мир: мир ненавистных ему “духовных холопов”, “жалких, струсивших, подобострастных”, и деспотичной власти, лишающей человека свободы, права мыслить, права иметь высокие гуманистические идеалы. Этот мир “рабов и господ” был глубоко отвратителен Лермонтову,

а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Уже в шестнадцать лет Лермонтов задумывается о том, “как страшно жизни сей оковы… в одиночестве влачить”, уже осознает себя одиноким, “как царь воздушный”. Темой одиночества проникнуто почти каждое лермонтовское стихотворение, оно является главенствующей в его творчестве.

Эпитет “одинокий”, конечно, наиболее употребим поэтом, наиболее часто встречается в его произведениях. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности… Существует

несколько типичных для Лермонтова мотивов, и один из них – одиночество в толпе.

Поэт хотя и вел светскую жизнь, хотя имел знакомых в высшем обществе, однако чувствовал, что “не рожден для света”, “не умеет жить среди людей”, что не имеет ни времени, ни охоты “делить их шум, их мелкие заботы”. Лермонтов чувствовал себя страшно одиноким, чужим среди светских людей, “малодушных, презренных рабов власти”, и мир, и души которых – “приличьем стянутые маски”. В их обществе “и скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…”. Глядя на будущность с боязнью, а “на прошлое с тоской”, поэт ищет ‘ “души родной”, хочет “хоть тень страстей, которые кипят в его груди, перелить в другую грудь”, но, чуждый окружающим его людям света, он остается один, “никому своей тоски поверить не желая”. Эта отторженность, отчужденность, своего рода духовное изгнание становятся устойчивым мотивом лермонтовской лирики, который воплощается, в частности, в аллегоричном стихотворении “Листок”: “…один и без цели по свету ношуся давно я, засох я без тени, увял я без сна и покоя…” Лермонтов осознает себя “гонимым миром странником”, и подобное изгнанничество становится не столько несчастьем, клеймом проклятия поэта, сколько знаком превосходства.

Общество отвергает поэта, не принимая его духовный мир, его убеждения, но и сам поэт отвергает общество, без сожаления покидая его, даря ему “железный стих, облитый горечью и злостью”: “…изгнанным из страны родной гордись повсюду, как свободой”. С мотивом изгнанничества связан и мотив бездомья, также характерный для Лермонтова: “Мой дом везде, где есть небесный свод”. Нередко одиночество приобретает для поэта характер заточения, своеобразного духовного плена, из которого поэт не видит выхода.

Так, например, аллегорично стихотворение “Узник”, лирический герой которого “одинок, нет ему отрады, стены голы кругом, тихо светит луч лампады умирающим огнем…”. Лермонтов повествует, конечно же, не столько о физической несвободе, заточении в темнице, а о состоянии духовной неволи, порождающем одиночество. Свобода же, которую символизируют “вольные птицы, играющие в синем небе”, вызывает боль и стыд от невозможности ее достичь… Мотив заточения звучит и в поэме “Мцыри”, герой которой “мало жил и жил в плену, угрюм и одинок, он вырос в сумрачных стенах…”.

Итак, одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела, который “остался, надменный один, как прежде, во вселенной без упованья, без любви…”. Для поэта образ одинокого властелина, изгнанного с небес, с которым Лермонтов и себя отождествляет в некоторой степени, является апофеозом одиночества: “царства дивного всесильный господин”; “…давно в пустыне без приюта отверженный блуждал, ничтожной властвуя землей…”. Своеобразной же квинтэссенцией тоски, боли, которые несут поэту одиночество, стало стихотворение “Выхожу один я на дорогу…”, о котором Добролюбов сказал: “Шедевр, написанный кровью”. В стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований, оттого, что “так больно и так трудно”. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной.

Не сумев обрести “свободу и покой”, достичь гармонии в этом мире, он хотел бы “забыться и уснуть”, но “не холодным сном могилы”, а так, чтобы “в груди дремали жизни силы”. Поэт мечтает погружаться в вечно безоблачный мир, где нет ни боли, ни одиночества, но есть гармония и полнота бытия, желает слиться с природой, чтоб над ним, “вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел”. Это состояние сна, или, как говорил Лотман, “смерть, похожая на жизнь”, кажется Лермонтову единственным выходом из одиночества, другие же, любовь и дружба, для него невозможны: у Лермонтова не было друзей, и его единственное стихотворение, посвященное другу Александру Одоевскому, овеяно грустью и болью утраты, ибо написано оно на смерть Одоевского.

Любовь у Лермонтова была либо неразделенная, либо утраченная, не приносящая ничего, кроме страданий и разочарований. Более того, поэт был убежден, что истинная, вечно живущая любовь невозможна в земной жизни, где люди лишь играли в это чувство, где оно становилось мелким и суетным. Таким образом, любовь, лишь ожесточавшая Лермонтова, еще более усугубляла его одиночество, сопутствующее поэту всю его жизнь… именно поэтому лирический герой его стихотворений всегда одинокий, отторженный, разобщенный с миром, мятежный или смирившийся, ищущий покоя, гармонии, воли и убеждающийся в невозможности их обретения.

Читайте также:  Поэма М. Ю. Лермонтова Мцыри и ее главный герой: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×