Фамусов 2: сочинение

Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” может похвастаться своими неповторимыми образами. Одним из центральных образов произведения является образ Фамусова.

Павел Афанасьевич Фамусов – человек в возрасте, похоронил жену, мать своей дочери, Софьи, которую воспитывает с помощью гувернанток, но бесконечно любит. Он живет в Москве и, несмотря на свой возраст, Павел достаточно энергичный, служит управляющим на государственном предприятии, куда устроил работать почти всех своих родственников. Он регулярно выдает им награды, чины, почти все предприятие занимают исключительно родственники Фамусова.

Павел Афанасьевич взял к себе на воспитание Чацкого, когда его родители умерли. Ему важно, что о нем говорят, он зависим от чужого мнения, любит разносить слухи. Фамусов лицемерен, часто суетиться, остроумен и находчив, любит льстить людям, оценивает людей по чину (чинопочитание). Он ничего не замечает вокруг, любит ставить себя выше всех, всегда отстаивает свою точку зрения, из-за чего много говорит, часто всех перебивает, часто сердиться, любит ругаться по поводу и без на свою прислугу. Также автор отмечает громкий голос Павла.

Фамусов считает образование ненужной тратой времени. Также он считает себя гостеприимный и придает важность походам в гости. Его нередко можно заметить на всех важных событиях города, на балах, крестинах и так далее. Павел Афанасьевич считает, что Чацкий не может жениться на его дочери Софье, потому что у него нет денег, а отец требовал исключительно богатого жениха, несмотря на свое небедное материальное положение, он был не прочь породниться с молодым полковником Скалозубом. Плюс ко всему, по мнению Фамусова, от Чацкого можно было ждать только неприятностей и нарушения порядка. Павел и Чацкий были противоположностями друг друга, во время спора каждый отстаивает свою точку зрения, они не слышат друг друга.

В лице Фамусова Грибоедов выражает типичного русского дворянина, а в лице его свиты и друзей – типичное русское общество. Все развлекаются, но под этим скрывается корыстные цели: найти выгодную партию, завязать новые знакомства, найти покровительство. Всех гостей Фамусова и его самого объединяет поиск личной выгоды, лицемерие. В таком обществе искренность считается дурным тоном или безумием, где все пытаются произвести друг на друга хорошее впечатление, позабыв о своем внутреннем мире.

Сочинение про Фамусова

Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.

Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.

Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.

Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.

В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.

Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.

3 вариант

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?

Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.

Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.

Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.

В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.

Образец 4

Произведение Грибоедова “Горе от ума” показывает основные проблемы в обществе 19 века и проблема, которая остаётся вечной, конфликт поколений. Автор разделяет два поколения на “минувший век” и “век нынешний”. У каждого века есть свой представитель, который отражает всю суть того времени.

Один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов относится к минувшему веку. Занимает почетное место в Москве, дворянин. Фамусов управляющий в казенном доме. Фамусов не одинок, он имеет семью, состоящую только из дочери. Дочь София в возрасте семнадцати лет. Фамусов воспитывает ее один, жены нет, она умерла.

Фамусов отрицательно относится к каким либо переменам в жизни. Им движет страх и неизвестность. Будет ли хорошо после перемен или же стоило ничего не трогать и оставить на своих местах? Именно такие мысли Фамусова передает нам автор.

С первых строк произведения отчётливо виден образ главного героя. Не стоит забывать, что Фамусов представлен, как целое поколение, относящиеся к минувшему веку.

Перемены в жизни это не единственное что отрицает Павел Афанасьевич. Так же он против просвещения. Он считает это злом. Он называет свою дочь распущенной, когда видит Софью с Молчалиным. Оправдывает эту распущенность тем, что Софья читает много книг. Именно от них весь вред и все беды. Сам же Фамусов ведёт себя как монах и считает себя примером для дочери. Хотя каждый, кто не слеп, видит обратное, Фамусов не ведёт свою жизнь как монах. Незадолго до разговора с дочерью, Павел Афанасьевич флиртовал со служанкой Лизой.

Фамусов очень зависим. А именно зависим от общественного мнения, ему важно то что о нем подумают и что скажут. Он переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе. Павел Афанасьевич всегда думает, какое впечатление он произведёт на окружающих. Правду говорят “не суди книгу по обложке”. Но Фамусов делает всё в точности да наоборот. Ему важен внешний вид, а не те качества и достоинства, которые внутри человека и собственно то из чего он состоит.

Кто-то стыдиться выслужиться и унижаться перед людьми, а Фамусов думает совершенно иначе. Он считает это нормой. На первом месте в его жизни стоит чин и состояние.

Черты характера явно просматриваются в общение с другими людьми. В общение со всеми он ищет только выгоду. Люди, которые ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности.

Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

Лес после дождя скрывает в своих зарослях много интересного. Там, где раньше встречалось пересохшее русло, теперь бегут журчащие ручейки. Все ямки на земле заполнены водой.

Германн – Молодой человек, инженер по профессии. Он всегда сдержан, хладнокровен

Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила

Начнем с того, что многие любят говорить такую фразу, как: Талантливый человек талантлив во всем. На данном этапе развития, можно не согласиться с эти мнением.

На картине «Утро» изображена девочка, которая только-только встала и делает зарядку.

Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Читайте также:  Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования. Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины. Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

2 вариант

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду. Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показал проблемы, которые сформировались в начале 19 века. В комедии отражено противостояние двух политических точек зрения. Приверженность старым порядкам и традиционным ценностям автор отразил в образе Фамусова.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства. В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Какие черты отмечены у Фамусова?

В кратком сочинении отражается образ Фамусова, который предстаёт перед читателем в качестве представителя старой веры. В своём произведении Грибоедов сильно выделяет его. Его знают в высшем свете, но его считают родовитым дворянином, у которого дядя считался знаменитой личностью при дворе.

Описывая конкретного героя, обратитесь к содержанию образа, поэтому отмечаем, что он защитник старины и преданный хранитель законов. Он является защитником крепостного права, поэтому его должны окружать родные люди, которые обязаны его радовать. Разговаривает с богатыми людьми, а с остальными предпочитает не разговаривать. Служба для него – награды, медали, уважение, деньги. Он пытается угодить людям, которые занимают высокое положение в обществе.

Общается Фамусов с другими членами общества по-разному, учитывая его положение в обществе. Если перед ним человек равный ему по положению в обществе, то он будет разговаривать льстиво. Если он разговаривает с мелким чиновником, то он перейдёт на ты, а с прислугой он разговаривает грубыми фразами.

С дочерью он показывает разные стороны характера. Он может наказывать, ругать, упрекать, заботится и понимающе разговаривать. В молодых людях он видит будущее страны, поэтому не считает необходимым обучать дочь грамоте. Он уверен, что лучшим примером является он сам.

Если рассказывать о моральных критериях, то он убеждён, что жених для её дочери обязан иметь деньги. Если деньги есть, значит, жених хороший. В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Сейчас мы уже и не мыслим жизни без автомобиля. Машины везде и всюду. Выйди на любую улицу, где снуют автомобили. И каких только видов нет. Легковые, маленькие, большие, автобусы, грузовые автомобили. Вот пролетела пожарная

На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами

Роман «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич, написал о конфликте одного персонажа и общества. В одной из глав этого произведения Лермонтов показал, как Печорин борется всеми силами с водяным обществом

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.

Грин написал просто превосходную повесть, которая называется «Алые паруса». Ее на сегодняшний день изучают в школе. В ней он рассказывает о том, что любой человек должен верить в чудеса, и они обязательно исполнятся.

Сочинение. Фамусов и его окружение в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение.

Фамусов и его окружение в комедии Грибоедова «Горе от ума»

После заграничных походов русской армии 1812— 1813 годов в Россию стали проникать и пускать корни идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
Вследствие этого произошла заметная поляризация взглядов, и вокруг правительства сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумием. Именно такие люди, представители “века минувшего”, и составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из основных персонажей — П. А. Фамусов. Он наиболее ярко отражает главные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед иностранным, служение лицам, а не делу, готовность подслужиться ради сиюминутной выгоды, отсутствие самостоятельности, отношение к службе как к средству обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает еще и заботливым отцом, желающим дочери лишь добра, но добра в своем понимании:

Желал бы зятя он с чинами и о звездами.

Но все-таки главной чертой общества Фамусовых, молча-линых и хлестовых, столь точно отраженных в комедии, является то, что практически все его представители являются убежденными крепостниками: и Хлестова, у которой появляется новая забава — арапка; и Фамусов, готовый за малейшую провинность или в приступе гнева сослать в Сибирь:

на поселенье вас,

и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого “А судьи кто?”. Писатель не может спокойно относиться к столь извращенным формам крепостничества и устами главного героя осуждает их.
Следующая черта, характерная для старого мира, — необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее негодование:

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь.

Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, детям они нанимают учителей лишь из-за следования моде; будь их воля — ни книг, ни гимназий не было бы. Миру Фамусовых близок по духу тот “чахоточный” из ученого комитета “книгам враг”, над которым насмехается Чацкий, и в то же время они не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он “в деревне книги стал читать!”
Представители “века минувшего” осуждают и литературу, считая ее ненужной и бесполезной:

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Тем не менее признается влияние литературы на общественное мнение, которым все дорожат. Особенно ярко это проявляется в цензорских замечаниях Загорецкого:

Насмешки вечные над львами! над орлами!
Как что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Но вместе с этими резко отрицательными чертами у представителей “века минувшего” еще осталась, пусть небольшая, частичка человечности: Хлестова, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:

А Чацкого мне жаль.
По-христиански так он жалости достоин.

И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его снова игнорируют — задето больное место фамусовского общества, и в то же время одна из основных черт — преклонение перед всем иностранным, презрительное отношение к русской культуре и особенно — к родному языку (“Сударыня! Ха! ха! ха! ха! ужасно!!”). Для Фамусова все это — не близкий ему стиль жизни, а следование моде. Именно не желая отстать от жизни, такие люди и нанимают преподавателей для обучения своих детей, скрепя сердце платят им, и именно тогда появляется ненависть к образованию в любой форме — и к гимназиям, и к лицеям, чтобы не противоречить моде и не прослыть из-за этого бунтарем, ими не осуждается домашнее обучение.
Что характерно, образование не подразумевает использования знаний в будущем — при решении служебных дел все более руководствуются сложившимися традициями:

Читайте также:  Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Ну как не порадеть родному человечку.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Здесь все основано на корысти, которой подчинены даже чувства: Молчалин “любит” Софью “по должности”. В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом рассказывает Фамусов о Максиме Петровиче, восторгаясь его самоунижением! Кроме того, это подшучивание уже входит в привычку, становится образом жизни — ярким примером является “мошенник, плут Антон Антонович Загорецкий”. В своем стремлении угождать всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминает великосветского доносчика) — он переходит границы и превращается в образ гиперболизированный.
Образцом службы другого рода — тупого, бездумного солдафонства — является С. С. Скалозуб — он все меряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, которые так нужны были тогдашнему строю, — отсутствие инициативы (что, впрочем, характерно всем представителям фамусовского общества), тупость и ограниченность, а значит, у него есть перспективы роста.
Другим не менее колоритным представителем “века минувшего” является Репетилов, “повторялыцик чужих мыслей, член “Секретнейшего союза” и вообще отпетый либерал. В данном случае представлен образ-пародия на все это великосветское общество, где каждый мнит себя гением слова, подобно Ипполиту Маркелычу Удуштеву, где существуют тайные общества “по четвергам”. Разве не может это все вызывать улыбку, но улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Кроме этих героев в пьесе присутствует большое количество внесценических персонажей, помогающих более полно раскрыть ту или иную черту фамусовской Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как верно подметил Гончаров, Грибоедов перенес в комедию весь этот дух московских гостиных, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. И действительно, в “Горе от ума” показан весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичного барства начала XIX века.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)

Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство, трусость, приземленность… Если бы Павел Фамусов был совсем стар, хил, то можно было б оправдать его взгляды, но этот мужчина ещё бодр и весел. Да, у него седина, лишний вес, взрослая дочь!

С этой Софьей ему не так уж просто приходится, он даже восклицает в сердцах, что это «комиссия». Но всё-таки он её любит, воспитал её без супруги. И он желает Софье добра, но по-своему, конечно. Кто беден, тот ей не пара, по его мнению. Считает себя примером для неё, о чем с гордостью заявляет.

Павел Афанасьевич не строг к таким грехам, как глупость и даже пьянство, но терпеть не может учения. Он считает, что не обязательно и даже вредно учиться, ездить в другие страны, а достаточно примера старших. Под старшими он, кстати, имеет в виду себя. А для себя образцом считает предка, который при дворе заставил смеяться царицу своей глупостью. «Ученость» называет причиной всех бед, особенно мнений. От философии сходят с ума – в этом он уверен. Известно, что именно он хотел бы сжечь все книги. В общем, он самодоволен и глуп.

Фамусов многим завидует. Зовет гостей, но никого из них не любит, просто так надо. И еще от людей может быть какая-нибудь польза. Много надежд он возлагает на связи. Мечтает о наградах и должностях, а за них может «порадеть» знакомый человек. В работе он не слишком усерден, ведь документ подписал – и с плеч долой. Важнейшим умением считает поклоны. Достоинством – сам возраст преклонный, а то, что годы не равны мудрости он никогда бы не признал. Ко всем молодым он относится не просто с высока, а с презрением. Так же относится к женщинам, вообще. Почти в шутку просит избавить мир от женских шпилек, булавок… ведь они губят сердца и карманы.

К главному герою он относится даже с некоторой жалостью, пытается его образумить… Фамусов признает ум Чацкого, но тот слишком горд, чтобы принять его симпатию, слишком честен, чтобы воспользоваться такими советами. Павлу Афанасьевичу не нравится, когда Чацкий не соблюдает принятое в обществе. Например, он упрекает молодого человека, что тот несколько лет им ни строчки, а вдруг приехал. Чацкому следовало присылать им пустые письма в знак уважения, предупредить о приезде.

Фамусов и символизирует то общество, против которого Чацкий.

Сочинение 2

В своем великом произведении «Горе от ума» известный писатель девятнадцатого века А.С.Грибоедов сталкивает между собой двух представителей старых и новых взглядов на общественную жизнь. В те времена некоторые образованные молодые дворяне выступали за смену принципов воспитания, образования и культурного просвещения, в свою очередь уже зрелые представители все того же дворянства были против новшеств и придерживались старых норм и правил. Представителем старых нравов в комедии стал Павел Афанасьевич Фамусов, а люди, поддерживающие его, и вошедшие в круг его общения, назывались «фамусовским обществом».

Фамусов – не молодой мужчина, но, несмотря на это, он был свеж, бодр и полон сил. В обществе его очень уважали. Он имел почетную должность. Мужчина жил в Москве и, после смерти жены, воспитывал дочь Софью. Хоть Павел Афанасьевич был против образования, для дочери он нанимал учителей и гувернанток, потому что в его положении так было заведено. Он не был особо близок с Софьей, но любил ее, и искренне переживал за ее будущее. Для него было неприемлемо, чтобы девушка общалась с небогатыми людьми, поэтому сам подбирал ей жениха. Его выбор переходил то к полковнику Скалозубу, то к услужливому Молчалину.

Для Фамусова важнее всего в жизни было уважение в обществе, почетные должности, богатство и услужливость. Его идеалом был дядя, служивший у царей и получивший высокое положение в обществе с помощью лести и услужения высокопоставленным людям.

Сам Павел Афанасьевич в свое окружение принимал только тех людей, которые могут принести ему пользу. Чтобы о его семье не говорили плохо, он пристроил всех своих родственников на почетные должности. Внимания Фамусова можно было добиться лестью и умением распускать и передавать разные слухи. На этом и держалось все общество того времени. К образованию и нововведениям Фамусов и его круг общения относились с презрением.

Речь Павла Афанасьевича была грамотной и понятной. Он уважал русский язык и в своем общении часто использовал деревенский лексикон и просторечия. При общении с высокопоставленными людьми, такими как Скалозуб, использовал много лестных выражений, был почтителен и вежлив. Со слугами и простыми людьми предпочитал не разговаривать, а если и приходилось, то был груб и часто обзывал их.

Конфликт Фамусова и Чацкого, представленный в комедии, выражает мнение автора на противостояние старых и новых традиций и нравов. По мнению Грибоедова, фамусовское общество должно уступить дорогу молодому и более просвещенному поколению.

Фамусов в произведении Горе от ума

Популярные сочинения

Жизнь человека тесно связана с окружающим миром. Только на лоне природы мы чувствуем себя как дети счастливыми, можем успокоиться.

Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку

Левитан Исаак Ильич – талантливый и известный художник. Одна из его лучших работ является замечательная картина Тихая обитель. На полотне изображена настоящая русская природа. Очень метко нарисованы

Диалог Фамусова с Чацким . (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» носит новаторский характер, потому что в ней сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма. В комедии соблюдается единство места и времени, но нарушено единство действия. Любовная интрига и общественный конфликт тесно переплетаются. Александр Андреевич Чацкий играет роль байронического героя.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Этот несчастный влюблённый, бунтарь – одиночка, не понятый «светом», противостоит фамусовскому обществу, в котором реалистически отразилась старая Москва.

Второе явление второго действия можно считать завязкой общественной коллизии. После трёх лет странствия главный герой возвращается в дом Фамусова, где прошли его детство и юность. Он влюблён в дочь Фамусова Софью и надеется на взаимность. Но Софья за три года изменилась. Во-первых, она расцвела и похорошела, во-вторых, наш герой не находит в ней «ни на волос любви». Его мучит «загадка» Софьи, он не может понять, почему девушка охладела к нему.

Павел Афанасьевич также взволнован к началу встречи с Чацким и тоже из-за Софьи, но его мучит другая загадка. Рано утром он застал свою дочь в обществе Молчалина. «Взрослой дочери отец» сделал вид, что поверил в случайность встречи, как объяснила Софья: «шёл в комнату, попал в другую». Хитрая девушка сочиняет странный сон и словно невзначай указывает отцу, что герой её сна – Чацкий. Таким образом, она отводит подозрения от своего возлюбленного Молчалина. Фамусов не желает видеть в роли жениха дочери ни того, ни другого:

Тот нищий, этот франт-приятель,

Отъявлен мотом, сорванцом…

Чацкий замечает нервозность и озабоченность своего воспитателя: « У вас в лице, в движеньях суета». Павла Афанасьевича раздражают вопросы молодого человека о Софье, они словно подливают масла в огонь, и «отец взрослой дочери» спрашивает напрямик:

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

«Прогрессивный человек» не очень-то вежливо отвечает на вопрос вопросом, как будто забыв, что перед ним отец любимой девушки:

Поэтому Фамусов резонно и иронично замечает:

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

И снова Чацкий нарушает традиции. Он не просит руки девушки у её отца, а лишь предполагает:

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Почему так странно ведёт себя Чацкий? Или он и не собирается делать предложение Софье, или заранее знает, что Фамусов не желает такого жениха для своей дочери.

Фамусов ставит перед молодым человеком условия, при которых он стал бы рассматривать Чацкого как кандидатуру на роль жениха:

Читайте также:  Горе от ума - политическая комедия: сочинение

бы я во-первых: не блажи,

именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Что же называет Павел Афанасьевич «блажью»? Позднее из диалога Чацкого и Молчалина мы узнаём, что Александр Андреевич служил в Петербурге, занимал высокий пост:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга возвратясь,

С министрами про вашу связь,

Причина этого «разрыва» заключается в том, что Чацкий предпочитает «служенье делу, а не лицам». Фамусов, естественно, осуждает сына своего покойного друга, потому что тот не служит, не находя в том пользы. При желании он мог достичь «степеней известных». «Блажью» московский барин, очевидно, называет и «оплошное» управление имением. Скорее всего, Чацкий перевёл своих крестьян с барщины на оброк, и «раб судьбу благословил», зато недовольны таким поступком представители «века минувшего».

Фамусова раздражает ответ Чацкого:

Служить бы рад, прислушиваться тошно.

Павел Афанасьевич просто выходит из себя и произносит поучительный монолог о своём покойном дяде Максиме Петровиче, ставя его в пример «гордецу» Чацкому. С этого момента любовная коллизия дополняется общественным конфликтом, начинается спор «отцов» и «детей», «века минувшего» и «века нынешнего».

Чем же заслужил такие дифирамбы Максим Петрович? Во-первых, тем, что

…он не то на серебре,

На золоте едал; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Неслыханного богатства, множества орденов, почёта при дворе этот вельможа добился, потому что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». История троекратного падения Максима Петровича рассказана специально для Чацкого, чтобы вызвать молодого человека на «поединок». Дядя Фамусова сначала оступился случайно, но, увидев, что «государыня Екатерина» «изволила» смеяться,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

«Хохот пуще». Тогда «прыткий старичок» «отважно жертвует затылком» в третий раз, чтобы повеселить императрицу. Роль шута его не смущает. Цель оправдывает средства. Чего же достиг Максим Петрович таким раболепством и подобострастием?

Зато бывало в вист кто чаще приглашён?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт?

Словно перчатку бросает Фамусов, как вызов звучат его последние слова:

…Вы, нынешние, – нутка!

И пылкий юноша принимает вызов, не заставляет себя долго ждать. В его речи резкая критика века екатерининских фаворитов и страстная защита всего нового. Чацкий «беспощадно бранит» «век минувший» за то, что раньше «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Его критика направлена на то, что в век покорности и страха» «лесть как кружево плели» «тем, кто выше». Вельможи раболепствовали «под личиной усердия к царю». Молодой человек уверяет, что в «век нынешний» тоже есть «охотники поподличать», но они не решаются так открыто проявлять подобострастие, потому что

…нынче смех страшит, и держит страх в узде…

Фамусову эти пылкие речи кажутся верхом свободомыслия, и он сразу же зачисляет своего «франта-приятеля» в революционеры:

Ах! боже мой! он карбонарии!

«Новые люди» «вольнее дышат», они не торопятся «вписаться в полк шутов», не ищут высоких покровителей.

Отметим одно важное обстоятельство. Создаётся впечатление, что в этом диалоге оппоненты не слышат друг друга, каждый говорит своё, что подтверждает фраза Фамусова:

Добро заткнул я уши.

То есть получается, что, как только «карбонарии» Чацкий начинает говорить, Фамусов сразу же затыкает себе уши, чтобы не слышать крамольных речей.

Конец диалога напоминает разговор глухих. В этом эпизоде иронию вызывают оба героя. Несомненно, идеи свободолюбивого Чацкого симпатичны автору. Но уже этот первый поединок представителей «века нынешнего» и «века минувшего» показывает, что для Грибоедова важно не то, какие идеи лучше. Драматург убеждён, что изменения в обществе произойдут тогда, когда люди научатся слышать и понимать друг друга.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id17037

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.

Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».

Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:

Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».

Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.

Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».

В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».

Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат…

В восторге Фамусов и от своего дяди — Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.

С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:

Не по летам, и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:

Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.

С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.

Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды — нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.

Непоколебимая вера в старые порядки — глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.

Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века.

Ссылка на основную публикацию
×
×