Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Значение в для русской литературы (Горький Максим)

Работой над пьесами Горький в послеоктябрьский период занимался преимущественно в последние годы своей жизни, как бы стремясь облечь свои итоговые размышления не только в форму романа-эпопеи, но и в драматические формы. За несколько считанных лет писатель создает пьесы «Сомов и другие» (1930— 1931), «Егор Булычов и другие» (1931), «Достигаев и другие» (1932) и перерабатывает «Вассу Железнову» (1935).

Самая интересная из этих пьес — «Егор Булычов и другие». Когда-то, еще до Октябрьской революции, Горький мечтал создать пьесу о герое новгородского былинного эпоса — Ваське Буслаеве. Пьесу о Буслаеве Горький не написал, но, право же, этот смелый замысел нашел своеобразное воплощение в пьесе «Егор Булычов и другие». Герой этой пьесы наделен чисто буслаевскими доблестями: широким размахом, удалью и, самое главное, критическим, безбоязненным, дерзким отношением к социальным и религиозным устоям и «священным заветам» господствующих классов, способностью подвергнуть осмеянию, а то и сокрушить любой «неприкосновенный» идол старины.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Правда, есть и большая разница между удалым новгородцем и горьковским купцом: Васька Буслаев с первых шагов был самим собой, а Егор Булычов только на грани своей гибели (он смертельно болен) и гибели царской России вдруг ощутил в себе буслаевскую, протестующую стихию, отвергающую все то, чем он до сих пор, как-то по инерции, жил. И в мучительном осознании того факта, что жизнь прожита бесцельно, прожита «не на той улице» и «мимо настоящего дела», и состоит трагедия яркого, талантливого человека, так и не нашедшего себя. Мучительное и запоздалое, уже бесплодное просветление Егора Булычова и жгучая печаль еще нестарого человека, вынужденного уходить из жизни и, может быть, впервые начавшего размышлять над вечными законами бытия, и прощальные — шумные, отчаянные, буслаевские — демонстрации своей тоски и своего презрения к людям его класса и к самому богу, которого Егор объявляет своим и дьявола «компаньоном в грешных делах», — все это изображено поистине с шекспировской силой.

Горький известен как большой мастер литературного портрета. В советские годы он создал ряд великолепных портретных очерков: о Ленине, о Толстом, Короленко, Леониде Андрееве, о талантливом русском враче Алексине и др. Мастерством Горького-портретиста восхищались Ромен Роллан, Стефан Цвейг, Томас Манн. В частности, Роллан в одном из писем к Горькому назвал литературный портрет Толстого гениальным.

Истинный подвижник русской литературы, Горький всегда находил время и силы для публицистической деятельности. В советское время он выступал как страстный и высокоталантливый помощник партии в ее гигантской работе по социалистическому переустройству общества. Развивая основные линии своих литературно-философских памфлетов «Заметки о мещанстве» и «Раз-рушение личности», он создал ряд статей против декадентской буржуазной культуры.

Горький был не только великим художником, но и замечательным организатором литературного процесса. Особенно интенсивными и широкими были его контакты с литераторами, как начинающими, так уже и завоевавшими громкое имя в послеоктябрьские годы. И скольким талантливым людям он помог войти в литературу, помог обрести свое творческое «я», усовершенствовать свое мастерство! При активном участии Горького были созданы и под его руководством выходили такие замечательные журналы, как «Наши достижения», «Литературная учеба». Горький был одним из организаторов Союза советских писателей. Доклад Горького на I съезде писателей — один из глубочайших, основополагающих документов нашего литературного движения.

Значение и своеобразие Горького как родоначальника новой литературной эпохи, как выдающегося общественного деятеля и борца за культуру раскрывается перед нами еще глубже и ярче на фоне его дружбы с Владимиром Ильичем Лениным. Эта дружба не просто факт биографии двух великих людей. Она и своего рода знамение или символ исторически закономерного, органического соединения передового искусства с идеями научного социализма.

Горький, пронесший через самые страшные социальные «университеты» мечту о свободном гармоническом человеке, не мог не прийти в стан Ленина, Ленин не мог не проявить огромного, сочувственного интереса к художнику — выразителю стремлений, раздумий и исканий пробудившейся народной массы.

Великому мыслителю и революционеру было близко и дорого само мироощущение, поэтическое видение Горького. Автор «Песни о Соколе» обладал той чудесной способностью увидеть все бытие как бы заново, той весенней свежестью восприятия, которые свойственны лишь художникам, чье творчество связано с молодыми, восходящими, прогрессивными силами. Для Горького, по его собственным словам, мир «только что начинался, «становился».

Это философско-поэтическое кредо Горький изложил в одной из каприйских бесед с Ильичем, — характерно, что именно ему художник поведал свое заветное, программное. И знаменательно, что горьковский взгляд на мир вызвал горячее одобрение Ленина.

Широко известное высказывание Ленина о романе «Мать» как об «очень своевременной книге», которая поможет многим рабочим перейти от стихийного участия в революционном движении к сознательной борьбе, свидетельствует о том, как высоко ценил Ленин социальный и революционный пафос, новаторскую силу Горького. В горьковском творчестве Ленин видел мощное средство идейно-эмоционального воздействия на человеческую душу, мощное средство привнесения социалистического сознания в народные массы.

Ленин всегда верил Горькому, ибо видел в нем великого художника и человека высокой души. Но дело не только в этом. Ленинская «педагогика» в отношении к Горькому определялась и тем, что великий писатель был в глазах Ильича не изолированной, одинокой, исключительной фигурой, а представителем народной России со всеми ее напряженными и драматическими духовными исканиями. И если Горький иногда в чем-то и заблуждался, Ленин видел в этих ошибках исторически обусловленные труд-ности на пути народных масс к последовательно революционному и подлинно научному мировоззрению. Глубочайшая народность Горького была основой безграничного доверия Ленина к нему.

Дружба с Лениным способствовала формированию горьковского идеала человеческой личности. «Когда впервые я писал Человек с большой буквы, — рассказывал Горький в 1928 году, — я еще не знал, что это за великий человек. Образ его не был мне ясен. В 1903 году я постиг, что Человек с большой буквы воплощается в большевиках во главе с Лениным. »

Глубокая, но на первых порах несколько абстрактная вера художника в творческий, нравственный потенциал человека обрела с этого времени твердую жизненную основу, стала конкретной программой борьбы за нового человека. В Ленине Горький нашел совершенное воплощение того революционно-преобразую- щего и созидательного начала, которое писатель, большой знаток и поклонник эллинской культуры, называл прометеевским началом. Прометеевские черты Горький видел в тех людях, которые посвящают свою жизнь борьбе за торжество ленинского идеала. Созданные Горьким образы таких людей составляют одно из величайших завоеваний социалистического реализма.

В нашей статье мы могли дать лишь схему творческого пути Горького, лишь самую общую характеристику того обновления русской и мировой литературы, которое навсегда связано с именем великого русского писателя.

Горького надо изучать и изучать. Его творческий подвиг грандиозен. От «Макара Чудры» до «Жизни Клима Самгина». Какая уникальная панорама творческих исканий и свершений, непрерывного, упорного, блистательного восхождения все к новым творческим прозрениям! Разговаривая с советским послом в Италии Д. И. Курским, Алексей Максимович сказал о своей работе над «Жизнью Клима Самгина»: «Есть у Менделеева книга с весьма полновесным названием: «К познанию России». Я был бы счастлив, если бы и мою хронику можно было бы так назвать».

Не только гениальную «хронику» Горького можно так назвать. С жадным и страстным любопытством, с вечно неутолимым «инстинктом познания» (горьковское выражение), с великой любовью к Родине, с великой ненавистью ко всему темному и злому изучал Россию художник-революционер, и вместе с ним, идя за ним, ее изучаем, познаем и мы, современные читатели.

Дать такую пищу для нашего «инстинкта познания» мог только великий художник. Рисуемые Горьким картины (каким порой мрачным ни было бы их содержание) доставляют нам большую эстетическую радость. Великий писатель яркостью и достоверностью словесной живописи так покоряет наше воображение, что мы переносимся мысленно в Россию конца XIX — начала XX века. Мастерство художника-новатора и редкое богатство познавательного материала неотделимы друг от друга в книгах Горького.

Разумеется, познавательный эффект свойствен творчеству всякого серьезного художника. И вся великая русская литература— источник познания России. Но Горький поведал нам о русском народе особенно много и своеобразно — и поведал о таких десятилетиях исторической жизни России, которые не-посредственно предшествовали Октябрьской революции.

Никто из писателей не сказал больше, ярче, вдохновенней о России того времени, нежели Горький. Не случайно рыцарь пролетарской революции Феликс Эдмундович Дзержинский воспринял горьковский образ России как создание писателя, сумевшего стать «душою народа — его поэтом, его голосом и его надеждой».

Каждый, кто хочет знать, как жила наша страна в эти десятилетия, не может обойтись без книг Горького. Они — живая история. В них запечатлены не только исторические события, не только повседневный быт, в них прежде всего запечатлены во всей сложности духовная жизнь страны, движение народной мысли — через все трудности, блуждания, иллюзии, ветхозаветные предрассудки, порой капризы и причуды богатого, но стихийного и своевольного, слишком, как сказал бы Горький, «фигурного» воображения — к великой, к единственной правде века: к идеалу научного социализма.

Источники:

    Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.— М.: Дет. лит., 1985.— 686 с., ил., 9 л. ил. Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2749

Значение творчества М. Горького в мировой литературе

Скачать сочинение

Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистической революции, а после ее победы — созиданию коммунистического общества и новой советской культуры. Творчество Горького уже с начала 20 века, а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общественную жизнь, на развитие советской литературы и мировую прогрессивную литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели, обогатившие новыми достижениями искусство социалистического общества.
Прочные творческие и духовные связи объединяли Горького с прогрессивными писателями Западной Европы и Америки: Р. Ролланом, А. Франсом, А. Барбюсом — во Франции; Т. Драйзером, Джеком Лондоном — в Америке; М. Андерсеном-Неске — в Дании и др.
Р. Роллан подчеркивал, что “. никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией. ” Б. Шоу отмечал, что “. герои Горького несли в себе революцию. ” В глазах зарубежных писателей Горький являлся главным представителем искусства нового мира, созидаемого в СССР. Влияние Горького распространилось на литературу и общественную жизнь не только Запада, но и Востока.
Художественный опыт Горького в изображении человека, характер которого формируется в ходе революционной борьбы, оплодотворил творчество многих передовых художников мира. Один из основателей новой реалистической литературы Китая Лу-Синь писал: “Он — учитель литературы новой эпохи, имя Горького является олицетворением нового периода в истории мировой литературы”.
Творчество Горького служит великим примером для передовых писателей всего мира, воодушевленных идеями демократии и социализма.
Отклики критики на произведения Горького в России и других странах были весьма многочисленны. Уже с конца 90-х годов появились не только статьи и рецензии, но и отдельные брошюры — Дилло-на (на английском языке) и других. Вокруг творчества Горького завязалась литературная борьба. Консервативная критика Меньшикова и других обрушилась на Горького за изображение “грязи” жизни и объявила его вредным бунтарем. Либеральная наука Венгерова пыталась ввести произведения Горького в рамки буржуазной литературы, сближая ее романтику с романтикой декадентов. Восприятие молодого Горького преимущественно как романтика надолго оставило след в русском и зарубежном “горьковедении”. После появления “Врагов”, “Дачников”, “Матери” декадент Гиппиус повел кампанию против него, объявил конец Горького как художника. Положительно оценивая Горького, Г. В. Плеханов критиковал большевистскую настроенность писателя.
В 1923—1924 гг. было выпущено в Берлине собрание сочинений Горького в 22 томах, в значительной части редактированное автором. Особое значение приобрело 30-томное собрание сочинений (1949—1955), включающее не только художественные произведения, но и критические статьи, избранные письма.
Еще одно доказательство огромного значения творчества Горького в мировой литературе — это музеи Горького в Казани, Куйбышеве, Герингсдорффе (Германия), селе Мануйлове Полтавской области, Марианске-Лазне (Чехия).

Читайте также:  Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

17006 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Значение творчества М. Горького в мировой литературе

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста

Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, Художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистической революции, а после ее победы – созиданию коммунистического общества и новой советской культуры. Описание событий в романах и других произведениях Горького уже с начала 20 века, а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общественную жизнь, на развитие советской литературы и мировую прогрессивную литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели, обогатившие новыми достижениями искусство социалистического общества.

Прочные творческие и духовные связи объединяли Горького с прогрессивными писателями Западной Европы и Америки: Р. Ролланом, А. Франсом, А. Барбюсом – во Франции; Т. Драйзером, Джеком Лондоном – в Америке; М. Андерсеном-Неске – в Дании и др.

Р. Роллан подчеркивал, что “…никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией…” Б. Шоу отмечал, что “…герои Горького несли в себе революцию…” В глазах зарубежных писателей Горький являлся главным представителем искусства нового мира, созидаемого в СССР. Влияние Горького распространилось на литературу и общественную жизнь не только Запада, но и Востока.

Художественный опыт Горького в изображении человека, характер которого формируется в ходе революционной борьбы, оплодотворил творчество многих передовых художников мира. Один из основателей новой реалистической литературы Китая Лу-Синь писал: “Он – учитель литературы новой эпохи, имя Горького является олицетворением нового периода в истории мировой литературы”.

Описание событий в романах и других произведениях Горького служит великим примером для передовых писателей всего мира, воодушевленных идеями демократии и социализма.

Отклики критики на произведения Горького в России и других странах были весьма многочислен ны. Уже с конца 90-х годов появились не только статьи и рецензии, но и отдельные брошюры – Дилло-на (на английском языке) и других.

Вокруг творчества Горького завязалась литературная борьба. Консервативная критика Меньшикова и других обрушилась на Горького за изображение “грязи” жизни и объявила его вредным бунтарем. Либеральная наука Венгерова пыталась ввести произведения Горького в рамки буржуазной литературы, сближая ее романтику с романтикой декадентов. Восприятие молодого Горького преимущественно как романтика надолго оставило след в русском и зарубежном “горь-коведении”. После появления “Врагов”, “Дачников”, “Матери” декадент Гиппиус повел кампанию против него, объявил конец Горького как художника.

Положительно оценивая Горького, Г. В. Плеханов критиковал большевистскую настроенность писателя.

В 1923-1924 гг. было выпущено в Берлине собрание сочинений Горького в 22 томах, в значительной части редактированное автором. Особое значение приобрело 30-томное собрание сочинений (1949-1955), включающее не только художественные произведения, но и критические статьи, избранные письма.

Еще одно доказательство огромного значения творчества Горького в мировой литературе – это музеи Горького в Казани, Куйбышеве, Герингсдорф-фе (Германия), селе Мануйлове Полтавской области, Марианске-Лазне (Чехия).

‹ Жанр литературного портрета – Горький Вверх МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО ›

Твір на тему: Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста

Related posts:

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО. Краткое изложение текста Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М. Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий-.

Ранний романтизм Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Боль- шой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение.

Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о.

Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении Горького. Краткое изложение текста Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним – Горький – отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.

“Дно жизни” трагический образ пьесы А. М. Горького “На дне”. Краткое изложение текста Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем.

Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе Пьеса Г. Ибсена “Нора” (“Кукольный дом”) вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: “Просим не говорить о “Кукольном доме””. Собственно, новая драма началась со слов главной.

Сила и слабость человека в понимании М. Горького (“Старуха Изергиль”, “На дне”). Краткое изложение текста Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – в раскрытии этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А. М. ГОРЬКОГО “МАТЬ”. Краткое изложение текста “Достойный человек это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства”. Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа.

Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый – с начала 90-х годов до 1998 года, с которого начинается новый этап обновления содержания учебников.

Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И.

Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) – выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: “Очерки.

Основные черты раннего творчества М. Горького Начало 90-х годов XIX века – время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет.

Тема деревни в современной литературе (по произведениям В. Распутина)”. Краткое изложение текста Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Н. Рубцов Описание событий в романах и других произведениях популярного русского писателя.

Жанр литературного портрета – Горький. Краткое изложение текста Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей… А. Луначарский Существует распространенное мнение, что.

Романтический герой раннего творчества М. Горького В своем раннем творчестве М. Горький рисовал не обычных людей (крестьян, рабочих), а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе места в реальной жизни, постоянно что-то искали, к чему-то.

Значение И. С. Тургенева в истории русской и мировой литературы Во второй половине XIX в. Тургенев бесспорно занимал в литературном процессе центральное место. Тургенев был мастером самых различных литературных жанров, но в историю мировой литературы он вошел прежде всего как.

Развернутые планы сочинений. Краткое изложение текста Н. В. Гоголь и М. Е. Салтыков-Щедрин. Традиции и новаторство 1. Художественный талант М. Е. Салтыкова-Щедрина и взгляды его на искусство формировались под непосредственным воздействием Н. В. Гоголя и его.

Анализ стихотворения “Юбилейное”. Краткое изложение текста В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику “с парохода современности”, они заявляли о необходимости отказаться от классического наследия и создавать новое.

Образ и характеристика Герасима в рассказе Тургенева “Муму”. Краткое изложение текста Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева ” Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный.

Интересные подробности жизни и творчества М. Горького Познакомившись с легендарным писателем-революционером в 1905 г., Ленин сразу попытался его привлечь на свою сторону, поскольку понимал, что сила влияния Горького на “массы” может стать мощным фактором укрепления революционного движения.

Глава 5 Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. Краткое изложение текста Григорий Гуковский 1.Почему недостаточно “простого непредвзятого чтения” 2.От знания текста к историко-литературному комментарию и от него к анализу Следовательно, первый – в логическом, а не обязательно хронологическом смысле первый –.

Биография Владимира Маяковского. Краткое изложение текста (19.07.1893 – 14.04.1930). Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец – дворянин, служил лесничим, предки – из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902-1906 гг. Маяковский учился.

“Сочинение по автобиографической трилогии Л. Толстого”. Краткое изложение текста Автобиографическая трилогия. Появление в 1852 г. на страницах журнала “Современник” повестей Л. Толстого “Девство”, а затем “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Повести эти.

Распутин Валентин Григорьевич (1937) биография. Краткое изложение текста Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без повестей и рассказов нашего земляка. Его произведения.

Читайте также:  Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»: сочинение

О Русь, взмахни крылами. Краткое изложение текста О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь. По голубой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов. В руках –.

Вопросы и задания. Краткое изложение текста Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает.

Методические материалы. Краткое изложение текста А. С. Пушкин “И. И. Пущину”. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс Викторина.

Новаторство в поэзии Маяковского. Краткое изложение текста Начало XX века – расцвет русской поэзии. В этот период появляются новые поэтические формы, по-другому начинают звучать традиционные темы; возникает необычный поэтический язык. В. В. Маяковского считают новатором в области.

Взгляды Чацкого и Фамусова. Краткое изложение текста Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов – защитник старого века.

Биография А. Солженицина. Краткое изложение текста СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918), русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему – сквозная тема рассказов “Один день Ивана Денисовича” (1962), “Матренин двор” (1963; оба.

Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста

Особенности творчества М. М. Горького

Главная > Доклад >Литература и русский язык

Особенности творчества М. М. Горького.

В Горьком будто жили два человека: художник и публицист. И если публицист призывал своих собратьев писать о сталинских лагерях и не замечал трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной действительности ХХ века, лишающей человека естественной для него социальной и творческой свободы.

Проблема человеческой свободы или несвободы – центральная тема всего творчества Горького. В первых рассказах писателя она прозвучала как гимн романтически трактуемой полной свободы личности от всех оков внешнего социального мира, но уже тогда содержала в себе сомнения в ценности такой свободы для человека. Последнее произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» – подводит читателя к выводу о невозможности обретения личностной свободы в трагических условиях российской действительности ХХ века.

Вопрос о свободе – вопрос философский, и каждая эпоха, в том числе и литературная, трактует его по-своему, опираясь на господствующие философские положения.

В новом типе реализма, появление которого связано с именем Горького, формируется новая концепция личности – человек не просто реагирующий на окружающую его жизнь, а созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, а на общественном поприще. Кроме того, в реализме нового типа в качестве типичных обстоятельств, воздействующих на личность, утверждается историческое время, и человеку, герою новой литературы, доверено выступать отцом истории.

Писатель намечает два возможных типа взаимоотношений личности и исторического времени: контакт с ним и отчуждение от него. Отчужденный и не отчужденный от исторического времени человек – два полюса, два гигантских разнозаряженных магнита, между которыми формируется горьковская концепция человеческой личности.

Поставив частную человеческую судьбу в контекст исторического времени, настаивая на непременности этой связи, писатель изменил всю систему ценностей, предложенную романической традицией прошлого столетия. Самым важным, самым ценным мыслится уже не личность, не ее право внутренней жизни и тайной свободы, на чем настаивал еще Пушкин, а жизнь общественная, и ценность личности ставится в прямую зависимость от участия в этой жизни.

Традиционные пропорции взаимоотношений человека и времени в горьковских произведениях смещены. Теперь человек не находится в узких рамках среды, а выходит один на один со своей эпохой, хочет он того или нет.

Горький осмыслил взаимосвязь характера и истории как фатальную и увидел в ней начало, возвышающее человека, способного на контакт с ведущей исторической закономерностью. Нежелание или неспособность личности к такому контакту он воспринимал как негативное и отказывал такому герою в праве на сочувствие и уважение.

Таким образом, в эпосе Горького присутствуют два предмета изображения: объективной действительности и сознания героя, эту действительность воспринимающего. Взаимодействие этих двух предметов формируют конфликт между реальностью и ее восприятием и в конечном счете – проблематику произведения.

Романтические рассказы Горького

В своих ранних произведениях Горький предстает перед читателем как писатель – романтик. Для романтического сознания соотнесенность характера с обстоятельствами немыслима – отсюда и главная черта романтического художественного мира – двоемирие. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – основная черта этого литературного направления.

Именно такими представлены герои ранних романтических рассказов Горького. Их сознание и характеры с подчас таинственными противоречиями становятся главным предметом изображения. Неразрешимое противоречие между двумя началами в романтическом характере – любовью и гордостью

– мыслится как совершенно естественное, и разрешиться оно может лишь смертью.

Композиция повествования в романтических рассказах подчинена одной цели – наиболее полно показать образ главного героя, а романтическая легенда – важнейшее средство для создания его образа. С помощью ее автор представляет систему ценностей, показывает, какие черты личности, с точки зрения его героев, достойны уважения или презрения. Иными словами, герои таким образом как бы задают систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Очень важной композиционной особенностью ранних романтических рассказов Горького – наличие образа повествователя, которым является автобиографический герой.

Именно пристальный, заинтересованный взгляд автобиографического героя и выхватывает из встреч, дарованных ему судьбой, самые интересные и неоднозначные характеры, которые оказываются главным предметом изображения и исследований. В них автор видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его сильные и слабые стороны. Взгляд автобиогр. героя реалистичен, ему доступно осознать ограниченность сугубо романтического миросозерцания.

Таким образом, автор открывает совершенно новые стороны национальной жизни. Россия через таких людей познавала себя.

Значение творчества М. Горького в мировой литературе

Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистической революции, а после ее победы — созиданию коммунистического общества и новой советской культуры. Творчество Горького уже с начала 20 века, а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общественную жизнь, на развитие советской литературы и мировую прогрессивную литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели, обогатившие новыми достижениями искусство социалистического общества.

Прочные творческие и духовные связи объединяли Горького с прогрессивными писателями Западной Европы и Америки: Р. Ролланом, А. Франсом, А. Барбюсом — во Франции; Т. Драйзером, Джеком Лондоном — в Америке; М. Андерсеном-Неске — в Дании и др.

Р. Роллан подчеркивал, что «…никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией…» Б. Шоу отмечал, что «…герои Горького несли в себе революцию…» В глазах зарубежных писателей Горький являлся главным представителем искусства нового мира, созидаемого в СССР. Влияние Горького распространилось на литературу и общественную жизнь не только Запада, но и Востока.

Художественный опыт Горького в изображении человека, характер которого формируется в ходе революционной борьбы, оплодотворил творчество многих передовых художников мира. Один из основателей новой реалистической литературы Китая Лу-Синь писал: «Он — учитель литературы новой эпохи, имя Горького является олицетворением нового периода в истории мировой литературы».

Творчество Горького служит великим примером для передовых писателей всего мира, воодушевленных идеями демократии и социализма.

Отклики критики на произведения Горького в России и других странах были весьма многочислен ны. Уже с конца 90-х годов появились не только статьи и рецензии, но и отдельные брошюры — Дилло-на (на английском языке) и других. Вокруг творчества Горького завязалась литературная борьба. Консервативная критика Меньшикова и других обрушилась на Горького за изображение «грязи» жизни и объявила его вредным бунтарем. Либеральная наука Венгерова пыталась ввести произведения Горького в рамки буржуазной литературы, сближая ее романтику с романтикой декадентов. Восприятие молодого Горького преимущественно как романтика надолго оставило след в русском и зарубежном «горь-коведении». После появления «Врагов», «Дачников», «Матери» декадент Гиппиус повел кампанию против него, объявил конец Горького как художника. Положительно оценивая Горького, Г. В. Плеханов критиковал большевистскую настроенность писателя.

В 1923-1924 гг. было выпущено в Берлине собрание сочинений Горького в 22 томах, в значительной части редактированное автором. Особое значение приобрело 30-томное собрание сочинений (1949-1955), включающее не только художественные произведения, но и критические статьи, избранные письма.

Еще одно доказательство огромного значения творчества Горького в мировой литературе — это музеи Горького в Казани, Куйбышеве, Герингсдорф-фе (Германия), селе Мануйлове Полтавской области, Марианске-Лазне (Чехия).

«Горе от ума» — произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца» (А. Блок) «Горе от ума» — произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца (А. Блок) Комедия «Горе от ума» была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается. Читать далее.

Поиски новых принципов и форм изображения действительности в мировой литературе Мысль — вещественней, чем ножка рояльная. Владимир Маяковский В начале ХХ века представители искусства под влиянием глобальных изменений, происходивших в обществе, провозгласили необходимость появления всего нового. Это «новое» в искусстве стали называть «модерном» . Стремясь превзойти все, что было создано. Читать далее.

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАРОДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ — ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА Война — это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены — мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой. Читать далее.

Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой «натуральной школы» 40-х годов. «Натуральная школа», сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей. Читать далее.

Аллегорическое значение образов «Песни о Буревестнике» по произведению Максима Горького Издавна силы природы пугали и завораживали человека. Об этом свидетельствует история — наши предки-язычники поклонялись многим богам, которые олицетворяли обычные нам сегодня явления — гром, молнию, солнце… Люди стремились стать ближе к своим божествам, дотянуться до их идеала. Их очаровывала. Читать далее.

Сочинение на тему: «Значение романа Анна Каренина для литературы» Каждый читатель романа Льва Толстого «Анна Каренина» может сделать собственные выводы относительно того, какое значение этого романа для всей мировой литературы и современности. При этом вряд ли кто-то сможет сделать вывод, что такое значение отсутствует, ведь его наличие является очевидным. Читать далее.

Особенности творчества Н. М. Карамзина В 1791 году после выхода в свет революционной книги А. Н. Радищева, начало печататься описание путешествия другого автора, которое сыграло роль очень важную, но совсем иную в развитии русской литературы. Это были «Письма русского путешественника» молодого писателя Николая Михайловича Карамзина. Читать далее.

Читайте также:  Пьеса На дне М. Горького как философская драма: сочинение

Очерк жизни и творчества Д. Г. Байрона В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и сердца все новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глубок, что порой даже забывается, как давно они жили и творили. Прошло свыше полутора веков со дня смерти. Читать далее.

Самостоятельно прочитанная книга (трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты») (рецензия) Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через столько испытаний. Особенно мне запомнился образ его бабушки. Читать далее.

Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам — не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия «серебряного века», а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие годы не печатался, был запрещен и практически находился в полном. Читать далее.

Человек в творчестве М. Горького Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем. Читать далее.

СОВРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ КТВОРЧЕСТВУ М. ГОРЬКОГО Максим Горький признавался: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: Что хочу написать, как написать и для чего написать». Слова хорошие, но всегда ли писатель был искренен в своем выборе? Недавно я узнал, что Горький вносил большие суммы. Читать далее.

Тема творчества у Бориса Пастернака Б. Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема. Читать далее.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И ТРАДИЦИИ МИРОВОЙ УТОПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?» И ТРАДИЦИИ МИРОВОЙ УТОПИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Русская литература всегда считала одной из своих важнейших задач отражение тех изменений и проблем, которые наблюдались в обществе. Развитие литературы всегда шло параллельно с. Читать далее.

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. — время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбе отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема. Читать далее.

Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и. Читать далее.

Тема «босячества» в раннем творчестве М. Горького Жизненные университеты Горького и творчество как крик боли. «Энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение». Путь по нескончаемой дороге. Попутчики. знакомится с людьми, которые имеют работу и даже пристанище, но уже готовы бежать от нечеловеческой жизни. Необразованность приводит. Читать далее.

Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особую физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта. Н. Г. Чернышевский План 1. Глубокий психологизм творчества Л. Н. Толстого. 2. Искусство отображения внутреннего мира. Читать далее.

Значение «Слова о полку Игореве». Традиции русской литературы ПЛАН В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»? Почему не прекращается поток переводов «Слова…»? «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» . Гениальнейшее произведение древнерусской литературы. Читать далее.

Характеристика творчества А. Вознесенского А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания. Читать далее.

Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста

Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, Художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистической революции, а после ее победы — созиданию коммунистического общества и новой советской культуры. Описание событий в романах и других произведениях Горького уже с начала 20 века, а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общественную жизнь, на развитие советской литературы и мировую прогрессивную литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели, обогатившие новыми достижениями искусство социалистического общества.

Прочные творческие и духовные связи объединяли Горького с прогрессивными писателями Западной Европы и Америки: Р. Ролланом, А. Франсом, А. Барбюсом — во Франции; Т. Драйзером, Джеком Лондоном — в Америке; М. Андерсеном-Неске — в Дании и др.

Р. Роллан подчеркивал, что «…никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией…» Б. Шоу отмечал, что «…герои Горького несли в себе революцию…» В глазах зарубежных писателей Горький являлся главным представителем искусства нового мира, созидаемого в СССР. Влияние Горького распространилось на литературу и общественную жизнь не только Запада, но и Востока.

Художественный опыт Горького в изображении человека, характер которого формируется в ходе революционной борьбы, оплодотворил творчество многих передовых художников мира. Один из основателей новой реалистической литературы Китая Лу-Синь писал: «Он — учитель литературы новой эпохи, имя Горького является олицетворением нового периода в истории мировой литературы».

Описание событий в романах и других произведениях Горького служит великим примером для передовых писателей всего мира, воодушевленных идеями демократии и социализма.

Отклики критики на произведения Горького в России и других странах были весьма многочислен ны. Уже с конца 90-х годов появились не только статьи и рецензии, но и отдельные брошюры — Дилло-на и других. Вокруг творчества Горького завязалась литературная борьба.

Консервативная критика Меньшикова и других обрушилась на Горького за изображение «грязи» жизни и объявила его вредным бунтарем. Либеральная наука Венгерова пыталась ввести произведения Горького в рамки буржуазной литературы, сближая ее романтику с романтикой декадентов. Восприятие молодого Горького преимущественно как романтика надолго оставило след в русском и зарубежном «горь-коведении».

После появления «Врагов», «Дачников», «Матери» декадент Гиппиус повел кампанию против него, объявил конец Горького как художника. Положительно оценивая Горького, Г. В. Плеханов критиковал большевистскую настроенность писателя.

В 1923-1924 гг. было выпущено в Берлине собрание сочинений Горького в 22 томах, в значительной части редактированное автором. Особое значение приобрело 30-томное собрание сочинений , включающее не только художественные произведения, но и критические статьи, избранные письма.

Еще одно доказательство огромного значения творчества Горького в мировой литературе — это музеи Горького в Казани, Куйбышеве, Герингсдорф-фе , селе Мануйлове Полтавской области, Марианске-Лазне .

Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста

Другие сочинения по теме:

Значение творчества Чехова для мировой литературы В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин.

Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе Пьеса Г. Ибсена «Нора» вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о «Кукольном.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО. Краткое изложение текста Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М.

Ранний романтизм Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького.

Татьяна КАЛГАНОВА. Школьные учебники по литературе. Краткое изложение текста АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА В процессе обновления содержания учебников по литературе можно выделить два этапа. Первый — с начала 90-х годов до.

Значение романа «Что делать?» для мировой литературы Твердое и спокойное поведений Чернышевского в течение двухлетнего поединка с царской юстицией нанесло сильный удар по престижу правительства. Еще больший.

Значение античного искусства в развитии мировой литературы Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность.

Вечные мотивы в мировой литературе Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни — образ мысли.

Новые тенденции в мировой литературе 1970-х гг.: активизация ведущих жанров интеллектуальной прозы, поэзии, драматургии, литературы Цель: ознакомить учеников с новыми тенденциями в мировой литературе, развитием разных жанров, возникновением постмодернизма в последней трети ХХ ст.; развивать.

Романтический герой раннего творчества М. Горького В своем раннем творчестве М. Горький рисовал не обычных людей , а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе.

Эстетическая функция образа нового мира в мировой литературе Роман Барбюса «Огонь» — этапное произведение истории французской литературы. В конце 10-х — начале 20-х-годов метод реализма вызревает в творчестве.

Интересные подробности жизни и творчества М. Горького Познакомившись с легендарным писателем-революционером в 1905 г., Ленин сразу попытался его привлечь на свою сторону, поскольку понимал, что сила влияния.

Значение творчества Некрасова для истории русской поэзии Творчество Некрасова было закономерным продолжением и развитием лучших традиций русской литературы. В его произведениях нашли отражение гражданственность Рылеева, энергия отрицания.

Нравственный мир в мировой литературе Всецело поддерживая идею семьи, Ж. Санд вместе с тем осуждает тех, кто мыслит брак как союз неравных; при таких условиях.

Назовите вечные образы в мировой литературе (на примере изученных произведений). Охарактеризуйте один на выбор Вечные образы — литературные персонажи, которые получили многократное воплощение в искусстве разных стран, разных эпох и стали «знаками» культуры: Преметей.

Значение произведений Горького для Твардовского Взаимоотношения писатель — читатель для Твардовского вопрос не праздный. Затрудняюсь назвать другого писателя, который бы так и столько думал об.

Жанр литературного портрета — Горький. Краткое изложение текста Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над.

Тема сочинения: Значение творчества Гоголя для русской литературы Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений — все это определило.

На тему «Басни в мировой литературе» Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня — это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого.

Исторические романы и их значение в русской литературе Общественная значимость и актуальность нравственно-философского урока, извлекаемого автором из событий трехсотлетней давности, становится все более очевидной на исходе XX столетия.

Ссылка на основную публикацию
×
×