Образы герои конфликт в произведении «Песня о Соколе»: сочинение

Образы герои конфликт в произведении «Песня о Соколе»

«Песня…» построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанской бездуховности, подвига и размеренно-тусклого, приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою шкуру. Понять роль обрамления учителю помогут следующие слова А. В. Луначарского: «Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звезды и вся несказанная палитра небесного свода с изменчивым волшебством облаков. Сколько у Горького моря, сколько у него гор, лесов, степей, сколько у него маленьких садиков, закоулков природы! Какие необыкновенные слова придумывает он для нее. Он работает не только как живописец. Он работает над природой, как поэт.

Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень. А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя».

Действие происходит в сыром ущелье, но за пределами ущелья идет большая, яркая и красочная жизнь, и все, что мы видим и что происходит в ущелье – его обстановка, столкновение Ужа и Сокола,- соотнесено с картиной огромного, безбрежно огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима. Все в этой картине живет, движется, все как бы охвачено борьбою, стремлением к свободе: «бились волны внизу о камень», «по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…», «он резал гору и падал в море, сердито воя…» На фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в «Песне…» Сокол, сраженный в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувство гнева, жажду борьбы: «С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…

* – Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. Я видел небо…В контексте его речи слова жизнь, счастье, небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве и возвышенности его стремлений. Для Ужа теплое и сырое ущелье – обетованная земля. Сокол задыхается в мрачной и теплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он в первое мгновение не замечает, куда его бросила судьба. Но стоит Ужу провозгласить свое: «Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!», как «Сокол смелый вдруг встрепенулся и по ущелью повел очами». Вот теперь возникает картина ущелья, с которой, если придерживаться естественного развития быте грустным, будто лес может шептать задумчиво, как будто море может смеяться! Они все-так

Жизнь в такой обстановке, точнее и шире – жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование, для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе он мечтает о «счастье битвы». Глубокий разбор содержащейся в «Песне…» антитезы убеждает их в том, что подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни, в борьбе с врагами до последней капли крови («Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью. О, счастье битвы. »). И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.

Во второй главе песни Рагима выясняется широкий смысл противопоставления Сокола и Ужа. Есть в мир «правда» обывательского, эгоистического существования, самодовольства и довольства всем окружающим, «правда» сытых и равнодушных. С их точки зрения, те, кто стремится к борьбе и свободе, непригодны «для дела жизни», «живут обманом»: «Смешные птицы. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». И есть другая, подлинная правда – презрение к смерти, безграничность и дерзновенность стремлений, мужество и смелость борцов. «Безумство желаний», осуждаемое и осмеиваемое ужами, на самом деле – это «безумство храбрых», а «безумство храбрых – вот мудрость жизни!».

Именно сокол олицетворяет в народной поэзии воинственную доблесть и качества богатыря, витязя, человека вольной жизни. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию. Мотив широкого и вольного мира, прозвучавший в начале песни Рагима, теперь разрастается в мощную симфонию, смерть Сокола – призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

И если даже такие, как Сокол, пока (речь идет о времени написания «Песни…») одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» (Горький здесь снова обыгрывает два значения слова безумный: 1) безрассудный – таков, с точки зрения Ужа, подвиг Сокола – и 2) очень сильный, напряженный.)

Сочинение Анализ произведения Песня о соколе Горького

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол. Так же автор представляет и противоположный этой сильной птице образ, описывая всю сущность этих сторон.

В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.

Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.

В рассказе использовано много литературных приёмов – сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.

В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей – это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.

Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.

У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.

Анализ 8 класс

Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.

Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.

Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.

В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.

Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.

Читайте также:  Образ героического человека в рассказе М. Горького Старуха Изергиль: сочинение

В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.

Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня о соколе

Популярные сегодня темы

Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.

Сочинения по произведениям Есенина

Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались

История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения

Роман Льва Николаевича Толстого невероятно содержателен и затрагивает много тем. Здесь раскрыто множество тем, связанных с войной, долгом и честью русского солдата и офицера. Однако, война приобрела статус народной

Образы герои конфликт в произведении “Песня о Соколе”

“Песня.” построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанской бездуховности, подвига и размеренно-тусклого, приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою шкуру. Понять роль обрамления учителю помогут следующие слова А. В. Луначарского: “Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что

Первые произведения Горького “Старуха Изергиль” Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание романтическим пафосом, изображением гордых и смелых людей, жизнеутверждающим гуманизмом. Почти.

Открыть человеку глубины его души по пьесе М. Горького “На дне” Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть раскрытие этой тайны. Особенно это.

Бродячий философ Лука (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Это было тяжелое время для России. С одной стороны, быстрый рост капиталистического сектора в.

Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького “На дне”) Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его.

Образ Павла Власова в романе А. М. Горького “Мать” Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно – романтических А. М.Горький воспевает людей, “которые не умеют жалеть себя”, которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с.

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЧИТАННАЯ КНИГА (Трилогия Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”) Среди прочитанных мною за последнее время книг я как наиболее яркую отметил бы трилогию М. Горького “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Меня глубоко взволновала история детства Алеши Пешкова, мальчика.

Егор Булычов и другие В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя. классово-революционных эмоций.”. Театр наших Дней, писал он.

Сочинение по произведению М. Горького “Старуха Изергиль” Произведение М. Горького “Старуха Изергиль состоит из трех частей”: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль. Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю.

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне” (5) Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле.

Судьбы героев пьесы “На дне” Горького В пьесе ” На дне” Горький Показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные Ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы -содержатель ночлежки – Имеет имя, отчество и.

Герои ранней романтической прозы М. Горького Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: “Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы”. Репину же он утверждал.

Три правды в пьесе М. Горького “На дне” В пьесе “На дне” М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый.

Фома Гордеев Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир “хозяев жизни”, наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы.

Роман “Жизнь Клима Самгина” Тема исторической закономер­ности, неизбежности Великой Октябрьской социалистической революции развита Горьким и в романе “Жизнь Клима Самгина”. Роман был задуман после 1905 года. Приступил к нему Горький в 1925 году, сразу.

Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”. На дне Горький В основе произведения лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением. Социальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма, гуманизма пассивного сострадания и гуманизма.

Легенда о Ларре по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль” М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы.

Тема нравственного выбора человека в произведениях М. Горького В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с.

Образ Луки в пьесе М. Горького “На дне” Лука – самый сложный образ в пьесе М. Горького “На дне”. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: “Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того.

СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Пьеса “На дне” была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в начале XX века, поэтому в ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности.

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького “Мать”) М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что.

Сейчас вы читаете: Образы герои конфликт в произведении “Песня о Соколе”

Образ Ужа и Сокола в «Песне о Соколе»

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

«Песня о Соколе» – это мудрая притча о смысле жизни. Главные герои произведения представляют собой два противоположных образа жизни, два мировоззрения. Это образы – символы. Сокол овеян ореолом вдохновения, полета, красоты, мечты. Образ Ужа создан по контрасту. Ему не ведомо чувство радости от бескрайнего неба.

При характеристике этого образа автор использует яркие определения: «проворный», «свернувшийся в узел». Средством характеристики этого героя служит описание ущелья, в котором он проводит свою жизнь. Оно выглядит темным, сырым, душным. Там пахнет гнилью. А вокруг ущелья огромный яркий мир, о котором Уж даже не подозревает. Свет солнца не проникает ни в его жилище, ни в его душу. Подобное существование бесцветно, уныло и жалко.

Уж словно живет в маленьком, замкнутом мирке. Его пугает грозный шум моря, высокие горы, стремительные движения потока. Его бесцельное существование озарило появление Сокола. Он смутил душу спокойного Ужа своими страстными словами. Порывы гордой птицы никогда не были ведомы трусливому Ужу. Он всегда заботился о своих насущных потребностях и никогда не заглядывал в будущее. Оно лежит за гранью его сознания и устремления. Видя, что птица обречена, он сладко «шипит ей в очи».

В коротком диалоге с Соколом раскрывается вся сущность Ужа. В то время как Сокол готов отдать жизнь за свои идеалы, не может мириться с несправедливостью, Уж в своем душном ущелье занят только собой, своими потребностями. Его не волнуют судьбы мира, он не способен на жертвы во имя других. Именно Уж подталкивает Сокола к решению броситься с горного обрыва.

Если Сокол говорит пылко, взволновано, то Уж спокоен и рассудителен. Это хладнокровное, пресмыкающееся существо. Уж очень изворотлив, лукав. Но как бы не был проворен его ум, он никак не может понять позицию Сокола. За что сражается эта птица? Откуда в ней эта сильная жажда правды и света? Может, она ведает то, чего не знает Уж?

Соколу искренне жаль своего собеседника. Он видел небо, он славно бился и знал счастье. Сокол называет Ужа беднягой. Между тем, Уж отстаивает свою правоту. Он считает небо пустым местом. Ему тепло и удобно в своем темном ущелье. Уж усмехается словам Сокола, называет их бреднями. Наш герой считает себя «мудрым», познавшим жизнь. Но рвение Сокола к небу поколебало его уверенность в своей правоте. Уж видел, что Сокол обрел счастье, погибнув в родной стихии бездомного неба. Уж хотел испытать то же самое. Он долго думал о смерти птицы и смотрел в даль, «что вечно ласкает очи мечтой о счастье».

Читайте также:  Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»: сочинение

Он бросился с ущелья, но не разбился, а усмехнулся. Ему показалось, что он понял прелесть полетов. Уж пришел к выводу, что вся суть полета – в падении. Он ничего не нашел в небе. Оно ему показалось пустым и бессмысленным, всего лишь иллюзией. Уж считал себя обманутым в своих надеждах. Итог рассуждений Ужа – безумство Сокола. Гордостью и укорами Сокол прикрывал свою «негодность для дела жизни». Как тут поспорить с Ужом? Действительно, Сокол далек от земли, не приспособлен к практическому делу. Весь смысл его жизни – в борьбе за свет и истину. Только в битве он находит упоение. Жизнь его коротка и стремительна, но она освещена духом свободы. Его жертва не напрасна. Сокол своим подвигом во имя других воскрешает веру в славных героев, бескорыстность и мужество. Образы Ужа и Сокола раскрываются в сопоставлении друг с другом. Прием антитезы позволяет ярче раскрыть их качества. Это предельно обобщенные образы.

В то время, когда М.Горький писал своё произведение, общественная атмосфера была неспокойной. Его основы были подорваны. Наступил кризис. Свою деятельность вели революционеры различных течений. Молодой Горький сочувствовал им. Он верил, что одинокие храбрые люди могут осветить жизнь остальных, показать им всю несправедливость и жестокость окружающего мира. В то время распространенной была теория активной личности и пассивной толпы.

Долгие годы образы Сокола и Ужа трактовались односторонне, с политической точки зрения. Но время показало, что автор вложил в свое произведение не только социальные, но и вечные проблемы. Поэтому актуальность «Песни о Соколе» не утратилась и по сей день. Каждый из героев избрал свою жизненную позицию. Их конфликт неразрешим. Они никогда не придут к примирению.

Правило «золотой середины» не свойственно традициям романтического произведения. «Всё или ничего» – таков девиз Сокола. Этот герой – максималист с высокими душевными порывами. Он рискует, рвется в неизвестное. Уж считает его безумным, потому что Сокол – существо иной природы. У каждого из них своя правда. Каждый видит мир с определенной стороны. Уж пробовал провести над собой эксперимент, пожить в небе, но его стихия – земля. Соколу же нестерпимо жить в темной пещере. Его образ окрашен трагическими нотами: «разбитая грудь», «кровь на перьях». Но духовно он не сломлен. Своей страстью, огнем он заражает Ужа. Но пробуждение этого героя было недолгим.

Это неудивительно. Сам автор подводит итог его жизни: «Рожденный ползать – летать не может. ». Он утверждает, что у каждого героя своя стихия. Горький не отрицает стихии земли, в которой живет Уж. Но с какой иронией и сожалением он описывает его скудную жизнь. В этой связи хочется вспомнить другую легенду, которую рассказал Пугачев Гриневу в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Однажды встретились Ворон и Сокол. Ворон клевал труп палой лошади. Он спросил Сокола, отчего тот живет три года. А сам Ворон – триста лет. Вся разница заключается лишь в том, что Ворон питается мертвечиной. Сокол же выбирает жить лишь три года, но питаться живой кровью.

В этом случае авторское отношение к проблеме неоднозначно. А.С. Пушкин всегда был против крови, битвы. Он считал, что лучший способ изменения действительности – «улучшение нравов». Горькому, напротив, было важно подчеркнуть лучшие свойства гордого Сокола, который нашел смысл своей жизни в битве. Позиция Ужа показана с невыгодной стороны, хотя она тоже имеет право на жизнь. Но Соколу поет славу сама природа. М.Горький доказывает, что в битве есть подлинная радость, смысл жизни, бессмертие. Но вместе с тем здесь видна обреченность, неизбежность трагического исхода. Именно в «безумстве храбрых» М.Горький видел «мудрость жизни». Капли крови Сокола осветят жизнь многих людей. Его жизнь не прошла даром. Он совершил подвиг во имя всеобщего счастья. Сам автор воспевает его мужество, храбрость. Природа вторит Соколу гармоничными звуками музыки.

Трактовка образов Ужа и Сокола неоднозначна. У каждого из них есть сильные и слабые стороны. Уж легко меняет убеждения, умеет приспосабливаться, для него нет принципов, идеалов. Ко всему он подходит со своей меркой. На великое он не способен. Жизнь этого героя будет долгой, но бесцветной. Сокола переполняют высокие страсти и волнения. Он не может смириться с поражением. В своих действиях он руководствуется не личной выгодой, а вечными принципами. Но отстоять их он может только в кровопролитной битве, ценой чужой крови. Но лучшие качества Сокола – свободолюбие, жажда жизни, страстность, искренность, независимость – всегда будут символами яркой, выдающейся личности.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Песня о Соколе / Образ Ужа и Сокола в «Песне о Соколе»

Смотрите также по произведению “Песня о Соколе”:

Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс

В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.

Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа. Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.

Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие. Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.

Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.

Два героя песни, уж и сокол, – это олицетворение людей двух складов характеров. Одни из них привыкли жить своей обычной повседневной жизнью. Они спокойны, ведь все течет ровно и гладко. Это состояние застоя подчеркивает автор и тогда, когда изображает размышляющего ужа лежащим на камне. Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.

Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других. Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.

Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз. Последние свои минуты, и те проводит он в полете.

В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.

А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.

Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования. А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.

Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать. Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.

Анализ рассказа Песня о соколе

«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.

Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.

Читайте также:  Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.

Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.

Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.

Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.

Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.

Анализ поэмы Горького Песня о соколе

Несколько интересных сочинений

Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века.

Цінності людини у всі часи відрізнялись. В кожний час, у різних народів та цивілізацій були якісь свої, особливі цінності. Але це стосувалось суспільства, тобто цінностей, які визнавали більшість людей. Завжди бували люди

Эта сказка о торжестве справедливости в жизни и о непременном наказании зла. Одним из главных положительных героев произведения является князь Гвидон – сын царя Салтана

Повествование ведётся от лица главного героя романа – Д-503. Точнее, мы как бы читаем дневник Д-503, который записывает, что с ним происходило в определённый момент времени

Я довольно разносторонняя личность, мне нравится читать книги, заниматься музыкой, учить иностранные языки, но больше всего я люблю рисовать. Рисование стало моим хобби с самого детства, мама часто вспоминает

Образы герои конфликт в произведении «Песня о Соколе»

«Песня…» построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанской бездуховности, подвига и размеренно-тусклого, приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою шкуру. Понять роль обрамления учителю помогут следующие слова А. В. Луначарского: «Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звезды и вся несказанная палитра небесного свода с изменчивым волшебством облаков. Сколько у Горького моря, сколько у него гор, лесов, степей, сколько у него маленьких садиков, закоулков природы! Какие необыкновенные слова придумывает он для нее. Он работает не только как живописец. Он работает над природой, как поэт.

Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень. А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя».

Действие происходит в сыром ущелье, но за пределами ущелья идет большая, яркая и красочная жизнь, и все, что мы видим и что происходит в ущелье – его обстановка, столкновение Ужа и Сокола,- соотнесено с картиной огромного, безбрежно огромного мира, которую Горький мощными, резкими штрихами набрасывает в начале песни Рагима. Все в этой картине живет, движется, все как бы охвачено борьбою, стремлением к свободе: «бились волны внизу о камень», «по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…», «он резал гору и падал в море, сердито воя…» На фоне безмерно свободного неба, на фоне гремящего моря является в «Песне…» Сокол, сраженный в бою. Не отчаяние, не упадок воли испытывает он, а чувство гнева, жажду борьбы: «С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…

* – Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. Я видел небо…В контексте его речи слова жизнь, счастье, небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве и возвышенности его стремлений. Для Ужа теплое и сырое ущелье – обетованная земля. Сокол задыхается в мрачной и теплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он в первое мгновение не замечает, куда его бросила судьба. Но стоит Ужу провозгласить свое: «Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!», как «Сокол смелый вдруг встрепенулся и по ущелью повел очами». Вот теперь возникает картина ущелья, с которой, если придерживаться естественного развития быте грустным, будто лес может шептать задумчиво, как будто море может смеяться! Они все-таки могут все это; только когда – человек сделается совершенным сухарем (а он им никогда не сделается), перестанет он видеть в явлениях природы в великолепно утонченном и увеличенном виде игру своих собственных чувств. И Горький с огромным мастерством пользуется тончайшим средством человеческих настроений и явлений природы, их иногда едва уловимым ассонансом или контрастом, чтобы создавать своим человеческим драмам величественный и изысканный аккомпанемент оркестра окружающей нас природной среды.

Жизнь в такой обстановке, точнее и шире – жизнь без борьбы, эгоистическое, бесцветное существование, для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе он мечтает о «счастье битвы». Глубокий разбор содержащейся в «Песне…» антитезы убеждает их в том, что подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни, в борьбе с врагами до последней капли крови («Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью. О, счастье битвы. »). И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.

Во второй главе песни Рагима выясняется широкий смысл противопоставления Сокола и Ужа. Есть в мир «правда» обывательского, эгоистического существования, самодовольства и довольства всем окружающим, «правда» сытых и равнодушных. С их точки зрения, те, кто стремится к борьбе и свободе, непригодны «для дела жизни», «живут обманом»: «Смешные птицы. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». И есть другая, подлинная правда – презрение к смерти, безграничность и дерзновенность стремлений, мужество и смелость борцов. «Безумство желаний», осуждаемое и осмеиваемое ужами, на самом деле – это «безумство храбрых», а «безумство храбрых – вот мудрость жизни!».

Именно сокол олицетворяет в народной поэзии воинственную доблесть и качества богатыря, витязя, человека вольной жизни. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою волю и энергию. Мотив широкого и вольного мира, прозвучавший в начале песни Рагима, теперь разрастается в мощную симфонию, смерть Сокола – призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

И если даже такие, как Сокол, пока (речь идет о времени написания «Песни…») одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» (Горький здесь снова обыгрывает два значения слова безумный: 1) безрассудный – таков, с точки зрения Ужа, подвиг Сокола – и 2) очень сильный, напряженный.)

Ссылка на основную публикацию
×
×