Образ героического человека в рассказе М. Горького Старуха Изергиль: сочинение

Cочинение «Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”»

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко.

В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит, их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и ринести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. “Идем! – крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные. И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека – гуманиста и личность большой духовной красоты.

Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры – образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги. а владеет он животными, женщинами, землей. и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.

Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”.

В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, – легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. «Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их. » Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной – эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. «Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла». Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: «. он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него». В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие – основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали «. корявые, длинные руки. в густую сеть, пытаясь остановить. » их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. «Что сделаю я для людей?!» – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце. ». Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. «. Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак. А потом упал и – умер». Но те, увы, оказались неблагодарными. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. »

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни – служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении «. можно было ждать, что сухая. кожа разорвется вся, развалится кусками. ».

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, – реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. «Я была счастлива. никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи. »

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце – это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Итак, действительно, «Старуха Изергиль» оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

Характеристика и образ Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинение

Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

Героиня описывается в рассказе как поседевшая, худая старуха, имеющая сухую потрескавшуюся кожу, запавшие щеки, бесцветные постоянно слезящиеся глаза, выделяющиеся на морщинистом лице с крючкообразным носом. Старуха характеризуется специфическим неприятным скрипящим голосом, который, несмотря на это, при беседах с Изергиль обладает завораживающим оттенком.

Пройдя долгий жизненный путь, старуха имеет в своем багаже немало различных историй, преданий и сказаний, которые с удовольствием рассказывает молодежи, любящей посидеть с интересной бабулей при лунном свете.

Изергиль вспоминает свою молодость и делится с юными людьми пережитыми ею чувствами о своей первой любви к молодому рыбаку, молдаванину, а затем и к красавцу румыну, с которыми провела незабываемые счастливые часы, но ни с тем, ни с другим семейная жизнь у нее не сложилась, поскольку Изергиль, будучи девушкой, постоянно влюблялась.

В жизни старухи вспыхивает чувство к богатому, немолодому турку, в гареме которого она обитает несколько дней и обретает там новую любовь к шестнадцатилетнему сыну хозяина, хотя ей самой на тот момент исполняется тридцать лет. С юношей Изергиль совершает побег из гарема, который заканчивается смертью возлюбленного.

Не особенно горюя по погибшему юноше, Изергиль вступает в новые отношения с женатым болгарином, супруга которого наносит обидчице ножевую рану, заживавшую длительное время, но даже физическая боль не способна изменить ветреную Изергиль и она снова влюбляется в молодого монаха, являющегося братом монахини, которая лечит ее рану.

Настоящую любовь Изергиль встречает, будучи женщиной средних лет, в лице очаровательного поляка, который, позабавившись с Изергиль, бросает ее. Страдающая женщина осознает, что ощущали ее бывшие возлюбленные, которых она покидала, потеряв к ним интерес. Несмотря на перенесенное унижение, Изергиль помогает поляку освободиться из плена, и после этого выходит замуж, желая остепенится.

Раскрывая образ старухи Изергиль, писатель на примере ее жизни показывает желание женщины ежечасно ощущать силу любви и возможность быть счастливой.

Читайте также:  Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

Вариант 2

Старуха Изергиль является одним из главных действующих лиц известного рассказа Горького. Это пожилая женщина, которая прожила сложную, тяжелую жизнь, но довольно интересную жизнь.

Внешне Изергиль предстает перед читателем худой старухой с потрескавшейся кожей и впалыми щеками, с крючковатым острым носом. Несмотря на то, что у старухи неприятный скрипящий голос, он завораживает слушателя во время продолжительных бесед.

Старуха Изергиль прошла достаточно долгий и трудный жизненный путь. Она многое повидала, знает много интересных и увлекательных историй и сказаний, тайн. Молодежь с удовольствием слушает эти рассказы, сидя при луне рядом со старухой.

Самые яркие воспоминания у Изергиль – это период ее молодости. Она вспоминает свою первую влюбленность в простого рыбака. Потом она влюбилась в красавца-румына. Она рассказывала, как приятно проводила с ними время и была в эти минуты очень счастлива. Но ни с тем, ни с другим у нее не сложилась жизнь. А все потому, что старуха была слишком любвеобильной, ей постоянно кто-то нравился.

Однажды она влюбляется в богатого, но немолодого турка и попадает к нему в гарем. Там, она влюбляется в его молодого сына и сбегает с ним. Но побег оказался неудачным, и заканчивается несчастьем – молодой возлюбленный старухи погибает.

Погоревав некоторое время, старуха вновь влюбляется. На этот раз ее избранником становится женатый мужчина. Его супруга, решив отомстить Изергиль, наносит ей ножевое ранение, которое слишком долго заживает. Ее рану лечит монахиня, у которой есть брат, монах. Именно монах становится очередным любимым старухи.

Но в жизни Изергиль была и настоящая любовь в лице красавца поляка. Если раньше мужчины сами завоевывали ее расположение, то теперь старухе пришлось добиваться своего возлюбленного. Но, мужчина, напротив, рассматривал отношения с Изергиль, не больше, чем интрижку. Поиграв с ней в любовь, поляк бросает женщину. Именно в этот момент старуха осознала, как чувствовали себя на ее месте мужчины, которых она когда-то с легкостью бросала.

Но, несмотря на предательство и унижение, которое принес ей поляк, она помогает ему выбраться из плена и спастись бегством. После этого, Изергиль решает остепениться и выходит замуж.

Старуха Изергиль прожила со своим мужем много лет, а когда он умер, она осталась доживать свой век в одиночестве. Чтобы как то скрасить свою старость, Изергиль общалась с молодыми девушками и парнями, рассказывая им увлекательные истории из своей жизни.

Сочинение Старуха Изергиль

Главной героиней рассказа Максима Горького “Старуха Изергиль” является старуха – образ очень любопытный и неоднозначный. Молодость её прошла на берегу Бырлада, где жила со своей матерью. Их главным занятием было ткачество ковров.

Героиня была очень жизнерадостной и энергичной, а ко всему этому ещё и очень красивой, потому привлекала к себе мужчин. К сожалению она быстро влюбляла в себя мужчин и так же быстро их бросала, когда становилось скучно. Мужчины же, наоборот, тяжело переносили разлуку с девушкой. Они приносили ей дорогие подарки. Она была поводом похвастаться перед друзьями. Девушке это нравилось и ей казалось, что она – королева. Хотя случалось, что возлюбленный поднимал руку, за что получал незамедлительную ответную реакцию со стороны девушки. По неизвестной причине она будто становилась черной меткой для мужчин. Не выдержав разлуки с ней, они погибали или с ними случалось несчастье.

Не обходила стороной она и чужих мужей, но однажды получила ранение от одной из жен. После этого девушку долго лечили в монастыре, где она нашла нового мужчину. Он был молод и влюблен без памяти, что умер, не перенеся разлуки. Тех, кто оставался в живых, девушка больше не видела и старалась не встречаться.

Лучшими навыками женщины были ткачество ковров и любовь к мужчинам. Чтобы заработать на поездку в Бырлад, она даже пошла торговать собой. Женщина притягивала мужчин, казалось, они сходят с ума. Мужчины были готовы пожертвовать всем, чтобы быть с ней.

Нагулявшись, она осталась в Польше, где влюбилась. Ей пришлось самой добиваться мужчину. Он был избалован женщинами. Красота Изергиль стала угасать, и он оставил её. Впервые её бросили, но женщина не сдавалась и пыталась добиться его. Когда мужчина оказался в плену, она пришла за ним и помогла ему сбежать, убив при этом охранника. Но не перестал возлюбленный смеяться над ней. Изергиль пришлось прогнать мужчину самой.

Этот случай дал понять Изергиль, что нужно остановиться и пытаться завести семью. Время её красоты и молодости прошло. Вскоре она вышла замуж и прожила с ним до старости. Смерть мужа оставила её одинокой. Изергиль стала тянуться к молодым. Девушкам и юношам нравилось слушать её рассказы.

Так время не пощадило красоту героини и из прекрасной девушки, она превратилась в дряхлую старуху.

Вариант 4

Горький написал огромное количество разных произведений, но среди них имеется то, которое изучается в школе и называется оно «Старуха Изергиль». Как вы уже догадались, что главной героиней стала именно старуха. Если вспомнить ее жизнь, то она была тяжелой и очень трудной. У женщины были впалые щеки, кожа от времени вся потрескалась, глаза обрели бесцветную форму и из них постоянно текут слезы, морщинки имеются по всему телу, голос стал скрипучим и противным. Но если кто-то начинает с ней разговаривать, то слушает ее внимательно и не решается перебивать, ведь рассказывает она очень интересно и интригующе.

Она прошла очень дальнюю дорогу под названием жизнь и на пути ей встретились разные ситуации, с которыми она справилась и весь багаж знаний донесла до конца. Кроме этого она знает огромное количество сказаний, предсказаний, а также и историй, которыми может поделиться с любым человеком и совсем неважно, сколько ему лет.

Сначала она начинает рассказывать про свою молодость, какой она была красавицей и как за ней бегали мужчины и делали все для того чтобы покорить ее сердце. Но удалось сделать не многим, а если быть точным, то только одному человеку. Больше всего ей понравился один рыбак, в которого она сразу же влюбилась, и эти чувства оказались взаимными. Вот только эти чувства оказались фальшивыми, и спустя некоторое время она это поняла, и они расстались. Второй ее любовью стал румын. Уж очень он был красивым и упорно добивался ее руки. Но и с ним у нее жизнь не сложилась.

Следующей любовью был турок, который забрал ее в гарем. И там она нашла свою следующую любовь, и им оказался молодой парень, которому недавно исполнилось шестнадцать лет. А вот Изергиль на это время уже было под тридцать лет. Именно он помогает ей убежать из гарема, но немного погодя его нашли и убили. Вот только очень сильно переживать она по нему не стала, а все, потому что уже находилась в отношениях с одним очень богатым, да к тому же еще и женатым мужчиной. Когда об этом узнала жена, то не захотела отдавать мужа и решила покончить с разлучницей. Она пришла к Изергиль и кинулась на нее с ножом. Женщина не успела отвернуться и поэтому получила несколько ножевых ранений. Эти ранения она запомнила на всю жизнь и помнила, как они долго заживали. Но и это не поменяло женщину, и она пошла по миру, искать дальше свою любовь.

Она влюбилась в монаха, сестра которого и помогла нашей главной героини излечиться от ранений.

Немного погодя она встретила поляка, в которого влюбилась сама. И как только женщина ему надоела, то сразу же кидает ее и уезжает в другой город, только теперь она поняла, что чувствовали те мужчины, которых она бросила.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Старухи Изергиль

Популярные сегодня темы

Шукшин написал огромное количество разных произведений и каждое из них достойно внимания. В этой статье будет рассказано об одном произведении «Гринька Малюгин».

Каждому человеку доводилось слышать такую фразу, как братья наши меньшие. Но кто они? Догадаться, конечно, не сложно – это любимые всеми животные. Видимо это выражение стало популярным в те годы

На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.

Легенда о Данко – составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть

Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества

Сочинение по Рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ «Старуха Изергиль»

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.

В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.

Читайте также:  Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.

Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.

Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной жен­щины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «гла­за его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она каза­лась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.

За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добро­вольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бес­смертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех лю­дей мира».

Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.

Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чисто­го воздуха, промытого дождем».

Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он вы­полнил свое заветное желание — спас людей ценой собствен­ной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно ме­жду этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.

Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть ме­сто подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.

Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в нача­ле, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.

В одном произведении писатель сопрягает реалистиче­скую и романтическую манеры повествования. Рассказ акку­мулирует горьковские представления о скоротечности челове­ческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

Доклад на тему: Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о сво­ей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Цен­тральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произ­ведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писа­тель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Данко — герой третьей части рассказа М. Горького «Ста­руха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца». Кратко перескажу легенду о Дан­ко, ставшую основой сюжета трьковского рассказа: «Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные пле­мена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперед вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появил­ся Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повел их вперед. Однажды гроза грянула над лесом, стало на­столько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захо­тели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассы­павшись в искры, угасло. С тех пор в степи перед грозой видны голубые искры от сердца Данко». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «даю­щий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сде­лаю я для людей!?» Данко — настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели — помощи своему наро­ду — он способен на подвиг. Образ Данко воплощает в себе вы­сокий идеал — гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.

Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» — сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на зем­ле и, кроме себя, не видит ничего»). Гордость, по мнению ав­тора, — чудеснейшая черта характера. Она делает раба сво­бодным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «об­щепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последстви­ям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким — абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя).

Отличительная черта данного рассказа — резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа по- вествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о сво­ем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключи­тельные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изер­гиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, — под­линные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь глав­ное — цель. Цель, которая оправдывала бы существование че­ловека, потому что «цена человека — дело его».

Вопросы по докладу:

1) Кто является главными героями рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

2) Расскажите легенду о Данко, которая легла в основу сюжета горьковского рассказа.

3) Какими основными чертами обладал Данко?

4) Кому противопоставлен Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?

5) В чем особенность жизненной позиции Ларра?

6) Какая личность, по мнению М. Горького, является по­истине героической?

Сочинение по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»

Легенда о Данко

Мы произносим это знаменательное слово – подвиг, и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово – подвижник, потому что без одного нет другого. Что такое подвиг? Каким должен быть человек, совершающий его? Над этими вопросами мы задумываемся, читая легенду о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Легенды известны с древности. Создавая их, люди стремились ярко, образно рассказать о героях и событиях, передать народную мудрость, мечты. Данко – это и есть тот подвижник, который храбро заглянул в глаза смерти не ради личной выгоды, он совершает самоотверженный поступок во имя людей.

Легенда о Данко – это заключительная часть рассказа М.Горького. Ей предшествует история Ларры и повествование о жизни самой старухи Изергиль.

Писатель словно бы подготавливает нас, читателей, к рождению легенды о Данко с помощью романтического пейзажа, который придаёт повествованию особую таинственность, загадочность: «На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки».

Читайте также:  Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

Начало легенды похоже на сказочный зачин: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой — была степь». В повествование вкрадываются мотивы тревоги, страха.

Чтобы показать, в каком тяжелом положении оказались люди, М.Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены соплеменники пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры…»

Необычный романтический пейзаж автор рисует с помощью эпитетов, метафор, олицетворений. Ветер бьёт по вершинам деревьев, лес «глухо» гудит, шум леса сравнивается с «похоронной песней». На фоне мрачной, страшной картины возникает яркий образ Данко. Именно он будет спасителем, именно он поведёт людей из болот и мёртвого леса. Старуха Изергиль, рассказывая историю, так характеризует романтического героя: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелые».

Соплеменники верят Данко и идут за ним: они «увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но долго идти за ним люди не могут. Усталые и измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но он «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

Для спасения людей требовалось чудо, и герой это чудо совершил! Так наступает кульминационный момент в развитии действия. Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь людям. Сердце героя изображается М.Горьким с помощью разных средств выразительности. Особую эмоциональность придаёт градация («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»), повторы («пылало», «ярко», «солнце», «освещенный»). Своеобразный перифраз — «факел великой любви к людям» — символизирует жертвенную любовь к ближним, благородство и смелость героя.

Данко погибает. Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он спасает целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый способен на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.

Данко сдержал слово, он спас людей, но племя забыло о своём спасителе, люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

В рассказе автор подчёркивает и гордость другого героя – Ларры, противопоставляя этот образ образу Данко. Ларра, желая иметь всё, не хотел отдавать ничего, за что люди придумали ему страшное наказание – безграничную свободу. Ларра отрицает законы общества, его моральные устои. Он силён, но его сила не несёт добра людям, его неограниченная свобода делает его отверженным, изгнанником. Данко же смел, свободен, это о таких людях вслед за М.Горьким можно сказать: «Человек – это звучит гордо…». Данко бессмертен, его бессмертие – награда за подвиг во имя людей. В отличие от Ларры, похожего на могучего зверя, не встречавшегося с людьми «лицом к лицу», Данко безмерно любит людей, тех, кто «были как звери», «как волки».

Человеколюбие Данко противопоставлено и образу самой старухи Изергиль. Героиня эгоистична, равнодушна и жестока: она с лёгкостью забывает прежнюю любовь ради новой, оставляет некогда любимых ею людей, живёт только для себя и теперь обречена на одиночество. Несмотря на это, именно старуха Изергиль произносит ключевую фразу: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». И сам М.Горький верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев.

Образ Данко интересен нам, современным людям. Герои, жертвующие собой ради спасения людей, безусловно, заслуживают уважения. Подвиг Данко напоминает подвиг мифического Прометея, который похитил огонь для людей и сам же понёс за это страшное наказание.

Каким должен быть настоящий человек? Всегда ли окружающие нас люди достойны помощи, поддержки? Нуждаются ли они в благородных, мужественных спасителях? Над этими и другими вопросами о сути Человека, о его предназначении в этом мире заставляет задуматься прочитанная мною легенда о Данко и в целом весь рассказ.

Сочинение на тему «Данко и старуха Изергиль» по рассказу А.М. Горького

Перед вами сочинение по рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль», написанному в 1894 годе. Тема сочинения – «Данко и старуха Изергиль». Сочинение подходит для учеников 7 – 11 классов.

Данко и старуха Изергиль

Разоблачение буржуазной морали и индивидуализма, как основной ее черты, является характерным для творчества Горького в конце 90-х годов. В его произведениях этого времени воспевается героический, подвиг во имя свободы и счастья, люди с «солнцем в крови«, сильные, гордые, красивые.

Рассказ «Старуха Изергиль«, написанный в 1894 году, является одним из таких произведений М. Горького. Рассказ состоит из трех самостоятельных эпизодов. Первый — легенда о Ларре, человеке гордом и независимом; второй — рассказ Изергиль о своей молодости; третий — легенда о Данко.

Ларра полагал, что счастье в гордом одиночестве, но его холодный ум без доброго молодого сердца не дает ему силы и счастья. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для этого. Только лишь кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. И величайшее благо — жизнь становится для него безысходной мукой. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Во втором эпизоде рассказа Изергиль повествует о собственной, по-своему значительной и красочной жизни. Она знала и любовь, и подвиги, не раз жертвовала собой ради достойного, с готовностью помогала хорошим людям. Ее рассказ — это не перечень любовных похождений, это жизненный поиск счастья и свободы трепетной души. Встречая свободолюбивых мужественных людей на своем пути, Изергиль стремилась оставить след в сердцах и воспоминаниях тех, кому дарила свою любовь. Не зная цели в жизни, живя для себя, она ищет свой способ оставить след па земле. И пусть о ней не сложена легенда, но ее мудрый жизненный вывод будит в ней высокие стремления. Она говорит:

«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят«. Это очень важно и для автора. Яркие, сильные люди всегда были привле­кательны для него. Для Горького сила — в стремлении вперед «к свободе, к свету«. Лишь горячее сердце, любовь к людям, сильная воля и готовность пожертвовать собой ради других помогут пройти этот путь. Сложен он и доступен только истинным героям.

Таким героем является Данко. Данко ведет свой народ на волю рабской жизни. На их пути необычайные трудности, непреодолимые препятствия. Изможденных и потерявших надежду людей спасает «молодой красавец» Данко. Он любит людей. В образ Данко Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдаст служению народу. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени, вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха«.

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер».

Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, сохранилась огненная память о нем; перед грозой в степи вспыхивали голубые искры растоптанного сердца героя.

Идею беззаветной любви к людям, героического самопо­жертвования во имя счастья людей утверждает Горький в легенде о Данко. Яркий подвиг Данко и «мятежная жизнь» Изергиль — это разные проявления человеческой любви к людям. Конечно, жизнь Изергиль с ее исканиями, мучениями, иногда с эгоистическими мотивами не похожа на подвиг смелого Данко. Но эти два образа объединяет горячее стремление к свободе, любовь к людям, желание сделать что-то значительное для них, оставить о себе память и след на земле. Данко, жертвующий собой ради других, конечно, сильнее Изергиль. Он герой. Он воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека.

Ранние революционно-романтические произведения М. Горь­кого, к которым относится и рассказ «Старуха Изергиль«, имели большое значение в эпоху недовольства и ожидания решительных перемен в обществе. Герои этих произведений — люди «с солнцем в крови«, сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни: возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее«.

Надеюсь, вам понравилось сочинение «Данко и старуха Изергиль»

Ссылка на основную публикацию
×
×