Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне (Горький Максим)
Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки — наиболее значительной личности среди героев пьесы.
Образ Луки — это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников. Лука — носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.
Странников на Руси всегда было предостаточно. При анализе пьесы на дне характер Луки — странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Лука — неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».
В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».
Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел. », «ни одна блоха — не плоха» и пр.). Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству.
В сочинении на тему образ Луки — это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.
В то же время образ Луки — и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука — мужичонка, странник, , святая душа, балагур — вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист — живой».
Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки — «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше. упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят — как лучше. ») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.
По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения — это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), — этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.
Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука — вот парадокс его деятельности! — в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы — это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.
В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1
Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел — под воздействием Луки — произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я — не каюсь. в совесть я не верю. Но — я одно чувствую: надо жить. иначе! Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. »
Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» — Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.
Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он — каков ни есть—а всегда своей цены стоит», «Человек — все может. лишь бы захотел. », «Уважьте человеку. »). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек—это звучит гордо.
По характеру Сатин — не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах. Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный. Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах .(«Понять хочется дела-то человеческие. »), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.
Пьеса Горького дает нам необычайно яркое представление не только о классовых антагонизмах и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которым были охвачены даже самые отсталые, выбитые из колеи, неприкаянные слои народа. Она дает представление о той искорке, в которой, если воспользоваться словами Лескова, было много и «ограниченной народной наивности», и «бесконечных стремлений живого духа», — об искорке, которая никогда не умирала в народе и все сильнее разгоралась по мере приближения первой русской революции, разгоралась даже среди обитателей «дна».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2652
Cочинение «Образ и характер Луки и Сатина»
Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки — наиболее значительной личности среди героев пьесы.
Образ Луки — это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников. Лука — носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.
Странников на Руси всегда было предостаточно. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) При анализе пьесы на дне характер Луки — странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя. Лука — неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».
В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».
Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мь на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел. », «ни одна блоха — не плоха» и пр.). Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству.
В сочинении на тему образ Луки — это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.
В то же время образ Луки — и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука — мужичонка, странник,, святая душа, балагур — вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист — живой».
Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки — «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше. упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят — как лучше. ») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.
По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения — это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), — этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.
Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука — вот парадокс его деятельности! — в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы — это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить2. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.
В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1
Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел — под воздействием Луки — произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я — не каюсь. в совесть я не верю. Но — я одно чувствую: надо жить. иначе! Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. »
Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» — Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.
Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он — каков ни есть—а всегда своей цены стоит», «Человек — все может. лишь бы захотел. », «Уважьте человеку. »). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек—это звучит гордо.
По характеру Сатин — не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах.
Сочинение на тему “Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького “На дне)”
“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.
Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.
Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.
Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне Горького
Пьеса Максима Горького «На дне» богата действующими лицами. Одним из наиболее ярких персонажей данного произведения является Сатин.
Хоть мужчина и не любит рассказывать о себе, из истории жизни Сатина мы всё же узнаём, что это был хороший человек, работящий, весёлый, образованный, много читавший, даже талантливый, имел представление о чести, высоко ценил семью. Заступившись за честь своей сестры, Сатин по случайности убил человека, после чего попал в тюрьму, где научился игре в карты и жульничеству, и дальше пустил свою жизнь по наклонной. Он стал пьяницей, бездомным, и попал в ночлежку вместе с остальными героями произведения.
По отношению к другим людям мужчина довольно прямолинеен. Он говорит остальным обитателям ночлежки в лицо правду, не всегда приятную. Сатин не любитель жалости, он считает её бессмысленной, даже унизительной. Он считает, что человек сам волен творить свою судьбу, отсюда и его отношение к жалости: человек сам в ответе за все свои действия, да и для чего жалеть человека, столь прекрасное, гордое существо? Сатин считает, что человека стоит уважать, он горд быть человеком. Мужчина считает, что быть человеком – значит быть свободным. По его мнению, человек должен заниматься тем, что ему нравится, что приносит ему удовольствие, в ином случае человек лишается своей свободы и становится рабом нелюбимого труда.
Сатин привык к осуждению со стороны окружающих, повесивших на него клеймо закоренелого преступника. Именно поэтому мужчина уже не стремится исправить свою жизнь, он считает себя потерянным для общества, безнадёжным, мёртвым человеком. Потому он считает, что человеку вроде него уже вовсе не нужно к чему-то стремиться, достаточно просто жить на земле до тех пор, пока жизнь не оборвётся.
В образе Сатина во многом воплощает свои идеи сам Горький. Главное отличие Сатина от прочих персонажей пьесы состоит в том, что он считает человека прекрасным, гордым, свободным существом, способным самостоятельно строить свою жизнь, вершить свою судьбу. Устами Сатина автор призывает человека к активным действиям. При этом образ жизни Сатина совершенно противоположен его словам, ведь обустраивать и улучшать свою жизнь он сознательно отказывается. И тем не менее, именно Сатина автор вводит в роли «проповедника» правды в своей пьесе, так как из всех персонажей только он обладает достаточным внутренним стержнем для этого.
2 вариант
Пьеса Максима Горького «На дне» является социально – драматическим произведением и описывает жизнь людей, потерявших всякую надежду на светлое будущее. Их жизнь – это грязь, алкоголь и отсутствие какого-либо желания что-то изменить в себе, стать на правильный путь и стремиться к лучшему существованию.
Одним из центральных героев пьесы является Константин Сатин. В молодости он служил телеграфистом, а отсидев положенный срок в тюрьме, попал в ночлежку. Его осудили за убийство, но Константин объяснял свой поступок защитой чести родной сестры. На период жизни в ночлежке Сатину около 40 лет, он веселый, жизнерадостный, рассудительный и начитанный мужчина. Он не любит рассказывать о себе и своей прошлой жизни, но при каждом разговоре вставляет в текст какие-нибудь остроумные слова.
Константин карточный мошенник и шулер, не любит работать и считает, что любой труд должен приносить удовольствие себе, а не окружающим. Несмотря на такую позицию, Сатин постоянно указывает своим друзьям по несчастливой жизни на их возможности и достоинства. С одной стороны Сатин любит свою жизнь, относится к ней с оптимизмом, с другой – он потерял всякую надежду на лучшее будущее. Его привычка полагаться только на себя и свои силы так и не сблизила с жителями ночлежки. Константин категорически не признает ложь в любых ее проявлениях, он считает, что каждый человек должен знать правду, какая бы она не была.
Это ярко отражается в конфликте между ним и праведником Лукой. Лука считает, что можно обмануть человека во благо. Сатин, наоборот, встречал много загубленных жизней из-за такой дезинформации. С тех пор он дал себе зарок искренне выражать свои мысли и только правду.
Но есть у Константина и противоположная сторона характера. Несмотря на всю дерзость и возможно резкие правдивые высказывания, Сатин постоянно поддерживает других. Он не любит сочувствовать, но говорит, что только человек может сам себя спасти. Сатин с презрением относиться к людям, которые думают только о еде. Сатин будет работать только тогда, когда работа будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Константин много пьет, алкоголь помогает забыть о действительности и опущенной жизни, он расслабляет мужчину, поднимает настроение и делает счастливым.
Образ и характеристика Сатина значительно отличается от других персонажей. Прошлое Константина, в отличие от других, было более перспективным и успешным. Только произошедший случай, когда его арестовали и посадили в тюрьму, подкосил мужчину, выбил из обычного ритма жизни. Именно с этого момента жизнь Сатина пошла по наклонной. На самом деле он умный человек, умеющий правильно рассуждать и анализировать, с собственной точкой зрения на многие вещи. Но люди не верят в него, считая мерзавцем, и это не дает ему никакого шанса на то, что жизнь может измениться к лучшему.
Характеристика 3
В пьесе “На дне” Максима Горького, были изображены те, кто потерял смысл жизни. В том числе Константин Сатин – обитатель “дна”.
В свою молодость Сатин был вполне приличным человеком, работал телеграфистом. Так же работал в театре, но защищая свою сестру, он совершил убийство. После чего его поймали, и он попал в тюрьму. Докатился до ночлежки, так называемого “дна”, он после выхода из тюрьмы, в которой провел четыре долгих года и семь месяцев. Он остался в ночлежке для бедняков, начал много пить. Хоть Сатин и умный, образованный человек – не смог вернуться в обычную жизнь и стал обитателем “дна”.
В ночлежке он играет в карты, жульничает – шулер. В общении Константин не любит затрагивать тему себя и своей жизни, избегает вопросов на эту тему. Когда в ночлежку попал странник Лука, который начинает всех жалеть. Все верят его обещаниям о лучшей жизни, но не Сатин. Константин все понимает и остается правым. Сатин так же сочувствует не меньше Луки, но он не видит смысла в обещаниях и простом утешении людей, только за истину будет сражаться такой герой. Говорил Луке, что не нужно унижать людей, тем, что жалеешь их, а следует уважать человека. Хотя Константин с появлением Луки, стал задумываться и о своей жизни. Когда-то Сатин был жизнерадостным человеком и любил веселить людей, но сейчас же он очень изменился и говорит, что не боится смерти. Относится ко всему скептически, стал насмехаться над всеми, кто его окружает, в том числе и над самим собой.
Сатин является полной противоположностью образа Луки, это продолжается до конца пьесы. Презирает работу, но стал бы работать там, где ему было бы по душе и комфортно, так говорил Константин. Герой отлично понимает и осознают, что нельзя продолжать жить на “дне”, в ночлежке, ведь это даже нельзя назвать жизнью. Те, кто попадут в ночлежку, останутся там, станут заложниками этих стен и угрюмой жизни.
Константин Сатин – интересный персонаж. При пребывании в ночлежке у него формируется своя точка зрения. Он своего мнения о людях, жалости и других вещах. Его поведение можно назвать жестоким, но это из-за того, что он осознал всю ту бессмысленность проживания в ночлежке для бедняков и смирился с этим.
Сочинение про Константина Сатина
Персонаж Горького из произведения “На дне” человек по имени Сатин, прекрасно раскрытый персонаж, который несёт в себе несколько проблем и идей, на которые хотел посмотреть и обсудить с читателем автор. В его характере и образе можно выделить несколько приоритетных позиций и черт.
Сатин – мужчина средних лет, совместно проживающий с героями произведения. Вместе они вынуждены жить на задворках общества, сожительствуя со своими товарищами по ситуации, и жить, кстати, в отвратительных условиях. Однако Сатин всегда был неприхотливым человеком, привыкшим к любым условиям, лишь бы была крыша над головой.
Сатин по характеру человек прямолинейный, который привык говорить с людьми жёстко, направляя всю свою целеустремлённость и уверенность на убеждение. Также в его характере также прослеживается безразличность к окружающим его людям, которое он объясняет тем, что каждый человек владелец своей судьбы, и он не имеет право в неё вмешиваться. В этом отношении к людям видно его мировоззрение.
Он считает, что всегда лучше сказать человеку неприятную, и даже может отвратительную, правду, чем утаить от него что-то и соврать, сказав такую приятную и сладкую ложь. Придерживаясь этой точки зрения, он проживает свою жизнь хоть и без друзей и близких, но зато с чистым сердцем. Такому же мировоззрению он учит людей, с которыми сожительствует. Заставляя человека смотреть на вещи рационально, он показывает насколько же прекрасны логика и здравомыслие. Его по праву можно назвать реалистом, который здраво смотрит на вещи, с холодным расчётом анализируя всё происходящее. Привыкнув жить так, он придерживается только этого мнения, он потерял всех близких людей, так как говорил им только правду в лицо, которую, они бы не хотели слышать.
Также через образ Сатина Горький пытается передать нам свою точку зрения и своё мнение, насчёт всего происходящего. Он считает, что жизненная позиция Сатина является наиболее верной и правильной. Он призывает своего читателя придерживаться догматов правды и чести, никогда не лгать во благо, говоря только правду, ведь только правда способна действительно помочь человеку. Я считаю, что именно это автор пытался передать через образ Сатина в своём произведении “На дне”, и что именно это ясно раскрывается в образе персонажа по ходу сюжета и прошествии сюжетных деталей, раскрывающих образ.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне
Популярные сегодня темы
Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения
Тютчев родился 5 декабря 1803 года в Орловской губернии. Место рождения была усадьба Овстуг. Мальчик ещё с малых лет начал обучаться латыни и поэзии древнего Рима. К 12 годам Тютчев уже мог переводить лирические стихотворения оды Горация
Александр Николаевич очень талантливый писатель, драматург, основоположник театров. Он жил в обеспеченной семье. В их семье было 4 человек, рос без матери, она умерла, когда он был совсем маленький.
Умирая от старости, отец-мельник, оставляет сыновьям скудное наследство. Старшему сыну по праву первенца досталось самое ценное имущество – мельница, среднему сыну достался осёл, а младшему сыну деваться некуда – он забрал кота.
Думаю, у каждого человека есть смешные и не очень истории из детства. Стоит только покопаться в недрах своей памяти. Так приятно иногда посидеть, вспомнить. Ностальгия всегда дарит положительные эмоции
Образ и характеристика Сатина в пьесе На дне Горького сочинение
В пьесе “На дне” Максим Горький описывает жизнь обитателей ночлежки – опустившихся, упавших на социальное дно людей. Незатейливая, на первый взгляд, история на деле является социально-философской драмой. В произведении поднимается множество проблем: смысла жизни, поисков правды, веры и безверия, унизительного положения человека в обществе и многие другие.
Один из босяков – Сатин – арестант, убийца и шулер. Константин Сатин был телеграфистом в молодости, попал в ночлежку после того, как вышел из тюрьмы. Был осужден за убийство, но, по его словам, он вступился за честь сестры. На момент повествования ему приблизительно 40 лет, он дерзок и умен. Сатин верно расценивает других героев: “тупы, как кирпичи”, пытается отстоять достоинство других людей, открыть им глаза на их же возможности.
В жизненной позиции Сатина присутствуют отголоски гуманизма, и раскрываются они в его монологе о человеке: “Всё – в человеке, всё для человека!”. Герой спорит со странником Лукой об “утешительной” лжи и осуждает любое её проявление. Константин считает неприемлемой “ложь во благо”, ибо человек имеет право знать правду, какой бы она ни была.
Сатин по своей воле опускается на дно жизни, презирает нравственные ценности и отвергает работу: “Человек – выше сытости. ”. Он восклицает: “Честь-совесть богатым нужна, да!”, тем самым помогая ночлежникам оправдывать свою аморальность. Монологи Сатина не соответствуют его образу, но сам герой произносит: ”Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди. говорят как шулера?”. Слова Сатина зачастую передают позицию самого Горького, и его образ несомненно очень важен в пьесе. Также, Сатин произносит последнюю страшную реплику в произведении – реакцию на смерть Актера: “Испортил песню. дурак!”.
На стыке столетий всегда ожидаются какие-то перемены. Они происходят не только в жизни обычных людей, но и в искусстве, литературе. Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков становится для России и для народа по-настоящему переломным моментом.
Новым явлением для русской литературы становится писатель Максим Горький. Он является основателем советской социалистической литературы. Но еще за долгое время до появления Советского союза писатель обращается к острым темам своего времени. Так появляется его знаменитая пьеса “На дне”, получившая большое признание и впоследствии поставленная режиссёром Станиславским во МХАТе.
Сочинение про Сатина
Произведение “На дне ” Горького повествует нам трагичную историю, которая основывается на почти каждой третьей историю жизни обычного человека того времени. Произведение раскрывает удивительные образы, которые в свою очередь, раскрывают само произведение.
Повнимательнее следует рассмотреть образ Сатина. Сатин – мужчин средних лет, с очень твёрдыми атеистическими убеждениями, с которыми он жил всю жизнь и продолжает жить дальше. Автор описывает его как человека рассудительного, старающегося быть оптимистичным, но давно разочаровавшегося в жизни, которая для него потеряла все краски и контрасты. Он привык полагаться только на себя, не возлагая свои проблемы на окружающих, из-за чего мало кто из его сожителей знаком с ним по-настоящему.
Он также привык презирать людей, которые стараются обмануть окружающих для их блага, он презирает саму идею лжи во благо, также при этом, презирая религию и всех её последователей, аргументируя это тем, что нет смысла надеяться на какие-то несуществующие силы, существование которых и доказать невозможно. Именно по данной причине он и не согласен с Лукой.
В эпизоде конфликта с проповедником Лукой автор показывает нам, что Сатин готов отстаивать свои интересы и убеждения, так как он не раз становился свидетелем того, что хорошие люди страдали из-за дезинформации. И тогда он пообещал себе говорить только правду, и только то, что он думает.
После автор раскрывает нам его с противоположной стороны. Хоть практически всегда своей резкой и твёрдой правдой он огорчает людей, однако он также может ею поддержать. В одном из эпизодов он произносит пламенную речь, в которой говорит о том, что только труд и упорство спасёт человека, а не какие-то там обещания спасения души и рая. Он заставляет своих слушателей обратиться к голосу разума. Он даже не порицает Луку за его ложь, так как он понимает его ситуацию, и принимает её. Через данный эпизод и образ автор старается передать нам своё мнение, что у него получается отлично, так как образ был продуман идеально, и он также идеально доносит свою мысль до читателя.
Вариант 3
Пьеса Максима Горького «На дне» значительно отличалась от литературных произведений того времени. В пьесе показан не просто нижний слой общества. Главные герои пьесы – это люди, которых даже к этому слою нельзя отнести. М. Горький перед написанием пьесы общался и изучал людей, которые потеряли не только материальное благополучие, но и человечность. Все образы раскрыты приближенно к реальным людям и их историям. Жизненные судьбы героев могут вызвать сострадание, а место их обитания – шокировать. На дне можно встретить мечтательницу Настю, Анну, которая доживает свои последние дни, скептика Сатина и работника Луку. Все герои отличаются, но их общей чертой остается – пассивность и принятие всех жизненных обстоятельств.
Сатин – главный герой пьесы, это человек, который спустился на дно. Его жизнь не всегда была такой. Он был образованным человеком, много читал, работал в театре. Но попал в тюрьму за убийство насильника своей сестры. Теперь он всё своё свободное время пьянствует и занимается карточным мошенничеством. Он всегда хмурый и озлобленный на весь мир. От прежней жизни осталось лишь умение красиво выражаться и вставлять умные слова. Сатин значительно отличался от других жителей ночлежки. Кажется, что он абсолютно случайно здесь оказался и ему не хватает внутреннего стержня кардинально изменить свою жизнь. В душе он добрый и веселый человек, любил свою сестру, но жизненные обстоятельства изменили его внешний облик. Сатин – скептик и знает, что его уже не ждёт другое будущее. Ему удобно быть пассивным и ничего не ждать от жизни.
Монологи Сатина захватывают, он говорит об истине, добре и человеке. Сам Горький пишет, что больше нет героя в пьесе, который смог бы это сказать. Образ Сатина играет важную роль, он выражает позицию автора. И словно дополняет других персонажей ранних произведений. Созвучность с Сатаной – не случайна. Сатин не позволяет и другим героям скинуть оковы бедности и начать новую жизнь. Он свободный человек и таким чувствует себя только на дне общества, ведь призирает труд и социальные оковы. Сатин – это яркая личность, даже в тех условиях, в которые попал, он выделяется и имеет собственную жизненную позицию, умеет анализировать и делать выводы. Это и стало причиной новой жизненной позиции – скептицизма. Поэтому он есть основным антагонистом Луки, который хочет положительно повлиять на других жителей ночлежки.
Максим Горький внёс в литературу новый подход к раскрытию проблем. Перед читателем «обнаженные» герои с собственной сложной историей, которой хотят поделиться. Кажется, что они уже мертвы, а ночлежка – это ад или же место сильно отдалённое от мира людей.
Образ и характеристика Сатина в пьесе На дне
Несколько интересных сочинений
Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.
Картина Фельдмана притягивает взгляд. Здесь настолько одухотворенный солдат. У него такой взгляд, наполненный чувством каким-то хорошим… Мне очень нравится картина
Рассматривая историю человечества, можно утверждать, что войны – неотъемлемая часть взаимоотношений людей. С их помощью люди часто решают свои конфликты, которые могут возникать между государствами
Одним из основных персонажей произведения является лучший друг ключевого героя Дмитрий Нехлюдов.
Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся
Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009)
В данном учебном пособии собраны самые популярные сочинения по произведениям великих писателей и поэтов XX в. Эта книга поможет в короткие сроки ознакомиться с творчеством А. П. Чехова, И. Бунина, М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, С. Есенина и других гениев русской литературы, а также окажет неоценимую услугу при подготовке к экзаменам. Данное пособие предназначено для школьников и студентов.
Оглавление
- 1. «Воскресение» – роман и духовные искания Л. Н. Толстого
- 2. Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова
- 3. Сюжет, герои, проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
- 4. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
- 5. Особенности сюжета и композиции повести И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
- 6. Образ России в прозе И. Бунина
- 7. Концепция любви в рассказах И. Бунина
- 8. «Чистый понедельник» И. Бунина как историческая новелла
- 9. Женские образы в рассказах И. Бунина
- 10. Роль метафоры в прозе И. Бунина
- 11. Загадка Любви и Красоты в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
- 12. «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений
- 13. Тема «крылатой души» в горьковской романтической прозе («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»)
- 14. Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
- 15. Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького «На дне»)
- 16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
- 17. Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»
- 18. Образ Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»
- 19. «Да святится имя твое» (тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
- 20. Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
В пьесе «На дне», написанной Максимом Горьким в 1902 г., писатель, как и в рассказах раннего периода, обращается к миру отверженных.
Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти – неизлечимы».
Полтора десятка людей, один другого униженней, разорвавшие все связи с обществом и отвергнутые им, ведут нескончаемые споры не только и даже не столько о хлебе насущном, хотя живут впроголодь, сколько о проблемах порядка духовного. В спорах они поднимают вопросы, что такое человек, для чего он явился на эту землю, в чем смысл его бытия. По-разному отвечают на эти вопросы два обитателя ночлежки Сатин и Лука. Основным проводником лжи, примиряющей с жизнью, выступает странник Лука. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые, как утопающие за соломинку, хватаются слабые, безвольные люди. «Ложь во спасение» – вот тот принцип, которому следует Лука. Он считает, что так можно смягчить боль, а правдой трудно вылечить душевно истерзанного человека. Его утешительная философия действительно помогает только умирающей Анне, остальных обитателей дна его ложь только губит. Вору Пеплу Лука внушил бесплодную веру в счастливую страну Сибирь. Актера Лука уверил в существовании бесплатных лечебниц для алкоголиков, и, разуверившись в этом, актер кончает жизнь самоубийством. Образ Луки в пьесе вызывает наиболее ожесточенные споры. Вселяя в обитателей ночлежки иллюзию возможной лучшей жизни, Лука стремится помочь людям. Они для него небезнадежны, они – заблудшие. Причем его собственный жизненный опыт позволяет ему тонко чувствовать людей. Лука не только жалеет их, он втолковывает людям, что только добро по отношению друг к другу несет спасение.
Утешителю Луке в пьесе противопоставлен образ Сатина. Горький не идеализирует и этого героя. Как и другие обитатели ночлежки, Сатин не способен к общественно полезному труду. Он отравлен скепсисом и индивидуализмом. Сатин не просто выброшен на дно, это был его выбор. Он – пьяница и шулер. Порой он жесток и циничен. Но от других обителей дна он отличается умом, относительной образованностью, способностью мыслить.
В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное
– дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Сатин считает, что ничто так не поднимает человека, как правда, и ничто так не калечит, как ложь. Ложь, по его мнению, не бывает гуманной. Она есть проявление крайнего неуважения к человеку. Сам Сатин лишь теоретик, проводник гуманного отношения к человеку. Он ничего не меняет в своей жизни и не стремится к этому.
С одной стороны, Сатин выступает как антипод Луки. Он не приемлет ложь, считая ее «религией рабов и хозяев», закрывающей человеку путь к разумной и светлой жизни. С другой стороны, он единственный, кто понимает Луку, не считает его проходимцем и шарлатаном. Он сознает, что Лука именно из сострадания стремится помочь людям, спасти которых невозможно. Сближает их то, что оба они убеждены в том, что человек рожден для лучшего.
Но выхода со дна нет! Поэтому прекрасный монолог Сатина не может ничего изменить в жизни обитателей ночлежки. Слова Сатина о правде и величии человека так же, как и ложь Луки, внушают только иллюзию самоценности человека, не способную изменить жизнь этих людей. Они оборачиваются пьяным загулом, после которого их, наверняка, ждет страшное пробуждение. Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. Ложь Луки и правда Сатина в условиях ночлежки, среди людей обреченных, морально разложившихся являются, на мой взгляд, категориями одного порядка. В пьесе эти герои скорее оказываются невольными единомышленниками, нежели противостоят друг другу.
Слова Сатина о человеке – это конечно же позиция автора, его личные мысли и чаяния. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого Горького.
В пьесе произнести их больше некому: «…кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать он не может».
Но слова эти предназначены для людей, которые стремятся к переменам, хотят и могут вести жизнь деятельную.
Образ и характер Луки и Сатина: сочинение Ссылка на основную публикацию