Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

Cочинение «Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»»

О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир?
Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты, тусклая свеча на грязном столе, бутылка «горькой». Его мысли нацелены на одно – как прожить еще один нелепый день.
Человек становится философом, когда понимает, что он не может ничего изменить в своей жизни, которая подчас становится никчемной. И он начинает мыслить свободно, пытаясь понять, в чем суть его существования. Зачастую он приходит к такому состоянию под действием окружающего мира, давящего на человеческую душу, ломающего жизнь. Общество всегда меняет человека, накладывая на него отпечаток циничности и эгоизма. Но даже на самом дне всегда может найтись человек, продолжающий еще верить в свой идеал, пытающийся найти правду в этом безумном мире. Примером этого может служить Сатин, персонаж пьесы «На дне».

Эту пьесу, как мне кажется, следует рассматривать как социально-философскую, как жизненную драму раздавленных душ. Люди в ней живут сами по себе, они равнодушны и эгоистичны. Они несут на плечах груз своих жизненных проблем, который отнюдь не легок. А каковы их стремления, чего они хотят от своей жизни? Люди эти, обитатели ночлежки Костылева, уже не пытаются выбраться с этого «дна» – они уже стали его неотъемлемой частью. Туда их загнали социальные проблемы – нищета, голод. Их жизни затянул вниз водоворот общественных потрясений, и они опустились на самое дно, в пропасть. Их философия различна -одни верят в романтические идеалы, в труд, в человеческое величие, а другие стремятся уйти в тень, скрыться в темном углу от будущих проблем и потрясений, дабы не менять свою жизнь еще раз. Они живут в своем прошлом, вспоминая свои былые дни, навсегда утраченные.

Подчас жизненный груз становится просто невыносим, и тогда от человека остается только горькое воспоминание и жалость к так бездарно загубленной этим безумным миром человеческой жизни. Это, конечно, в первую очередь, относится к Актеру.
Можно выделить две разновидности жизненного гуманизма драмы, и, соответственно, двух героев — носителей этого гуманизма. Первый — это Лука, который исповедует гуманизм, основанный на сострадании и жалости к человеку, который призывает нас примириться с существующими условиями. Лука смог успокоить страждущую душу Анны, которая, наверное, в конце концов, получила хоть какую-то помощь впервые за долгие годы. Ее последние дни стали более счастливыми, чем несколько предыдущих тягостных лет жизни.

У Луки есть яростный противник – Сатин. Он положил в основу своей жизненной философии веру в человека, в Человека с большой буквы. Он говорит о пользе труда, о высоком предназначении человека. Но во всем этом мы можем усмотреть и одно большое противоречие. Да, герои говорят о работе, труде, человеческой душе, но сами уже давно потеряли человеческий облик и перестали ценить даже саму жизнь. Может быть герои и руководствуются в своей философии высокими жизненными принципами, но в социальном смысле они перестали существовать как личности. Очень фудло ответить на те философские вопросы человеческого бытия, которые поставил в пьесе Горький, однозначно.

Таким образом, можно убедиться, что «На дне» – это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы связаны друг с другом невидимыми нитями, которые рвутся в тот момент, когда люди утрачивают веру в себя. Хочется, чтобы человек был Человеком не только на словах.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, все ясно. » Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни». Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.
В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья.

Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек – Лука, странствующий беспаспортный старик. Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Спокой и – больше ничего. » Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки – это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь.

Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой. и кто живет чужими соками – тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие -прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны – он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы. Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков – ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх. испортил песню. дуррак!»

Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу – показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся «на дне», все возможные проявления их характеров.

«Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»»

О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир?
Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты, тусклая свеча на грязном столе, бутылка «горькой». Его мысли нацелены на одно – как прожить еще один нелепый день.
Человек становится философом, когда понимает, что он не может ничего изменить в своей жизни, которая подчас становится никчемной. И он начинает мыслить свободно, пытаясь понять, в чем суть его существования. Зачастую он приходит к такому состоянию под действием окружающего мира, давящего на человеческую душу, ломающего жизнь. Общество всегда меняет человека, накладывая на него отпечаток циничности и эгоизма. Но даже на самом дне всегда может найтись человек, продолжающий еще верить в свой идеал, пытающийся найти правду в этом безумном мире. Примером этого может служить Сатин, персонаж пьесы «На дне».

Эту пьесу, как мне кажется, следует рассматривать как социально-философскую, как жизненную драму раздавленных душ. Люди в ней живут сами по себе, они равнодушны и эгоистичны. Они несут на плечах груз своих жизненных проблем, который отнюдь не легок. А каковы их стремления, чего они хотят от своей жизни? Люди эти, обитатели ночлежки Костылева, уже не пытаются выбраться с этого «дна» – они уже стали его неотъемлемой частью. Туда их загнали социальные проблемы – нищета, голод. Их жизни затянул вниз водоворот общественных потрясений, и они опустились на самое дно, в пропасть. Их философия различна -одни верят в романтические идеалы, в труд, в человеческое величие, а другие стремятся уйти в тень, скрыться в темном углу от будущих проблем и потрясений, дабы не менять свою жизнь еще раз. Они живут в своем прошлом, вспоминая свои былые дни, навсегда утраченные.

Подчас жизненный груз становится просто невыносим, и тогда от человека остается только горькое воспоминание и жалость к так бездарно загубленной этим безумным миром человеческой жизни. Это, конечно, в первую очередь, относится к Актеру.
Можно выделить две разновидности жизненного гуманизма драмы, и, соответственно, двух героев — носителей этого гуманизма. Первый — это Лука, который исповедует гуманизм, основанный на сострадании и жалости к человеку, который призывает нас примириться с существующими условиями. Лука смог успокоить страждущую душу Анны, которая, наверное, в конце концов, получила хоть какую-то помощь впервые за долгие годы. Ее последние дни стали более счастливыми, чем несколько предыдущих тягостных лет жизни.

У Луки есть яростный противник – Сатин. Он положил в основу своей жизненной философии веру в человека, в Человека с большой буквы. Он говорит о пользе труда, о высоком предназначении человека. Но во всем этом мы можем усмотреть и одно большое противоречие. Да, герои говорят о работе, труде, человеческой душе, но сами уже давно потеряли человеческий облик и перестали ценить даже саму жизнь. Может быть герои и руководствуются в своей философии высокими жизненными принципами, но в социальном смысле они перестали существовать как личности. Очень фудло ответить на те философские вопросы человеческого бытия, которые поставил в пьесе Горький, однозначно.

Таким образом, можно убедиться, что «На дне» – это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы связаны друг с другом невидимыми нитями, которые рвутся в тот момент, когда люди утрачивают веру в себя. Хочется, чтобы человек был Человеком не только на словах.

Читайте также:  Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, все ясно. » Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни». Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.
В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья.

Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек – Лука, странствующий беспаспортный старик. Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Спокой и – больше ничего. » Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки – это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь.

Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой. и кто живет чужими соками – тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие -прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны – он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы. Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков – ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх. испортил песню. дуррак!»

Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу – показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся «на дне», все возможные проявления их характеров. Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением. И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки. Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.

Я прочитал пьесу М. Горького “На дне”

О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир?

Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты, тусклая свеча на грязном столе, бутылка “горькой”… Его мысли нацелены на одно – как прожить еще один нелепый день… Человек становится философом, когда понимает, что он не может ничего изменить в своей жизни, которая подчас становится никчемной.

Примером этого может служить Сатин, персонаж пьесы “На дне”. Эту пьесу, как мне кажется, следует рассматривать как социально-философскую, как жизненную драму раздавленных душ… Люди в ней

А каковы их стремления, чего они хотят от своей жизни? Люди эти, обитатели ночлежки Костылева, уже не пытаются выбраться с этого “дна” – они уже стали его неотъемлемой частью. Туда их загнали социальные проблемы – нищета, голод…

Их жизни затянул вниз водоворот общественных потрясений, и они опустились на самое дно, в пропасть. Их философия различна – одни верят в романтические идеалы, в труд, в человеческое величие, а другие стремятся уйти в тень, скрыться в темном углу от будущих проблем и потрясений, дабы не менять свою жизнь еще раз. Они живут в своем прошлом, вспоминая свои былые дни, навсегда утраченные.

Подчас жизненный груз становится просто невыносим, и тогда от человека остается только горькое воспоминание и жалость к так бездарно загубленной этим безумным миром человеческой жизни. Это, конечно, в первую очередь, относится к Актеру. Можно выделить две разновидности жизненного гуманизма драмы, и, соответственно, двух героев – носителей этого гуманизма. Первый – это Лука, который исповедует гуманизм, основанный на сострадании и жалости к человеку, который призывает нас примириться с существующими условиями. Лука смог успокоить страждущую душу Анны, которая, наверное, в конце концов, получила хоть какую-то помощь впервые за долгие годы.

Ее последние дни стали более счастливыми, чем несколько предыдущих тягостных лет жизни. У Луки есть яростный противник – Сатин. Он положил в основу своей жизненной философии веру в человека, в Человека с большой буквы. Он говорит о пользе труда, о высоком предназначении человека.

Но во всем этом мы можем усмотреть и одно большое противоречие. Да, герои говорят о работе, труде, человеческой душе, но сами уже давно потеряли человеческий облик и перестали ценить даже саму жизнь. Может быть герои и руководствуются в своей философии высокими жизненными принципами, но в социальном смысле они перестали существовать как личности. Очень трудно ответить на те философские вопросы человеческого бытия, которые поставил в пьесе Горький, однозначно.

Таким образом, можно убедиться, что “На дне” – это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы связаны друг с другом невидимыми нитями, которые рвутся в тот момент, когда люди утрачивают веру в себя.

Хочется, чтобы человек был Человеком не только на словах…

Как мне найти общий язык с учителем? Остановись и подумай! Вот что произошло с Лидой. У нее в дневнике всегда были одни четверки и пятерки. Но в 7-м классе все изменилось. “Мой новый учитель постоянно занижал мне.

Анализ стихотворения “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасова В стихотворении Н. А. Некрасова “Поэт и гражданин” сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки . Стихотворение написано.

Мое отношение к героям пьесы М. Горького “На дне” Драматургия Горького очень сложна и интересна. Для того чтобы полностью раскрыть проблематику пьес, автору необходимо найти соответствующую ситуацию, соответствующий конфликт. Писатель не имеет права открыто выражать свою позицию, для этого.

Диагностика филологических знаний учащихся Пристальное и повседневное отслеживание процесса обучения всего класса и каждого ребенка – обязательное условие успеха литературного образования. Одним из составляющих элементов такого отслеживания должна стать диагностика знаний, умелый контроль со.

Вечные типы в произведениях И. С. Тургенева …Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. Г. Гейне “Именно общечеловеческое, которое всегда существует в конкретной социально-исторической.

В чем состоит трагизм судьбы Печорина? Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов Роман М. Ю.

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Его авторская оценка История и время создания романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Замысел романа возникает у писателя в дореформенное время . Автору важно представить специфичность изображаемого временного отрезка, и потому события.

Как доктор Старцев стал Ионычем В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей.

Последний из русского зарубежья И главное, главное: Россия… Б. К. Зайцев Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. Поэт прозы, крупнейший представитель русского литературного зарубежья.

Рецензия на рассказ А. Солженицына “Матренин двор” Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу.

День початкової освіти – 2012 26 жовтня 2012 року – ДЕНЬ ПОЧАТКОВОЇ ОСВІТИ Свято завжди з нами! 7 разів збирає рідна газета друзів. 7 разів дарує свято професіоналізму, мудрості, креативу та актуальності. 7 разів підіймає.

Тема “футлярности” в рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – “футлярность” жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной.

Женские образы поздней прозы И. Бунина Иван Алексеевич Бунин – тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения людских судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь.

Анализ рассказа “Верую!” Анализ рассказа “Верую!” Да это, кажется, знакомый человек”. Н. Гоголь Василий Макарович Шукшин – писатель, пришедший в литературу со своей темой, даже философией. Его рассказы, небольшие по объему, заставляют задуматься.

Читайте также:  Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Князь Андрей и Пьер в войне 1812 года Отечественную войну 1812 года Толстой показывает нам общенародной. На защиту России вставали все люди, независимо от социального статуса и материального положения. До этих событий Андрей и Пьер вели привычный для.

Русский язык в современном мире Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого.

Краткое содержание поэмы А. Т. Твардовского “Страна Муравия” Глава 1 Небольшое вступление, знакомящее читателя с крестьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы – Никитой Моргунком. Начало путешествия Моргунка. Глава 2 Моргунок в “золотоглавом селе” на.

Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Первые главы романа “Белая гвардия” появились на страницах журнала “Россия” в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения.

Конспект урока по технологии “Технология обработки материалов” 5 класс Муниципальное образовательное учреждение ЛИЦЕЙ № 6 Ворошиловского района г. Волгограда 400074, г. Волгоград, Ул. Социалистическая, д.23 Тел.-факс 93-16-52 Е-mail: lawlуceum@mail. ru Конспект внеклассного мероприятия Своя игра: технология обработки материалов. Автор.

Сюжет и проблематика романа “Преступление и наказание” Основой сюжета романа “Преступление и наказание” является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников – “молодой человек, исключенный из студентов университета” и “живущий в крайней бедности”, – за полгода до совершения.

Сейчас вы читаете: Я прочитал пьесу М. Горького “На дне”

Сочинение: Я прочитал пьесу М. Горького На дне.

Я прочитал пьесу М. Горького «На дне».

Автор: Горький М.

О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир?

Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты, тусклая свеча на грязном столе, бутылка “горькой”. Его мысли нацелены на одно – как прожить еще один нелепый день.

Человек становится философом, когда понимает, что он не может ничего изменить в своей жизни, которая подчас становится никчемной. И он начинает мыслить свободно, пытаясь понять, в чем суть его существования. Зачастую он приходит к такому состоянию под действием окружающего мира, давящего на человеческую душу, ломающего жизнь. Общество всегда меняет человека, накладывая на него отпечаток циничности и эгоизма. Но даже на самом дне всегда может найтись человек, продолжающий еще верить в свой идеал, пытающийся найти правду в этом безумном мире. Примером этого может служить Сатин, персонаж пьесы “На дне”.

Эту пьесу, как мне кажется, следует рассматривать как социально-философскую, как жизненную драму раздавленных душ. Люди в ней живут сами по себе, они равнодушны и эгоистичны. Они несут на плечах груз своих жизненных проблем, который отнюдь не легок. А каковы их стремления, чего они хотят от своей жизни? Люди эти, обитатели ночлежки Костылева, уже не пытаются выбраться с этого “дна” – они уже стали его неотъемлемой частью. Туда их загнали социальные проблемы – нищета, голод. Их жизни затянул вниз водоворот общественных потрясений, и они опустились на самое дно, в пропасть. Их философия различна -одни верят в романтические идеалы, в труд, в человеческое величие, а другие стремятся уйти в тень, скрыться в темном углу от будущих проблем и потрясений, дабы не менять свою жизнь еще раз. Они живут в своем прошлом, вспоминая свои былые дни, навсегда утраченные.

Подчас жизненный груз становится просто невыносим, и тогда от человека остается только горькое воспоминание и жалость к так бездарно загубленной этим безумным миром человеческой жизни. Это, конечно, в первую очередь, относится к Актеру.

Можно выделить две разновидности жизненного гуманизма драмы, и, соответственно, двух героев — носителей этого гуманизма. Первый — это Лука, который исповедует гуманизм, основанный на сострадании и жалости к человеку, который призывает нас примириться с существующими условиями. Лука смог успокоить страждущую душу Анны, которая, наверное, в конце концов, получила хоть какую-то помощь впервые за долгие годы. Ее последние дни стали более счастливыми, чем несколько предыдущих тягостных лет жизни.

У Луки есть яростный противник – Сатин. Он положил в основу своей жизненной философии веру в человека, в Человека с большой буквы. Он говорит о пользе труда, о высоком предназначении человека. Но во всем этом мы можем усмотреть и одно большое противоречие. Да, герои говорят о работе, труде, человеческой душе, но сами уже давно потеряли человеческий облик и перестали ценить даже саму жизнь. Может быть герои и руководствуются в своей философии высокими жизненными принципами, но в социальном смысле они перестали существовать как личности. Очень трудно ответить на те философские вопросы человеческого бытия, которые поставил в пьесе Горький, однозначно.

Таким образом, можно убедиться, что “На дне” – это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы связаны друг с другом невидимыми нитями, которые рвутся в тот момент, когда люди утрачивают веру в себя. Хочется, чтобы человек был Человеком не только на словах.

Сочинение по произведению Максима Горького «На дне»

«На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» является по жанру социально-философской драмой. Она показала пути на социальное дно представителей различных классов российского общества. Каждый из героев произведения имеет собственную поучи­тельную историю. Тема босячества является ключевой в твор­честве автора. Горький, будучи писателем демократической направленности, стремящимся помочь народу выбраться из нищеты, глубоко сочувствует своим героям. Он напоминает обществу, что каждый из этих опустившихся людей все-таки достоин поддержки и понимания.

Однако не только этим определяется содержание произве­дения. Главным в пьесе является спор о человеке, который ве­дут между собой два противопоставленных друг другу героя: Сатин и Лука. В этом споре Сатин поет славу гордому челове­ку, а Лука считает, что все люди одинаковые (как блохи: «все — черненькие, все — прыгают…»). Он проповедует особый вид духовной поддержки: рассказывает небылицы, тем самым вселяя в людей ложные надежды. Горькая правда или спаси­тельная ложь — что лучше? На этот вопрос каждому человеку, прочитавшему пьесу «На дне», придется самому дать ответ.

Уже данное в ремарках описание ночлежки, в котором она сравнивается с пещерой, показывает читателю бедственность положения людей, попавших на дно общества. Герои пьесы спят на нарах, как в тюрьме, вокруг всюду царит грязь и сим­волы обветшания («тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», некрашеная грязная мебель, старая одежда и просто мусор («изодранная карточка из-под шляпы», «куски клеенки, тряпье»)). Видя такой интерьер, сра­зу понимаешь, почему Анна и Актер кашляют: в подобной ат­мосфере жизни трудно оставаться здоровым человеком.

Примечательно, что находясь, на дне жизни, герои М. Горького не перестают мечтать о счастье. Настя читает книжку с названием «Роковая любовь», жаждет жизненных перемен, хочет уйти на другую квартиру, а Квашня утвер­ждает, что никогда не выйдет замуж даже за принца. Л Клещ уверен, что та мечтает обвенчаться с Абрамкой. Ваське Пеп­лу во сне снится пойманный «огромаднейший» лещ. Барон любит вспоминать о том, как по утрам в постели пил кофе со сливками. Своеобразный итог этим мечтам подводит Лука: «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше… упрямые!».

Нелегко дается этап приспособления к новым условиям героям, привыкшим к хорошей жизни. М. Горький показывает читателю целую галерею различных социальных типов, рас­суждает о причинах, приведших на дно вполне обеспеченных и благополучно живших в прошлом людей. Барон, например, имеет титул. Актер когда-то играл в театре. Теперь они спорят о том, кто из них будет подметать пол. Сатин говорит, что ко­гда-то много читал и считался образованным человеком. Буб­нов работал скорняком и при этом имел свое дело.

Наиболее тяжелым положением в пьесе является ситуация Анны. Сначала кажется, что она смирилась с обстоятельства­ми и хочет от жизни лишь одного — спокойно умереть. Неда­ром Квашня называет ее «терпеливицей». Вспоминая перед смертью свою жизнь, Анна видит в ней одни только побои и обиды, отрепья и боязнь съесть лишний кусок хлеба. Героиня боится только того, что на том свете тоже придется мучиться. Однако затем из разговора с Лукой выясняется, что Анна все- таки хочет еще немного пожить.

Узникам жизни в пьесе противопоставлен хозяин ночлеж­ки Костылев. Негативное отношение автора к этому герою прослеживается уже через ремарки: Костылев напевает что-то божественное и одновременно подозрительно осматривает ночлежку, исподлобья смотрит на него Клещ. Противоречие между показным благообразием хозяина ночлежки и его не­уемной жадностью ярко выявляется в последующем диалоге, когда Костылев восклицает: «А я на тебя полтину накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». У Клеща же повышение платы за ночлег ассоциируется с накинутой на шею петлей. Отказы­вается Костылев и скостить долг Актеру. Согласно его фило­софии доброта к деньгам отношения не имеет. Такая позиция, несомненно, выглядит удобной. Костылев на словах вроде бы жалеет своих постояльцев («А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…»), а на деле просто наживается на их безвыходном положении.

Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является афористичность. В произведении часто встре­чаются пословицы и поговорки («Шум — смерти не помеха» (Бубнов), «Дважды убить нельзя» (Сатин). «Старику — где тепло, там и родина» (Лука), «Все мы на земле странники» (Лука)). Наряду с распространенными афоризмами есть и те, которые в тех или иных ситуациях составляют сами герои («Иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь» (Актер), «Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай — все сотрет­ся… все сотрется…» (Бубнов), «Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это веря в себя, в свою силу» (Ак­тер), «Все хотят порядка, да разума нехватка» (Бубнов)).

Горьковское отношение к труду в пьесе выражает Сатин. Он говорит: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Клещ утвер­ждает, что работает с малых лет, но не может вырваться из нищеты. Причину этого он видит в том, что хорошо живут лишь те, кто без чести, без совести.

В пьесе поднимается вопрос о вере человека в себя, о жиз­ненных опорах.

Не менее важен в пьесе вопрос о взаимоотношениях меж­ду людьми. Недаром Сатин спрашивает, зачем люди бьют друг друга.

Для более глубокого понимания пьесы необходимо обра­титься к работе Ф. Ницше «О мечтающих об ином мире».

Горьковская идея о том, что человек должен преодолеть соб­ственное несовершенство, восходит к ницшеанству.

Современная М. Горькому литературная критика встрети­ла пьесу с большим интересом. Дискуссионным стал вопрос о том, как относиться к обитателям ночлежки в обществе. Де­мократическая критика подчеркнула, что М. Горький призы­вает читателя не жалеть, а уважать этих людей. Одновременно было отмечено, что М. Горький в какой-то степени идеализи­рует своих «босяков», вкладывая в их уста свои блестящие мысли, которые не соответствуют по сути ни их характерам, ни образу жизни. Особенно много суждений было высказано по поводу образа Луки, которого, по мнению критиков, нельзя считать положительным персонажем.

Особую роль для понимания идейного содержания произ­ведения в пьесе играют монологи героев.

Анализ пьесы На дне Горького

Максим Горький – это известный во всем мире русский писатель. Благодаря его творчеству русская литература приобрела популярность на всем мировом культурном пространстве. Романы, повести, рассказы, пьесы этого писателя поражают своей философской глубиной, учат жить и выживать. Одним из таких произведений является пьеса Максима Горького под названием «На дне» анализ данного литературного шедевра представлен в этой статье.

История создания будущей пьесы начинается с разговора автора со Станиславским. В диалоге с ним Горький упомянул, что ему хотелось бы написать пьесу о людях, живших в ночлежке, которые в плане своей жизни упали на самое дно общества. Вскоре Горький заинтересовался драматургией Антона Павловича Чехова. Спустя год, а именно в 1902 году завершилась работа над пьесой «На дне». Она была поставлена в Московском Художественном театре при участии Станиславского.

Смысл названия произведения лежит в прямом смысле слова «на поверхности». Под некоторым дном Максим Горький подразумевал самый низ социума. Туда попадают люди, которые все потеряли из-за определенных обстоятельств или своей слабостей, поведения. Там очутиться может каждый человек, независимо от его профессии и происхождения. Это пугает.

Жанр, направление, композиция. Данное произведение является пьесой, а по жанру критики относят его к философско-социальной драме. Главные герои, сидя в темном подвале, борются с помощью своих взглядов и мнений. По направлению произведение можно обозначить, как социальный или критический реализм.

Суть произведения в том, что в ночлежке для бедных проживает несколько людей разных возрастов. В течение пьесы они ведут между собой диалог о жизни и ее предназначении.

Главные герои пьесы – это бедные люди. Каждый из них имеет свою мечту и историю того, как он или она оказался в этой самой ночлежке для бедных.

Темы в этой пьесе подняты совершенно разнообразные. В их числе – это темы судьбы, надежды, мечты, смысла жизни, правды и лжи. При том, что главные герои находятся в таком социальном положении, что ниже упасть уже не реально, они ведут беседы на темы высокого значения. В этом парадоксальность Горького. Каждый из героя, несмотря на свой социальный статус ниже дна, о чем-то мечтает и пытается каким-то образом волочить свое жалкое существование.

Проблемы автор только нарисовал, описал их, но при этом не решает их. Он всего лишь очерчивает их. Эти проблемы острые и социальные. Проблема нищеты и бедности была во времена жизни Горького, к сожалению, очень актуальна. Его пьеса прорисовывает проблемы с помощью спора, который ведут главные герои.

Смысл пьесы заключается в том, что на социальном дне может оказаться абсолютно каждый человек. Конечно, этому способствуют человеческие слабости и неумение держать себя в руках.

Вывод: данная пьеса Максима Горького, как и другие его произведения, является очень остро социальной и доносит к читателю мысль, что на социальном дне найдется место для каждого.

Критики оценивают это произведение Горького весьма положительно.

Вариант 2

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Три героя пьесы придерживаются трех противоположных вариантов понимания «правды жизни». Это не открытый спор, где каждый доказывает другой стороне свою точку зрения, а противостояние моделей поведение.

Лука пытается помочь каждому найти какое-либо, пусть даже ложное утешение. Он не имеет возможности существенно помогать страждущим в реальности, поэтому проповедует «ложь во спасение». Лука уверен, что главное – это дать каждому человеку надежду, которая помогает жить и противостоять обстоятельствам. Однако ход событий в пьесе показывает, что Лука так и не смог никому помочь своими утешениями. Например, тот же актер вешается, ему не помогла надежда найти клинику, в которой его излечат от алкоголизма.

По самому простому пути идет Бубнов. Он заявляет, что он противник лжи. Однако его правда, также как и грезы, которые поддерживает у людей Лука, никому не способны помочь. И разрушение и возведение «воздушных замков» одинаково бесполезны.

Третью точку зрения, которой придерживается и сам автор, выражает Сатин. Он, в отличие от Луки, изображен человеком действия. Человек, по мнению этого обитателя ночлежки, должен опираться на свою внутреннюю силу, гордость и чувство собственного достоинства. Только таким путем можно противостоять жесткому давлению обстоятельств.

Отличие Сатина от Луки в том, что он лишен жалости. Противопоставляя философию Сатина проповедям Луки, автор пьесы стремился показать свое неприятие воззрений, распространенных среди интеллигенции того времени. Это толстовское непротивление злу и служение народу малыми делами, без коренного переустройства условий его жизни. В утешении простых людей и самоутешении интеллигенции Горький видел одну из главных опасностей в деле построения нового общества.

Сатин представляет собой тип сильного человека, который способен на решительную и бескомпромиссную борьбу. Это тип революционера. Крушение попыток Луки, изображенное в пьесе, должно было показать, что реально помочь людям могут только такие люди как Сатин. Только те, кто воспримет мировоззрение, которое придерживается этот персонаж смогут разрушить старый буржуазный мир, олицетворяемый в пьесе ночлежкой и реально помочь обездоленным.

3 вариант

Знаменитая пьеса Горького «На дне» написана в конце 1901 – начале 1902 годов. Название произведения неоднократно менялось в процессе его написания. Пьеса «На дне» – одна из четырех задуманных пьес автора, описывающих жизненные устои людей из разных слоев общества. Показать мировоззрение и жизнь разных по статусу людей – это и было главной целью данного произведения.

Горький в пьесе «На дне» пытается ответить на глубинные вопросы существования человека: кто такой человек и останется ли он им, опустившись на самое «дно». Каким он станет. Что с ним будет.

Данное произведение – психологически сложная пьеса, побуждающая к размышлениям о смысле жизни, о жизненных ценностях, о жизненных ситуациях, способных надломить веру человека во все хорошее.

Обитатели горьковского дна – люди, имеющие разные жизненные позиции, но объединенные нищетой, лишившей их достоинства и надежды, веры в светлое будущее и в себя. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых, постояльцы и хозяева которой потеряли все свои связи, как семейные, так и социально-общественные, финансовые и нравственные. Описываемые персонажи придерживаются только своей жизненной позиции. Оказавшись на самом «дне», они считают такое положение нормальным и не пытаются что-то изменить.

Пьеса создавалась в тяжелый период после случившегося экономического кризиса, когда не работали заводы и предприятия, уровень безработицы возрастал, а население беднело. Большое количество людей потеряло свои социальные статусы, оказавшись на «дне» в социальном и нравственном понимании. У таких людей прослеживается конфликт с жизнью, они обижены на нее, перестают воспринимать ее адекватно и поэтому не принимают никаких шагов к изменению настоящего в будущем.

Главной мыслью пьесы «На дне» является тот факт, что жизненные ситуации могут сломать любого человека. Уверенного в себе, обеспеченного и богатого во всех смыслах этого слова человека опустить на самое «дно» человеческой жизни, лишить его стимула жить, совершенствоваться, сделать равнодушным и ожесточенным ко всему окружающему.

После чтения данного произведения напрашивается следующий вывод. В нашей жизни нужно всегда к чему-то стремиться, что-то делать и не винить жизнь в своих неудачах. Если что-то не получается, надо не опускать руки, а продолжать делать шаги навстречу своей мечте снова и снова. Нужно рассчитывать исключительно на свои действия и свои попытки.

Анализ 4

М. Горький написал произведение «На дне». В нем подробно описана жизнь и быт опустившихся людей. Автор хотел показать читателю, что бывает, когда у человека нет цели в жизни.

Все персонажи пьесы имеют разные характеры и у каждого свой взгляд на жизнь. Они не спорят и не навязывают друг другу свою точку зрения. У каждого героя произведения имеется своя особенная и выработанная годами модель поведения.

Лука выступает в качестве проповедника. Он старается помочь людям найти утешение в жизни. У него нет возможности и средств существенно помочь нуждающимся, поэтому он подбадривает всех красивыми речами так сказать «ложь во спасение». Лука хочет подарить всем надежду. Он умеет красиво и убедительно говорить. Он считает, что надежда помогает справиться с трудностями. Но, к сожалению его слова, никому не помогли и не сделали ни одного человека счастливым. Лука не смог внушить надежду на исцеление от алкоголизма актеру, который в итоге повесился.

Бубнов всегда ищет легкие пути. Он позиционирует себя борцам за правду. Он против лжи. Но, это никому не помогает. Все его действия напрасны.

Еще одного яркого персонажа произведения зовут Сатин. Автор его охарактеризовал как человека, который действует и делает. Он считает, что главное в людях это сила духа и внутренний стержень. Он никогда не унижается. Сатин ведет себя достойно и гордо. Именно благодаря внутренней силе можно преодолеть многие трудности. Мужчина никого не жалеет.

На примере троих основных персонажей автор хотел показать читателю, что всегда нужно действовать, а не говорить. Решительные и смелые люди могут помочь остальным.

Всех жильцов ночлежки объединяет одна беда. У них нет веры в счастливое бедующие. Из-за этого они спиваются и живут бедно. В ночлежке у Костылева собрались персонажи, которые потеряли семью, стали нищими и безнравственными. Все они привыкли к такой жизни. Они уже не стремятся изменить свое настоящее и будущее.

М. Горький писал свое произведение в тяжелый для страны период. Это было время экономического кризиса. Все заводы и производства были остановлены. Безработица процвела, бедных людей становилось все больше. В этот период все стали одинаковыми. Люди лишились своих статусов. Народ стал обижаться на жизнь. Пропала вся вера в достойное и светлое будущее. Люди разочарованны и оскорблены.

Экономический кризис сломал многие жизни. Недавно успешные и перспективные люди очутились на «дне» социальной жизни. Это их ожесточило и сделало равнодушными.

Читая произведение можно сделать вывод о том, что человеку для нормальной жизни нужна мечта. Без нее люди просто начинают существовать и плыть по течению. Только стремления и цели заставляют нас двигаться вперед. Никогда не следует падать духом и опускать руки. Движение – это залог успешной жизни.

Пьеса «На дне» считается психологически тяжелой. Она заставляет задуматься о том, что некоторые жизненные обстоятельства способны сломать человека. Она была написана М. Горьким в сложный для нашей страны период.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы На дне

Популярные сегодня темы

Сказка Кот в сапогах написана французским писателем Шарлем Перро в XVII веке. Действие начинается с раздела имущества в семье мельника

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки

В произведении главный герой, который являлся любовником одной женщины, которая была замужем, он был противоположной стороной автора. Немного похожая история произошла и с ним именно это

Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Я прочитал пьесу М. Горького На дне.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 13:57:03 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 19 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать