Сочинение Анализ произведения Песня о соколе Горького
В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол. Так же автор представляет и противоположный этой сильной птице образ, описывая всю сущность этих сторон.
В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.
Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.
В рассказе использовано много литературных приёмов – сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.
В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей – это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.
Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.
У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.
Анализ 8 класс
Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.
Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.
Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.
В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.
Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.
В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.
Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Песня о соколе
Популярные сегодня темы
Картину Опять двойка Ф. Решетников написал в 1952 году. Недавно закончилась война, и детям нужно было получать образование.
Сочинения по произведениям Есенина
Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались
История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения
Роман Льва Николаевича Толстого невероятно содержателен и затрагивает много тем. Здесь раскрыто множество тем, связанных с войной, долгом и честью русского солдата и офицера. Однако, война приобрела статус народной
«Песня о Соколе» М. Горького
Средняя оценка: 4.2
«Песня о Соколе»(1895) принадлежит к раннему творчеству М.Горького. Позже писатель вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазёром, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы – реалист. Но в то же время – романтик!»
Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества.
«Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения. Это литературное направление выработало свои традиционные принципы. Основным принципом романтизма является двоемирие. Романтический герой, с одной стороны, живет в мире реальном, с другой, – в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность.
Романтики были уверены в том, что их идеал недостижим. В основном они – пессимисты. Но борьба во имя идеала вызывает у них восхищение.
Романтический герой находится в состоянии противодействия с окружающей действительностью. Его конфликт с миром неразрешим и примирение невозможно. Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы.
Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному.
Это стремление было свойственно раннему М.Горькому. Все традиции романтизма нашли своё отражение в «Песне о Соколе». По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику «сухой и мудрый старик Надыр-Рагим-оглы. Думаю, что «Песня о Соколе» – одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы. Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив «Песни» выражен в рефрене: «Безумству храбрых поем мы песню!»
Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир – морское побережье со скалами. С другой – фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. «Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звёзд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающую его над другими. Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него – пустое место, а Сокол – безумец. В его словах звучит ядовитая ирония.
Старый чабан рассказывает историю о храбром Соколе. Стихия моря навевает ему эту мудрую легенду. Раненая птица упала в темное ущелье. Здесь жил проворный Уж. Гордый Сокол рвался в небо, а «проворному» Ужу было очень комфортно в «гнилом ущелье». Таким образом, основной конфликт легенды развивается в диалоге двух противоположных героев – Ужа и Сокола. Уж не видит практического смысла в мечте птицы о небе. Здесь принцип контраста наблюдается не только в героях, но и образах неба и ущелья. Сокол сделал свободный выбор. Ему невыносимо было дышать в узком ущелье. Он предпочел ему высокое небо.
Сокол готов погибнуть за свой идеал свободы. Его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа.
Сокол – образец романтического героя. Он рвется к свету. Своим трагическим падением Сокол развенчивает «мудрость» Ужа. Это герой исключительный, неспособный примириться с пустым существованием. Только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение. Сокол остается верен своим идеалам.
Уж представляет противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Уж не замечает того, что он живет скудной унылой жизнью. Он не способен понять и совершить подвиг. Этот герой пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении.
В этом произведени автор ставит проблему подвига. И другие романтические герои в ранних произведениях М.Горького совершают неординарные поступки. Но подвигом их назвать нельзя. Это касается Лойко и Радды в повести «Макар Чудра». Смелость и дерзость Ларры из повести «Старуха Изергиль» приводят его к преступлению.
Только Данко и Сокол утверждают бессмертие своим подвигом. Они совершают настоящий подвиг, потому что собственное «эго» для них отошло на второй план. Эти герои стремятся к счастью других. Они идут, чтобы сгореть и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. Гибель для них – награда. Эту мысль в свое время афористично выразил А. Блок:
Есть упоение в бою
И страшной бездны на краю,
О счастье битвы!
Сильные духом герои бескорыстно служат истине, справедливости, красоте. Они не могут жить в узких рамках тусклого существования. Они на порядок выше простых обывателей, потому что видят дальше и глубже. Они не требуют наград за свои лишения и подвиги.
Для лучших романтических героев это естественно. Они радостно сжигают свои сердца: «Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых».
Современные революционеры напоминали М.Горькому лучших романтических героев. Только избранным под силу зажигать людские сердца. Цель Сокола, как и других романтических героев, – заставить людей прозреть и с отвращением увидеть несправедливую, душную, безобразную жизнь, которая их окружает. Эту мысль автор проводит в строках: «Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!»
Популярность темы: 5522 | Оценка: 4.2 | Закладки:
Краткое содержание и анализ произведения «Песнь о Соколе» Горького
В этом коротком рассказе автор высказывает умные мысли и создает уникальный мир, в котором описывает подвиги и смысл жизни. Проводя анализ произведения «Песнь о Соколе», можно увидеть повествование, где писатель восхваляет смелость, воспевает стремление к жизни, а не к существованию. Это сочинение является гимном революции, в нем Горький сопоставляет двух главных героев: Сокола и Ужа.
Жанр повествования
Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.
Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.
Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.
Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:
- обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
- камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.
В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.
Тема и идея
Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.
Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.
Основная проблематика
История создания ранних лирических рассказов Горького и сегодня принимается многими как красивые сказки и предания, которые не имеют чего-то общего с действительностью конца 19 столетия. Но нужно понимать, что написание большинства из них объясняется революционным движением 1894−1898 гг. И если «Песнь о Буревестнике» читалась современниками в качестве призыва к революции, то анализ произведения «Песня о Соколе» показывает, что она больше напоминает басню, из-за использования в рассказе аллегорических образов.
Поэт не только воспевает образ революционеров. Он широко ставит проблему свободы человека. Обычный человек замыкается в собственном тесном мирке. Сам этого не понимая, он начинает становиться пленником устоявшихся правил, которые часто не всегда справедливы. При этом убогом существовании человек больше не понимает значения свободы. Это даже может испугать его, поскольку будет нарушен привычный уклад жизни. Но некоторые сильные личности пытаются выбраться из замкнутого круга, это неизбежно приводит к постоянной борьбе.
Непосредственно из этого вытекает другая важная проблема: назначение человека. Горький убежден, что полноценная жизнь — это постоянное движение к поставленной задаче. Без него, без борьбы, человек является просто бесполезным. Он зря тратит лучшие годы, пытаясь обустроить свой небольшой мирок. Автор уверен, что наивысшая цель человека состоит в служении обществу. По-настоящему пользу смогут принести лишь сильные люди, которые способны на самопожертвование.
Сюжетная линия
Теплой ночью мудрый старец Рагим и рассказчик сидят около камня. За горами уже заметно небольшое сияние всходящей луны. Огонь от костра освещает избитую трещинами часть камня, а на костре готовится уха из только что словленной рыбы.
Рассказчик просит старика рассказать ему сказку. Вначале он не соглашается — желает, чтобы его уговаривали. В итоге он рассказывает свою сказку ритмичным, унылым и напевным речитативом.
В ущелье высоко в горах лежал Уж и наблюдал за морем. Над ним светило солнышко, а где-то внизу бурлил поток воды. Неожиданно в ущелье падает серьезно раненный Сокол.
Уж испугался и решил быстро отползти подальше, но тут же понял, что Сокол проживет не больше нескольких минут. Змея приползла к раненой птице и прошипела: «Что, умираешь?».
Сокол на самом деле умирал. Птица прожила славную жизнь и жалела только об одном: что больше уже не сможет увидеть небо. Сокол испытывал жалость к Ужу, так как он не сможет увидеть небо настолько близко. Уж рассмеялся и сказал, что небо является пустым местом, а ему и «тут хорошо, тепло и сыро».
Сокол привстал и с тоской сказал, что хотел бы, прежде чем умрет, еще разок подняться в небо, зажать врага на ранах на своем теле, чтобы он подавился его кровью. У сокола была мечта сражаться.
Уж решил, что в небе, скорей всего, действительно «жить приятно». Он предложил соколу подползти к краю обрыва и сброситься вниз — возможно, тогда крылья смогут его поднять, и он полетит.
И вздрогнул Сокол и, гордо крикнув, подполз к обрыву, скользя по слизи. Расправив крылья, он вздохнул полной грудью, кинулся с ущелья и пал вниз словно камень, «теряя перья, ломая крылья». Внизу сокола подхватил поток воды, смыл кровь, укутал в пену и отнес в море.
Уж долгое время лежал в ущелье и раздумывал о страсти птицы к небу. Он решил узнать, что мог видеть Сокол «в пустыне той, где нет края и дна» и, почему такие, как он, «смущают любовью остальных к полетам в небеса».
Уж захотел хотя бы ненадолго полететь: свернувшись в клубок, «он прянул в небо». Но рожденный ползать — летать не сможет! Позабыв про это, он упал на камни, но не разбился, а засмеялся.
Уж подумал, что вся прелесть полета — это паденье. Он стал смеяться над птицами, которые не понимают, что такое земля, где много света, однако нет «опоры телу» и пищи.
Анализ рассказа
Исполнение непосредственно песни происходит от лица крымского пастуха — старика Рагима. В начале повествования очень красиво описывается пейзаж, через него природу можно представить, как что-то высокое и духовное, живое, наделенное умеренной силой и мощной энергетикой. Ощущение могучего величия природы позволяет передать жизнерадостность восприятия окружающего мира, призывает к счастью, добиваться и, если это требуется, бороться за него.
Величественность природы представляется контрастным фоном, где ярко выделен образ седого, высокого, худого и мудрого человека, который прожил длинную жизнь, наполненную мудростью. Теперь для него все вокруг одухотворенное, зыбкое, легкое, а непосредственно им овладевает только одно желание — рассуждать, мыслить, раздумывать.
Смотря вдаль, старик предается философским размышлениям, раздумывая о смысле бытия, боге и смерти. Мысли он облекает в песню о гордом Соколе и трусливом Уже. В этой картине оба персонажа символизируют две противоположности:
- Сокол — борьбу, жизнь, храбрость.
- Уж — малодушие, трусость и лень.
Сокол повержен в сражении, но все равно борется за жизнь. Уж лежит в привычной ему обстановке и не торопится уползать из своего безопасного и спокойного места. Для гордой птицы эти условия равнозначны смерти, она не может находиться в них. Сокол начинает томиться от бессильной ярости, он страдает и переживает из-за поражения в сражении, однако услышав от Ужа, что тому в ущелье тепло и уютно, Сокол прозревает и получает новые силы.
Оба персонажа отображают разное мнение, что такое смысл бытия. Для змеи это сводится к лишенному каких-либо стремлений, безропотному и тихому существованию. Для Сокола смысл в том, чтобы совершать героические деяния и смелые поступки, следуя за духовными ценностями своего страстного характера. Уж надсмехается над Соколом, ему непонятно, зачем это надо, если конец у каждого совершенно одинаковый.
Перед смертью Сокол осознает, что жил счастливо и ярко, а гибель только продолжение этой жизни. Смерть Сокола является призывом к продолжению борьбы, это символ начала бессмертия.
Горький — настоящий волшебник слова, с помощью которого он выражает мысль рассказа. Поэт в высшей мере передает главную идею — стремление человека к совершению подвигов. Делая анализ «Песня о Соколе», можно увидеть самоотверженного борца за счастье народа и храброго героя.
Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького – сочинение
|
Смотреть просмотреть |
Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького
Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.
В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалированно передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились. И трупа птицы не видно было в морском пространстве. »
Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать — летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я».
Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря. ». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/
Портфель:
Выбранных работ
На данный момент в нашей базе:
Рефераты: 60160
Дипломные работы: 626
Курсовые работы: 2381
Шпаргалки: 1034
Доклады: 12078
Сочинения: 5238
Изложения: 1016
Топики: 1546
Бестселлеры: 9
Авторские материалы: 6802
Отчеты: 1
Всего работ: 90891
[Новые поступления]
Cкачать DOCX Сочинение Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М Горького бесплатно
просмотреть через: 20 сек.
Установите безопасный браузер
Предпросмотр документа
-3810381000Бинго! Ты только что нашел решение своей проблемы! Только давай договоримся – ты прочтешь текст до конца, окей? 🙂
Давай начистоту – тут один шлак, лучше закажи работу на HYPERLINK “http://author-24.site/” author-24.site и не парься – мы все сделаем за тебя! Даже если остался день до сдачи работы – мы справимся, и ты получишь «Отлично» по своему предмету! Только представь: ты занимаешься своим любимым делом, пока твои лохи-одногруппники теряют свои нервные клетки…
Проникнись… Это бесценное ощущение 🙂
Курсовая, диплом, реферат, статья, эссе, чертежи, задачи по матану, контрольная или творческая работа – всё это ты можешь передать нам, наслаждаться своей молодостью, гулять с друзьями и радовать родителей отличными оценками. А если преподу что-то не понравится, то мы бесплатно переделаем так, что он пустит слезу от счастья и поставит твою работу в рамочку как образец качества.
Еще сомневаешься? Мы готовы подарить тебе сотни часов свободного времени за смешную цену – что тут думать-то? Жизнь одна – не трать ее на всякую фигню!
Перейди на наш сайт HYPERLINK “http://author-24.site/” author-24.site – обещаю, тебе понравится! 🙂
А работа, которую ты искал, находится ниже 🙂
Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького
Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку.
В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалированно передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились. И трупа птицы не видно было в морском пространстве. »
Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать — летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я».
Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря. ». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.
Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс
В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.
Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа. Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.
Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие. Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.
Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.
Два героя песни, уж и сокол, – это олицетворение людей двух складов характеров. Одни из них привыкли жить своей обычной повседневной жизнью. Они спокойны, ведь все течет ровно и гладко. Это состояние застоя подчеркивает автор и тогда, когда изображает размышляющего ужа лежащим на камне. Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.
Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других. Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.
Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз. Последние свои минуты, и те проводит он в полете.
В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.
А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.
Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования. А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.
Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать. Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.
Анализ рассказа Песня о соколе
«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.
Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.
Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.
Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.
Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.
Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.
Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.
Анализ поэмы Горького Песня о соколе
Несколько интересных сочинений
Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века.
Цінності людини у всі часи відрізнялись. В кожний час, у різних народів та цивілізацій були якісь свої, особливі цінності. Але це стосувалось суспільства, тобто цінностей, які визнавали більшість людей. Завжди бували люди
Эта сказка о торжестве справедливости в жизни и о непременном наказании зла. Одним из главных положительных героев произведения является князь Гвидон – сын царя Салтана
Повествование ведётся от лица главного героя романа – Д-503. Точнее, мы как бы читаем дневник Д-503, который записывает, что с ним происходило в определённый момент времени
Я довольно разносторонняя личность, мне нравится просмотреть книги, заниматься музыкой, учить иностранные языки, но больше всего я люблю рисовать. Рисование стало моим хобби с самого детства, мама часто вспоминает
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение Ссылка на основную публикацию