Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

«Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)»

«Я мыслю, следовательно, существую».

Л. Н. Толстому драма «На дне» не понравилась: она была неправдой, потому что её персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни го­родским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи- ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог.

Только горьковское произведение и не было предназначено для того, чтобы пощекотать нервы зрителя неведомым ему существованием опасных или непри­ятных людей.

Здесь решались вопросы не только жизни воров и бродяг, «бывших людей», но и вопросы жизни зрителей. Вообще всех людей, в России и за её пределами.

– Что такое человек?

– Что такое правда?

– Что такое жизнь и куда мы уходим потом?

– И существует ли мир на самом деле или «во что веришь, то и есть»?

– И каков этот мир.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный. В каждом событии в пьесе он злой и прямой свидетель. Сатину он объяснит, за что били, Наташе — что в «ши­тье» Васьки Пепла «ниточки-то гнилые», Луке — что попал тот в воровскую ком­панию. Мир, говорит Бубнов, жесток, и если не хочешь убивать или быть уби­тым, нужно бежать нр самое дно жизни, спрятаться от неё. А главное, от людей. Добрых среди них нет, притворяются добрыми, чтобы обмануть, своего добиться. Как Настька, раскрашивают себя. Он и сам был раскрашен, думал, так и умрёт с жёлтыми руками, «а теперь вот они, руки. просто грязные(!)». И если умирает человек, надгробное слово у Бубнова короткое: «Кашлять перестала, значит». Для скорняка (и профессию ему автор подобрал — жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни.

Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его виде­нии. Живущий здесь просто ожидает прекращения болезней и нравственных мук.

Ещё один философ перед нами — это Сатин. В его «вселенной» много пре­красного — и людей, и книг. «Славная, брат, была человечинка сестра у меня. » «Дубьё. молчать о старике! . Старик — не шарлатан!» «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» Он много читал, и из его прошлого опускаются «на дно», в подвал, похожий на пещеру, странные слова — не о еде, не о деньгах. Он и преступник нена­стоящий: «убил подлеца в запальчивости и раздражении». Ему тоже придётся произнести надгробное слово: «Эх, испортил песню. дурак!» Впервые в пьесе шу­лер заговорил. как шулер. Его мир — это мир иллюзий или страданий, потому что в нём нет места для труда: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном ско­пище людей и водочный дурман.

Третий и самый непонятный исследователь жизни — странник Лука, появив­шийся неожиданно неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чём его вера. Умный и наблюдательный, он легко и быстро проникает в мечты встреченных им людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям. Это ему при­надлежит высказывание: «Во что веришь, то и есть». В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь. Но пока — Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: «Ни одна блоха не плоха. » Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежни­ков «он подействовал. как кислота на старую и грязную монету». Но именно в нём вижу я трезвую оценку жестокого мира страданий: слишком быстро он со­риентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылёвым и слишком разумный для беспаспортного бродяги выход он находит. Но человек не может жить без иллюзий так же, как не может он жить без понимания жизни. И потому непонятен старый прохожий (или проходимец?) Лука.

Но как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают ге­роев пьесы.
«Человек! Это не ты, не я, не они. » Нам ещё долго дорастать до Человека и создавать сначала иллюзорный мир, а потом превращать его в мир реальный, в котором всё равно останется страдание — сознание своего несовершенства.

«Правда — бог свободного человека». «Ложь — религия рабов и хозяев». Зна­чит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит — и хозяев.

Жизнь — это труд и борьба, любовь и забота, и после неё — ничего, что было бы доступно земному человеку.

И мир есть на самом деле, и это не лучший из миров.

И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для доб­ра. Должны появиться лечебницы «для организмов, отравленных алкоголем», женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радо­стью и удовольствием. «В этом — все начала и все концы.

Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!»

Мир иллюзий и мир страданий (по пьесе М. Горького «На дне»)

I. Почему пьесу «На дне» следует считать социальной драмой? (Во главу угла постав­лены проблемы не только бытия, но и быта реальных людей, которые были типичны для своего времени и обстоятельств. Горького возмущает безразличие общества к «бывшим людям». Человек не может позволить себе быть бывшим. А общество? Нравственно ли общество, которое позволяет такое существование своих членов? Писатель обнажил самые болезненные проблемы современного ему общества, по­казав в представителях «дна» людей из различных сословий, тем самым подчеркнув, что все общество нездорово.)

II. Кто хозяин жизни? (Хозяин тот, кто благодаря деньгам имеет хотя бы относительную свободу. И прежде всего это Костыпёв. Иногда кажется, что он не только хозяин ночлежки, но и хозяин жизни тех несчастных людей, которых по разным причинам сюда забросила судьба. Добр ли он, справедлив ли? Конечно, нет. Он мелок, он жалок и гадок в своем желании содрать последнее с этих людей, у которых почти ничего не осталось. Вот он требует добавочный пятак с Клеща, чтобы перед иконой всегда горела свеча — его жертва Богу. И это у человека, который в отчаянии сидит у постели умирающей жены. Нет у него ничего человеческого, да и Бога он не боится. Поэтому заел молодую жену, которая в своем желании урвать и себе кусок счастья не щадит ни любовника, ни родную сестру. Пожалуй, к хозяевам помельче можно отнести и Квашню, которая, торгуя пельменями, сколотила себе капитал и живет здесь только из экономии. Можно ли ждать милосердия от таких «хозяев жизни»? Скорее всего, весь этот мир устроили люди, подобные Костылёву, раз он существует в таком виде.)

III. Начто надеялись обитатели «дна»? (Существует мнение, что опасные иллюзии оби­тателям ночлежки внушил странник Лука. Но разве до его появления Клещ не берег свой заветный сундучок с инструментами в надежде, что выберется отсюда, ведь он человек мастеровой, у него в руках ремесло. А Настя? Читая романы, она обливалась слезами от несбывшихся надежд на любовь, красивую и чистую. А вокруг все видели лишь то, кем она была на самом деле, и насмехались над ней. Но надежда согревала, давала силы терпеть страдания. Правда, обоснованы ли были эти надежды?)

IV. Лука: ложь во спасение? (Выходит, что Лука ничего нового не внес, иллюзии были у героев и прежде? И все же если раньше у них не существовало иллюзий насчет того, что кто-то им поможет, то Лука, пожалев их единожды, внушил им опасную мысль о том, что спасение следует ждать извне, надеясь не на свои силы, а на чудо. И потому что чуда не произошло, они были горько разочарованы. Значит, жалеть людей страдающих не нужно? А как же милосердие, сострадание? Горький считает, что жалость не должна унижать человека, не должна отнимать у людей веру в свои силы. Жалость Луки внушила иллюзии, крушение которых стало для героев траге­дией.)

V. Уместны ли речи Сатина среди страданий и иллюзий? (Люди, попавшие на «дно», унижены и раздавлены нищетой. Одних она довела до воровства, других погубила по- иному. Но своей жизнью герои опровергают высказывание о том, что бедность — не порок. К сожалению, еще и мать всех пороков. И все же, разбуженный неожиданно речами Луки, Сатин напоминает всем вокруг о том, что и они, униженные обще­ством, оскорбленные нищетой, — люди. Он убежден: человек сам может попытаться выбраться, если очень захочет. Чем невыносимей страдания человека, тем страш­
ней, опасней для него несбыточные иллюзии, потому что не они указывают путь к выходу. А что же сам Сатин? Почему он не стремится выбраться? Быть может, это тот случай, когда человек научился обходиться малым и чувствует себя свободным всюду, потому что не зависит от материальных благ и не желает для себя ничего иного, кроме скромной крыши над головой и скромной еды. Ответа на вопрос о Сатине не знал даже Горький. Тем интереснее читателю строить свои гипотезы. Ведь писатель по-своему представил нам модель мира, наполненного страданиями и иллюзиями.)

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького “На дне” (Первый вариант)

“Я мыслю, следовательно, существую”.

Л. Н. Толстому драма “На дне” не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни городским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи – ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог.

Только горьковское произведение и не было предназначено для того, чтобы пощекотать нервы зрителя неведомым ему существованием опасных или неприятных людей.

Здесь решались вопросы не только жизни воров и бродяг, “бывших людей”, но и вопросы жизни зрителей. Вообще всех людей, в России и за ее пределами.

– Что такое человек?

– Что такое правда?

– Что такое жизнь и куда мы уходим потом?

– И существует ли мир на самом деле или “во что веришь, то и есть”?

– И каков этот мир.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный. В каждом событии в пьесе он злой и прямой свидетель. Сатину он объяснит, за что били, Наташе – что в “шитье” Васьки Пепла “ниточки-то гнилые”, Луке – что попал тот в воровскую компанию. Мир, говорит Бубнов, жесток, и если не хочешь убивать или быть убитым, нужно бежать нр самое дно жизни, спрятаться от нее. А главное, от людей. Добрых среди них нет, притворяются добрыми, чтобы обмануть, своего добиться. Как Настька, раскрашивают себя. Он и сам был раскрашен, думал, так и умрет с желтыми руками, “а теперь вот они, руки… просто грязные(!)”. И если умирает человек, надгробное слово у Бубнова короткое: “Кашлять перестала, значит”. Для скорняка (и профессию ему автор подобрал – жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни.

Читайте также:  Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его видении. Живущий здесь просто ожидает прекращения болезней и нравственных мук.

Еще один философ перед нами – это Сатин. В его “вселенной” много прекрасного – и людей, и книг… “Славная, брат, была человечинка сестра у меня. ” “Дубье… молчать о старике! …Старик – не шарлатан!” “Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!” Он много читал, и из его прошлого опускаются “на дно”, в подвал, похожий на пещеру, странные слова – не о еде, не о деньгах… Он и преступник ненастоящий: “убил подлеца в запальчивости и раздражении”. Ему тоже придется произнести надгробное слово: “Эх, испортил песню… дурак!” Впервые в пьесе шулер заговорил… как шулер. Его мир – это мир иллюзий или страданий, потому что в нем нет места для труда: “Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?” Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном скопище людей и водочный дурман.

Третий и самый непонятный исследователь жизни – странник Лука, появившийся неожиданно неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чем его вера. Умный и наблюдательный, он легко и быстро проникает в мечты встреченных им людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям. Это ему принадлежит высказывание: “Во что веришь, то и есть”. В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь. Но пока – Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: “Ни одна блоха не плоха…” Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежников “он подействовал…, как кислота на старую и грязную монету”. Но именно в нем вижу я трезвую оценку жестокого мира страданий: слишком быстро он сориентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылевым и слишком разумный для беспаспортного бродяги выход он находит. Но человек не может жить без иллюзий так же, как не может он жить без понимания жизни. И потому непонятен старый прохожий (или проходимец?) Лука.

Но как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают героев пьесы.

“Человек! Это не ты, не я, не они…” Нам еще долго дорастать до Человека и создавать сначала иллюзорный мир, а потом превращать его в мир реальный, в котором все равно останется страдание – сознание своего несовершенства.

“Правда – бог свободного человека”. “Ложь – религия рабов и хозяев”. Значит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит – и хозяев.

Жизнь – это труд и борьба, любовь и забота, и после нее – ничего, что было бы доступно земному человеку.

И мир есть на самом деле, и это не лучший из миров.

И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для добра. Должны появиться лечебницы “для организмов, отравленных алкоголем”, женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радостью и удовольствием. “В этом – все начала и все концы…

Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!”

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького “На дне” (Первый вариант) – Новые сочинения

Похожие сочинения:

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького “На дне” (Второй вариант) Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека. М. Горький. На дне Публика сразу и безоговорочно приняла замечательную пьесу М. Горького “На.

Ранний романтизм М. Горького (Первый вариант) “Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!” М. Горький Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был вызван жизнью и творческими поисками молодого.

Краткое содержание пьесы М. Горького “На дне”, план (Первый вариант) План Описание ночлежки и ее жителей: Василиса, ее муж Костылев – содержатели ночлежки; Наталья, сестра Василисы; Васька Пепел, вор; Клещ, слесарь; Анна, его жена, при.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” (Первый вариант) Вся Россия – наш сад. А. Чехов. Вишневый сад. “Вишневый сад”, написанный в 1903 г., – последнее произведение Чехова, в котором он в очередной раз.

Образ Луки в драме М. Горького “На дне” (Первый вариант) (План) Правдоискатели в философской драме. (Горького интересовала не “этнография” ночлежки, а продолжение философских споров его времени на самых разных уровнях общества и в самых неожиданных местах.

Дружба Максима Горького и Михаила Коцюбинского Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким.

Краткое содержание повести М. Горького “Детство” (Первый вариант) Пароход бухал и дрожал, окно каюты горело. Установилась хорошая погода, незаметно плыло над Волгой солнце. Каждый час менялись пейзажи: то зеленые горы, то, словно пряничные.

Краткое содержание рассказа М. Горького “Макар Чудра” (Первый вариант) Начинается рассказ с описания безграничной степи и бесконечного моря. Повествователь по ночам беседует со старым цыганом Макаром Чудрой, который сторожит коней недалеко от своего табора.

Правда о человеке в пьесе “На дне” М. Горького В пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди.

Три правды в пьесе М. Горького “На дне” Что есть истина? Понтий Пилат Никто не сомневается в том, что истина есть, но в то же время никто не только не обладает истиной, но.

Кто прав в споре о правде – Лука или Сатин? (по пьесе М. Горького “На дне”) Человек – вот правда! М. Горький. На дне Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году, накануне первой русской революции. Она дает яркое.

Человек – это звучит гордо! (по пьесе М. Горького “На дне”) Надо уважать человека! М. Горький. На дне Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям.

Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Лев Николаевич Толстой драму “На дне” забраковал: по его мнению, словарь пьесы явно не соответствовал речи обитателей Хитрова рынка. Он был бы абсолютно прав, если.

Тренировочный текст по пьесе Горького “На дне” Г Отовясь к сочинению по драме Горького “На дне”, можно предложить ученикам тренировочный текст, задача которого – не только представить в обобщенном виде полученные на.

Сочинение Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней. Ж. Ж. Руссо Россия конца 1890-х – начала 1900-х годов переживала – глубокий социально-экономический.

Сочинение Человек – это звучит гордо по пьесе Горького На дне Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ.

Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” 1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По.

Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне” (План-сочинение) Пьеса М. Горького “На дне” (1902). Эта драма стала результатом жизненного опыта и философских исканий писателя. “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что.

Подготовка к сочинению по теме “Роль Луки в пьесе М. Горького “На дне”” С тех пор как во многих вузах отменили на вступительных экзаменах сочинение, учителю литературы в старших классах (особенно в выпускном) стало работать очень сложно. Школьники.

Ранний романтизм М. Горького (Третий вариант) К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не.

Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант) Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! М. Горький На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и.

Краткое содержание пьесы М. Горького “На дне” (Второй вариант) Действующие лица: Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его жена, 26 лет. Наташа, сестра Василисы, 20 лет. Медведев, их дядя, полицейский, 50.

Образ Луки в драме М. Горького “На дне” (Второй вариант) (План-сочинение) Носитель философии “утешительной лжи” в пьесе М. Горького “На дне” (1902). В системе персонажей пьесы М. Горького “На дне”, ставшей попыткой автора найти ответ на.

Роль знаний в жизни человека (Первый вариант) Нет силы более могучей, чем знание; Человек, вооруженный знанием, – Непобедим. М. Горький Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к.

Читая Есенина (Первый вариант) “Поле любимо, но небо возлюблено, Небом единым жив человек”. А. Вознесенский “В продуманности строки – тончайшая тяжеловесность, Ей это приносит известность и ценят ее знатоки.

Краткое содержание рассказа М. Горького “Макар Чудра” (Второй вариант) С моря дул прохладный осенний ветер. У моря перед костром сидел Макар Чудра, старый цыган, и его собеседник. Он сторожил свой табор, который раскинулся недалеко.

“Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии “Недоросль” Д. И. Фонвизина) (Первый вариант) В эпоху просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Основная проблема, которую Д. И. Фонвизин поднимает в своей комедии “Недоросль” – проблема воспитания, подготовки.

Краткое содержание повести М. Горького “Детство” (Второй вариант) Глава 1 В полутемной комнате на полу, под окном, лежит отец мальчика. Он одет в белое, необыкновенно длинный, его веселые глаза прикрыты черными кружками медных.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” (Второй вариант) Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” (1903) при всей своей созвучности времени написания не потеряла актуальности и много десятков лет спустя. Объясним этот факт просто.

Маяковский – поэт-новатор (первый вариант) …Создание правил – это не есть сама по себе Цель поэзии, иначе поэт выродится в схоласта, Упражняющегося в составлении правил для Несуществующих или ненужных вещей.

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького “На дне” (Первый вариант)

“Я мыслю, следовательно, существую”.

Л. Н. Толстому драма “На дне” не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни городским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи – ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог.

Читайте также:  Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

Только горьковское произведение и не было предназначено для того, чтобы пощекотать нервы зрителя неведомым ему существованием опасных или неприятных людей.

Здесь решались вопросы не только жизни воров и бродяг, “бывших людей”, но и вопросы жизни зрителей. Вообще всех людей, в России и за ее пределами.

– Что такое человек?

– Что такое правда?

– Что такое жизнь и куда мы уходим потом?

– И существует ли мир на самом деле или “во что веришь, то и есть”?

– И каков этот мир.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный. В каждом событии в пьесе он злой и прямой свидетель.

Сатину он объяснит, за что били, Наташе – что в “шитье” Васьки Пепла “ниточки-то гнилые”, Луке – что попал тот в воровскую компанию. Мир, говорит Бубнов, жесток, и если не хочешь убивать или быть убитым, нужно бежать нр самое дно жизни, спрятаться от нее. А главное, от людей. Добрых среди них нет, притворяются добрыми, чтобы обмануть, своего добиться. Как Настька, раскрашивают себя.

Он и сам был раскрашен, думал, так и умрет с желтыми руками, “а теперь вот они, руки… просто грязные(!)”. И если умирает человек, надгробное слово у Бубнова короткое: “Кашлять перестала, значит”. Для скорняка (и профессию ему автор подобрал – жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни.

Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его видении. Живущий здесь просто ожидает прекращения болезней и нравственных мук.

Еще один философ перед нами – это Сатин. В его “вселенной” много прекрасного – и людей, и книг… “Славная, брат, была человечинка сестра у меня. ” “Дубье… молчать о старике! …Старик – не шарлатан!” “Человек! Это – великолепно!

Это звучит… гордо!” Он много читал, и из его прошлого опускаются “на дно”, в подвал, похожий на пещеру, странные слова – не о еде, не о деньгах… Он и преступник ненастоящий: “убил подлеца в запальчивости и раздражении”. Ему тоже придется произнести надгробное слово: “Эх, испортил песню… дурак!” Впервые в пьесе шулер заговорил… как шулер. Его мир – это мир иллюзий или страданий, потому что в нем нет места для труда: “Работать?

Для чего? Чтобы быть сытым?” Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном скопище людей и водочный дурман.

Третий и самый непонятный исследователь жизни – странник Лука, появившийся неожиданно неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чем его вера. Умный и наблюдательный, он легко и быстро проникает в мечты встреченных им людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям.

Это ему принадлежит высказывание: “Во что веришь, то и есть”. В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь. Но пока – Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: “Ни одна блоха не плоха…” Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежников “он подействовал…, как кислота на старую и грязную монету”. Но именно в нем вижу я трезвую оценку жестокого мира страданий: слишком быстро он сориентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылевым и слишком разумный для беспаспортного бродяги выход он находит.

Но человек не может жить без иллюзий так же, как не может он жить без понимания жизни. И потому непонятен старый прохожий (или проходимец?) Лука.

Но как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают героев пьесы.

“Человек! Это не ты, не я, не они…” Нам еще долго дорастать до Человека и создавать сначала иллюзорный мир, а потом превращать его в мир реальный, в котором все равно останется страдание – сознание своего несовершенства.

“Правда – бог свободного человека”. “Ложь – религия рабов и хозяев”. Значит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит – и хозяев.

Жизнь – это труд и борьба, любовь и забота, и после нее – ничего, что было бы доступно земному человеку.

И мир есть на самом деле, и это не лучший из миров.

И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для добра. Должны появиться лечебницы “для организмов, отравленных алкоголем”, женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радостью и удовольствием. “В этом – все начала и все концы…

Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!”

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького “На дне”

Ложь – религия рабов и хозяев.

Правда – бог свободного человека.

М. Горький. На дне

Публика сразу и безоговорочно приняла замечательную пьесу М. Горького “На дне”. Этот невероятный успех можно объяснить глубиной идейного содержания, освещением острых социальных вопросов в этой пьесе, героями которой впервые в литературе и в драматургии стали босяки – в том виде, в каком изобразил их Горький. “На дне” жизни мы встречаемся не с жалкими и бесполезными, никчемными людьми, какими их привыкли изображать, а с людьми гордыми,

Люди, казалось бы, всем своим образом жизни обреченные на страдания.

Некоторые из героев пьесы не всегда принадлежали миру отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство. Теперь все самое ценное у них сосредоточено в прошлом, в воспоминаниях, им есть куда оглянуться.

Сатин – умный человек, образованный, вероятно, раньше у него была более содержательная жизнь, но теперь он тоже – один из опустившихся.

Но многие герои пьесы не имеют ни в памяти, ни в сердце ничего светлого, доброго при возвращении к прошлому. Кажется, что жизнь вора Васьки Пепла, проститутки Насти, даже сестры хозяйки Наташи всегда была такой же безрадостной, суровой, ужасной, как сейчас. Однако всякому человеку очень трудно жить на свете без веры, и поэтому босяки знакомой нам ночлежки ищут надежду и утешение в иллюзиях о возможном будущем. И здесь одну из определяющих ролей играет странник, прохожий старичок Лука. Кто он, откуда появился – никто не знает.

Но он старается по-своему помочь героям пьесы, поддерживает в них надежды и этим на время лечит душевные раны собеседников, подбирая свой ключик к сердцу каждого.

Лука верит в человека, утверждает, что “человек все может… лишь бы захотел”. Ему же принадлежат слова: “Все ищут люди, все хотят – как лучше… Они – найдут! Они – придумают! Помогать только надо им… уважать надо…” Я не согласна с тем, что гуманизм Луки – пассивный, реакционный.

Он сумел реально помочь многим людям задуматься о своей жизни, о том, что так быть не должно, подвигнул их к поиску выхода, поддержал их надежду. Никому кроме него не было дела до умирающей Анны, которую он сумел утешить и успокоить перед смертью – а разве есть что-то важнее в последние минуты жизни? Лука указал вору Ваське Пеплу, инстинктивно тянущемуся к чистоте и честности, сложный, но верный путь – нужно было лишь решиться пойти по нему.

Да и Актер после бесед с Лукой уж если и не нашел бы свою иллюзорную бесплатную лечебницу для алкоголиков, но смог бы взяться за себя, усилием воли воздержаться от пьянства и вернуться в искусство, начать жить заново. Но сам Лука не сумел бы начать, решиться, сделать все это за обездоленных героев, а сами они оказались слабыми людьми, и поэтому трагический конец для многих оказался неизбежным, т. е. “ложь” Луки всем “навредила”. На самом же деле, я думаю, причина трагедии в том, что Актер не поверил в себя, в свои силы, а, как на костыль, опирался на мечту о больнице, забыв, что лечение было лишь ступенькой к возвращению в искусство. Васька Пепел очень долго думал и решался, решился ли он до конца?

А ведь у него была возможность уйти и одному начать новую жизнь, достичь чего-то и лишь потом вернуться за Наташей. Получилось же все по-другому: Актер повесился, Наташу из-за ревности обварила и сделала калекой злая сестра Василиса, влюбленная в Пепла, сам Васька случайно, не рассчитав силы, убивает старика Костылева и попадает в тюрьму.

И в то же время я согласна с замечательными словами Сатина: “Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека”. Многие герои пьесы не смогли не лгать самим себе – и это стало для них настоящей трагедией.

Мне кажется, что найти выход даже из самого трудного положения может лишь человек, реально оценивающий свои силы и способности, видящий цель перед собой и никогда не старающийся обмануть себя, чтобы закрыть глаза на сложность и запутанность пути.

Сказка про Рона Недалеко от моей дачи вдоль дороги стоят березы. Обычно туда в мае ходят дачники собирать березовый сок. На березах много вороньих гнезд. И вот именно там, в березовой рощице, я.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Тема дома и семьи – одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской.

На кого поднял руку купец Калашников? Эпоха правления Ивана IV была под стать самому правителю: противоречивой и грозной. С одной стороны, она характеризовалась стремительным ростом могущества Российского государства. В течение этого периода были покорены Казанское и.

Надбавки педработникам и библиотекарям: предельный размер на смену фиксированному Кабмин принял сразу два постановления, которыми изменены размеры надбавок некоторым категориям работников бюджетной сферы. Речь идет о: 1) постановлении КМУ от 25.03.2014 г. № 88, которым внесены изменения в постановление.

Конспект урока технологии для 5 класса “Особенности обработки накладных карманов” Педагог – Прокопенко Валентина Васильевна, высшая квалификационная категория Предмет – Технология Номинация – Технологии ведения дома. Раздел – Технология изготовления швейных изделий Тема урока – ” Особенности бработки накладных карманов”.

Как “делают уроки” Мы не обязаны буквально выполнять свой план урока. Но написать его – в какой угодно форме – мы все-таки должны. И это правильно, то есть, если хотите, честно по отношению.

Конспект урока по истории “Общественно – политическая мысль в 30-50 годы XIX века” 10 класс Учитель МБОУ СОШ № 27 Толмачева Н. В. разработка урока в 10 классе на тему “Общественно – политическая мысль в 30-50 годы XIX века”. Тип урока: Комбинированный Цель: Определить и.

Способы построения и содержание интересного урока литературы Продолжение. Начало в №№ . Я воздвиг памятник . 5. Конкурс “Имена пушкинских героев” . Задание: к фамилии присоединить имя. Этот конкурс проводится на сцене, каждая команда выставляет одного человека.

Читайте также:  Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького Челкаш: сочинение

Розбитий сонячний кларнет Павла Тичини В моїх руках маленька книжечка видавництва “Дніпро” ще аж 1970 року. Вона сіренька, невидна, але така парадоксально нова й зачитана водночас. На першій сторінці – портрет Тичини: ще зовсім молодого.

А. Куприн Тихая, мимолетная и всегда нежно-красивая грусть, грациозная, задумчивая любовь, меланхолическая, но легкая, ясная “печаль минувших дней”, и, в особенности, таинственное очарование природы, прелесть ее красок, цветов, запахов, – вот главнейшие.

Відкритий урок читання Комунальний заклад ” Нікопольська спеціалізована школа I – III ступенів №5″ Конспект уроку читання 2 клас ” Скринька українських казок. Лисичка Сестричка” Вчитель: Грищенко В. П 2013-2014 н. р. Тема.

“Певцы”, анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева Рассказ И. С. Тургенева “Певцы” входит в объемный цикл очерков и рассказов, объединенных общим названием “Записки охотника”. Цикл создавался в течение многих лет – с 1847 по 1851 год и.

Волшебная история в духе русских народных сказок для 4 класса Одному доброму старичку досталась молодая жена – плутоватая баба. Он ей слово, она ему в ответ: -?Нет тебе, старый лежебок, ни пить, ни есть, ни белой рубахи надеть! А не.

Проект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы Конспект проекта совместной деятельности воспитателя с детьми для детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: История школьных принадлежностей Автор: Харченко Вероника Юрьевна, воспитатель 1- й квалификационной категории ГБДОУ д/с №119 Невского.

Сочинение на тему Критика и современники о комедии “Горе от ума” -28 С защитой Грибоедова и похвалами его комедии выступили А. А. Бестужев в “Полярной звезде”, О. М. Сомов в “Сыне отечества”, В. Ф. Одоевский и Н. А. Полевой в “Московском.

“А вже весна…” Комунальний заклад Сумської обласної ради Роменська ЗОШ-інтернат 1-Ш ст. для дітей-сиріт і дітей, позбавлених батьківського піклування імені О. А. Деревської Відкритий виховний захід ” А вже весна…” Провела: Лісненко Т.

Об истории создания и появлении в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича” По мнению самого А. И. Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не.

Угроза формализма Над российским школьным литературным образованием вновь собираются тучи. В опубликованном проекте Стандарта литературного образования произведена подмена этого документа другим. В разделе, посвященном содержанию литературного образования, Стандарт превращен в учебную программу.

“В центре вселенского мира…” Стихотворение А. Т. Твардовского “Полночь в мое городское окно…” на уроке литературы в 11-м классе Александр Трифонович Твардовский – один из самых ярких и значительных поэтов XX века. Опубликованные в.

Физкультминутки на уроках Физкультминутка. А в лесу растет черника А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. Физкультминутка. Аист –.

Сейчас вы читаете: Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького “На дне”

МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

МИР ИЛЛЮЗИЙ И МИР СТРАДАНИЙ. История человечества насчитывает много тысячелетий. И, навер­ное, с первого дня, когда человек осознал себя человеком, он зада­вал себе вопрос: в чем же настоящая правда жизни? Ответ на этот вопрос люди продолжают искать и сегодня. И для каждого правда своя. Потому так различны пути людей в этом мире.

Искали эту правду герои произведений многих известных писа­телей и поэтов. Искали ее и герои пьесы М. Горького «На дне*. Удалось ли им найти истину? Однозначного ответа на этот вопрос мы не находим. Споры об идейном содержании пьесы ведутся по сей день. И это не удивительно, потому что произведение Горького ни­кому не позволяет остаться равнодушным.

С самых первых страниц пьесы мы попадаем в страшный, удуш­ливый мир «дна» — «днаобщества», «днажизни».

Перед нами открываются картины жалкого существования лю­дей, «выброшенных за борт». Они коротают время в убогой ночлеж­ке, в подвале, который больше похож на пещеру или на тюрьму. «Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившей­ся штукатуркой». «Яма эта будет мне могилой», — говорит Актер и его слова подчеркивают безвыходное положение этих людей. Кто они? Откуда? Почему оказались здесь? У каждого из них своя ис­тория, своя судьба.

Общее только одно — все они сломлены жизнью, обречены не­справедливостью общества на безвестность и гибель. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; больные, го­лодные, измученные непосильным трудом и никому не нужные: быв­ший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. Вся их жизнь растрачена, загублена, втоптана в грязь. С непревзойденным художественным мастерством показывает автор те ужасные условия жизни, которые толкают людей на ее «дно», в «яму». Человек перестает быть человеком, превращаясь в жалкое су­щество, не имеющее будущего, не имеющее души, утратившее даже человеческое имя.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случи­лось: им не хватило сил, смелости, решительности, желания пре­одолевать трудности, противиться своей судьбе. Но виновато также и общество. Все персонажи пьесы — жертвы несправедливого, жес­токого капиталистического порядка. Порядка, который продолжает преследовать их даже здесь, на «дне жизни». Обессиленные и обез­доленные, они продолжают служить объектом эксплуатации. Их хозяева мещане-собственники не останавливаются ни перед каки­ми преступлениями, пытаясь выжать из них несколько грошей. Здесь действуют, возможно, еще более жестокие и неумолимые волчьи за­коны, которые преследуют человека от рождения до смерти. Имен­но они и толкают людей на преступления, бесчестные поступки. И те, кто оказались «на дне», уже никогда не смогут выбраться отту­да, не смогут вернуть себе человеческий облик и нормальную жизнь, которую каждый из них когда-то знал.

Люди разных характеров и социальных условий, испытавшие голод, побои, безработицу, тюремное заключение, холод, — теперь стараются лишь забыться, призвать «золотой сон». В этом забытьи им начинает казаться, что для них еще не все потеряно, что у них еще есть надежда. Так, Настя мечтает о чистой любви, Актер ве­рит, что сможет вылечиться и вернуться к прежней жизни, Клещ мечтает о честном труде, Пепел хочет бросить воровство и уехать с Наташей в Сибирь. Отобрав у этих людей все, что у них когда-то было, общество не смогло отнять одного — веры в лучшее будущее.

Дапоможет ли эта вера людям, лишенным воли, лишенным жела­ния и способности подняться на борьбу?

Обнажая противоестественность и бесчеловечность социальных отношений, делающих неизбежным возникновение и существование «дна», Горький вместе с тем с огромной разоблачающей силой об­рушивается и на буржуазную философию утешительной лжи.

Герои пьесы имеют в душе иллюзию спасения. Но эта иллюзия не спасает, а, наоборот, губит их души. А странник Лука лишь усу­губляет их положение, подогревая в них эти тщеславные мечты. Он считает людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в сострадании и жалости. Довольно тонкий психолог, Лука находит слова утешения для каждого. Придерживаясь принципа «ложь во имя спасения», он сеет иллюзии, рассказывает красивые утешительные сказки, за ко­торые жадно хватаются эти отчаявшиеся, слабые духом люди.

Лука как бы обобщает и поддерживает несбыточные надежды обитателей ночлежки. Его беседы со страждущими усиливают их веру в неосуществимые мечты и фантазии. Больную Анну, боящу­юся смерти и взывающую к Богу, он убеждает в существовании Царствия Небесного и счастливой жизни в нем. Лука поддержива­ет безнадежные планы Клеща, мечтающего выбраться из ночлежки с помощью труда. Актеру, надеющемуся избавиться от алкоголиз­ма, старик рассказывает о больнице, где бесплатно лечат алкоголи­ков. Он укрепляет и подогревает веру Насти в красивый и чистый роман, заставляя ее и дальше продолжать жить в выдуманном ею мире. Любящих, но разделенных непреодолимыми социальными преградами Наташу и Пепла Лука вдохновляет легендой о возмож­ности настоящей свободной любви на свободной земле.

Люди, которые оказались «на дне», были искалечены и раздав­лены жестокой судьбой. И все же в них еще чувствовались силы для борьбы. Лука же своими сказками, вместо того чтобы собрать и объединить эти силы, расслабляет их. Вместо того чтобы звать на борьбу против несправедливой жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных людей с угнетателями и тиранами. Он примиряет их с судьбой, заставляя сложить руки и ждать.

Именно Лука своими советами и рассказами о нереальной буду­щей жизни незаметно подталкивает героев к трагическому фина­лу. Его утешения не помогли никому из обитателей ночлежки. Анна перед смертью, вопреки уверениям старика о счастливой загробной жизни, где «больше ничего не надо будет, и бояться — нечего», мечтает еще хоть немного пожить на этой земле. Пепла ждет катор­га за убийство Костылева, разрушающая все легенды о вольной жизни в Сибири. Пропала Наташа, с которой Пепел мечтал прожить счастливую жизнь. Актер удавился, Настя запила, окончательно убе­дившись в невозможности изменить судьбу. А ведь эта возможность реально существовала для каждого из них. Но лживые проповеди Луки лишили героев воли к сопротивлению. Он зажег в сердцах лю­дей искру надежды и мечты, но тем самым только разбередил их раны — раны людей, которым действительно нечего ждать. Зажег старик луч надежды и исчез, поманил, а дороги не указал. Да и не тот это человек, который способен поднять людей на борьбу и пове­сти за собой: он сам уверен, что изменить и перестроить мир нельзя, что все устроено так, как и должно быть.

Горькому были противны и ненавистны не только жестокие угне­татели, но и лживые утешители. В образе Луки он разоблачает несо­стоятельность таких людей и их утопических идей, их красивых ска­зок. Человека не надо унижать жалостью, утверждает он словами Сатина. Человека нужно уважать. Проповедует уважение к людям и Лука. Но уважает ли он их сам? Его жалость и сочувствие людям часто переплетаются с равнодушием. У него нет настоящей веры в человека. Он утешает рабов, сам при этом оставаясь таким же рабом, таким же несчастным, как все остальные, живущим в выдуманном мире собственных иллюзий. Ложь Луки «во спасение» активизиру­ет бредовые идеи героев и тем самым быстрее приближает их к тра­гедии в реальной жестокой действительности. И эта трагедия усу­губляется тем, что обрушивается на несчастных после того, как они на время воспряли духом, пригревшись у обманчивого тепла стари­ковских сказок.

Таким образом, в пьесе Горького «На дне» перед нами раскрыва­ются не только мрачные картины «дна» общества, построенного на угнетении и жестокости. В ней звучит приговор буржуазному строю, его реакционной философии, призванной оправдать существование «хозяев жизни». «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — вот основная идея произведения.

Во имя победы этой правды, победы такого человека и поведал писатель историю гибели людей, не знавших истины и не стремив­шихся ее узнать, прячась за лживыми обещаниями и призрачными надеждами.

Ссылка на основную публикацию
×
×