Сюжет романа «Обломов»
Введение
Роман «Обломов» был написан Гончаровым в 1859 году. Произведение относится к литературному направлению реализм. В романе автор поднимает многие важные социальные и философские вопросы, раскрывая их путем использования различных литературных приемов. Особую идейно-смысловую роль в произведении играет сюжет «Обломова», построенный на применении метода антитезы.
Сюжетная основа романа «Обломов»
«Обломов» начинается с описания обычного дня главного героя – Ильи Ильича Обломова. Автор изображает перед читателем ленивого, апатичного, но доброго персонажа, который все свои дни привык проводить в несбыточных планах и мечтаниях. Истоки такой жизненной позиции лежат в детстве Обломова, проходившем в далекой, тихой, живописной деревне, где люди не любили трудиться, стараясь как можно больше отдыхать. Автор описывает его юность, обучение и службу коллежским секретарем, от которой он быстро устал.
Монотонная жизнь Обломова прерывается приездом его друга детства – Андрея Штольца, человека с активной позицией. Штольц заставляет Обломова покинуть квартиру и родной диван, заменив их на светскую жизнь. В один из таких вечеров Андрей Иванович знакомит Илью Ильича со своей подругой – Ольгой Ильинской. Между девушкой и Обломовым вспыхивают красивые, романтичные чувства, которые длятся около полугода.
Однако счастье возлюбленных было обречено на расставание – слишком разными были их представления о счастливой семейной жизни и слишком сильно Ольга хотела изменить интровертного, мечтательного Обломова. После расставания пути Ольги и Обломова расходятся – Илья Ильич находит тихое, спокойное, «обломовское» семейное счастье с Агафьей Пшеницыной, а Ольга выходит замуж за Штольца. Произведение заканчивается смертью Обломова после второго апоплексического удара.
Сюжетная антитеза в романе «Обломов»
Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича. Их судьбы – отдельные сюжетные линии романа, раскрывающие идею произведения, основанную на противопоставлении двух мировосприятий – устаревшего, основанного на традициях и склоняющегося к прекрасным событиям прошлого, а также нового, активного, стремящегося вперед.
Если жизнь Штольца идет точно распланированным ходом, без неожиданностей и потрясений, то в судьбе Обломова происходит переворот, который, если бы Илья Ильич был бы моложе, полностью перевернул его жизнь – любовь к Ольге. Захватывающее, вдохновляющее, трепетное чувство развивается на грани фантазий и реальности, окруженное красотой весенне-летних пейзажей. Его стихийность, прочная связь с природой подчеркнута тем, что возлюбленные расстаются осенью – не удивительно, что символом их любви становится ветка недолговечной сирени.
Любовь Обломова и Ольги противопоставляется любви Обломова и Агафьи. Их чувства не такие стихийные и захватывающие, они спокойные, тихие, домашние, наполненные духом близкой Илье Ильичу Обломовки, когда основным в жизни становятся не далекие стремления, а умиротворяющий, сонный и сытый быт. Да и сама Агафья изображена персонажем, словно появившимся из грез Ильи Ильича, – добрая, тихая, хозяйственная женщина, не требующая от мужа какой-либо активности и свершений, «родная душа» для Ильи Ильича (тогда как Ольга представала для героя скорее далекой и восхищающей музой, чем реальной будущей женой).
Заключение
Сюжет романа «Обломов» Гончарова построен на принципе противопоставления как контрастирующих персонажей, так и противоположных по характеру событий в жизни героев. Антитеза в произведении позволяет не только лучше понять идею автора, затрагивающего в романе не только вопросы «обломовщины» как явления социальной деградации, но и конфликт между активным, деятельным и пассивным, рефлексирующим основами, между достоянием прошлого и открытиями будущего. Вводя в роман прием противопоставления, Гочаров подчеркивает важность поиска гармонии и компромисса между двумя основополагающими мировыми началами.
«Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»»
Действие романа начинается 1 мая 1843 года. Обломову 32—33 года. В Петербурге, в квартире большого дома на Гороховой улице, лежит на диване Илья Ильич Обломов. «На диване он испытал чувство мирной радости, что от с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению». О труде Обломов не хотел иметь и не имел понятия. По его мнению, трудом должны заниматься другие, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее в своем воображении такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда, да сладкая лень. Типичная картина крепостнического застоя!
В его обширных планах переустройства нет места мужикам: для них Обломов ничего не собирается делать. Хотя, пожалуй, единственное, что он бы хотел для них сделать, — это применить самые строгие меры против их лени и бродяжничества. Что же касается грамоты, то она мужикам не нужна. От нее только вред. «Выучи их, так они пахать перестанут!»
«Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: «Барин!» Да, я барин и делать ничего не умею!»—говорит Обломов. Когда его слуга Захар говорит, имея в виду переезд на новую квартиру — «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно» — Обломов возмущен: «Другой» работает без устали, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, «другой» кланяется, «другой» просит, унижается. «Другой. есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Трескает-то он картофель да селедку. »
Обломов презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу, как живет, не натянул сам чулок на ноги.
Гончаров несколько раз обращается в романе к этой детали в характеристике Обломова: «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неумением жить», — говорит в четвертой части романа Штольц.
Обломова сопровождают всю жизнь как символы бездействия и неподвижности диван, халат и туфли. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Суета большого города не для него. Тихая, спокойная жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал. Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. Полный здоровья, одаренный пытливым умом, живой, наблюдательный и впечатлительный мальчик Илюша был воплощением детской подвижности и живого темперамента.
С самого утра его живая натура требует движения, а накопившаяся энергия — выхода. Рассеянно повторяет он за матерью слова молитвы и все время смотрит в окно. Но вот молитва окончена, и мальчик бежит на двор. Обежав весь дом, он пытается влезть на висячую галерею, но няня останавливает его. Тогда Илюша подбегает к крутой лестнице, ведущей на сеновал, и хочет забраться на голубятню, но тут его останавливает мать.
Илюша не только резвый, но и любознательный мальчик. «Он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально». А когда все обитатели Обломовки, в том числе и няня, засыпали послеобеденным сном, Илюша «забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе; прислушивался, как кто-то все стрекочет в траве, искал и ловил нарушителей этой тишины; поймает стрекозу, оторвет ей крылья и смотрит, что из нее будет. с наслаждением, боясь дохнуть, наблюдает за пауком, как он сосет кровь пойманной мухи, как бедная жертва бьется и жужжит у него в лапках». Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших результатов в жизни. Из него мог бы, например, выйти талантливый естествоиспытатель — если бы его хорошие задатки развивались, совершенствовались, если бы главным для Ильи Обломова был труд. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее и, наоборот, развивало все дурное. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров», специально существующих для удовлетворения всех его нужд и прихотей. Когда Захар натягивает на него чулки, Илюша «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу, уничтожало врожденную энергию, жажду движения, которые живым ключом били в нем. Любая попытка Илюши самому сделать что-нибудь пресекалась немедленно. Для этого в Обломовке были Захары. «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Вапька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»
Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире.: Спросил он раз няню: почему в одном месте светло, а в другом темно? «Оттого, батюшка, — отвечала она, — что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо как завидит издали, так просветлеет». Няня рассказывала ему о мертвецах, встающих в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в плену у чудовищ. Такие рассказы приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет тех чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть на счет доброй волшебницы» и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой.
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»
Действие романа начинается 1 мая 1843 года. Обломову 32—33 года. В Петербурге, в квартире большого дома на Гороховой улице, лежит на диване Илья Ильич Обломов. «На диване он испытал чувство мирной радости, что от с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению». О труде Обломов не хотел иметь и не имел понятия. По его мнению, трудом должны заниматься другие, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее в своем воображении такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда, да сладкая лень. Типичная картина крепостнического застоя!
В его обширных планах переустройства нет места мужикам: для них Обломов ничего не собирается делать. Хотя, пожалуй, единственное, что он бы хотел для них сделать, — это применить самые строгие меры против их лени и бродяжничества. Что же касается грамоты, то она мужикам не нужна. От нее только вред. «Выучи их, так они пахать перестанут!»
«Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: «Барин!» Да, я барин и делать ничего не умею!»—говорит Обломов. Когда его слуга Захар говорит, имея в виду переезд на новую квартиру — «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно» — Обломов возмущен: «Другой» работает без устали, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, «другой» кланяется, «другой» просит, унижается. «Другой… есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе… Трескает-то он картофель да селедку. »
Обломов презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу, как живет, не натянул сам чулок на ноги.
Гончаров несколько раз обращается в романе к этой детали в характеристике Обломова: «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неумением жить», — говорит в четвертой части романа Штольц.
Обломова сопровождают всю жизнь как символы бездействия и неподвижности диван, халат и туфли. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Суета большого города не для него. Тихая, спокойная жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал. Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. Полный здоровья, одаренный пытливым умом, живой, наблюдательный и впечатлительный мальчик Илюша был воплощением детской подвижности и живого темперамента.
С самого утра его живая натура требует движения, а накопившаяся энергия — выхода. Рассеянно повторяет он за матерью слова молитвы и все время смотрит в окно. Но вот молитва окончена, и мальчик бежит на двор. Обежав весь дом, он пытается влезть на висячую галерею, но няня останавливает его. Тогда Илюша подбегает к крутой лестнице, ведущей на сеновал, и хочет забраться на голубятню, но тут его останавливает мать.
Илюша не только резвый, но и любознательный мальчик. «Он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально».
миреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально». А когда все обитатели Обломовки, в том числе и няня, засыпали послеобеденным сном, Илюша «забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе; прислушивался, как кто-то все стрекочет в траве, искал и ловил нарушителей этой тишины; поймает стрекозу, оторвет ей крылья и смотрит, что из нее будет… с наслаждением, боясь дохнуть, наблюдает за пауком, как он сосет кровь пойманной мухи, как бедная жертва бьется и жужжит у него в лапках». Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших результатов в жизни. Из него мог бы, например, выйти талантливый естествоиспытатель — если бы его хорошие задатки развивались, совершенствовались, если бы главным для Ильи Обломова был труд. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее и, наоборот, развивало все дурное. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров», специально существующих для удовлетворения всех его нужд и прихотей. Когда Захар натягивает на него чулки, Илюша «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу, уничтожало врожденную энергию, жажду движения, которые живым ключом били в нем. Любая попытка Илюши самому сделать что-нибудь пресекалась немедленно. Для этого в Обломовке были Захары. «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Вапька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»
Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире.: Спросил он раз няню: почему в одном месте светло, а в другом темно? «Оттого, батюшка, — отвечала она, — что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо как завидит издали, так просветлеет». Няня рассказывала ему о мертвецах, встающих в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в плену у чудовищ. Такие рассказы приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет тех чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть на счет доброй волшебницы» и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой.
И. А. Гончаров.«Обломов» анализ романа, краткое содержание, описание, характеристика персонажей (ЕГЭ по литературе)
К новому роману Гончаров приступил осенью 1847 г. Работа шла медленно, с перерывами. В марте 1849 г. Отрывок из него – “Сон Обломова” – был опубликован в “Литературном сбонике с иллюстрациями”, который издавал журнал “Современник”. Роман был закончен в 1857 г. И вышел в “Отечкственных записках” в 1859 г. Вскоре после этого он был напечатан отдельными изданием.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В “Обломове” дейстие просходит в 1840-х – начале 1850-х гг. Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, большую часть своей жизни проводит лежа на диване. Ни жаджа славы, ни желание принести пользу отечетсву, ни тщеславие не могут заставить его подняться с этого дивана и заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Все свои дни Обломов проводит в мечтаниях, представляя себя героем, выходящим на борьбу с мировым злом, и сочиняет блестящие прожекты по переустройству мира. Самая заветная мечта Ильи Ильича – благоустроить имение и поселиться в сельской глуши в уютном и теплом доме, где в любви и неге он сможет прожить до старости, не недая никаких забот. Однако даже на это у него не хватает жизненной энергии. Между тем хозяйство в родовом имении Обломова, пущенное на самотек, приходит в расстройство. Упрвляющий беззастенчиво ворует, скрывая от барина доходы с имения, приятели обирают Обломова, пользуясь его магкостью и непрактичностью.
В главе “Сон Обломова” Гончаров рассказывает о детстве своего героя, объясняя тем самым, откуда у Ильи Ильича такой несчастный характер. Обломовка, родовое имение героя, – это целый замкнутый мир, живущий по своим законам. Писатель рисуте картину послеобеденного сна в Обломовке, когда изнь замирает и все имение превращается в сонное царство. Здесь не ведабт забот, не думают о будущем и живут, как живется, счастливой растительной жизнью. Представления обломовцев о мире мифологичны: силы природы одушевлены и способны влиять на людей. Сказка – душа этого мира. Маленькому Илье Обломову с детства рассказывали сказки во множестве. Его воображение и ум, “проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости”
Илье Обломову, мальчику подвижному и любознательному, не давали ничего сделать самому – на это существовали крестные слуги. Ему позволяли учиться спустя рукава, потому что родители не считали образование чем-то важным. Но когда мальчик вырос и покинул родное имение, ему пришлось не раз пожелеть, “зачем сказка ге жизнь, а жизнь не сказка”.
Гончаров считает причиной “лености” и апатии своего героя крепостную действительность, которая развращает и гопод, и холопов. Об Обломове он пишет:”Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить”.
Университет и светская жизнь довершили формирование личности Обломова.
Рядом с “барином” автор изображает его слугу Захара, так же развращенного крепостной действительностью, как и хозяин. Гончаров настаивает на том, что Захар – лицо типическое, это пример того, как влияют отношения рабства на людей. “Захар и еще триста захаров” рождены лишь затем, чтобы обслуживать своего барина, ни для чего больше они как будто не нужны. Рабская плихология лишает Захара и чувства собственного достоинства: его преданность барину не мешает ему своего господина обворовывать.
В притивовес апатичному Обломову Гончаров создает “человека действия”. Практичный и умный герой появился еще в “Обкновенной истории”, но авторское отношение к нему неоднозначно. В “Обломове” же Гончаров хотелсоздать положительный образ предпринимателя, энергия и трудолюбие которого способны обеспечить России блестящее будущие.
Андрей Иванович Штольц – полная противоположность Облломову. Он – полукровка: у него отец-немец и мать-русская. Практичный отец научил его любить труд, а мать привила любовь к искусству и литературе. Как и Петр Адуев, он обладет трезвым взглядом и вещи и цепкой деловой хваткой. Но в отличие от Адуева-старшего, для которого труд – только способ получше устроиться в жизни, Штольц чтит труд превыше всего, считая, что трудящийся человек уже счастлив, потому что выполняет главное свое предназчанение.
Штольц с детства привязался к Обломову, ценя в нем доброе сердце. Он со школьных лет пытался растормошить товарища, заставить заняться делом. Но инертность Обомова оказалась Штольцу не по силам. И тогда он решил познакомить друга с молодой девушкой, обаятельной, умной и пытливой, надеясь, что она сможет лучше повлиять на лежебоку. Эта девушка, Ольга Ильинская, – ещё один положительный персонаж, противопоставленный Обломову.
Ольга стремится сделать жизнь как можно более насыщенной и полной. Штольц “развивает” ее, давая просмотреть книги, а потом старается ответить на ее вопросы, многие из которых ставят его в тупик. Гончаров подчеркивает, что его героиня достойна самого блестящего будущего.
Обломов, человек добрый и образованный, симпатичен Ольге, и она решает сделать доброе дело – вернуть его к активной жизни. Постепенно Ольга сама влюбляется в Обломова, а он под ее влиянием действительно преображается, словно начав жизнь заново. Они вместе ходят по театрам, музеям и паркам. Мир для Обломова преображается, он, солидный человек, разменявший четвертый десяток, начинает жить заново, даже хлопочет о постройке нового дома в имении.
Кажется, Обломов близок к осуществлению своей самой заветной мечты – поселиться в райском уголке с любящей женой и вкушать покой и счастье. Но его планы не совпадают с планами Ольги. Она вовсе не хочет похоронить себя в Обломовке с нежныи, но бездеятельным мужем. Молодой женщине нужно идти “все дальше”. Убедившись, что даже любовь не может до конца переделать Обломова, она находит в себе силы оставить его. Ольга выходит замуж за Штольца, который, как ей кажется, больше всего подходит к ее идеалу деятельной жизни. Но в конце романа читатель понимает, что и Штольц для Ольги также не конец пути, что она быстро перерастет мужа и, возможно, покинет его, добиваясь новых высот.
Обломов же, оставленный без поддержки, быстро впадает в полную апатию, из котороый уже не выходит до конца жизни.Он находит женщину “по себе” – бедную вдову Агафью Матвеевну Пшеницыну, лишенную всяческих исканий. Она необыкновенно домовита, замечательно печет пироги и благоговеет перед Ильей Ильичом. Полностью отдавшись на ее попечение, Обломов отныне не заботится уже ни о чем. Он нашел свой земной рай, свою “Обломовку”, и отныне уже ничто не может потревожить его покой.
Выход романа в свет стал настоящим культурным событием. “Обломов” ставил больные для России вопросы, но необходимость их решения автор, по своему обыкновению, предоставлял читателям. Вокруг романа разгорелись нешуточные споры.
Через месяц после того, как “Обломов” был напечатан в “Отечественных записках”, в журнале “Современник” появились статья Н. А. Добролюбова “Что такое обломовщина?”.
Критик писал: “В типе Обломова. мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, “замение времени”. После статьи Добролюбова слово “обломовщина” вошло в обиход и стало нарицательным. Им стали обозначать всякое косное и застойное явление жизни.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id63369
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»
Действие романа начинается 1 мая 1843 года. Обломову 32—33 года. В Петербурге, в квартире большого дома на Гороховой улице, лежит на диване Илья Ильич Обломов. «На диване он испытал чувство мирной радости, что от с девяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению». О труде Обломов не хотел иметь и не имел понятия. По его мнению, трудом должны заниматься другие, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее в своем воображении такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда, да сладкая лень. Типичная картина крепостнического застоя!
В его обширных планах переустройства нет места мужикам: для них Обломов ничего не собирается делать. Хотя, пожалуй, единственное, что он бы хотел для них сделать, — это применить самые строгие меры против их лени и бродяжничества. Что же касается грамоты, то она мужикам не нужна. От нее только вред. «Выучи их, так они пахать перестанут!»
«Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: «Барин!» Да, я барин и делать ничего не умею!»—говорит Обломов. Когда его слуга Захар говорит, имея в виду переезд на новую квартиру — «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно» — Обломов возмущен: «Другой» работает без устали, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, «другой» кланяется, «другой» просит, унижается. «Другой. есть голь окаянная, грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Трескает-то он картофель да селедку. »
Обломов презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу, как живет, не натянул сам чулок на ноги.
Гончаров несколько раз обращается в романе к этой детали в характеристике Обломова: «Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неумением жить», — говорит в четвертой части романа Штольц.
Обломова сопровождают всю жизнь как символы бездействия и неподвижности диван, халат и туфли. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Суета большого города не для него. Тихая, спокойная жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал. Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. Полный здоровья, одаренный пытливым умом, живой, наблюдательный и впечатлительный мальчик Илюша был воплощением детской подвижности и живого темперамента.
С самого утра его живая натура требует движения, а накопившаяся энергия — выхода. Рассеянно повторяет он за матерью слова молитвы и все время смотрит в окно. Но вот молитва окончена, и мальчик бежит на двор. Обежав весь дом, он пытается влезть на висячую галерею, но няня останавливает его. Тогда Илюша подбегает к крутой лестнице, ведущей на сеновал, и хочет забраться на голубятню, но тут его останавливает мать.
Илюша не только резвый, но и любознательный мальчик. «Он иногда вдруг присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на все так пристально». А когда все обитатели Обломовки, в том числе и няня, засыпали послеобеденным сном, Илюша «забирался в глушь сада, слушал, как жужжит жук, и далеко следил глазами его полет в воздухе; прислушивался, как кто-то все стрекочет в траве, искал и ловил нарушителей этой тишины; поймает стрекозу, оторвет ей крылья и смотрит, что из нее будет. с наслаждением, боясь дохнуть, наблюдает за пауком, как он сосет кровь пойманной мухи, как бедная жертва бьется и жужжит у него в лапках». Очень может быть, что в благоприятных условиях Илюша достиг бы больших результатов в жизни. Из него мог бы, например, выйти талантливый естествоиспытатель — если бы его хорошие задатки развивались, совершенствовались, если бы главным для Ильи Обломова был труд. Но воспитание в условиях крепостного строя подавляло в мальчике все хорошее и, наоборот, развивало все дурное. Ему постоянно внушали, что он барин, что у него есть «Захар и еще 300 Захаров», специально существующих для удовлетворения всех его нужд и прихотей. Когда Захар натягивает на него чулки, Илюша «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос». Такое воспитание убивало в Илюше инициативу, уничтожало врожденную энергию, жажду движения, которые живым ключом били в нем. Любая попытка Илюши самому сделать что-нибудь пресекалась немедленно. Для этого в Обломовке были Захары. «Отец и мать, да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Вапька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!»
Родители не заботились о том, чтобы мальчик получил правильное представление об окружающем мире.: Спросил он раз няню: почему в одном месте светло, а в другом темно? «Оттого, батюшка, — отвечала она, — что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо как завидит издали, так просветлеет». Няня рассказывала ему о мертвецах, встающих в полночь из могил, или о жертвах, томящихся в плену у чудовищ. Такие рассказы приводили Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед жизнью. Они так повлияли на впечатлительного мальчика, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Уже взрослый человек, Илья Ильич понимал, что в жизни нет тех чудес, о которых ему говорили в детстве, но все же «у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье, поесть на счет доброй волшебницы» и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илюша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой
Анализ романа «Обломов» (И.А. Гончаров)
Иван Гончаров не стал легендарной фигурой в русской литературе, как Толстой, Тургенев или Гоголь. Его произведения ничуть не менее значимы, чем творения самых великих писателей. Так, роман «Обломов» отобразил важный общественный процесс, который стал нормой ко второй половине девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.
История создания
«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:
- Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
- Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
- Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.
Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:
«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».
Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.
Направление и жанр
Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.
Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.
Композиция и конфликт
Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность:
- Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира.
- Начало пробуждения Обломова совпадает с весной.
- Кульминация романа и любовной линии происходит летом.
- В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.
В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.
Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.
Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.
Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.
Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.
Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.
Спустя некоторое время главный герой вступает в связь с мещанкой Пшеницыной и у них рождается сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от сердечного приступа, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.
Главные герои и их характеристика
Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:
имя | характеристика |
илья ильич обломов | помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя. |
андрей иванович штольц | антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым. |
ольга сергеевна ильинская | молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны. |
агафья | антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему. |
захар | крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину. |
Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:
- Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.
- Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.
- Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.
- Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.
- Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.
- Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом.
- Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.
Проблемы
Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:
- Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
- Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
- Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой и нищим из-за инфантильности отца.
- Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
- Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
- Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.
Основная идея
Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:
- С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
- С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.
Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.
Чему учит?
Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».
Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.
Художественные особенности и детали
Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.
Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.
Критика
Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.
Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.
Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.
Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:
Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)
Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:
Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись… (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)
Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой:
«Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. (Л.Н. Толстой)
Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.
Сюжет и жанр романа Гончарова «Обломов»: сочинение Ссылка на основную публикацию