Женские образы в романах И.С.Тургенева Отцы и дети иИ.А.Гончарова Обломов: сочинение

«Женские образы в романах И. С. Тургенева “Отцы и дети” и И. А. Гончарова “Обломов”»

Женские образы в романах И. С. Тургенева “Отцы и дети” и И. А. Гончарова “Обломов”
Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни, о которых ранее он и не размышлял. Невозможно отрицать, что сквозь проблематику романов, внешние обстоятельства, непосредственность чувств просвечивают проблемы личности. Это ощутимо настолько, что главные действующие лица в нашем воображении начинают действовать самостоятельно. Мы пытаемся сравнивать их, искать жизненные аналогии, сопереживать им. Образы героинь в обеих книгах можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным, их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана. В романе Тургенева образом “нежной традиционности”, “женской обычности” можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом. Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым, разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту не сомневался. Что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь. Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия. Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны. Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенна. Вспомним момент жизни Обломова, когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить. Тогда, именно тогда, его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. В частности, можно вспомнить страницы четвертой части романа “Обломов”, эпизод грусти Пшенииыной по умершему Илье Ильичу. Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров: “После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем”. Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына. Возможно, в этом и заключается разгадка мезальянса Обломова и Пшеницыной. Необходимо заметить, что одна из героинь второго плана романа Тургенева, Кукшина, не похожа на вышеописанных женщин. Это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. Имя Кукшиной – поверхностность и пустота. Нет в Кукшиной и малой толики того душевного тепла, которое мы видели в Фенечке и Пшеницыной. Переходя к образам Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется сказать, что они новы и необычны. С течением времени, с наступлением эмансипации их тема становится все актуальнее. Одинцова и Ольга похожи, пожалуй лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию. Для русской литературы Ольга – новый образ в самом глубоком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила “из идейных соображений”. С одной стороны, это удивляет и возмущает, хочется спросить: “Как же можно рационализировать чувства?”. В Ольгиных переживаниях сквозит рационализм, влюбленность ее носит экспериментальный характер. Неважно, что задание было получено от Штольца, важно то, что план любви устраивает героиню, щекочет ей нервы, учащает ее пульс. С наибольшей силой расчетливость Ольги проступает в комическом эпизоде “лазания на гору”, когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает возлюбленную на вершине. Так Ольга заставила подняться на гору Обломова, который двигался очень мало. В безобидном, на первый взгляд, розыгрыше оказывается гораздо больше новизны, чем в курении папирос, посещении курса физиологии. С другой стороны, Ольга – самый интересный персонаж в романе “Обломов”. Она стремится к своему чему-то, чего и не знает сама. Но Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, если то, что он говорит и думает, вдруг станет ей чуждым. А это случится, если Штольц будет продолжать давать ей советы – принять свои переживания как новую стихию жизни и склонить голову. Если Ольга сама не знает к чему стремиться, не может понять себя, то Одинцова в конце концов разобралась в своих чувствах и мыслях; она поняла, что важнее всего для нее размеренная спокойная жизнь. Но Анна Сергеевна не ограничивает себя стенами дома, она ведет расчетливую, вернее сказать, размеренно-спокойную жизнь. Пожалуй, расчетливость, рационализм – и есть та самая точка соприкосновения Ольги и Анны Сергеевны, которая чувствуется по прочтении романов. Одинцова все же противоположна Ольге, в том смысле, что она ничего не ищет и ни к чему не стремится, ее ничего не томит. При всей незаурядности своей натуры, она боится сердечных тревог и жизненных осложнений. “Нет, – решила она наконец после признания Базарова, – Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. Именно это и привело к разрыву между Базаровым и Одинцовой. Нужно сказать еще о Катеньке, сестре Одинцовой. Ее можно сравнить с Пшеницыной, Фенечкой, хотя Катя принадлежит к совершенно другому слою общества. Для нее важно спокойствие, но иное чем для Анны, Катенька ищет семейного спокойствия, обычного размеренного счастья. Их женитьба с Аркадием служит очень интересным примером совпадения характеров. Вспомним такие строки: “Аркадию было хорошо с Катей. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом. “. Катенька, будучи не такой необычной, как ее сестра, все же сумела обрести то, к чему шла всю жизнь. Существует еще один персонаж – Сонечка, подруга Ольги. Она появляется редко, но все же очень красноречиво эти появления подчеркивают контраст между Ольгой и Сонечкой, пустой и ветреной кокеткой. В заключение можно сказать, что Тургенев и Гончаров воспользовались похожими приемами: противопоставлением главной героини второстенным. Образ Агафьи Матвеевны является антиподом Ольги, образ Анны – многих второстепенных женских персонажей романа “Отцы и дети”. Между тем, можно провести и аналогии: Агафья Пшеницына и Фенечка. Сонечка и Кукшина и так далее. Вообще все эти образы написаны живописно и ярко, и каждый образ по-своему важен. Ольга и Анна почти завораживают, заставляют задуматься о жизненных целях. «Обломов” И. А. Гончарова и “Отцы и дети” И. С. Тургенева представляют собой два мира личностей, изображенных с яркой художественной полнотой и верностью.

Сочинение: Женские образы в романах Тургенева Отцы и дети и Гончарова Обломов

Женские образы в романах Тургенева “Отцы и дети” и Гончарова “Обломов”

И.С. Тургенев и И.А. Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени.

В романе “Отцы и дети” Тургенев показал нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сергеевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, “беспрестанно краснеет и быстро переводит дух”. Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнем облике автор показывает их противоположность, непохожесть друг на друга.

Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. “Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.” Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но “она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи. ” Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.

В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была “беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками”. Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.

В романе И.А.Гончарова “Обломов” показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины Сергеевны в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”. Ольга Сергеевна “не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом”. Агафья Пшеницына “была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию”.

Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: “Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. как голубь; ты спрячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!” Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.

Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.

Я считаю, что И.А.Гончаров и И.С.Тургенев очень удачно показывают нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.

Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Двух героинь связывают чувства к Обломову, однако каждая женщина выражала свою любовь по-разному. А. Гончаров сумел передать яркость эмоций, переживаний девушек, смог «оживить» их образы. Каждая вызывает симпатию у читателя, поскольку они изображены в качестве положительных героев.

Ольгу Ильинскую автор изображает серьезной, пытливой девушкой, способной создать гармонию ума и сердца, которой присущи глубина чувств, щедрость. Ее влияние пробуждает Обломова к жизни, заставляет проявить все самое лучшее, что в нем есть. Героине нравится роль спасительницы, которая помогает утопающему, поэтому она старается перевоспитать Обломова: он начинает вести активный образ жизни, становится более заинтересованным в окружающем мире, происходящих рядом с ним событиях. Но спасательная миссия Ольги длится недолго: Обломов все же возвращается к прежнему стилю жизни, прежнему угнетенному состоянию души. Такой исход событий приводит Ольгу Ильинскую в отчаянье, и вскоре она вынуждена разорвать с ним отношения.

Противоположностью Ольги является Агафья Пшеницына. Она представлена, как истинно русская красавица: светлая кожа, округлые формы. Характеру Агафьи были присущи кротость, смирение, покладистость, простодушие. Она происходила из небогатой, просто семьи, без образования, однако она отлично справлялась с ведением хозяйства, приготовлением пищи. Отличие Агафьи от Ольги заключалось в том, что она не стремилась что-то менять Илью Ильича, не хотела его «перевоспитать». Девушка принимала и любила его таким, какой он есть. Однако, это стало губительно для героя: ведь постоянная забота, опека, благоговение перед мужчиной, могут наскучить, стать в тягость.

Изображенные в романе женщины – это два типа, превалирующие в обществе 19 века, которые они сохранены и по сей день, но в немного модифицированном виде.

Агафья является представительницей классического типа женщины в российском обществе: она хранит семейный очаг, благоговеет перед мужем, уступает ему, во всем с ним соглашается. Девушка выступает тем райским местом, в котором нет забот и суеты, где можно в наслаждении проводить умиротворенные минуты досуга, предаваться мечтам и раздумьям. Девушка не стремится к постоянному поиску знаний, в отличие от Ольги, она принимает окружающий ее мир, таким, каковым он является, не старается его изменить, сделать лучше. Она любит тот мир, в котором живет.

Ольга же – новый тип представительницы русских женщин, воспитанная на прогрессивных европейских идеях. А значит, девушка не видит и не ограничивает свой мир мытьем посуды, да приготовлением пищи. Ольга стремится к новым знаниям, старается развиваться во всех сферах, интересуется чем-то новым, неизвестным ей, у Штольца и Обломова. Однако судьба была не благосклонна к девушке, а общество не готово было принять женщину деятеля.

Итак, в романе Гончарова «Обломов» женские образы выступают двумя сборными образами, типичными для того времени, и в которых раскрыты важные социальные и духовные вопросы.

Вариант 2

Отдельное место в романе занимает любовная тематика, которую писатель раскрывает, используя в произведении женские образы Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской, двух типов женщин, существовавших в России в XIX веке.

Героини появляются в жизни Обломова в определенные периоды его жизни и объединяет их чувство любви к Илье Ильичу, но выражают они свою любовь к Обломову по-разному.

Ольга Ильинская – двадцатилетняя дворянка из знатного рода, умна, грациозна, красива. Хорошо воспитана, интеллигента, увлекается пением, музыкой, чтением. По характеру искренняя и спокойная девушка, но в то же время горда и самолюбива.

Ольга страстно влюбляется в Обломова и, погрузившись в бурный роман, наивно пытается переделать Илью Ильича в целеустремленного мужчину. Находясь под влиянием прогрессивных взглядов, девушка постоянно находится в процессе обучения и познания всего нового. Таким она хочет видеть и своего возлюбленного. Но в один момент девушка осознает, что Обломов никогда не изменится и не вернется из своего сонного состояния, поэтому расстается с ним. Для нее неприемлема тихая семейная жизнь, ограниченная домашним хозяйством, детьми и редкими выходами в свет. Через некоторое время Ольга соглашается на брак со Штольцем, человеком энергичным и живым, как и она сама. Но, к сожалению, после свадьбы Ольгу все чаще одолевают скука и тоска в связи с ее нежеланием поддаваться бытовой рутине.

Агафья Пшеницына – обнищавшая вдова 30 лет, оставшаяся после смерти мужа с двумя детьми. Это женщина без образования, из обычной семьи, не умеющая писать, но при этом добрая, простодушная, бескорыстная и очень трудолюбивая. После расставания с Ольгой, Обломов снимается комнату в доме Агафьи, а затем и женится на ней. Спустя время, в семье Обломова и Агафьи рождается сын.

Агафья представляет собой консервативный образ русской женщина, хранящей семейный очаг и во всем соглашающаяся с мужем. Она горячо любит Обломова со всеми его достоинствами и недостатками, окружает заботой, вниманием материнской любви. Но эта слепая любовь приводит Обломова к неизлечимой болезни, в результате которой он скончался. Сына Обломова ради его блага Агафья решает после смерти мужа отдать на воспитание в семью Штольцев.

Повествуя о жизни главного героя романа, автор параллельно раскрывает разные женские судьбы, мечтающие о личном счастье, но так и не познавших его.

Кроме основных женских образов романа, писатель описывает в произведении еще двух женщин: кухарку Анисью и мать главного героя.

Кухарка изображается автором простой крестьянкой средних лет, доброй, ласковой и хозяйственной женщиной. Будучи уже в зрелом возрасте, она становится женой слуги Захара, с которым счастливо живет до своей смерти от холеры.

Также второстепенным персонажем произведения является образ матери Обломова, которую он вспоминает во сне. Это практически необразованная женщина дворянского рода, заботливая, но при этом ленивая. Она не занимается хозяйственными делами, день напролет чаевничает и бездельничает. Мать безумно любит своего Илюшу и не позволяет ему никакой самостоятельности, оберегая от сложностей, в итоге Обломов становится ленивым мужчиной, равнодушным ко всему происходящему вокруг него.

Таким образом, в произведении на примере главного героя писатель не только описывает негативное явление в жизни общества под названием «обломовщина», но и помогает читателю раскрыть образ Обломова через его любовные переживания с помощью описания в романе близких к герою женщин.

Сочинение Женские образы в романе Обломов

В романе Гончарова «Обломов» фигурирует не слишком много людей, поэтому писатель смог описать каждого героя своего произведения подробно. Он проводит между героями параллель и сравнивает их между собой. Так в романе существуют два образа мужчин, которые являются лучшими друзьями, но совершенно разные. Среди женских образов таковыми являются Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна, два антипода друг друга. Единственное что связывает этих двух замечательных женщин это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская яркая, молодая, целеустремленная молодая женщина. Она всегда знает, чего хочет и старается этого добиться. Ильинская хочет жить в комфорте и достатке, поэтому всегда проводит работу над собой и старается дотянуть до своего уровня Илью Ильича Обломова. Ей кажется, что главное в жизни это постоянно работать над собой для своего достатка и образованности. Многие могут подумать, что она расчетлива, но мы не можем осуждать человека в желании жить комфортно. У них разное понятие о комфорте и уюте с Обломовым, поэтому их пути разошлись. Ольге Ильинской по типажу больше подходит Штольц, с которым они по жизни смотрят в одну сторону.

Агафья Матвеевна совсем противоположный персонаж, она прототип русской женщины. Агафья Матвеевна тихая, спокойная женщина, рядом с ней постоянно спокойно и хорошо. Она знает, как позаботится о любимом человеке и все для него сделает не задумавшись. Агафья Матвеевна никогда не придаст и не поставит собственные интересы во главу интересам человека, который с ней рядом. Возможно, поэтому Илья Ильич Обломов выбрал для жизни Агафью Матвеевну, ведь она совсем не хотела его переделать и всегда была рядом с ним. Агафья Матвеевна очень мудрая и умная женщина, которая может угадать на подсознательном уровне, что нужно для человека. Обломов не смог найти в Ольге всех этих качеств, поэтому и выбрал Агафью Матвеевну.

Образы двух этих женщин совершенно противоположны, одна стремится к обеспеченной жизни, а другой нравится опекаться и любить своего мужа. Герои романа Гончарова тесно переплетены с людьми из реальной жизни. В современном мире можно встретить таких людей как Обломов, Штольц, Ольга и Агафья Матвеевна.

Для Обломова было важно, что никто его не захочет переделывать и сможет посвятить ему всю свою жизнь. Ольга Ильинская привлекательная женщина с другими жизненными принципами, которая не подошла Обломову. Агафья Матвеевна наоборот смогла посвятить себя и растворится полностью в Илье Ильиче Обломове.

Также читают:

Картинка к сочинению Женские образы в романе Обломов

Популярные сегодня темы

Любовь не всегда дарит человеку ощущение радости. Порой она бывает безответной, и тогда влюблённый страдает от своих чувств. Он может продолжать стучаться в закрытые двери или радоваться за счастье любимого человека

Как быть если нас обидели, нанесли вред или поступили несправедливо? Простить или наказать обидчика? Что же выбрать?

В «Ревизоре» автор попытался отобразить всю правдивую ситуацию, которая сложилась в то время в большинстве российских городов. Она была связана с тем, что чиновники на местах были коррумпированы

Моя семья состоит из четырёх человек. Мы живём в Республике Беларусь, которая является соседкой и Украины, и России. Своим по-настоящему родным языком мы считаем белорусский, но говорим

Известная писательница. Не менее известное произведение, не так дано экранизированное снова. Но есть еще и книга. Лучше ли прочесть сначала оригинал произведения и только потом посмотреть фильм?

Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов»

Название: Женские образы в романах Тургенева Отцы и дети и Гончарова Обломов
Раздел: Топики по английскому языку
Тип: сочинение Добавлен 22:10:48 25 ноября 2010 Похожие работы
Просмотров: 61 Комментариев: 20 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Скачать сочинение

И Тургенев, и Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени.
В романе “Отцы и дети” Тургенев представил нам три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. Первые две дамы — полные противоположности друг другу. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, “беспрестанно краснеет и быстро переводит дух”. Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами.
Не похожи они и внешне. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее гордая осанка. О Кате же не скажешь, что она была красавицей, но “она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи. ”.
Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. Впрочем, и Аркадий был влюблен в Одинцову, хотя, скорее, даже не в нее, а в ее красоту, но предпочтение он отдал все-таки Кате. Наверное, это случилось потому, что Катерина была более естественна, добра, нежна, проста. С ней было легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна всегда держалась гордо, даже высокомерно и заставляла всех, общающихся с ней чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была “беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными. пухленькими губками и нежными ручками”. Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, сам будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Они так же не похожи друг на друга, как и Одинцова с Локтевой в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Ольга Сергеевна “не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”. Агафья Пшеницына “была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. ”.
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: “Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен. как голубь; ты спрячешь голову под крыло и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей. да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!” А поняв это, она оставила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже обрел свое счастье — тихое и спокойное — в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина.
Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви как к какой-то сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. И когда любовь наконец-то приходит к ним, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но потом все же находит человека, с которым надеется обрести счастье.
Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

18136 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Женские образы в романе И. Тургенева «Отцы и дети».

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов»

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Сочинения

Женские образы в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

Романы Тургенева и Гончарова, помимо своей художественной красоты, замечательны тем, что заставляют задуматься читателя над теми аспектами жизни, о которых ранее он и не размышлял. Невозможно отрицать, сквозь проблематику романов, внешние обстоятельства, непосредственность чувств просвечивают проблемы личности. Это ощутимо настолько, что главные действующие лица в нашем воображении начинают действовать самостоятельно. Мы пытаемся сравнивать их, искать жизненные аналогии, сопереживать им. Образы героинь в обеих книгах можно разделить на главные и второстепенные, причем роли второго плана отдаются авторами женщинам обычным, традиционным, их образы противопоставляются главным героиням книг, тем самым подчеркивается необычность женщин первого плана. В романе Тургенева образом «нежной традиционности», «женской обычности» можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом

Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту нс сомневался. что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь. Аналогом Фенечки в романе Гончарова является, без сомнения, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она тоже живет в своем мире, ограниченном стенами ее дома. Она царствует в этом мире кастрюль и сковород, диванов, клеток с канарейками, ее не волнует все происходящее сверху, снаружи этого микробытия. Но нельзя отрицать, что и Фенечка, и Агафья Матвеевна достаточно поэтичны. Их любовь, не управляемая никакой внешней идеей, почти безмолвная, как будто присыпанная сдобной мукой покоя и лени ума, может быть и жертвенна. Вспомним момент жизни Обломова, когда он был почти разорен, когда ему почти не на что было жить. тогда, именно тогда, его спасала любовь верной Агафьи Матвеевны, которая заложила свое столовое серебро, чтобы прокормить обожаемого Обломова, чтобы ему было по-прежнему уютно и спокойно. Любовь преобразила ее. Из простой, заурядной женщины она превратилась в женщину, готовую пожертвовать всем ради любимого человека. В частности, можно вспомнить страницы четвертой части романа «Обломов», эпизод грусти Пшенииыной по умершему Илье Ильичу Вот как описывает переживания Агафьи Матвеевны Гончаров: «После смерти Обломова Агафья Матвеевна проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Она только сильнее замыкалась в себе. Разве примитивная, неразвитая духовно натура была бы способна на такие сильные чувства? Даже Ольга Ильинская, несбывшаяся любовь Обломова, не переживает смерть некогда близкого ей человека так же искренно, как Пшеницына. Возможно, в этом и заключается разгадка мезальянса Обломова и Пшеницыной.

Необходимо заметить, что одна из героинь второго плана романа Тургенева, Кукшина, не похожа на вышеописанных женщин. Это персонаж, на котором лежит тень эмансипации, философские идеи слышатся в ее речах. Но это лишь тени и призраки, Кукшина принадлежит к высшему свету, но она пуста и, в конечном счете, глупа. Она вряд ли понимает то, что читает, вынося из глубоких философских книг только названия и имена. ИмяКук-шиной — поверхностность и пустота. Нет в Кукшиной и малой толики того душевного тепла, которое мы видели в Фенечке и Пшеницыной.

Переходя к образам Ольги Ильинской и Анны Сергеевны Одинцовой, хочется сказать, что они новы и необычны. С течением времени, с наступлением эмансипации их тема становится все актуальнее.

Одинцова и Ольга похожи, пожалуй лишь тем, что стоят на голову выше остальных по своему мировоззрению, мироощущению, переживаниям и развитию,

Дяя русской литературы Ольга — новый образ в самом глубоком понимании этого слова. Она полюбила, чтобы перевоспитать, полюбила «из идейных соображений». С одной стороны, это удивляет и возмущает, хочется спросить: «Как же можно рационализировать чувства?». В Ольгиных переживаниях сквозит рационализм, влюбленность ее носит экспериментальный характер. Неважно, что задание было получено от Штольца, важно то, что план любви устраивает героиню, щекочет ей нервы, учащает ее пульс. С наибольшей силой расчетливость Ольги проступает в комическом эпизоде «лазания на гору», когда Обломов приходит на свидание и не находит ее на месте. Некоторое время он топчется у подножия горы и лишь потом обнаруживает возлюбленную на вершине. Так Ольга заставила подняться на гору Обломова, который двигался очень мало. В безобидном, на первый взгляд, розыгрыше оказывается гораздо больше новизны, чем в курении папирос, посещении курса физиологии. С другой стороны, Ольга — самый интересный персонаж в романе «Обломов». Она стремится к своему чему-то, чего и не знает сама. Но Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, если то, что он говорит и думает, вдруг станет ей чуждым. А это случится, если Штольц будет продолжать давать ей советы — принять свои переживания как новую стихию жизни и склонить голову.

Если Ольга сама не знает к чему стремиться, не может понять себя, то Одинцова в конце концов разобралась в своих чувствах и мыслях; она поняла, что важнее всего для нее размеренная спокойная жизнь. Но Анна Сергеевна не ограничивает себя стенами дома, она ведет расчетливую, вернее сказать, размеренно-спокойную жизнь. Пожалуй, расчетливость, рационализм — и есть та самая точка соприкосновения Ольги и Анны Сергеевны, которая чувствуется по прочтении романов. Одинцова все же противоположна Ольге, в том смысле, что она ничего не ищет и ни к чему не стремится, ее ничего не томит При всей незаурядности своей натуры, она боится сердечных тревог и жизненных осложнений. «Нет, — решила она наконец после признания Базарова, — Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Именно это и привело к разрыву между Базаровым и Одинцовой.

Нужно сказать еще о Катеньке, сестре Одинцовой. Ее можно сравнить с Пшсницыной, Фенечкой, хотя Катя принадлежит к совершенно другому слою общества. Для нее важно спокойствие, но иное чем для Анны, Катенька ищет семейного спокойствия, обычного размеренного счастья. Их женитьба с Аркадием служит очень интересным примером совпадения характеров. Вспомним такие строки: «Аркадию было хорошо с Катей… Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…». Катенька, будучи не такой необычной, как ее сестра, все же сумела обрести то, к чему шла всю жизнь.

Существует еще один персонаж — Сонечка, подруга Ольги. Она появляется редко, но все же очень красноречиво эти появления подчеркивают контраст между Ольгой и Сонечкой, пустой и ветреной кокеткой.

В заключение можно сказать, что Тургенев и Гончаров воспользовались похожими приемами: противопоставлением главной героини второ-стенным. Образ Агафьи Матвеевны является антиподом Ольги, образ Анны -многих второстепенных женских персонажей романа «Отцы и дети». Между тем, можно провести и аналогии: Агафья Пшеницына и Фенечка. Сонечка и Кукшина и так далее. Вообще все эти образы написаны живописно и ярко, и каждый образ по-своему важен. Ольга и Анна почти завораживают, заставляют задуматься о жизненных целях.

«Обломов» И. А. Гончарова и «Отцы и дети» И. С. Тургенева представляют собой два мира личностей, изображенных с яркой художественной полнотой и верностью.

Женские образы в романе «Обломов» Гончарова

Введение

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью. Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.

Два типа русской женщины

Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце. И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального. Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым. С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Заключение

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов. Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви. Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Читайте также:  Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×