Сюжет Мертвых душ (последовательность встреч Чичикова с помещиками): сочинение

«Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)»

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке.

“Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подутьЕ” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”.” Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный Мосте”

Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни ( отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что это такое!” и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею “мертвых душ” продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками

Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяЕ” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина всю свинью давай на стол, баранина всего барана тащи, гусь всего гуся!” Впрочем Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать навстречу выходили две миловидные дочки выбегал сын. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: “сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”. Бесчисленные богатства пропадают зря. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочнности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может статься с человеком”.

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

Отношение Чичикова к помещикам

Чтобы проанализировать отношение Чичикова к помещикам, необходимо рассмотреть весь путь персонажа по имениям помещиков и познакомиться с результатами сделок, которые совершил Чичиков. Автор “ведёт” главного героя по галереи самобытных образов, которые погрязли в пороках, глупости, ограниченности и самодурстве.

В гостях у Манилова и Коробочки

Первым, кого посещает Чичиков, становится помещик Манилов. Этот персонаж выделяется чрезмерной вежливостью, деликатностью, мечтательностью. Он совершенно беспомощен в собственном имении: хозяйство ведут слуги, они воруют и обманывают хозяина. Обстановка в Маниловке далека от совершенства: имение запущено, мебель и обстановка в плохом состоянии, начатые дела заброшены. Незавершённость и бесхозяйственность – основные черты, характеризующие помещика.

Манилов не разбирается в людях, считает верхушку городского начальства “прекраснейшими” людьми. Чичикову пришлось выслушать множество идей, которые мечтает воплотить Манилов, однако при прощании Павел Иванович понимает, что ни одна из них не будет реализована. Помещик не способен содержать в порядке собственный дом и управлять крепостными, более высокие планы – лишь мечты, в которых живёт сам персонаж. Он не способен на поступки, беспомощен как ребёнок, живёт иллюзиями.

Чичиков остался доволен сравнительно лёгким проведением сделки, ведь хозяин даже не знал, сколько душ находится у него в собственности. Бессмысленность и бездеятельность, слащавость речей, которые свойственны Манилову совершенно чужды Чичикову. Это очень разнит двух персонажей, Павел Иванович активен, трудолюбив, находится в движении, знает свои доходы и расходы с точностью до копейки. Он не может понять, как можно жить, подобно Манилову.

Помещица Коробочка поначалу нравится Павлу Ивановичу: в имении порядок, много птицы, хороший огород, но женщина чересчур экономна и хозяйственна. К тому же, как выясняется позже она глупа и ограничена, за экономностью прячется скупость. Коробочка знает, всех своих крестьян поимённо, боится продешевить, продавая “мёртвые души”, как будто они могут ей ещё пригодиться. Чичиков стремится покинуть дом помещицы, как можно быстрее, он с трудом переносит тяжёлых, неумных людей. Даже его пресловутое терпение заканчивается, когда Коробочка пытается торговаться.

Приём у Ноздрёва

Ноздрёв, к которому Чичиков попадает после посещения Коробочки, оказывается довольно близким по духу к своему гостю. Он тоже шарлатан и обманщик, однако Ноздрёв хвастун, лжец и кутила, он не знает меры ни в чём, не способен остановится, прислушаться к голосу разума. Помещик увлечён охотой, любит ярмарки и азартные игры. В его имении полнейший беспорядок, его крестьяне разорены, хозяин заботится лишь о себе, проигрывает огромные деньги. Ноздрёв показывает гостю свой дом, хвастается всем подряд, перевирая даже самые обычные факты. Чичиков с трудом выдерживает откровенную ложь, позёрство и своеобразный тон хозяина. Несмотря на то, что герои немного похожи, Чичикову не удаётся совершить сделку с Ноздрёвым. Его буйный характер, разгульный образ жизни и самодурство приводят к тому, что гость бежит из имения, спасаясь от побоев и позора.

Посещение Собакевича и Плюшкина

Собакевич Михайло Семёнович, следующий помещик, у которого побывал Чичиков, оказывается простым, неотёсанным человеком, жёстким крепостником. Однако крестьяне у помещика живут в хороших избах, что особенно удивляет Чичикова. Хозяин отлично знает каждую душу,принадлежащую ему, ремесло и человеческие качества крестьян. Собакевич сам похож на огромного зверя, он груб и прямолинеен, зато деловит и не склонен бросать слова на ветер. Забота о крестьянах со стороны хозяина – не что иное, как инвестиция в будущее, хозяину нужны сильные здоровые работники. Человеколюбие – не свойственно Собакевичу, он любит хорошо поесть и обсудить своих соседей. Чичиков заключает сделку на не очень выгодных условиях, благодаря тому, что помещик сообразителен и так же предприимчив, как и он сам.

Читайте также:  Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Встреча Чичикова с Плюшкиным произвела на великого махинатора очень неприятное впечатление. Сам помещик был одет в нечто несуразное, он утратил человеческий облик: на нём были старые вещи, женский головной убор. После смерти супруги Плюшкин стал деградировать, и его стремление к экономии перешло в чудовищную жадность и болезненное накопительство.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке.

“Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подутьЕ” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”.” Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный Мосте”

Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни ( отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что это такое!” и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею “мертвых душ” продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками

Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяЕ” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина всю свинью давай на стол, баранина всего барана тащи, гусь всего гуся!” Впрочем Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян).

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать навстречу выходили две миловидные дочки выбегал сын. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: “сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”. Бесчисленные богатства пропадают зря. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочнности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может статься с человеком”.

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

Сюжет » Мертвых душ» (последовательность встреч Чичикова с помещиками)

Создавая образа Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение села, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговоры о городском чиновникахе) В тех случаях, когда это необходимо, появляется перед нами и биография персонажа

В обиде Манилова отраженный тип разрешительного мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке

“Дом господский стоял на юру, то есть на подъеме, открытому всем ветрам, которой только вздумается подутье” Ворует ключница, “неразумно и нелепо готовится на кухне”, “пусто в амбаре”, “нечистоплотные и пьяницы слуги”. А тем временем сооруженная “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колонами и надписью: “Храм отделенного соображения”.” Мечты Манилова вздорные и бессмысленные. “Иногда говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный Мосту”

Гоголь показывает, что Манилов вульгарный и пустой, реальных духовных интересов у него нет. “В него кабинете всегда лежалая какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, что он постоянно читал уже два года”. Вульгарность семейного жизни ( отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), нудная сладковатость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проникновенность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что это такое!” и отойдешь подальше; если не отойдешь, ощутишь скуку смертельную”. Гоголь с ошеломляющей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью прячется духовная пустота

Образ накопительници Коробочки уже лишен тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип ” одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевие мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки целиком сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Интересная “немая сцена”, что возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, которые показывают вывод соглашения Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьих разделов Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительному различию между ней и другой аристократической дамой

Галерею ” мертвых душ” продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. “Ноздрев в тридцать пять лет был такой же совсем, которым был в осьмнадцать и двадцать: охотников погулять”. Портрет лихого волокиты сатиричен и саркастичен одновременно. ” Это был среднего роста, очень неплохо составленный молодец с полными румяными щеками

Читайте также:  Исследование образа Собакевича: сочинение

Здоровье, казалось, так и прыскало из лица его”. Впрочем, Чичиков делает замечание, которые один бакенбард был в Ноздрева меньше и не так густой, как другой (результат очередной потасовки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховная. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяе” Понятно, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обод состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились

Попытки Чичикова купить мертвые души в Ноздрева фатальная ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балле у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, которая пожелала узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичный, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательные люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

Вышеперечисленные приемы типизации употребятся Гоголем и для описания образа Собакевича. Село и хозяйство помещиков свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окруженный был крепкою и непомерно толстой деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. Сельские дома мужиков тоже срубленные были удивительно все было пригнано плотно и как надо”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о пище Собакевич поднимается к своеобразной “гастрономической” патетике: ” У меня когда свинина всю свинью давай на стол, баранина всего барана тяни, гусь всего гуся!” Впрочем Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) властив некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловое и человеческое качества своих крестьян).

Предельная степень человеческого падения отраженный Гоголем в обиде богатейшего помещика губернии (больше тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “экономного” хозяина к полусумасшедшему скряге. ” Но были же времена, когда он был женатый и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать навстречу выходили две миловидные дочери выбегал сын. Сам хозяин был до стола в сюртуке Но доброй хозяйке умершая, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. В скором времени семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: “сам он обратился наконец в какую-то дыру на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика до последнего рубежа морального падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, которое перерастает в кошмарную картину одинокой старости

В селе Плюшкина Чичиков делает замечание “какую-то особую старость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное накопление мебели и некоторого уличного хлама. Плюшкин незначительный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”. Бесчисленные богатства пропадают зря. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И к какому ничтожеству, мелочнности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться. Все может произойти с человеком”.

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, вульгарность, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, большим писателем, если бы не ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной невозможности персонажей. Он действительно создает “типичные характеры в типичных обстоятельствах”, но ” обстоятельства” могут состоять и в условиях внутреннего психического жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с него положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже сильнейший человека, представителя любого класса или залога?! Словом, реализм Гоголя содержит в себе и глубочайший психологизм. Это-То поэма и интересная современному читателю

Мира мертвых душ противопоставленная в произведении вера в “таинственный” российский народ, в него неисчерпаемый моральный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и птицу- тройки, который несется вперед. В этом неукротимом движении ощущается уверенность писателя в большом назначении России, в возможности духовного воскресения человечества

Отношение Чичикова к помещикам (Мертвые души)

Главный герой поэмы «Мертвые души», Павел Чичиков, путешествует по поместьям с целью совершить сделки. На протяжении своего пути он встречает разных людей, к которым по-разному относится.

Первым помещиком, которого посетил Чичиков, стал Манилов. Герою непонятен образ жизни помещика. Манилов очень безмятежен, расслаблен. Он лишен хозяйственности и серьезности. Этот человек не знает ничего, что происходит в его поместье. Неизвестно ему и сколько мертвых душ у него имеется. Чичикову удалось совершить выгодную сделку, но образ жизни Манилова был ему неприятен.

Далее герой посещает Коробочку. Сначала Чичикову нравится ее поместье: большой огород, хозяйство, чистота. Предприниматель понял, что здесь все не так просто. Действительно, Коробочка оказалась не просто экономной, а скупой. Это был тяжелый человек. Она знала всех своих крестьян поименно. Чичикову было очень сложно вести с ней переговоры, но он все-таки совершил покупку. Его отношение к Коробочки было прежде всего отрицательным, так как он не любил глупых и скупых людей.

Затем Чичиков посещает Ноздрева. Он очень активный и энергичный. Эти качества привлекают Чичикова, но потом герой понимает, что активность Ноздрева не имеет цели, завершения. Он не знает, чего хочет, поэтому просто тратит свою активность в пустоту. Герой получает свои мертвые души, но это было непросто.

Следующий помещик — Собакевич. Это основательный человек, который следит за своим поместьем. Чичикова радуют крепкие избы. В разговоре с Собакевичем герой понимает, что помещик похож на него желанием не продешевить. Собакевич знает цену своим крестьянам. Чичиков находит с ним общий язык, но, впечатление герой оставил неприятное.

Последний помещик — Плюшкин. На героя он оказывает самое сильное впечатление. Чичиков несколько шокирован тем положением, в котором оказывается Плюшкин. Его единственным интересом в жизни стало собирательство вещей. Он продает свои души Чичикову. Герой был потрясен тем, что стало с личностью помещика.

Чичиков — это единственный персонаж поэмы, который ярко отличается от остальных. Герою удается найти общий язык с помещиками из-за проницательности, психологизма, присущих Чичикову. Он прекрасно разбирается в людях и сразу видит какие они, на что они способны. Чичиков приспособляется к каждому из помещиков, чтобы понравиться им, найти общий язык и совершить сделку.

2 вариант

В основе сюжета произведения Гоголя «Мертвые души» скупка Чичиковым Павлом Ивановичем мёртвых душ крепостных крестьян у помещиков.

Первым, с кем он совершил сделку, стал Манилов. С самого начала Чичикову не понравилась его чрезмерная любезность и приторность в общении. В поместье Манилова кругом наблюдался беспорядок и незавершённость дел. Жизнь помещика проходила в безделье и пустых фантазиях, а хозяйская деятельность его совершенно не интересовала. Он ничего не знал о доходах и о расходах в своём поместье, чем обескуражил делового и хваткого Чичикова. Мёртвых душ Манилов отдал бесплатно, что было на руку практичному Павлу Ивановичу.

К помещице Коробочке Чичиков попал случайно, перепутав дороги. Сначала она понравилась ему своей хозяйственностью и рачительностью, но позже стала раздражать ограниченностью ума и чрезмерной скупостью. Только после долгих уговоров ему удалось завершить с ней торг и покинуть её дом.

Следующий помещиком стал Ноздрёв. Он по характеру был похож на Чичикова – активный и энергичный, такой же плут и мошенник. Однако, в отличие от практичного Чичикова, Ноздрёв вёл разгульный образ жизни, проматывая состояние; обладал неуравновешенным и вспыльчивым характером, много хвастался и врал. Павлу Ивановичу не удалось с ним ни о чём договориться. Он насилу унёс от него ноги, рискуя попасть под побои.

Собакевич предстал перед Чичиковым грубым и неотёсанным человеком. Всем своим обликом он походил на неуклюжего медведя. В то же время, Собакевич оказался умелым и рачительным хозяином. В его поместье был идеальный порядок. Крестьяне жили в добротных крепких домах. Собакевич был хорошо осведомлён обо всех их деловых качествах и чертах характера. Он подробно рассказал о мёртвых крестьянах Чичикову, для которого такая информация была лишней. Собакевич с полуслова понял намерения Чичикова, чем тоже удивил его. Помещик любил хорошо поесть и щедро угостил гостя. Предприимчивый и сообразительный Собакевич заключил сделку на выгодных условиях для себя, чем расстроил Павла Ивановича.

Следующая встреча Чичикова состоялась с помещиком Плюшкиным. Он узнал от Собакевича, что у него люди «мрут как мухи» и надеялся на удачный торг с ним. Павла Ивановича поразила убожество и неприглядность поместья Плюшкина, а ещё больше – внешний облик хозяина. Он принял его за нищего непонятного пола. Дом Плюшкина тоже представлял собой жалкое зрелище и походил на нежилое помещение. Чичиков был удивлён, что в нём живут люди. Убранство помещения грязное и беспорядочно нагромождённое произвело на него шокирующее впечатление. Чичиков даже не знал, как начать с Плюшкиным разговор о причине своего приезда, потому что никогда не встречал таких помещиков в своей жизни. Павлу Ивановичу удалось приобрести у него семьдесят восемь мёртвых душ, чем он был очень доволен. Из чувства брезгливости он отказался пить с хозяином чай, сославшись на то, что сыт и поспешил уехать из имения.

Таким образом, Чичикову удалось договориться, практически, со всеми помещиками, так как он прекрасно разбирался в психологии людей, умел приспособиться под любой характер. С Маниловым Павел Иванович был любезен, с Коробочкой – настойчив, с Ноздрёвым – осторожен, с Собакевичем – неотступен, с Плюшкиным – великодушен.

Чичиков – человек нового времени, предприимчивый и практичный, но тоже духовно мёртв.

Также читают:

Картинка к сочинению Отношение Чичикова к помещикам

Популярные сегодня темы

Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка.

Макар Чудра одно из произведений раннего творчества Горького, в котором молодой писатель поднимает философские вопросы свободы, идеала и смысла жизни.

Читайте также:  Тарас Бульба настоящий боевой товарищ: сочинение

Главной фигурой в произведении, является, темноглазая и смелая девчонка, Наталья Ростова. Автор ярко описал все её черты характера и внешности, с малого возраста до её зрелых лет.

В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши

Людвиг ван Бетховен является самым выдающимся и знаменитым композитором в мире. Его произведения известны всем, детей с детского сада до людей в возрасте. Об этом композиторе известно

Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В поэме «Мертвые души» Гоголь создал необычайную по размаху и широте картину современной ему России, изобразив ее во всем величии, но в то же время со всеми ее пороками. Он с такой силой сумел погрузить читателя в глубины душ своих героев, что произведение на протяжении многих лет не перестает производить потрясающее впечатление на читателей. В центре повествования поэмы – крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Дворянство занимало привилегированное положение и несло ответственность за экономическое и культурное развитие государства. Представители этого сословия – помещики, «хозяева» жизни, владельцы крепостных душ.

В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства. Раскрывая характеры обитателей патриархальных усадеб – Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина – автор выявил типичные черты российского дворянства: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство. Все эти общие качества Гоголь раскрыл в ярких незабываемых образах, создав типические характеры. Порядок, в котором мы знакомимся с помещиками, определяется развитием сюжета. Автор стремился показать, как люди под влиянием среды теряют человеческие чувства, как мертвеют их души. Вслед за разъезжающим по России Чичиковым автор ведет читателей от одного помещика к другому, и чем дальше, тем больше раскрываются неприглядные картины их пошлой жизни и их низменные нравы.

Галерею образов помещиков открывает Манилов, усадьбу которого называют парадным фасадом помещичьей России. При первом знакомстве этот герой производит приятное впечатление культурного, деликатного человека. Но уже в этой беглой авторской характеристике нельзя не заметить иронию. В облике этого героя явственно проступает приторная слащавость, о чем говорит сравнение его глаз с сахаром. Далее становится ясно, что под приятно-обходительным обхождением с людьми скрывается пустая душа. В образе Манилова представлено множество людей, о которых, по словам Гоголя, можно сказать: «люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан». Они живут в деревне, имеют склонность к изысканным, витиеватым оборотам речи, так как хотят казаться просвещенными и высокообразованными людьми, глядят на все спокойным взглядом, и, покуривая трубку, мечтают сделать что-нибудь хорошее, например, выстроить каменный мост через пруд и завести на нем лавки. Но все их мечтания бессмысленны и неосуществимы. Об этом говорит и описание усадьбы Манилова, которое является у Гоголя важнейшим приемом характеристики помещиков: по состоянию усадьбы можно судить о характере хозяина. Манилов хозяйством не занимается: все у него «шло как-то само собой»; и на всем отразилось его мечтательное бездействие, в описании пейзажа преобладает неопределенный, светло-серый цвет. Светские мероприятия Манилов посещает потому, что их посещают другие помещики. Так же обстоят дела и в семейной жизни и в доме. Супруги любят целоваться, дарить чехольчики на зубочистку, и не проявляют особой заботы о благоустройстве: в доме их всегда есть какой-нибудь недостаток, например, если вся мебель обита щегольской материей, обязательно найдутся два кресла, обтянутые парусиной.

Характер Манилова выражается в его речи и в том, как он ведет себя во время сделки с Чичиковым. Когда Чичиков предложил Манилову продать ему мертвые души, он растерялся. Но, даже понимая, что предложение гостя явно противоречит закону, он не смог отказать такому приятнейшему человеку, и лишь пустился в размышление о том, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Автор не скрывает иронии: человек, не знающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственное хозяйство, проявляет заботу о политике. Фамилия Манилова соответствует его характеру и образована автором от диалектного слова «манила» – тот, кто манит, обещает и обманывает, льстивый угодник.

Иной тип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова она хозяйственна и практична, знает цену «копейке». Описание ее деревни говорит о том, что она всех приучила к порядку. Сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле подтверждают, что у хозяйки до всего доходят руки и ничего не пропадает в ее хозяйстве. Осматривая дом Коробочки, Чичиков обращает внимание, что обои в комнате старые, зеркала старинные. Но при всех индивидуальных особенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», как Манилов. Продавая Чичикову необычный товар, она боится продешевить. После торга с Коробочкой, Чичиков «был весь в поту, как в реке: все, что ни было на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро». Хозяйка уморила его своей дубинноголовостью, бестолковостью, скупостью и желанием повременить с продажей необычного товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», – говорит она Чичикову. На мертвые души она смотрит так же, как на сало, пеньку или мед, думая, что и они могут в хозяйстве понадобиться.

На большой дороге, в деревянном трактире встретил Чичиков Ноздрева – «исторического человека», с которым познакомился еще в городе. И именно в трактире чаще всего можно встретить таких людей, которых, по замечанию автора, на Руси немало. Говоря об одном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Ирония автора заключается в том, что в первой части фразы он характеризует ноздревых как «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: «. и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы». Этот тип людей известен на Руси под именем «разбитного малого». С третьего раза они говорят знакомому «ты», на ярмарках покупают все, что в голову ни взбредет: хомутья, курительные свечи, жеребца, платье для няньки, табаку, пистолеты и т.д., бездумно и легко тратят деньги на кутежи и карточные игры, любят приврать и без всякой причины «подгадить» человеку. Источником его доходов, так же как и у других помещиков, служат крепостные крестьяне. Такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамское отношение к людям, нечестность, бездумье, отражаются в его отрывочной, быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета на другой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях: «скотовод эдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Он постоянно ищет приключений и совсем не занимается хозяйством. Об этом говорит незаконченный ремонт в доме, пустые стойла, неисправная шарманка, проигранная бричка и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.

Ноздрев уступает место Собакевичу. Этот герой представляет тип помещиков, у которых все отличается добротностью и прочностью. Характер Собакевича помогает понять описание его усадьбы: несуразный дом, полновесные и толстые бревна, из которых построены конюшня, сарай и кухня, плотные избы мужиков, портреты в комнатах, на которых изображены «герои с толстыми ляжками и неслыханными усами», ореховое бюро на нелепых четырех ногах. Одним словом, все похоже на своего хозяина, которого автор сравнивает со «средней величины медведем», подчеркивая его животную сущность. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует прием гиперболизации, достаточно вспомнить его чудовищный аппетит. Помещики, подобные Собакевичу, – злобные и жестокие крепостники, никогда не упускавшие своей выгоды. «Душа у Собакевича, казалось, закрыта такою толстою скорлупой, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности», – говорит автор. Тело его стало неспособно к выражению душевных движений. В торге с Чичиковым обнаруживается главная черта характера Собакевича – его неудержимое стремление к наживе.

Завершает галерею лиц, с которыми заключает сделки Чичиков, помещик Плюшкин – «прореха на человечестве». Гоголь замечает, что такое явление редко встречается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться. Знакомству с этим героем предшествует пейзаж, детали которого раскрывают душу героя. Ветхие деревянные строения, темные старые бревна на избах, крыши, напоминающие решето, окна без стекол, заткнутые тряпками, раскрывают Плюшкина как плохого хозяина с омертвевшей душой. Но картина сада, хотя заглохшего и глухого, создает иное впечатление. При его описании Гоголь использовал более радостные и светлые тона – деревья, «правильная мраморная сверкающая колонна», «воздух», «чистота», «опрятность»… И сквозь все это проглядывает жизнь самого хозяина, душа которого угасла, как и природа в глуши этого сада.

В доме Плюшкина тоже все говорит о духовном распаде его личности: нагроможденная мебель, сломанный стул, высохший лимон, кусочек тряпки, зубочистка… Да и сам он похож на старую ключницу, лишь серенькие глазки, как мыши, бегают из-под высоко выросших бровей. Все умирает, гниет и рушится около Плюшкина. История превращения неглупого человека в «прореху на человечестве», с которой знакомит нас автор, оставляет неизгладимое впечатление. Чичиков быстро находит общий язык с Плюшкиным. Одно только заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки.

Однако в главе, посвященной раскрытию характера Плюшкина, немало деталей, имеющих положительный смысл. Глава начинается с лирического отступления о юности; автор рассказывает историю жизни героя, в описании сада преобладают светлые тона; глаза Плюшкина еще не потухли. На деревянном лице героя еще можно увидеть «промелькнувшую радость» и «теплый луч». Все это говорит о том, что у Плюшкина, в отличие от других помещиков, еще есть возможность нравственного возрождения. Душа Плюшкина была когда-то чистой, а значит, еще может возродиться. Не случайно «заплатанной» барин завершает галерею образов «старосветских» помещиков. Автор стремился не только рассказать об истории Плюшкина, но и предупредить читателей, что путем этого помещика может пойти любой. Гоголь верил в духовное возрождение Плюшкина, как верил в силы России и ее народа. Подтверждением этого служат многочисленные лирические отступления, наполненные глубоким лиризмом и поэтичностью.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

Ссылка на основную публикацию
×
×