Сатира Н.В. Гоголя: сочинение

Сатира Н.В. Гоголя: сочинение

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” &#151 произведение сатирическое. Эта смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое сочетание комического и трагического. Поэтому в “Мертвых душах” смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, что одним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяние типических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию. Поэтому автор широко использует в поэме сатирические изобразительные средства.

С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: “Иностранец Василий Федоров”. Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом “из тенистых широколиственных дерев”. Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице “покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов”, или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.

Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова “весьма обходительным и учтивым”, автор характеризует героя словами из его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким и воспринимают его окружающие. Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости их взгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешность Собакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем, остро-иронически сближая образ героя с животным. Это позволяет выявить характерные особенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и уподобление мебели Собакевича самому хозяину. “Стол, креслы, стулья &#151 все было самого тяжелого и беспокойного свойства”. Ирония в характеристике Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобных ему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что “при всем том бывают весьма больно поколачиваемы”.

Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди. Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные черты характера Коробочки &#151 жадность, упорство и тупость.

Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этот лаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного рабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка воспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получает удовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их смысл.

Если в описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытии внутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство с разными типами обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностях их характеров вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости, духовной пустоты. Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных, которые обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег, к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от них Ноздрев и Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных предметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, и прочие слуги, а он погружен в свои &#151 неосуществимые, далекие от действительности мечты. Значит, и бездумное расточительство одних помещиков, и стяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении дворянства в России.

Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.

Кроме иронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самого отвратительного героя &#151 Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации, полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведь Чичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещем старике давно умерли все привязанности и родственные чувства. Ему безразличны судьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном эгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости, перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в свою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрывает всю глубину преступления помещиков перед своим народом.

Издевательская сатира Гоголя в комедии Ревизор (сочинение)

В замечательном реалистическом произведении Н. В. Гоголя “Ревизор” раскрывается мир мелкого и среднего русского чиновничества первой половины XIX века. Гоголь писал о замысле комедии “Ревизор”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал. и за одним разом посмеяться над всем”.

В мир тихого провинциального городка, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь” вводит читателя комедия Гоголя. “Пренеприятное известие” о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению, имеет взрывное действие в размеренное течение жизни в городе. Сюжет, задуманный Гоголем, позволяет глубоко раскрыть пороки, поразившие всю чиновничью среду.

“Ревизор” стал комедией, где выведены на сцену истинно русские характеры и вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его “Ревизор” приобрел силу исторического документа. В комедии представлена целая “корпорация разных служебных воров и грабителей”, блаженно существующих в уездном городе N.

Автор своей комедией утверждает новую мысль в русской литературе — не исполнители, а сами законы, весь уклад существующего строя виноваты в том, о чем поведало произведение великого мастера.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, усиливающих характеристики персонажей. Гоголевский город представляет собой “пирамиду”: на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии. Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дает критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа.

Городничий: “Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения”, Осип: “Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “Простодушный до наивности человек”. Яркие портретные характеристики даны также и в письме Хлестакова своему приятелю в Петербург. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений “совершенной свиньей в ермолке”.

Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно “в сапог — и никто не увидит”. Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они “как мухи выздоравливают”.

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными из-за полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего. Несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и т. п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое, и даже банальное, объяснение всего произошедшего, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать несколько слов об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи всего своего окружения. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой четвертой стены, обращается прямо в зал: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь”. Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы России. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: “Всем досталось, а больше всех мне!”

Читайте также:  Поместье и его владелец: сочинение

И в итоге немая сцена: словно громом пораженные замерли обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. И гроза, очищающая гроза, смывающая грязь, именно она накажет порок и наградит добродетель. Свою веру в справедливость высшей власти в этой сцене отразил Гоголь, бичуя этим, по высказыванию Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”. Пафос немой сцены, почему-то, не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

Шквал критики вызвала комедия Гоголя после постановки на сценах театров, ведь в ней автор сломал все каноны драматургии. Но основное недовольство критиков вызвало отсутствие в комедии положительного героя. Гоголь напишет в ответ на это в “Театральном разъезде”: “…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был — смех”. Именно с его помощью автор обличает и высмеивает мир лишенных совести и всякой ответственности казнокрадов.

А представленные в комедии образы чиновников играют важную роль в раскрытии авторского идейно-художественного замысла. Великий драматург с их помощью обличает не столько чиновничество уездного города, сколько всю бюрократическую систему России.

«Своеобразие сатиры Гоголя»

25.02.2018 15:00

«Питая ненавистью грудь,
уста вооружив сатирой,
проходит он тернистый путь
с своей карающею лирой»
Н. А. Некрасов

Все творчество Гоголя охарактеризовал Некрасов в стихотворении, которое стало эпиграфом нашей выставки. В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гоголя, ведь сатира — это злое, саркастическое высмеивание не просто общечеловеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый, иногда «сквозь невидимые миру слезы», потому что (а так считал Гоголь) именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни может служить к его исправлению. Смех — это оружие, острое, боевое оружие, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности».

Николай Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание

Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении.

Большинство сочинений Гоголя — это произведения или целиком сатирические по своему пафосу и своей структуре, или или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место. Но сатира в творчестве писателя не остается неизменной, а проходит несколько этапов своего развития.

И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1952г., сразу после смерти Гоголя: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи».

Феномен Гоголя СПб: Петрополис, 2011

В сборнике представлены статьи российских и зарубежных ученых, в которых рассматриваются различные аспекты биографии и творчества Н. В. Гоголя

Николаев Д. П.
Сатира Гоголя М: Худ. лит., 1984

В вниге Д. Николаева сатира Н. В. Гоголя впервые становится предметом самостоятельного рассмотрения

Манн, Юрий Владимирович
Сквозь видный миру смех. М: Мирос, 1994

Книга представляет собой наиболее полное научно-объективное исследование жизни писателя, тех факторов, которые определили становление и движение искусства Гоголя

Слонимский, Александр Леонидович
Техника комического у Гоголя Петроград: Academia, 1923

В настоящей работе автор ставит теоретическую задачу: осветить приемы комического у Гоголя с точки зрения теории комического

Падерина, Екатерина Геннадьевна
К творческой истории «Игроков» Гоголя М: ИМЛИ РАН, 2009

Первое монографическое и многоаспектное исследование одной из завершенных комедий Гоголя с практически не документированной творческой историей и недооцененными художественными достоинствами

Манн, Юрий Владимирович
Сквозь форму к смыслу М: Явне, 2016

В издание включены тексты, написанные за несколько десятилетий и посвященные проблемам творчества и биографии Н. В. Гоголя

Жаркевич, Наталья Михайловна
О Гоголе Нежин: НГУ им. Н. Гоголя, 2009

В книге собраны статьи, посвященные жизни и творчеству Н. В. Гоголя

Воропаев, Владимир Алексеевич
Однажды Гоголь. Нежин: Московская Патриархия РПЦ, 2014

Книга написана на основе воспоминаний школьных товарищей и друзей Николая Васильевича Гоголя

Гоголь как явление мировой литературы М: ИМЛИ РАН, 2003

Сборник докладов на международной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя, состоявшейся в ИМЛИ РАН в 2002 г.

Сочинение на тему: Сатира в произведении Гоголя «Ревизор»

–>Просмотров : 325 | –>Добавил : Тамми (01.03.2019) (Изменено: 01.03.2019)

Обсуждение вопроса:

Как великий сатирик в русской литературе XIX века извес­тен Гоголь. Правда, следует сразу же отметить, что сущность его творчества далеко не сводится к сатире и обличению. Для Гоголя чрезвычайно важной задачей было воплотить в художе­ственных творениях свой социальный и нравственный идеал, но его взгляду представала такая действительность, что больше приходилось поневоле заниматься отклонениями от идеала. В мире, где борются Бог и дьявол, более очевидным и ощутимым оказывалось дьявольское начало. Мир для Гоголя представал ареной деятельности черта, который вносит в божественную гармонию диссонанс, нелепицу, алогизм. Именно на эти свой­ства действительности обращает преимущественное внимание Гоголь. Его комизм основан на объективном комизме действи­тельности, искаженной и алогичной. Главным направлением гоголевского смеха стало раскрытие несоответствия между должным и сущим, между внешностью и внутренним содержа­нием. Принципы Гоголя-сатирика с наибольшей ясностью во­плотились в комедии «Ревизор», о которой автор говорил: «Я хотел собрать в одну кучу все дурное, что знал тогда в России, и за одним разом посмеяться надо всем». Мир маленького уезд­ного городка, в котором происходит действие «Ревизора», представлял собой художественную модель всей России.

Главный источник комизма у Гоголя — это несоответствие претензий героев и их истинной сущности. Смешно не то само по себе, что городничий, например, берет взятки, потворствует казнокрадству и безделью чиновников и т.п. Смешно то, что он при этом старается выставить себя «отцом города», чуть ли не образцовым правителем. Отсюда его забота о внешней благо­пристойности. Наставления, которые он дает чиновникам, глу­боко комичны внутренне, так как наглядно показывают: город­ничий думает не о сущности, а о внешности. Арапник из суда надо убрать «на время», а как проедет ревизор, можно его опять повесить; больных следует не лечить по-настоящему, а надеть на них чистые колпаки и т.п. Время от времени городничий на­столько входит в роль, что забывает совершенно о реальном положении дел: так, отдавая приказание «разметать наскоро старый забор и поставить вешки, будто для планировки», он начисто забывает, что «возле того забора навалено на сорок те­лег всякого сора». Но это бы еще ничего: городничий так за­былся, что сам же сетует: «Что за скверный город! только где- нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» Смех вызыва­ет соседство «памятника» и «забора», тем более что уж какой там памятник, когда церковь-то построить не могут — разворо­вали отпущенные на нее суммы.

Одним из наиболее сильных приемов комического у Гоголя служат постоянные оговорки героев, которые, сами того не за­мечая, раскрывают перед нами сущность жизни уездного горо­да. Так, судья открыто говорит, что берет взятки, но чем? — борзыми щенками, а это уже вроде и не взятки; городничий де­лает выговор квартальному, который вместо того, чтобы взять у купца сукна на мундир, стянул всю штуку: «Смотри! не по чину берешь!» и т.п. Все это показывает, как глубоко въелось взя­точничество в повседневную жизнь города.

Как уже говорилось, комизм Гоголя во многом создается нелепостью, нелогичностью. Так, предположение о близкой войне в связи с обыкновенной ревизией заштатного городка са­мо по себе нелепо и потому смешно, но комизм многократно усиливается тем, что это предположение, не сговариваясь, вы­сказывают сразу два персонажа — судья и почтмейстер. То, что у заседателя в суде «такой запах, будто он сейчас вышел из ви­нокуренного завода», парадоксально объясняется тем, что его «мамка в детстве уронила». Из того, что учитель «скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал», делается вывод, что юношеству внушаются вольнодумные мысли и т.п. Мир коме­дии Гоголя насквозь нелеп и алогичен, поэтому и смешон.

Комична и сама ситуация комедии, уже представляющая собой не столько недоразумение, сколько нелепость: умуд­ренный опытом городничий «сосульку, тряпку принял за на­стоящего человека». Из этой исходной ситуации Гоголь из­влекает все таящиеся в ней комические возможности. Мнимым ревизором он делает пустого, наивного, «несколько приглуповатого» Хлестакова, который заключает в себе, в сущности, то же, чем наполнена жизнь всего города: желание покрасоваться, представить себя не тем, что он есть на самом деле. Оттого, что Хлестаков простодушно принимает все зна­ки внимания, оказываемые ему городничим, становится еще более смешной вся интрига, затеянная городничим, чтобы провести ревизора. Столкновение же этих двух комических характеров выглядит вдвойне смешно: при первой же встрече комизм идет по нарастающей, потому что оба собеседника бо­ятся друг друга самым искренним образом. «Добросовестное заблуждение», в котором находится городничий и чиновники на протяжении всей комедии, вообще служит неиссякаемым источником комического, вызывает смешные сцены и поло­жения — достаточно вспомнить, например, как чиновники дают взятки Хлестакову или как Хлестаков делает предложе­ние дочке городничего. Кроме того, Гоголь зачастую приме­няет и приемы внешнего комизма, поддерживающего комизм внутренний: городничий хватает коробку вместо шляпы, Боб­чинский обрываете?! и падает вместе с дверью и т.п. Все это делает комедию еще более смешной.

Объективно гоголевская сатира была направлена на чи­новничество и бюрократию прежде всего. Но комедию Гоголя можно толковать и в расширительном смысле — как сатиру на все то, что отвлекает человека от высоких нравственных за­дач, на нелепость жизни, подчиненной мелочным и преходя­щим интересам, на вечную склонность человека казаться иным, чем он есть на самом деле. И конечно же Гоголь дал высочайший образец именно и по-настоящему смешной коме­дии — этого свойства она не утратила до сих пор.

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем”. Комедия вводит читателя и зрителя в мир тихого провинциального городка, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Размеренное течение жизни в городе взрывает “пренеприятное известие” о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению.

Задуманный Гоголем сюжет позволил ему глубоко раскрыть пороки, поразившие провинциальную чиновничью среду. Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники города тут же направляют свои усилия на соблюдение внешней благопристойности. Мы видим, что ни одно из распоряжений городничего в связи с приездом ревизора не содержит ничего дельного по существу – все направлено лишь на соблюдение внешних приличий. Поэтому вместо того чтобы заниматься решением насущных задач города, чиновники направляют свои усилия на наведение “порядка” (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор). “Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено”, – говорит городничий.

На примере городничего Гоголь полно раскрывает “все дурное”, что характеризовало чиновника того времени. По-моему, Гоголь очень емко охарактеризовал этот персонаж комедии, сказав, что городничий “более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки”. Это не какой-нибудь глуповатый чиновник. Городничий – человек здравого смысла, хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах. Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую “корпорацию разных служебных воров и грабителей”, городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной.

Для городничего не существует никаких моральных и других ограничений: он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она “начала строиться, но сгорела”. Не считаясь с простым людом, “купечеством да гражданством”, городничий совсем иначе ведет себя с “ревизором” Хлестаковым. Он заискивает перед ним, угождая на каждом шагу. И умудряется “ввернуть” ему вместо двухсот рублей четыреста.

Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. В каждом из чиновников автор подчеркивает какую-нибудь особенность, создавая тем самым индивидуальные портреты. Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и “поэтому несколько вольнодумен”. “Образованность” судьи позволяет ему держаться независимо с городничим, и, что еще важнее, – подводить под взяточничество “идейное обоснование”. Попечитель богоугодных заведений Земляника, “человек толстый но плут тонкий”, нагло обворовывает, больных о которых, напротив, должен бы заботиться Но он не утруждает себя: “Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет”. Смотритель уезднь” училищ Хлопов – насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед одним только именем начальника. “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул” признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей “простодушный до наивности человек” почтмейстер Шпекин, познающи* жизнь из вскрываемых им чужих писем.

Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о комедии “Ревизор” как о произведении, “замышленном с целью произвести доброе влияние на общество”. Мне кажется, что писателю это удалось. Комедия сразу же стала одним из самых популярных произведений своего времени, что говорит о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. В комедии правдиво раскрыта психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он “не платит и не едет”. Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков “свой”, т. е. такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – таков суд в этом городе.

Смотритель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой, он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).

Образ Хлестакова – один из самых ярких созданных Гоголем. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. “Хлестаковщина” стала именем нарицательным. Хлестаков – наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Он пустышка, “без царя в голове”, и он же воплощение нахальства. У него “легкость необыкновенная в мыслях”. “Он просто глуп, – писал Гоголь, – болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина”. Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего.

Ничуть не лучше остальных почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, “простодушный до наивности человек”, который вскрывает и читает чужие письма.

Если внимательно вглядеться в окружающую нас действительность, то рано или поздно обнаружатся все персонажи гоголевской комедии. В этом актуальность и непреходящая ценность его сатиры. Сатира Гоголя – сатира философская. Каждый персонаж является носителем своей философии, которой и оправдывает свои поступки. Городничий во всем видит Божий промысел: “Это уж так самим Богом установлено”. Почтмейстер читает чужие письма из любопытства: “…смерть люблю узнать, что есть нового на свете”, Ляпкину-Тяпкину, как “несколько вольнодумному”, вообще не составит труда оправдать любой свой поступок. Мнение Земляники относительно лечения мы уже знаем. Конечно, Гоголь осуждает эту самоуверенность своих персонажей, их некритичное отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же даже в самых несимпатичных созданиях он видит живую душу, пусть задавленную пороками, но не до конца погибшую. Гоголь не считает своих персонажей жуткими злодеями и окончательно погибшими людьми, он приглашает приглядеться к ним, к их жизни и осознать, что это и наша жизнь, а они – часть нас самих.

Гоголь, обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим орудием сатиры, не отстраняется от созданных им персонажей. Он находит в себе силы писать не об идеальных, но о живых людях с их страстями, пороками и мечтами. Гоголевская сатира – это не карикатура на жизнь и, конечно же, не высокий идеал, к которому надо стремиться. Это – сама жизнь.

Сатирическое изображение действительности в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия «Ревизор» — одно из лучших произведе­ний Н. В. Гоголя. Сюжет комедии был подсказан ему А. С. Пушкиным. Благодарный Пушкину, Гоголь ут­верждал, что его комедия будет «смешнее черта». Смех, действительно, пронизывает каждый эпизод, каждую сцену комедии. Однако это особый смех, смех сквозь слезы, смех обличающий. Гоголь выводит дей­ствие комедии за рамки анекдотического случая. В комедии «Ревизор» он создал галерею невероятно смешных персонажей. При этом все они оказались легко узнаваемыми типами людей. Это подтвердил даже царь Николай. После одной встречи с провинци­альными чиновниками он сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю. », — а потом доба­вил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Гоголь действительно нарисовал не просто чинов­ников отдельно взятого уездного города. Он создал со­бирательные, типичные образы.

Итак, возглавляет город Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий нечист на руку, без зазрения совести обирает купцов, потворствует безза­конию, не выполняет свои служебные обязанности, мошенничает, растрачивает казенные деньги. Город под руководством Антона Антоновича погряз не толь­ко в беззаконии, но и в грязи. Кругом мусор, пьянст­во, безнравственность. Городничий оказывается в ду­раках, когда узнает, что Хлестаков вовсе не ревизор, а сам он — не будущий тесть высокопоставленного пе­тербургского чиновника. Антон Антонович смешон. Гоголь беспощадно бичует казнокрадство, корруп­цию, злоупотребление служебным положением. В лице жены и дочери Сквозник-Дмухановского автор высмеивает пустое кокетство и глупость.

О судье Ляпкине-Тяпкине писатель уже в «Замеча­ниях для господ актеров» иронично замечает, что тот прочел «пять или шесть книг», а Хлестаков в своем письме называет судью человеком дурного тона. По роду службы Ляпкин-Тяпкин призван вершить пра­восудие. Но вместо этого он сам нарушает закон — бе­рет взятки, о чем говорит открыто. Ляпкин-Тяпкин закрывает глаза на многие судебные беспорядки. На­пример, на гусей с гусятами, разведенных в передней. Ему просто некогда этим заниматься. Судья не выпол­няет свои служебные обязанности, он предпочитает «ездить за зайцами» да навещать жену Добчинского. Попечитель богоугодных заведений Земляника — большой «проныра и плут»; он очень услужлив и сует­лив. С необычайной расторопностью Земляника предлагает Хлестакову свой донос на недавних приятелей изложить на бумаге. Думается, взамен он надеется получить прощение собственных грешков, а их у попечителя Богоугодных заведений немало: больные ходят в грязных колпаках, вместо габерсупа везде и всегда на обед капуста, лекарств дорогих нигде не употребляется. Отведенные на богоугодные цели деньги прямиком плывут в карман Земляники.

Почтмейстер Шпекин «простодушный до наивности». Это авторское определение полно сарказма. Шпекин обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память, чтобы потом почитать на досуге вслух своим знакомым.

В. Г. Белинский в одном из писем к Гоголю назвал «Ревизора» «корпорацией разных служебных воров и грабителей», и эта оценка очень справедлива. Персонажи комедии прекрасно осознают свои грехи и оказываются настолько перепуганными вестью о приезде ревизора и о возможном разоблачении, что принимают за проверяющего из столицы обычного мелкого чиновника.

Хлестаков – молодой человек лет двадцати трех, несколько глуповатый и «без царя в голове». Уже в этом описании звучит едкая авторская насмешка. Хлестаков – обычный вертопрах, гуляка, фанфарон. Он пускает по ветру отцовские деньги, думает только об удовольствиях и нарядах. Кроме того, это неутомимый врун. Он на дружеской ноге с «самим» начальником отделения, его даже хотели сделать коллежским асессором, он живет в бельэтаже. Уже эта ложь заставляет присутствующих оцепенеть, а Хлестаков входит в настоящий азарт и просто захлебывается от своих феерических фантазий: он близко знаком с Пушкиным, сам пишет; его перу принадлежат известные произведения, его боится государственный совет, скоро его произведут в фельдмаршалы… Не задумываясь о последствиях, Хлестаков начинает откровенно приставать к жене и дочери городничего и даже обеим обещает жениться. Он не задумывается ни над своими словами, ни над своими поступками.

Действие комедии происходит в обычном уездном городе. Гоголь не дает ему названия, подчеркивая этим, что он нарисовал Россию в миниатюре, что по­добные нравы распространены по всей стороне рос­сийской. Везде, по утверждению писателя, воруют, мошенничают, бездельничают, берут и дают взятки, и это особенно горько. Гоголь не смешит, а жестоко вы­смеивает, бичует пороки современного ему общества. Но мог ли он знать, что в строках его комедии чита­тель двадцать первого века с болью будет узнавать и современную Россию, где правят балом сквозник-дмухановские, ляпкины-тяпкины, земляники.

Сатира Гоголя

В 30-е годы прошлого века Россия после недапнего восстания декабристов пережи. вал. а тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения. искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русскою народа.

И вот в эту пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобытным талантом – Николай

Белинский называл Гоголя главой

Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы. в Нежи-не, писате-ль имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных “существователей”. жизнь же в Петербурге расширила’его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии “Ревизор”. Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состоит в широте охвата жизни общественных слоев России, показе типичных условий жизни той эпохи и необычайной силе типизации социальпььх характеров. Перед нами неоольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей.

Манера Гоголя – “собрать в одну кучу все дурное в России” и “разом надо всем посмеяться” – обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость. дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы “столпов города”. чинящих произвол и самодурство. Гоголь не вывел в своей комедии “положительною героя”. Положительным началом в “Ревизоре”, в котором воплотился высокий нравственный и общественный ^еал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал “смех” – единственное “честное лицо” в комедии. “Это был смех”. – писал Гоголь. – “который весь излетает из светлой природы человека…потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет. заставляет выступить ярко то. что проскользнуло бы. без проницаемой силы, которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека”.Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм, Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ.

Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о народе. Здесь уже нет ойличаю-щей сатиры, только проскальзывает грусть о Некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством.

Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. По выражению Некрасова. Готоль “проповедовал любовь враждебным словом отрицания”.

Похожие сочинения:

САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии.

САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” САТИРА В ПОВЕСТИ И. В. ГОГОЛЯ “НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ” 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” – удивительна, необычна и увлекательна, полна тонкой сатиры, веселых шуток и искрометной.

Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на.

САТИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ В 1852 году, после смерти Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасов написал прекрасное стихотворение. В нем есть строки, которые могут послужить эпиграфом ко всему творчеству Гоголя: “Питая ненавистью грудь, уста.

Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на.

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ПЕРСОНАЖАХ Н. В. ГОГОЛЯ Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего произвола в России. Это также время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего в условиях крепостничества.

АВТОРСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины XIX века. В своих произведениях он затрагивал проблемы, актуальные в это время. Своеобразие его творчества заключается в том, что он одним из.

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей.

“РЕВИЗОР” – САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ Пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александрийском театре. Николай I заметил: “Ну, пьеска! Всем досталось, а больше всего – мне!” Позже, в.

ДВЕ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем.

Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души” Почему Гоголь назвал свое произведение “Мертвые души”, написанное в 1842 году – поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет.

Манилов и Собакевич в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые – “были почетные чиновники.

РОССИЯ И РУССКИЙ НАРОД В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Русь! куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Н. В. Гоголь Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел.

Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Русская литература 1-й половины XIX века Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Лирические отступления – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображенным в произведении.

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 1) Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!”. В 1842 году поэма.

Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают.

Интересные подробности жизни и творчества Н. В. Гоголя “Замысел “Мертвых душ” предполагал создание трилогии об омертвении, пробуждении и возрождении человеческой души. Образцом писателю послужила “Божественная комедия” Данте. По аналогии с трехчастной структурой Дантовой “Комедии”, включавшей описание ада, чистилища.

ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 2) Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в.

Крестьяне в поэме Гоголя “Мертвые души” Что представляет собой реальный мир “Мертвых душ”? Это мир, типичными представителями которого являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицместер, прокурор и многие другие. Гоголь описывает их со злой иронией, не щадя и.

ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”) Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность.

ТЕМА РОДИНЫ И НАРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” (вариант 1) Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе.

САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, “было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Вскоре Гоголь понимает, что вещь, им создаваемая, не подходит.

Сочинение по произведению Гоголя “Мертвые души” Настоящим открытием для меня стала поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”: она побудила к размышлению, вызвала смех, поставила передо мной множество вопросов, на которые я ищу ответы. С Николаем Гоголем.

Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот.

Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) План I. Образ Чичикова. II. Чичиков – герой “новой формации”. III. Ключ к пониманию характера Чичикова.

“Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в.

НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” В “Ревизоре” Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Писатель указывал, что в этой пьесе он.

Анализ поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя История создания и замысел поэмы “Мертвые души” В 1841 году Гоголь завершил работу над первым томом “Мертвых душ” и привез его в Москву. Книга потрясла всю читающую Россию, вызвала массу.

Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах.

Сочинение на тему: Положительный герой комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В своих “Петербургских записках 1836 года” Н. В. Гоголь жаловался на скудность репертуара современного ему русского театра, на то, что на сцене, в основном, идут мелодрамы и водевили, и сетовал.

Ссылка на основную публикацию
×
×

Всего ответов: 5