Почему трудолюбивый хозяин превратился в прореху на человечестве? (образ Плюшкина): сочинение

Почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”? (образ Плюшкина)

Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал “прорехой на человечестве”, причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств.
Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, и оно со временем гниет и пропадает. Если что-то лежало бесхозно на улице, то он подбирал это и клал в отдельную комнату, где накопилось

Воплощение духовной нищеты нравственного убожества русских помещиков Первый случай – описание лиц чиновников: “У иных были лица точно дурно выпеченный хлеб: щеку раздуло в одну сторону, подбородок покосило в другую, верхнюю губу взнесла пузырея, которая в прибавку.

Сюжет и композиция поэмы “Мертвые души” С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким.

Плюшкин 2 ПЛЮШКИН – персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” (перв. том 1842, под ценз, назв. “Похождения Чичикова, или Мертвые души”; втор, том 1842-1845). Литературные источники образа П.- образы скупцов у.

Чивновничество в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях,, где больше всего.

Что рассказали Бобчинский и Добчинский в комедии “Ревизор” “.Двери отворяются с шумом, и вбегают Петры Ивановичи Бобчинский и Добчинский. Это городские шуты, уездные сплетники; их все знают, как дураков и обходятся с ними или с видом презрения, или.

Библиография творчества Гоголя “Классической” книгой в помощь много лет была биографическая повесть Юрия Гаецкого “Гоголь”, изданная в серии “Школьная библиотека” (М., 1954). Учитель найдет нелицеприятные отзывы об этой книге. Автор ее написал хронику.

Первое представление комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” в Петербурге .Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в.

Любовь, способная на чудо (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) “Ночь перед Рождеством” Н. В. Гоголя -забавная и волшебная повесть. Однако помимо шуток и предпраздничных розыгрышей, фантазии и украинского фольклора, здесь творит чудеса настоящая любовь. Семнадцатилетняя Оксана, дочь богатого козака.

Какую роль в комедии играет “немая сцена” Какую роль в комедии играет “немая сцена”? “Немой сцене” сам Гоголь придавал большое значение. Актеры в первых постановках “Ревизора” редко выполня­ли содержание ремарки, относящейся к последней сцене, занавес почти всегда.

Путешествие по России (По произведению Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Путешествие по России легло в основу произведений многих русских писателей. Например, Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”, Тургенев “Записки охотника” и др. Гоголь в своей поэме “Мертвые души” задумал показать.

Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя “Ревизор” Сцена дачи взятки в комедии происходит в IV действии, когда чиновники уже уверены, что Хлестаков – настоящий ревизор и перед ним надо выслужиться. Они единодушно решили, что надо “подсунуть”, но.

Тема города в комедии “Ревизор” и поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя Тема города является одной из основных тем в творчестве Гоголя. В его произведениях мы встречаем разные типы городов: столичный – в “Шинели”, “Мертвых душах”, “Вечерах на хуторе близ Диканьки”; уездный.

Образ Чичикова Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за.

Коробочка и Чичиков Коробочка, к которой случайно занесло Чичикова,- полная противоположность маниловской мечтательности, парению в голубой пустоте. Это одна из тех “небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок.

Мистические мотивы в произведениях Гоголя 1. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя. 2. Нечисть в сборниках повестей. 3. Мистика в повести “Портрет”. В словарях можно отыскать несколько определений понятия “мистика”, но все они.

Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа “Тарас Бульба” не первое произведение Гоголя, в котором он обратился к изображению национально-освободительной борьбы украинского народа. То новое, что содержалось в повести “Тарас Бульба” и отличало ее от предшествующих произведений.

Характеристика Остапа и Андрия Н. В. Гоголя глубоко интересовала история Малороссии, хотя отношение к политической и культурной роли украинцев было неоднозначным в разные периоды творчества: от восхищения и больших надежд до пессимизма, отнесения всех.

Образы крестьян в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” На важность крестьянской темы в произведении Н. В.Гоголя указывает уже его название. Проблема народа, его социального положения и дальнейшей судьбы является в поэме одной из центральных. Гоголь раскрывает разные грани.

Путешествие в царство теней на примере произведений Гоголя “Мертвые души” начинаются в повести “Иван Федорович.” Обстановка на хуторе, нравы помещиков, круг их интересов,- все это уже чисто внешне, фабульно походит на будущую книгу писателя. Но главное, как раз.

Н. В. ГОГОЛЬ О НАЗНАЧЕНИИ ХУДОЖНИКА В “МЕРТВЫХ ДУШАХ” Повесть “Мертвые Души” можно по праву назвать лучшим Произведением Николая Васильевича Гоголя. По словам В. Г. Белинского, вся творческая Жизнь писателя до работы над ней была лишь Предисловием и подготовкой.

Сейчас вы читаете: Почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”? (образ Плюшкина)

Почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”? (образ Плюшкина)

Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал “прорехой на человечестве”, причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств.
Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, и оно со временем гниет и пропадает. Если что-то лежало бесхозно на улице, то он подбирал это и клал в отдельную комнату, где накопилось множество различных предметов: от гвоздей до мебели. Пытаясь сэкономить, заботясь о ненужных мелочах, он теряет свое состояние, так как все накоплено портится и рушится.
А было время, когда Плюшкин был замечательным хозяином и семьянином. Он следил за своим имением, имел умную жену и детей. Несмотря на свою порядочность и хозяйственность, он был бездушным человеком, с каждым днем его сердце все больше и больше опустошалось. Конечно, у него была несчастливая семейная жизнь: умерла жена, дочка уехала с любовником, а сын против воли отца поехал служить, – но даже когда его дочь вернулась, надеясь на то, что папа простит ее и сжалится, Плюшкин “простил” ее, даже дал поиграть ее сыну “какую-то пуговицу, лежащую на столе”.
Человеческие чувства были неизвестны Плюшкину, все ежедневно утрачивалось, он становился бездушным, потому что душа его очерствела, и ничто уже не поможет вновь ей возродиться…

Сочинение по литературе на тему: Почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”? (образ Плюшкина)

Другие сочинения:

Как и почему Плюшкин превратился в “мертвую душу”, или Плюшкин – не “прореха на человечестве”, а обиженный и обделенный светом человек План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик помещика Плюшкина 2.6. Роль Чичикова в раскрытии Read More .

Образ Плюшкина Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, и оно со временем гниет и пропадает. Если что-то лежало бесхозно на улице, то он подбирал это и клал в отдельную комнату, где накопилось множество различных предметов: от гвоздей до мебели. Read More .

Характеристика Плюшкина Пределом морального падения человека является Плюшкин – “про­реха на человечестве”. Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле “мертвая душа”. И к этому выводу последовательно и настойчиво ведет нас Гоголь, с самого начала и до конца главы развивая и Read More .

Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Read More .

Быт и нравы Плюшкина (По поэме В. Н. Гоголя “Мертвые души”) 1 В поэме Мертвые души Н. В. Гоголь обличает крепостничество, уродливое, безобразное социальное явление. Писатель создает широкую картину жизни дворянства, показывает разнообразные типы человеческих характеров. Помещики-крепостники изображаются в поэме по одинаковой композиционной модели: описание имения, портрет, авторская характеристика, интерьер дома, пейзаж, Read More .

Быт и нравы Плюшкина (По поэме В. Н. Гоголя “Мертвые души”) 2 В поэме Мертвые души Н. В. Гоголь обличает крепостничество, уродливое, безобразное социальное явление. Писатель создает широкую картину жизни дворянства, показывает разнообразные типы человеческих характеров. Помещики-крепостники изображаются в поэме по одинаковой композиционной модели: описание имения, портрет, авторская характеристика, интерьер дома, пейзаж, Read More .

Сцена продажи “мертвых душ” у Плюшкина Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него Read More .

Читайте также:  «Исправление» характера Чичикова: сочинение

Быт и нравы Плюшкина В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь обличает крепостничество, уродливое, без-образное социальное явление. Писатель создает широкую картину жизни дворянства, по-казывает разнообразные типы человеческих характеров. Помещики-крепостники изобра-жаются в поэме по одинаковой композиционной модели: описание имения, портрет, ав-торская характеристика, интерьер дома, пейзаж, Read More .

Школьные сочинения

Прореха на человечестве. Сочинение: Образ Плюшкина

Способ изображения Плюшкина несколько отличается от показа предшествующих помещиков. Если Манилов, Коробочка и другие представлены Гоголем как характеры уже сложившиеся и омертвевшие, то Плюшкина он дает в развитии, рисуя сам процесс его деградации. Считая, что он является пределом распада человеческой личности, «прорехой на человечестве», Гоголь стремился не просто воссоздать еще один типичный характер, но обязательно показать, как происходит само крушение личности, как человек становится Плюшкиным. Лирическое отступление, с которого начинается глава, пронизано горьким признанием преобладания пошлости в жизни, которая уничтожала «живое движение прежних лет, смех и немолчные речи». Оно поэтому звучит как элегия об уходящей жизни и молодости, об утраченных «юности и свежести». Предваряя повествование об утрате человеком живого человеческого облика, о полнейшем равнодушии его ко всему живому, лирическое отступление помогает понять причины социальных уродств жизни, причины совершившегося с Плюшкиным превращения.

Дальнейший анализ проводим по плану, который может выглядеть примерно так:

  • – Какая черта в характере Плюшкина стала главной?
  • – Как обнаруживает себя эта черта в описании его внешности? дома? имения?
  • – Что рассказывает Гоголь о прошлом помещика?
  • – Как произошло его превращение в скрягу? Каковы причины этого превращения?
  • – Как раскрывается характер Плюшкина в сцене торга?
  • – Что можно сказать о положении крестьян Плюшкина?
  • – Типичен ли Плюшкин? Чем он страшен?

Обращая внимание на текст главы, поможем им придти к таким выводам. Основная черта в характере Плюшкина – это перешедшая все пределы, доведенная до абсурда скупость. Она довлеет над всем его бытием, руководит всеми его мыслями. Помещик, у которого тысяча с лишним душ крепостных, владелец огромного имения, где амбары ломятся от муки, зерна, холстов, сукон, овчин и т. п., Плюшкин в то же время боится позволить себе малейшее излишество- он .готов питаться впроголодь, одеваться в тряпье, лишь бы не подорвать основ своего «благосостояния». Однако дошедшая до абсурда скупость не только не упрочивает его материального благополучия, но становится главной причиной постепенного разорения: «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз… мука в подвалах превратилась в камень … к сукнам, холстам и домашним материям страшно было

Процесс необратимого разорения Плюшкина выразительно подчеркивается описанием деревни, усадьбы, дома помещика. Их вид поражает упадком и запустением. Достойно венчает картину этого «выморочного места» фигура его хозяина в старом колпаке и платье, напоминающем женский капот, так что Чичикову было трудно определить, кто перед ним: «баба или мужик». Предположение Чичикова, «что это, верно, ключница»,- символично: Плюшкин – сторож вещей, их раб. Но «было время, когда он был только бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему сытно пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… в глазах его был виден ‘ ум; опытностью и познанием света была проникнута его речь».

Что же произошло потом? В чем причина столь страшного и безобразного превращения? Гоголь видит ее в социальных условиях его бытия (паразитизм, праздность), порождающего бедность чувств. И в счастливые времена жизни Плюшкина «слишком сильные чувства не отражались на его лице». После смерти последней дочери «человеческие чувства мелели в нем ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в той изношенной развалине». Медленно и постепенно совершался процесс его деградации: сначала умерла жена – Плюшкин «стал беспокойнее, подозрительнее, скупее»; затем убежала со штаб-ротмистром Александра Степановна, сын определился в полк – Плюшкин послал им вместо помощи проклятье. «В доме стало еще пустее». Когда же умерла его младшая дочь, он остался единственным сторожем и хранителем своих богатств.

  • «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод, и чем более пожирает, тем становится ненасытнее».

По мере того, как скупость овладевала Плюшкиным, рвались все нити, связывающие его с людьми. Выразительно раскрывается характер Плюшкина в сцене купли-продажи «мертвых душ». Здесь в первую очередь обращает внимание его реакция на предложение Чичикова: от радости Плюшкин лишается на какое-то мгновение дара речи, но уже в следующую минуту к нему возвращаются привычные страх и забота – ведь купчая крепость повлечет за собой издержки! Не менее характерно и другое. Как и Собакевич, Плюшкин не просто отдает Чичикову списки умерших крестьян, а долго торгуется с ним. Но если расчетливый и практичный Собакевич сразу запрашивает «по сту рублей за штуку», то Плюшкин, утративший всякое представление о реальной ценности вещей, торгуется по мелочам, выклянчивая, как милостыню, к назначенным Чичиковым тридцати копейкам «пристегнуть еще хоть по две». При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть».

Раскрытие образа Плюшкина неотделимо от показа бедственного положения его крестьян. О нем красноречиво свидетельствует не только нищенский вид их домов и деревни, но и другие эпизоды, сцены, детали. Не желая «лишних» расходов, Плюшкин морит своих крестьян голодом, и они у него, по замечанию Собакевича, «мрут, как мухи». По той же причине он держит в доме только одни сапоги для всей дворни, и его крепостные вынуждены босиком «отплясывать по морозу». В глазах Плюшкина все крестьяне – тунеядцы и лентяи. Он подозревает их в самых низких пороках. Почти утратив человеческий облик, Плюшкин, тем не менее, считает крестьян существами неизмеримо более низкого порядка.

Плюшкин- «прореха на человечестве».
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Третий урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Скачать:

ВложениеРазмер
plyushkin-_prorekha_na_chelovechestve.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плюшкин- «прореха на человечестве».

Цель урока: 1. Раскрыть образ помещика, морально падшего в своей скупости.

2. Продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся.

3. Подвести итоги в работе над образами помещиков.

Эпиграф к уроку.

« Не ревизские – мёртвые души, а все

эти Ноздревы, Маниловы и все прочие. »

  1. Вступительное слово учителя.

Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин- последний портрет в галерее помещиков. Нетрудно заметить, что лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». Автору все труднее сдерживать свою ненависть и потому его обличительный, протестующий голос звучит все с большей силой. В шестой главе он превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

План рассказа о Плюшкине .

  1. Деревня и сад Плюшкина.
  2. Портрет Плюшкина.
  3. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

( Ответ учащегося смотри в приложении.)

Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем, это, в полном смысле слова, мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6 главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость- главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин- последняя стадия нравственного падения человека.

4. Экскурсия в картинную галерею.

Мы снова в картинной галерее. Перед нами- два портрета Плюшкина. Первый портрет нарисован русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по его портретам других героев «Мертвых душ».

Особенность его иллюстраций заключается в своеобразном восприятием героя – художником. Перед нами остросатирический

Подозрительность, недоверие к людям запечатлено на этом портрете. Острый презрительный взгляд выражен на лице этого человекоподобного существа.

А вот произведение другого русского художника. Александра Алексеевича Агина. Он не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии. По мнению Лескова Н. С. Агин старался дать типы Гоголевских лиц, которые были ему знакомы как современники.

И вот он – Плюшкин!

Вспомните текст: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитала живое существо… Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.»

«…И выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её».

Жадность, накопительство превратили Плюшкина в подобие человеческое. В рваной одежде, с грязной тряпкой на голове, он похож на ключницу, за которую её принял первоночально Чичиков. При виде денег глаза его загорелись , он забыл о собеседнике и быстро их понёс, чтобы спрятать подальше. Какое-то отвращение рождается в душе от этого скряги.

  1. Обобщение по образу Плюшкина.
  1. Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»?
  2. С какой целью выведен в поэме образ Пушкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- писал он. Действительно, образы помещиков даны по принципу всё более духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Автор в поеме показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения за счёт труда подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Поэтому в его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Таким образом, нравственных уродов, утративших всё человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел дать такую убийственную картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, крепостничества, уничтожающего в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию).

А теперь можно и прочитать визитку Плюшкина, которая лишний раз характеризует этого помещика.

Помещик Степан Плюшкин-

Жестокий крепостник, скупой, подозрительный,

недоверчивый ко всем – не желает видеть вас

  1. Работа с эскизами гербов и беседа с учащимися.
  1. Рассказ учащегося о видах и формах гербов. (см. приложение)

(Гербы крепятся к доске, сопоставляются характеристики на схеме с визитками помещиков).

– Как вы думаете, какой герб мог бы иметь каждый помещик?

(обсуждаются гербы, нарисованные учениками дома).

– Нравятся ли вам эскизы гербов?

Критик: Рисуя портреты помещиков, гоголь даёт картину экономического распада натурального хозяйства и морального вырождения господствующего класса.

Каждый помещик своеобразен и не похож на других. Однако все они помещики-крепостники, а потому у них есть общие, классовые черты, порождённые федерально-крепостническим строем. Эти черты следующие:

  1. Паразитизм, жизнь за счёт крепостного крестьянина.
  2. Низменные животные интересы, отсутствие общественно-полезной деятельности.
  3. Отсутствие идейных побуждений, пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм.

1-й оппонент: Позвольте возразить. Ведь помещик Манилов «на взгляд был человек видный, черты лица его были не лишены приятности». Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. « Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованнейшими людьми.» На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком.»

Критик: Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер и отношение к хозяйству, Гоголь показал полнейшую пустоту и никчемность этого существования.

2 оппонент: Хорошо, вам не нравится Манилов, но Коробочка?

Ведь это- воплощение настоящей хозяйственности. У нее-то ни одна копейка не пропадает даром, да и в хозяйстве – полный порядок. Она одна может прокормить тем, что у нее в имении производится не только большой город, но и всю губернию. Лучшей рачительной хозяйки, я думаю, трудно найти. Ведь сейчас, в наше время, мы могли бы положиться на таких, как Коробочка. Чем не прообраз нашего фермера?

Критик: Но это же не живой человек, а пародия на него! Умственный кругозор её ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, и называет её «дубинноголовая». Я не думаю, что она позаботиться о других и бескорыстно поможет кому-либо. А зачем нам такие люди? Ведь они – «мертвые души».

3 оппонент: Вот вы называете их «мертвыми душами». А Собакевич – это воплощение силы и прочности! Природа, создавая его, «рубила со всего плеча». Он неотступен в осуществлении желаний. У него – богатырский аппетит, степенность. Он обдуманно рассуждает, немногословен. Разве может кто-нибудь назвать его «мертвой душой»?

Критик: Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, грубости – ведь он ни о ком доброго слова не скажет. Все вещи уподобляются своему хозяину. А это и говорит о его мертвенности.

4 оппонент: Мне, например, интересен Плюшкин. Очень жаль его. Ведь он был хорошим хозяином, умным и экономным. Он же не виноват, что после смерти жены дочь его бросила. Вот он и сломался, с горя стал таким и довел свое хозяйство до разорения.

Критик: Нет, это страсть к накопительству и подозрительность к людям сделали его «прорехой на человечестве».

8. Обобщение учителя и подведение итогов уроков.

Мне нравится, что вы в своих ответах и выступлениях сумели показать свое личное отношение к героям поэмы. И еще раз подтвердили слова А.И.Герцена: «Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

А где же живые души? Они по выражению Герцена, «позади мертвых душ – это – народ».

9. Учитель знакомит учащихся с несколькими

точками зрения на именно такую последовательность

расположения помещиков в тексте поэмы

  1. Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации.

(У Манилова еще есть – семья, дети, мебель ( хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено).

2. Точка зрения Ю.Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души.

( учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души).

3. Современная точка зрения: помещики делятся на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» ( расточитель от накопительства, накопитель до расточительства).

( Учащиеся обсуждают каждую из предложенных точек зрения, приводят свои доказательства).

10. Домашнее задание.

1.Прочитать 7-10 гл. поэмы «Мертвые души».

2.Приготовить характеристику чиновников города.

Почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечестве”?

Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков, показывает то, насколько может морально опуститься человек. Ведь именно Плюшкина Гоголь назвал “прорехой на человечестве”, причина этого в том, что он был совершенно безразличен к своей душе и своему внутреннему миру. Для него характерны мелочность интересов и отсутствие глубоких чувств. Плюшкин очень скуп, он прячет свое богатство, нажитое годами, и оно со временем гниет и пропадает. Если что-то лежало бесхозно на улице, то он подбирал это и клал в отдельную комнату, где накопилось

множество различных предметов: от гвоздей до мебели.

Пытаясь сэкономить, заботясь о ненужных мелочах, он теряет свое состояние, так как все накоплено портится и рушится. А было время, когда Плюшкин был замечательным хозяином и семьянином. Он следил за своим имением, имел умную жену и детей.

Несмотря на свою порядочность и хозяйственность, он был бездушным человеком, с каждым днем его сердце все больше и больше опустошалось. Конечно, у него была несчастливая семейная жизнь: умерла жена, дочка уехала с любовником, а сын против воли отца поехал служить, – но даже когда его дочь вернулась, надеясь на то, что папа

простит ее и сжалится, Плюшкин “простил” ее, даже дал поиграть ее сыну “какую-то пуговицу, лежащую на столе”. Человеческие чувства были неизвестны Плюшкину, все ежедневно утрачивалось, он становился бездушным, потому что душа его очерствела, и ничто уже не поможет вновь ей возродиться…

Другие работы по этой теме:

Характеристика героев по произведению Дидро “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН” | ХОЗЯИН ХОЗЯИН Сначала может показаться, что Хозяин – “безличный атрибут энергичного слуги” и ничего интересного собой не представляет, У него есть “три главных занятия: нюханье табака.

Сочинение на тему: КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В “ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА”? В 30-е годы XIX века множество умных, обра­зованных, талантливых людей оказались “не у дел”, превратились в “лишних людей”. Они стре­мились к деятельности, к достижению цели.

Образ Плюшкина: характеристика и анализ по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Анализа образа Плюшкина стоит начать с его имения. Ведь о человеке говорят не только слова и поступки, но и его окружение. Сначала в глаза бросаются.

Новый хозяин вишневого сада Одной из последних пьес, которые написал А. П. Чехов, является “Вишневый сад”. Хоть это произведение по всем признакам и подходит под драму, но все же.

“Делу не хозяин, а лютый враг” Против всех, против фальши. М. Горький Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир “хозяев жизни”, наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но.

Лопахин – новый хозяин жизни? “Вишневый сад”, несомненно, одна из лучших пьес А. П. Чехова. Здесь затронуты важные философские проблемы – мучительной гибели старого, прихода ему на смену нового, непонятного.

Почему Плюшкин единственный из персонажей-помещиков имеет предысторию? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”) 1. Сложность образа Плюшкина. 2. Анализ его образа жизни. 3. Плюшкин – узнаваемый художественный тип. Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение.

Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести Хозяин (Горький А. М.) Одновременно с рассказами сборника “По Руси” Горький работал над автобиографической повестью “Хозяин”. Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем.

Краткое содержание “Жодле или Хозяин слуга” Скаррон Действие пьесы происходит в Мадриде. Дон Хуан Альварадо прилетел в столицу из родного Бургоса на свидание с невестой. Молодого дворянина не остановило даже семейное несчастье.

Сочинение Человек хозяин своей страны Каждый рождающийся ребенок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребенок ступает в период младенчества.

Сочинение на тему: “Почему Гоголь называет Плюшкина “прорехой на человечество?”

Среди описаний всех губернских помещиков особое место занимает образ Плюшкина. Складывается впечатление, что именно к этому образу Николай Гоголь подошел с наибольшим любопытством, при этом он рассматривал его весьма критически, что заставляет задуматься об этом образе более тщательно и поискать некоторые подобные образы в реальной жизни. Стоит отметить, что это достаточно интересно.

В частности, именно Плюшкина Гоголь окрестил достаточно обидным и неприятным прозвищем “прореха на человечество”. Почему же так получилось? Этому

Я думаю, что основной причиной, почему имя этого человека было именно таким, заключается в том, что Плюшкин, кажется, был абсолютно безразличен как к самому себе, так и к своему внутреннему миру. Это звучит весьма абсурдно, ведь как должен выглядеть и думать человек, которому в действительности практически безразлична собственная личность? Тем не менее, более подробный и детальный анализ его образа лишь подтверждает это.

К примеру, Плюшкин был очень жадный и скупой. Все, что у него было, он стремился запрятать куда подальше в одну из своих комнат. И в этой комнате накопилось

Плюшкин отчаянно стремится сэкономить, но он совершенно не умеет управлять собственным имуществом. По этой причине все, что они имеет и накапливает, постепенно портится и превращается в ненужный хлам. Разве такой человек может называться достойным именем?

Конечно же, нет. Именно по этой причине он и получил название прорехи на человечество.

Впрочем, можно ли сказать, что Плюшкин всегда был таким плохим хозяином? Нет, это было бы абсолютно несправедливо по отношению к нему. Его такая нелицеприятная жизнь имеет очень четкую и понятную причину.

Когда-то он был отличным семьянином, образцовым хозяином своего дома и имущества. У него была хорошая жена и дочь, а также сын. Впрочем, в душе у него не было ничего, кроме пустоты.

Жена умерла, дочь уехала, сын отправился на службу. Это не заставило Плюшкина о чем-то задуматься. Он остался точно таким же, каким и был. И даже когда дочь возвратилась к нему, никаких чувств и эмоций он по этой причине не испытал. Душа Плюшкина превратилась в подобие камня, он никогда уже не смягчится, а потому не станет по-настоящему счастливым.

Именно это и дает исчерпывающее понимание того, почему Гоголь назвал своего героя именно так, а не иначе.

Похожие сочинения:

Характеристика Плюшкина Пределом морального падения человека является Плюшкин -“прореха на человечестве”. Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле “мертвая душа”. И к этому выводу последовательно и настойчиво ведет нас Гоголь.

Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (первый вариант) План I. Поэма “Мертвые души” как сатира на российское общество. II. Описание Плюшкина. III. Кто такой Плюшкин? Поэма “Мертвые.

Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин” прежде.

Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Русская литература 1-й половины XIX века Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) М. Ю. Лермонтов писал роман “Герой нашего времени” с 1837.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ПЛЮШКИНА ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ПЛЮШКИНА В поэме Гоголя “Мертвые души” представлена целая галерея образов крепостников-душевладельцев: обитатель мира “деятельности безделья” Манилов, картежник и лжец Ноздрев, обстоятельная Коробочка, изворотливый и настойчивый.

Сочинение на тему: Гоголь “Ревизор” Комедия “Ревизор” Николая Гоголя вызвала ажиотаж в высшем свете, она заставила аристократов взглянуть на себя со стороны. Сначала эту комедию не поняли и отказывались принимать. Об этом произведении отзывались множество.

Сочинение на тему: Гоголь в Москве В Москве родились и выросли многие великие русские писатели: Пушкин и Лермонтов, Грибоедов и Достоевский – список имен можно продолжать долго. Для других Москва стала любимым городом уже в зрелые.

Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года.

Сочинение “Что оставит после себя человечество” Вопрос о том, что оставить после себя человечество, всегда волновал писателей, философов и публицистов. Многие авторы задаются вопросам, почему каждый человек стремиться увековечить себя в этом мире. Писатель Айтматов относиться.

Сочинение на тему: “Почему идеалы Штольца не привлекают Обломова?” Обломов и Штольц – главные герои романа Ивана ГончаровА “Обломов”. В детстве они дружили, но позднее расстались – Обломов остался в родных местах, а неусидчивый Штольц уехал узнавать мир и.

Сочинение на тему “Почему нужно ходить в школу?” Обучение в школе – это незабываемая страница в жизни каждого, место, где можно получить первый важный опыт и получить много по-особенному дорогих и трогательных впечатлений. В стенах своего образовательного учреждения.

Сочинение на тему “Почему нужно беречь книгу?” С момента создания первых книг люди относились к ним очень бережно. Книги хранили в лучших помещениях, отводили для них самые сухие места. Книги украшали золотом и драгоценными камнями, потому что.

Сочинение на тему: Почему происходит спор между младшими и старшими поколениями? Почему происходит спор между старшим и младшим поколением? На этот вопрос ответить очень трудно и понять кто прав, а кто виноват практически невозможно. Старшие поколения говорит, что у них в.

Сочинение на тему: Почему мне импонирует именно этот вид искусства Еще с детства родители прививали мне любовь к прекрасному: водили на спектакли, концерты, выставки. В школьные годы я пробовала найти и реализовать себя в танцах, в художественном искусстве и как.

Сочинение на тему: Почему необходимо беречь мир Беречь мир и согласие в стране очень важно. Без этого обеспечить нормальную жизнь ее граждан просто невозможно. И я не согласен с тем, что все люди – “маленькие”, то есть.

Сочинение на тему: “Почему Матвей Сергеевич убежден, что из Альки “настоящий человек выйдет?” Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко.

Сочинение на тему: “Почему способности в учебе важнее, чем трудолюбие” Если говорить сухим языком словарной формулировки, то способности можно назвать индивидуальными свойствами каждого отдельного человека, которые являются субъективными условиями успеха в какой-либо определенной сфере деятельности. Способности не ограничиваются достаточным уровнем.

Сочинение-размышление на тему “Почему ученым так и не удалось воспитать Булгаковского Шарикова в повести “Собачье сердце” Роман “Собачье сердце” принадлежит перу знаменитого писателя начала XX века – Михаилу Афанасиевичу Булгакову. По стилю эта повесть является сатирическо-фантастической. В ее основе лежит идея о том, что с помощью.

Сочинение: Почему нельзя обижать людей? Иногда последствия наших поступков удается со временем скорректировать, поэтому не стоит считать каждую ошибку непоправимой. Например, тот, кто поссорился с близким человеком и Обидел его, может извиниться и помириться с.

Сочинение: Почему я люблю школу Школа – это самый интересный этап нашего детства. Сколько же лет мы учимся в школе? На первый взгляд – очень много. Но, на самом деле, обучение в школе дает нам.

“ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” – КНИГА ВЕЛИКОЙ БОЛИ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” – КНИГА ВЕЛИКОЙ БОЛИ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам.

Сочинение “Почему скисает молоко” Молоко – продукт полезный и питательный. Чаще всего в нашей стране люди пьют коровье или козье молоко. А еще часто люди употребляют молоко кобылье – оно тоже имеет очень ценный.

Сочинение на тему: “Сквозные образы в поэме “Мертвые души” Первым Гоголь представляет читателю образ Манилова. “На взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; в приемах.

Гоголь и его произведения Н. В. Гоголь наряду с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым считается создателем нового направления в русской литературе XIX в. – реализма. Изображение социально-бытовых подробностей жизни обыкновенного человека, взаимоотношения.

Мой любимый писатель Николай Васильевич Гоголь Его произведения “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Конотопская ведьма” увлекли меня и поразили. Я читала их на одном дыхании, погружаясь, в колоритный мир украинской деревни. 1809 год подарил миру.

Н. В. Гоголь и Украина “Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее…” Кому не известна эта история, описанная Гоголем в повести “Ночь перед Рождеством”.

Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Чтобы стать хорошей дочерью, нужно приложить совсем немного труда. Всего-навсего стараться не расстраивать своих родителей, приносить им поменьше страданий.

Гоголь Н. В Гоголь Н. В Несколько слов о Пушкине При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может.

Что я люблю делать и почему? вариат 1 Что я люблю делать и почему? Больше всего на свете я люблю играть с друзьями. Играем мы в самые разные игры. Во дворе это прятки и футбол. В прятках мне.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852) Детство будущего писателя прошло в Украине в селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был одним из первых украинских писателей, автором комедий из народной жизни. Гоголь учился.

Ссылка на основную публикацию
×
×