Почему Гоголь назвал свою поэму «Мертвые души»: сочинение

Сочинение на 5.Ру

Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?

Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?

Создавая «Мертвые души», Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу — показать «всю Русь». Он чувствовал, что для этого ему потребуется прибегнуть к какому-то особому жанру. Так, в процессе работы над своим произведением он писал: «Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение».

Назвав «Мертвые души» поэмой, в первую очередь Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть те особые черты, свойственные этому произведению: его эпопейный характер, широкие художественные обобщения и, конечно, лиричность.

Эпопею Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений. Он писал о том, что эпопея «объемлет не некоторые черты, но целую эпоху времени, когда действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество. Весь мир на великое пространство освещается вокруг самого героя, при этом не одни частные лица, но весь народ, а и часто и многие народы
совокупляются в эпопею».
Роман для Писателя представлялся тем жанром, который «не берет всю жизнь, но замечательное происшествие в жизни, такое, которое заставило обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».

В соответствии с этими определениями «Мертвые души» по тому, как их задумал Гоголь, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Однако, утверждал писатель, в литературе возник новый тип произведений, который является как бы соединительным звеном между эпопеей и романом. Такие произведения он называл «меньшие роды эпопеи». По его словам, их героем становилось «хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Описывая приключения главного героя, автор одновременно показывает «верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил он во взятой эпохе и времени…» Желая отнести свое произведение к разряду «меньших родов эпопеи», писатель и назвал его поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления».

Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ — позволил писателю не только с необыкновенной яркостью показать внутренний мир действующих в произведении лиц, но и охарактеризовать типичные черты, дух эпохи. Если рассматривать поэму с точки зрения композиции, то ее можно разделить заставляющем двух дам на три части. В первой из них автор знакомит читателей с владетелями поместий. Здесь дана целая галерея портретов: каждому из действующих лиц посвящена отдельная глава. Последовательно изображая одного помещика за другим, Гоголь как будто предлагает читателям сопоставить их. При переходе от одного героя к другому происходит усиление отрицательных качеств («…один пошлее другого»).

Вторая часть поэмы посвящена изображению жизни губернского города. Писатель знакомит читателей с губернскими чиновниками и, кроме того, завершает характеристику помещиков, «собирая» их всех вместе в городе. Однако в центре внимания находится чиновничья среда, «избранное» общество в его наиболее характерных проявлениях.

В третьей части автор излагает жизненную историю главного героя поэмы, постепенно раскрывая его характер. Если поначалу Чичиков производит впечатление загадочной личности, не до конца понятой людьми, с которыми ему приходится сталкиваться, то здесь Гоголь в полной мере раскрывает его истинный облик.

Одной из характерных особенностей произведения являются лирические отступления автора. Благодаря этим отступлениям мы еще больше убеждаемся в правоте автора, назвавшего «Мертвые души» поэмой. А. И. Герцен писал, что лирические места, внося живительное, освежающее начало, выпукло оттеняют возникающие перед читателем мрачные картины. С необыкновенной художественной силой нарисован образ великой, могучей России, неразрывно связанный с представленными ранее народными образами.

Таким образом, проанализировав различные аспекты данного произведения — его масштабность, композиционное построение и лиричность, — мы начинаем понимать, почему писатель назвал его поэмой.

Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?

«Роман», «повесть», «поэма» – так называл «Мертвые души» сам Н.В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал необычность жанра своего творения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь…не похожа ни на повесть, ни на роман» – писал Н.В. Гоголь.

Мне кажется, назвать «Мертвые души» поэмой автора побудило сочетание в произведении субъективного начала, высокого лирического настроя, сильного авторского «голоса». И при этом в «Мертвых душах» заключены важнейшие черты реалистического романа. В этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей. В общем, все говорит об уникальности жанра «Мертвых душ».

Размышляя над вопросом «Почему Н.В. Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души» поэмой?», можно предположить – потому что это произведение объединило в себе признаки эпопеи и романа.
К «Мертвым душам» имеет прямое отношение отмеченная Гоголем «всемирность» эпопеи, ее способность объять «не некоторые черты, но всю эпоху времени» (Н.В. Гоголь), показать «весь народ». Вместе с тем в «Мертвых душах» отразились такие черты романа, как строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения, а также драматизм всех «Мертвых душ».

В результате сочетания признаков различных жанров и художественных традиций в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. «Мертвые души» представляют собой «картину нравов» с широким философским и нравственным смыслом. Поэма Гоголя сочетает в себе объективное, повествовательное, раелистическое начало и лирические высказывания. А иногда высокая поэтическая нота сочетается у Гоголя с беспощадной прозой, «живой поток» жизни с отчетливо проявляющейся авторской целью.

И все же это произведение – поэма, в которой образ будущего России сначала не был отчетливым. Писатель не знал, куда несется Русь-тройка. И здесь очень важно подчеркнуть романтические черты «Мертвых душ»: в эпическое повествование поэмы вливается струя лирических отступлений. Основной фон начинает будто светлеть, в повествовании ощущается легкость движения.

Писатель подготавливает читателя к лирическому потоку своеобразным вступлением: «А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бледных и неприятно-плеснеющих низких рядов ее или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретиться человеку явление, не похожее на все то, что случилось ему видеть дотоле…»

Интересно, что между лирической частью и изображением реальности в «Мертвых душах» мы видим совсем не плавный переход. Наоборот, мы обнаруживаем контраст, причем довольно резкий. Это своего рода толчок, который ощущается при переходе от мечты к реальности. Нередко лирическое движение у Гоголя внезапно обрывается: «..И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. – Держи, держи, дурак! – кричал Чичиков Селифану».

Лирическое начало «Мертвых душ» (и это также жанровый признак поэмы) отличает неторопливость, обстоятельность описаний. Будто свысока Гоголь обозревает не только Россию, но и всю жизнь: «Русь! Русь! вижу тебя из иного чудного, прекрасного далека…»

Подобные лирические отступления несут важную смысловую нагрузку в поэме. Порой пронизанные настроением грусти, эти эпизоды становятся выражением какого-то пророчества: «И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже голову осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством».

В лирических отступлениях «Мертвых душ» разнообразие, даже богатство, раскрывается с полной силой. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя является произведением реалистическим, но романтическая струя, живущая в нем, не позволяет назвать его иначе, как поэмой.

Почему Гоголь назвал Мертвые души поэмой, а не романом?

Поэмой называется лирический жанр с моментами эпоса, в котором иллюстрируются исторические события из жизни персонажей, также там происходит оценка и восприятие самого автора. Данное произведение можно по праву назвать гениальным в истории русской и мировой литературы. Эту поэму можно классифицировать как пиковое творчество автора. Она иллюстрирует современность Гоголя в период николаевской России, ее бюрократическую систему с упадом крепостного права. В «Мертвых душах» показано то, как может пасть человеческая личность.

В авторском видении Гоголя, которое было навеяно идеями Александра Сергеевича Пушкина, мы можем понять, что писатель способен понимать персонажей и чувствовать их душу лишь из нескольких описаний и характеристик, что дает ему качество действительно талантливого человека. Именно благодаря этой черте профессионала и отдал столь интересный сюжет Пушкин. Изначально автор рассчитывал на несколько частей произведения. По его задумке, в следующих частях должно было быть показано то, как преобразуются персонажи в лучшую сторону, а Чичиков меняется до неузнаваемости. Вначале Гоголь хотел присвоить данной работе жанр романа, однако, уже в тысяча восемьсот тридцать шестом году, он пишет письмо Жуковскому, в котором позиционирует произведение как поэму. Это произошло благодаря тому, что в нем наблюдалось множество лирических и чувственных моментов, которые и помогли автору сделать такой вывод.

Читайте также:  Чичиков в поэме как живой человек (его портрет и манеры): сочинение

С точки зрения философии, данная поэма наполнена смыслом, который показывает персонажей с различной точки зрения, характеризуя их как неопределившихся, имеющих пороки, людей. Гоголь видел себя творцом, который хотел поделиться столь интересной историей с читателем, дабы показать современные существующие реалии того времени, которые определялись поступками персонажей. Он хотел указать истинный путь, который подходил бы как для простого народа, так и для власти того времени. Это и позволило определить жанровую специфику подобным образом, аналогов которому крайне мало и по сей день. Внутри данной поэмы возникает еще одна, которая дополняет образ того, что лирика произведения полна ярких событий и эмоций.

В одном из лирических отступлений, автор производит сравнение дороги и жизни в судьбе человека. Дорога, по которой проходит или проезжает тот или иной персонаж, показывает тот путь, который выбирает персонаж в своих делах и поступках.

Сочинение 2

“Мертвые души” воистину шедевр русской классической литературы. Но при прочтении названия, у рядового читателя может возникнуть закономерный вопрос, почему произведение Николая Васильевича Гоголя имеет такое странное название “Мертвые души”. Для того, чтобы ответить на этот не простой вопрос, нужно целиком окунуться в это удивительное произведение.

Впервые прочитав название поэмы, можно подумать, что речь в рассказе пойдет о чем-то зловещем, мистическом или загадочном. Но это совсем не так, только начав просмотреть, все сразу становится понято. Есть некий аферист Чичиков, который скупает документы у помещиков на мертвых крестьян. Чичикова интересуют только деньги, он любым методом хотел разбогатеть и нравственность такого вопроса, как умершие люди его совершенно не интересовали. Скупая документы, он перепродавал их опекунскому совету, выдавая их за живых, и получал не малые деньги за такие махинации. Это и называли мертвые души, которые по документам числились живыми, но самих людей уже давно не было на белом свете. Но в произведении Николая Васильевича Гоголя, название возможно скрывает куда более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Возможно, автор имел ввиду самих помещиков, которые ходили по домам умерших крестьян и собирали документы или же самого Чичикова, который скупал эти самые документы. Этих персонажей не интересовало ничего кроме денег, эгоизм и лицемерие поглотило их целиком, и такой образ жизни свидетельствовал об их душевной пустоте. Можно сказать, у них душа мертва, раз занимаются такими безбожными вещами. Достаточно лишь вспомнить, как Гоголь описывал этих людей и их жилище.

В самой поэме, автор также описывает проблему тех лет, так как таких как Чичиков было очень много. Аферисты скупали мертвые души и продавали их, в те времена данная проблема никак не контролировалась и не наказывалась по закону, все сводилось к тому, что грань между живыми и мертвыми исчезала. Те, кто продавал и покупал такие документы, теряли свою человечность и убивали свою душу. Когда-то бессмертная и бесценная душа приобретала цену, цену за которую люди теряли облик человека.

Из сказанного можно сделать вывод, что название Мертвые души имеет сразу двойной смысл. Первый – прямое название. В самом начале произведения, персонажи так называли умерших крестьян, а погружаясь в повествование, можно сделать вывод, что Гоголь имел ввиду мертвые души тех людей, которые занимались таким мошенничеством, тем самым убивая свою душу.

Почему поэма Гоголя называется Мертвые души

Популярные сочинения

Прочтение рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» – это знакомство читателя с людьми, их привычками, родом занятий, которые существовали в конце XIX века, когда в обществе царило немало пороков.

Профессия занимает важную и очень большую роль в жизни каждого человека. Поэтому к ее выбору нужно подходить крайне ответственно, полагаясь на голос разума и подсказки сердца.

Быстрая смена эпох уже воспринимается людьми как должное. Всем неумолимо движет прогресс. Тяга к самосовершенствованию набирает бешеные обороты. Изменения претерпевает

Мертвые души смысл названия поэмы Гоголя

Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон. Это сопоставление несопоставимого в рамках одного словосочетания. Душа – явно живая субстанция и мёртвой она быть точно не может.

При первом прочтении заглавия складывается впечатление, что речь пойдёт о чём-то загадочном, мистическом. Однако, это далеко не так. К подобному выводу мы приходим после глубокого анализа текста. И выясняется, что заглавие отсылает нас к основной сюжетной линии поэмы. «Мёртвые души» – это умершие крепостные, которых Чичиков хотел купить у помещиков. Не секрет, что Чичикова интересовали деньги, он хотел любыми способами разбогатеть и получить прибыль. Его не волновала нравственная составляющая своих поступков. Всем в его жизни двигали только деньги и материальный интерес.

Однако, есть ли у названия поэмы Гоголя какой то другой смысл? Возможно, «мёртвые души» – это сами помещики, которых посещал Чичиков. Они настолько погрязли в глупости и лицемерии, что не думали ни о чём, кроме денег. Эгоизм пропитал всё их существо, эти люди не были способны любить, анализировать, сострадать, сопереживать… Кроме того, образ жизни упомянутых персонажей свидетельствовал о их душевной пустоте. Достаточно вспомнить, в каком состоянии находилось жилище Плюшкина. Почти каждый персонаж, встретившийся на пути Чичикова, был описан меткими запоминающимися фразами типа «дубинноголовая», «прореха на человечестве». Гоголь с удивительной остротой высмеял безнравственный образ жизни этих людей.

Итак, смысл заглавия «Мёртвые души» имеет два значения. В прямом смысле оно обозначает мертвых крестьян, а в переносном – самих помещиков. Но всё-таки, Гоголь оставляет в названии поэмы нотку оптимизма. Вначале мы говорили о том, что слово душа никак не может отождествляться с понятием «мёртвые». Поэтому, возможно, автор надеется на то, что эти люди, несмотря на своё плачевное положение, смогут измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Н. В. Гоголь дает многозначное название своей поэме: «Мертвые души».

Само словосочетание является оксюмороном, ведь по философским взглядам душа не может принадлежать мертвому человеку.

Однако для лучшего понимания необходимо рассмотреть события российской истории. В то время «мёртвыми душами» назывались умершие крестьяне. Вот их и скупает Чичиков в надежде получать с них доход.

Здесь подчеркивается проблема того времени: за числом умерших крестьян никто не следил, поэтому возникало огромное количество перекупщиков, желавших нажить себе состояние. У людей отсутствовали всякие религиозные ценности, когда мертвых людей перепродавали ради наживы.

Умершие крестьяне для помещиков наравне с живыми. Помещики описывают их словно живых: у одного были руки золотые, а другой был мастером своего дела. Они не воспринимаются как люди, для помещиков – это рабочая сила, инструмент, который, к сожалению, перестал действовать.

Но было бы слишком просто, если бы Гоголь поставил в центр произведения цель похождений главного героя – умерших крестьян. Здесь прослеживается более глубокая проблема. Бесцельность существования чиновников и помещиков, которые сами давно превратились в мертвые души. Умершие крестьяне, которых описывают как существующих, оказываются живее их хозяев. Это пустые люди с отсутствием всякого смысла жизни.

Гоголь представляет помещиков по степени их деградации: Манилов – пустая мечтательность, Коробочка – «дубинноголовость», Ноздрев – разгульство, Собакевич – накопительство, Плюшкин – упадничество, «прореха на человечестве». Вот они – настоящие мертвые души, для которых духовная жизнь заменяется чревоугодием. Это любители поесть, Ноздрев любит выпить, а Собакевич вообще сравнивается со зверем.

Но не только помещики являются носителями безжизненности. Чиновникам в поэме уделяется намного меньше внимания, чем помещикам, однако именно они составляют страшную картину: кумовство и взяточничество. Различные бумаги – главное для этой системы. Важную роль здесь играет глава о капитане Копейкине. Омертвелость ярко видна в сцене бала, на котором нет человеческих лиц. Повсюду головные уборы, фраки, мундиры, ленты.

В поэме описывается жизнь города. Она вроде во всю кипит, однако это одна бессмысленная суета. В названии поэмы заключается авторский замысел. Название является символом жизни уездного города N. который символизирует целую Россию. Автор с сожалением пишет, что Россия находится в кризисном состоянии, а души людей мертвы.

Смысл названия заставляет подумать о том, что каждый может со временем стать Коробочкой или Плюшкиным. Достаточно обзавестись хотя бы одной небольшой страстью. Гоголь призывает читателя ответить на вопрос: «А не являюсь ли я мертвой душой?». Так он возвращает кого-то к жизни.

Читайте также:  Мертвые души в поэме Гоголя: сочинение

Возможно, используя прием оксюморона, Гоголь дает надежду на то, что все-таки помещики и чиновники живы, а их душа может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Гоголь дает многозначный смысл названия, который можно увидеть только после прочтения.

Про название Мертвые души

Название поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» необычно. Построена она как похождения предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души. Образ этого ловкого дельца буржуазного склада связывает все части произведения.

Павел Иванович Чичиков – человек умный и предприимчивый. Вот только эти свои качества он подчиняет одной цели – скопить деньги. У него хитрый план, согласно которому он скупает мертвые крестьянские души, а затем получает за них денежное вознаграждение. В одном из русских городов он знакомится с помещиками, чтобы осуществить свой план, и по очереди их навещает.

Галерея помещиков открывается образом безобидного Манилова и заканчивается потерявшим человеческий облик Плюшкиным. Бесхозяйственный Манилов – праздный мечтатель, живущий в мире своих грез. «Дубинноголовая» Коробочка не забывает о своей выгоде. Бесшабашный мот, враль и шулер Ноздрев – ничтожный человек. «Чертов кулак» Собакевич – хитрый и жадный. Плюшкин – бессмысленный накопитель, скупец, полностью утративший всё человеческое.

Гоголь изображает и мир чиновников, их оторванность от народа, его нужд и запросов. Губернатор вышивает, вяжет, в администрации он ничего не значит. Прокурор – бездельник, пьяница, обжора. Полицмейстер – ловкий грабитель. В «Повести о капитане Копейкине» мы видим столичных чиновников, равнодушным к законности и справедливости.

Все эти живые люди давно умерли внутри, потеряли свою душу и человечность. Вот они-то и есть самые настоящие мертвые души.

Миру помещиков и чиновников противопоставлены живые души – талантливый, трудолюбивый народ. Перед нами предстают простые люди, хотя и загубленные своей лихой долей. В основном это крестьяне, которые числятся в списках умерших. Гоголь с любовью и болью говорит о простом русском народе. Они предстают перед нами живее своих хозяев-помещиков. Каретник дядя Михей, сапожник Максим Телятников, печник Милушкин, плотник Степан Пробка – талантливые мастеровые люди. Но, к сожалению, все они либо беглые, либо покойники.

Гоголь сумел показать в своей поэме бессмысленную жизнь владельцев дворянских усадеб, крепостничество, которое уничтожает в человеке душевные порывы и глубокие чувства. При этом автор выразил свою веру в русский народ и в светлое будущее России.

Также читают:

Картинка к сочинению Мертвые души смысл названия

Популярные сегодня темы

В произведении «Кладовая солнца» описана жизнь двух детей сирот – Митраши и Насти. Митраша – десятилетний мальчик, небольшого роста и крепкого телосложения, за что его прозвали «мужичок в мешочке»

Детская сказка Финист ясный сокол, по сути, довольно трагична и раскрывает множество проблем взрослых людей. В ней раскрывается тяжелая, и в то же время выдающаяся героизмом, судьба русской женщины и показывается

Рассказ начинается с того, что город С. может показаться скучным. Но местные жители с удовольствием расскажут вам о библиотеке, о театре и воспитанных и интеллигентных жителях. К таким относилось семейство Туркиных.

Образ Сони Ростовой как будто отделен от женских образов романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Она – племянница графа, которая растет в его доме.

Ярким пятном творческого наследия Н. В. Гоголя является рождественская сказка «Ночь перед Рождеством». Благодаря интересным образам, действующим в произведении на фоне местных традиций

Почему произведение Гоголя «Мёртвые души» называют поэмой

Николай Васильевич Гоголь в 1835 году приступил к написанию поэмы «Мёртвые души» — известного произведения, при обсуждении которого до сих пор возникает много противоречий. Одна из главных причин кроется в непонимании того, по какой причине автор отнес книгу к такому жанру, ведь она больше напоминает повесть или роман. В ряде работ литераторов можно найти объяснение, почему «Мёртвые души» — это поэма.

Происхождение названия

Многозначным остаётся и наименование работы. Почему поэма «Мёртвые души» называется именно так, скорее всего, мог бы объяснить только сам Гоголь. Известно, что автор планировал написать три части повествования по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том назван «Ад», другими словами, — обитель для усопших.

Кроме того, прослеживается связь с фабулой произведения. В ХІХ веке «мертвыми душами» часто называли усопших крестьян, документы на которых и приобретал Чичиков — один из главных персонажей поэмы. Мёртвые люди в документах были живыми, а сам «продавец» получал за них неплохие деньги.

Этот пример и название обращают внимание на острую общественную проблему того времени. Таких продавцов и скупщиков мёртвых было очень много, поскольку власть даже не пыталась контролировать этот процесс. Со временем это привело к опустошению казны. Цензура об аферах, конечно же, знала, поэтому настоятельно рекомендовала Николаю Васильевичу назвать произведение «Приключения Чичикова», сместив акцент на личность героя.

Может быть, идею Чичикова в наше время посчитали бы странной, однако главная мысль поэмы сводилась к тому, что мёртвые и живые равны, поскольку продаются. Это значит, что человек полностью теряет свою душу, превращаясь в рыночный товар, то есть бумажку, на которой указано, жив он или нет. Выходит, что душа смертная, однако это утверждение полностью противоречит христианским принципам. Бездуховный мир без морали и этики можно назвать главным объектом описания эпоса «Мертвых душ».

Главные признаки жанра

Обычно поэмой принято спросмотреть стихотворное произведение среднего или большого размера. Говоря об этом жанре, стоит вспомнить «Василия Теркина» Александра Твардовского, «Илиаду» Гомера. Однако есть работы, которые написаны в прозе, но при этом их считают поэмами. К ним относятся «Мёртвые души» Николая Гоголя и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.

По каким же признакам поэма отличается от повести или романа? Конечно же, это стиль написания — проза или стихотворение. Этот пункт не является обязательным, однако именно он чаще всего определяет жанровое направление произведения. Кроме того, к наиболее важным чертам повествования в стихах можно отнести:

  • наличие в тексте лирических отступлений;
  • в основу положен рассказ о каком-либо событии;
  • почти всё внимание автор акцентирует на проблемах нравственного характера;
  • главный герой обязательно взаимодействует с остальными персонажами;
  • описываются события в жизни неизвестного человека, однако происходящее с ним захватывает читателя;
  • присутствие антигероев.

Некоторые из обозначенных пунктов присутствуют в произведении классика. Но может ли это наверняка говорить, что творение Николая Васильевича является поэмой? Стоит выделить ряд признаков, которые дают возможность отнести книгу Гоголя к этому жанру:

  1. Эпичность произведения. Для каждого персонажа выделена «персональная» глава, из которой человек узнает, как жил герой, в каких обстоятельствах формировались его личностные качества. Все описания проходят на фоне исторических событий, кратко передающих колорит того времени.
  2. Обобщение. Бесспорно, здесь нет похожих персонажей, однако каждый из них — типичный представитель России во времена помещиков. В любой губернии тех лет можно было отыскать своих Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Маниловых.
  3. Лирические отступления. Гоголь не скупится на размышления, которые гармонично вливаются в текст, иногда стирая границу между читателем и автором. Именно этот приём передаёт всю полноту переживаний за будущее родной державы, подчёркивает широту текста произведения. К наиболее ярким отступлениям относятся: «о метком русском слове», «о юности и впечатлениях ранних лет». Повесть о Руси, её далях и красе похожа на стихи, а строки, посвящённые дорогам и быстрой езде, напоминают фольклорную песню.

Детали произведения

Названный самим Гоголем «особый вид литературного текста» в его видении находился между романом и эпопеей. С романом произведение Николая Васильевича сближает строгая композиция.

Так, главный герой путешествует по стране, пытаясь воплотить в действительность придуманный способ обогатиться. Чичиков покупает документы крестьян и мужиков, отошедших в мир иной, однако живых по бумагам. Павел Иванович встречается с помещиками, выступавшими продавцами душ. Все они разные по характеру, имеют кардинально отличающиеся взгляды на жизнь, однако каждый из них похож на другого, поскольку не имеет моральных принципов. Можно выделить два основных признака, которые соотносят это творение именно с романом:

  1. В свою поэму Гоголь решил включить полную линию жизни каждого героя. Автор захотел показать читателю всю историю персонажа — со дня рождения до самой смерти. Задумывалось три тома, но мир увидел только один. Нельзя сказать наверняка, кого Николай Васильевич хотел возродить, чью судьбу поменять. Вероятно, во время работы он вдруг осознал, как глубоко на дно опустились люди, поэтому потерял надежду добиться их очищения.
  2. Творение писателя уникально по своему существу. Оно имеет нестандартную форму, замысловатый сюжет и неповторимую речь, которую нигде больше нельзя встретить. Недосказанность автора дала возможность читателям самостоятельно поразмышлять над проблемами, поднятыми в поэме.

Повесть внутри книги

Нередко читатели при поверхностном взгляде отмечают, что «Повесть о капитане Копейкине» внутри поэмы выглядит как чужеродный элемент. По сюжету рассказа почтмейстер почему-то решил, что Чичиков и Копейкин — это один и тот же человек, но остальные чиновники тут же отвергли это предположение.

Читайте также:  “Правда” и “злость” в комедии Гоголя «Ревизор»: сочинение

При этом важно понимать, что разница между персонажами не только в том, что один из них инвалид. Копейкин становится на путь бандитизма исключительно из-за отсутствия других вариантов, а Чичиков сознательно идёт к богатству, не отвергая даже сомнительные способы зарабатывания денег.

История капитана во многом освещает причины подобного поведения Чичикова. Гоголь подробно описал, как пренебрежение государства к простым гражданам, положивших на алтарь собственное здоровье и надежду на счастье, может повлиять на их судьбу, показал дикое имущественное расслоение в обществе того времени. Человеческая жизнь ничего не стоит в глазах большинства влиятельных гражданских и военных должностных лиц. Деньги — способ определения степени уверенности в завтрашнем дне. Именно поэтому Чичиков слышит от отца совет «копить копейку».

Капитан Копейкин становится разбойником лишь после того, как вторым вариантом развития событий остаётся голодная смерть. Конечно, можно осудить его за несоблюдение закона, однако за что ему уважать написанный на бумаге текст, который не даёт ему защиты, не выполняет свои прямые функции? В «Повести о капитане Копейкине» Николай Васильевич демонстрирует первоисточник правового нигилизма, в результате которого появляются такие люди, как Чичиков.

Из воспоминаний автора известно, что он не планировал заканчивать рассказ о Копейкине на том, что капитан становится главарём шайки разбойников. Бывший военный не причинял вреда людям, которые ехали по своим делам, но всегда отнимал государственное имущество. К его отряду примкнули беглые солдаты, которым, скорее всего, тоже пришлось получить множество пинков от государства.

Копейкин в первоначальном варианте — своего рода народный герой, образ которого несколько напоминает Стеньку Разина и Емельяна Пугачёва. Спустя какой-то период капитану удалось уехать из страны, как Дубровскому из одноименного произведения Александра Пушкина. За границей Копейкин написал письмо императору, в котором попросил не преследовать людей из его банды.

Несмотря на правдивость описанного, Гоголь был вынужден вырезать эту часть повести из основной книги, поскольку таковы были требования цензуры. Тем не менее Копейкин сохранил за собой славу «благородного разбойника», который не сломался и не смирился с обидами от судьбы и людей при власти.

Гоголевская поэма

Творение Николая Васильевича — это большое произведение мировой литературы, написанное в прозе. Написано не одно сочинение о том, почему Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой. Чтобы окончательно ответить на вопрос, почему эту книгу относят к этому жанру, стоит учесть, что автор сам назвал ее именно так. В своих личных дневниках и письмах друзьям он называл произведение то поэмой, то рассказом.

Принято спросмотреть, что наличие лирических отступлений и обобщение — главные факторы, которые дают основание для причисления творения Гоголя к жанру многочастного стихотворения. Большинство литературных критиков положительно отреагировали на такое «самоуправство» автора.

Так, Виссарион Белинский считал, что сочинение прозаика написано исключительно в поэтической манере, Сергей Аксаков приводил сравнение с древним эпосом, а критик Осип Сенковский и вовсе заявлял, что это «поэма не в стихах».

Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души”

Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий этап своего существования.
Где-то в далеком губернском городке течет размеренная жизнь, законы которой установились, пожалуй, полвека назад. Губернатор – сиятельный отец народа, полицеймейстер – добрейший покровитель купцов, прокурор – благонамереннейший страж законности.

Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” Композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед.

Характеристика образов в комедии “Ревизор” Гоголь писал: “.комедия должна вязаться сама 428 литература собою, всей своей массою, в один большой, общий узел. Завязка должна обнимать все лица, а не одно или два, – коснуться того.

Обращение к историческому прошлому в повести “Тарас Бульба” Обращение к историческому прошлому для Пушкина, Гоголя и Лермонтова означало, прежде всего, выяснение движущих начал общественного развития. Совсем не случайно то, что все эти писатели показывают решающую роль народа в.

Значение сюжета в произведениях Гоголя Важную и своеобразную роль в произведениях Гоголя играет сюжет. Неоднократно высказывалась мысль, что для автора “Мертвых душ” сюжет не имел существенного значения. Он будто бы пользовался любым интересным случаем или.

Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется.

Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории рус­ской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называе­мой “натуральной школы” 40-х годов. “Натуральная школа”.

Исследование образа Собакевича В углу гостиной у Собакевича “стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул.

Роль лирических отступлений в поэме”Мертвые души” К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях.

ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ” Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, Гоголь.

Идейный смысл “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Любопытнее всего было мое свидание с типографией. Только я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило.

Художественный образ России Поэма Мертвые души самое значительное произведение Гоголя. В ней автор хотел отразить все стороны русской жизни. Вся Русь явится в нем, писал он Жуковскому. Однако писатель не завершил воплощение своего.

Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя В сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской. Тарас Бульба недаром говорит о “лучших русских витязях на Украине”. В знаменитой речи о.

Судьба России в поэме Гоголя “Мертвые души” и наша современность Каждый большой художник – это целый мир. В его творческом наследии запечатлены история и душа народа. Именно таким художником является Н. В. Гоголь. “Мы не знаем, как могла бы обойтись.

Образ Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” В повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: ” “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.” А.

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Основная тема поэмы “Мертвые души” – тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен В том, что Россия будет процветающей страной, что настанут.

Раскрытие характера Хлестакова Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: “.никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа”. И “оттого еще глубже сердечное содрогание” зрителя. Сам писатель считал, что.

Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед рожднством” (2) Николай Васильевич Гоголь родился в Украине в местечке Сорочинцы Полтавской губернии. Детство и юность Гоголя прошли в деревне Васильевка. По вечерам молодежь собиралась послушать рассказы о старом времени, о чудесах.

“Выбранные места из переписки с друзьями” Гоголя (замысел идея) Замысел книги относится к весне 1845 года, к периоду затяжного приступа болезни и душевной депрессии писателя. Из предисловия мы узнаем, что, будучи при смерти, он написал завещание, которое является I.

Образ Андрия в повести Гоголя “Тарас Бульба” Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Он приобретает ощутимо большую психологическую определенность. Гоголю удается преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более.

Гоголевские персонажи в цикле повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки” Осенью 1831 года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни “Вечера на хуторе близ Диканьки” (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: “Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная.

Сейчас вы читаете: Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души”

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.