Одесские пути Н. В. Гоголя
Вообразите, что мы странствуем улицами старой Одессы, которые тихо сбегают к морю. Кажется, что в этой части города другое течение жизни, будто попадаешь в прошлое. Где-то далеко остались современные здания, будничный шум, а здесь все преисполненное памяти и какого-то таинственного, непостижимого призыва. Давайте прислушаемся.
Долго пришлось бы пересчитывать имена художников, которые жили в этих старых домах, ходили по этой же мостовой, вдыхали морской бриз. Ни один из них не остался равнодушным к Южной Пальмире и по-своему отобразил ее в творчестве. Назовем известнейшие из имен позапрошлого столетия. Еще раз взглянем на портреты великих поэтов А.Пушкина, А.Мицкевича и Н.Гоголя. Нет, я не ошиблась на слове, когда отнесла к поэтам великого украинца Николая Васильевича Гоголя. Его пейзажи, лирические отступления, безусловно, – высокая поэзия в прозе. Он и сам показал свою принадлежность к плеяде поэтов, определив жанр главного произведения своей жизни – поэмы “Мертвые души”. Извне они принадлежат к абсолютно разным типам людей.
Он подобен тысячам обычных лиц украинцев, которые нас окружают, немного на нас самих.
Давайте внимательнее вглядимся в выражения глаз поэтов. Не кажется ли вам, что у каждого из них взгляд одновременно направлен на нас и погружен в себя, откуда черпали и отдавали людям свою непостижимую силу гениев народного духа.
Много общего мы нашли в биографиях этих трех, на первый взгляд, таких разных художников XIX столетия. Они были почти ровесниками, благосклонная судьба свела их для дружбы. Каждый из них был одарен неповторимым талантом. Все трое сделали свои первые шаги в литературе романтиками, позднее – каждый нашел собственный путь в искусстве и им поднялся к художнику мирового масштаба. Как истинные гении, они высоко ценили самобытные таланты друг друга, щедро делились сюжетами, творческими находками, никогда не повторяясь.
Нас привело в удивление то, что маршруты их путешествий Украиной почти полностью совпадали географически, они общались с теми же людьми, но все это некогда не совпадало во времени. Не пришлось встретиться им и в Одессе. По разным причинам попали писатели к нашему городу: А Пушкин и Адам Мицкевич как политические изгнанники; М.В.Гоголь в 1848 году возвращался из Италии, зимой 1850-51 г. приехал в поисках желательного тепла: переутомление, слабое здоровье заставили его покинуть холодную Москву.
Первый период пребывания М.В.Гоголя короткий: 16 апреля – 5 мая 1848 года.
Работа с картой старой Одессы. (Группа краеведов отмечает на карте маршрут М. В. Гоголя флажками).
Давайте возвратимся назад во времени ровно на 160 лет и посмотрим глазами Николая Васильевича с борта фрегата “Херсонес” на молодую Одессу. Перед ним приоткрывалась панорама города с прямыми широкими улицами. Здесь не было тесных темных переулков, присущих старым городам. Поодаль высились строительные леса – город разрастался, хорошел на глазах. Но близлежащая к морю часть приводила в удивление своей четкостью и совершенством.
Пассажир, который возвратился на родину со Святой Земли – Иерусалима, почти инкогнито сошел на берег, но к городу попал только через две недели. На Юге России свирепствовала холера, поэтому по суровому закону санитарный карантин был обязательным для всех подорожных. Двери карантинного помещения были закрыты для всех, но редактор газеты “Одесский вестник” А.Г.Тройницкий сумел уговорить начальника таможни Льва Сергеевича Пушкина впустить его на минутку к писателю. И вот утром. И город взорвался! Целые толпы людей пленили площадь перед входом в порт, чтобы поздравить своего кумира, но попали к нему лишь далекий родственник по матери А.А.Трощинский и знакомый М.Г.Тройницкий. Посетителям было тяжело разговаривать, так как их разделяли ряды проводов. Гоголь был растроган такой встречей. Он расспрашивал о городе, интересовался, много ли в нем книжных магазинов, или любят его жители просмотреть. Писатель попросил принести ему поэму “Мертвые души”, журналы, местные газеты. Даже находясь в карантине, М.В.Гоголь не прекращал настойчивой работы над вторым томом “Мертвых душ”.
Жители Одессы тогда страдали от многих бед: не было вдоволь питьевой воды, из-за отсутствия деревьев никуда было спрятаться летом от палящего солнца, зимой – от пронзительного ветра, часто поднимались пыльные бури, а еще страшнее была грязь.
В музее мы обратили внимание на старую литографию “На Преображенский площади”. Налетела пыльная буря, превратив день в ночь, в сплошной туче пыли только угадываются согнутые силуэты людей.
Когда в конце концов шли дожди, даже центральные улицы превращались в трясины. Наиболее ловкие жители переходили улицы на ходулях – высоких деревянных ботинках, других за 5-10 копеек (тогда большие деньги), в зависимости от глубины лужи, переносили специальные носители, иногда носитель со своим пассажиром на плечах погружались в грязь по пояс. А с обеих сторон то пылевого, то грязевого потока рождались и тянулись вверх прекрасные белые дворцы будущей жемчужины возле моря.
Остается только догадываться, почему задержался М.В.Гоголь на пять месяцев? Возможно, потому, что успел полюбить Одессу, а возможно, потому, что влюбился.
Он остановился на той же улице Надеждинской, в доме №11 своего родственника, генерала А.А.Трощинского. В отдельном флигеле на втором этаже Гоголю было отведено две комнатушки. Каждое утро он начинал молитвой, а уже потом брался за свою титаническую работу над вторым томом поэмы “Мертвые души”. Выходил на свежий воздух не раньше четвертого часа и наблюдал, как бурно изменяется ландшафт города. На глазах у писателя палитра молодой Одессы все больше насыщалась белыми и зелеными цветами.
Признательные одесситы увековечили память о великом сыне Украины: улица Надеждинская носит имя Гоголя, на доме №11 установлена мемориальная доска, а в одной из круглых ниш оперного театра – бюст писателя, ему посвященная большая экспозиция в литературном музее, и даже 1 апреля – в день его рождения – празднуется любимейший одесский праздник Смеха.
Сегодня мы полистали еще одну страницу литературной истории Одещини, посвященной человеку великой души – Николаю Васильевичу Гоголю. Мы гордимся тем, что наш край стал близким писателю: здесь ему легко дышалось и работалось, он порывался возвратиться сюда. Или многим городам Украины выпала такая высокая честь? Как видим, его мечта осуществилась, и он возвратился к нам навсегда, точнее, Гоголь некогда и не оставлял наш край.
Сочинение: Гоголь Н.В.
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение “Италия”, а весной того же года под псевдонимом “В. Алов” Гоголь печатает “идиллию в картинах” “Ганц Кюхельгартен”. Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в “службе государственной”, но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики – “петербургская повесть” “Нос” (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть “Тарас Бульба”, запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ (“казаки”), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
Осенью 1835 г. он принимается за написание “Ревизора”, сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая – премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение “Мертвых душ”. Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания “Ревизора”, и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над “Мертвыми душами”, он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе “невыразимой тоски” и горечи Гоголь ощущает “нынешний труд” как “священное завещание” поэта.
В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав “Мертвых душ” – вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. “Похождения Чичикова, или Мертвые души” вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом “Мертвых душ”, начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. “Сочинения Николая Гоголя” в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу – период напряженной и трудной работы над 2-м томом “Мертвых душ”.
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и “восстановления сил” в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в “Четырех письмах к разным лицам по поводу “Мертвых душ” – “Выбранные места”) Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны “пути и дороги” к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) “К читателю от сочинителя”, пишет “Развязку Ревизора” (опубликована 1856), в которой идея “сборного города” в духе теологической традиции (“О граде божием” Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость “душевного города” отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы “Выбранные места из переписки с друзьями”. Книга выполняла двоякую функцию – и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей – сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми “сословиями” и “званиями”, от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход “Выбранных мест” навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных “ударов”: “Здоровье мое. потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги. Дивлюсь, сам, как я еще остался жив”.
В октябре Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на “Ревизоре” в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает “Ревизора” группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том “совершенно окончен”. Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Гоголь в Одессе: Часть 1
Господа, к нам едет Гоголь!
Как известно, въезд героя “Мертвых душ” Чичикова в губернский город NN не произвел в городе совершенно никакого шума и прошел незамеченным. Зато когда его великий создатель, писатель Николай Васильевич Гоголь въезжал в Одессу 24 октября 1850 года – его здесь давно ждали.
Небольшая красивая бричка, как две капли воды похожая на ту, на какой ездят холостяки и господа средней руки, привезла Гоголя в Южную Пальмиру на зимовку. И в “Одесском вестнике” от 28 октября, в разделе “Заметки и вести”, появилось преприятнейшее известие: “На днях в наш город приехал Н.В.Гоголь, который, как говорят, намерен провести здесь зиму”. Это были просто именины сердца для всех одесских ценителей литературы.
Его несогревающийся темперамент в последние годы не уживался с холодным климатом Петербурга и Москвы, требовал ехать на юг. Всегда влекла к себе родина души – Италия, где было так хорошо и спокойно работать, в качестве варианта рассматривалась Греция или Константинополь. Однако Гоголь, напряженно работавший над вторым томом “Мертвых душ”, задался целью лучше узнать Россию, на этот раз посмотреть на нее не издалека, а вблизи. Изучить не только жизнь столиц, но и проселки, жизнь помещиков и крестьян. Подмечая детали и незначительные подробности, составляющие характеры и портреты людей, собрать в копилку жизни мелочи губернских городов и городишек. Он затеял поездку из Москвы в родное гнездо, поместье Васильевку на Полтавщине, где ждали любимые сестры и боготворящая гениального сына мать, а уже оттуда – в Одессу. Тем самым сдержал и обещание вернуться, которое дал своим одесским друзьям во время первого посещения города, два года назад.
Тогда Гоголь, возвращавшийся из Иерусалима, из паломничества по святым местам, провел в Одессе совсем немного времени, большую часть из которого находился в Карантине, на территории старой крепости (нынешний парк Шевченко). Такой был порядок для возвращающихся из южных стран, где часто свирепствовала холера, а Одесса помнила и страшные последстия чумы. В Карантине Гоголя навещал брат Пушкина, Лев Сергеевич, служивший в одесской портовой таможне. Там они были вынуждены общаться через двойную перегородку, из-за которой слова перебирающего четки Гоголя были слышны хуже, чем шум морских волн; но зато, по выходе из Карантина, в честь автора “Ревизора” был дан праздничный обед в ресторации Цезаря Отона.
Второй раз Гоголь добирался в Одессу не по морю, а по суше, однако из-за проливного дождя и утонувших дорог пришлось практически плыть. Быстрой езды, которую какой же русский не любит, не получилось. Писатель был вынужден тащиться целую неделю, придерживая разбухнувшие дверцы брички и расстегиваемый ветром плащ, обозревая вокруг лишь пустынную бесприютность пространств. Лежавшая на ухабистой дороге пыль быстро замесилась в грязь, и птице-тройке лошадей становилось все тяжелее тащить бричку.
Одним словом, поездочка оказалась та еще. Хотя обычно именно в дороге Гоголь находил спасение и утешение, успокоение расстроившихся нервов, снова обретал необыкновенную легкость в мыслях. Так было после неудачи начинающего автора с публикацией поэмы “Ганц Кюхельгартен”, когда он тайно сжег весь тираж и сбежал в Германию. Так было после успеха “Ревизора” в 1836 году, когда Гоголь не выдержал повышенного внимания к своей персоне и укатил в Италию.
Панорама: Оперный театр
В нише по фронтону – бюстик Гоголя
Панорама: Дом Гоголя
знавал лучшие времена
И теперь, в 1850 году, снова было от чего бежать. После грандиозного успеха “Ревизора” и первого тома “Мертвых душ”, Гоголь – признанный гений, живой классик, не меньше, чем российский Гомер. Наследник великого Пушкина, с которым был на дружеской ноге и которому обязан идеями обоих произведений. Кумир молодого поколения и властитель дум, у которого учатся. Учеником Гоголя назовет себя Тургенев, “новым Гоголем” объявят автора “Бедных людей” и “Двойника”, молодого многообещающего писателя по имени Федор Достоевский. Однако слава и внимание пугали Гоголя, сторонившегося общества и искавшего уединения. Ему казалось, что его неверно понимают, сами создали свой идеал писателя и теперь требуют, чтобы он ему соответствовал.
Непонимание усиливается после опубликования в 1846 году “Выбранных мест из переписки с друзьями”, где Гоголь уже не смешил сатирой и не пугал чертовщиной, а читал нравоучения, стал христианским проповедником. Влиятельный критик Виссарион Белинский, который еще недавно не уставал хвалить “Мертвые души”, теперь назвал Гоголя “проповедником кнута, невежества и мракобесия”. Его обвинили в предательстве прежних идеалов и безумии. Оправдания Гоголя о том, что это естественный для него путь духовного развития, не были услышаны. Эмоциональная переписка писателя и критика всколыхнула общество, письмо Белинского к Гоголю было запрещено. За чтение этого письма в тайном обществе петрашевцев был арестован и сослан на каторгу Достоевский.
Самого Белинского к тому времени уже не было в живых, он умер в 1848 году. За несколько лет до этого, тяжело больной туберкулезом Белинский приезжал в Одессу, которую назвал оригинальным и очаровательным городом – также, как и Гоголь, он надеялся на благотворность теплого морского климата. Сопровождал критика актер Михаил Щепкин, друг Гоголя. О проживании Белинского в гостинице “Петербургская” ныне напоминает мемориальная доска на Приморском бульваре, которую можно обнаружить за Дюком.
Кроме всех прочих осложнений, Гоголя в то время постигло серьезное разочарование на личном фронте. Сторонившийся женщин большую часть жизни, он вдруг надумал сделать предложение Анне Виельгорской, с которой вел переписку, младшей дочери в знатной петербургской семье. Считается, что Анна вдохновила писателя на образ Улиньки из “Мертвых душ”: “Это было что-то живое, как сама жизнь. Она была миловидней, чем красавица; лучше, чем умна; стройней, воздушней классической женщины” Однако, намекнув на такое решение родственнику семьи Виельгорских, Гоголь получил категорический ответ о невозможности подобного брака. Слишком велика была разница в возрасте и положении в обществе.
Этот странный нелюдимый писатель из бедного провинциального дворянства, у которого финансы пели романсы, мог быть только духовным наставником, но никак не женихом. Впрочем, и сам Гоголь, и его друзья не раз говорили, что настоящим его призванием было монашество. Колеся по России, писатель, становившийся все более религиозным, обязательно заезжал в монастыри и молился. Проездом на юг, он со своим другом, украинским ученым М.Максимовичем, посетил монастырь Оптина Пустынь, умиленный благодатью, которая на него там снизошла.
В Одессе Николай Васильевич остановился в доме своего дальнего родственника, генерал-майора Андрея Андреевича Трощинского, на улице Надеждинской 11. Это был племянник и наследник того самого сенатора Трощинского, покровителя семьи Гоголей, для домашнего театра которого писал когда-то пьесы на украинском языке отец Гоголя. Собственно, хозяев дома на тот момент не было в Одессе, так что писатель мог наслаждаться приятностью жить в уединенье, работая в просторном и пустынном доме над продолжением “Мертвых душ”.
Хотя позволить себе уединенье не позволяли многочисленные одесские друзья. Среди тех, с кем общался в Одессе Гоголь – дипломат и меценат Александр Стурдза, один из учредителей общества истории и древностей. Стурзда был основателем Одесской богадельни сердобольных сестер (Стурдзовской богадельни), а также это он натолкнул Жуковского на мысль о выкупе из крепостных талантливого украинского поэта и художника Тараса Шевченко. С Кобзарем состояла в переписке и княжна Варвара Репнина, которой он написал в это время: “Перед Гоголем должно благоговеть, как перед человеком одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям”. В доме Репниных в Одессе, у брата Варвары князя Василия Николаевича, Гоголь стал частым гостем: почти каждый день у них обедал, там даже была выделена комната, где он мог работать – стоя за конторкой, как привык. А в домовой часовне Репниных писатель истово молился, на удивление слуг, “по-мужицки” – то есть стоя на коленях и отбивая поклоны, встряхивая длинными волосами. Бывал Гоголь и в гостях у Льва Пушкина, в доме на Греческой 45.
Одесские пути Н. В. Гоголя
Вообразите, что мы странствуем улицами старой Одессы, которые тихо сбегают к морю. Кажется, что в этой части города другое течение жизни, будто попадаешь в прошлое. Где-то далеко остались современные здания, будничный шум, а здесь все преисполненное памяти и какого-то таинственного, непостижимого призыва. Давайте прислушаемся…
Долго пришлось бы пересчитывать имена художников, которые жили в этих старых домах, ходили по этой же мостовой, вдыхали морской бриз. Ни один из них не остался равнодушным к Южной Пальмире и по-своему отобразил ее в творчестве. Назовем известнейшие из имен позапрошлого столетия. Еще раз взглянем на портреты великих поэтов А. Пушкина, А. Мицкевича и Н. Гоголя. Нет, я не ошиблась на слове, когда отнесла к поэтам великого украинца Николая Васильевича Гоголя. Его пейзажи, лирические отступления, безусловно, – высокая поэзия в прозе. Он и сам показал свою принадлежность к плеяде поэтов, определив жанр главного произведения своей жизни – поэмы “Мертвые души”. Извне они принадлежат к абсолютно разным типам людей.
Он подобен тысячам обычных лиц украинцев, которые нас окружают, немного на нас самих.
Давайте внимательнее вглядимся в выражения глаз поэтов. Не кажется ли вам, что у каждого из них взгляд одновременно направлен на нас и погружен в себя, откуда черпали и отдавали людям свою непостижимую силу гениев народного духа.
Много общего мы нашли в биографиях этих трех, на первый взгляд, таких разных художников XIX столетия. Они были почти ровесниками, благосклонная судьба свела их для дружбы. Каждый из них был одарен неповторимым талантом. Все трое сделали свои первые шаги в литературе романтиками, позднее – каждый нашел собственный путь в искусстве и им поднялся к художнику мирового масштаба. Как истинные гении, они высоко ценили самобытные таланты друг друга, щедро делились сюжетами, творческими находками, никогда не повторяясь.
Нас привело в удивление то, что маршруты их путешествий Украиной почти полностью совпадали географически, они общались с теми же людьми, но все это некогда не совпадало во времени. Не пришлось встретиться им и в Одессе. По разным причинам попали писатели к нашему городу: А Пушкин и Адам Мицкевич как политические изгнанники; М. В. Гоголь в 1848 году возвращался из Италии, зимой 1850-51 г. приехал в поисках желательного тепла: переутомление, слабое здоровье заставили его покинуть холодную Москву.
Первый период пребывания М. В. Гоголя короткий: 16 апреля – 5 мая 1848 года.
Работа с картой старой Одессы. (Группа краеведов отмечает на карте маршрут М. В. Гоголя флажками).
Давайте возвратимся назад во времени ровно на 160 лет и посмотрим глазами Николая Васильевича с борта фрегата “Херсонес” на молодую Одессу. Перед ним приоткрывалась панорама города с прямыми широкими улицами. Здесь не было тесных темных переулков, присущих старым городам. Поодаль высились строительные леса – город разрастался, хорошел на глазах. Но близлежащая к морю часть приводила в удивление своей четкостью и совершенством.
Пассажир, который возвратился на родину со Святой Земли – Иерусалима, почти инкогнито сошел на берег, но к городу попал только через две недели. На Юге России свирепствовала холера, поэтому по суровому закону санитарный карантин был обязательным для всех подорожных. Двери карантинного помещения были закрыты для всех, но редактор газеты “Одесский вестник” А. Г. Тройницкий сумел уговорить начальника таможни Льва Сергеевича Пушкина впустить его на минутку к писателю. И вот утром. И город взорвался! Целые толпы людей пленили площадь перед входом в порт, чтобы поздравить своего кумира, но попали к нему лишь далекий родственник по матери А. А. Трощинский и знакомый М. Г. Тройницкий. Посетителям было тяжело разговаривать, так как их разделяли ряды проводов. Гоголь был растроган такой встречей. Он расспрашивал о городе, интересовался, много ли в нем книжных магазинов, или любят его жители просмотреть. Писатель попросил принести ему поэму “Мертвые души”, журналы, местные газеты. Даже находясь в карантине, М. В. Гоголь не прекращал настойчивой работы над вторым томом “Мертвых душ”.
Жители Одессы тогда страдали от многих бед: не было вдоволь питьевой воды, из-за отсутствия деревьев никуда было спрятаться летом от палящего солнца, зимой – от пронзительного ветра, часто поднимались пыльные бури, а еще страшнее была грязь.
В музее мы обратили внимание на старую литографию “На Преображенский площади”. Налетела пыльная буря, превратив день в ночь, в сплошной туче пыли только угадываются согнутые силуэты людей.
Когда в конце концов шли дожди, даже центральные улицы превращались в трясины. Наиболее ловкие жители переходили улицы на ходулях – высоких деревянных ботинках, других за 5-10 копеек (тогда большие деньги), в зависимости от глубины лужи, переносили специальные носители, иногда носитель со своим пассажиром на плечах погружались в грязь по пояс. А с обеих сторон то пылевого, то грязевого потока рождались и тянулись вверх прекрасные белые дворцы будущей жемчужины возле моря.
Остается только догадываться, почему задержался М. В. Гоголь на пять месяцев? Возможно, потому, что успел полюбить Одессу, а возможно, потому, что влюбился…
Он остановился на той же улице Надеждинской, в доме №11 своего родственника, генерала А. А. Трощинского. В отдельном флигеле на втором этаже Гоголю было отведено две комнатушки. Каждое утро он начинал молитвой, а уже потом брался за свою титаническую работу над вторым томом поэмы “Мертвые души”. Выходил на свежий воздух не раньше четвертого часа и наблюдал, как бурно изменяется ландшафт города. На глазах у писателя палитра молодой Одессы все больше насыщалась белыми и зелеными цветами.
Признательные одесситы увековечили память о великом сыне Украины: улица Надеждинская носит имя Гоголя, на доме №11 установлена мемориальная доска, а в одной из круглых ниш оперного театра – бюст писателя, ему посвященная большая экспозиция в литературном музее, и даже 1 апреля – в день его рождения – празднуется любимейший одесский праздник Смеха.
Сегодня мы полистали еще одну страницу литературной истории Одещини, посвященной человеку великой души – Николаю Васильевичу Гоголю. Мы гордимся тем, что наш край стал близким писателю: здесь ему легко дышалось и работалось, он порывался возвратиться сюда. Или многим городам Украины выпала такая высокая честь? Как видим, его мечта осуществилась, и он возвратился к нам навсегда, точнее, Гоголь некогда и не оставлял наш край.
Сочинение по литературе на тему: Одесские пути Н. В. Гоголя
Другие сочинения:
Тема дороги, пути в поэмах “Мертвые души” Н. В. Гоголя и “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова Поэмы “Мертвые души” и “Кому на Руси жить хорошо” помимо жанрового имеют и другие сходства. Одним из них является сходство Композиций поэм, основанных на путешествии главных героев. Оба автора хотели написать произведения, в которых бы отображалась реаль жизнь на Руси Read More .
Смех сквозь слезы в поэме М. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” простые по сюжету, прозрачны по разборке характеров. Но существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. В. Гоголь смеется Read More .
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма “Мертвые души” просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха. Н. Read More .
Связь замысла “Мертвых душ” с религиозно-нравственными исканиями Гоголя Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать нравственно совершенных русских людей, а нравственное совершенство для Гоголя было связано с христианством, с божественными заповедями. Работая над “Мертвыми душами”, Гоголь уверился в том, что в событиях, переживаемых им, проявляется Высшая воля. Read More .
Краткая характеристика произведения “Мертвые души” Гоголя Н. В Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, подчеркнув равноправие эпического и лирического начал. Задача эпической части – показать “хотя с одного боку всю Русь”; язык простой, разговорный. Задача лирической – показать положительный идеал; в этой части высокий стиль речи, поэтические средства. “Мертвые Read More .
“Одесские рассказы” И. Бабеля, как “ироническая патетика” И вот я буду говорить, как говорил господь на горе Синайской из горящего куста. Кладите себе в уши мои слова. И. Бабель. Как это делалось в Одессе Написанные в начале 20-х годов рассказы И. Бабеля “Король”, “Как это делалось в Read More .
“Одесские рассказы” апофеоз творчества Бабеля Апофеозом раскрепощенных сил жизни стали “Одесские рассказы” (1921 – 1923). Бабель всегда романтизировал Одессу. Он видел ее непохожей на другие города, населенной людьми, “предвещающими грядущее”: в одесситах были радость, “задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство Read More .
Краткое содержание Одесские рассказы Бабель Одесские рассказы Король Едва кончилось венчание и стали готовиться к свадебному ужину, как к молдаванскому налетчику Бене Крику по прозвищу Король подходит незнакомый молодой человек и сообщает, что приехал новый пристав и на Беню готовится облава. Король отвечает, что ему Read More .
Сочинение по творчеству Гоголя Н. В.
Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры «Тараса Бульбы», приоткрыли завесу загадочности русского человека в поэме «Мертвые души». Далекий от революционных идей Радищева, Грибоедова, декабристов, Гоголь между тем всем своим творчеством выражает резкий протест самодержавно-крепостному строю, калечащему и уничтожающему человеческое достоинство, личность, саму жизнь подневольных ему людей. Силой художественного слова Гоголь заставляет биться в унисон миллионы сердец, зажигает в душах читателей благородный огонь милосердия.
В 1831 году выходит первый сборник его повестей и рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него вошли «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Со страниц его произведений встают живые характеры веселых украинских парубков и дивчат. Свежесть и чистота любви, дружбы, товарищества являются их замечательными качествами. Написанные в романтическом стиле на основе фольклорных, сказочных источников, гоголевские повести и рассказы воссоздают поэтическую картину жизни украинского народа.
Счастью влюбленных Грицько и Параски, Левко и Ганны, Вакулы и Оксаны мешают силы зла. В духе народных сказок писатель воплотил эти силы в образах ведьм, чертей, оборотней. Но, как бы ни злобствовали злые силы, народ одолеет их. И поэтому кузнец Вакула, сломив упрямство старого черта, заставил его везти себя в Петербург за черевичками для любимой Оксаны. Старый запорожец из повести «Пропавшая грамота» перехитрил ведьм.
В 1835 году выходит второй сборник повестей Гоголя «Миргород», куда вошли повести, написанные в романтическом стиле: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В «Старосветских помещиках» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писатель вскрывает ничтожество представителей класса крепостников, которые жили только ради желудка, предавались бесконечным дрязгам и ссорам, в сердцах которых вместо благородных гражданских чувств жили непомерно мелкая зависть, своекорыстие, цинизм. И совершенно в другой мир переносит читателя повесть «Тарас Бульба», в которой отображена целая эпоха в национально-освободительной борьбе украинского народа, его братская дружба с великим русским народом. Перед написанием повести Гоголь много работал над изучением исторических документов о народных восстаниях.
В образе Тараса Бульбы воплощены лучшие черты свободолюбивого украинского народа. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение Украины от угнетателей. В кровавых схватках с врагами он личным примером учит казаков, как нужно служить родине. Когда его родной сын Андрий изменил священному делу, у Тараса не дрогнула рука, чтобы убить его. Узнав о том, что враги захватили Остапа, Тарас сквозь все преграды и опасности пробирается в самый центр вражеского стана и, глядя на страшные муки, которые переносит Остап, беспокоится больше всего о том, как бы его сын во время истязаний не проявил малодушия, ибо тогда враг может утешиться слабостью русского человека.
В своем выступлении перед казаками Тарас Бульба говорит: «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется так умирать. Никому, никому!» И когда враги схватили старого Тараса и повели его на страшную казнь, когда они, привязав его к дереву, разложили под ним костер, не о своей жизни думал казак, а до последнего дыхания он был вместе с товарищами по борьбе. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» — восклицает восторженно писатель.
Вслед за сборником «Миргород» Гоголь издает «Арабески», где были помещены его статьи по вопросам литературы, истории, живописи и три повести — «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»; позже печатаются еще «Нос», «Коляска», «Шинель», «Рим», отнесенные автором к «петербургскому циклу».
В повести «Невский проспект» писатель утверждает, что в северной столице все дышит ложью, а самые высокие человеческие чувства и порывы попирает сила и власть денег. Примером тому служит печальная судьба героя повести — художника Пискарева. Показу трагической судьбы народных талантов в крепостной России посвящена повесть «Портрет».
В «Шинели», одном из самых замечательных произведений Гоголя, писатель продолжает тему, поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», тему «маленького человека» в самодержавной России. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин долгие годы не разгибая спины переписывал бумаги, не замечая ничего вокруг. Он беден, узок его кругозор, у него единственная мечта — приобрести новую шинель. Какая радость озарила лицо чиновника, когда он, наконец, надел новую шинель! Но случилось несчастье — грабители отняли у Акакия Акакиевича его «сокровище». Он ищет защиту у начальства, но везде наталкивается на холодное равнодушие, презрение и непонимание.
В 1835 году Гоголь заканчивает комедию «Ревизор», в которой он, по собственному признанию, смог собрать в одну кучу все дурное и несправедливое в тогдашней России и одним разом над всем этим посмеяться. Эпиграфом пьесы — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — автор подчеркивает связь комедии с действительностью. Когда пьеса была поставлена на сцене, действительные прототипы ее героев, всех этих Хлестаковых и Держиморд, узнав себя в галерее мошенников, завопили, что Гоголь якобы возводит клевету на дворянство. Не выдержав нападок недоброжелателей, в 1836 году Николай Васильевич надолго уезжает за границу. Там он упорно работает над поэмой «Мертвые души». «Ни одной строки не мог посвятить я чужому,- писал он из-за границы.- Непреодолимою цепью прикован я к своему, и бедный неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня».
В 1841 году Гоголь привозит свое произведение в Россию. Но только через год писателю удалось напечатать главное творение жизни. Обобщающая сила созданной автором галереи сатирических образов — Чичикова, Манилова, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Коробочки — была настолько впечатляющей и меткой, что поэма сразу вызвала возмущение и ненависть апологетов крепостничества и в то же время снискала горячие симпатии и восхищение со стороны передовых современников писателя. Истинное значение «Мертвых душ» раскрыл великий русский критик В. Г. Белинский. Он сравнил их с вспышкой молнии, назвал «истинно патриотическим» произведением.
Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники,- говорил Белинский, — только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов.
2 вариант
Творчество великого писателя Н. В. Гоголя выходит далеко за исторические и национальные рамки. Читателю открывается светлый и сказочный мир повестей в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», вольнолюбивые и смелые герои «Тараса Бульбы», загадочность русского человека в поэме «Мертвые души».
Гоголь был далек от революционных идей декабристов, Грибоедова, Радищева, однако всем своим творчеством выразил резкое неприятие самодержавно-крепостного строя, который уничтожал человеческую личность, достоинство, и, в конце концов, жизнь подневольных людей. Используя силу слова, Гоголь заставил миллионы сердец биться в унисон, зажигая в душах огонь милосердия.
К примеру, образ Тараса Бульбы воплощает в себе лучшие черты украинского народа, жаждущего свободы. Всю жизнь он борется за освобождение родины от угнетателей. Пройдя множество кровавых схваток с врагами, Тарас личным примером учит молодых, как нужно служить своему делу. И даже когда его родной сын Андрий стал предателем, у старого казака не дрогнула рука и он убил его. Тарас не побоялся пробраться сквозь все опасности и преграды в самое сердце вражеского стана, чтобы спасти второго сына, плененного врагами. Но, увидев страшные истязания, которые приходится перенести Остапу, беспокоится о том, чтобы тот не проявил малодушия и не дал врагу утешиться своей слабостью. А когда сам Тарас оказывается на вражеском костре, то не о своей жизни думает он, а до последнего вздоха переживает о товарищах по борьбе.
Повесть «Невский проспект» показывает, как в Петербурге все пропитано ложью, а сила денег попирает самые светлые человеческие чувства. Печальная судьба художника Пискарева служит тому примером. Еще одна повесть «Портрет» показывает незавидную участь народного таланта в крепостной России.
Значение творчества Николая Васильевича сложно переоценить. Много поколений выросло на нем и много еще вырастет. Оно не поддается времени и остается актуальным по сегодняшний день.
Одесские пути Н. В. Гоголя: сочинение
О жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Название: Гоголь Н.В. Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 06:55:26 22 августа 2005 Похожие работы Просмотров: 4053 Комментариев: 23 Оценило: 90 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 просмотреть |
Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь |
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую – Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).
Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Родительский дом в Васильевке |
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название – Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
Дмитрий Прокопович Трощинский |
В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях – как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру “Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан” (не сохранилась).
Нежин. Гимназия высших наук |
Однако мысль о писательстве еще “не всходила на ум” Гоголю, все его устремления связаны со “службой государственной”, он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло “дело о вольнодумстве”, закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.
Александр Данилевский и его жена Ульяна Похвиснева |
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение “Италия”, а весной того же года под псевдонимом “В. Алов” Гоголь печатает “идиллию в картинах” “Ганц Кюхельгартен”. Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в “службе государственной”, но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.
В этот период выходят в свет “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
Верх гоголевской фантастики – “петербургская повесть” “Нос” (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть “Тарас Бульба”, запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ (“казаки”), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене “Ревизора” |
Осенью 1835 г. он принимается за написание “Ревизора”, сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая – премьера в Москве, в Малом театре.
В июне 1836 г. Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение “Мертвых душ”. Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835 г., до написания “Ревизора”, и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 г. Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над “Мертвыми душами”, он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе “невыразимой тоски” и горечи Гоголь ощущает “нынешний труд” как “священное завещание” поэта.
В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно образован приездом поэта, показывал ему Рим; рисовал с ним виды.
Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 3 февраля (22 января) 1839 г. |
В сентябре 1839 г. в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав “Мертвых душ” – вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург, у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
В мае 1842 г. “Похождения Чичикова, или Мертвые души” вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом “Мертвых душ”, начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. “Сочинения Николая Гоголя” в четырех томах вышли в начале 1843 г., так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу – период напряженной и трудной работы над 2-м томом “Мертвых душ”.
В начале 1845 г. у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и “восстановления сил” в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой ? то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845 г., в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в “Четырех письмах к разным лицам по поводу “Мертвых душ” – “Выбранные места”) Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны “пути и дороги” к идеалу.
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано в 1846 г.) “К читателю от сочинителя”, пишет “Развязку Ревизора” (опубликована 1856), в которой идея “сборного города” в духе теологической традиции (“О граде божием” Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость “душевного города” отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 г. в Петербурге были опубликованы “Выбранные места из переписки с друзьями”. Книга выполняла двоякую функцию – и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей – сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми “сословиями” и “званиями”, от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход “Выбранных мест” навлек на их автора настоящую критическую бурю. Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 г. он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных “ударов”: “Здоровье мое. потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги. Дивлюсь, сам, как я еще остался жив”.
Зиму 1847-1848 Гоголь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг – “дабы окунуться покрепче в коренной русский дух”. В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах – Малороссии.
Дом №7 на Никитском бульваре. Здесь Гоголь прожил свои последние пять лет |
В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома “Мертвых душ” своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь – делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.
В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 г. покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на “Ревизоре” в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает “Ревизора” группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.
Екатерина Михайловна Хомякова |
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том “совершенно окончен”. Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
Одесские пути Н. В. Гоголя: сочинение Ссылка на основную публикацию