О знаменитой фразе городничего: сочинение

Характеристика и образ Городничего в комедии Ревизор сочинение

В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» одним из главных и ярких персонажей является городничий, зовут его Антон Антонович Сквозник – Дмухановский. Он человек уже в возрасте, тридцать лет своей жизни он посвятил службе.

Городничий плохо справляется со своими обязанностями. Он запустил город и абсолютно ничего не делает для его благоустройства. Антон Антонович ищет лишь способ обогатиться за счет города. Он является жадным и ненасытным человеком.

Городничий разворовывает казну, он предпочитает положить себе в карман деньги, которые выделяются на строительство церкви. Жители города не довольны городничим, он обирает лавки, берет взятки у граждан своего города. Он не честный человек и часто нарушает законы, например, забирает в армию тех, кому не положено туда идти.

Он любит играть в карточные игры с другими чиновниками города. У городничего за плечами много грехов. Однако это не мешает ему посещать церковь каждое воскресенье.

Среди чиновников Антон Антонович считается умным человеком, все знают, что он своего не упустит. Однако, на самом деле этот человек глупец и бездельник, он умеет только давать пустые обещания, красиво говорить и расписываться, а еще мечтает стать генералом.

Антон Антонович всполошился лишь тогда, когда узнал, что в город приезжает ревизор. Он желает тщательно подготовиться к его приезду. Городничий приказывает навести порядок на улицах города, в больницах и учебных учреждениях. Он велит говорить, что церковь, на которую еще пять лет назад выделялись деньги не достроена, так как во время стройки сгорела.

У него есть жена и дочка, к ним он относится хорошо, он уведомляет их в письме о приезде ревизора, нежно называя жену «душенькой».

В конце комедии он остается одураченным заезжим человеком из Петербурга, которого он принял за ревизора.

Вариант 2

Городничий – один из персонажей пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя. Там нет положительных или отрицательных персонажей. Гоголь пытался акцентировать внимание на реальные события в целом, а не отдельных людей.

В пьесе ему не меньше пятидесяти лет. Тридцать лет он находится на службе. В данный момент является городничим в уездном городе. Амос Федорович шел по карьерной лестнице с самых низов, что видно по его грубым внешним чертам. У него есть жена и дочь, возможно, еще есть и младшие дети. К семье он относится с теплотой. Любит взятки и пытается выхватить себе долю во всем, обделяя при этом обычных нуждающихся людей.

Про внешность городничего Гоголь ничего не сказал, давая возможно читателям самим представить по описанию его характера в пьесе.

Как часто бывает у людей, которые «карабкаются» с самого низа в карьере, так и у городничего испортился характер. Он стал эгоистичен, хитер и высокомерен. Своего рода не глуп, но очень боится высокопоставленных чиновников. Его коллеги считают его очень умным из-за его способности хитрить.

В городе из-за Амоса Федоровича царит полная разруха: лекарства для больниц нет, церковь, которую должны были построить, так и не начата, законы не исполняются, люди живут, как могут.

Городничий получает весть, что к ним должен явиться ревизор. Он очень пугается этому и спешит исправлять проблемы в городе: приказывает, чтобы люди говорили, что церковь построили, но она сгорела; больных приказывает врачам вылечить и уменьшить их количество.

Из-за своего страха обычного мошенника принимает за ревизора, так как тот жил в городе уже две недели, но не платил. Амос Федорович обустраивает его в своем доме, кормит, поит, радуясь, что такой человек находится у него в гостях. Даже свою дочь хочет выдать за него замуж. А Хлестаков радуется, продолжая обманывать людей и использовать их. Получается, чиновники того города настолько испорчены, что нечестные действия приняли за благородство, так как сами всегда так поступали.

Люди города жалуются ревизору на своего городничего, говорят, что тот только ворует, а народ и процветание города его не интересует.

Позже выяснилось, что они приняли за ревизора не того человека. Городничий отчаянно удивляется и ругает себя за то, что дал себя так обмануть и не снимает с себя этой вины. Это говорит о том, что до этого момента, никому не удавалось обмануть Амоса Федоровича.

Таким образом получается, что городничий полностью живет в своем аморальном мире, в котором даже не может отличить хорошее и плохое.

Образ и характеристика Городничего

Великолепное произведение Н.В.Гоголя «Ревизор» рассказало людям о многих небезразличных образах, важных и в наше время. Одним из ведущих образов произведения является городовой Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Мэр поселка из этого человека получился неважный. Жизнь Антона Антоновича была настолько ужасной, что все в этом городе спустилось в лету, все пронизано коррупцией и подлостью. Он знает, насколько ужасно обстоят дела в городе, но делать что-то вообще не хочет. Судье Ляпкину-Тяпкину, показывая на бесчинства в его управлении, зачем-то высказывает: «Я и прежде желал вам это заметить, но все почему то забывал». Но известие о прибытии ревизора позволила герою заставить городских чиновников создать условия порядка.

Чиновники почитают Антона Антоновича, потому что с его молчания на дела грешные, любой может нарушать закон и класть в карман деньги. Эти ужасные люди лишь на словах говорят, что хотят работать, а на самом деле боятся градоначальника: «Помилуйте, как можно! Сильными силами, чистотой и мольбами к начальству.. будем рады заслужить. »

К обычным продовцам Антон Антонович относится невежественно и подло, унижает их и бьет. Однажды купцы так говорят о нем: «Такого городничего вообще еще не было. Любые ссоры делает, и сказать нельзя. Нас вообще переморил, можно смертью кончать..Все уже хорошо все делают. Нет, видишь ты, ему и того мало! Залезет в магазин и, что ни перепадет, все заберет. »; «. и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще давай. » Все эти характеристики подходят герою как подлому, злому и завистливому человеку.

Уважительно он относился только к дочке и своей любимой. Антон Антонович рассказывает своим женщинам о том, что скоро к ним пожалует сам ревизор и пишет своей дорогой женушке: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой. »

Следовательно главный герой оказывается обычным неким скупцом, который ищет во всем выгоду и помогает и любит лишь свою семью, наживается на бедных людях.

В конце комедии вы видим, как обычный парень из Питера смог обмануть невежу – героя и поставить его на место. Это настолько вывело из состояния равновесия чиновника, что он мог только лепетать: «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»

Наверно и нашим чиновникам полезно было бы перечитать это произведение Гоголя.

Сочинение 4

Николай Васильевич Гоголь создал множество достойных произведений, каждое из которых содержит в себе глубокий смысл и проблему, которая может быть актуальна и в наши дни. Одним из таких произведений является комедия «Ревизор», написанная в 1835 году. Вторым по значимости героем комедии является городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он является главой города N, где и раскрывается весь сюжет.

Как ни странно, глава города, в руках которого вся власть, был беспорядочным человеком и мошенником, который брал взятки и воровал общественные деньги. Все начинается с того, что городничий зачитывает вслух перед своими подчиненными письмо, в котором изложена весть о скором прибытии ревизора в город. Данная новость привела в изумление всю власть и весь народ, который моментально узнал и распространил слухи. Городничий незамедлительно начинает отдавать приказы, направленные на моментальное благоустройство города.

Уже на этом этапе можно увидеть недобросовестность выполнения обязанностей. Начинается работа: из больниц выписывают больных людей, улучшают внешний вид преподавателей, скрывают забором недостроенные здания, вычищают главную площадь и многое другое. В голову городничего приходит мысль о том, что ревизор уже прибыл в город и скрывается под видом незнакомца. Подходящий под описание человек находится, это Хлестаков, мелкий чиновник. Каждое малейшее движение и шаг Хлестакова все больше убеждают городничего в своей версии. Он делает все, чтобы угодить и понравиться лживому ревизору: угощает изысками и уже ищет выгоду от дружбы с ним. Когда раскрывается правда, городничий приходит в ярость. Он не мог поверить в свою ошибку и в свое чрезмерно хорошее отношение к простому человеку. Ведь он привык хорошо обращаться лишь с теми, кто находится с ним на одном уровне, а простых людей он даже не считал таковыми. Пережив унижение, городничий впервые в жизни понимает свою безнравственность, низость и грешность.

Образ городничего в комедии Гоголя является собирательным образом всей российской власти того времени. Взятки, воровство и беспорядочность должностных лиц не были чем-то удивительным. Через образ городничего автор лишь высмеивает таких людей. Большую комичность Гоголь придает с помощью немой сцены, в которой город посещает настоящий ревизор.

Характеристика городничего в Ревизоре

Несколько интересных сочинений

Здравствуй, милая доченька Дуня! Долго думал о том, писать тебе или нет. И, наконец, решился.

Интересная повесть Николая Васильевича Гоголя, «Тарас Бульба» входит в одну из великих творений русского поэта. Гоголь показал разнообразные обличия великих Запорожских казаков былых времен.

Тема «маленького человека» – одна из тем, характерных для русской литературы. К ней обращались многие писатели и поэты, в том числе и А.С. Пушкин. В «Станционном смотрителе» он рассказывает о Самсоне Вырине

Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова. Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья. Ее первый муж пострадал

Образ и характеристика Городничего Сквозника-Дмухановского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, служащий городничим уездного городка.

Писатель представляет городничего в качестве мужчины лет пятидесяти, посвятившего всю свою жизнь государственной службе.

Свои служебные обязанности по управлению городом городничий исполняет спустя рукава, абсолютно не занимаясь благоустройством территории, проблемами горожан.

Единственная цель городничего, жадного и ненасытного человека, – собственное благополучие и преумножение богатства своей семьи, состоящей из жены и дочери, которых городничий обожает и боготворит.

Увлечением городничего являются карточные игры, занимаясь которыми он не упускает возможность пополнить бюджет собственного семейства.

Антон Антонович представляется как обюрократившийся чиновник, занимающийся лишь разворовыванием государственной казны и незамечающий неблаговидных поступков своих подчиненных.

Жители города прекрасно понимают, что из себя представляет городничий, осознают его алчность, лживость и жадность и уверены, что пока городом управляет этот человек изменений не предвидится.

Городничий же упивается своей властью над подчиненными и горожанами, представляя себя благодетелем, ратующим за благое дело, раздуваясь от собственной мнимой значимости.

Подчиненные городничего не уважают начальника, но предпочитают тихо молчать, поскольку такое положение позволяет им безнаказанно заниматься воровством, взяточничеством и бюрократией. Они предполагают, что городничий достаточно умен, если долгое время умудряется управлять городом без взысканий, однако Антон Антонович является обычным пустобрехом, бездельником и глупцом, умеющим лишь красиво и витиевато выражаться, давать напрасные обещания и мечтать о генеральских погонах.

Несмотря на богатый опыт в различных делишках и природную хитрость, городничий оказывается жестоко обманутым заезжим аферистом, представившимся столичным ревизором, якобы приехавшим осуществить проверку работы городничего. Всполошившись из-за приезда московского чиновника, городничий судорожно раздает приказы подчиненным о срочном наведении порядка в городе, пытаясь быстро прикрыть все проблемные места.

Повествуя о событиях уездного городка, писатель изображает порочное современное общество, погрязшее в преступлениях, лицемерии, жадности.

Вариант 2

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский является одним из ярких ключевых персонажей произведения, представленный писателем в образе немолодого мужчины, имеющего должность городничего в уездном городке, отдавшего большую часть своей жизни государевой службе.

Городничий изображается в комедии в качестве человека, отличающегося толстым носом, проседью в волосах, жесткостью и грубостью черт лица, на которых лежит отпечаток тяжелого пути по карьерной лестнице.

Антон Антонович является семейным любящим человеком, имеющим супругу Анну Андреевну, любопытную, кокетливую женщину и дочь Марью Антоновну.

Читайте также:  Значение монолога Хлестакова в комедии «Ревизор»: сочинение

Персонаж характеризуется как жадный, ненасытный человек, не предпринимающий никаких действий по благоустройству вверенного ему города, ищущий лишь любые способы для собственного обогащения в виде разворовывания государственной казны и выделенных денежных средств, получения взяток и дани с торговых лавок.

Кроме того, городничий не испытывает неловкости из-за постоянного нарушения им законодательных норм в виде набора на воинскую службу мужчин, которые не подлежат службе в армии.

Городничий увлекается карточными играми, за которыми проводит значительную часть своего досуга совместно с представителями местного чиновничьего круга, а также имеет традицию посещения церкви.

В кругу местных чиновников Антон Антонович имеет репутацию грамотного и умного руководителя, не замечая его глупости, безделья, красивых бесполезных речей. Заветной мечтой городничего является присвоение ему генеральского звания, которое он надеется получить в ближайшее время.

Истинная сущность героя проявляется в момент приезда в город контролирующего инспектора, когда городничий, боясь лишиться своего места, предпринимает изощренные попытки представить ситуацию в городе благоприятной, но все его попытки остаются бессмысленными, поскольку ревизор оказывается обыкновенным приезжим.

Сочинение на тему Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” подарила миру множество удивительных личностей, встречаемых среди людей и по сей день. Один из главных героев произведения – Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Он – постаревший и в своем роде неглупый человек, солидно ведущий себя. Служа чиновником около тридцати лет, он все ещё не нашел время навести в своем городе порядок, однако считает себя лучшим мошенником. Он наживается на любом предмете, утрируя о своем уме, хоть некоторые жители и говорят герою что он весьма туп. Писатель уделил ему особое внимание, так как именно с его фразы начинается главное повествование.

Повседневная деятельность Городничего приводит к исключению честной службы в городе. Он видит настоящую обстановку дел, однако не решается принять что-либо против них. Лишь с уведомления о приезде ревизора герой заставляет себя навести порядок, взявшись за работу главой города. Обладая своей властью, он не может заставить кого-либо бояться его, так как в реальности он совсем не таков, каким хочет казаться. Задачи, которые он даем горожанам в надежде их исполнения, поверхностны и созданы исключительно для того, чтобы создать впечатление порядка, коего на самом деле никогда не было. Городничий с детства знает, что “для счастья нужны деньги и чины”, по этому, ради такой веры готов на взяточничество и казнокрадство.

Занимая столь высокий пост, герой отнюдь не образованный человек, грубый в поручениях, с целым букетом злых наклонностей. Гоголь пытался раскрыть через Городничего портрет истинных чиновников того времени. Зависть, жадность, ложь, напыщенность и лесть. Этот список можно продолжать ещё долго, однако лишь его половина, присутствующая в Сквознике-Дмухановске, показывает нам яркий пример как прошлых, так и нынешних чиновников.

Развязка новеллы заключается в одурачивании чиновника Городничего и вымысле личности, вокруг которой крутилась сюжетная линия повествования. Ревизор оказывается жуликом из Петербурга, обманув всех жителей и чиновников. В конце концов, герой, при свей своей опытности и мудрости, предстает одураченным и обведенным вокруг пальца, прибывая в изумлении и печали.

Характеристика городничего в комедии «Ревизор» 8 класс

Антон Антонович Сквозник-Дмуханоский, городничий уездного города – один из наиболее колоритных персонажей в комедии «Ревизор» Гоголя. Именно он в самом начале произведения произносит знаменитую фразу «К нам едет ревизор!», тем самым вызывая всеобщую панику и последующие комические события.

Автор описывает Антона Антоновича как немолодого мужчину – ему уже за пятьдесят, – который большую часть жизни находится на службе. Его можно назвать двуличным человеком, который далеко не такой, каким кажется на первый взгляд.

Он неглуп, серьезен и ведет себя солидно, его слово имеет вес среди подчиненных. На публике Антон Антонович старается казаться благочестивым, показывает свою любовь к семье и заботу о всех жителях города. В то же время городничий довольно безответственно относится к своей работе, поэтому очень боится любых проверок. Ведь результатов практически нет – для благоустройства города Сквозник-Дмухановский ничего не делает, интересуется исключительно собственной выгодой, забывая о нуждах горожан.

Деньги – самый главный интерес городничего. На него жалуются все жители города, а в особенности купцы. Именно они страдают от бесконечных поборов, которые при этом идут не в казну, а в карман Антону Антоновичу. Выгода интересует городничего и в отношении собственной семьи. Он очень надеется на удачное замужество дочери, которое должно обеспечить ему не только счастливую жизнь в Петербурге и большой дом, но и генеральские погоны. При этом счастье дочери и ее собственные желания Сквозник-Дмухановского нисколько не волнуют.

Еще одна отрицательная черта городничего – удивительная способность к обману и жульничеству. «Трех губернаторов обманул!» – хвастается Антон Антонович, и, узнав о ревизоре, готовится к новой лжи и обману. При проверке обязательно вскроется тот факт, что городом никто не занимается, а церковь, на которую были выделены деньги, так и не построена. Так как эти деньги давно осели в карманах городничего, он пытается подтасовать факты и объяснить неудачи строительства случившимся пожаром.

Не гнушается Антон Антонович и азартными играми, любит играть в карты, и может проиграть значительно количество денег.

Городничий в комедии «Ревизор» – собирательный сатирический образ чиновника-паразита, соединивший в себе все человеческие пороки, свойственные имеющим власть людям в то время. Он не желает выполнять свою работу и заботиться о городе, ворует и лжет, но при этом умеет красиво говорить о несуществующих вещах, ходит в церковь по воскресеньям и выглядит солидным человеком. В то же время как и все люди, нечистые не руку, городничий очень боится наказания за свои поступки, которое в итоге и получает в лице настоящего ревизора.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Городничего в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий

Когда думаешь над этим вопросом, так и хочется сказать, что одинаково важно и самому испытать любовь, и стать объектом чьей-то привязанности. Совсем идеальной была бы ситуация, при которой ты любишь того, кто любит тебя

Название произведения «Война и мир» так же масштабно, как и его содержание. Эта книга описывает жизнь во всем ее разнообразии и непредсказуемости, что объясняет множество значений ее названия.

В киноиндустрии существует способ съемки одним кадром, который также называют съемкой без склеек. В таком способе режиссер старается построить сцены таким образом, чтобы оператор мог максимально непрерывно фиксировать события.

Хозяйка Медной горы — центральный фантастический персонаж одноименного произведения Бажова. Хозяйка охраняет рудники на которых ведется добыча малахита.

Цитаты из комедии “Ревизор” характеризующие героев

Комедия Гоголя не теряет популярности по сей день. События данного произведения происходят в городе N, куда с проверкой должен нагрянуть ревизор, заставив своим приездом переполошиться всех чиновников, не ожидающих, чем для них грозит визит столь важного гостя. Цитаты и афоризмы из комедии «Ревизор», характеризующие героев помогут читателю лучше понять, что собой представляет каждый персонаж в отдельности. Некоторые цитаты из комедии довольно прочно закрепились в современной речи, благодаря яркости, меткости и точной формулировке.

Знаменитые фразы из «Ревизора»

ЦИТАТЫ ПО ПЕРСОНАЖАМ

Хлестаков

Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню.

Без чинов, прошу садиться.

Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?

Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться.

Боже мой, какой суп! Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла.

Легкость в мыслях необыкновенная.

Это топор, зажаренный вместо говядины.

Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность.

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры…Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

Меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы.

Ну, ну, ну…оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую.

Городничий

Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

А, черт возьми, славно быть генералом!

Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!

Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено.

Прилгнул немного; да ведь не прилгнувши, не говорится никакая речь.

Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было.

Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но перед добродетелью все прах и суета.

Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла.

Да если проезжающий чиновник будет спрашивать службу, довольны ли вы, чтоб отвечали «Всем довольны, Ваше Благородие!» А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия!

Как я, нет, как я, старый дурак! Выжил глупый баран из ума!

Ляпкин-Тяпкин

Большому кораблю – большое плаванье.

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.

О боже, вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!

А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне.

Земляника

По заслугам и честь.

С тех пор как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

Насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то он и так умрет, если выздоровеет, то он и так выздоровеет.

Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос.

Лука Лукич

Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул.

Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.

А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей (о городничем).

На пустое брюхо всякая ноша тяжела кажется.

И веревочка в дороге пригодится.

Черт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил.

Литература. Н.В. Гоголь. «Ревизор». Городничий. Цитатная характеристика.

Литература.

Н.В. Гоголь. «Ревизор».

Городничий. Цитатная характеристика.

Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, городничий.

…Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью…»

(Н. В. Гоголь, «Замечания для господ актеров»)

Чин городничего: примерно коллежский асессор или выше (не указано в пьесе

Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый. …Следовало взять сына портного, он же и пьянюшка был, да родители богатый подарок дали, так он и присыкнулся к сыну купчихи Пантелеевой, а Пантелеева тоже подослала к супруге полотна три штуки; «

Унтер-офицерша. Высек, батюшка!

Унтер-офицерша. По ошибке, отец мой! Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схватил меня. Да так отрапортовали: два дни сидеть не могла. …А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Мне от своего счастья неча отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились.

На городничего жалуются «ревизору» за беззаконие.

Городничий. « …Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь же я задам перцу всем этим охотникам подавать просьбы и доносы.

…А, это ты, Иван Карпович! Призови-ка сюда, брат, купцов. Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский народ! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а теперь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего писак, писак, которые закручивали им просьбы. Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь Бог послал городничему, — что выдает дочь свою не то чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все все!

Городничий мечтает о повышении по службе, о том, как отомстит всем, кто жаловался на него.

Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… Воротить, воротить его! (Машет рукою.)

Городничий в ужасе, в отчаянии от того, что принял Хлестакова за ревизора, его едкая оценка окружающих.

Городничий (бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул. Что губернатор! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…

«…Чему смеетесь? – Над собою смеетесь. »

Слова городничего как обвинение автора чиновничеству России, для которого характерны все черты этого градоначальниука.

Цитаты. Комментарий.
«…Тридцать лет живу на службе…»
«…Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор…»(Знаменитая фраза городничего, начинающая пьесу).
«…нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено…
(Городничий).
«…Во‑первых, городничий – глуп, как сивый мерин…» ( Хлестакова в письме к товарищу)

«…как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума. » (городничий о себе)

«…Ах, какой чурбан в самом деле. » (жена о городничем)

(Городничий– человек недалёкого ума).

Недобросовестное отношение городничего к служебным обязанностям. В городе нет порядка.

«На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье. »

«…вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто…»

( Слова городничего).

Городничий плохо контролирует деятельность чиновников города, поэтому во всех заведениях беспорядки:

  • В учебных заведениях (Хлопов): «…А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием…»
  • В суде (Ляпкин-Тяпкин): «…Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично…»

«…Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник…»

  • Сам городничий постоянно нарушает законы: он берет в солдаты тех, кому не положено идти в армию: «…Да мужу‑то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь‑то на нас не припадала, мошенник такой! да и по закону нельзя: он женатый…»
Занимается казнокрадством. Он разворовал деньги на строительство церкви.

Приказывает объяснят ревизору, что церковь была построена, но сгорела: «…Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто‑нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась…»

Жалобы купцов на городничего Хлестакову- «ревизору».

Один из купцов. Да всё от городничего здешнего. Такого городничего никогда еще, государь, не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает. Схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» Ей-Богу! Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало — ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят.

…Ей-ей! А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери. «Я тебя, говорит, не буду, говорит, подвергать телесному наказанию или пыткой пытать — это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня, любезный, поешь селедки!»

Городничий пользуется своим служебным положением, у купцов берёт всё, что ему нужно).

Городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо.
Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) ….Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор!

Общий вывод.

  • Городничий служит уже почти 30 лет, дойдя до данной должности практически с низов.
  • Безответственно относится к своим обязанностям, казнокрад, пользуется своим служебным положением в корыстных целях. Во всём пытается извлечь выгоду. В городе – запустение, ничего не делается для его улучшения.
  • Взяточник , не скрывает этого. Уверен, что все вокруг такие, все не без «грехов». Хотя внешне он пытается вести себя благочестиво, каждое воскресенье ходит в церковь.
  • Не наказывает чиновников за их бездействие, беспорядки, творящиеся в подведомственных учреждениях, так как сам такой же.
  • Ревизора хочет умилостивить взятками, хорошим приёмом, внешне прикрыв все недостатки.
  • Лживость – одна из черт городничего. Каких только проверяющих он не обманывал! Поэтому так взбешён, что такая «пустышка», как Хлестаков, сумел обмануть его.
  • Это эгоистичный, хитрый, высокомерный, властолюбивый человек, пользующийся своим положением в корыстных целях.

Таким образом, образ городничего – это сатира на власть имущих, на чиновничество России, на тех, кто по долгу службы обязан следить за порядком, соблюдать закон, думать о благосостоянии народа и страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

О знаменитой фразе городничего в “Ревизоре”

Жизненная и творческая судьба Гоголя была трудной, временами глубоко драматичной. Писатель страдал от враждебного отношения различных групп современников к новаторском) характеру его творчества, к большой и суровой правде, высказанной в них.
“Ревизор” по праву считался лучшей социальной комедией своего времени. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира — с воплощением социальных идей. Сам Николай Васильевич Гоголь отмечал особенность своей комедии: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо — был смех”. Писатель ставил перед собой цель — “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.

Сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях выбрана предметом комедии. И в этом заключается своеобразие гоголевского смеха.
Сюжета “Ревизора” основан на типично комедийном несоответствии: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников, Гоголь решает эту ситуацию по-новому.

Главный герой пьесы Хлестаков не старается выдать себя за важное лицо Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут на вряд ли провел бы городничего, который “мошенников из мошенников обманывал”. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила его с толку.

В “Ревизоре” нет внешних толчков к развитию действия. Основным импульсом развития комедии является страх чиновников. Страх объединяет раздираемый внутренними противоречиями город, делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.
Происходящее на сцене выявляет в действующих лицах их истинное уродливое и смешное лицо. Но пьеса как зеркало отражает недостатки российской жизни. “Над собою смеетесь”, — эти слова обращены в хохочущий зрительный зал.
Беззаконие, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе — все это показано в “Ревизоре” в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование. Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой относится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заняты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же и зрителю со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким образом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения.

“Ревизор” замечателен тем, что это комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над “кривым носом, а над кривою душою”. Комическое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда неприятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: “Больше всего надо опасаться чтобы не впасть в карикатуру”.

Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городничий путает слова: “Пусть каждый возьмет в руки по улице, — черт возьми, по улице! — по метле. ” Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный футляр. В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится за-• бавная путаница: “Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра?” Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, “бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах”. Поздравляя Анну-Андреевну с “обручением” дочери, Бобчинский и Добчинский “подходят в одно время и сталкиваются лбами.

Нельзя не заметить, что эти смешные “цепляния” — скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, неразберихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.

Смех вызывает также несоответствие характеров людей и их положения в обществе, несоответствие между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с прекрасной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: “Не судьба, батюшка, судьба — индейка; заслуги привели к тому. (В сторону.) Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!”.
Писатель надеялся на то, что комедия заставит многих зрителей, читателей задуматься над пороками, изображаемыми в ней, и произведет серьезное воздействие на общественное сознание. Однако Гоголя ожидало горькое разочарование. Часть публики «Ревизор» был воспринят как веселый водевиль, значительная же часть зрителей восприняла ее как произведение, которое дает искаженную картину жизни.

Но все-таки Николай Васильевич Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность “дурного”. Он неустанно развенчивает социальное зло, представляя его на всеобщее осмеяние. Сатира Гоголя призвана осудить все то, что принижает и разрушает подлинно человеческие качества в людях, ведет к духовной и нравственной гибели. Взыскательный мастер. Гоголь был художником большой гражданской устремленности.

С самого начала своей творческой деятельности Н. В. Гоголь стремился создать комедию, основанную на общественных, а не личных отношениях, комедию, которая была бы направлена «не противу одного лица, но против целого множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги». И этой цели он достиг в «Ревизоре», произведении, которое стало подлинно общественной комедией с «правдой» и «злостью». Сам автор считал, что именно здесь смех его получил серьезное значение.

Предметом своей сатиры Гоголь избрал саму систему самодержавно-крепостнического управления. Он говорил: «Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего. В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Автор раскрывает не только сами недостатки, но и их корни, общие условия, которые влияют на поведение действующих лиц. Почему, например, такой опытный служака, как городничий, «сосульку, тряпку» принял за важного человека? Да потому, что во всем обществе господствует слепое чинопочитание, все, подобно Добчинскому, когда «вельможа говорит», «чувствуют страх». Таким образом, писатель выступает с обличением всей бюрократической системы, всего режима, основанного на произволе одних и безоговорочном подчинении других. Он выдвигает на первый план целый коллектив — чиновников, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обитателей. Сатира Гоголя направлена против общего порядка. И взятка здесь не центральный элемент, а только одна из подробностей общей картины, одно из следствий этого порядка.

В своей комедии автор рисует яркие и отчетливые образы всех действующих лиц. Характеры провинциальных чиновников раскрываются в их поведении, но еще в большей степени — в самой манере разговора. Тут что ни слово, то яркая типическая черта: трусость, убожество мысли, ограниченность понятий — и все это в сочетании с глупой самоуверенностью и легкомысленной решительностью суждений. Так, в солдафонской речи городничего мы видим быстрые переходы от грубости и бешенства к трусости и льстивому угодничеству. Эти черты прослеживаются и в мыслях, которыми постоянно занята его голова: «Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно. ». Типичный взяточник, не привыкший «пропускать того, что плывет в руки», он, между тем, стремится показать себя солидным. И в этом — его низменная натура, ограниченность его кругозора. Речь другого персонажа, Хлестакова, претендует на «светскую» образованность. Но только претендует. Глуповатый, он говорит и действует без всякого соображения. Он один из тех, кого в канцеляриях называют пустейшими. В своем вранье он дает полную волю своей беспорядочной фантазии. И в этой сказке, которой он тешит свое воображение, видна его внутренняя нищета, бедность его натуры. Он не способен ни на минуту остановить на чем-то свое внимание и при этом хвастается: «У меня легкость необыкновенная в мыслях».

Не слишком отличаются от этих героев и другие участники событий. Так, в речи судьи звучит претензия на «глубокомыслие»: он прочитал пять или шесть книг и потому каждому своему слову стремится придать вес. В услужливой, суетливой речи Земляники ясно отражается его натура проныры и угодника. Стремясь отвести от себя подозрение, он готов выложить все про любого из жителей. Простодушная до наивности речь почтмейстера содержит элемент «литературности»: «описываются разные пассажи. а назидательность какая. ». Трусливым поклонением наполнена неугомонная болтовня любопытных и пронырливых Бобчинского и Доб-чинского: «Он и денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? »

Творчество Гоголя, и в первую очередь его комедия «Ревизор», сыграли большую роль в развитии общественной мысли. А в знаменитой фразе городничего: «Чему смеетесь? над собой смеетесь!», — слышен вопрос-ответ самого автора, адресованный всему правящему классу современного ему общества.

Сочинение: Характер городничего в комедии Гоголя “Ревизор”

Характер городничего в комедии Гоголя “Ревизор”

Городничий – Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий, выписан в комедии довольно ярко. Он – одна из центральных фигур, и именно вокруг него и Хлестакова развивается основное действо. Остальные характеры даны полунабросками. Мы знаем лишь их фамилии и статус, в остальном – это люди очень похожие на городничего, потому что они – одного поля ягоды, живут в одном и том же уездном городе, где «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Да они не так уж и важны, иначе затмили бы собой все «великолепие» фигуры Городничего.

Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Но это ведь и очевидно. С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не гнушается. О зорокости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и секет народ. Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство». И, действительно, спеси и чванства у Антона Антоновича не занимать. Как он обрадовался, узнав, что дочка его выходит замуж не за кого-нибудь, а за министра: «Я сам, матушка, порядочный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я задам перцу все этим охотникам подавать просьбы и доносы». Вот таков наш городничий.

Однако посмотрим, как в авторских ремарках «для господ актеров» описаывает нам Антона Антоновича сам автор. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью». В этих ремарках все важно, они позволяют нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому, каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету. Форменный мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий. Но как интересно наблюдать его преображение при встрече с так называемым инкогнито–ревизором. Городничий начинает заикаться и раболепствовать, и даже может дать взятку, если на то пойдет. Но чинопочитание в ходу в то время, однако, у городничего оно достигает наивысшего предела, такой панический страх он испытывает: «Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния. Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься».

Городничий еще и груб, об этом нам тоже сообщает Гоголь. Несмотря на занимаемый им высокий посто, он человек необразованный, в его душе много дурных наклонностей и пороков, но он не старается их искоренять, так как считает, что так и должно быть. Глупость и невежество – вот черты, доминирующие в характере Городничего. Даже его заверения, о том, что служит он честно и безукоризненно, насквозь шиты белыми нитками, и ложь кричит из каждого окна. У него не хватает ума даже на то, чтобы придумать что-нибудь правдоподобное перед лицом грозного Хлестакова, хотя перед этим он очень обдуманно предупреждал своих чиновников о приближающейся опасности: «Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла». Вот такие курьезы встречаются в уездном городе.

Но, конечно, как нет на свете только хороших или только плохих людей, так и книжные герои не могут быть только положительными или только отрицательными. Хотя про персонажей «Ревизора» сказать это можно едва ли. Но тем не менее, нам почему-то жалко в конце Городничего, который так жестоко обманулся в Хлестакове. Вообще, получается, что в комедии нет ни одного положительного героя, за исключением разве что Осипа, слуги Хлестакова, который, впрочем, тоже пьяница и плут. Нам печально видеть крушение мечты Городничего, размечтавшегося о голубых лентах и доме в Петербурге. Может быть, и не заслужил он такой участи, может быть, не так уж и страшны его мелкие грешки. Но, думается, наказание это вполне справедливо, ибо мы понимаем, что Городничий никогда не испрвиться, и вряд ли происшествие с ревизором послужит ему уроком. Да и расстраивается он прежде всего из-за того, что не разглядел в Хлестакове пройдоху, он сам плут из плутов. Да еще обидно, что «вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина,звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!»- произносит он сакраментальное в конце.

Но ведь и действительно, характер Городничего – это собирательный портрет всех чиновников того времени. Он впитал в себя все недостатки: низкопоклонство, чинопочитание, зависть, чванство, лесть. Этот список можно еще долго продолжать. Городничий становится своего рода «героем нашего времени», поэтому и выписан он так отчетливо, поэтому так ярко и проявляется его характер, особенно в кризисных ситуациях, а вся жизнь городничего на протяжении «Ревизора» – это и есть кризис. А в таких кризисных ситуациях Антон Антонович находится не привык, видимо, от слабости характера. Оттого и электрический эффект в конце. Сомнительно, что с настоящим чиновником сможет договорится городничий. Ведь он всю жизнь обманывал таких же плутов как и он сам, а правила игры другого мира ему недоступны. И потому приезд чиновника из Петербурга для Антона Антоновича как Божья кара. И нет от этого спасения, кроме как повинится. Но зная характер городничего, можно смело утверждать, что он все равно предпримет попытку задобрить нового ревизора, не задумываясь над тем, что за взятку «можно и в острог», он не видит дальше собственного носа, за это и расплачивается в финале: «Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою». Немая сцена… Занавес!

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Характер городничего в комедии Гоголя “Ревизор”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 15:28:38 20 мая 2003 Похожие работы
Просмотров: 60892 Комментариев: 159 Оценило: 242 человек Средний балл: 3.6 Оценка: 4 Скачать