Нет уз святее товарищества (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба).: сочинение

Сочинение на тему Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)

Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде. Это можно сравнить с любовью. Существовать без неё невыносимо, это потерянный шанс, который дан каждому человеку. И если не использовать эту возможность, не взять то, что дарует судьба, то потом можно жалеть об этом до конца жизни, о том, что можно было исполнить прямо здесь и сейчас. С этим можно сравнить дружбу, но нельзя назвать эти две вещи полностью похожими. Если любовь происходит чаще всего внезапно, «с первого взгляда», то дружба между людьми может произойти спустя долгое время после знакомства.

По этой причине дружбу или товарищество можно назвать одним из самых чудесных и сакральных моментов в недолгой человеческой жизни. Лишь связь, скрепленная долгими и тяжёлыми испытаниями, пережитыми бок о бок, можно назвать по-настоящему крепкой и нерушимой. Это и есть товарищество. Истинные друзья, познанные в беде, будут верны друг другу, невзирая ни на какие препятствия. Но, помимо верности, важным качеством дружбы можно назвать умение людей относится к другим с заботой и пониманием. Люди ведь разные, и настоящие друзья должны принимать достоинства и недостатки друг друга.

Об этом и говорит Николай Гоголь в одном из своих лучших произведений «Тарас Бульба». Тема дружбы хорошо раскрыта в этой повести. Все ведь знают цитату «Нет уз, святее товарищества»? Эти слова лучше всего иллюстрируют эту проблему. Ведь не зря писатель показал, что, хотя один из героев и предал родину, семью и друзей, но второй, Остап, остался верен этим важнейшим человеческим ценностям. Преданность, дружба – всё это говорит о том, что товарищество не пустой звук. Хорошо иметь друзей, зная, что они помогут в любой беде и даже не подумают о предательстве. С такими людьми можно идти навстречу любой опасности.

Люди всегда мечтали о настоящей дружбе, ведь в жизни каждого из нас бывали моменты, что новые приятели и знакомые оказывались в итоге далёкими от того, чтобы быть настоящими друзьями. Но и дружба тоже, бывает, заканчивается, увы. Люди меняются, и с этим ничего не поделать. Расставания неизбежны, и в этом дружба также напоминает любовь. Однако даже в этом случае мы можем сохранить эти тёплые воспоминания, оставив их с собой, чтобы в самые трудные моменты жизни помнить о том, что мы не одиноки и всегда можно найти по-настоящему близкого и родного человека, товарища.

Отсюда можно сделать вывод, что товарищество необходимо для человека, без него он пропадёт, ведь не каждую беду можно пережить в одиночку.

2 вариант

Гоголь очень часто акцентировал своё внимание на поведении общества, он написал множество произведений на эту тему. Он писал о том, каким общество стало сейчас, как оно изменилось. Автор делает акцент на том, что настоящее общество очень разрозненно, то есть каждый сам по себе. Какая-либо совместная деятельность или совместные интересы могут быть построены только на финансовой платформе. Положительные качества теряются, каждый заботится только о себе. Можно заметить, что предыдущие поколения были намного серьёзней и ответственней, чем последующие. Это очень серьёзная проблема. Гоголь заостряет внимание на ценностях русского казачества, оно для него является неким идеалом. Автора вдохновляют отношения между казаками, их дружба и забота друг о друге. Повесть «Тарас Бульба» описывает жизнь казаков.

Повесть «Тарас Бульба» полностью построена на любых знаниях и познаниях автора по этому вопросу. Сам автор не служил в армии и казачество знакомо ему только по рассказам других. Николай Васильевич описывает казака как благородного человека, героя, который всегда придёт на помощь, отдаст свою жизнь за других, если понадобится такая жертва. В своем произведении Гоголь приводит примеры такого поведения. Он воистину восхищен жизнью казаков. Их моральные принципы и качества создают отличную платформу для жизни единого общества, в котором каждый заботится о другом. Для Николая Васильевича истинна дружба – это когда каждый делает для другого больше, чем для себя. Это значит, что для человека дружба и товарищество ценнее личных притязаний и желаний. Автор объясняет такое поведение тем, что юным казакам с детства прививаются подобные качества. С детства их обучают лучшим качествам. С ранних лет казаки знают, что такое честь и насколько она важна. Никто не хочет позорить своих родных и своих сослуживцев.

Восхищаясь дружбой и товариществом казаков, Николай Васильевич сожалеет, о том, что сейчас уже всё совсем не так. Автор пишет о том, что люди того времени жили совсем по-другому, их жизнь строилась на взаимопомощи, уважении и заботе друг о друге. Сегодня же люди эгоистичны, алчны, корыстны. Каждый думает только о своей выгоде. Теперь мало кого интересуют проблемы окружающих людей, даже близких, мало кого интересуют проблемы страны. Для автора это люди, потерявшие мораль. Он даже не хочет называть их личностями, потому что этих индивидов не интересует ничто, кроме удовлетворения собственных потребностей. Таким людям плевать на то, что происходит вокруг, им интересно только их собственное благосостояние. К сожалению, в подобных условиях о товариществе говорить не приходится, все чисты ценности и принципы медленно уходят в небытие.

Также читают:

Картинка к сочинению Нет уз святее товарищества (Тарас Бульба)

Популярные сегодня темы

Сними свои розовые очки и вернись в реальный мир! Так часто любят повторять взрослые. Но что же мы теряем, когда не верим в чудо? И так ли нужна нам эта самая вера?

Булгаков в своем замечательном произведении раскрыл образы второстепенных персонажей, который получились очень яркими, интересными и запоминающимися.

Шолохов в своем романе «Тихий Дон» подробно описал каждого героя. В романе особая роль отводится Дарье Мелеховой.

Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников – молодой человек 23 лет, бывший студент юридического факультета. Обладает привлекательной внешностью и острым умом

Химия — это область чудес. Эта прекрасная наука изучает строение веществ, их свойства и превращения. Химия окружает нас повсеместно. Все предметы состоят из определенной материи,

«Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество.

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

Повесть имеет большую и сложную творческую историю. В общей сложности работа над этим произведением продолжалась около 9 лет. Впервые она была напечатана в сборнике «Миргород» в 1835 году, а в 1842 году «Тарас Бульба» был почти полностью переделан и в таком виде дошел до нас.

В основу повести легло изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Гоголь давно интересовался этой темой. В процессе работы над повестью он использовал множество летописных и научных источников. Многое писатель черпал и из народной поэзии, особенно ему помогли исторические песни и думы.

В своем произведении Гоголь изображает жизнь казаков в Запорожской Сечи, раскрывает их жизненную философию, быт, нравы и обычаи. В картинах вольной казачьей жизни писатель совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы».

В самом начале повести Гоголь раскрывает условия, при которых образовалась Запорожская Сечь и формировался вольный казачий характер. В противостояниях различным захватчикам выковывалась могучая и несгибаемая натура запорожцев. Часто, лишившись всего у себя на родине, люди приходили в Запорожский стан и становились настоящими воинами, защитниками веры и отчизны: «Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед…Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

В мирное время вся Запорожская Сечь пила и гуляла, да так, что невозможно было к ней не присоединиться. Гульба запорожцев словно околдовывала всех, втягивала даже случайных прохожих в «волю и товарищество». В такое время на Сечи царила атмосфера «вольного неба и вечного пира души».

С большой симпатией рисует Гоголь картину общественного устройства Сечи. Все здесь строилось на основах демократии и своеволия. В Запорожье с легкостью сочетались суровая дисциплина и анархия, нехитрая система управления и воспитания юношества, которое познавало ратные секреты исключительно на собственном опыте.

Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Отношения между Кошевым и казаками были основаны на принципах гуманности и справедливости. Кошевой был не столько хозяином общества, сколько его подчиненным, слугой. Он мог руководить товариществом только на войне, в мирное же время был обязан выполнять все требования общества. Каждый из запорожцев хотя бы раз в жизни мог быть избранным в кошевые атаманы, и каждый атаман в любой момент мог быть смещен.

Так, например, Гоголь описывает, как, узнав о набеге врагов на Сечь, казаки собрались на совет: «Все до единого стояли они в шапках, потому что пришли не с тем, чтобы слушать по начальству атаманский приказ, но совещаться, как ровные между собою».

Мне кажется, что автор рисовал Запорожскую Сечь как царство свободы и равенства, как вольную республику, в которой живут люди широкого размаха души, мужественные и благородные. Здесь воспитываются сильные и мощные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, свобода отчизны и процветание веры.

Все герои Сечи считают святыней ее неписаные законы, нарушить их – значит изменить товариществу, предать свою Родину. Поэтому-то Остап так бесстрашно поднимается на плаху; Бовдюг страстно призывает помнить о казачьем товариществе; Шило преодолевает неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь; Кукубенко перед смертью высказывает свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы»; наконец, Тарас Бульба перед лицом смерти думает только о спасении своих друзей.

Конечно, все лучшие черты казачьего товарищества проявляются в критических ситуациях, на войне, во время сражений. Тогда воины с новой силой понимают, что для них «нет уз святее товарищества». В походе против «ляхов» Тарас Бульба призывает казаков не оставлять своих пленных собратьев в беде: «Ты хочешь, видно, чтобы мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих…Что ж мы такое? Спрашиваю я всех вас? Что ж за казак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку пропасть на чужбине?»

Читайте также:  Гоголь и Украина: сочинение

Бульбу поддерживает и старейший казак Сечи, которого можно считать хранителем запорожских традиций, – Касьян Бовдюг: «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

Решив разделиться, чтобы выручить своих и из польского плена, и из татарского, казаки по-братски прощаются друг с другом. Все они «перецеловываются» друг с другом, желая товарищам ратных подвигов. Но, в то же время, запорожцы прощаются со своими собратьями: неизвестно, кого и когда они встретят вновь. Об этом же думают и атаманы, повесив свои седые головы: на что ведут они славное казачество? На подвиг или погибель?

Суть казачьего товарищества раскрывает главный герой повести – Тарас Бульба. Перед трудным боем он напоминает об этом священном для всех запорожцев понятии, чтобы поднять боевой дух войска, вдохновить его на сражение: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей…так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может. »

Таким образом, понятие казачьего товарищества основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении к православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей. Несмотря ни на что, нужно стремиться помогать своим собратьям, относиться ко всем казакам как к равным, защищать своих товарищей – собратьев по оружию.

Все казаки в повести, за исключением Андрия, соблюдают эти священные принципы. Тарас Бульба, чтящий казачье товарищество превыше всего, испытывает его законы и на себе. Его верный друг, казак Товкач, спасает героя от смерти. Он везет Бульбу, израненного и больного, домой, преодолевая множество трудностей. Когда герой начинает сопротивляться, верный друг скручивает его, бережно поправляет все перевязки, заворачивает в воловью кожу и везет домой, в Запорожскую Сечь. Привезя друга в Запорожье, Товкач месяц «неутомимо» лечил Тараса, поставив, в конце концов, того на ноги.

По дороге Товкач говорит Бульбе: «Хоть неживого, да довезу тебя! Не допущу, чтобы ляхи поглумились над твоей казацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали бы его в воду».

Да и сам Бульба до конца остался верен законам казачьего товарищества. Он погибает, не предав ни своих товарищей, ни своей отчизны, ни своей веры. Поэтому в глазах собратьев он останется героем, настоящим запорожским казаком.

Всю свою жизнь Н.В. Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях, построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом – в истории Украины периода борьбы за свою независимость.

Неслучайно, на мой взгляд, повесть «Тарас Бульба» была включена писателем в сборник «Миргород». Обаяние и притягательность героев произведения, красота и благородство их нравственных принципов, величие их патриотических взглядов – все это противопоставлялось современному миру писателя, рисуя, в то же время, идеал, к которому нужно стремиться.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / «Нет уз святее товарищества» (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).

Смотрите также по произведению “Тарас Бульба”:

Нет уз святее товарищества (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба).: сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 7 класс. Боевое товарищество Запорожской Сечи (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)

1 вариант сочинения

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело.

Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка — главные законы для запорожского казака. Каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник Тарас Бульба обращается к своим воинам: «Нет уз святее товарищества. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все Тарасове войско полегло в битве под стенами Дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».

Не страшится казак смерти, потому что не о себе думает он, а о святом долге перед землей украинской, и если суждено погибнуть, то так, как никому не доведется умирать. «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля. », — сказал перед смертью атаман Мосий Шило. «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же. красуется вечно любимая Христом Русская земля!» — проговорил, умирая, Павел Губенко.

Я уверен, что именно в товариществе секрет легендарной силы и славы могучих запорожских рыцарей, приводивших в ужас их врагов в XV—XVII столетиях и вызывающих восхищение у нас, читающих эту повесть сегодня.

2 вариант сочинения

Украина, занимая выгодное положение на торговых путях между Балтийским и Черным морями, между Западом и Востоком, с давних времен привлекала соседей. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с закабалением. Они бежали в менее заселенные степные районы Юго-восточной Украины, выражая таким образом свой протест против украинских, литовских и польских феодалов. Особенно много беглых крестьян оседало в низовьях Днепра, куда стекались, по свидетельству летописи, все, кто «не приобыкся к невольничьей службе». Так возникло казачество, о котором в «Тарасе Бульбе» прекрасно сказал Н. В. Гоголь: «Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, свободолюбие, патриотизм — вот черты характера этих людей. «Здесь были те, — пишет Гоголь, — которые дотоле червонец считали богатством». Бедняк становился не только хозяином собственной судьбы, но и нес ответственность за судьбу всего народа. Средоточием украинской казацкой вольницы стал район Запорожья.

Могучая Запорожская Сечь стала центром борьбы казачества против многочисленных врагов украинского народа. На широких степных просторах находила себе применение отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Украина перестала быть беззащитной. Было теперь кому за нее заступиться. Но именно поэтому польское панство так ненавидело Запорожскую Сечь. Польская администрация грубо попирала национальное достоинство народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Польские шляхтичи чувствовали в Украине своегосмертельного врага, огнем и мечом пытались они покорить и ополячить вольнолюбивый украинский народ.

А запорожская вольница созревала тем временем для открытой борьбы. Гоголевская Сечь тысячами нитей связана со всем украинским народом. И судьбы героев повести раскрываются в единстве с народным движением.

«Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал, — пишет Гоголь, — но в случае войны и общего движенья в восемь дней. набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы». Это была несметная сила, которую поддерживал весь народ. Воины шли отовсюду: «от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов». Одним из полков в этой армии командовал Тарас Бульба. Автор рисует Сечь «своевольной республикой», «откуда разливается воля и козачество на всю Украину». Гоголь пишет, что всякий, кто появлялся в Сечи, тотчас же забывал все дотоле его занимавшее и «с жаром фанатика предавался воле и товариществу».

Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы», в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи «о товариществе» говорит о «лучших русских витязях на Украине». Славят боевое товарищество Запорожской Сечи и Мосий Шило, и Бовдюг, и Балабан, и Степан Гуска, и многие другие «добрые козаки». «Соблюсти товарищество» — «первый долг и первая честь козака».

Автор почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести — героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни. Отстаивать свою национальную независимость и свободу «поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию. »

На страницах повести перед нами проходит целая галерея народных характеров, проникнутых глубоким патриотическим чувством, сознанием величия того дела, которому служат. Это и Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, и Бовдюг, страстно призывающий к «товариществу», и Мосий Шило, попавший в плен к туркам и затем обманувший их и вызволивший из вражеского плена своих товарищей, и Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы». О каждом из этих героев мог народ сложить вдохновенную песнь. Каждый из них обладал яркой индивидуальностью, но было и общее, что роднило их, — беззаветная преданность идеалам Сечи и родной земле.

Характеры героев раскрываются во всей своей полноте в военных сценах. Вымуштрованному, но разобщенному воинству польской шляхты, в котором каждый отвечает сам за себя, писатель противопоставляет сомкнутый, железный, проникнутый единым порывом строй запорожцев, подчеркивая слитность, общность и мощь всей запорожской рати.

Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы», — пишет Гоголь.

Читайте также:  Ноздрев и Хлестаков: сравнительная характеристика (По произведениям H. В. Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор»): сочинение

В «Тарасе Бульбе» нашла наиболее яркое отражение в русской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реального исторического деятеля, Н. В. Гоголь создал произведение искусства, в котором «раскрыл доподлинную историю народа», или, как говорил В. Г. Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

3 вариант сочинения

Гоголь с большим интересом относился к истории украинского народа, его героическому прошлому. Самое пристальное внимание у него вызывала Запорожская Сечь — укрепленный лагерь запорожских казаков. На Сечи существовали свои обычаи и порядки. Запорожцы, умелые и храбрые воины, самоотверженно боролись с врагами, турками и поляками. Превыше всего ценилась здесь дружба, чувство товарищества. Вместе они поднимали чарки за праздничным столом, вместе ходили в военные походы. Изнеженность презиралась, быт был предельно прост, без излишеств, а тем более роскоши. Запорожцы стремились продолжать традиции своих дедов и отцов. Сыновьям они с пеленок прививали чувство долга перед родиной. В итоге казаки готовы были без размышлений отдать жизнь за свою родную землю. Большинство запорожцев отличалось цельными, могучими характерами, не приемлющими двойственности.

Сечь была гнездом, откуда вылетали «все те гордые и крепкие, как львы». Был таким и Тарас Бульба, главный герой одноименной повести. Он является настоящим воплощением ратного духа запорожцев. Для него казацкая честь и свобода отчизны перевешивают даже отцовские чувства. Тарас убил своего сына-предателя, перебежавшего в стан врага. Он не нашел поступку сына оправдания, казнил его позорной смертью. Верный идеалам Запорожской Сечи, Тарас не может пренебречь ими, даже если дело касается собственного родного сына. В этом проявляется все величие его характера. Погибает от рук поляков и сам Тарас, но даже в последнюю минуту, горя на костре, он думает не о себе, а ищет спасения товарищам, попавшим в окружение.

В Тарасе Бульбе автор воплотил старинные идеалы сечевого рыцарства. Сама же Сечь предстает перед нами как вольная республика, оплот свободы и равенства. Воспитанники ее превыше всего ставят интересы народа, независимость Отчизны и готовы с честью отдать жизнь за достижение этих благородных целей.

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Цели :

· образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

· развивающие:развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;

· воспитывающие:воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

Задачи :

· придать занятию проблемно-творческий характер;

· развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма : урок -размышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Urok_literatury_7_klass.rar2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя

(истоки героизма и предательства)

«Нет уз святее товарищества»

Бывали и в других землях товарищи,

но таких, как в Русской земле,

не было таких товарищей…

Н.Гоголь, «Тарас Бульба»

  1. образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
  2. развивающие : развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
  1. воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
  1. придать занятию проблемно-творческий характер;
  2. развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма : урок -размышление

Оборудование : слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков реб

Вводное слово учителя.

– Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор? (слайд 1)

– Наш урок я назвала «Нет уз святее товарищества» (истоки героизма и предательства). (слайд 2) Давайте запишем тему в тетрадь. Как вы думаете, о чем мы с вами будем размышлять на уроке? (слайд 3) Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить Тарас Бульба по отношению к сыновьям? (Работа над карточками слабого и сильных учеников) (слайд 4)

1 учебная ситуация. Товарищество, героизм, предательство.

Проверка дом.задания. Оцениваем рисунки ребят. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова:товарищество, героизм, предательство.

Словарная работа .(слайд 5)

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Товарищество – близость, основанная на товарищеских отношениях

Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни.

Предательство – поступок предателя.

Предатель – человек, который предал, изменник.

Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

На предыдущем уроке мы с вами сравнивали поведение братьев в бою и во время пребывания в Запорожской Сечи. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?

Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)

Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)

Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть поземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей)

Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат – не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)

Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:

Как хлебный колос

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

(слайд 6) Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба».

Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему?(Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей) (слайд 6)

А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало)

А было ли жалко Тарасу? Почему?(Он думал две минуты, но потом известие о беде укрепило его в своем решении, так как товарищество для него дороже)

3 учебная ситуация. Героизм.

Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».

С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?

Исполин – великан, богатырь.. (слайд 8)

Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?( Чтобы тот поддержал словом его)

Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами? (Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут) (слайд 9)

А теперь вернемся к нашему вопросу: мог ли по-другому поступить Тарас? (Нет, он должен был наказать предателя и поддержать героя. Ведь здесь, в Запорожской Сечи , это не просто его дети, а прежде всего товарищи, братья по духу.)

Почему гибнет сам Тарас Бульба?( Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли). (слайд10)

Заключительное слово учителя.

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его – подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Рефлексия. (слайд 11)

Воюет, любит, предает,

Как подлая собака,

Сражаются, любят родину, верят,

Нет уз святее товарищества.

Д.З. (слайд 12) выучить наизусть отрывок повести на выбор «Описание степи» или «Нет уз святее товарищества». Составить план сочинения на тему «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)» или «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»?

Перечитайте отрывок из 1 главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему характеристику? Чем она важна?

Подумайте, почему Н.В.Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя? Опишите, каким вы себе представляете главного героя.

Расскажите о своем отношении к одному из героев, обоснуйте свое мнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе. Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо.

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по – новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную .

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест.

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства) .

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба&quot.

Урок соответсвует требованиям ФГОС. Осуществляются метапредметные связи.Презентацию к уроку можно скачать здесь: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/geroizm_i_patriotizm_v_povesti_nvgogolya_tara.

Технологическая карта урока( можно взять и для открытого урока).

Нет уз святее товарищества (Н.В.Гоголь)

Советская средняя школа

Совсем недавно прочитала повесть Гоголя «Тарас Бульба», и мне сразу захотелось поделиться своими впечатлениями. Объясню почему. В современном прагматичном мире иногда приходится делать неутешительные выводы о том, что из нашей жизни уходят такие понятия, как настоящая дружба, преданность, привязанность к людям, с которыми не находишься в кровном родстве. Бабушка всегда рассказывает о том, что раньше люди были добрее, доброжелательнее, доверяли и поддерживали друг дуга, не бросали в беде и всегда помогали нуждающемуся. Повесть Гоголя не только воспевает товарищество как сообщество близких не по крови, а по духу людей, но и провозглашает человеческое единение как способ выживания, единственное средство, способное пробудить в человеке потребность сплочения. Только сплотившись, люди могут противостоять всем жизненным невзгодам и превратностям судьбы.

Это произведение посвящено событиям освободительной борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Польские паны хотели навязать Украине свой язык, веру, традиции свою культуру. Многие, не в силах противостоять гнёту, принимали чужую веру и чуждые нравы. Но разве не было на Украине других людей – смелых и гордых духом? Эти люди не были сломлены под натиском польской шляхты. В этой упорной борьбе за родную землю формировались могучие характеры, поистине народные герои. Они бежали от польского гнёта на юг, в низовья Днепра. Там, за его порогами, казаки образовали укреплённый лагерь и стали называть себя запорожскими казаками. Свой лагерь они разбили внутри так называемой «засеки» – то есть вырубленного леса. Засека, по-украински «сечь», поэтому лагерь стал называться Запорожской Сечью. Одним из запорожских казаков был Тарас Бульба. Тарас – настоящий казак. Этот герой – воплощение свободного духа казачества как особой касты людей. Тарас суров, решителен в поступках. Он видит смысл своей жизни в сражениях, битвах за родную землю. Считал своим священным долгом служить отчизне, защищать свободу своей страны, хранить целостность своей родины. Ему была больше по душе простая жизнь казаков. Тарас перессорился со всеми своими товарищами, которые приняли обычаи поляков. Он считал себя законным защитником православия. Готов был отдать свою жизнь во славу своей религии. Своих сыновей Тарас воспитывал по своему подобию. Он хотел видеть в них своё продолжение. Конечно, он не сомневался, что каждый из них со временем станет настоящим воином, достойным сыном своей земли. Их место он видел только на Запорожской Сечи. Ведь именно здесь воспитывались сильные и мощные характеры. И сейчас, на склоне лет, Тарас он испытывал законную гордость, глядя на своих сыновей, видя в них настоящих мужчин.

Но с малых лет он всё-таки прежде всего решил дать им образование и отправил учиться в Киевскую бурсу (академию). Уже там проявились характеры обоих сыновей. Старший, Остап, долго привыкал к новым условиям. Он учился с небрежностью, учёба навевала на него скуку, уныние. Она подавляла его вольную натуру. Остап отличался непокорным, бунтарским характером. И это неудивительно: в нём жила вольная казачья душа. Он всегда мечтал быть воином. В Остапе кипела жажда подвига. Поэтому только угроза отца отлучить его от Запорожской Сечи заставила его учиться прилежнее. Его привлекали действия, где можно было проявить свою отвагу, мужество, свои лидерские качества.

И это вполне объяснимо. Ведь перед ним был пример его отца. Остап обладал непокорным, дерзким, прямолинейным характером. Он никогда не сваливал вину со своих плеч, не предавал друзей. Никогда не прощал обиды, даже родному отцу. Под суровой внешностью скрывалась чувственная натура: в минуту отъезда из родительского дома он был тронут слезами своей матери.

В жизни и в бою Остап руководствовался разумом, имел холодную голову. Он с детства усвоил заповеди отца: преданность своей родине, решительность, стойкость. Тарас считал, что нет лучшей науки для молодого человека, чем

Запорожская Сечь. Именно здесь куются могучие характеры. Остап и стал воплощением такого могучего характера. Он отдал жизнь во славу Отчизны, во славу воинского братства, которому был верен до конца своей недолгой жизни. Мучительные пытки врагов не заставили его издать мольбы о пощаде. Остап жил с достоинством и погиб с честью.

Другой сын Тараса, Андрий, тоже был добрый казак. Во время учёбы он быстро приспособился к новым обстоятельствам. Учился охотно и без напряжения. В кругу учёной братии был несколько, скрытен. С лёгкостью увиливал от наказания. В жизни руководствовался чувством, голосом сердца. За время учёбы влюбился в прекрасную полячку. Ради её любви предал родину, товарищей, свой сыновний долг. Погиб бесславной смертью от руки своего отца. Так поплатился за измену родине и ратному делу. Последними словами, которые он услышал, был приговор отца: «Я тебя породил, я тебя и убью». Он погиб с именем любимой на устах.

Но вернёмся к Тарасу. Перед битвой с поляками Тарас произнёс свой знаменитый монолог: «Нет уз святее товарищества!» В нём он воспел воинское братство, любовь к родной земле. Крепкое, нерушимое воинское братство основано на крепкой, спаянной дружбе, на преданности своим традициям и обычаям, на честности и открытости, на верности своему долгу перед родиной. Никакая сила не могла разрушить это монолитное, закалённое в битвах товарищество!

Когда Тарас попал во вражеские сети, он смело смотрел смерти в глаза. В момент гибели Тарас не был сломлен. Прибитый гвоздями к могучему дереву, он не замечал, как пламя уже подбиралось к его ногам. Но разве найдётся такой огонь, который пересилил бы казацкую силу? Он смотрел в ту сторону, где отстреливались казаки. Собрав остаток сил, крикнул им старый вояка, чтобы сделали правильный манёвр. И в умирающих глазах вспыхнул радостный огонёк оттого, что его услышали свои…

Тарас погиб смертью героя. Но всегда будет жить этот образ, несущий в наш мир пример беззаветного служения своей родной земле. В характере Тараса Бульбы меня привлекает сила его духа, мужество, стойкость перед лицом врага, преданность и верность своим традициям, своим товарищам, своей стране.

Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба Гоголя

Тема героизма, мужества и великой силы русского патриотизма звучит в обращении атамана казаков к товарищам перед решающей и страшной битвой.

Речь Тараса Бульбы о товариществе – это призыв, проникающий глубоко в душу каждого слушателя.

Цитата:

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.

Всё взяли бусурманы, всё пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!

Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества!

Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному – помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!

Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а. .

– Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать.

Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Речь Тараса Бульбы о товариществе – видео

Анализ речи Тараса Бульбы

Обращение Тараса Бульбы к друзьям

Речь мудрого и опытного запорожца призывает мужчин к настоящему чувству, которым славится казачество, – товарищество. Понятие мужской дружбы – основа всей речи.

Что пытается донести до казаков Бульба:

«…в какой чести была земля наша…» у предков;

«…подали мы, товарищи, руку на братство!»;

«…вот на чем стоит наше товарищество!».

Понять дружбу казачью можно, только разобравшись в сути запорожского товарищества.

Чувства высоких слов

Тарас сравнивает святые узы товарищества с чувствами семьи: матери, отца и детей. Родители любят своего ребенка, он ценит тех, кто подарил жизнь. Любить с открытой русской душой не способен другой человек. Он любит разумом, душой, телом, всем, чем одарил человека Бог. На истинности взаимоотношений держится Русь, отчая земля. Символом ее для казачества является Запорожская Сечь.

Казаки умеют не только воевать, верить, любить, но и умирать. Такой силы и натуры нет у других наций. Тарас сравнивает их с мышами, тихими, скрытными и мелкими, пугающимися, прячущимися в норах. Товарищей верных, как на Руси, не было, нет и не будет.

Цель обращения Тараса

Бульба призывает к смелости, мужеству. Атаман выступает перед друзьями, чтобы поднять боевой дух. Он хочет, чтобы его соратники приняли смерть достойно. Бульба понимает – гибель рядом, но унывать нельзя. Русская душа настолько сильна, что умирать нужно красиво. В смерти раскрывается все величие русской натуры. Мудрый казак достигает своей цели. Его слова глубоко проникают в каждого.

Героизм проснулся, заговорил, и запорожцы стали биться с огромной самоотверженностью, взаимовыручкой, проявляя настоящее товарищество, о котором говорил Тарас.

Ссылка на основную публикацию
×
×