«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники: сочинение

Сочинение Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов.

В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Например, вот один из них, губернатор, по описанию Гоголя, ни толст, ни тонок, и говорили даже, что он был представлен звезде. А представлен он к этой звезде не за заслуги перед Родиной. Автор иронизируя разоблачает все образы чиновников, так скажем высмеивает их.

Также, с иронией, Гоголь рассказывает и о почтмейстере – серьезном и молчаливом мужчине, описывает его, как низкого человека, но остряка. Низкий – он имеет ввиду рост. Еще почтмейстер очень любил играть в карты, и это одно из его самых любимых увлечений.

Из поэмы ясно, что чиновники не особо то и думают о делах государства. Они живут на широкую ногу, радуют себя вкусными обедами, развлекаются. Также Гоголь с сарказмом говорил об их умственных способностях, для него они были, как более ли менее просвещенные в своих делах.

Люди, которые властвовали, даже не думали о своем государстве и о людях, они только набивали свои карманы, обворовывали казну и простой народ.

Одним из главных персонажей в произведении был высокопоставленный чиновник по фамилии Чичиков. Павел Иванович был полноват, но приятной внешности. Этот персонаж неоднозначен. Нельзя про него сказать, что он отрицательный герой поэмы. В нем есть ряд и положительны качеств. Он весьма аккуратен, опрятен, следит за своим здоровьем, также может сострадать человеку и подать милостыню. Но тем не менее это лицемерный человек, он обманывает и берет взятки.

В своей поэме гоголь показывает чиновников, как лживых, корыстных людей, которые склоны к аферам, лишь бы с этого им была выгода. Они пустые люди, и их жажда набить свои карманы, одновременно и злит, и смешит. Их злоупотребление выглядит нелепо.

Чиновничество-это некое уродливо общество, и оно еще читается и основой, на котором оно держится. В тот момент, пока губернатор и его общество считает Чичикова богачем, то и остальные чиновники относятся к нему соответственно. И если губернатор дал добро, то и любой человек из чиновничества немедля оформит все необходимые документы товарищу Чичикову за определенную взятку, ведь рука чиновничья уже просто привыкла ее брать.

Также, в одном эпизоде появляется еще один чиновник по имени Иван Антонович, Гоголь назвал его даже не человеком, а винтиком механизма этой государственной машины, абсолютно бездушным.

Гоголь высмеивает это ничтожное общество, как они покрывают все махинации, чтобы не раскрылась правда, чтобы их не разоблачили. Это общество из одних бюрократов, которые полностью погружены в преступную деятельность.

Наверное, простому честному человеку не понятны и не приемлемы все грязные действия чиновников. Честный человек привык зарабатывать на все своим трудом, не погружаясь в эту грязь. Но, увы, среди чиновников таких людей нет и быть не может. Чиновникам нравится их «деятельность», их поведение. Ведь именно такое поведение помогает им набить свои карманы еще толще и сделать свои животы еще шире.

2 вариант

В своём произведении Гоголь сатирически изображает мир чиновников, их бездуховность. Именно людей, обличённых властью и богатством, автор называет «мёртвыми душами», а не ушедших из жизни крестьян. Чиновники занимают особое положение в обществе, но их мало волнуют государственные дела и нужды людей, они заботятся только о своём благополучии. Всех их объединяет продажность и взяточничество. Во всех государственных заведениях попираются законы, процветает кумовство, казнокрадство. Даже такому аферисту, как Чичикову, знакомому с закулисной жизнью бюрократического аппарата, приходится давать взятки. Все чиновники губернского города связаны единой преступной деятельностью, за которой следит полицмейстер. Сбор взяток – хорошо поставленное дело, местное чиновничество в нём преуспевает.

Собакевич всех городских чиновников называет «мошенниками». Они забыли о своих должностных обязанностях. Некоторые из них вообще не считают обязательным ходить на службу. Так, например, Собакевич нелестно отзывается о прокуроре, как о праздном человеке, который сидит дома, а работает за него стряпчий. Про инспектора врачебной управы, помещик говорит, что он во время работы играет где-нибудь в карты. Интересы у государственных служащих крайне ограниченные. Их любимыми занятиями являются балы, сплетни и застолья с разнообразной едой и алкогольными напитками на любой вкус. Провинциальные бюрократы в поэме показаны пустыми людьми, не блещущими умом и образованностью, почти ничего не читающими. Чиновники равнодушны к русской культуре, чураются родного языка, зато любят использовать в своей речи иностранные слова и выражения. Они представляют собой невежественное и морально убогое общество.

Чичиков, хорошо знающий мир чиновников, подкупает их своей лестью, умением говорить то, что они хотят от него услышать. Городские служители закона не смогли поначалу разглядеть в нём истинного лица, принимая мошенника за состоятельного господина, помещика, высокого государственного деятеля, даже – за Наполеона. Чичиков есть – один из них, представитель безнравственного общества. Он с детства усвоил уроки успешного человека в жизни. Для этого надо всего лишь уметь угождать нужным людям. Обладая такими качествами, Чичиков смог неплохо продвинуться по служебной лестнице, но его подвела чрезмерная жадность.

Деградация государственного устройства наблюдается не только в провинции, но и в высших эшелонах государственной власти. Автор показывает это на примере капитана Копейкина. Герой Отечественной войны 1812 года, ставший инвалидом в сражениях за Родину, обращается за помощью к государственным властям. Человека, приехавшего в столицу из провинции, удивляет её непомерная роскошь. Вместе с тем, судьба покалеченного войной капитана, настоящего патриота страны, глубоко безразлична бездушному миру чиновников. Они постоянно переносят рассмотрение его просьбы на более поздние сроки. В итоге, Копейкина увозят из государственного учреждения неизвестно куда. Дальнейшая участь капитана неизвестна.

Автор своим произведением показывает, что чрезмерная жажда к обогащению убивает в человеке все его лучшие качества. Свои потенциальные возможности он не может реализовать в жизни без нравственной основы. Развитие страны невозможно без понимания чиновничьим аппаратом своего предназначения в жизни, долга и ответственности перед народом.

Сочинение Образы чиновников в «Мёртвых душах»

В произведении «Мёртвые души» нет конкретных примеров служителей государства, но в нём отражены быт и черты служителей. Образы чиновников конкретного города прослеживаются с начала повествования сюжета. Если Чичиков отправляется к конкретному чиновнику, поэтому он знакомит читателя с этой личностью.

Чичиков льстит людям, поэтому у него складываются с ними замечательные взаимоотношения, всё показано в обычном виде. В мире чиновников пышность граничит с роскошью, пошлостью, пафосом и фарсом. Жилище губернатора в обед был шикарно украшено, что ослепляло глаза людей, а представительницы прекрасного пола были одеты в замечательные наряды.

Чиновники в конкретном городе подразделялись на два типа: первые были тонкими и ходили за дамами, пытаясь заманить их плоскими ароматами. Служащие другого типа походили на самого Чичикова: плотного телосложения, с упитанными рябыми физиономиями и приглаженными волосами, они смотрели по сторонам, стараясь рассмотреть прибыльную работу.

Каждый мужчина старался доставить неприятности другому человеку. Порой такие события происходили из-за дам, но устраивать дуэли по этой причине никто не желал. При приёме пищи они не показывали эмоций, что всё события обыденны, рассматривали «Московские вести», собак, Карамзина, изысканные блюда, рассказы о служащих разных структур.

При обзоре прокурора автор объединяет разные черты: «был нормального телосложения, имел на шее Анну, рассказывали, что был удостоен высшей награды; он был добрый человек и занимался творчеством…». Отмечаем, что ничего не сказано, что служитель закона получил достойную награду – орден Святой Анны, который дают за «любовь к правде и чистоте» и заслуги в конкретной должности. Ведь о боях в эпизодах ничего не написано, где отмечали приличные качества.

Читайте также:  Человек и природа (По балладе И. В. Гете Лесной царь): сочинение

В центре внимания отмечаем, что прокурор занимался творчеством, а не своей должностью. Собакевич плохо рассказывал о служителе закона, что он любит веселье, поэтому находится дома. Все обязанности за него выполняет стряпчий, который любит деньги. О порядке не приходится говорить, так как человек, компетентные в данном деле, занимает должность. Назначенное лицо занимается обычным рукоделием.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для создания сочинения, чтобы понимать образы и характеры конкретных помещиков в произведении «Мёртвые души».

Также читают:

Картинка к сочинению Чиновники в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.

В басне Иван Андреевич рассказывает о диалоге двух животных, в котором медведь указал обезьяне о невежестве подчеркивать недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему-то видела минусы всех знакомых

Мне очень нравится финал этого произведения. Я считаю, что это написано (и придумано) очень изящно. Здорово просто! Шариков возвращается к своему собачьему состоянию. То есть человек (и очень гадкий) просто пропадает

“Мертвые души” – это не только помещики и чиновники

” Мертвые души ” – это не только помещики и чиновники, это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга . Однако их объединяет пустота и никчемность,

Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, “нет ни одного утешительного явления… и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет”. И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: “Какой приятный и добрый человек”, то завершается она “прорехой

Но герои “Мертвых душ” не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, “владельцы товара”, решают, как поступить с “мертвыми душами”; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.

Чиновники губернского города, по словам Собакевича: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы”. Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком “индивидуальности” становится бородавка . В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое.

Но над этим сборищем “небокоптителей” возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом.

Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в “замашистом, бойком” русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает.

Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека. Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она – воплощение Божественного начала в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника.

В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”.

Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир “идеальный” – мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собак ев ича, Ноздрева, Коробочки.

В нем есть души – бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы – лирика.

Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав “Мертвые души” поэмой. На страницах поэмы крестьяне изображоры далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит всегда с собой какой-то особенный запах”.

Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке.

Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?”

Сочинение: Образы помещиков в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(568 слов) Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.

Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:

«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».

Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.

После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».

Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.

Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.

Читайте также:  Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя: сочинение

После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.

Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:

«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха. ».

Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.

Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.

Если Вам не подошло это краткое сочинение-рассуждение, воспользуйтесь его аналогом.

««Мертвые души» — это не только помещики и чиновники»

«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга (они даже сопоставлены по контрасту: сентиментальный Манилов и кулак Собакевич, домовитая Коробочка и безалаберный «исторический человек» Ноздрев). Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России.

Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Дело не в том, конечно, что кто-то из них лучше или хуже, а в том, что одна пошлость сменяет другую, что, по словам Гоголя, «нет ни одного утешительного явления… и что по прочтении всей книги кажется, как бы точно вышел из какого-то душного погреба на божий свет». И если галерея помещиков открывается Маниловым, о котором хотя бы в первую минуту можно сказать: «Какой приятный и добрый человек», то завершается она «прорехой на человечестве» Плюшкиным. Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.

Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»). В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом.

Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека. Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело».

Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» – мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собак ев ича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой. На страницах поэмы крестьяне изображоры далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке.

Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Помещики в «Мертвых душах» сочинение

Автор: Guru · 27.03.2017

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников

Поэма «Мертвые души» — одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки. Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился. Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства. Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова. Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие. Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова. Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Ноздрева и Плюшкина (по поэме Мертвые души): сочинение

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян. Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской. Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

Галерею образов помещиков в поэме «Мертвые души» замыкает скряга Плюшкин (образ Плюшкина), который воплощает крайнюю деградацию человеческого существа: «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — пишет автор. Гоголь. Помещик сгубил все заработанное добро, прогнал детей и заморил голодом и нищетой крестьян. С такими людьми России грозит падение в пропасть.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит. Уездные чиновники города N думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия. Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Новый тип человека, который представляет в поэме Чичиков (образ Чичикова), едва ли лучше старых. Будучи разорившимся дворянином, он вынужден зарабатывать на жизнь мошенничеством. «Справедливее всего, — пишет Гоголь, — назвать его хозяин-приобретатель». Жизненное кредо Чичикова — беречь копейку. Поэтому герой зарабатывает всеми возможными способами, не брезгуя преступлением. Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, чтобы доказать, что России с ним не по пути.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее. Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что. Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Сочинение: Чиновники в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Великий патриот земли русской, Н. В. Гоголь в своей гениаль­ной поэме с большой смелостью и мастерством обличал крепостничество. Вместе с помещиками-уродами он вывел на «всенарод­ные очи» крепостническое чиновничество всех рангов.

Какими же качествами наделил писатель эту группу героев? Какая мысль посредством всестороннего показа «служителей Фе­миды» утверждается в поэме?

Жизнь всех без исключения чиновников можно назвать беспо­лезным существованием, потому что они никому никогда не сде­лали добра.

Единственной их заботой было собственное благополучие, Ради того чтобы иметь ярко освещенный, богатый дом, хороший вы­езд, чтобы изысканно и много есть и пить, они готовы на любое преступление. Самая заветная мечта чиновников — «добыть хлеб­ное местечко».
[sms]

Народные нужды мало тревожили чиновников. Это хорошо показано при помощи замечаний «жрецов Фемиды» об истории с капитаном Копейкиным. И почтмейстер, рассказывающий пе­чальную повесть, и слушающие ее считают нормальным явлением то, что генерал-аншеф не только равнодушно отказал в матери­альной помощи инвалиду, бывшему защитнику родины, но и в от­вет на повторную просьбу капитана ответил: «Извините. мне не­когда. .. меня ждут дела, важнее ваших».

Бездушные чиновники раскрываются при помощи насмешли­вого замечания писателя о смерти прокурора. Когда прокурор умер, тогда только узнали, что «у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».

Стремление к личной выгоде объединяло всех чиновников в одну семью. Полюбовно и согласно решались все дела. Иногда писарям поручалось брать взятки, которые потом делились сооб­разно с чином. После совершения купчей крепости всей семьей двинулись закусить к полицмейстеру. И хотя между чиновниками постоянно были какие-то мелкие дрязги, в минуту опасности бы­стро воцарялось единодушие.

Обращались они друг с другом по-свойски: «Любезный друг Илья Ильич!», «Послушай, брат, Антипатор Захарьевич!», «Ты за­врался, мамочка, Иван Григорьевич».

Все члены этого многочисленного семейства считали, что служ­ба — только средство обогащения, поэтому они не останавлива­лись ни перед какими злоупотреблениями властью.

Все чиновники: «низкие», «тонкие», «толстые» — система­тические брали взятки. Это считалось настолько обычным делом, что Иван Антонович не постеснялся упрекнуть Чичикова в том, что тот «крестьян накупил на сто тысяч, а за труды дал только бе­ленькую».

Запускают руку чиновники и в государственную казну, как в собственный карман. За шесть лет строившееся казенное здание не могло подняться выше фундамента, зато у каждого члена ко­миссии за это время выросло по дому.

Мелочное существование приводило к умственной ограничен­ности.

В авторской характеристике рассказывается о вопиющем неве­жестве чиновников. Образованность председателя палаты заключа­ется в том, что он знал наизусть «Людмилу» Жуковского, почтмей­стера — в знакомстве с двумя книгами, а «прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Москов­ские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

Иронизируя над неумными разговорами чиновников, автор пишет: «Мужчи­ны почтенныхлет, между которыми сидел Чичиков, спорили гром­ко, заедая дельное слово рыбой или говядиной». Собакевич на­зывает председателя «таким дураком, какого свет не производил». Интересы чиновников крайне низменны. Особенно сильно занимает их еда и выпивка. Это показано посредством живых кар­тин многочисленных вечеринок, обедов, закусок, где каждый об­наруживает свой характер, «налегая кто на икру, кто не семгу, кто на сыр». А тостам обычно «не было конца».

Выразительно изображает писатель и другую страсть чиновни­ков — самозабвенную игру в карты: «Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда, наконец, предаются занятию дельному». Игра в карты была единственным умственным занятием чиновников. Почтмейстер, «взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию».

Большое оживление в однообразную жизнь чиновников могут внести сведения о приобретениях. О покупке Чичикова «пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян». Чичиков получил множество советов: кого взять в уп­равляющие, какдержать крестьян в повиновении. Одни считают, что помещик должен лично «гонять их за всякий вздор», а где сле­дует, давать «зуботычину или подзатыльник». Другие полагают, что надо нанять управителя, а иные, опасаясь бунта во время пересе­ления, предлагают конвой.

Равнодушные к страданиям народа, чиновники испытывают животный страх, если что-то угрожает их сытой, беспечной жиз­ни. Вот почему распространение слухов о покупке Чичиковым мертвых душ в то время, когда был назначен новый генерал-гу­бернатор, вызвало панику среди «жрецов Фемиды». Каждый вспомнил свои грехи. От переживания все похудели, а прокурор даже умер со страху.

Трудно перечесть все «достоинства», которыми обладали чи­новники. Но и сказанного достаточно, чтобы дать им общую оценку. Чиновники — такие же мертвые души, как и помещики. Вмес­те с помещиками они составляют враждебную силу, мешающую развитию страны. Разоблачая помещиков и чиновников, Гоголь показал гнилость и обреченность крепостнической государствен­ной системы. Все враждебное народу не имеет будущего, обречено на гибель.[/sms]

Ссылка на основную публикацию
×
×