ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ РЕВИЗОР И В ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Изображение чиновников в «Мертвых душах» и «Ревизоре» — Сочинение

Мотив неприятия современного образа жизни довольно явно прослеживается во всех произведениях Гоголя. Это и «Тарас Бульба» вместе со «Старосветскими помещиками», где Гоголь обращается к романтизму, как к методу, для того, чтобы на контрасте с прошлым показать всю мелочность и пустоту нынешней жизни. Это и Петербургские повести, где этот мотив настолько явен и силен, что о нем даже особого смысла писать. Это, наконец, и главные (по мнению многих) произведения Гоголя — Мертвые души и Ревизор. Там современную жизнь олицетворяет чиновническое сословие. О нем и пойдет наш разговор.

В Ревизоре чиновники — главные действующие лица, на которых акцентирована вся сатира Гоголя. В «Мертвых душах» несколько иначе. Несмотря на то, что поэма в основном акцентирует свое внимание на помещиках, а не на чиновниках, они, начиная с седьмой главы начинают играть в произведении важную роль, которую нужно понимать, если мы хотим постигнуть весь сложный смысл произведения.

Начнем, пожалуй, с «Ревизора», так как это произведение было написано Гоголем во время написания первого тома «Мертвых душ», и понимание образа чиновников в «Ревизоре» помогают пониманию образа чиновников в «Мертвых душах». Чудо и гениальность комедии, по моему мнению, состоит в том, что Гоголь изобразил образ каждого отдельного помещика так, что тот не теряет свою индивидуальность, но, вместе с тем, представляет из себя часть этого, нелюбимого Гоголем сословия.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

У каждого чиновника есть свои отличительные черты и особенности. Антон Антонович, например, не упускает того, что «плывет в руки», хитер, любит присвоить казенные деньги, как случилось со строящейся церковью. Он — одно из главных лиц той философии, которую отрицает Николай Васильевич. Она время от времени проявляется в его фразах в разговорах с другими чиновниками.

Городничий — мошенник, взяточник, который боится только одного — начальства. Поэтому он так и обезумел, когда узнал о приезде ревизора. Страх перед наказанием затмил ему и другим чиновникам разум. Да так, что они Хлестакова, мелкого врунишку приняли за значительного человека.

Не отстают от городничего и другие «отцы города». Судья Ляпкин-Тяпкин — любитель псовой охоты. Берет взятки исключительно «борзыми щенками». Среди других чиновников слывет вольнодумцем, так как «прочел пять или шесть книг» (чувствуется гоголевская ирония). Боится меньше остальных, так как спокоен за то, что в его суд никто и не заглянет. Артемий Филиппович Земляника — «свинья в ермолке», попечитель богоугодных заведений, который держит врача-немца, который ничего не понимает по-русски.

Алогизмы вообще часто встречаются в произведении. Земляника, в конечном итоге, сдает всех своих товарищей Хлестакову, обнажив свою натуру. Лука Лукич Хлопов — человек донельзя глупый и пустой. Является попечителем учебных заведений и вечно жалуется на учителей. Наконец, почтмейстер Шпекин, который проводит досуг, вскрывая чужие письма и читая их. В конечном итоге, эта его «особенность» и раскрывает Хлестакова.

Притом, Шпекин даже не понимает, что совершает нехороший поступок, а боится только того, что вскрывает письма высокопоставленных людей. Несмотря на различия этих людей, они все являются частью некого единого целого. Они все — бездельники и совершенно не заботятся о вверенных им людях. И если опустить всю комичность, то становится действительно страшно.

Что касается, поэмы Гоголя, то тут чиновникам уделена 1-ая глава, а также все следующие за 7-й. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта поразительно точна и выразительна. Он рисует эту действительность поразительно лапидарно, нанося лишь некие «штрихи», по типу вышивающего губернатора и прокурора, о котором нельзя сказать ничего, помимо его бровей. Примечательно также другое.

Николай Васильевич в поэме проводит некую классификацию чиновников. В частности, в первой главе, при описании бала присутствуют «тонкие» и «толстые». Соответственно «толстые» — верхушка, уже в летах, остепенившаяся, извлекающая пользу из своего положения, а «тонкие» — люди молодые, импульсивные. В 7-й главе описана канцелярия, где присутствуют так называемые «низшие» — писари, единственное занятие которых — подслушивать разные истории.

Собакевич дает чиновникам довольно злую, но точную характеристику: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Все чиновники бездельничают, мошенничают, крадут, обижают слабых и трепещут перед сильными. Все они — безликая масса, подобная «эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада».

Примечательно их поведение после раскрытия аферы Чичикова и вообще их к нему отношение. Чичиков, мастер общения, сумел, посредством лести расположить к себе каждого из них. А затем, когда его план, из-за Ноздрева раскрылся, чиновники поначалу не верят, а затем начинают боятся за себя и свое место. Да так, что прокурор умирает. После чего и обнаруживается, что у него есть душа. Гоголевская ирония, как всегда ощущается.

Но по-настоящему не по себе становится, когда читаешь «повесть о капитане Копейкине». Ее непринужденный стиль изложения напрямую контрастирует с ее сутью. Человек, приливавший кровь за свое отечество не может получить помощь. Даже самой элементарной. И этому виной чиновники — самые разнообразные. Начиная от губернского секретаря, заканчивая высшим петербургским сановником. Все они холодны к чужому несчастью и судьбе своего государства.

Подводя итоги вышесказанного, мы понимаем, что чиновничество в обоих олицетворяет все то, с чем борется Николай Васильевич. А именно — бесцельность существования, глупость, духовную пустоту и беспредел по отношению к людям. Именно этим и объясняются безликие их образы.

Сочинение: Изображение чиновников в комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души”

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ “РЕВИЗОР” И В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”.

Гоголь признавался, что в “Ревизоре” он. решил “собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости”. В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл.

Передовые круги восприняли “Ревизора” как грозное обвинение николаевской России. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной России. Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф – “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” – обобщающий, обличительный смысл “Ревизора”.

Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”, есть только, часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, “сосульку”, “тряпку” за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он “не платит и не едет”. Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков “свой”, то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела).

Все чиновники – порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин- Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу. Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские – вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме.

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. “Ревизор” и сейчас не сходит со сцен наших театров. Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму “Мертвые души”, которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с “мертвыми душами”. Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны – мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой – приходящая ей на смену “Россия Чичиковых”.

“Россия Чичиковых” в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: “Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой”. Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что ке отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество – это та же черта: жажда наживы.

Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность – только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: “Идеал города – это пустота. Сплетни, перешедшие пределы”. Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против “потрясающей тины мелочей”. Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в “Мертвых душах” Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. “Не по чину берешь” – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно “пошлость всего в целом”, а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. “Потрясающая тина мелочей”, как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека.

Трагична развязка в “Ревизоре” и “Мертвых душах”, потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя – это символический, “сборный город всей темной стороны”. И все же, здесь есть светлое явление. Это смех. По моему мнению, смех должен вылечить душу.

Сочинение Чиновники в поэме Мертвые души Гоголя

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов.

В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Например, вот один из них, губернатор, по описанию Гоголя, ни толст, ни тонок, и говорили даже, что он был представлен звезде. А представлен он к этой звезде не за заслуги перед Родиной. Автор иронизируя разоблачает все образы чиновников, так скажем высмеивает их.

Также, с иронией, Гоголь рассказывает и о почтмейстере – серьезном и молчаливом мужчине, описывает его, как низкого человека, но остряка. Низкий – он имеет ввиду рост. Еще почтмейстер очень любил играть в карты, и это одно из его самых любимых увлечений.

Из поэмы ясно, что чиновники не особо то и думают о делах государства. Они живут на широкую ногу, радуют себя вкусными обедами, развлекаются. Также Гоголь с сарказмом говорил об их умственных способностях, для него они были, как более ли менее просвещенные в своих делах.

Люди, которые властвовали, даже не думали о своем государстве и о людях, они только набивали свои карманы, обворовывали казну и простой народ.

Одним из главных персонажей в произведении был высокопоставленный чиновник по фамилии Чичиков. Павел Иванович был полноват, но приятной внешности. Этот персонаж неоднозначен. Нельзя про него сказать, что он отрицательный герой поэмы. В нем есть ряд и положительны качеств. Он весьма аккуратен, опрятен, следит за своим здоровьем, также может сострадать человеку и подать милостыню. Но тем не менее это лицемерный человек, он обманывает и берет взятки.

В своей поэме гоголь показывает чиновников, как лживых, корыстных людей, которые склоны к аферам, лишь бы с этого им была выгода. Они пустые люди, и их жажда набить свои карманы, одновременно и злит, и смешит. Их злоупотребление выглядит нелепо.

Чиновничество-это некое уродливо общество, и оно еще читается и основой, на котором оно держится. В тот момент, пока губернатор и его общество считает Чичикова богачем, то и остальные чиновники относятся к нему соответственно. И если губернатор дал добро, то и любой человек из чиновничества немедля оформит все необходимые документы товарищу Чичикову за определенную взятку, ведь рука чиновничья уже просто привыкла ее брать.

Также, в одном эпизоде появляется еще один чиновник по имени Иван Антонович, Гоголь назвал его даже не человеком, а винтиком механизма этой государственной машины, абсолютно бездушным.

Гоголь высмеивает это ничтожное общество, как они покрывают все махинации, чтобы не раскрылась правда, чтобы их не разоблачили. Это общество из одних бюрократов, которые полностью погружены в преступную деятельность.

Наверное, простому честному человеку не понятны и не приемлемы все грязные действия чиновников. Честный человек привык зарабатывать на все своим трудом, не погружаясь в эту грязь. Но, увы, среди чиновников таких людей нет и быть не может. Чиновникам нравится их «деятельность», их поведение. Ведь именно такое поведение помогает им набить свои карманы еще толще и сделать свои животы еще шире.

2 вариант

В своём произведении Гоголь сатирически изображает мир чиновников, их бездуховность. Именно людей, обличённых властью и богатством, автор называет «мёртвыми душами», а не ушедших из жизни крестьян. Чиновники занимают особое положение в обществе, но их мало волнуют государственные дела и нужды людей, они заботятся только о своём благополучии. Всех их объединяет продажность и взяточничество. Во всех государственных заведениях попираются законы, процветает кумовство, казнокрадство. Даже такому аферисту, как Чичикову, знакомому с закулисной жизнью бюрократического аппарата, приходится давать взятки. Все чиновники губернского города связаны единой преступной деятельностью, за которой следит полицмейстер. Сбор взяток – хорошо поставленное дело, местное чиновничество в нём преуспевает.

Собакевич всех городских чиновников называет «мошенниками». Они забыли о своих должностных обязанностях. Некоторые из них вообще не считают обязательным ходить на службу. Так, например, Собакевич нелестно отзывается о прокуроре, как о праздном человеке, который сидит дома, а работает за него стряпчий. Про инспектора врачебной управы, помещик говорит, что он во время работы играет где-нибудь в карты. Интересы у государственных служащих крайне ограниченные. Их любимыми занятиями являются балы, сплетни и застолья с разнообразной едой и алкогольными напитками на любой вкус. Провинциальные бюрократы в поэме показаны пустыми людьми, не блещущими умом и образованностью, почти ничего не читающими. Чиновники равнодушны к русской культуре, чураются родного языка, зато любят использовать в своей речи иностранные слова и выражения. Они представляют собой невежественное и морально убогое общество.

Чичиков, хорошо знающий мир чиновников, подкупает их своей лестью, умением говорить то, что они хотят от него услышать. Городские служители закона не смогли поначалу разглядеть в нём истинного лица, принимая мошенника за состоятельного господина, помещика, высокого государственного деятеля, даже – за Наполеона. Чичиков есть – один из них, представитель безнравственного общества. Он с детства усвоил уроки успешного человека в жизни. Для этого надо всего лишь уметь угождать нужным людям. Обладая такими качествами, Чичиков смог неплохо продвинуться по служебной лестнице, но его подвела чрезмерная жадность.

Деградация государственного устройства наблюдается не только в провинции, но и в высших эшелонах государственной власти. Автор показывает это на примере капитана Копейкина. Герой Отечественной войны 1812 года, ставший инвалидом в сражениях за Родину, обращается за помощью к государственным властям. Человека, приехавшего в столицу из провинции, удивляет её непомерная роскошь. Вместе с тем, судьба покалеченного войной капитана, настоящего патриота страны, глубоко безразлична бездушному миру чиновников. Они постоянно переносят рассмотрение его просьбы на более поздние сроки. В итоге, Копейкина увозят из государственного учреждения неизвестно куда. Дальнейшая участь капитана неизвестна.

Автор своим произведением показывает, что чрезмерная жажда к обогащению убивает в человеке все его лучшие качества. Свои потенциальные возможности он не может реализовать в жизни без нравственной основы. Развитие страны невозможно без понимания чиновничьим аппаратом своего предназначения в жизни, долга и ответственности перед народом.

Сочинение Образы чиновников в «Мёртвых душах»

В произведении «Мёртвые души» нет конкретных примеров служителей государства, но в нём отражены быт и черты служителей. Образы чиновников конкретного города прослеживаются с начала повествования сюжета. Если Чичиков отправляется к конкретному чиновнику, поэтому он знакомит читателя с этой личностью.

Чичиков льстит людям, поэтому у него складываются с ними замечательные взаимоотношения, всё показано в обычном виде. В мире чиновников пышность граничит с роскошью, пошлостью, пафосом и фарсом. Жилище губернатора в обед был шикарно украшено, что ослепляло глаза людей, а представительницы прекрасного пола были одеты в замечательные наряды.

Чиновники в конкретном городе подразделялись на два типа: первые были тонкими и ходили за дамами, пытаясь заманить их плоскими ароматами. Служащие другого типа походили на самого Чичикова: плотного телосложения, с упитанными рябыми физиономиями и приглаженными волосами, они смотрели по сторонам, стараясь рассмотреть прибыльную работу.

Каждый мужчина старался доставить неприятности другому человеку. Порой такие события происходили из-за дам, но устраивать дуэли по этой причине никто не желал. При приёме пищи они не показывали эмоций, что всё события обыденны, рассматривали «Московские вести», собак, Карамзина, изысканные блюда, рассказы о служащих разных структур.

При обзоре прокурора автор объединяет разные черты: «был нормального телосложения, имел на шее Анну, рассказывали, что был удостоен высшей награды; он был добрый человек и занимался творчеством…». Отмечаем, что ничего не сказано, что служитель закона получил достойную награду – орден Святой Анны, который дают за «любовь к правде и чистоте» и заслуги в конкретной должности. Ведь о боях в эпизодах ничего не написано, где отмечали приличные качества.

В центре внимания отмечаем, что прокурор занимался творчеством, а не своей должностью. Собакевич плохо рассказывал о служителе закона, что он любит веселье, поэтому находится дома. Все обязанности за него выполняет стряпчий, который любит деньги. О порядке не приходится говорить, так как человек, компетентные в данном деле, занимает должность. Назначенное лицо занимается обычным рукоделием.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для создания сочинения, чтобы понимать образы и характеры конкретных помещиков в произведении «Мёртвые души».

Также читают:

Картинка к сочинению Чиновники в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

Гринев – парень, лет семнадцати – восемнадцати. Именно от его лицо ведется повествование в повести Пушкина « Капитанская дочка». Петр Андреевич Гринев из знатного дворянского рода, его отец, Андрей Петрович

Свидригайлов является одним из двойников Раскольникова. Их сходство – идеологическое. Что один, что второй оправдывают достижение благой цели любыми средствами, даже если они будут носить преступный, злодейский характер.

В басне Иван Андреевич рассказывает о диалоге двух животных, в котором медведь указал обезьяне о невежестве подчеркивать недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему-то видела минусы всех знакомых

Мне очень нравится финал этого произведения. Я считаю, что это написано (и придумано) очень изящно. Здорово просто! Шариков возвращается к своему собачьему состоянию. То есть человек (и очень гадкий) просто пропадает

Сочинение: Изображение мира чиновников в поэме «Мертвые души»

Поэма «Мертвые души»

Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души»

Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Ис­следователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезли­чены, лишены индивидуальности (в отличие от образов поме­щиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно оха­рактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмей­стер и почтмейстер.

Чиновники губернского города не слишком умны и образо­ванны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности го­родских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих пер­сонажей в поэме — это не что иное, как механическое повторе­ние слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпи­оном, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.

Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком ко­личестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».

Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крес­тьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, — замечает Собакевич, — он человек праздный и, верно, си­дит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший ха­пуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праз­дный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в кар­ты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновни­ки. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».

В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки — обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных де­нежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову при­шлось заплатить самую малость. Даже председатель дал прика­зание из пошлинных денег взять с него только половину, а дру­гая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то без­законие, которое царит в «присутственных местах». Интерес­но, что в первоначальной редакции это место в поэме сопро­вождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда води­лось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем пла­тить».

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вто­рые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении — щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложен­ной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описа­нии этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представ­ляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образа­ми городских чиновников. Вот первый чиновник города — гу­бернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полиц­мейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничаю­щий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только миг­нуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наво­дит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о воз­можном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а по­шли только на место себя один только картуз свой, то один кар­туз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чи­новники «толстые». Но не менее критически обрисованы писа­телем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.

Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помо­щи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.

Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, рас­четливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы — эти понятия чуж­ды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюсти­тели порядка и законности» — такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичико­вым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичико­ва, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с афе­рой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью про­курора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоми­нание о суде божьем за все жизненные деяния.

Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чи­новников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фон­визину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… — традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сати­рическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному заме­чанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости про­никает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чинов­ничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет со­бой ужасную исповедь современной России».

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧИНОВНИКОВ В КОМЕДИИ “РЕВИЗОР” И В ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. ГОГОЛЯ

Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что “действительно достойно осмеяния всеобщего”. Гоголь признавался, что в “Ревизоре” он решил “собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости”.

В 1836 году комедия

Маленький захолустный городок, где царит произвол, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, полагая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, “сосульку”, “тряпку” за ревизора. Но такие случаи были нередки. Кстати сказать, Пушкина в Нижнем Новгороде тоже приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуге и раболепствующей психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он “ни копейки не хочет платить”. Городничий дает “Б лапу” Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, и это значит, что Хлестаков “свой”, то есть такой же взяточник, как и сам городничий, и все его окружение.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола воспроизводится через реплики чиновников. Именно из реплик мы узнаем следующее: больных морят голодом; у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах; деньги, собранные на церковь, пропили и проели сами чиновники, которые потом решили объявить, что церковь построили, но она сгорела.

Все представленные в пьесе чиновники – порождение вековой бюрократической системы: у них полностью отсутствует чувство гражданского долга, каждый из них занят своими ничтожными интересами, духовно и нравственно они чрезвычайно бедны. Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки – основные черты суда в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он кляузничает мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большой чести. Смотритель училищ Хлопов – запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

Второй план сценического действия занимают купцы, мастеровые, полицейские, то есть вся уездная Россия. Простой же народ находится во власти чиновников и не смеет ни протестовать, ни даже возразить казнокрадам. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды существуют при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. “Ревизор” и сейчас не сходит со сцен театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму “Мертвые души”, которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое еще не стало реалией в России. Пытаясь ответить на вопрос, куда идет Россия, писатель погружает Чичикова в самые разные житейские ситуации, сталкивает героя с “мертвыми душами”. И чиновников, описанных в поэме, также можно с полным основанием назвать “мертвыми душами”.

Надо сказать, что в “Мертвых душах” чиновничество находится не на переднем плане повествования, но ему отводится весьма значительная роль. Чиновничество в “Мертвых душах” – не только “плоть от плоти” бездушного, уродливого общества; оно еще и основа, на которой держится это общество.

Пока губернское общество считает Чичикова миллионером и “херсонским помещиком”, то и чиновники относятся к приезжему соответственно. Раз губернатор “дал добро”, то и любой чиновник без промедления оформит необходимые Чичикову бумаги; разумеется, не безвозмездно: ведь изначальную привычку брать взятки из российского чиновника не вытравить ничем. И Гоголь короткими, но необычайно выразительными штрихами выписал портрет Ивана Антоновича Кувшинное Рыло, которого смело можно назвать символом российского чиновничества. Он появляется в седьмой главе поэмы и произносит всего несколько слов. Казалось бы, он – всего лишь частичка, деталь в общей картине, но попробуйте устранить ее, эту деталь, – и полнота картины разрушается. Иван Антонович – это, по сути, даже не человек, а бездушный “винтик” государственной машины. Вот уж, поистине, чья душа мертва! Да и другие чиновники ничуть не лучше! Чего стоит хотя бы прокурор, в котором и всего-то что густые брови…

В наибольшей степени бездуховность государственной машины показана Гоголем в “Повести о капитане Копейкине”. Столкнувшись с бюрократическим механизмом, герой войны превращается даже не в пылинку, он превращается в ничто. И в данном случае судьбу капитана неправедно вершит не провинциальный полуграмотный Иван Антонович, а столичный вельможа высочайшего ранга, вхожий к самому царю! Но и тут, на высшем государственном уровне, простому честному человеку, даже герою, нечего надеяться на понимание и участие.

Не случайно, когда поэма прошла цензуру, именно “Повесть о капитане Копейкине” была безжалостно сокращена цензорами. Более того, Гоголь был вынужден переписать ее практически заново, значительно смягчив тональность и сгладив острые углы. В результате от “Повести о капитане Копейкине” мало что осталось из того, что изначально задумывалось автором.

Итак, Гоголь представил обществу мир социальных пороков. Но не только они волновали писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. “Не по чину берешь” – вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно “пошлость всего в целом”, а не размеры преступных деяний ужасают читателей. “Потрясающая тина мелочей”, как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Ничуть не обнадеживает читателя или зрителя развязка в “Ревизоре” или “Мертвых душах”, потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя – это символический, “сборный город всей темной стороны”, и чиновничество является неотъемлемой его частью. И есть у Гоголя светлое явление. Это смех. Смех, который излечивает, который оживляет душу. Хотя чиновника, как тогдашнего, так и нынешнего, одним лишь смехом не прошибешь. И персонажи Гоголя, успешно дожившие до сегодняшнего дня, дружно смеются на представлении “Ревизора” или при чтении “Мертвых душ”. Не к ним ли обращается из Вечности автор, когда спрашивает устами городничего: “Чему смеетесь? – Над собою смеетесь. Эх вы. ”

Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ)

Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя пропитана множеством скрытых смыслов и идей. Автор без страха описывает чиновников того времени, насмехается над ними. Он вынес все грешные пороки на людское обозрение. Все чиновники, как один похожи друг на друга. Они погрязли во вранье, коррупции, лицемерие. Так же Гоголь всегда теплил в себе каплю веры в то, что когда-нибудь настанет тот день и все чиновники изменятся в лучшую сторону. Их больше не будет волновать собственные интересы, они будут заботиться о простых людях. Верил, что наконец настанет лучшее время для всех людей.

Чиновник по имени Земляника. Он абсолютно эгоистичен ко всем смертным людям. В его ведомстве беспорядок, непонятно что и где лежит, сам он плохой руководитель, но считает что хорошей лестью сможет подняться по карьерной лестнице. Земляника мил со всеми высшими и значимыми людьми, но до простых ему дела нет. Он даже не лечит их, основываясь на то, что « умрёт так умрёт, выздоровеет, так выздоровеет.» Авось, повезёт и хорошо. Чиновник циничен и беспринципен, готов любого бросить и предать ради себя любимого.

Ляпкин-Тяпкин – судья. Он высокомерен, тщеславен и циничен. Считает себя самым умным из всех людей, потому что судья. Однако, на работе всё не пойми как, гуси гуляют по коридорам канцелярии. Нет порядка, везде коррупция и ведь судья считает это нормой. Это не воровство, люди сами дают деньги, а он как понимающий судья оказывает небольшую услугу. Сам он не понимает суть дел, которые ведёт и не помнит куда всё записывает.

Лука Лукьич Холопов — смотритель училищ. Трусливый человек, боится каждого шороха, на работу всё равно. Такие, как Лука прививают молодым незрелым юношам не хорошие качества и порядки. Автор в недоумении, как в храм знаний могли пустить такого без дельца и эгоиста.

Городичный Сквозник-Дмухановский. Этот человек умный и достаточно образованный. В те времена не каждый смог подняться с самых низов, но взятки он брал всю жизнь. Когда обворовал казну, то этот низкий поступок объяснил тем, что жалованье слишком низкое и не хватает на жизнь. Он человек без совести и чести, дерзкий и невоспитанный может с легкостью унизить или оскорбить человек, а ещё хуже — ударить. Он уверен, что чем выше чина дослужишься тем больше будет взятка. Самоуверенный и от части жалкий человек.

Почтмейстер Шпекен Иван Кузьмич. Этот человек искренне любит свою работу, а дело в то м, что он любопытен и достаточно смел, чтобы вскрывать чужие письма и читать их. Он знает все и о всех. Можно даже назвать его опасным человеком.

Хлестоков Иван Александрович. Достаточно молод и вечно не доволен жизнью и существую благодаря денег своего отца. Никак не собирается менять жизнь к лучшему. Смелый и уверенный в себе парень, хороший актёр. Он сумел одурачить весь город, прикинувшись ревизором, а назанимавшись отправился прочь.

Таким образом, чиновники из данной комедии, как один походи друг на друга: циники, авантюристы, взяточники, самолюбивы.

Сочинение 2

С первых страниц произведения Гоголя мы видим, как писатель показал целый мир казнокрадов и людей, занимающихся взятками. При этом им были использованы разнообразные художественные приемы, подчеркивающие всю суть характера чиновников.

В начале комедии перед нами предстает частный пристав Уховертов, уездный лекарь Гибнер. Сами фамилии дают представления об этих людях. Сам сюжет вводит нас в небольшой уездный городок, где жизнь шла своим чередом, если бы не внезапный приезд ревизора. Такой сюжет позволил нам увидеть все пороки местных чиновников, которые направляют все усилия для соблюдения внешней благопристойности. Вместо того, чтобы решать важные задачи, они приступают к наведению порядка. Самым , наверное, главным образом можно считать городничего. Именно он обобщил всех чиновников того времени. В нем удачно сочетались черты мошенника и хитреца. Чувствуя себя полновластным хозяином в городе, он не осуждает взяточничество и воровство. Для него не существует никаких ограничений морали. Так, чтобы положить себе больше денег от торговцев, он празднует именины два раза в год. Сумма, отведенная на воздвижение храма, ушла в его карман. Однако по отношению к Хлестакову он ведет себя как пресмыкающееся, пытаясь дать ему взятку.

Окружение городничего такое же. Возьмем, к примеру, судью Ляпкина –Тяпкина, который дружен с ним. Благодаря тому, что он в своей жизни прочитал несколько книг, считал себя умным, и поэтому мог рассуждать свободно о чем угодно. Земляника даже не пытается помочь больным, а лишь спокойно думает о том, что простой человек или должен выздороветь или умереть. Смотритель уездных училищ Хлопов боится всякого начальства и только дрожит перед ним, боясь сказать хоть слово. Шпекин лишь только на вид кажется простым и милым человеком. На самом деле он любит вскрывать чужие письма, и поэтому знает обо всех все. Помимо этих чиновников писатель показывает нам мелкого служащего Хлестакова, прибывшего из Петербурга, который вначале не соображает, почему его так радушно принимают. Но потом, он так искусно входит в роль ревизора, что даже начинает завираться. Да и ему нравится быть в этом звании. Именно Хлестаков и показал яркий пример чиновничества того времени. Именно такие люди, полные двуличием и малообразованностью, пошлостью и высокомерием служили в эпоху Николая I . И практически среди них не было честного человека, который по праву мог служить государю.

Чиновники в комедии Ревизор

Популярные сочинения

В великом произведении затронута важная тема: проблема воспитания. Главный герой – открытый, искренний, честный и хорошо образованный. Но легко ли ему жить с этим?

Художник Айвазовский был довольно своеобразным человеком и в ту же очередь уникальным творцом. Он был человеком вдохновения, он не мог работать без него и кстати часто находил то самое вдохновение благодаря путешествиям. Однажды поездка

Очень часто в прошлом люди объясняли любое явление природы как чудесные силы каких-либо существ, покровительствующих данному явление.

Читайте также:  Воспитание и образование Чичикова: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Изображение чиновников в комедии “Ревизор” и в поэме “Мертвые души”
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 16:33:08 11 февраля 2003 Похожие работы
Просмотров: 9564 Комментариев: 27 Оценило: 22 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать