История создания: сочинение

Что такое история? -Эссе, весьма посредственное, н

Что такое история?
Эссе, весьма посредственное, но годное для сдачи в не особо разборчивое учебное заведение.

Corrige praetertum, praesens rege, cerne futurum (лат.) – Анализируй прошлое, руководи настоящим, предусматривай будущее.

История – это гуманитарная наука, область знаний о человеке, конкретно о его прошлом – важных событиях, деятельности, религии, социуме и т.д. История чаще всего изучает прежде всего доступные для изучения источники о прошлом, для того, чтобы установить исторический процесс и сделать выводы о причинах событий.
Термин «история» на древнегреческом изначально означал «расследование, установление». В те времена история отожествлялась с установением подлиннсти и достоверности фактов и событий. Вскоре «историей» стали называть также любой рассказ о событиях прошлого, но истории, не подтверждаемые сторонними источниками, не считаются беспристрастным исследованием, каким должна быть часть любой научной дисциплины.
Удивительно, что исследователями русские слова «ведать» и «видеть» считаются роджственными с известной нам «историей». Это связано с происхождением этих слов от одного праиндоевропейского корня со значением «знать, видеть». В древнегреческом смысле слово «история» употреблялось как полученное путем исследования знание вообще, а не собственно историю в современном смысле этого слова. Так, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. Слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история. Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии).
Одни авторы относят историю в ряд гуманитарных наук, другие – общественных, так что ее можно рассматривать как область между ними.
«История – это наука и у нее есть свои законы», говорит министр образования РФ Дмитрий Ливанов. Но и не случайно долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Покровительницей истории в Древней Греции считалась муза Клио, муза истории, ее изображали как молодую женщину с одухотворенным лицом и свитком папируса в руках. До сих пор споры об истории как науки не умолкают, сколько людей, столько и мнений. Стоит заметить, что представители гуманитарных направлений и профессий рассуждают на эту тему наиболее полно и беспристрастно..
Существующее учение Аврелия Августина и его размышления о времени помогает взглянуть на историю и отношение прошлого с будущим с философской точки зрения: «Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.»(Википедия)
Интересно то, что изучение истории может как иметь определенные практические цели, так и быть проявлением простого человеческого любопытства, объектом для исследований любого образованного человека. История прекрасна и интересна: и как наука, и как история. Она изменяется, оставаясь прежней, ее можно переписать – не в событиях, но в лицах, и она все равно останется фактом, фактом истории. История объединяет в себе такие важнейшие области знаний, как социология, философия (философия истории, история философии), лингвистика (изучение текстов и языков), культурология и лингвокультурология, антропология и археология, и т.д. и т.п., на основе истории и на стыке ее с другими науками возникли такие научные дисциплины, как генеалогия, геральдика, нумизматика, дипломатика, ономастика и т.д.

История создания

В июле 1789 г. Радищев приступил к публикации своего “Путешествия…” – сдает книгу под названием “Путешествие” в Управу благочиния. Цензор Никита Рылеев доверившись, видимо, невинному географическому названию книги и невнимательно прочитав ее, 22 июля 1789 г. подписал цензурное разрешение. После этого Радищев передает рукопись и цензурное разрешение в типографию, но типографщик, прочитав книгу, отказывается ее набирать – Радищев приобретает печатный станок и создает собственную типографию. В 1790 г. “Путешествие из Петербурга

В панике Радищев уничтожает оставшийся тираж книги, но 30 июня 1790 г. Его арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. Следствие было поручено Шешковскому, известному своей свирепостью по делу Емельяна Пугачева. По слухам, Радищев, узнав об этом, упал в обморок. Главной задачей следствия было выяснить,

Суд признал Радищева виновным в издании книги, которая “наполнена самыми вредными умствованиями, нарушающими покой общественный, умаляющими должное к власти уважение, стремящимися к тому, чтоб произвести в народе негодование противу начальников и начальства, наконец, оскорбительными выражениями противу сана и власти царской”. Приговор – смертная казнь через отсечение головы. Однако вскоре Екатерина помиловала приговоренного Радищева и отправила его в не 10 лет в сибирскую ссылку.

Радищев вернулся в Петербург только в 1801 году, за год до своей смерти. Практически все читатели увидели в книге Радищева “рассеивание заразы французской”, идеи революционного преобразования России, мысли о необходимости свержения монархической власти путем народного восстания. Итак, из 650 отпечатанных экземпляров “Путешествия…” уцелело всего около тридцати. “Между тем в самых разных кругах русского общества произведение вызвало широчайший интерес. Вполне естественно поэтому, что с книги немедленно стали изготовляться списки, затем списки со списков, со списков “списочного происхождения” новые списки и т. д.” Т – всего около трехсот Списки имеют существенные различия, расхождения по тексту иногда достигают тысячи случаев, которые касаются не только пунктуации и в целом правописания, но и целых фрагментов глав “Путешествия…”, строф оды “Вольность”.

Проблема текста обострилась в 1930-е годы, когда сложилась парадоксальная ситуация: “Путешествие…” Радищева, которому большевики первому поставили памятник, как “основоположнику революционного движения в России”, за 16 лет существования Советской власти ни разу не было переиздано. Перед советским литературоведением встала задача опубликовать научно достоверный текст произведения Радищева, но, как выясняется, списки были сделаны не только с печатного текста, но и, вероятно, с ранних редакций книги, которых было около шести, чем и объясняются многочисленные разночтения. Изучение всех вариантов “Путешествия…” давало возможность увидеть эволюцию замысла Радищева – а вместе с тем обнаружило новые трудности. В 1964 г. в журнале “Новый мир” появилась большая публикация Георгия Шторма “Потаенный Радищев”, где утверждалось, что Радищев уже после публикации “Путешествия…” продолжил работу над текстом, который остался рукописным, но является самым полным и достоверным текстом “Путешествия из Петербурга в Москву”, с которого и делались списки. С мнением Шторма и его аргументами не согласились некоторые авторитетные “радищеведы”.

Проблема подлинного текста радищевского “Путешествия…” оказалась совершенно запутанной. Оказалось, что среди списков есть более совершенные и искусные в литературном отношении, чем печатный текст, но с огромным количеством ошибок орфографии и пунктуации; а есть списки, в которых, наоборот правописание соответствует принятой норме, но в художественном отношении текст ослаблен, обеднен – среди списков явно имеются редакторские копии. Возможно, эти списки принадлежат его соавтору или соавторам , однако найти соавторов Радищева не удается.

В Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина хранится список “Путешествия…”, принадлежавший неустановленному лицу с инициалами Н. Г. Список оформлен очень тщательно: на кожаном переплете золотом вытиснено “Альбом”, внутри два титульных листа, на одном из которых написано “Мое альбом. Книга 7. Н. Г.”, на втором – “Путешествие из Петербурга в Москву. Сочинение Радищева” . Этот список содержит несколько тысяч мелких разночтений, а также крупные добавления и сокращения разного характера. Соотнеся данный список с другими книгами альбома непопулярного Н. Г. и по ним видно, что Н. Г. переписывал, но никогда не изменял литературные тексты, следовательно тысячи изменений в “Путешествии…” принадлежат не ему.

Характер изменений показывает, что они сделаны в духе Радищева: человек, правивший текст, прекрасно владел фразеологией и интонацией автора. Последние исследования показывают, что часть поправок действительно принадлежит Радищеву, который в 1801 году собирался переиздать “Путешествие…”, другая часть поправок принадлежит сыновьям писателя – Павлу и Николаю Радищевым – которые помогали отцу редактировать текст в соответствии с нормами литературного языка начала XIX века. Таким образом, приходится констатировать, что проблема подлинного авторского и окончательного текста “Путешествия из Петербурга в Москву” до сих пор не решена. Однако совершенно ясно, что Радищев многие годы работал над текстом “Путешествия…” и замысел его претерпел изменения. По этой причине любое однозначное толкование “Путешествия…” без учета эволюции замысла становится сомнительным; требует корректировки привычное толкование “Путешествия…”.

Конечно, трудно не заметить связи между двумя событиями, случившимися в 1789 году: публикация “Путешествия…” совпадает с началом Французской революции. Тем более, что в составе текста “Путешествия…” была ода “Вольность”, 45 и 46 строфы которой посвящены, казалось бы, Французской революции : 45 О! вы, счастливые народы, Где случай вольность даровал! Блюдите дар благой природы, В сердцах что вечный начертал. Се хлябь разверстая, цветами Усыпанная, под ногами У вас, готова вас сглотить. Не забывай ни на минуту, Где крепость сил в немощность люту, Что свет во тьму льзя претворить.

46 К тебе душа моя вспаленна, К тебе, словутая страна, Стремится, гнетом где согбенна Лежала вольность попрана; Ликуешь ты! а мы здесь страждем! Того ж, того ж и мы все жаждем; Пример твой мету обнажил; Твоей я славе непричастен – Позволь, кой дух мой неподвластен, Чтоб брег твой пепл хотя мой скрыл. Однако “Путешествие…” было отдано в цензуру за полгода до начала революции и в 45 и 46 строфах Радищев перефразировал абзац из книги французского историка и философа-просветителя Г. Рейналя “Американская революция” . Революционные идеи в “Путешествии…” Радищева связаны не столько с французской революцией, сколько вызваны самостоятельными размышлениями Радищева над историческим развитием России.

Конечно, Радищев при этом учитывает широкий круг современной литературы по истории, философии, юриспруденции, экономике. Трудность истолкования “Путешествия…” возникает от того, что замысел Радищева менялся, а этапы этого изменения увидеть оказывается невозможным. Особенность типографского процесса XVIII века состоит в том, что книга печаталась не в один раз, а постранично: из-за ограниченного количества шрифта и его дороговизны книга набиралась кусками по одному печатному листу, после правки печатался весь завод этого листа, затем набор отмывался от краски, литеры разбирались по кассам и снова шли на набор следующего листа.

Такой способ печати оставлял автору возможность править книгу по мере ее печатания, именно так поступал и Радищев, вот почему мы имеем меняющийся, “дрейфующий” текст, в котором логика изменений не всегда понятна: текст оды “Вольность” меняется не раз, причем не из цензурных соображений: самые “криминальные”, революционные строфы сохраняются, а другие убираются или сокращаются.

Читайте также:  АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ЧИЧИКОВ У СОБАКЕВИЧА: сочинение

Сочинение: История создания романа

История создания романа

Автор: Достоевский Ф.М.

Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман. Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. » Первоначально Достоевский задумал написать “Преступление и наказание” в форме исповеди Раскольникова. Писатель намеревался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений.

Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал шесть лет. За это время были написаны «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья», главной темой которых являлись истории бедных людей и их бунта против существующей действительности. 8 июня 1865 года Достоевский предложил А.А. Краевскому для «Отечественных записок» свой новый роман под названием «Пьяненькие». Но Краевский ответил писателю отказом, который объяснил тем, что у редакции нет денег. 2 июля 1865 года испытывавший тяжелую нужду Достоевский был вынужден заключить договор с издателем Ф.Т. Стелловским. За те же деньги, которые Краевский отказался выплатить за роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года.

Получив деньги, Достоевский раздал долги и в конце июля 1865 года выехал за границу. Но денежная драма на этом не завершилась. За пять дней в Висбадене Достоевский проиграл в рулетку все, что у него было, включая карманные часы. Последствия не заставили себя долго ждать. В скором времени хозяева отеля, в котором он остановился, приказали не подавать ему обеды, а еще через пару дней лишили и света. В крошечной комнате, без еды и без света, «в самом тягостном положении», «сжигаемый какой-то внутренней лихорадкой», писатель приступил к работе над романом “Преступление и наказание”, которому суждено было стать одним из самых значительных произведений мировой литературы.В сентябре 1865 года Достоевский решил предложить свою новую повесть журналу «Русский вестник». В письме к издателю этого журнала писатель сообщил, что идеей его нового произведения станет «психологический отчет одного преступления»: «Действие современное, в нынешнем году, молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда негодна», «для чего она живет?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, – докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым и неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» – чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. »

По словам Достоевского, в его произведении есть намек на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам это наказание нравственно требует. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека – представителя нового поколения. Материалы для истории, положенной в основу романа “Преступление и наказание”, по свидетельству автора, можно было найти в любой газете, издаваемой в то время. Достоевский был уверен, что сюжет его произведения отчасти оправдывал современность.

Сюжет романа “Преступление и наказание” первоначально был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов. Последний сюжет (история семейства Мармеладовых) вошел в конце концов в рассказ о преступлении и наказании Раскольникова. С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – действие преступления на душу преступника. Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – “Преступление и наказание”, и на особенностях его структуры: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – влиянию совершенного преступления на душу Раскольникова.Достоевский усиленно работал над планом своего нового произведения в Висбадене, позднее – на пароходе, когда возвращался из Копенгагена, где гостил у одного из своих семипалатинских друзей, в Петербург, а затем и в самом Петербурге. В городе на Неве повесть незаметно переросла в большой роман, и Достоевский, когда произведение было уже почти готово, сжег его и решил начать заново. В середине декабря 1865 года он отправил главы нового романа в «Русский вестник». Первая часть “Преступления и наказания” появилась в январском номере журнала за 1866 год, но работа над романом была в самом разгаре. Писатель напряженно и самозабвенно трудился над своим произведением на протяжении всего 1866 года. Успех первых двух частей романа окрылил и вдохновил Достоевского, и он принялся за работу с еще большим усердием.

Весной 1866 года Достоевский планировал уехать в Дрезден, пробыть там три месяца и закончить роман. Но многочисленные кредиторы не позволили писателю выехать за границу, и летом 1866 года он работал в подмосковном селе Люблине, у своей сестры Веры Ивановны Ивановой. В это время Достоевский был вынужден думать и над другим романом, который был обещан Стелловскому при заключении с ним в 1865 году договора. В Люблине Достоевский составил план своего нового романа под названием «Игрок» и продолжал трудиться над «Преступлением и наказанием». В ноябре и декабре были дописаны последняя, шестая, часть романа и эпилог, и «Русский вестник» в конце 1866 года закончил публикацию “Преступления и наказания”. Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к роману, по сути три рукописные редакции романа, которые характеризуют три этапа работы автора. Впоследствии все они были опубликованы и позволили представить творческую лабораторию писателя, его упорную работу над каждым словом.

Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму – рассказ от имени автора – и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения.

В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно. » Черновые тетради “Преступления и наказания” позволяют проследить, как долго Достоевский пытался найти ответ на главный вопрос романа: почему Раскольников решился на убийство? Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю – деньги ли, могущество ль – не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» – идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство – «тварь дрожащая» и меньшинство – «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству. »

Таким образом, в творческом процессе, в постижении замысла “Преступления и наказания” столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет». Но это был финал только для идеи Наполеона. Достоевский же стремился создать финал и для «идеи любви», когда Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощения просит у народа». При этом Достоевский прекрасно понимал, что такой человек, как Раскольников, соединивший в себе два противоположных начала, не примет ни суда собственной совести, ни суда автора, ни суда юридического. Лишь один суд будет авторитетным для Раскольникова – «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой, той самой «униженной и оскорбленной» Сонечки, во имя которой он совершил убийство. Вот почему в третьей, окончательной, редакции романа, появилась следующая запись: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, – есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом «за» и «против», которое нужно перетащить на себе». В черновиках последняя строчка романа имела вид: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Но Достоевский завершил роман другими строчками, которые могут служить выражением сомнений, терзавших писателя.

Эссе по истории – как правильно писать, структура и правила оформления

Эссе по истории считается действительно сложной умственной работой, которая требует определенных знаний и умений. Так, очень важно иметь хорошие навыки аналитики, а также способность запоминать и систематизировать большие объемы информации.

Предлагаем вам ознакомиться со статьей, благодаря которой вы поймете, как писать эссе по истории таким образом, чтобы оно соответствовало всем общепринятым нормам и правилам.

Особенности эссе по истории

Сочинение по истории не только показывает уровень знаний учащегося, но и его способность обрабатывать большое количество информации, систематизируя ее в единое целое. Предоставляя информацию в свободной форме, человек лучше понимает значение результатов различных явлений и событий прошлого.

Критерии оценки эссе

Так, правильно написанное эссе обязательно должно включать в себя следующее:

  • описание более 2 исторических событий или явлений;
  • определение причин и связи конкретных явлений в выбранный период истории;
  • информацию о важных персонах того времени и их значении для развития будущего;
  • оценку значимости конкретного периода в истории;
  • правильное и уместное использование понятий и их определений.

Из чего состоит эссе по истории

Исторические факты

В момент отбора фактов очень важно не просто перечислить какие-то события, а обозначить самые главные явления, которые в полной мере раскроют специфику периода. При этом вы должны понимать, что существуют как сугубо исторические, так и научно-исторические факты.

Первые действительно имели место в определенный промежуток времени. Они обладают объективностью, временными рамками и пространственным обозначением. Научно-исторические факты – это в первую очередь умозаключения историков и ученых, которые были сделаны на основе анализа определенных источников информации.

Оценочные знания

Для того, чтобы предоставить определенную оценку описываемому периоду, важно обладать знаниями о различных версиях описания исторических событий и фактов, а также знать, какие существуют точки зрения на этот счет.

При оценивании таких знаний в эссе по истории (шаблон вы сможете увидеть ниже) берется во внимание глубина раскрытия вопроса, а также сила предоставляемых аргументов и фактов.

Характеристика исторической личности

Даже если вы предоставите развернутое описание какой-то конкретной исторической персоны, этого будет недостаточно для высокой оценки ваших стараний. Задание, представленное в эссе, подразумевает описание роли исторической личности в конкретном периоде ее деятельности, а также подкрепление всего написанного достоверными фактами.

Если серьезно отнестись к этому требованию, ваше эссе будет оценено на гораздо более высокий балл.

Причинно-следственные связи

Любые явления, которые когда-либо имели место, вызваны какими-то другими событиями, а также влекут за собой новые происшествия. Определение таких причинно-следственных связей является еще одним из важных критериев оценки исторического сочинения.

Вы должны уметь анализировать предоставленные факты, а также делать на их основе соответственные выводы. При этом также очень важно выстраивать все события в хронологической и логической последовательности.

Алгоритм написания эссе по истории

Для того, чтобы правильно оформить свою работу и не упустить важные моменты, следует запомнить конкретный алгоритм написания исторического эссе:

  1. Выберите определенный период, которому хотите посвятить сочинение.
  2. Дайте название выбранному периоду и постарайтесь раскрыть его специфику.
  3. Проанализируйте все события, которые происходили в обозначенный период времени. Выделите наиболее важные и второстепенные из них.
  4. Не забудьте указать всех исторических личностей, относящихся к выбранному периоду. Обратите внимание на то, какое они имели влияние на ход исторических событий.
  5. Выявите причины, которые спровоцировали то или иное явление.
  6. Подберите подходящие понятия и раскройте их значение.
  7. Определите исторические факты, которые послужат доказательством предоставленной информации.
  8. Систематизируйте все и составьте план вашего эссе.
  9. Напишите сочинение, проверьте его и исправьте имеющиеся ошибки.

Как написать эссе по истории правильно

Пример и план эссе по истории

В перечень требований к эссе входит также его правильная структура, которая подразумевает использование 4 абзацев:

  1. В 1-м абзаце вам необходимо доказать, что выбранный исторический период действительно важен, подтвердив это несколькими достоверными фактами;
  2. 2-й абзац предназначен для раскрытия роли определенных исторических личностей в анализируемом периоде;
  3. Причинно-следственные связи явлений описываются в 3-м абзаце;
  4. В 4-м абзаце необходимо дать итоговую оценку выбранному историческому периоду.

В любом случае конкретный пример исторического сочинения всегда поможет вам лучше понять план и структуру работы.

Например, вы хотите описать период раздробленности Киевской Руси (1125-1237 гг.) и в начале свой работы обозначаете, почему это государство было таким важным для последующего развития истории (торговля с другими государствами, упадок власти князя).

Дальше следуют ключевые события, среди которых можно указать поход Андрея Боголюбского на Киев или первое письменное упоминание города Москвы. Теперь остается только рассказать о том, какие результаты имели эти события (установка Золотых ворот и назначение Москвы столицей), а также подвести итоги всего описанного.

Теперь вы знаете, как написать эссе по истории так, чтобы оно обязательно получило высокую оценку. Однако для того, чтобы еще лучше разбираться в этом вопросе, важно изучать примеры таких работ и постоянно практиковаться в их написании. В этом случае вы быстро разовьете все необходимые навыки.

История создания произведения

К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые. В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

«Пушкин находил, – писал Гоголь, – что такой сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому». В октябре 1835 года Гоголь сообщал Пушкину: «Начал писать “Мертвые души”. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести “Мертвые души” – перемежал смешные явления с грустными.

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведенного нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет. Вся Русь явится в нем!» Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжелым ударом, работу над «Мертвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьей которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внес в рукопись необходимые поправки и изменения. В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряженно работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал. Свою идею он решил воплотить в трех томах “Мертвых душ”. В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ». По словам самого писателя, первый том “Мертвых душ” – лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома – чистилище и возрождение. Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей, он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву. Критик пообещал помочь Гоголю, и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать “Мертвые души”, но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила. И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей. После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.

В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагеря – сторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого наставления, но не смог – он так и не увидел идеальных «воскресших» людей. Однако его литературное начинание было позднее продолжено Достоевским и Толстым, которые смогли показать перерождение человека, воскресение его из той действительности, которую так ярко изобразил Гоголь.

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

История создания

На уроке литературы мы познакомились с произведением Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”. Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму “Мертвые души” по аналогии с поэмой Данте “Божественная комедия”. Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. “Божественная комедия” состоит из трех частей: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”, которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома “Мертвых душ”. В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни.

Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из кризиса. “Мертвые души” автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения.

Поэма – значительная по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Смысл названия поэмы “Мертвые души”, во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мертвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать. Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса. О нем мы вам и расскажем.

Гоголь задумывал “Мертвые души” как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России, и описывал ее так, “чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. В поэме встает картина русской действительности со всеми ее изъянами. Однако в “Мертвых душах” описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставлены светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представления о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.

Таким образом, в первом томе “Мертвых душ” Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома.

Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни. этой поэме много эпизодов.

Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрева.

Действие проходило в четвертой главе. Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счет помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни.

Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колес подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрев и его спутник – зять Межуев. думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению, Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрев. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрева, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому.

Роль эпизода: Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрев, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрева как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как вранье, как угодно, но только не в качестве правды. Впечатления автора сочинения: Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу.

В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрева, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрева, – это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мертвых душ”, а Ноздрев стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздреву пресекались им.

Ноздрев говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущен таким поведением Ноздрева по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость. Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздреву они стали играть в шашки.

Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке. В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях. Художественные детали: В этом эпизоде автор показывает художественные детали, такие как описание трактира (в начале эпизода), описание поместья Ноздрева.

Рассмотрим эти два описание подробнее. Сначала посмотрим, как автор описывает трактир: “Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трех угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”.

Перейдем к описанию хозяйства Ноздрева: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрева: “В нем не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрев ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, все было запущено. Внутренний мир героя в этом эпизоде: Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздреву на его назойливые вопросы.

Это в таких моментах, когда Ноздрев спросил его: “Зачем же они тебе (мертвые души)?” В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрева: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздревым после ужина из – за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства: “Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но еще более бранил себя за то, что заговорил с Ноздревым о деле, поступил неосторожно, как ребенок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздреву. Ноздрев – человек – дрянь, Ноздрев может приврать, прибавить, распустить слух и черт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.” Мнение автора сочинения: Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вел себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрева.

Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой. По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не все так просто, как хочется. Что если с Коробочкой все вышло нормально, то с Ноздревым все прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и черные полосы. Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться.

Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздреву насчет “мертвых душ”, а Ноздрев его предал, рассказав всем про это дело. Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрева все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи. Мнение автора сочинения может

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: История создания романа
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 07:01:29 16 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 21 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать