Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

klassreferat.ru

Меню сайта

Сочинение на тему

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине.

На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…»

Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество – зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести.

В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов». Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия.

В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно. «Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками. И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им.
А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков. Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место. Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая – девятая).

Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев.

В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу. Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи.

Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении. Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине.

На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость. «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…»

Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество – зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести.

В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов». Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия.

В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно. «Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками. И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им.
А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков. «Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Читайте также:  Жизненный путь Чичикова: сочинение

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков. Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место. Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая – девятая).

Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев.

В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу. Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи.

Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении. Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

События, изображенные в «Тарасе Бульбе», относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине. «Светлица была убрана во вкусе… того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию». Действие повести приурочено к тому времени, когда во главе казацких войск стоял Остраница. В главе двенадцатой говорится о том, что «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкой силою». Встречающиеся в повести упоминания о XV веке не противоречат общей исторической приуроченности событий в эпопее, ибо упоминания эти относятся к характеристике той эпохи, в которую формировалось казачество с его специфическими особенностями.

Гоголь не стремился сделать, героями своей повести каких-либо определенных исторических деятелей. Его интересовала не биография выдающейся исторической личности, а обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине. На первом плане в «Тарасе Бульбе» стоит отображение могучего, неудержимого стремления украинского парода отстоять свою свободу и независимость.

«Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа,- поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное своих унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию…» Запорожская. Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество — зачинатель, активный возбудитель протеста народа против национального гнета.

Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий, во всем течении повести. В том мощном народном протесте, который выражен в «Тарасе Бульбе», отчетливо проступают социальные мотивы. Народный гнев вызывают не только позорные унижения, оскорбления веры предков и обычаев, но и «бесчинства чужеземных панов».

Громадный накал и острота столкновений, изображенных в понести, имеют своим источником не только национальные, но и социальные противоречия. В качестве двух враждебных лагерей в «Тарасе Бульбе» показаны украинский парод п польская знать. В этом смысле весьма интересно описание польских шляхтичей в сцепах, посвященных осаде Дубно.

«Польские витязи, один другого красивей, стояли на валу. Медные шапки сияли, как солнцы, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками.

И много было видно за ним и всякой шляхты, вооружившейся, кто на свои червонцы, кто на королевскую казну… Не мало было и всяких сенаторских нахлебников, которых брали с собою сенаторы на обеды для почета, которые крали со стола и буфетов серебряные кубки и после сегодняшнего почета на другой день садились на козлы править копями у какого-нибудь папа. Много всяких было там. Иной раз и выпить было не па что, а па войну все принарядились». Картина эта выразительно выявляет то, что против казачества, украинского парода выступают польские магнаты, шляхта и их наемники. Писатель оттеняет здесь и пышность нарядов польских шляхтичей, и пустую спесь, свойственную им. А рядом с этим выразительно показана суровая простота мужественных и смелых казаков.

«Козацкие ряды стояли тихо перед стенами. Не было на них ни на ком золота, только разве кое-где блестело оно на сабельных рукоятях и ружейных оправах. Не любили козаки богато наряжаться на битвах; простые были на них кольчуги и свиты, и далеко чернели и червонели черные черноверхие бараньи их шапки».

Во второй редакции он получил более глубокое выражение. Переработка «Тараса Бульбы» шла прежде всего под знаком усиления народно-героического элемента. Основное отличие второй редакции от первой состоит в расширении массовых сцен, в развитии эпопейных черт произведения. Более обстоятельное освещение во второй редакции получает Запорожская Сечь. Гоголь подробно описывает внутренний распорядок жизни запорожских казаков.

Значительно расширяется характеристика истории Сечи, ее состава. Заново написана, в частности, сцена выбора кошевого, имеющая большое значение для изображения всего уклада жизни запорожского казачества. Носящие в первой редакции несколько эскизный характер сцены, посвященные осаде Дубно, во второй редакции развертываются в широкую панораму героических подвигов казаков. Они заняли во второй редакции повести-эпопеи центральное место.

Из двенадцати глав «Тараса Бульбы» во второй редакции пять посвящено событиям, связанным с осадой Дубно (главы пятая — девятая). Углубление общего замысла произведения определило и более широкое развитие сюжетной линии, характеризующей Андрия, его отношения с польской панной. Во второй редакции рельефнее выявлены черты, придающие произведению характер народно-героической эпопеи, в которой неразрывно слито описание народного движения и изображение героев. В основу эпопеи положена идея служения Родине, глубокой преданности народу.

Личная, любовная тема развивается лишь на определенном этапе повествования параллельно с его главным течением И является важным средством выражения общего замысла эпопеи. Стремление писателя показать народное движение определило масштабность, шпроту обрисовки событий, людей. Судьба Тараса и его сыновей в эпопее неразрывно соединена с судьбой целого коллектива, с развитием освободительной борьбы. И по своему отношению к жизни Тарас и Остап не только не отделены от своих товарищей из Запорожской Сечи, но слиты с ними в едином общем стремлении.

Вводя Тараса и его сыновей в круг Запорожской Сечи, Гоголь, показывает в качестве героев эпопеи и их самих, и их сподвижников, боевых друзей.

Сочинение по литре, Тарас бульба народный герой . план
1 лучшие черты русского национального характера, отраженные былинами
2 Тарас бульба идеал народного героя
3 актуальность образа в наши дни

Ответы

В образе Тараса Бульбы – главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя – воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.

Читайте также:  Любовь, способная на чудо (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»): сочинение

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он “отличался грубой прямотой своего нрава” и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для “бранной тревоги”. Его “нежба” – чистое поле да добрый конь. Служению “товариществу”, отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.

Это был один из числа коренных, старых полковников – мудрый и опытный предводитель казацкого войска. “Все давало ему перевес перед другими, – пишет Гоголь, – и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам. ” Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого “равного ему в доблести”.

Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и “перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов”.

Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что “нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь”, и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: “Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам! “, как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью! “

А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, “еретиков”, он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. “Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? ” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: “Добре, сынку, добре! ” И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына “подвели к последним смертным мукам”, и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: “Батько! Где ты? Слышишь ли ты? ” – среди тишины раздался голос Тараса: “Слышу! ” И этот голос заставил вздрогнуть “весь миллион народа”.

Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. “Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением”. Он один не согласился на мир с поляками, “гулял по всей Польше со своим полком. “. Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. “Мало не тридцать человек” навалилось на Тараса, и в конце концов “сила одолела силу”. “Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак”, принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о мукахИсточник: которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу. Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости. “Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, – говорит автор, – когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы. ” Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других – к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.

Сочинение «История создания «Тараса Бульбы»»

Николай Гоголь родился в Полтавской губернии. Там он провёл своё детство и юность, а позже переехал в Петербург. Но история и обычаи родного края продолжали интересовать писателя на протяжении всего творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий» и другие произведения описывают обычаи и ментальность украинского народа. В повести «Тарас Бульба» история Украины преломляется через лирическое творческое сознание самого автора.

Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет, но окончательной правки повесть так и не получила. В 1835 году в сборнике «Миргород» была опубликована авторская рукопись, но уже в 1842 выходит другая редакция произведения. Следует сказать, что Гоголь был не очень доволен напечатанным вариантом, не считая внесённые правки окончательными. Гоголь переписывал произведение около восьми раз.

Гоголь продолжал работать над рукописью. Среди значительных изменений можно заметить увеличение объёма повести: к первоначальным девяти главам было добавлено ещё три.
Критики отмечают, что в новой версии герои стали более фактурными, добавились яркие описания батальных сцен, появились новые подробности из жизни на Сечи. Автор вычитывал каждое слово, стремясь найти то сочетание, которое наиболее полно раскрыло бы не только его писательский талант и характеры героев, но и своеобразие украинского сознания.

История создания «Тараса Бульбы» по-настоящему интересна. Гоголь ответственно подошёл к задаче: известно, что автор с помощью газет обращался к читателям с просьбой передать ему ранее неопубликованные сведения об истории Украины, рукописи из личных архивов, воспоминания и прочее. Кроме этого, среди источников можно назвать «описание Украины» под редакцией Боплана, «Историю о козаках запорожских» (Мышецкий) и списки украинских летописей (например, летописи Самовидца, Г. Грабянки и Величко). Все почерпнутые сведения смотрелись бы непоэтично и неэмоционально без одного, невероятно важного, составляющего. Сухие факты истории не могли полностью удовлетворить писателя, который стремился понять и отразить в произведении идеалы прошедшей эпохи.

Николай Васильевич Гоголь очень ценил народное творчество и фольклор. Украинские песни и думы стали основой для создания национального колорита повести и характеров героев. Например, образ Андрия схож с образами Саввы Чалого и отступника Тетеренки из одноимённых песен. Из дум были почерпнуты и бытовые детали, сюжетные ходы и мотивы. И, если ориентация на исторические факты в повести не вызывает сомнений, то в случае с фольклором нужно дать некоторое разъяснение. Влияние народного творчества заметно не только на повествовательном, но и на структурном уровне текста. Так, в тексте с лёгкостью можно найти яркие эпитеты и сравнения («как хлебный колос, подрезанный серпом…», «чёрные брови, как траурный бархат…»).
Появление троичности, характерной для сказок, в тексте произведения связано с испытаниями, как и в фольклоре. Это прослеживается в сцене, где под стенами Дубно Андрий встречает татарку, которая просит молодого козака помочь панночке: та может умереть от голода. Это получение задания от старухи (в фольклорной традиции обычно от Бабы Яги). Козаки съели всё приготовленное, а на мешке с припасами спит его брат. Козак пытается вытащить мешок из-под спящего Остапа, но тот на мгновение просыпается. Это первое испытание, и Андрий проходит его с лёгкостью. Дальше напряжение возрастает: Андрия и женский силуэт замечает Тарас Бульба. Андрий стоит «ни жив ни мёртв», а отец предостерегает его от возможных опасностей. Здесь Бульба-старший одновременно выступает и как противник Андрия, и как мудрый советник. Не ответив на слова отца, Андрий идёт дальше. Юноша должен преодолеть ещё одну преграду перед встречей с любимой – пройти по улицам города, видя, как жители умирают от голода. Характерно, что Андрию также встречаются три жертвы: мужчина, мать с ребёнком и старуха.

Читайте также:  Собакевич и Чичиков: сочинение

В монологе панночки есть и часто встречающиеся в народных песнях риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне?» Нанизывание предложений с союзом «и» также характерно для фольклора: «И она опустила свою руку, и положила хлеб, и… смотрела ему в очи». Благодаря песням сам художественный язык повести становится более лиричным.

Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. Однако не стоит расценивать «Тараса Бульбу» как историческую повесть. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения.

«Тарас Бульба» история создания повести Гоголя | источник

Историческая борьба украинского народа изображенная в «Тарасе Бульбе»: сочинение

Повесть «Тарас Бульба» (1834) входит в сборник «Миргород». Впервые этот сборник был напечатан в 1835 году с подзаголовком «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»». Второй раз – в 1842 году, где повесть «Тарас Бульба» предстала в обновлённой редакции. Писатель перерабатывал повесть в 1839–1842 годах, и она стала, по выражению В. Г. Белинского, «вдвое обширнее и бесконечно прекраснее». Как и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), сборник «Миргород» переносит читателей на Украину. «Вечерам…» особенно близка одна из повестей – фантастическая и страшная – «Вий». В двух других: «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем» – нарисованы картины будничной жизни и с её частными заботами и интересами, и с её «сором и дрязгом». По контрасту с названными повестями в «Тарасе Бульбе» воссозданы героические картины прошлого Украины, сильные, воинственные характеры персонажей, охваченных идеей борьбы за национальную независимость, за православие. Показана жизнь, полная тревог и опасностей.

Работая над повестью «Тарас Бульба», Гоголь опирался, прежде всего, на украинский фольклор («думы» 1 ), но обращался и к документальным источникам: летописям, историческим исследованиям. В одном из писем он признавался: «Все думы, и особенно повести бандуристов, ослепительно хороши… Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать. Нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями».

Называя повесть «Тарас Бульба» историческим произведением, следует все же отметить, что нельзя точно сказать, когда происходили описываемые в ней события. Их можно отнести и к XV, и к XVI, и к XVII векам. В повести нет точных дат, исторических имен, за исключением Потоцкого и Остраницы. Рисуя характер Тараса, Гоголь, по его признанию, изобразил человека эпохи национально-освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV–XVII веках. Это время автор характеризует в I главе повести:

«…вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество – широкая, разгульная замашка русской природы, и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были в правде отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: «Кто их знает! У нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак» (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед».

Героичными предстают изображаемая эпоха, характеры действующих лиц, их борьба, поэтому и повесть можно назвать героическою.

Судьба Тараса – объединяет события повести. В связи с ней в поле зрения читателей оказываются характеры и судьбы его сыновей, картины раздольной степи, Запорожской Сечи, битвы под Дубно, авторские лирические отступления. Сначала мы видим Тараса в семейной обстановке. В третьей и четвёртой главах он показан среди запорожцев. В последующих главах – наказным атаманом, активным участником освободительной борьбы.

В разговоре Тараса с сыновьями после их возвращения из бурсы раскрывается пренебрежение старого полковника к ценностям мирной жизни: «Не слушай, сынку, матери… Ваши нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» О «суровом и бранном времени» говорит описание светлицы Бульбы, на стенах которой – «нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня и путы с серебряными бляхами».

Сыновей Бульба оценивает с точки зрения их пригодности к военно-кочевой жизни. Гордясь сыновьями, он подмечает отличие Андрия от Остапа, называя младшего сына обидным словом «мазунчик». Это значило, что Андрий «имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он «также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нём живо…»

Разгульная жизнь в Сечи не может удовлетворить Тараса. Он мечтает о «настоящем деле» для своих сыновей и хитростью готов поднять Сечь на «отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю».

И вот принято решение о походе на Польшу. Весь «польский юго-запад сделался добычею страха». «Все знали, как трудно иметь дело с буйной и бранной толпой, известной под именем запорожского войска, которое в наружном своевольном неустройстве своём заключало устройство, обдуманное для времени битвы».

Тарас ревниво наблюдает за сыновьями. Он гордится победами Остапа, которому, «казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела», в котором были «заметны наклонности будущего вождя». «Добрым воякой» Тарас называет и Андрия. Но если Остап действует в бою с холодным расчетом, «почти неестественным для двадцатидвухлетнего», то Андрий не знает расчёта: им руководят чувства. Андрий испытывает в битве «бешеную негу и упоение», погружён «в очаровательную музыку пуль и мечей». Любви он отдаётся с не меньшей страстью и безоглядностью. Ради своего чувства он с лёгкостью идёт на предательство.

Этого Тарас не может простить «собственному сыну», который «продал веру и душу», потому что для самого Тараса как истинного запорожского козака «нет уз святее товарищества». Православная вера, родной язык, нравы земляков, Русская земля для него святы: «Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет так любить никто не может!»

Тарас Бульба – героическая и одновременно трагическая фигура. Он пережил трагедию отца, потерявшего сыновей. Он сам трагически гибнет в конце повести. Но до последней минуты своей жизни он вдет себя поистине героически, оставаясь верным идеалам товарищества, родству «по душе, а не по крови», вере своих предков, борьбе за независимость родины.

1. Дума – народная украинская лиро-эпическая песня исторического или социально-бытового содержания, исполняемая мелодическим речитативом под аккомпанемент бандуры

Ссылка на основную публикацию
×
×