Идейный пафос «Тараса Бульбы»: сочинение

Идейный пафос «Тараса Бульбы»

Идейный пафос «Тараса Бульбы» — в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести. Духовное и телесное в повесте «Тарас Бульба» как выражение поэтики Н.В. Гоголя. Во все времена существовало определенное представление о соотношении духовных и физических способностей человека.

В европейском идеологическом, культурном и художественном мышлении духовное и интеллектуальное обычно ставилось выше физического и телесного. Разумеется, это самая общая и схематичная формула, не учитывающая сложное развитие представлений с античных времен. Но полное исследование проблемы в данном случае невозможно, да и излишне. Нам важно указать лишь на главную тенденцию, притом тенденцию преимущественно нового времени. В XVIII веке эта тенденция воплотилась в таком ярком феномене, как физиогномика швейцарского писателя И.К. Лафатера — учение о связи между духовно нравственным обликом человека и строением его черепа и лица. По Лафатеру, интеллектуальная жизнь запечатлевается на очертаниях черепа и лба; моральная и чувственная — в строении лицевых мускулов, носа и щек; животная — в складе рта и линии подбородка. Человеческое лицо — это олицетворенная иерархия: три его «этажа» последовательно передают восхождение от низших способностей к высшим. В XIX веке, во времена Гоголя, та же тенденция повлияла на теорию страстей Ш. Фурье. Страсти делятся на три категории: чувственные, связанные с органами чувств; аффективные, устанавливающие человеческие отношения (например, страсть к дружбе), и направляющие страсти, стремящиеся к удовлетворению духовных потребностей (страсть к соревнованию, к разнообразию и к творчеству). Перед нами вновь восхождение от простейшего (физического) к сложному (интеллектуальному и духовному).

Идеальная общественная формация, по Фурье, должна удовлетворить все категории страстей, приведя их в гармоническое равновесие. Какова же иерархия духовных и физических способностей в гоголевской картине мира? Прежде чем отвечать на этот вопрос, условимся в главном. Соотношение физического (телесного) и интеллектуально-духовного интересует нас не с точки зрения теоретических взглядов и мировоззрения Гоголя (это специальная задача, требующая — если она реальна — другой работы), а как соотношение внутри художественной структуры произведения, как существенные моменты его организации и оформления, — иначе говоря, как художественная оппозиция. В «Тарасе Бульбе» есть сцена, ключевая не только для этого произведения, но и для ряда других ранних гоголевских вещей: большинства повестей из «Вечеров», а также для «Вия». Это — первая сцена: встреча Тараса с сыновьями. «Ну, давай на кулаки!» — говорил Бульба, засучив рукава: посмотрю я, что за человек ты в кулаке!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь…»

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку — достоинство первостепенное. Оно определяет нечто существенное в человеке («…что за человек ты в кулаке!»). После поединка Тарас обратился к сыновьям с поучением: «Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия, всё это ка зна що, я плевать на всё это. »

Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Бульба, вероятно, имел основания презирать схоластическое учение своего сурового века, однако не заметно, чтобы он предпочитал ему другое, более разумное.

Единственная наука, которую он признает, — война. Воинская отвага и доблесть выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию. Минуту спустя казаки садятся за еду. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Еда — существенное дело, поглощение еды — похвальная человеческая способность. Чем съедено больше, тем лучше.

Обратим внимание на этот пиршественный максимализм, отвергающий всякий изнеженный эстетизм и не желающий размениваться на мелочи. Его идеал — натуральность и полная мера («тащи нам всего барана…» и т. д.). Еще более похвальна и способность к питью — вновь обильному, во всю ширь натуры. Характерно также желание Бульбы, чтобы горелка «играла и шипела, как бешеная».

Образы еды и питья передвигаются из неодушевленного ряда предметов в одушевленный. Перед нами живая, дышащая, трепещущая стихия. Одно живое поглощает и усваивает другое. За столом звучит похвала всему съедаемому и выпиваемому. «Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка! А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка».

Запомним для будущих выводов эту снисходительно-добродушную насмешку над иноплеменниками, не понимающими истинного смысла еды и питья. Все это говорит о том, какое место приобретает в сознании персонажей физическое и телесное начало. Конечно, не следует абсолютизировать это соотношение. Сложность в том, что физическое и телесное начало не изолировано, но указывает на нечто более высокое; иначе говоря, с ним связана духовность ранней, «героической» эпохи народной жизни. Оттого у всех народов богатыри целых быков съедают, баранами закусывают, а бочками сороковыми запивают».

Физическое, телесное, плотское соотнесено со стихией героического деяния, борьбы с врагами, духом отваги и патриотизма. Еще прямее и непосредственнее выражается эта степень духовности в сценах коллективного танца и пения, о которых говорилось в первой главе. Помимо героической народной поэзии, на «Тараса Бульбу» (и близкие к нему гоголевские произведения). влияли и другие художественные традиции. Прежде всего те, которые существовали на украинской почве, в так называемых интерлюдиях. Эту художественную традицию уже не назовешь героической. Обычный герой интерлюдий — «школьник»семинарист, по-малороссийски «дяк», или, как шутливо именовали его авторы сатир, «пиворез». «Отбившись от школы за великовозрастием, он увлекается предметами, чуждыми строго духовной науке: ухаживает и за торговками, и за паннами, пьянствует и для добычи средств к существованию поет канты и псалмы под окнами, пускается на рискованные аферы.

Он не прочь порою подшутить над неписьменным крестьянином, проделывая над ним неблаговидные шутки: объявив себя живописцем и взявшись написать портрет, он вымазывает простака сажей».

Понравилось сочинение » Идейный пафос «Тараса Бульбы», тогда жми кнопку of your page –>

«Идейный пафос «Тараса Бульбы»»

Идейный пафос «Тараса Бульбы» — в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести. Духовное и телесное в повесте «Тарас Бульба» как выражение поэтики Н.В. Гоголя. Во все времена существовало определенное представление о соотношении духовных и физических способностей человека.

В европейском идеологическом, культурном и художественном мышлении духовное и интеллектуальное обычно ставилось выше физического и телесного. Разумеется, это самая общая и схематичная формула, не учитывающая сложное развитие представлений с античных времен. Но полное исследование проблемы в данном случае невозможно, да и излишне. Нам важно указать лишь на главную тенденцию, притом тенденцию преимущественно нового времени. В XVIII веке эта тенденция воплотилась в таком ярком феномене, как физиогномика швейцарского писателя И.К. Лафатера — учение о связи между духовно нравственным обликом человека и строением его черепа и лица. По Лафатеру, интеллектуальная жизнь запечатлевается на очертаниях черепа и лба; моральная и чувственная — в строении лицевых мускулов, носа и щек; животная — в складе рта и линии подбородка. Человеческое лицо — это олицетворенная иерархия: три его «этажа» последовательно передают восхождение от низших способностей к высшим. В XIX веке, во времена Гоголя, та же тенденция повлияла на теорию страстей Ш. Фурье. Страсти делятся на три категории: чувственные, связанные с органами чувств; аффективные, устанавливающие человеческие отношения (например, страсть к дружбе), и направляющие страсти, стремящиеся к удовлетворению духовных потребностей (страсть к соревнованию, к разнообразию и к творчеству). Перед нами вновь восхождение от простейшего (физического) к сложному (интеллектуальному и духовному).

Идеальная общественная формация, по Фурье, должна удовлетворить все категории страстей, приведя их в гармоническое равновесие. Какова же иерархия духовных и физических способностей в гоголевской картине мира? Прежде чем отвечать на этот вопрос, условимся в главном. Соотношение физического (телесного) и интеллектуально-духовного интересует нас не с точки зрения теоретических взглядов и мировоззрения Гоголя (это специальная задача, требующая — если она реальна — другой работы), а как соотношение внутри художественной структуры произведения, как существенные моменты его организации и оформления, — иначе говоря, как художественная оппозиция. В «Тарасе Бульбе» есть сцена, ключевая не только для этого произведения, но и для ряда других ранних гоголевских вещей: большинства повестей из «Вечеров», а также для «Вия». Это — первая сцена: встреча Тараса с сыновьями. «Ну, давай на кулаки!» — говорил Бульба, засучив рукава: посмотрю я, что за человек ты в кулаке!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь…»

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку — достоинство первостепенное. Оно определяет нечто существенное в человеке («…что за человек ты в кулаке!»). После поединка Тарас обратился к сыновьям с поучением: «Это всё дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия, всё это ка зна що, я плевать на всё это. »

Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. «А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Бульба, вероятно, имел основания презирать схоластическое учение своего сурового века, однако не заметно, чтобы он предпочитал ему другое, более разумное.

Единственная наука, которую он признает, — война. Воинская отвага и доблесть выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию. Минуту спустя казаки садятся за еду. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная». Еда — существенное дело, поглощение еды — похвальная человеческая способность. Чем съедено больше, тем лучше.

Обратим внимание на этот пиршественный максимализм, отвергающий всякий изнеженный эстетизм и не желающий размениваться на мелочи. Его идеал — натуральность и полная мера («тащи нам всего барана…» и т. д.). Еще более похвальна и способность к питью — вновь обильному, во всю ширь натуры. Характерно также желание Бульбы, чтобы горелка «играла и шипела, как бешеная».

Образы еды и питья передвигаются из неодушевленного ряда предметов в одушевленный. Перед нами живая, дышащая, трепещущая стихия. Одно живое поглощает и усваивает другое. За столом звучит похвала всему съедаемому и выпиваемому. «Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка! А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка».

Читайте также:  Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя: сочинение

Запомним для будущих выводов эту снисходительно-добродушную насмешку над иноплеменниками, не понимающими истинного смысла еды и питья. Все это говорит о том, какое место приобретает в сознании персонажей физическое и телесное начало. Конечно, не следует абсолютизировать это соотношение. Сложность в том, что физическое и телесное начало не изолировано, но указывает на нечто более высокое; иначе говоря, с ним связана духовность ранней, «героической» эпохи народной жизни. Оттого у всех народов богатыри целых быков съедают, баранами закусывают, а бочками сороковыми запивают».

Физическое, телесное, плотское соотнесено со стихией героического деяния, борьбы с врагами, духом отваги и патриотизма. Еще прямее и непосредственнее выражается эта степень духовности в сценах коллективного танца и пения, о которых говорилось в первой главе. Помимо героической народной поэзии, на «Тараса Бульбу» (и близкие к нему гоголевские произведения). влияли и другие художественные традиции. Прежде всего те, которые существовали на украинской почве, в так называемых интерлюдиях. Эту художественную традицию уже не назовешь героической. Обычный герой интерлюдий — «школьник»семинарист, по-малороссийски «дяк», или, как шутливо именовали его авторы сатир, «пиворез». «Отбившись от школы за великовозрастием, он увлекается предметами, чуждыми строго духовной науке: ухаживает и за торговками, и за паннами, пьянствует и для добычи средств к существованию поет канты и псалмы под окнами, пускается на рискованные аферы.

Он не прочь порою подшутить над неписьменным крестьянином, проделывая над ним неблаговидные шутки: объявив себя живописцем и взявшись написать портрет, он вымазывает простака сажей».

Между тем с типом «дяка» связано такое соотношение человеческих способностей, при которых физическое и телесное ставится выше духовного. Но это соотношение тоже непростое: отвращение «дяка» к школе, страсть к рискованным предприятиям и шалостям выдают человека решительного, пренебрегающего сложившимися нормами отношений с властями, со старшими, с родными и т. д. Отметим также снижение мотива любви, принимающее различные формы. С одной стороны, это откровенное презрение к «нежбе» у Тараса Бульбы, ставившего выше любви героическое дело воинскую суровость и самоотверженность. Вместе с тем уже в ранних произведениях Гоголя наметились такие образы высших человеческих движений (прежде всего любви), которые резко контрастируют с только что отмеченной иерархией, то есть преобладанием фического и телесного над духовным и интеллектуальным. Назовем эти примеры случаями острого контраста.

Мироощущение сурового героического века, правда товарищества, сталкиваются с индивидуализирующимся, углубляющимся в самом себе личным чувством. «Андрий… полюбил девушку из враждебного племени, которой он не мог отдаться, не изменив отечеству: вот столкновение (коллизия), вот сшибка между влечением сердца и нравственным долгом…» — писал Белинский о трагедии Андрия. Случаи острого контраста вносят дополнительные диссонансы в гоголевскую шкалу. С одной стороны, если прибегать к схематизированной формуле, телесное и физическое ставится выше духовного и интеллектуального.

Но с другой — свободное и предпочтительное развитие естественного, природного, «физического» не только ограничивается действием внеположенных этой иерархии сил, но и знает «отступления от правила», перебои. Эти перебои создаются прежде всего случаями такого романтизированного, в высшей степени духовного переживания любви, которые находятся в обратном отношении к господствующей иерархии. Таким образом они предвещают то соотношение «физических» и «духовных» моментов, которое возобладает в гоголевском творчестве позднее.

Урок литературы “Патриотический пафос в произведении Н.В.Гоголя “Тарас Бульба””
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Завершающий урок по изучению произведения Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

по повести Н.В.Гоголя

(патриотический пафос повести)

  1. образовательные: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и предательство; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
  2. развивающие : развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию;
  1. воспитывающие: воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
  1. придать занятию проблемно-творческий характер;
  2. развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Форма : урок -размышление

Оборудование : слайдовая презентация; текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по учебнику Коровиной В.Я. «Литература 7 класс» (в сокращении); выставка рисунков ребят.

Вводное слово учителя.

– Мы с вами прочитали очень интересное произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А чем оно интересно? Почему оно остается актуальным до сих пор?

– Тема нашего урока «Патриотический пафос повести «Тарас Бульба»

– Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести. А что такое патриотизм? Любовь к родине, отчизне, батьковщине… Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните.

– Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова род в русском языке образовались и слова родители родня родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

– Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям?

1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины..

Проверка дом.задания. Оцениваем рисунки ребят. Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: героизм, предательство.

Словарная работа .(слайд 5)

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Предательство – поступок предателя.

Предатель – человек, который предал, изменник.

  1. Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему?

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

-Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: «И этот добрый – враг бы не взял его! – вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка» . «Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?

-Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чем думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап о матери, Андрий о панночке)

-Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит?(Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье. А не судьба близких и Родины)

-Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?( Зная, что есть подземный ход и что на выручку осажденным движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)

-Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?

-А что можно сказать о словах Андрия : « А что мне отец, товарищи и Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец – не отец, брат – не брат, …и что я буду биться со всеми» (Андрий не просто предатель, а настоящий враг)

-Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами «Как вскинулся Андрий…» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

-Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты:

Идейный пафос “Тараса Бульбы”

Идейный пафос “Тараса Бульбы” – в беспредельном слиянии личных интересов человека с интересом общенародным. Лишь один образ Андрия резко обособлен в повести. Он противостоит народному характеру и как бы выламывается из главной ее темы. Позорная гибель Андрия, являющаяся необходимым нравственным возмездием за его отступничество и измену народному делу, еще более подчеркивает величие центральной идеи повести. Духовное и телесное в повесте “Тарас Бульба” как выражение поэтики Н. В. Гоголя. Во все времена существовало определенное представление о соотношении духовных и физических способностей человека.
В европейском идеологическом, культурном и художественном мышлении духовное и интеллектуальное обычно ставилось выше физического и телесного. Разумеется, это самая общая и схематичная формула, не учитывающая сложное развитие представлений с античных времен. Но полное исследование проблемы в данном случае невозможно, да и излишне. Нам важно указать лишь на главную тенденцию, притом тенденцию преимущественно нового времени. В XVIII веке эта тенденция воплотилась в таком ярком феномене, как физиогномика швейцарского писателя И. К. Лафатера – учение о связи между духовно нравственным обликом человека и строением его черепа и лица. По Лафатеру, интеллектуальная жизнь запечатлевается на очертаниях черепа и лба; моральная и чувственная – в строении лицевых мускулов, носа и щек; животная – в складе рта и линии подбородка. Человеческое лицо – это олицетворенная иерархия: три его “этажа” последовательно передают восхождение от низших способностей к высшим. В XIX веке, во времена Гоголя, та же тенденция повлияла на теорию страстей Ш. Фурье. Страсти делятся на три категории: чувственные, связанные с органами чувств; аффективные, устанавливающие человеческие отношения (например, страсть к дружбе), и направляющие страсти, стремящиеся к удовлетворению духовных потребностей (страсть к соревнованию, к разнообразию и к творчеству). Перед нами вновь восхождение от простейшего (физического) к сложному (интеллектуальному и духовному).
Идеальная общественная формация, по Фурье, должна удовлетворить все категории страстей, приведя их в гармоническое равновесие. Какова же иерархия духовных и физических способностей в гоголевской картине мира? Прежде чем отвечать на этот вопрос, условимся в главном. Соотношение физического (телесного) и интеллектуально-духовного интересует нас не с точки зрения теоретических взглядов и мировоззрения Гоголя (это специальная задача, требующая – если она реальна – другой работы), а как соотношение внутри художественной структуры произведения, как существенные моменты его организации и оформления, – иначе говоря, как художественная оппозиция. В “Тарасе Бульбе” есть сцена, ключевая не только для этого произведения, но и для ряда других ранних гоголевских вещей: большинства повестей из “Вечеров”, а также для “Вия”. Это – первая сцена: встреча Тараса с сыновьями. “Ну, давай на кулаки!” – говорил Бульба, засучив рукава: посмотрю я, что за человек ты в кулаке!” И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь…”
Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное. Оно определяет нечто существенное в человеке (“…что за человек ты в кулаке!”). После поединка Тарас обратился к сыновьям с поучением: “Это все дрянь, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари, и философия, все это ка зна що, я плевать на все это! ”
Здесь Бульба пригнал в строку такое слово, которое даже не употребляется в печати. “А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму”. Бульба, вероятно, имел основания презирать схоластическое учение своего сурового века, однако не заметно, чтобы он предпочитал ему другое, более разумное.
Единственная наука, которую он признает, – война. Воинская отвага и доблесть выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию. Минуту спустя казаки садятся за еду. “Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками, а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная”. Еда – существенное дело, поглощение еды – похвальная человеческая способность. Чем съедено больше, тем лучше.
Обратим внимание на этот пиршественный максимализм, отвергающий всякий изнеженный эстетизм и не желающий размениваться на мелочи. Его идеал – натуральность и полная мера (“тащи нам всего барана…” и т. д.). Еще более похвальна и способность к питью – вновь обильному, во всю ширь натуры. Характерно также желание Бульбы, чтобы горелка “играла и шипела, как бешеная”.
Образы еды и питья передвигаются из неодушевленного ряда предметов в одушевленный. Перед нами живая, дышащая, трепещущая стихия. Одно живое поглощает и усваивает другое. За столом звучит похвала всему съедаемому и выпиваемому. “Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка! А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка”.
Запомним для будущих выводов эту снисходительно-добродушную насмешку над иноплеменниками, не понимающими истинного смысла еды и питья. Все это говорит о том, какое место приобретает в сознании персонажей физическое и телесное начало. Конечно, не следует абсолютизировать это соотношение. Сложность в том, что физическое и телесное начало не изолировано, но указывает на нечто более высокое; иначе говоря, с ним связана духовность ранней, “героической” эпохи народной жизни. Оттого у всех народов богатыри целых быков съедают, баранами закусывают, а бочками сороковыми запивают”.
Физическое, телесное, плотское соотнесено со стихией героического деяния, борьбы с врагами, духом отваги и патриотизма. Еще прямее и непосредственнее выражается эта степень духовности в сценах коллективного танца и пения, о которых говорилось в первой главе. Помимо героической народной поэзии, на “Тараса Бульбу” (и близкие к нему гоголевские произведения). влияли и другие художественные традиции. Прежде всего те, которые существовали на украинской почве, в так называемых интерлюдиях. Эту художественную традицию уже не назовешь героической. Обычный герой интерлюдий – “школьник”семинарист, по-малороссийски “дяк”, или, как шутливо именовали его авторы сатир, “пиворез”. “Отбившись от школы за великовозрастием, он увлекается предметами, чуждыми строго духовной науке: ухаживает и за торговками, и за паннами, пьянствует и для добычи средств к существованию поет канты и псалмы под окнами, пускается на рискованные аферы.
Он не прочь порою подшутить над неписьменным крестьянином, проделывая над ним неблаговидные шутки: объявив себя живописцем и взявшись написать портрет, он вымазывает простака сажей”.
Между тем с типом “дяка” связано такое соотношение человеческих способностей, при которых физическое и телесное ставится выше духовного. Но это соотношение тоже непростое: отвращение “дяка” к школе, страсть к рискованным предприятиям и шалостям выдают человека решительного, пренебрегающего сложившимися нормами отношений с властями, со старшими, с родными и т. д. Отметим также снижение мотива любви, принимающее различные формы. С одной стороны, это откровенное презрение к “нежбе” у Тараса Бульбы, ставившего выше любви героическое дело воинскую суровость и самоотверженность. Вместе с тем уже в ранних произведениях Гоголя наметились такие образы высших человеческих движений (прежде всего любви), которые резко контрастируют с только что отмеченной иерархией, то есть преобладанием фического и телесного над духовным и интеллектуальным. Назовем эти примеры случаями острого контраста.
Мироощущение сурового героического века, правда товарищества, сталкиваются с индивидуализирующимся, углубляющимся в самом себе личным чувством. “Андрий… полюбил девушку из враждебного племени, которой он не мог отдаться, не изменив отечеству: вот столкновение (коллизия), вот сшибка между влечением сердца и нравственным долгом…” – писал Белинский о трагедии Андрия. Случаи острого контраста вносят дополнительные диссонансы в гоголевскую шкалу. С одной стороны, если прибегать к схематизированной формуле, телесное и физическое ставится выше духовного и интеллектуального.
Но с другой – свободное и предпочтительное развитие естественного, природного, “физического” не только ограничивается действием внеположенных этой иерархии сил, но и знает “отступления от правила”, перебои. Эти перебои создаются прежде всего случаями такого романтизированного, в высшей степени духовного переживания любви, которые находятся в обратном отношении к господствующей иерархии. Таким образом они предвещают то соотношение “физических” и “духовных” моментов, которое возобладает в гоголевском творчестве позднее.

Сочинение по литературе на тему: Идейный пафос “Тараса Бульбы”

Другие сочинения:

Образ Тараса Бульбы В образе Тараса Бульбы – главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя – воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков. Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, Read More .

Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя “Тарас Бульба”. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной Read More .

Краткие комментарии раскрывающие типичность Тараса Бульбы Фразы, раскрывающие типичность Тараса Бульбы: “Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги…” Он принадлежал к числу казаков, проводивших большую часть жизни в Запорожской Сечи. Обращается внимание школьников и на то, что Тарас Read More .

Жизнь Тараса Бульбы Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести “Тарас Бульба” – прекрасном литературном памятнике XIX столетия. С Read More .

Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя “Тарас Бульба”. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной Read More .

Характерные черты казачества в личности Тараса Бульбы Характерные черты казачества выражены в личности Тараса Бульбы. В редакции “Миргорода” его образ выступал в романтическом ореоле. Бульба явственно выделялся среди других персонажей титаническими размерами. В битве под Дубно он “отличается”, как “гигант”. Действиями Тараса словно руководит сила исторического возмездия. Read More .

Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя В сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской. Тарас Бульба недаром говорит о “лучших русских витязях на Украине”. В знаменитой речи о товариществе Тарас снова возвращается к этой мысли: “Бывали и в Read More .

Трагедия Тараса Бульбы Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – историческая повесть. Она рассказывает о жизни казаков в Запорожской Сечи, об их сражениях за независимость Украины. Главный герой повести – старый казак Тарас Бульба, один из лучших воинов Сечи. Всю свою жизнь он Read More .

Сочинение: Образ Тараса Бульбы

В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба», которая впоследствии вошла в его сборник «Миргород». В повести Николай Васильевич показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли.

Тарас Бульба – истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь козаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает ее, поскольку для него главное – быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха».

Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение всем наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества. так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.

Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведет себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков: «но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони».

По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырем, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.

Нет такой силы, которая пересилила бы русскую силу.

Тарас Бульба – герой, подобный героям героического эпоса древности. Он силен и хитер, нет для него выше ценности в жизни, чем товарищество: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек».

Для Тараса Бульбы нет понятия «семья» в привычном смысле этого слова. Любить жену, быть рядом с ней значит обабиться, перестать быть настоящим казаком. Не может он терпеть бездействия, хочется ему проверить своих детей в деле, в бою. Ради этого и совершает он переворот в Сечи. Тарасу довелось увидеть детей в бою, и он мог радоваться: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием. Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Андрий в бою не размышлял, шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка», правда, он же говорил сыну: «Не доведут тебя бабы до добра».

Оба пророчества отца сбылись. Остап в двадцать два года становится куренным атаманом. Андрий предал, полюбив. Убив Андрия, Тарас жалеет о том, что сын «пропал бесславно, как подлая собака!». Всего двое у него сыновей, но и Остапа убил бы Тарас не задумываясь, если бы предал он свою веру, свою родину, товарищей. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен. Чудом выживший в этом бою Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. И, как в бою, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас, и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Слышу!» Он не только услышал последний крик Остапа, но и отомстил за его смерть. Тарас выжег восемнадцать местечек, сжигали женщин, детей. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» – приговаривал Тарас. «Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость», месть за сыновей.

Тараса пленили и заживо сожгли, но и на костре он думал о товарищах. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Образ и характеристика Тараса Бульбы сочинение

Образ Тараса Бульбы считают самым противоречивым в русской литературе. В его образе мы видим много знакомых черт украинского казачества. В повести он раскрывается со всех сторон: хороший семьянин, отважный военачальник и человек с твердым характером.

Тарас Бульба — всенародный герой. Как воевода он показывает неутомимую, энергичную личность, хорошо влияет на своих подчиненных, умеет шутить и зажечь сердца воинов. Главный персонаж хитроумен и сообразителен. Умело управляет психологией казаков. Он — гордый и суровый, а порой — жестокий. Отличается грубым нравом. Считает себя истинным защитником православия и не любит роскоши, богатства. Гоголь охарактеризовал главного персонажа своей повести как национального героя.

Он — грозный муж и отец. Жену считает просто бабой и ничтожным существом. Не признает мягкую женскую душу. Не верит чарам ее любви. Суровый родитель. С сыновьями не допускает ни капли ласки и мягкости.

Жена редко видит своего мужа. Тарас Бульба почти все время проводит в боях и походах. Он не создан для домашнего уюта. В его жилах течет буйная кровь воина и защитника. Ему больше нравится бывать в дальних походах и сражениях. У Тараса два сына: Остап (старший) и Андрий (младший)

Строго воспитывает своих детей. Когда сыновьям нужно было поехать на Сечь, они безропотно подчинились отцу. Тарас предан своему Отечеству. Когда возникает вопрос выбора между родственниками и Отечеством, он выбирает Отечество и не щадит своего сына Андрия.

«Я тебя породил, я тебя и убью», — такую фразу произносит Тарас, когда убивает своего сына за предательство. В этом отчетливо виден образ Тараса Бульбы. Он беспощадно и жестоко относится не только к предателям родины, но и к предателям родной семьи.

Жизнь старого казака заканчивается трагически. Тарас идет мстить за смерть сына Остапа, которого берут в плен и казнят на площади. Но его полк разбивают, а самого заживо сжигают на костре. Писатель в своей повести раскрыл не столько исторические события, сколько показал читателям образ настоящего национального богатыря, сильного не только телом, но и духом. Для людей личность Тараса Бульбы навсегда будет запечатлена в памяти как образ сильного и мужественного человека, настоящего патриота, отдавшего свою жизнь за свободу Отечества.

Вариант 2

Главным героем повести Николая Васильевича Гоголя представляется нам Тарас Бульба. Действия происходят в Запорожской Сечи. Во время сражений казаков с поляками.

Внешне Тарас выглядит тучным, высоким, преклонных лет стариком. Однако дряхлым его совсем не назовёшь! Это грозный, самоотверженный и умный человек. Имеет большое уважение среди своих товарищей и является их предводителем. Его слушают и почитают. Так же он честный и бескорыстный.

Он далеко не беден, но живёт скромно. И осуждает тех кто ведёт боярский образ жизни. Ругается с ними.

На первом месте для него всегда была и есть служба, любовь к родине. Постоянно находится в походах и сражениях. Его приоритеты это добрый конь, да чисто поле и конечно же товарищество. Жена его видит несколько дней в году, а то и того в больший промежуток времени. Нежной ласки от него не получает. Он орёт на неё и подымает руку. Товарищество он ставит выше семьи. Не сидит дома, что бы не обабиться. Как все казаки он любит выпить, погулять.

У него два сына, воспитывает их по своему подобию и не балует. Сразу на второй день, после того как сыновья окончили учёбу, он забирает их на Сечь, участвовать в сражениях. Оба оправдывают его надежды.

Младший сын влюбляется в полячку и переходит на их сторону. Тарас собственноручно его казнит, не вынеся предательства. Со словами:” Я тебя породил, я тебя и убью!”. Это на сколько нужно быть твёрдым человеком, способным убить своего ребёнка? На первом месте у него честь и преданность к родине, затмевающие любовь к сыну.

Второй сын тоже погибает. Его берут в плен и казнят позднее на площади. Отец тайком туда проникает и наблюдает за этим. Тот идёт гордо и безбоязненно, как подобает настоящему воину.

Бульба мстит за смерть сыновей, сжигая поселения поляков вместе с женщинами и детьми. Снова представ в образе жестокого и безжалостного воина.

Конечно, его всё происходящее мучает и грызёт его изнутри. Он страдает, не показывая вида. Вскоре погибает и сам. Его заживо сжигают на костре, и даже в эту минуту он думает о товарищах.

Сочинение Тарас Бульба в повести Гоголя

В своей повести « Тарас Бульба» Гоголь с высочайшим художественным совершенством создал картину борьбы украинского казачества против польской шляхты.

Главный герой повести – Тарас Бульба.

Тарас не создан для тихой семейной жизни, его стихия – Запорожская Сечь. Это сильный и непреклонный казак всю свою жизнь борется против угнетателей своего народа, защищая обездоленных, с беспощадной яростью уничтожая врага. Характер его отличает прямой грубый нрав. Тарас не терпит подлости и лицемерия, презирает бесхарактерность и малодушие, он требователен не только к окружающим, но и к себе.

В чистой и страстной душе Тараса живёт одно стремление – завоевать своей отчизне свободу и независимость. Он мудрый и опытный вожак, мастерски владеющий приемами боя, отважный и мужественный. Больше всего Тарас ценит в человеке самоотверженность и преданность идеалам Запорожской Сечи, с беспощадностью относится к трусам и предателям.

Не щадит он и собственного сына Андрия, переметнувшегося на сторону поляков.

Без жалости, ни секунды не колеблясь, Тарас убивает сына, который совершил самый мерзкий поступок – предал свою Родину.

Чувство гордости переполняет Тараса в случае со старшим сыном, Остапом. С большим трудом пробравшись в стан врага, Тарас присутствует при казни сына. Мужественно отец выдерживает нечеловеческую лютую смерть Остапа, ничем не высказывая свои душевные муки.

Тарас Бульба воплощает в себе всю Украину, свободолюбивый и героический народ, проникнутый сознанием великого дела, которому служат не щадя своей жизни.

Тарас Бульба – это истинный патриот своей Родины, всем сердцем любящий родную землю.

Бескорыстный и честный, мудрый и справедливый, он является ярким примером народного героя, беззаветно отдающего всего себя служению отчизне.

Образ могучего казака, отдавшего свою яркую и доблестную жизнь за процветание Родины, навсегда останется в сердцах людей.

И погибая в пламени костра, Тарас не сдается, принимая свою мучительную смерть с непреклонной верой в победу русского народа.

Бессмертное творение Гоголя навсегда останется одной из любимых книг человечества.

Вариант 4

Тарас Бульба – образ воина из казачьего братства. На первом месте, в его душе, ни жена, а долг по казачьей службе. Чёткое выполнение целей своего родного народа. Он готов отдать жизнь своих сыновей во благо всему родному народу, общему делу.

Внешний вид, причёска соответствуют вольным казакам. В нём сочетается твёрдость характера, тяга к победе, патриотизм. Он не идёт на компромисс.

Он положительно относится к учёбе. Поэтому послал в Киев на обучение. Один сын, по мнению отца, был предателем и умер от руки собственного отца, а за другого Тарас поплатился жизнью, как сделал за любого воина из казаков.

Не предал своих идей наш герой даже, когда его тело предали пламени огня. В этот момент, он глядел на схватку родных казаков, переживал за своих товарищей. Не нашлась ещё такая сила, способная побороть русское сопротивление!

В этом человеке собрано много черт, в том числе огромное чувство долга перед товарищами, могучая сила, хитрость, острый ум. В Остапе он видит, как будущего главнокомандующего, с правильными чертами победителя в ратном бою. Он ловко и чётко участвовал в боевой схватке. А Андрий не нравился из-за большой любви к женскому полу, отчего и погиб от руки отца. Говорил ему отец, что женщины до добра не доведут!

Случайно спасся он в Варшаве, пытаясь спасти старшего сына. И присутствуя на казни с гордостью смотрит на него. Промолвив, что всё слышит, обещает отомстить за причинённую боль. Двое сыновей умирают. Но, одной смертью он гордиться, а другая вызывает у героя презрение!

Наш герой наделён огромной силой, словно богатырь из былин. Хоть он не молод, но он всегда со всеми наравне, не кичится простых воинов. Он является примером для своих казаков. При казни своего сына, он показывает, как надо бороться с врагом даже, если у вас одна с ним кровь.

По своему старшему сыну он сильно скорбил. Убивал всех поляков. Его приказали убить Гетману Потоцкому. Поймав атамана, прикрепили верёвками к дереву. И сожгли. Казак доказал, что не боиться смерти! Он до последнего был со своим народом. Он несомненно может носить имя казака!

Мне нравиться Тарас Бульба. Я думаю, что на его месте поступила также, потому что была примером для всей роты и не могла опозориться на глазах у товарищей и струсить!

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Тараса Бульбы

Популярные сегодня темы

Однажды зимой я пошел к соседке попросить молока. Подойдя к дому, я услышал, как хозяйка ругала кого-то. Я очень удивился, и даже представить не мог, на кого бы это Лидия могла так браниться.

Что значит для меня выражение «мой дом»? Это не просто стены окружающие меня, потолок над моей головой и пол под моими ногами. Нет, это не самое главное. Самое главное для меня – это та окружающая атмосфера, в которой мы живем.

Несмотря на то, что с момента публикации романа «Мастер и Маргарита» прошло уже немало лет, некоторые до сих пор задумываются об истории его создания.

Нравственность это сложное и многогранное понятие. Нелегко сходу дать определение этому слову и феномену. Я думаю, что это совокупность положительных черт характера человека, его принципов, внутренних убеждений.

Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет

Ссылка на основную публикацию
×
×
Название: Образ Тараса Бульбы
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 07:48:06 19 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2127 Комментариев: 8 Оценило: 9 человек Средний балл: 3.8 Оценка: 4 Скачать