Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира: сочинение

“Ревизор” на сцене

“Ревизор” на сцене

Если вы не помните, когда комедия «Ревизор» вышла в свет, или вроде как помните, но сейчас забыли, или если вы вообще считаете, что этим не стоит загружать свою голову, то спешим напомнить (или сообщить) вам, что Гоголь начал читать свое творение в январе 1836 года. Да, в те времена писатели не носили напрямик тексты своих рукописей издателям, а сначала читали их своим друзьям, на вечерах в домах известных литераторов. Так вот. Гоголь читал «Ревизора» на вечере у Василия Андреевича Жуковского. По воспоминаниям современников, читал он великолепно. Спокойно, просто. Он сам как бы разыгрывал всю пьесу. И при этом ни разу не смеялся сам. И только когда слушатели не могли удержаться от смеха, он лукаво усмехался. Можно полагать, что это было самое яркое и самое верное исполнение «Ревизора», потому что оно было авторским. Все прочие постановки были попытками понять Гоголя, приблизиться к нему. И никому, наверное, это не удалось в полной мере. А началось все тогда, еще при жизни писателя.

Сначала Гоголь и его друзья очень долго не могли добиться разрешения на постановку «Ревизора». Жуковский убеждал царя, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

Городничий – , первый исполнитель этой роли в Петербурге. Александринский театр. 1836 г.

Наконец, разрешение было дано, и 19 апреля 1836 года состоялась премьера спектакля на сцене Александринского театра.
Царь остался недоволен спектаклем. Только во время представления он начал понимать настоящий смысл комедии. Говорят, что, выходя из ложи, он сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех».
Зато достоверно известно, что и Гоголь был очень недоволен постановкой. Много лет спустя он писал: «Представление «Ревизора» произвело на меня тягостное впечатление. Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виной тому, что меня не поняли. Мне хотелось убежать от всего». Гоголь, кажется, был единственным, кто воспринял первую постановку как провал.
После спектакля он был «в раздраженном состоянии духа»: «Господи боже! Ну, если бы два ругали, ну, и бог с ними, а то все, все…»
Это не было правдой, хотя и нашлись люди, которые возненавидели Гоголя. Так, граф Федор Иванович Толстой говорил при многолюдном собрании, что Гоголь – «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь». Именно такие заявления писатель переносил особенно тяжело. «Враг России» – это про него-то? Не удивительно, что вскоре после премьеры Гоголь уехал за границу, отказавшись от постановки пьесы в Москве, несмотря на уговоры и М. Щепкина.
Реакция на «Ревизора» была очень разной. Но при этом у большинства зрителей она вызывала недоумение. Сохранилось признание актера Петра Григорьева, исполнявшего роль судьи Ляпкина-Тяпкина: «…эта пиеса пока для нас всех как будто какая-то загадка. В первое представление смеялись громко и много, поддерживая крепко, – надо будет ждать, как она оценится со временем всеми, а для нашего брата, актёра, она такое новое произведение, которое мы, может быть, еще не сумеем оценить с одного или двух раз».
Но для нас сейчас гораздо важнее понять, почему спектакль вызвал такую негативную реакцию у самого Гоголя. Тем более что сохранились его отзывы об увиденном. Перед началом постановки писатель неоднократно предупреждал: «Больше всего надо опасаться, чтобы не впасть в карикатуру. Ничего не должно быть преувеличенного или тривиального даже в последних ролях».
Создавая образы Бобчинского и Добчинского, Гоголь представлял их в исполнении Щепкина и Рязанцева – известных комических актеров той эпохи. В спектакле же получилась карикатура. «Уже перед началом представления, – говорит он, – увидевши их костюмированными, я ахнул. Эти два человечка, в существе своем довольно опрятные, толстенькие, с прилично приглаженными волосами, очутились в каких-то нескладных, превысоких седых париках, всклоченные, неопрятные, взъерошенные, с выдернутыми огромными манишками; а на сцене оказались до такой степени кривляками, что просто было невыносимо».
Роль Хлестакова, которую драматург считал главной, «пропала». Актёр напоминал «водевильных шалунов, которые пожаловали к нам повертеться с парижских театров». Он играл традиционного плута.
Лишь городничий в исполнении понравился Гоголю.
Недоволен был автор и костюмами большинства участников спектакля. Несмотря на его просьбы, ни одной репетиции не было проведено в костюмах.
Огорчила Гоголя и «немая сцена». «Она совершенно не вышла. Занавес закрывается в какую-то смутную минуту, и пьеса, кажется, как будто не кончена».
Но главная причина недовольства Гоголя заключалась даже не в фарсовом характере спектакля – стремлении рассмешить публику, – а в том, что при карикатурной манере игры сидящие в зале воспринимали происходящее на сцене без применения к себе, так как персонажи были утрированно смешны. Между тем замысел Гоголя был рассчитан как раз на противоположное восприятие: вовлечь зрителя в спектакль, дать почувствовать, что город, обозначенный в комедии, существует не где-то далеко, а в той или иной мере в любом месте России. Гоголь обращается ко всем и каждому. В этом заключено громадное общественное значение «Ревизора». В этом и смысл знаменитой реплики городничего: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» – обращенной именно к залу, потому что на сцене в это время никто не смеётся.

Афиша первого представления “Ревизора” в Москве

В Москве первое представление должно было состояться в Большом театре, но под предлогом ремонта спектакль дали на следующий день в Малом. Причина, несомненно, была в том, что московская дирекция, до которой не могли не дойти слухи о толках, какие комедия вызвала в Петербурге, сочла нужным дать пьесу в театральном здании, где «лож вполовину менее, и публики также», и, кроме того, дать в абонемент, распроданный главным образом среди «публики высшего тона». Естественно, что «Ревизор» «не занял, не тронул, только рассмешил слегка» сидевших в ложах бенуара и бельэтажа зрителей. В журнале «Молва» появилась статья, рассказывавшая о первом спектакле комедии в Москве, – «пьеса, осыпаемая местами аплодисментами, не возбудила ни слова, ни звука по опущению занавеса в противовес петербургской постановке».

– первый исполнитель роли городничего в Москве. Малый театр. 1836 г.

Щепкин, игравший городничего, писал в Петербург Сосницкому, что вначале он был удивлен приемом, оказанным публикой, но один знакомый объяснил, почему спектакль не вызвал такой же шумной реакции, как это было в Петербурге: «Помилуй, говорит, как можно было ее лучше принять, когда половина публики берущей, а половина дающей?» В том-то и дело, что в Москве, не подчеркивая водевильных и фарсовых моментов, театр выдвинул на первый план ее идейно-обличительное содержание.
Через два года после первого представления Белинский писал: «Вся пьеса идет прекрасно». Первое место, по его мнению, принадлежит М. Щепкину: «Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество! Все так верно, глубоко-истинно… Актер понял поэта: оба они не хотят делать ни карикатуры, ни сатиры, ни даже эпиграммы; но хотят показать явление действительной жизни, явление характеристическое, типическое». Отмечая с похвалой всех исполнителей вплоть до Мишки – слуги городничего, критик осуждал лишь Ленского, играющего Хлестакова несносно дурно. Ленский, как и Дюр – петербургский Хлестаков, – был водевильным актером.
Известно, что Гоголь, недовольный исполнителями роли Хлестакова, целиком принял в этой роли московского актера . В дальнейшем одним из самых замечательных исполнителей этой роли в Москве был .

«Ревизор» в театре Мейерхольда

В 1926 году «Ревизор» прошел в Государственном театре имени Мейерхольда. Это был очень интересный спектакль. Мейерхольдом была проведена огромная подготовительная работа. Он увидел трудность этой пьесы в том, что она идет главным образом на актёре, а не на режиссёре. Свою задачу он видит в создании такой обстановки, в которой актёрам было бы легко играть. «Надо так оборудовать сцену, чтобы на ней легко игралось»,- пишет режиссёр. Мейерхольд проанализировал предыдущие постановки, выявил их достоинства и недостатки. Он пришел к выводу, что «нужно постараться удержать стремительность водевиля и всё же оставить серьёзный спектакль». При этом нужно было «сыграть текст так, чтобы он не загрузил спектакль на большое количество часов».
Мейерхольд говорит о том, что в комедии есть единство места: действие происходит в доме городничего, но есть одна сцена, которая как бы выпадает из этого единства – сцена в гостинице. Режиссёр находит интересное решение: он переносит этот эпизод на отдельную площадку, которая открывается взору зрителей в нужный момент, а потом исчезает. Мейерхольд оригинально обустраивает сцену: «…площадка… будет поката, довольно круто поката. Трудновато будет ходить. И мебель будет стоять немного косо, с наклоном в публику».
Очень интересно он отбирает актёров, реальная внешность людей должна соответствовать видению персонажей режиссёром, чтобы надобность в гриме отпадала. Таким способом достигается реалистичность образов. Персонажи не должны выглядеть комично.
Большое внимание Мейерхольд уделяет переодеванию Анны Андреевны и Марьи Антоновны, он показывает шкаф с их платьями публике, чего раньше никто не делал, хотя Гоголь обращает на это внимание в своей пьесе.
Осип – молодой человек. «Он мудро рассуждает, по-стариковски рассуждает, а молодой». Мейерхольд делает его еще и вором, потому что, когда человека не кормят, остается только воровать.
Хлестакова режиссёр одевает в плохой петербургский фрак, делает его лысым, чтобы подчеркнуть ничтожество. «А то всегда Хлестакова делают амурчиком. Между прочим, все женщины любят лысых». Хлестаков у него лишен всякого воспитания и непристоен. Мейерхольд увидел в нем хитрого человека: «Это принципиальный мистификатор и авантюрист».
Марья Антоновна уже не такая наивная, она перенимает развратное поведение матери, которая наставляет городничему рога, и старается вести себя так же. Они конкурентки. Городничий тоже предстаёт лысым, «подёрганным». Он подкаблучник, все свои деньги тратит на жену и дочь.
Чтобы воплотить свои идеи на сцене, Мейерхольд очень большое внимание уделял работе с актёрами. Им нужно было понять характеры тех персонажей, которых они должны были сыграть.
После просмотра спектакля один из московских критиков сказал, что Мейерхольд «поставил «Ревизора», учитывая слова Гоголя о том, что там изображены не люди, которых представляют на сцене, а наши страсти…». Сам режиссёр считает, что этот критик, очевидно, не обратил внимания на другое письмо Гоголя к Щепкину, в котором писатель говорит об обличительном характере пьесы. Мейерхольд в своей новаторской постановке как раз и усиливает обличительную тенденцию, делает пьесу более реалистичной, хотя он сам признается в том, что не довёл эту тенденцию до конца.
В постановке Мейерхольда все персонажи имеют свою биографию, чего не было в предыдущих постановках «Ревизора», они становятся реальными людьми, а не просто образами. Критики ругали режиссёра, говорили, что это профанация, исковерканный Гоголь.
Но самое главное, что Мейерхольд ставит суд истории. По его словам, гниль в персонажах заложена с самого начала, поэтому суть немой сцены в том, что они не могут не окаменеть. Гоголь говорил, что немая сцена должна длиться 2-3 минуты. Этого сделать невозможно, и Мейерхольд в немой сцене использовал манекены, что производило ужасающий эффект. Вместо людей перед зрителями представали бездушные куклы. Публика не согласилась с критикой. По словам самого Мейерхольда, театр был переполнен, когда шла эта комедия. Зрители утверждали, что спектакль получился очень весёлым, динамичным, кинематографичным.

Постановки Малого театра
В 1938 году Малый театр показал комедию в постановке . Газета «Правда» писала: «Ревизор» в новой постановке захватывает зрителей, словно это совсем новый спектакль… Что в действительности нового в постановке Академического Малого театра? Это как раз полное отсутствие «академизма», живость, динамичность, острота игры, ее воодушевленность, замечательная слаженность. «Ревизор» помолодел в новой постановке. «Ревизор» оказался нужным нам не только как историческая пьеса, а как гениальная сатирическая картина нравов».
Другим, еще более убедительным и новым решением была постановка в том же Малом в 1949 году, не сходившая со сцены несколько сезонов.
Интересно, что в двух этих разных постановках главные роли играл один и тот же актер – . В 1938 году это была роль Хлестакова, а в 1949 – городничего. И в том и в другом образе он был великолепен.

Читайте также:  Гоголевский смех сквозь слезы в поэме Мертвые души: сочинение

Кстати, одним из лучших исполнителей роли Хлестакова за всю историю постановки спектакля был Михаил Чехов. Его игра была блистательной, он умел так увлечь зал, что зрители чувствовали и переживали вместе с ним. «Хлестаков у Чехова не только щёголь, ветреник, позёр, дамский угодник, любитель сладкой жизни, он ещё человек-ветошка, лицо жалкое и зависимое, полунищий, бесправный чиновник на последней ступеньке государственной лестницы. Посмотрите ему в глаза в сцене голода – это загнанный зверёк, что-то в нем щенячье, сиротское. А в сцене вранья, вдруг потеряв управление собой, с какой тоской говорит о кухарке Маврушке и четвёртом этаже… И какой единодушной была реакция зрителя на все эти перемены в оттенках игры Чехова». В своей игре актёр следовал авторским ремаркам, но в то же время искал возможности новой трактовки комедии. Он играл во МХАТе в спектакле 1922 года. Это был первый спектакль русской классики, который поставил Станиславский в послеоктябрьские годы.

С тех пор было еще много разных постановок спектакля. И в последние годы его ставят не менее активно, чем раньше. Но у меня постоянно возникает ощущение, что сегодня мы ходим не на «Ревизора». И нет у нас желания услышать Гоголя. А интересно нам, что же с Гоголем сделал тот или иной режиссёр. А дальше… Мы с упоением критикуем и обсуждаем, насколько непристойна была та или иная постановка, и вновь и вновь задаем себе один и тот же вопрос: на что имеет право режиссёр, который берется за классику? Однозначного ответа здесь нет и быть не может. А значит, мы и дальше будем ходить и смотреть. Благо, что выбор велик. Читайте наши ежемесячные обзоры гоголевских спектаклей и вперед: в ТЕАТР!

Гоголевская пьеса “Ревизор” на сценах театров мира

Споры вокруг наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, пестрота оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма до сюрреализма и экзистенциализма),- красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает также вопрос об особенностях гоголевского реализма.

Творчество Гоголя – важнейший этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Гоголь стоит у истоков натуральной школы, обозначившей

В современном литературоведении существуют понятия о пушкинском и – отличном от него – гоголевском периодах развития литературы. Характерные особенности обоих периодов проявились уже на рубеже 30-40-х годов, когда со всей определенностью очертился новый художественный этап, названный впоследствии гоголевским. Немалая роль в анализе этого явления принадлежит В. Г. Белинскому, хотя он в статьях 30-х годов склонен был недооценивать последний период творчества Пушкина. Достаточно сослаться на обзорную статью “О русской повести и повестях г. Гоголя”, в которой критик обошел вниманием пушкинские “Повести Белкина” и “Пиковую даму”. В центре обзора – первые три сборника молодого Гоголя, объявляемого лидером современной ему литературы. И только в критических работах 40-х годов Белинский приходит к объективной оценке вклада Пушкина в развитие реализма и тем самым пересматривает свои более ранние суждения. Но идея сама по себе укоренилась и продолжала жить.

В Никарагуа поставил эту комедию Гоголя театр имени Рубена Дарио. Это единственный театр в стране. “Два года назад,-рассказывает режиссер и директор труппы Лусеро Милан,- мы прочитали ” Ревизора ” Гоголя. Пьеса нам очень понравилась удивительно ярко выписанными характерами персонажей, диалогами, идеей, а главное – ее остро современным звучанием. Стоит поменять фамилии, костюмы, время и место действия – и можно представить, что, все произошло в Никарагуа”. : Час и сорок минут шел спектакль. Простые никарагуанцы с интересом следили за событиями, чисто по-латиноамерикански реагировали на реплики. А когда герои комедии застыли в немой сцене, раздался гром аплодисментов. “Мы поняли, что к классике можно и нужно обращаться,- говорил Л. Милан,- что она имеет огромное воспитательное значение для нашего народа, близка и понятна ему”.

Совершенно определенно высказался по этому поводу советский литературовед Г. А. Гуковский: “Когда говорили о пушкинском периоде, имели в виду главным образом 1820-е годы, тем более, что пушкинское творчество 30-х годов было недостаточно представлено в печати, попросту недостаточно известно как читателям, так и критикам. Да, в сущности, так оно и было: поскольку в 20-е годы именно Пушкин осуществлял движение русской литературы вперед, это и был по преимуществу пушкинский период. И хотя Пушкин органически вошел и в новый период, отметивший 30-е годы, период более демократический, “социальный” и разрушительный, все же этот период оказался связанным с образами новых богов, открыто, почти дерзко его выражавших, с образами Гоголя и Лермонтова – прежде всего, конечно, Гоголя” .

Сочинение на тему: Почему пьеса Гоголя названа “Ревизор”? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что хотя Хлестаков и не имеет никакого отношения к ревизору, но в течение всей пьесы чиновники принимают его за такового. Многие исследователи творчества Гоголя.

Белинский о комедии Гоголя “Ревизор” В 1839 году в статье о “Горе от ума”, осудив комедию Грибоедова “с художественной точки зрения” (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840.

История написания комедии Гоголем “Ревизор” Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С. Данилевского, приятеля Гоголя по гимназии, В. И. Шенрок записал, что.

Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого Творчество Толстого охватывает большой период времени с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861.

Гоголівська п’єса “Ревізор” на сценах театрів миру Суперечки навколо спадщини Гоголя, що не припиняються дотепер, строкатість оцінок, властива концепціям творчості письменника (від натуралізму до сюрреалізму й екзистенціалізму),- красномовне свідчення актуальності художньої й філософської спадщини письменника. Гострі дискусії.

Хаос и Космос как основа мира Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали только в 1850-х годах. Исследователи.

Над кем смеетесь или как писать сочинение по комедии “Ревизор” Обращение Гоголя к театру было вполне закономерным. Его интерес к театральному искусству проявился еще в Нежине. Одно время он даже предполагал стать профессиональным актером. По глубокому убеждению Гоголя, театр –.

Сочинение по роману Пушкина “Арап Петра Великого” Обращение Пушкина во второй половине 20-х годов к прозе соответствовало основным тенденциям развития русской литературы. “Повести и романы читаются всеми и везде”,- отмечал Пушкин, подчеркивая большую по сравнению с поэзией.

Сочинение на тему: Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы “Ревизор” По сравнению с предшественниками Гоголь внес много нового в разработку самого жанра комедии и деталей драматического произведения. Обратим внимание на мастерство Гоголя в разработке ремарок. Ни один драматург не придавал.

Источник поэтического мира Леси Украинки Откуда берется эта сила и воодушевление в душе слабой, больной девушки? Наверно, первое, что влияет на становление человека как личности – это семья. Поэтому не удивительно, что в семье косачей.

История мира это биография великих людей Ни один человек не может жить без памяти, которая помогает нам преодолеть время. Безусловно, именно такая человеческая способность важна для каждого из нас. Если человек утеряет память, то он сам.

Можно ли согласиться с тем, что жизнь – это познание мира? Человек Приходит в этот мир для любви и добра. В жизни же доводиться встречаться нам с красотой и подлостью, радостью и горем, в ее духовной жизни бывают часы торжества и.

“Дни Турбиных” – пьеса об интеллигенции и революции В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем “Дней Турбиных”, друг М. Булгакова П. С. Попов писал: “Дни Турбиных” – одна из тех вещей, которые как – то вдвигаются в.

Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь.

Ожившая Галатея или Пьеса “Пигмалион” В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона.. Если ожившая Галатея была воплощенной покорностью и любовью, то Галатея Шоу поднимает бунт против своего создателя.

Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя “Ревизор” Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Гоголь.

Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя “Ревизор” Никто не говорит о заимствовании Гоголя у Вельтмана, а между тем обстановка во время ожидания генерал-губернатора чрезвычайно напоминает ту, которая описана Гоголем в начале комедии. В. Гиппиус писал: “Внутренняя пустота.

Роман Новалиса “Генрих фон Офтердингер” – миф о целостности средневекового мира Об ” универсуме” и универсальном человеке. Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе “Генрих фон Офтердинген” (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата). Историческим прототипом для своего.

Анализ художественного отображения мира в драмах Шиллера Драмы Шиллера веймарского периода, появившиеся уже в послереволюционные годы, отмечены новыми особенностями. В них содержится ясное представление о том, что жизнь общества находится в постоянном изменении и развитии. “Британия сейчас.

Сочинение по повести Чехова “Невеста” Мотив ухода явился центральным и для последнего прозаического произведения Чехова – “Невеста” (1903). Жизнь героини повести, Нади, складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно’ она начинает.

Николай Васильевич Гоголь. История
«Ревизора» на сцене

Николай Васильевич Гоголь – жизнь и творчество

«Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», – так говорил о себе самый скромный и, пожалуй, самый загадочный классик XIX века. Обличитель общественных пороков, блистательный сатирик, автор величайших произведений русской литературы, человек, имя которого до сих пор носят улицы и учебные заведения, – Николай Васильевич Гоголь.

Родился будущий писатель 1 апреля 1809 года в Полтавской губернии. Он стал третьим ребенком в семье – два предыдущих появились на свет мертвыми. В детстве Гоголь жил в деревне, в 12 лет поступил в Гимназию высших наук. Учился плохо, активно интересуясь лишь рисованием и русской словесностью, но обладал великолепной памятью, что помогало ему готовиться к экзаменам всего за несколько дней.

Перебравшись в 1828 году в Петербург, Николай столкнулся с материальными проблемами, поэтому пробовал себя в разных направлениях: пытался стать актером, чиновником, занимался литературой. Под псевдонимом издал романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», но из-за шквала критики, обрушившейся на произведение, лично выкупил весь тираж из магазинов и сжег его.

Читайте также:  Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»: сочинение

Влияние Александра Сергеевича Пушкина

Гоголь с самого детства зачитывался Пушкиным, а приехав в столицу, сумел познакомиться с ним лично. «Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия. », – говорил поэт про своего нового товарища, с которым они встретились в 1831 году. Он ценил талант Николая и предлагал ему некоторые идеи для произведений.

Например, Александр Сергеевич набросал план комедии о человеке, принятым в провинции за столичного чиновника – так появился «Ревизор». А самое известное произведение Гоголя – «Мертвые души» – имело похожую историю создания. Как позже признавался автор, после изложения идеи произведения, Пушкин сказал, что «такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для Гоголя тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».

Мистическая составляющая образа Гоголя

Как было сказано выше, с именем Николая Васильевича Гоголя связано очень большое количество тайн, мифов и догадок. Начиная с истории о «перевернутом в гробу» черепе писателя, заканчивая исцелением Булгакова от наркозависимости посредством ночного прихода уже мертвого Гоголя – собрав все существующие легенды, можно получить толстую книгу.

Подлинность всех этих преданий мы, скорее всего, установить не сможем, более того – мы не знаем, как именно в 1852 году скончался великий писатель. Истощение и утрата сил, летаргический сон, непредумышленное отравление врачами – и это только несколько версий о кончине автора.

«Ревизор»

Гоголь решил «собрать в одну кучу все дурное в России» – так получилась комедия, ставшая классикой русской литературы – «Ревизор». Сюжет известен каждому: чиновники провинциального города принимают проезжего молодого человека за инспектора из столицы. На этом строится весь сюжет, обличаются и высмеиваются пороки общества и чиновников. Критические отзывы Белинского и Герцена закрепили за комедией обличительный, сатирический смысл.

Композиция «Ревизора» кольцевая, с типичным для произведения эпохи классицизма единством места, времени и действия. Тем не менее, Гоголь позволил себе отступить от догм классицизма и не сделал «говорящих» фамилий главным героям.

Забавно устроена и система персонажей в «Ревизоре». Так Гоголь пытается максимально охватить все стороны общественной жизни, представив своих героев в различных отраслях. Власть, полиция, образование, здравоохранение, почта – мы получаем очень широкий взгляд на государственное устройство России.

Важно понимать, что время действия «Ревизора – непосредственная современность на момент написания, то есть события происходят примерно в 1831 году. Все, что мы видим в комедии – это квинтэссенция человеческих пороков того общества. Воровство, ложь, лицемерие, страх, взяточничество – по заслугам досталось всем.

Самое ценное в «Ревизоре» – его актуальность, злободневность, современная значимость. Гоголь попал в точку, указав вечные проблемы и изъяны русского общества и высмеяв те отрицательные качества, которые каждый человек может найти в себе.

«Ревизор» на сцене

Первая постановка произведения Гоголя состоялась в Александрийском театре в Петербурге. На премьеру собрался полный зал, присутствовали также и представители власти: император и чиновники. Представление прошло успешно – Николай I много смеялся и хлопал, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!».

Но несмотря на довольство императора, Гоголь был в отчаянии – ему казалось, что в актерской игре было множество недостатков, а зрители оценивали смехом не те моменты, где надо было смеяться. Выход нескольких критических отзывов Николай Васильевич воспринял как травлю, но весь XIX век «Ревизор» раз за разом появлялся на сцене, став главной постановкой многих театров на долгое время.

В XX веке очень важной постановкой «Ревизора» стало творение режиссера Всеволода Мейерхольда. Он совместил текст шести редакций пьесы. Внешность актеров соответствовала их описанию в произведении, таким образом он показал на сцене не просто образы, а «людей из жизни». Символизм и реалистичность изображения сделали спектакль «гиперболизированным зеркалом» мира старой России.

«Вий», «Души», «Женитьба», «Игроки», «Майская ночь», «Маменька», «Ночь перед Рождеством» и, конечно же, «Ревизор» – в театрах всей страны до сих пор идет огромное количество постановок по творениям Гоголя.

Писатель очень высоко оценивал роль театра в жизни общества. Он считал, что театр должен просвещать и учить народ. Кажется сначала, что это подход авторов времен классицизма, когда за литературой и драматургией была закреплена воспитательная функция. Гоголь полагал, что пьесу «надо увидеть своими очами», то есть переосмыслить классику, сделав ее актуальной. Его не понимали, точнее, он мог только почувствовать, как надо сделать, но не мог объяснить. Отсюда, в частности, и недовольство первой постановкой «Ревизора».

Гоголевские места

За свою не очень долгую жизнь Гоголь оставил след во многих местах. Памятники ему установлены в Санкт-Петербурге, Днепре, Волгограде, Киеве, Полтаве, и многих других городах. Также памятник писателю можно увидеть на Никитском бульваре, в Москве, в доме, где автор провел последние годы своей жизни. В 2008 году в Миргороде была установлена трехметровая скульптура писателя, окруженная персонажами его произведений.

Одно из самых известных мест в Москве, носящих имя драматурга – Гоголь-центр. Переформированный Кириллом Серебренниковым Московский драматический театр им. Гоголя, центр собирает в себе все тенденции мирового искусства, проводит спектакли режиссеров со всего мира, дает возможность посетить лекции, дискуссии, концерты. «Территория свободы» – так называют свое творение его руководители. Гоголь-центр собирает под своей крышей огромный театральный видеоархив, проводит показы фильмов, не вышедших в кинотеатрах России, а дискуссионный клуб дает возможность обсудить самые актуальные вопросы в области искусства.

Авторы проекта: Даниил Бабкин и Алексей Морозов

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Гоголевская пьеса «Ревизор» на сценах театров мира

Споры вокруг наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, пестрота оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма до сюрреализма и экзистенциализма),— красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает также вопрос об особенностях гоголевского реализма.

Творчество Гоголя — важнейший этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Гоголь стоит у истоков натуральной школы, обозначившей окончательный поворот к реализму в русской литературе. Это общеизвестные истины, однако задача учителя состоит в том, чтобы не только проанализировать отдельные произведения писателя, показать его творческую эволюцию, но и выйти за пределы художественной индивидуальности изучаемого автора и дать хотя бы начальные представления о литературном процессе, характере его развития, смене эстетических вех. Только историко-литературный принцип способен обеспечить полноту литературного образования. Пренебрежение этим принципом может привести к «островному» постижению литературных явлений вне их связи и взаимообусловленности. Именно этим обусловлена необходимость в постоянном внимании учителя к теме «Пушкин и Гоголь», на которой мы и остановимся подробнее.

В современном литературоведении существуют понятия о пушкинском и — отличном от него — гоголевском периодах развития литературы. Характерные особенности обоих периодов проявились уже на рубеже 30—40-х годов, когда со всей определенностью очертился новый художественный этап, названный впоследствии гоголевским. Немалая роль в анализе этого явления принадлежит В. Г. Белинскому, хотя он в статьях 30-х годов склонен был недооценивать последний период творчества Пушкина. Достаточно сослаться на обзорную статью «О русской повести и повестях г. Гоголя», в которой критик обошел вниманием пушкинские «Повести Белкина» и «Пиковую даму». В центре обзора — первые три сборника молодого Гоголя, объявляемого лидером современной ему литературы. И только в критических работах 40-х годов Белинский приходит к объективной оценке вклада Пушкина в развитие реализма и тем самым пересматривает свои более ранние суждения. Но идея сама по себе укоренилась и продолжала жить.

В Никарагуа поставил эту комедию Гоголя театр имени Рубена Дарио. Это единственный театр в стране. «Два года назад,—рассказывает режиссер и директор труппы Лусеро Милан,— мы прочитали «Ревизора» Гоголя. Пьеса нам очень понравилась удивительно ярко выписанными характерами персонажей, диалогами, идеей, а главное — ее остро современным звучанием. Стоит поменять фамилии, костюмы, время и место действия — и можно представить, что, все произошло в Никарагуа». : Час и сорок минут шел спектакль. Простые никарагуанцы с интересом следили за событиями, чисто по-латиноамерикански реагировали на реплики. А когда герои комедии застыли в немой сцене, раздался гром аплодисментов. «Мы поняли, что к классике можно и нужно обращаться,— говорил Л. Милан,— что она имеет огромное воспитательное значение для нашего народа, близка и понятна ему».

Совершенно определенно высказался по этому поводу советский литературовед Г. А. Гуковский: «Когда говорили о пушкинском периоде, имели в виду главным образом 1820-е годы, тем более, что пушкинское творчество 30-х годов было недостаточно представлено в печати, попросту недостаточно известно как читателям, так и критикам. Да, в сущности, так оно и было: поскольку в 20-е годы именно Пушкин осуществлял движение русской литературы вперед, это и был по преимуществу пушкинский период. И хотя Пушкин органически вошел и в новый период, отметивший 30-е годы, период более демократический, «социальный» и разрушительный, все же этот период оказался связанным с образами новых богов, открыто, почти дерзко его выражавших, с образами Гоголя и Лермонтова — прежде всего, конечно, Гоголя» .

Гоголевская пьеса “Ревизор” на сценах театров мира

Споры вокруг наследия Гоголя, не прекращающиеся до сих пор, пестрота оценок, свойственная концепциям творчества писателя (от натурализма до сюрреализма и экзистенциализма),- красноречивое свидетельство актуальности художественного и философского наследия писателя. Острые дискуссии вызывает также вопрос об особенностях гоголевского реализма.
Творчество Гоголя – важнейший этап развития русской литературы, связанный со становлением и утверждением принципов реалистической эстетики. Гоголь стоит у истоков натуральной школы, обозначившей

Портретные описания образов в поэме “Мертвые души” Великое мастерство Гоголя-реалиста сказалось в поэме в создании им галереи бессмертных образов помещиков, ярко индивидуализированных. Эта индивидуализация достигается многообразными приемами. Прежде всего среди этих приемов следует отметить подбор метких слов.

КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” Время, Когда жил и творил Н. В. Гоголь, было Отмечено крупными общественно-историческими Событиями. Детские годы писателя совпали с Разгромом Наполеона в Отечественной войне 1812 года, выходом России на широкую Международную.

Сборный город всей темной стороны Николаевская Россия не была бедной или политически слабой страной, однако комедия “Ревизор” изображает именно Россию эпохи царствования Николая I. Один из мемуаристов дал этому времени определение “глухие годы”. Действительно, на.

Многоликость внутреннего мира Чичикова Николай Васильевич Гоголь принадле-жит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, “творение, выхваченное.

Мир помещиков у Гоголя . Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. “Золотой век” поместного дворянства, ставшего к этому времени, без преувеличения, паразитическим классом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить.

Историко-бытовой и нравственный элемент “Стращная месть”- единственная в “Вечерах нэ хуторе” историческая повесть. Писатель рисует в ней бурную эпоху борьбы украинского народа за свою независимость с польскими феодалами – борьбы, в ко – торой.

Изображение народа в поэме “Мертвые души” “Идейным стержнем” поэмы И. В.Гоголя “Мертвые души” является “мысль о трагической судьбе народной”. На протяжении всего произведения автор упоминает людей “низкого класса”. Хотя среди образов крепостных крестьян и не выделяются.

Читайте также:  Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н. В. Гоголя Мертвые души): сочинение

Трагичные судьбы Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) Остап и Андрий – родные братья, но они очень сильно отличаются друг от друга. Остап обладает твердым характером, это становится ясно уже в самом начале повести. Годы, проведенные в бурсе.

Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые души”. Читая.

Комедия о настоящей беде в государстве Русском (“Ревизор”) Сейчас, в то время, когда “Ревизор” написан и когда происходит действие, городничему лет 50. Он родился, стало быть,- в конце XVIII столетия, при Екатерине II. Он был юношей, когда наступил.

Как писать сочинение по повести “Тарас Бульба” “Тарас Бульба” – не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже, в каком веке происходило действие повести. Гоголю важнее было дать.

Почему герои Гоголя кажутся нам “знакомыми незнакомцами” Несомненно, что тот смех, который мы называем “гоголевским”, появился задол­го до появления на свет произведений это­го писателя: в комедии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в описании представителей фамусовского.

Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Вступление. История написания повести. (Повесть создавалась почти девять лет, перед ее написанием Гоголь много работал над изучением исторических материалов о народных восстаниях.) Главная тема повести – героическая борьба украинского народа.

ГОГОЛЬ КОМЕДИЯ ‘РЕВИЗОР” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” была написана в 1836 году. Комедия точно отражает время ее написания, Время эпохи Николая I, время Доносов и слежки. Сам Гоголь замысел “Ревизора” Определил так.

Развитие образа Хлестакова в черновых редакциях комедии Но в первой и во второй черновых редакциях комедии у Хлестакова еще недостаточно выявлены и типические, и общечеловеческие черты. В монологе Осипа (второе действие) Хлестаков наделен чертами мелкого жулика: “извозчиков.

Краткая характеристика образов помещиков и чиновников в романе “Мертвые души” Помещики. Общепринятое представление о композиции I тома заключено в следующем: визиты Чичикова к помещикам описываются по строго определенному плану. Помещики (начиная от Манилова и кончая Плюшкиным) расположены по степени усиления.

Власть слова над нами огромна (на примере творчества Гоголя) Слово литературное, написанное, типографски отпечатанное и упакованное в переплет,- текст и только лишь текст. Он ничей; он середина, не имеющая начала. А нам надо знать, в результате каких поворотов судьбы.

Современная Гоголю критика о “Ревизоре” “В каком-то городке, излагает содержание комедии Булгарин, городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками. Помещики и отставные чиновники – ниже человеческой глупости. Жена.

Сочинение по повести “Невский проспект” В основу “Невского проспекта”, как и всего цикла “Петербургские повести”, легли впечатления петербургской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: “Эти новые произведения игривой и.

Современная критика о “Ревизоре” “В каком-то городке.,- излагает содержание комедии Булгарин, – городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и дураками. Помещики и отставные чиновники – ниже человеческой глупости.

Сейчас вы читаете: Гоголевская пьеса “Ревизор” на сценах театров мира

Драматургия Гоголя в произведении Ревизор

Драматургия Гоголя — особая страница его творчества. Для не­го театр был не развлечением, а великой школой, где со сцены «чи­тается разом целой толпе живой урок» и зрители могут «потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» («Выбранные места из переписки с друзьями»). Всего Гоголем было написано несколько пьес («Владимир III степе­ни», «Женитьба», «Игроки» и другие), но центральное место зани­мает, безусловно, первая из них — «Ревизор». По словам самого Го­голя, сюжет этой комедии, как и «Мертвых душ», «подарил» ему Пушкин. В октябре 1835 года, оставив работу над «Мертвым душа­ми», Гоголь очень быстро пишет «Ревизора» — уже 6 декабря коме­дия в основном была закончена, а 19 апреля 1836 года поставлена на сцене Александринского театра в Петербурге. Одновременно вышло отдельное издание пьесы. Гоголь остался крайне недоволен постановкой пьесы в Петербурге. В дальнейшем он много раз пы­тался объяснить смысл своей комедии («Театральный разъезд», «Развязка «Ревизора», «Авторская исповедь»), много раз перераба­тывал ее текст, создавая новые редакции, последняя из которых — пятая — появилась летом 1842 года.

В основу комедии положен анекдот о мнимом ревизоре, уже не раз до Гоголя использованный в русской драматургии. Но под пе­ром писателя-сатирика смешная история о том, как человека при­няли не за того, кто он есть на самом деле, превратилась в острей­шее обличение социальных и нравственных пороков российской бюрократии и призыв к их исправлению. В гоголевском «Ревизоре» присутствует и юмор, и сатира, что соответствует комедийному жанру, но в соответствии с основным пафосом пьесу обычно опре­деляют как сатирическую комедию. Так поняли «Ревизора» совре­менники Гоголя, в том числе близкие ему по духу, взглядам, худо­жественным вкусам.

Перед нами в обобщенном образе уездного города N разворачива­ется печальная картина жизни паразитического в своей основе бю­рократического государства, основанного на взяточничестве, казно­крадстве, подхалимстве низших и самоуправстве высших чинов. В нем не работают, а лишь создают видимость деятельности важней­шие государственные учреждения: суд, почта, здравоохранение и со­циальные (богоугодные) заведения, органы образования и просве­щения. Руководящие ими чиновники — судья Ляпкин-Тяпкин, по­печитель богоугодных заведений Земляника, почтмейстер Шпекин, смотритель училищ Хлопов — заботятся лишь о собственной выгоде и благосостоянии. Недаром Гоголь дает им говорящие фамилии. Всю эту систему возглавляет городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, считающий своим долгом не исправлять недостатки, а лишь прикрывать их, наводить внешний лоск — и то только перед приездом ревизора из столицы, за которого по ошибке чиновники приняли случайно оказавшегося в этом городе мелкого служащего Хлестакова. «Ради Бога, дайте нам… наших плутов. На сцену их, на смех всем!» — призывал Гоголь и сам сделал это в «Ревизоре». «Всем досталось, а мне более всех!»- так, по воспоминаниям современни­ков, оценил пьесу даже царь Николай I.

Но этот идейный слой, связанный с обличением общественных пороков и составляющий основу социальной сатиры Гоголя, — лишь одна из линий авторского замысла, хотя и очень важная. Для самого писателя гораздо более значимой представлялась та линия, которая выводит комедию на уровень нравственно-философских обобщений и связана с гоголевским «видимым миру смехом» и «не­видимыми ему слезами».

Еще Белинский отмечал: «Идея “Ревизора” носит не злободнев­ный, сугубо политический характер, но общечеловеческий и фило­софский». Степень типизации и обобщения здесь такова, что даже возникло особое понятие, получившее название по имени гоголев­ского героя — хлестаковщина. На роль Хлестакова Гоголь обращал особое внимание актеров. Этот образ оказался новым и непонятным для сценической трактовки. Во всех предшествовавших гоголев­скому «Ревизору» комедиях на подобную тему мнимый ревизор все­гда сознательно обманывал городские власти. Гоголь меняет в сво­ей пьесе то главное, на чем обычно держался сюжет: здесь нет обманщика, или, как пишет в «Замечаниях для господ актеров» ав­тор, «Хлестаков… говорит и действует без всякого соображения». Возникает вопрос: кто же тогда обманул чиновников? Почему они «сосульку, тряпку» принимают за важного человека?

Виной всему страх: «в страхе», «в испуге», «дрожа всем телом» — эти слова постоянно звучат в авторских ремарках. Образ Хлестако­ва, мнимого ревизора, у Гоголя также принципиально меняется. Его внутренняя сущность — это пустота, которая может заполнять­ся чем угодно («У меня легкость в мыслях необыкновенная!»). Он может быть любым: пылким влюбленным, знаменитым писателем, блестящим светским человеком, который вдруг превращается в мечтательного любителя природы. Когда чиновники увидели в нем грозного ревизора, Хлестаков мгновенно превратился в него. Даже речь его изменилась: звучат короткие, отрывистые фразы большого начальника («Уж у меня ухо востро! Я им всем задал острастку!»), от которых чиновники дрожат от страха.

Таким образом, оказывается, что Хлестаков и есть лучшее во­площение той абсурдной государственной бюрократической систе­мы, где все находится не на своих местах, а место делает человека тем, чем он сам себя считает и каким его видят окружающие. Хле­стаков уезжает, обман рассеивается. Но теперь по-другому выгля­дит то, что казалось до этого незыблемой системой городского уст­ройства. По-своему, каждый из чиновников чем-то напоминает Хлестакова. Так, размышляя о генеральском чине, на который мог рассчитывать тесть Хлестакова — «значительное лицо», городни­чий по-хлестаковски уносится мечтами вдаль. Узнав, как он был обманут, городничий даже не сразу может в это поверить, и проис­ходит почти невозможное: он чуть приоткрывает свое настоящее человеческое лицо, скрытое под маской чиновника, управляющего городом. Вот почему так трагично выглядит в последнем действии фигура обманутого и всеми осмеянного городничего. «Чему смее­тесь? над собой смеетесь», — звучат его слова, обращенные отнюдь не только к другим чиновникам, но ко всем, кто стал свидетелем этого лишь на первый взгляд смешного действия, за которым скры­ты слезы. Недаром эта реплика городничего появилась лишь в по­следней редакции «Ревизора», когда его общая идея окончательно сформировалась. Кто же главный герой этой необычной комедии?

Сам Гоголь, отвечая на этот вопрос, писал: «…Никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. …Это честное, благородное лицо был — смех». Смех как некая очищающая сила, позволяющая человеку увидеть себя со стороны, удивиться или даже испугаться, но все же открыть в себе нечто такое, от чего следует немедленно избавиться, что надо исправить, искоренить в себе. Так начинает расширяться и смысл названия комедии. Гоголь вложил в свою пьесу призыв ко всем «обратиться зрачками в душу», то есть загля­нуть в себя и произвести «ревизию» в самом себе — пока еще не поздно. И в этом «приехавший по именному повелению» из Петер­бурга ревизор вряд ли сможет помочь, как не поможет ревизор мнимый — «поддельная ветреная светская совесть», которая вопло­щается в Хлестакове. Нужно пробуждение подлинной человеческой совести — а для этого требуется высшая сила, истинный ревизор — Верховный Судия, карающий погрязших в грехах чиновников.

Именно такой смысл вкладывал автор в Немую сцену — заключи­тельную сцену комедии, представляющую собой развернутую ремар­ку. Она придает развязке комедии глубочайший нравственно­философский смысл. Это как бы «последняя сцена жизни», по словам Н.В. Гоголя. Смысл развязки комедии «Ревизор», выраженный в Немой сцене, обусловлен ее символическим характером, что позво­ляет говорить о нравственно-философской идее «неминуемого воз­мездия», присутствующей в пьесе наряду с идеей социального обли­чения пороков бюрократической системы. Немая сцена также появились лишь в окончательной редакции 1842 года, когда проис­ходит коренной переворот в мировоззрении и творчестве Гоголя. В основании его — трагическое осознание того, что русская жизнь рас­колота, русские люди внутренне разобщены. И ничего с этой бедой художник поделать пока не может — ему по силам лишь выставить ее на свет и предостеречь всех. Гоголь не был обличителем «соци­ального зла», потому что зло, с которым он воевал, было не социаль­ным, а духовным, оно было не вовне, а внутри человека. Вот почему Гоголь так тяжело переживал происходящее в русской жизни и так настойчиво думал о спасении России от внутренней порчи, им ясно видимой, но для многих незримой причиной бедствий. Об этом он напишет в своем главном произведении — поэме «Мертвые души».

Ссылка на основную публикацию
×
×