Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя Мёртвые души: сочинение

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нём.
Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает своё основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира – от земли до самого космоса. («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда!»)
Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги.
Синонимы: путь, распутье, перекрёсток, поворот, тракт, шоссе, порог. Всё это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них – национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы.
Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь – хорошо, его отсутствие – плохо. Мы говорим путёвый, путный – хороший, дельный или беспутный – неправильно живущий.
В русском языке путь – знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелёгкие пути (дороги) – ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:
Выбрать дорогу в жизни:
1) «Горе от ума» (А. С. Грибоедов.) Чацкий, Молчалин, Фамусов.
2) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Гринёв, Швабрин, Пугачёв.
3) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.
4) «Иван Сусанин» (К. Рылеев) Патриотизм И. Сусанина
5) (Н. В. Гоголь) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики.
6) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны.
«Их пути разошлись»
1) «Метель» (А. С. Пушкин) Владимир и Мария. «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.
2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера.
3) «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) Базаров, Кирсанов, Одинцова.
4) «Обломов» (И. Гончаров) Обломов, Ильинская, Штольц.
«Пошёл по кривой дорожке»
1) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Швабрин.
2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Грушницкий.
3) «Ревизор», «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) Хлестаков, Чичиков, чиновники.
4) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Семья Курагиных.
Так из множества произведений русской литературы – из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных – выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.
Бог пути кажет. Язык до Киева доведёт.
Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).
Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).
В дороге и ворога назовешь родным отцом.
В дороге и отец сыну товарищ.
В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).
В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
В игре да в попутье людей узнают.
В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).
Видючи непогодь, не пошто за реку.
Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.
Водою плывучи, что со вдовою живучи.
Волга добрая лошадка: все свезет.
Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).
Где дорога, там и путь.
Где стал, там и стан.
Где торно, там и просторно.
Дальше моря – меньше горя.
Добрый путь, да к нам больше не будь.
Долог путь, да изъездчив.
Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.
Домашняя дума в дорогу не годится.
Дорога – хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).
Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).
Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.
Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).
Дуй по пеньям – черт в санях (ямская).
Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).
Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю!
Едут – дуга на дуге (много).
Ехал дорогой, да верть целиком.
За морем телушка – полушка, да рубль перевозу.
За неволю хода, когда ноги болят.
За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).
Заложил пару сапожного товару.
Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).
Звонки бубны за горами.
И камень лежа мохом обрастает.
И круты горы, да забывчивы.
Избным теплом недалеко уедешь.
Каков поехал, таков и приехал.
Кама усучивает по сту, да по девяносту;
Красна дорога ездоками (а обед пирогами).
Кто в море не бывал, тот горя не видал.
Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.
Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто на море бывал, тот и страху видал.
Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).
Куда господь бог несет?
Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.
Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).
Купи, не скупись, езди – веселись (то же).
Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.
Мелок брод – по самый рот.
Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море – что горе: красно со стороны.
Мужик скажет сухо – подымайся под самое ухо!
На алтын товару, а на рубль раструски.
На воде ноги тонки (жидки),
На дороге стоит, а дороги спрашивает.
На людей посмотреть и себя показать.
На море погоду видишь, да едешь – сам себе убивец (убийца).
Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Не видавши моря, не видал и горя.
Не день дневать, а час часовать.
Не кнутом погоняй, мешком!
Не торопись ехать, торопись кормить!
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Не ходи в море без одежи; море удорожить.
Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.
Нож в пути товарищ.
Ночлега с собой не возят.
Ночь, как день; дорога, как скатерть – садись да катись!
Нужный путь бог правит.
Один раз (Однова) перевозиться (домом) – полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться – весь пожар выстоять.
Одному ехать – и дорога долга.
Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.
Печка нежит, а дорожка учит.
Пешечком верней будешь.
Пеши – без промешки.
Плохая стоянка лучше доброго похода.
По колени ноги оттоптал.
По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).
По способу пешего хождения.
Под гору без хомута, а в гору в три кнута.
Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.
Под лежач камень и вода не течет.
Поезжай на теплые воды!
Поезжай скорее, так будет спорее!
Поехал верхом на палочке.
Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.
Поехали с орехами (от. е. проводили).
Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).
Попостись, помолись, да и в путь соберись!
При большой дороге и гурт пасется.
Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!
Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).
Путь водою – проходить бедою.
Сам в корню, две ляжки в пристяжке.
Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.
Саночки самокаточки: садись да катись!
Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.
Стой! белу свету край.
Стоячая вода гниет (киснет).
Тело довезу, а за душу не ручаюсь.
Тихо не лихо, да гребля лиха.
Тише едешь – дальше будешь.
Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).
Тут свет клином сошелся.
Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.
Умный товарищ – половина дороги.
Хвали заморье, на печи сидючи.
Хлеб в пути не тягость.
Хоть охлябь (без седла), да верхом.
Что нукнешь, то и уедешь.
Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.
Шибко ехать – не скоро доехать.

Но есть и антипуть – это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг – это ложное движение. Круговращение – вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут своё начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:
Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса? Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?
Во-вторых, это способ передвижения. Идёт ли герой пешком? Едет на машине? Или верхом на тройке?
В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты? Может, движется по кругу?
В-четвёртых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влёчёт свобода?
В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути? Какие люди попадаются ему?
И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашёл ли он то, что искал? И при каких обстоятельствах это случилось?
Своей темой научной работы я выбрала тему «Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века»Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии «Ревизор», где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма «Мёртвые души».

Жизнь – это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по её страницам.
И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

9596 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

«Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения «Мёртвые души»»

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство — это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нём.

Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает своё основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные воплощения пространственной стихии. Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира — от земли до самого космоса. («Всю-то я вселенную проехал», «Гори, гори, моя звезда!»)

Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги.

Синонимы: путь, распутье, перекрёсток, поворот, тракт, шоссе, порог. Всё это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них — национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы.

Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь — хорошо, его отсутствие — плохо. Мы говорим путёвый, путный — хороший, дельный или беспутный — неправильно живущий.

В русском языке путь — знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелёгкие пути (дороги) — ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:

Выбрать дорогу в жизни:

1) «Горе от ума» (А. С. Грибоедов.) Чацкий, Молчалин, Фамусов.

2) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Гринёв, Швабрин, Пугачёв.

3) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.

4) «Иван Сусанин» (К. Рылеев) Патриотизм И. Сусанина

5) (Н. В. Гоголь) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики.

6) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны.

«Их пути разошлись»

1) «Метель» (А. С. Пушкин) Владимир и Мария. «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.

2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера.

3) «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) Базаров, Кирсанов, Одинцова.

4) «Обломов» (И. Гончаров) Обломов, Ильинская, Штольц.

«Пошёл по кривой дорожке»

1) «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин) Швабрин.

2) «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов) Грушницкий.

3) «Ревизор», «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) Хлестаков, Чичиков, чиновники.

4) «Война и мир» (Л. Н. Толстой) Семья Курагиных.

Так из множества произведений русской литературы — из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных — выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.

Бог пути кажет. Язык до Киева доведёт.

Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).

Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).

В дороге и ворога назовешь родным отцом.

В дороге и отец сыну товарищ.

В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).

В дорогу идти — пятеры лапти сплести.

В игре да в попутье людей узнают.

В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).

Читайте также:  Образ, характер, характеристика чиновника: сочинение

Видючи непогодь, не пошто за реку.

Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.

Водою плывучи, что со вдовою живучи.

Волга добрая лошадка: все свезет.

Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).

Где дорога, там и путь.

Где стал, там и стан.

Где торно, там и просторно.

Дальше моря — меньше горя.

Добрый путь, да к нам больше не будь.

Долог путь, да изъездчив.

Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.

Домашняя дума в дорогу не годится.

Дорога — хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).

Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).

Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.

Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).

Дуй по пеньям — черт в санях (ямская).

Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).

Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю!

Едут — дуга на дуге (много).

Ехал дорогой, да верть целиком.

За морем телушка — полушка, да рубль перевозу.

За неволю хода, когда ноги болят.

За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).

Заложил пару сапожного товару.

Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).

Звонки бубны за горами.

И камень лежа мохом обрастает.

И круты горы, да забывчивы.

Избным теплом недалеко уедешь.

Каков поехал, таков и приехал.

Кама усучивает по сту, да по девяносту;

Красна дорога ездоками (а обед пирогами).

Кто в море не бывал, тот горя не видал.

Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.

Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.

Кто едет скоро, тому в дороге не споро.

Кто на море бывал, тот и страху видал.

Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).

Куда господь бог несет?

Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.

Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).

Купи, не скупись, езди — веселись (то же).

Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.

Мелок брод — по самый рот.

Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море — что горе: красно со стороны.

Мужик скажет сухо — подымайся под самое ухо!

На алтын товару, а на рубль раструски.

На воде ноги тонки (жидки),

На дороге стоит, а дороги спрашивает.

На людей посмотреть и себя показать.

На море погоду видишь, да едешь — сам себе убивец (убийца).

Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.

Не бойся дороги, были б кони здоровы.

Не видавши моря, не видал и горя.

Не день дневать, а час часовать.

Не кнутом погоняй, мешком!

Не торопись ехать, торопись кормить!

Не хвались отъездом, хвались приездом.

Не ходи в море без одежи; море удорожить.

Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.

Нож в пути товарищ.

Ночлега с собой не возят.

Ночь, как день; дорога, как скатерть — садись да катись!

Нужный путь бог правит.

Один раз (Однова) перевозиться (домом) — полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться — весь пожар выстоять.

Одному ехать — и дорога долга.

Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.

Печка нежит, а дорожка учит.

Пешечком верней будешь.

Пеши — без промешки.

Плохая стоянка лучше доброго похода.

По колени ноги оттоптал.

По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).

По способу пешего хождения.

Под гору без хомута, а в гору в три кнута.

Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.

Под лежач камень и вода не течет.

Поезжай на теплые воды!

Поезжай скорее, так будет спорее!

Поехал верхом на палочке.

Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.

Поехали с орехами (от. е. проводили).

Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).

Попостись, помолись, да и в путь соберись!

При большой дороге и гурт пасется.

Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!

Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).

Путь водою — проходить бедою.

Сам в корню, две ляжки в пристяжке.

Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.

Саночки самокаточки: садись да катись!

Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.

Стой! белу свету край.

Стоячая вода гниет (киснет).

Тело довезу, а за душу не ручаюсь.

Тихо не лихо, да гребля лиха.

Тише едешь — дальше будешь.

Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).

Тут свет клином сошелся.

Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.

Умный товарищ — половина дороги.

Хвали заморье, на печи сидючи.

Хлеб в пути не тягость.

Хоть охлябь (без седла), да верхом.

Что нукнешь, то и уедешь.

Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.

Шибко ехать — не скоро доехать.

Но есть и антипуть — это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг — это ложное движение. Круговращение — вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут своё начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:

Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса? Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?

Во-вторых, это способ передвижения. Идёт ли герой пешком? Едет на машине? Или верхом на тройке?

В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты? Может, движется по кругу?

В-четвёртых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влёчёт свобода?

В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути? Какие люди попадаются ему?

И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашёл ли он то, что искал? И при каких обстоятельствах это случилось?

Своей темой научной работы я выбрала тему «Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века”Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения «Мёртвые души».

Обратившись к произведениям , мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии «Ревизор», где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма «Мёртвые души».

Жизнь — это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по её страницам.

И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы «Мёртвые души».

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нем.
Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает свое основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим

Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.
Бог пути кажет. Язык до Киева доведет.
Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько (совет кому удалиться).
Большая дорога не стоит (т. е. ее торят).
В дороге и ворога назовешь родным отцом.
В дороге и отец сыну товарищ.
В дороге и родной отец товарищ (должен помогать).
В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
В игре да в попутье людей узнают.
В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи (от. е. укорачивая путь, часто плутают).
Видючи непогодь, не пошто за реку.
Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову.
Водою плывучи, что со вдовою живучи.
Волга добрая лошадка: все свезет.
Волга закоклячивает, да облобачивает (бурлацк.).
Где дорога, там и путь.
Где стал, там и стан.
Где торно, там и просторно.
Дальше моря – меньше горя.
Добрый путь, да к нам больше не будь.
Долог путь, да изъездчив.
Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.
Домашняя дума в дорогу не годится.
Дорога – хоть кубарем ступай (гладкая, ровная).
Дорогой пять, а прямо десять (т. е. верст).
Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены.
Дуй до горы, а в гору принаймем (или: спряжемся).
Дуй по пеньям – черт в санях (ямская).
Едет, как горшки везет. Как по яйца (от. е. тихо).
Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю!
Едут – дуга на дуге (много).
Ехал дорогой, да верть целиком.
За морем телушка – полушка, да рубль перевозу.
За неволю хода, когда ноги болят.
За своим отъезжим следа не запахивай (т. е. не мети, не мой полов в тот же день).
Заложил пару сапожного товару.
Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела (щебенка).
Звонки бубны за горами.
И камень лежа мохом обрастает.
И круты горы, да забывчивы.
Избным теплом недалеко уедешь.
Каков поехал, таков и приехал.
Кама усучивает по сту, да по девяносту;
Красна дорога ездоками (а обед пирогами).
Кто в море не бывал, тот горя не видал.
Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался.
Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто на море бывал, тот и страху видал.
Кто прямо ездит, дома не ночует (т. е. Кто прямой дороги ищет вместо торной).
Куда господь бог несет?
Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет.
Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей (надпись на колокольчиках).
Купи, не скупись, езди – веселись (то же).
Лошадь с ходой (или: иноходец) в пути не товарищ.
Мелок брод – по самый рот.
Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу. Море – что горе: красно со стороны.
Мужик скажет сухо – подымайся под самое ухо!
На алтын товару, а на рубль раструски.
На воде ноги тонки (жидки),
На дороге стоит, а дороги спрашивает.
На людей посмотреть и себя показать.
На море погоду видишь, да едешь – сам себе убивец (убийца).
Насколько убьешь (лошадь), настолько и уедешь.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Не видавши моря, не видал и горя.
Не день дневать, а час часовать.
Не кнутом погоняй, мешком!
Не торопись ехать, торопись кормить!
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Не ходи в море без одежи; море удорожить.
Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду.
Нож в пути товарищ.
Ночлега с собой не возят.
Ночь, как день; дорога, как скатерть – садись да катись!
Нужный путь бог правит.
Один раз (Однова) перевозиться (домом) – полпожара выстоять; два раза (двою) перевозиться – весь пожар выстоять.
Одному ехать – и дорога долга.
Перегоном трух-трух, а на место во весь дух.
Печка нежит, а дорожка учит.
Пешечком верней будешь.
Пеши – без промешки.
Плохая стоянка лучше доброго похода.
По колени ноги оттоптал.
По морю, яко по суху (а в шутку наоборот: о грязи).
По способу пешего хождения.
Под гору без хомута, а в гору в три кнута.
Под гору вскачь, а в гору хоть плачь.
Под лежач камень и вода не течет.
Поезжай на теплые воды!
Поезжай скорее, так будет спорее!
Поехал верхом на палочке.
Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных.
Поехали с орехами (от. е. проводили).
Помни мост и перевоз (стар., когда была пошлина на мостах).
Попостись, помолись, да и в путь соберись!
При большой дороге и гурт пасется.
Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!
Прямо сорока (ворона) летает (прибавка: да и та на кукан попадает).
Путь водою – проходить бедою.
Сам в корню, две ляжки в пристяжке.
Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них.
Саночки самокаточки: садись да катись!
Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают.
Стой! белу свету край.
Стоячая вода гниет (киснет).
Тело довезу, а за душу не ручаюсь.
Тихо не лихо, да гребля лиха.
Тише едешь – дальше будешь.
Топор дорогой товарищ (игра слов: дорогой и дорогой).
Тут свет клином сошелся.
Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.
Умный товарищ – половина дороги.
Хвали заморье, на печи сидючи.
Хлеб в пути не тягость.
Хоть охлябь (без седла), да верхом.
Что нукнешь, то и уедешь.
Что хлестнешь (ударишь), то и уедешь.
Шибко ехать – не скоро доехать.
Но есть и антипуть – это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг – это ложное движение. Круговращение – вечный закон природы.

И мы знаем, что литературные путешествия берут свое начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:
Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса?

Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?
Во-вторых, это способ передвижения. Идет ли герой пешком? Едет на машине?

Или верхом на тройке?
В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты?

Может, движется по кругу?
В-четвертых, это цель пути. Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична?

Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влечет свобода?
В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути?

Какие люди попадаются ему?
И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашел ли он то, что искал?

И при каких обстоятельствах это случилось?
Своей темой научной работы я выбрала тему “Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века”Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”.
Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии “Ревизор”, где герой странник (Хлестаков) отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма “Мертвые души”.
Жизнь – это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по ее страницам.
И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Читайте также:  Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя (цикл Петербургские повести): сочинение

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нем.

Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает свое основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим

Все это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них – национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы. Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению

Путь связан с оценкой жизни: путь – хорошо, его отсутствие – плохо. Мы говорим путевый, путный – хороший, дельный или беспутный – неправильно живущий. В русском языке путь – знак какой-то очень важной ценности.

Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелегкие пути – ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например: Выбрать дорогу в жизни: 1) “Горе от ума” Чацкий, Молчалин, Фамусов.

2) “Капитанская дочка” Гринев, Швабрин, Пугачев. 3) “Герой нашего времени” Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий. 4) “Иван Сусанин” Патриотизм И. Сусанина 5) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики. 6) “Война и мир” Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны. “Их пути разошлись” 1) “Метель” Владимир и Мария. “Евгений Онегин” Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна.

2) “Герой нашего времени” Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера. 3) “Отцы и дети” Базаров, Кирсанов, Одинцова. 4) “Обломов” Обломов, Ильинская, Штольц. “Пошел по кривой дорожке” 1) “Капитанская дочка” Швабрин. 2) “Герой нашего времени” Грушницкий.

3) “Ревизор”, “Мертвые души” Хлестаков, Чичиков, чиновники. 4) “Война и мир” Семья Курагиных. Так из множества произведений русской литературы – из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных – выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека.

Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним. Бог пути кажет.

Язык до Киева доведет. Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько . Большая дорога не стоит . В дороге и ворога назовешь родным отцом. В дороге и отец сыну товарищ. В дороге и родной отец товарищ . В дорогу идти – пятеры лапти сплести. В игре да в попутье людей узнают.

В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи . Видючи непогодь, не пошто за реку. Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову. Водою плывучи, что со вдовою живучи. Волга добрая лошадка: все свезет.

Волга закоклячивает, да облобачивает . Где дорога, там и путь. Где стал, там и стан. Где торно, там и просторно. Дальше моря – меньше горя.

Добрый путь, да к нам больше не будь. Долог путь, да изъездчив. Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли.

Домашняя дума в дорогу не годится. Дорога – хоть кубарем ступай . Дорогой пять, а прямо десять . Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены. Дуй до горы, а в гору принаймем . Дуй по пеньям – черт в санях . Едет, как горшки везет. Как по яйца . Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву.

Едешь на день, а хлеба бери на неделю! Едут – дуга на дуге . Ехал дорогой, да верть целиком. За морем телушка – полушка, да рубль перевозу. За неволю хода, когда ноги болят.

За своим отъезжим следа не запахивай . Заложил пару сапожного товару. Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела . Звонки бубны за горами. И камень лежа мохом обрастает. И круты горы, да забывчивы. Избным теплом недалеко уедешь.

Каков поехал, таков и приехал. Кама усучивает по сту, да по девяносту; Красна дорога ездоками . Кто в море не бывал, тот горя не видал. Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался. Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал.

Кто едет скоро, тому в дороге не споро. Кто на море бывал, тот и страху видал. Кто прямо ездит, дома не ночует . Куда господь бог несет?

Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет. Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей . Купи, не скупись, езди – веселись . Лошадь с ходой в пути не товарищ. Мелок брод – по самый рот. Море вчуже хвали!

Хорошо море с берегу. Море – что горе: красно со стороны. Мужик скажет сухо – подымайся под самое ухо! На алтын товару, а на рубль раструски.

На воде ноги тонки , На дороге стоит, а дороги спрашивает. На людей посмотреть и себя показать. На море погоду видишь, да едешь – сам себе убивец . Насколько убьешь , настолько и уедешь.

Не бойся дороги, были б кони здоровы. Не видавши моря, не видал и горя. Не день дневать, а час часовать.

Не кнутом погоняй, мешком! Не торопись ехать, торопись кормить! Не хвались отъездом, хвались приездом. Не ходи в море без одежи; море удорожить.

Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду. Нож в пути товарищ. Ночлега с собой не возят. Ночь, как день; дорога, как скатерть – садись да катись!

Нужный путь бог правит. Один раз перевозиться – полпожара выстоять; два раза перевозиться – весь пожар выстоять. Одному ехать – и дорога долга. Перегоном трух-трух, а на место во весь дух. Печка нежит, а дорожка учит.

Пешечком верней будешь. Пеши – без промешки. Плохая стоянка лучше доброго похода. По колени ноги оттоптал. По морю, яко по суху . По способу пешего хождения.

Под гору без хомута, а в гору в три кнута. Под гору вскачь, а в гору хоть плачь. Под лежач камень и вода не течет.

Поезжай на теплые воды! Поезжай скорее, так будет спорее! Поехал верхом на палочке.

Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных. Поехали с орехами . Помни мост и перевоз . Попостись, помолись, да и в путь соберись! При большой дороге и гурт пасется. Призывай бога на помощь, а св.

Николу в путь! Прямо сорока летает . Путь водою – проходить бедою. Сам в корню, две ляжки в пристяжке. Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них. Саночки самокаточки: садись да катись!

Спрос все укажет. Не ищут дороги, а спрашивают. Стой! белу свету край.

Стоячая вода гниет . Тело довезу, а за душу не ручаюсь. Тихо не лихо, да гребля лиха. Тише едешь – дальше будешь. Топор дорогой товарищ . Тут свет клином сошелся. Увязывай плачучи, а развязывай скачучи.

Умный товарищ – половина дороги. Хвали заморье, на печи сидючи. Хлеб в пути не тягость. Хоть охлябь , да верхом.

Что нукнешь, то и уедешь. Что хлестнешь , то и уедешь. Шибко ехать – не скоро доехать. Но есть и антипуть – это движение по кругу. Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира.

Круг – это ложное движение. Круговращение – вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут свое начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека: Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой?

Из леса? Из дома? Из кабинета? А может появился от куда-нибудь?

Во-вторых, это способ передвижения. Идет ли герой пешком? Едет на машине? Или верхом на тройке? В-третьих, это характер пути.

Прямо ли движется герой? Делает ли повороты? Может, движется по кругу? В-четвертых, это цель пути.

Что хочет достичь герой? Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влечет свобода?

В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути?

Какие люди попадаются ему? И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели?

Нашел ли он то, что искал? И при каких обстоятельствах это случилось? Своей темой научной работы я выбрала тему “Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века”Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника. Особенно ярко она представлена в комедии “Ревизор”, где герой странник отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма “Мертвые души”.

Жизнь – это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по ее страницам. И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Рецензия на повесть Г. Н. Владимова “Верный Руслан” В свидетельствах “поднявшихся из ада”, в книгах о сталинских лагерях, которые так пристально читают в последние годы, мир заключенных, мир следственных кабинетов, полуподвальных камер и изоляторов виден глазами тех, кто.

Стихотворение А. А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…” Русская литература начала двадцатого века знает много выдающихся имен. Наверное, только тогда в России было такое богатство поэзии, яркий и разнообразный спектр направлений и течений. Анна Ахматова – одно из.

Настоящее и будущее России в произведениях Н. Некрасова Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия таких выдающихся имен имя Некрасова не.

Может ли в наши дни “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать”? Строки, вынесенные в название моего эссе, принадлежат великому русскому ученому и литератору М. В. Ломоносову. В 18 веке он был уверен, что “земля российская полна талантами”. И пример этого человека.

Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория.

Ода – программное произведение классицизма Классицизм – глубоко прогрессивное направление в искусстве. Пафос классицизма – прославление общегосударственных, общенациональных идей, событий, героев. Оды, как и многие другие стихи Ломоносова, создавались “на случай”. Они писались обычно в.

Конспект урока по географии “Природные зоны Евразии” 7 класс Тема: “Природные зоны Евразии” Цель: Закрепить понятие о природных зонах, раскрыть связи природозональных особенностей материка с климатическими условиями, особенностями расположения зон. Дать представление о чередовании зон континента. Продолжить формирование умении.

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников Патриотическое воспитание старших дошкольниковПатриотическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 “Сказка ” Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городомСвою любовь.

Тема родной природы в поэзии А. Твардовского Тема родной природы – одна из основных в лирике А. Твардовского. Она неотделима от темы родины, памяти, ответственности. Любовь к своему краю невозможна без понимания родной природы, любви к российским.

“Подпольный человек” в повести Ф. М. Достоевского “Записки из подполья” В повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного.

Почему мне интересно читать Н. Г. Чернышевского Творчество Н. Г. Чернышевского вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что читать роман “Что делать?” было интересно. Изучая Чернышевского, хочется шевелить.

“Особенный писатель” В структуре произведений Лескова особую роль играет анекдот. Подобно детективу у Достоевского он призван был заинтриговать читателя, подстегнуть его интерес. Произведения Лескова пестрят небольшими вставными историями с неожиданной развязкой. Неожиданность.

Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского “Преступление и наказание”. По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же.

Художественное своеобразие творчества Беллы Ахмадулиной Ахмадулина Белла Ахатовна – русская советская поэтесса и переводчица, окончила Литературный институт М. Горького в 1960. Ахмадулина – мастер метафорически богатого стиха, переходов конкретно-чувственной образности в причудливую игру аллегорий, обыденной.

Создан самый легкий в мире материал Группа исследователей из Калифорнийского университета в Ирвайне, Лаборатории HRL и Калифорнийского Института Технологий разработала самый легкий в мире материал, плотность которого составляет не более 0,9 мг/cм3, а это значит, что.

“Одинок я – нет отрады” “Солнцем нашей поэзии” называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но.

Емельян Иванович Пугачев Мне хочется рассказать про донского казака, предводителя крестьянской войны Емельяна Ивановича Пугачева. Пользуясь слухами, что император Петр III жив, Пугачев назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших.

Советы валеолога Приближается ДПА, ЗНО и очень важно сохранить Работоспособность и спокойствие. Советы валеолога Первый совет. Умейте на время отвлечься от забот и даже неприятностей! Для этого – как бы ни были.

Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Образы белых офицеров в романе Булгакова “Белая гвардия” вырисованы четко и правдиво. “Настоящие люди и герои” – такая трактовка врагов большевистского движения, конечно, не могла удовлетворить официальную цензуру. Роман был.

Самоанализ урока Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с.

Сейчас вы читаете: Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Образ дороги в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Начать хотелось бы с того, что автор такого гениального творения, как «Мёртвые души» заканчивает его тем, что говорит о дороге, как о пути, в который нужно отправиться несмотря на многие сложности, которые возникают на пути, их будет немало, однако свернуть с дороги уже не представляется возможным. Это поистине философская мысль сопровождается тем, что дорога отчасти сравнивается с жизнью, а все трудности, которые возникают на пути героев, лишь подтверждают то, что куда бы ни привела тропа, идти по ней все же приходится.

Читайте также:  Помещики в поэме Гоголя Мертвые души: сочинение

Само перемещение главного персонажа по необъятной России, его знакомства и разговоры с важными для города людьми, всё это непременно отражено как события, которые попутно совмещены с жизненными моментами нашего героя.

Путь, по которому движется именно он, зачастую не прямой, извилистый, не ровный, отражает суть того, что человек прибегает к незаконным действиям, к обманным уловкам, зачастую такая дорога и вовсе никуда и не приводит.

Автор применяет весьма нетипичную схему кульминационного развития сюжета с переплетениями философских мыслей, связанных именно с дорогой. Так, на пути основного персонажа Чичикова встаёт время от времени и еще один персонаж – сам автор, которому неплохо знаком весь город. Например, это можно понять по репликам появляющегося незнакомца: «Эта гостиница..своего известного рода». Также автор говорит и о том, что персонажи данного произведения не в состоянии по праву оценить существующие реалии. Автор подтрунивает над обстановкой, где царят коррупция, взятничество, договорные отношения с элементами воровства.

Однако дорога, которая так была показана Гоголем, приводит персонажей к такому пути, который, по его мнению, они и заслуживают. Ведь, как считал сам «гений пера», в его произведении сочтены и смех, и смысл. Острая сатира, к которой прибегает автор в необходимых ситуациях, еще раз показывает осознание того, что неизбежность последствий при пересечении данного пути по определенным маршрутам всё же присутствует.

Безвыходность положения при выборе дороги или изначальное понимание конечных последствий – это неразрешимый вопрос, который оставляет автор читателю. Однако все же стоит отметить, что в конце произведения он прибегает к оптимистичным образам, как бы показывая, что путь добродетели всё же есть, но увидеть его не так-то просто, и не всем он подходит. В произведении, столь наполненном смыслом и оставляющим «пищу для размышлений» говорится о том, что человек должен сам понимать выбор своего пути и принимать его последствия.

2 вариант

Н.В. Гоголь. Признанный мастер слова, который был в состоянии описать жизнь на Руси во всем ее многообразии. Образы со страниц книг будто разговаривают с нами, говоря о своей нелегкой судьбе. Мы видим их как будто вживую. Здесь и кучер, с мужицкой хваткой, и дворовый слуга, неопрятный и грязный, но безмерно простодушный и дворянин, рассуждающий о судьбе страны и радеющий, чтобы оброк был в срок уплачен.

В этом же сочинении хотелось бы затронуть образ дороги.

Почти всемирную известность получило выражение о том, что любой русский любит быструю езду. Совершенно точно сказано: постоянные репортажи из новостей об очередном ДТП из-за превышения скорости доказывают мысль,- утверждение применимо и сейчас. Езда связана с дорогой как бы то ни было. И здесь проявляются черты характера: широта души, желание рисковать, почувствовать раздолье и всецело ему отдаться.

Образ дороги каноничен. Можно и на своем опыте описать, что она значит в жизни человека, и как ее можно представить в художественном произведении. Еще лучше о ней могли бы рассказать водители, а в ту пору кучера и странники.

Дорога – транспортная артерия, вдоль которой располагаются и города, и деревушки, и поля. Следовательно, в пути Чичиков мог поверхностно изучать страну, собирать информацию о том, как найти нужно помещика для его аферы. Для описательной части, образ Дороги составляет представление о внешнем виде населенных пунктов и живущих в них людях.

Образ Дороги можно увидеть во многих произведениях, как Гоголя, так и других авторов той поры. Здесь можно сказать о «Невском проспекте», о «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Все потому, что Дорога – образ яркий, способный направить сюжет в нужное русло. В частности, во время Путешествия Чичиков знакомится с дочкой губернатора и узнает, как заехать к персонажам-помещикам из поэмы.

Отвечая образом на образ, можно сказать, что Дорога – один изнаиболее значимых компонентов произведения, ведь путешествуя вместе с главным героем по дороге, мы и двигаемся по сюжету.

Если Русь – это организм, то Дорога – это главный кровяной сосуд, где вместо крови люди и лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ дороги в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Успех в нашей жизни играет иногда решающую роль. Каждый из нас просит его перед важным событием и в сладостном предвкушении ожидает его. Иногда это увенчивается успехом

Человек есть частью природы, но очень часто он взаимодействует с ней по минимуму, теряет свои корни и тем самым вредит, в первую очередь, себе.

На персонажей произведения «Гроза» была возложена непростая задача, они должны были показать всему народу всю правду об моральных ценностях купцов в том времени.

Верность – самое ценное качество. Верность заключается в приверженности конкретному человеку, отношениям, убеждениям, государству, вере и так далее.

Во все времена существовали такие понятия, как любовь, верность и дружба. Среди них ярким пятном выделяется слово честность, которое в некоторой степени является своеобразной основой этих категорий.

Дорога и герой-странник в литературе 19 века на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Составляющей высокой значимости в русском менталитете и в русской культуре является переживание пространства. Пространство – это явление и географическое, духовное и эмоциональное. Страна, образованная величием, неизмеримостью пространств, страна огромных территорий, где пространство как бы играет и резвится, вольно выражает само себя, формируя мир и человека в нем. Этот образ пространства как квинтэссенция русскости занимает свое основополагающее место и в русской словесности. В произведениях русских писателей и поэтов мы видим множественные

воплощения пространственной стихии.

Эта стихия дышит ощущением огромности, распахнутости мира – от земли до самого космоса. Но в первую очередь в фольклоре и в классической литературе образ российского пространства реализуется как образ дороги. Синонимы: путь, распутье, перекресток, поворот, тракт, шоссе, порог.

Все это знаковые, сакральные элементы изображения мира, Россия человека, в них – национальные культурные коды. Эта общественная картина жизни улицы, города, нашего общего времени, нашей жизни, человеческой судьбы. Я учусь в 10 классе, мне нравится предмет литература, и к какому бы произведению

первой половины 19 века я бы не обращалась, я отметила для себя, что слово путь обнаруживает тесную связь с понятием жизнь. Путь связан с оценкой жизни: путь – хорошо, его отсутствие – плохо. Мы говорим путевый, путный – хороший, дельный или беспутный – неправильно живущий.

В русском языке путь – знак какой-то очень важной ценности. Поэтому в представлении русских писателей уют не имеет смысла без творчества, поиска, сердечного труда, то есть без духовного движения. Для этого русский герой и отказывается от крова и очага, выбирая нелегкие пути – ради познания и деяния, ради поисков истины и духовного подвига. Это можно доказать, исследуя фразеологизмы, например:

Выбрать дорогу в жизни: 1) “Горе от ума” Чацкий, Молчалин, Фамусов. 2) “Капитанская дочка” Гринев, Швабрин, Пугачев. 3) “Герой нашего времени” Печорин, Максим Максимыч, Грушницкий.

4) “Иван Сусанин” Патриотизм И. Сусанина 5) Хлестаков, чиновники, Чичиков, Помещики. 6) “Война и мир” Кутузов, Наполеон, Андрей, Пьер, Наташа, партизаны. “Их пути разошлись” 1) “Метель” Владимир и Мария. “Евгений Онегин” Онегин и Ленский.

Онегин и Татьяна. 2) “Герой нашего времени” Печорин, М. М., Доктор Вернер, Грушницкий, княжна Мэри, Вера. 3) “Отцы и дети” Базаров, Кирсанов, Одинцова. 4) “Обломов” Обломов, Ильинская, Штольц.

“Пошел по кривой дорожке” 1) “Капитанская дочка” Швабрин. 2) “Герой нашего времени” Грушницкий. 3) “Ревизор”, “Мертвые души” Хлестаков, Чичиков, чиновники.

4) “Война и мир” Семья Курагиных. Так из множества произведений русской литературы – из десятков и сотен дорог, трактов, шоссе, тропинок, путей земных, водных и небесных – выступает образ русского пути, наше представление о жизненной дороге человека. Это подвиг ради правды, а не ради славы. На языке этого идеала русская литература говорила и говорит о судьбе и жизни отдельного человека, и об отдельной исторической судьбе. Подтверждением этому служат пословицы и поговорки, имеющие в себе слово путь или его синоним.

Бог пути кажет. Язык до Киева доведет. Божья коровка, полетай на Волгу: там; тепленько, здесь холодненько . Большая дорога не стоит . В дороге и ворога назовешь родным отцом. В дороге и отец сыну товарищ. В дороге и родной отец товарищ . В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

В игре да в попутье людей узнают. В объезд, так к обеду; а прямо, так дай бог к ночи . Видючи непогодь, не пошто за реку. Во все лопатки; во весь дух; в хвост и в голову. Водою плывучи, что со вдовою живучи. Волга добрая лошадка: все свезет.

Волга закоклячивает, да облобачивает . Где дорога, там и путь. Где стал, там и стан. Где торно, там и просторно.

Дальше моря – меньше горя. Добрый путь, да к нам больше не будь. Долог путь, да изъездчив. Дома рука и нога спит, в дороге и головушка не дремли. Домашняя дума в дорогу не годится.

Дорога – хоть кубарем ступай . Дорогой пять, а прямо десять . Дорожному бог простит. Путнику посты разрешены. Дуй до горы, а в гору принаймем . Дуй по пеньям – черт в санях . Едет, как горшки везет.

Как по яйца . Едет, что по клюкву ягоду, по клюкву. Едешь на день, а хлеба бери на неделю! Едут – дуга на дуге . Ехал дорогой, да верть целиком.

За морем телушка – полушка, да рубль перевозу. За неволю хода, когда ноги болят. За своим отъезжим следа не запахивай . Заложил пару сапожного товару.

Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела . Звонки бубны за горами. И камень лежа мохом обрастает. И круты горы, да забывчивы.

Избным теплом недалеко уедешь. Каков поехал, таков и приехал. Кама усучивает по сту, да по девяносту;

Красна дорога ездоками . Кто в море не бывал, тот горя не видал. Кто в море не бывал, тот досыта богу не наливался. Кто в солдатах не бывал, тот и землепроходного зелья не видал. Кто едет скоро, тому в дороге не споро. Кто на море бывал, тот и страху видал.

Кто прямо ездит, дома не ночует . Куда господь бог несет? Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет. Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей . Купи, не скупись, езди – веселись . Лошадь с ходой в пути не товарищ.

Мелок брод – по самый рот. Море вчуже хвали! Хорошо море с берегу.

Море – что горе: красно со стороны. Мужик скажет сухо – подымайся под самое ухо! На алтын товару, а на рубль раструски. На воде ноги тонки , На дороге стоит, а дороги спрашивает.

На людей посмотреть и себя показать. На море погоду видишь, да едешь – сам себе убивец . Насколько убьешь , настолько и уедешь. Не бойся дороги, были б кони здоровы. Не видавши моря, не видал и горя. Не день дневать, а час часовать.

Не кнутом погоняй, мешком! Не торопись ехать, торопись кормить! Не хвались отъездом, хвались приездом.

Не ходи в море без одежи; море удорожить. Ни Конному, ни пешему ни проходу, ни проезду. Нож в пути товарищ.

Ночлега с собой не возят. Ночь, как день; дорога, как скатерть – садись да катись! Нужный путь бог правит. Один раз перевозиться – полпожара выстоять; два раза перевозиться – весь пожар выстоять. Одному ехать – и дорога долга.

Перегоном трух-трух, а на место во весь дух. Печка нежит, а дорожка учит. Пешечком верней будешь. Пеши – без промешки. Плохая стоянка лучше доброго похода.

По колени ноги оттоптал. По морю, яко по суху . По способу пешего хождения. Под гору без хомута, а в гору в три кнута.

Под гору вскачь, а в гору хоть плачь. Под лежач камень и вода не течет. Поезжай на теплые воды! Поезжай скорее, так будет спорее!

Поехал верхом на палочке. Поехал на своих, на двоих. На своих, на вороных. Поехали с орехами . Помни мост и перевоз . Попостись, помолись, да и в путь соберись!

При большой дороге и гурт пасется. Призывай бога на помощь, а св. Николу в путь!

Прямо сорока летает . Путь водою – проходить бедою. Сам в корню, две ляжки в пристяжке. Саночки малеваночки: сел на них да поехал в них. Саночки самокаточки: садись да катись! Спрос все укажет.

Не ищут дороги, а спрашивают. Стой! белу свету край. Стоячая вода гниет . Тело довезу, а за душу не ручаюсь.

Тихо не лихо, да гребля лиха. Тише едешь – дальше будешь. Топор дорогой товарищ . Тут свет клином сошелся.

Увязывай плачучи, а развязывай скачучи. Умный товарищ – половина дороги. Хвали заморье, на печи сидючи. Хлеб в пути не тягость.

Хоть охлябь , да верхом. Что нукнешь, то и уедешь. Что хлестнешь , то и уедешь. Шибко ехать – не скоро доехать. Но есть и антипуть – это движение по кругу.

Кругами ходит заблудившийся человек, то есть потерпевший неудачу в познании мира. Круг – это ложное движение. Круговращение – вечный закон природы. И мы знаем, что литературные путешествия берут свое начало от древнерусских хождений до нашего времени. Каждый литературный путь обладает своими индивидуальными особенностями, но чтобы понять смысл пути мы должны присматриваться к обстоятельствам, которые определяют движение человека:

Во-первых, это отправная точка пути. Откуда вышел герой? Из леса? Из дома?

Из кабинета? А может появился от куда-нибудь? Во-вторых, это способ передвижения. Идет ли герой пешком?

Едет на машине? Или верхом на тройке? В-третьих, это характер пути. Прямо ли движется герой? Делает ли повороты?

Может, движется по кругу? В-четвертых, это цель пути. Что хочет достичь герой?

Конкретна ли его цель или символична? Это мечта? Или это романтический герой, у которого нет цели? А может его влечет свобода?

В-пятых, это местность. Предметы, здания, пейзажи. Какие чудеса, происшествия встречают героя на пути?

Какие люди попадаются ему? И, наконец, к какому результату приходит герой? Достиг ли он цели? Нашел ли он то, что искал?

И при каких обстоятельствах это случилось? Своей темой научной работы я выбрала тему “Дорога и герой-странник в русской литературе 19 века”Я хочу показать дорогу и героя-странника на примере произведения Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Обратившись к произведениям Н. В. Гоголя, мы можем отметить, что в каждом его произведении присутствует тема дороги и героя-странника.

Особенно ярко она представлена в комедии “Ревизор”, где герой странник отхлестал чиновников города NN и уехал, а Гоголь вдоволь посмеялся. Но самым ярким примером является Поэма “Мертвые души”. Жизнь – это книга, которую человек может прочесть, только путешествуя по ее страницам.

И я приглашаю вас в путешествие по страницам поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Ссылка на основную публикацию
×
×