Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя Ревизор): сочинение

Быт и нравы провинциальной России

Сколько есть у нас добрых людей,

но сколько есть и плевел, от ко-

торых житья нет добрым.

На сцену их! Пусть видит весь

народ! Пусть рассмеётся им!

О, смех великое дело!

Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, таинственные для всей России времен Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: “Я их знаю. ” А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского “Ревизора”. Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — автор раскрывает быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.

Какова же Россия в миниатюре — город, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.”? “На улицах кабак, нечистота!” Возле старого забора, “что возле сапожника. навалено на сорок телег всякого сору”. Церковь при богоугодном заведении, “на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, начала строиться, но сгорела. ” Удручающая картина.

А как живется “купечеству” да “гражданству”? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные “все как мухи выздоравливают”.

А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство “столпов города” — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть(заботиться) о благе горожан. Однако конический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: “Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!” Ему вторит судья: “Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело”. Почтмейстер, выслушав поручение: “всякое письмо этак немножко распечатать”, наивно признается: “знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: “смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.

Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляет основу сознания и деятельности “хозяев жизни”. Но главное, Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества — самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина “берущих”, и половина “дающих”.

И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Гоголем повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, “нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов”, который пропустил бы то, “что плывет в руки”.

И вот теперь в городе ревизор “инкогнито” — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: “в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправишь: “не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных”.

Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий “елистратишка”, промотавший в Петербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать — бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал “фитюльку”, “пустышку” и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения!

В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор “фельдмаршал” уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с супругой в Петербург, где Антон Антонович собирается “зашибить” генеральский чин, есть рябушку и корюшку. А У Анны Андреевны должно быть в комнате “такое амбре, чтоб нельзя было войти”. И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие. Несмотря на то, что Городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам — вот что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства.

Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта”, смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь “первый представил нас нам в настоящем нашем виде. Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими”.

Быт и нравы провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

1. Быт чиновничьей верхушки. 2. Жизнь купечества и мещан. 3. Взаимоотношения чиновников с окружающим миром.

«Ревизор» Н. В. Гоголя является пьесой, следовательно, в этом произведении отсутствуют описания, характерные для романа, повести, рассказа. Однако благодаря мастерству автора в комедии живо и точно воспроизведены типичные особенности быта российской провинции первой половины XIX века.

Следует отметить, что в жизни чиновников уездного городка бытовая сторона жизни зачастую тесно переплетается со служебной деятельностью. Так,

Взяточничество и казнокрадство расценивается чиновниками как обычное повседневное явление. Интересно, что некоторые особенности быта чиновников проявляются в том, чем они берут взятки: судья, заядлый охотник, берет взятки исключительно борзыми щенками, в то время как у домовитого городничего «шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…».

Говоря о быте чиновников, следует упомянуть и о купцах, ведь городничий с семьей преспокойно требует

Как и чиновники, купцы считают взятки и казнокрадство нормальным явлением. Негодование купцов связано с тем, что городничий, по их мнению, берет больше, чем полагается. А они со своей стороны снабжают его всем, что необходимо: «Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке — мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало — ей-ей!

Придет в лавку и, что ни попадется, все берет… Именины его на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем ни нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать?

И на Онуфрия несешь».

И в мещанском быту без взяток начальству тоже не обходится. Муж слесарши потому и попал в солдаты, что другие кандидаты в солдаты откупились от службы, сделав подарки городничему и его семье. Гоголь правдиво показал нравы, царящие в уездном городе. В комедии неоднократно встречаются фразы, свидетельствующие о пренебрежительном, хамском отношении городничего к жителям. В разговоре с сослуживцами городничий деловит и прямолинеен, если и грубоват, то в меру.

Ведь остальные чиновники особым изяществом манер не блещут, о чем с неудовольствием говорит городничему его жена, опасающаяся, что в столице муж не сумеет вести себя, как полагается в светских кругах: «Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то, что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника…». Как указал сам Гоголь в «Замечаниях для господ актеров», Анна Андреевна «берет иногда власть над мужем», однако эта власть проявляется в основном на словах или в каких-то мелочах.

Кокетство Анны Андреевны — одна из основных черт ее характера, модные наряды — один из главных ее интересов. Однако те же самые проявления она высмеивает в своей дочери: нетрудно заметить, что мать рассматривает дочь как соперницу, на которую может быть обращено вынимание мужчин.

Между тем Анна Андреевна, когда не затрагивается вопрос о ее личной привлекательности, оказывается весьма практичной и здравомыслящей особой, подобно своему супругу: она здраво оценивает и мужа, и то общество, в котором они оба находятся. Однако несмотря на внешнюю тягу к изяществу, она, как и городничий, с пренебрежением относится к тем, кто ищет покровительства ее мужа: «…Не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

Сущность подавляющего большинства взаимоотношений представителей правящей верхушки уездного города, как в своей среде, так и с остальным населением, метко и емко вылилась в следующем высказывании городничего, обращенном к купцам: «Вот теперь ты валяешься у ног моих. Отчего? — оттого, что мое взяло; а будь хоть немножко на твоей стороне, такты бы меня, каналья, втоптал в самую грязь, еще бы и бревном сверху навалил».

Действительно попечитель богоугодных заведений Земляника, стремясь обелить себя перед мнимым ревизором, оговаривает всех своих товарищей по службе. Когда выясняется, что ревизор был ненастоящий, чиновники, как водится, принимаются искать виновных в том, что «сосульку, тряпку» приняли «за важного человека». Ими оказываются Бобчинский и Добчинский, эти почтенные помещики, которые, с важностью сообщая весть о приезжем чиновнике, живущем на постоялом дворе, спорили, кто первый догадался, что это ревизор, также рьяно принялись сваливать вину друг на друга.

Практически все персонажи комедии Гоголя и впрямь готовы втоптать в грязь кого угодно, в том числе и вчерашних приятелей, лишь бы выгородить себя. Открытое пренебрежение к зависимым людям, низкопоклонство и угодничество перед начальством — вот основные пружины взаимоотношений в уездном городе, где происходит действие комедии Гоголя «Ревизор».

Дайджест:

Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Известно, что единственный случай, когда Го­голь имел возможность наблюдать русский про­винциальный город, был в Курске, где ему при­шлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впе­чатления превратились. .

Читайте также:  Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба»: сочинение

Быт и нравы провинциальной России в повестях Гоголя Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым… На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеется им! О, смех великое дело. .

На тему: БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ Комедия «Ревизор», написанная Николаем Василь­евичем Гоголем в 1835 году и поставленная впервые в 1836 году, отразила современную писателю действи­тельность — Россию первой половины XIX века. На сцене комедия шла с. .

На тему: Изображение города и мира городских чиновников в комедии Гоголя «Ревизор» Изображение города и мира городских чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Ревизор» был задуман Н. В. Гоголем как общественная коме­дия, подобная комедиям Аристофана. Для этого и был выбран характерный. .

Злободневность комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ре­визор» написана в первой половине XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков она ставится на сценах различных театров нашей страны и не только. Такой интерес. .

Как в комедии Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»? Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»? Положительный идеал Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии. .

Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит Кто не является. .

План сочинения — Изображение нравов уездного города в комедии Гоголя «Ревизор» Изображение нравов уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» I. Вступление В комедии «Ревизор» Гоголь стремился к очень широким обобщениям. Поэтому и город в комедии — образ обобщенный, ти­пический. .

Образ города в комедии «Ревизор» Образ города в комедии «Ревизор» создается из реплик ге­роев, потому что авторские характеристики в пьесах отсутству­ют. Что же мы узнаем о жизни города? Она довольно мрачная. Жители города образуют определен­ную. .

На тему: Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением Н. В. Гоголь продолжил сатирические. .

Мир чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — одно из самых великих произведений как в творчестве самого писателя, так и в литературе XIX века. Он решил «собрать в одну кучу все дурное. .

МИРАЖИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Миражи, призраки, фантомы… Иногда трудно провести грань между фантасмагорическим и действительным, ибо вся наша жизнь наполнена иллюзиями. Так, пьесу Гоголя «Ревизор», сюжет которой поистине фантастичен, можно. в то же время. .

На тему: НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь блистательно развенчал нравственные и социальные пороки чиновничества. Воровство, обман, взяточничество — вот далеко не полный список прегрешений людей, облеченных властью, не только во времена. .

Почему среди персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» нет положительного героя? «Ревизор» — комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям написания произведения. В комедии отсутствуют. .

Идейно-художественное своеобрази комедии «Ревизор» Гоголя Н. В Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность, купцы, городские помещики, чиновники, городничий); 2. Универсальность ; 3. Энциклопедичность, все. .

Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя Городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий — одна из центральных и самых ярких фигур комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Вот как описывает Антона Антоновича автор: «Городничий, уже постаревший на службе и. .

Уездное чиновничество в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Чиновничество как таковое появилось в России при Петре I. Он и ввел знаменитую «Табель о рангах», которая разделила государственные должности на четырнадцать классов — от коллежского регистратора до действительного тайного. .

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», — эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл «Ревизора», позицию автора и само явление хлестаковщины. Не будь. .

На тему: О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Комедия «Ревизор», несомненно, является одной из лучших работ Николая Васильевича Гоголя и шедевром русской литературы. Из-под пера этого писателя вышло немало. .

Сатира в комедии Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии. .

«Чиновничество в комедии «Ревизор» Самые главные испытания в жизни человека — это испытание властью, деньгами и славой. В комедии Гоголя «Ревизор» речь идет о тех людях, которые не прошли два основных испытания: властью и. .

На тему: Уездный город и его обитатели в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Уездный город и его обитатели Комедия «Ревизор» относится к тем произведениям, которые застают читателя врасплох. Сам Н. В. Гоголь говорил о своем произведении, что хотел собрать в него все самое. .

Приемы комического и их роль в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Наследие Н. В. Гоголя нельзя представить без комедии «Ревизор», в которой великий писатель учинил публичную казнь смехом над чиновниками-казнокрадами, взяточниками, подхалимами. Как сатирик Гоголь придает особенно большое значение именно комедии. .

На тему: Своеобразие конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена на сцене в 1836 году и с тех пор навсегда во­шла в репертуар русского национального театра. Сатирическое изображение российской действительности первой половины. .

Тема человеческой судьбы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ГОРОД ТЕМНОЙ СТОРОНЫ «Самое это появленье жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях, это окамененъе, которое наводят на всех его слова… все это как-то необъяснимо страшно. Признаюсь вам достоверно. .

После приезда настоящего ревизора 6 действие по комедии Ревизор Явление 1. Те же, в гостиной. Заходит жандарм. Жандарм. По велению государеву к нам явился ревизор из Санкт-Петербурга. Он ожидает визита Городничего к нему в гостиницу. Все замерли в окаменении. .

Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора. .

Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» воплощен авторский «смех сквозь слезы»? Автор бессмертного «Ревизора» отмечал, что только смех являет собой положительного героя. Николай Васильевич Гоголь при работе над произведением ставил задачу «собрать в одну кучу все дурное в России» и высмеять. .

«Правда» и «злость» в комедии Гоголя «Ревизор» Сюжет комедии » Ревизор «, так же как и сюжет бессмертной поэмы » Мертвые души «, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять. .

«Образ Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор»» Главный герой комедии Гоголя «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков, по ошибке принятый руководством города за высокую персону из Петербурга — довольно своеобразная фигура, достойная пристального внимания. Будучи столичным жителем и имея. .

Характеристика героя Городничий, Ревизор, Гоголь Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — второй по значимости персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городничий в уездном городе N. Он описан как человек, постаревший на службе, но при этом. .

Применимо ли к комедии Гоголя «Ревизор» утверждение Донченко Применимо ли к комедии Гоголя «Ревизор» утверждение Донченко: «Имена собственные, являясь полифункциональным фено­меном текста, воплощают идейно-художественный замысел произведения»? Создавая развернутое суждение на предложенную тему, используйте в качестве исходного тезиса утверждение. .

На тему: ОБРАЗ ПРОВИНЦИИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Столичная жизнь всегда отличалась и отличается от провинциальной. Правда, в наше время различия между большими и маленькими городами не так уж заметны: причиной тому — средства связи, радио, те­левидение, быстрый. .

Сочинение: Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Третье действие комедии Николая Васильевича Гоголя «Ре­визор» развертывается в доме городничего, куда Хлестакова привозят после завтрака в богоугодном заведении, руководи­мом Артемием Филипповичем Земляникой. Подгулявший Хлестаков находится в прекрасном расположении духа;. .

На тему: Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» По сравнению с предшественниками Гоголь внес много нового в разработку самого жанра комедии и деталей драматического произведения. Обратим внимание на мастерство Гоголя в разработке ремарок. Ни один драматург не придавал. .

На тему: Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор» Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. «Странно: мне жаль,- писал Гоголь в «Театральном разъезде»,- что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да. .

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сочинения по литературе: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре. .

«Ревизор» Н. В. Гоголя — сатира на чиновническую Россию 1. Особенности сюжета и композиции. 2. Образы провинциальных чиновников. 3. Образ Хлестакова. Основой сюжета комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» явились отнюдь не события частной жизни, а явления общественного значения. Не. .

Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор» Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Гоголь. .

На тему: САТИРА НА ЧИНОВНИЧЬЮ РУСЬ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Как-то А. С. Пушкин рассказал Н. В. Гоголю о слу­чае, произошедшем в одном из городов Новгородской губернии, где какой-то проезжий выдал себя за чинов­ника министерства и обобрал под этим предлогом. .

Нравы и обычаи города Н. (уездного города) в Ревизоре Гоголя сочинение

Действие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского общества николаевской эпохи.

Главными героями «глубинки» являются типичные чиновники, которые управляют городом. Начальство, как и везде: судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ. Правит всем – городничий, местный царёк и вершитель судеб. На улице грязь, мусор у забора «на сорок телег», сгоревшая недостроенная церковь. По мере развития сюжета становится ясно, почему в городе всё находится в плачевном состоянии. Деньги, выделенные на благоустройство, разворованы, а чиновники погрязли во взяточничестве, пьянстве и в карточных играх. Они это и не скрывают. Городничий заявляет, что за тридцатилетнюю службу обманул трёх губернаторов. Судья признаётся, что берёт взятки «борзыми щенками», а почтмейстер считает чтение чужих писем, обычным делом. В больницах не лечат, в учебных заведениях толком не учат, полицейские от усердия избивают «и виновных и правых». Как говорит городничий, нет человека без греха, «так самим богом устроено», чем и оправдывает воровство, беззаконие и другие пороки местных властей.

Читайте также:  Воспитание и образование Чичикова: сочинение

Самыми униженными считают себя горожане. Узнав, что в городе появился «ревизор», они пришли к нему с просьбой о защите. Купцы жалуются на городничего, который «чинит такие обиды, что описать нельзя». Обижены и простые обыватели: кто обманут, кто ограблен, кто избит. Но «отцов города» заботит только свой карман и собственное благополучие. Трусливые, подлые и двуличные, они лебезят перед мнимым ревизором. Стараясь как – то себя обезопасить, они ябедничают друг на друга и готовы писать доносы. Привыкшие давать взятки, они сами предлагают Хлестакову деньги, «якобы взаймы». Ведь в России, таким образом, встречали всех ревизоров.

Казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью, показанные Гоголем в «Ревизоре», были обычным явлением российской действительности. Царь Николай 1, оценивая комедию, признал, что «всем тут досталось, а мне – больше всех».

Нравы уездного города

Описанный Николаем Васильевичем Гоголем образ города N – это собирательное описание всех уездных городов, поэтому он не имеет конкретного названия. Мы не знаем, где именно разворачивается действие пьесы, но вместе с тем известно, что место событий находится во глубине России: «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Уклад жизни чиновников типичен для всех уездных городов того времени. Писатель в свойственной ему ироничной манере описывает нравы жителей города N.

Из содержания пьесы очевидно, что наиболее значительный и влиятельный слой общества в городе N – это чиновники. К сожалению, каждый из них, во главе с Городничим, оказывается недобросовестным человеком: в городе процветает взяточничество и казнокрадство. Городничий беспокоится о том, чтобы кто-нибудь не проболтался, что церковь, на которую были выделены средства пять лет назад, вовсе и не начинала строиться. По его примеру каждый из чиновников беспокоится только за самого себя, но никто не думает о небогатом населении города N.

От халатности чиновников страдают простые люди. Те, кто лежат в городской больнице, “мрут, как мухи”, дети в школах страдают от пристрастившихся к алкоголю, необразованных учителей. В городе царит праздность и отсутствие культуры, а потому из новостей можно услышать лишь то, как подрались бабы на базаре или за городом произошла драка. Подобная неразбериха порождает несправедливость, и жителям ничего не остаётся, как жаловаться на Городничего Хлестакову, принятому за ревизора. Жену унтер-офицера не по закону высекли на площади, а у слесарши вне очереди забрали на службу мужа, потому что они не могли заплатить взятку. Кажется, что единственными, кто хорошо чувствует себя в подобных условиях, являются чиновники, но и они недовольны своей жизнью. Городничий и его семья, разглядев во Хлестакове жениха для Марьи, дочери городничего, и вовсе стали мечтать о переезде в Петербург, описанный ревизором-самозванцем в самых ярких красках. Маленький уездный город N не кажется им светлым и уютным местом, потому как они сами разграбили и испортили его.

Таким образом, нравы уездного города состоят в праздности и безразличном отношении жителей друг ко другу. Рассказать об укладе жизни чиновников той эпохи было смелым шагом со стороны Н.В.Гоголя, но желание обличить пороки и несовершенства населения родной, горячо любимой писателем страны, оказалось сильнее страха осуждения общественности.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравы и обычаи города Н. в Ревизоре

Популярные сегодня темы

Библиотеки существовали с давних времен. И сейчас они есть в каждом районе города, в каждой школе. В библиотеках есть абонемент, где дети берут домой те книги, которые их заинтересовали.

«Люблю грозу в начале мая…» Именно эти строки, помогают вспомнить великого русского писателя Фёдора Ивановича Тютчева. Такого великого человека, понимали все. Его работы, заставляли вдуматься читателей в произведение, и окунуться в мир поэзии

Карамзин является одним из самых известных писателей России. Именно он впервые выпустил произведение жанра сентиментализм. Его творение Бедная Лиза было поистине революционным

В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают

С биографией Павла Ивановича Чичикова можно познакомиться лишь под конец поэмы. Читателю уже известно какими делами занимался помещик в городе NN

Гоголь Н. В. Ревизор, Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор»)

Гоголь Н. В.

Сочинение по произведению на тему: Быт и нравы провинциальной России (по комедии Гоголя «Ревизор»)

Сколько есть у нас добрых людей,
но сколько есть и плевел, от ко-
торых житья нет добрым.
На сцену их! Пусть видит весь
народ! Пусть рассмеётся им!
О, смех великое дело!
Н. В.Гоголь

Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превратились в образы, таинственные для всей России времен Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровив, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: “Я их знаю.” А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского “Ревизора”. Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора — автор раскрывает быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.
Какова же Россия в миниатюре — город, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.”? “На улицах кабак, нечистота!” Возле старого забора, “что возле сапожника,. навалено на сорок телег всякого сору”. Церковь при богоугодном заведении, “на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, начала строиться, но сгорела.” Удручающая картина.
А как живется “купечеству” да “гражданству”? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные “все как мухи выздоравливают”.
А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство “столпов города” — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть(заботиться) о благе горожан. Однако конический эффект в пьесе как раз и основывается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: “Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!” Ему вторит судья: “Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело”. Почтмейстер, выслушав поручение: “всякое письмо этак немножко распечатать”, наивно признается: “знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: “смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением — вот то, что составляет основу сознания и деятельности “хозяев жизни”. Но главное, Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества — самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина “берущих”, и половина “дающих”.
И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Гоголем повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, “нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов”, который пропустил бы то, “что плывет в руки”.
И вот теперь в городе ревизор “инкогнито” — неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: “в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправишь: “не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных”.
Но все дело в том, что в гостинице живет не ревизор, а жалкий “елистратишка”, промотавший в Петербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать — бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал “фитюльку”, “пустышку” и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения!
В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор “фельдмаршал” уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с супругой в Петербург, где Антон Антонович собирается “зашибить” генеральский чин, есть рябушку и корюшку. А У Анны Андреевны должно быть в комнате “такое амбре, чтоб нельзя было войти”. И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие. Несмотря на то, что Городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам — вот что положено в основу взаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства.
Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет “смешнее черта”, смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь “первый представил нас нам в настоящем нашем виде. Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими”.

Читайте также:  О знаменитой фразе городничего: сочинение

gogol/revizor6 История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Сочинение: Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел воз­можность наблюдать русский провинциальный город, был в Кур­ске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превра­тились в образы, вместившие всю Россию времен царствования Николая I. Любопытно, что это подтвердил даже сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю. » А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд сюжет­ному ходу, когда проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора, автор раскрывает быт и нравы не только провинци­ального заштатного городка, но и всей России.

Какова же Россия в миниатюре — город, из которого, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле са­пожника. навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма. начала строиться, но сгорела». Что и гово­рить, удручающая картина.
[sms]

А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обо­бран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держи­морды, арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные «все как мухи выздоравливают».

Всему виной в данном случае крайний цинизм и самоуправ­ство «столпов города» — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть о благе горо­жан. Однако комический эффект в пьесе как раз и основывает­ся на несоответствии поступков героев их общественному дол­гу. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взят­ки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Почтмейстер, выслушав поручение «всякое письмо этак немножко распеча­тать», наивно признается: «Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопыт­ства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Итак, полная беспринципность, корыстный расчет, злоупо­требление служебным положением — вот то, что составляет ос­нову сознания и деятельности «хозяев жизни». Гоголь открыто критикует взяточничество — самый опасный и распространен­ный порок огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога городничего «Чему смеетесь? Над собой сме­етесь! » актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гого­левских героев, среди которых, по словам самого Михаила Се­меновича, половина «берущих» и половина «дающих».

Казнокрадство, взяточничество — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Гоголем явлениями повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Ан­тоновича, «нет человека, который бы за собою не имел каких-ни­будь грехов», который пропустил бы то, «что плывет в руки».

И вот теперь в городе ревизор «инкогнито» — неожиданная опасность для всех чиновников, но особенно для городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: «в руки плывут» не только шубы и шали да кули товаров от куп­цов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благо­устройство города, социальные нужды. А это скорым распоряже­нием не поправишь: «Не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных».

Однако в гостинице живет не ревизор, а жалкий «елистра-тишка», промотавший в Петербурге все свои деньжонки. По за­конам комического жанра Гоголь наделяет своего героя, можно сказать, устрашающей фамилией, образованной от слова «хлес­тать» — бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Ан­тонович воспринимает совсем в ином смысле.

Она уносит семейство городничего в Петербург, где Антон Антонович собирается «зашибить» генеральский чин, есть ряпушку и корюшку, а у Анны Андреевны должно быть в комнате «такое амбре, чтоб нельзя было войти». И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие. Несмотря на то что сам городничий только что пережил паническии страх, узнав, что купцы жаловались на него, теперь он безмерно счастлив. Ведь в дальнейшем, как он считает, этот страх будет пробирать других уже перед его особой. Приятно

видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и тре- пет перед высшими чинами — вот что составляет основу взаи- моотношений в чиновничьем мире. Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет «смешнее черта». И действительно, смешон каждый эпизод, каждая сцена комедии. Однако, показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Вспо­минаются слова Чернышевского, который говорил, что Гоголь
«первый представил нас нам в настоящем нашем виде. Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».[/sms]

Сочинение на тему: БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)

Комедия “Ревизор”, написанная Николаем Василь­евичем Гоголем в 1835 году и поставленная впервые в 1836 году, отразила современную писателю действи­тельность – Россию первой половины XIX века. На сцене комедия шла с большим успехом: настолько реа­листичны были описанные в ней события и узнаваемы черты главных действующих лиц. Говорят, Николай I, посмотрев пьесу, заставлял и своих министров посе­тить представление “Ревизора”. А критики характери­зовали комедию как “наполненную жизненной исти­ной”. В то же время благодаря “Ревизору”

у Гоголя появилось много врагов. “Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые лишь изредка на поверхности на­стоящей России находишь: столько накопил плутней, подлости, невежества”. Но я думаю, что такие негатив­ные оценки только подтверждают гениальность лите­ратурного произведения и свидетельствуют о глубине и предельной точности (что не всем по вкусу) показан­ных жизненных явлений.

Итак, перед нами захолустный уездный городок. А точнее, современная Гоголю Россия в миниатюре. Что она собой представляет?

Присутственные места, где в передней

под ногами “так и шныряют” домашние гуси с гусятами. Судеб­ный заседатель, от которого всегда “отдает немного водкою”. Больницы, по коридорам которых “несет та­кая капуста, что береги только нос”.

На улицах “кабак, нечистота”. Возле старого забо­ра “навалено на сорок телег всякого сору”.

Частный пристав “к делу не может быть употреб­лен”, так как мертвецки пьян. “Вот уже два ушата во­ды вылили, до сих пор не протрезвился”. Квартальный крадет “в ботфорты” серебряные ложечки.

А горожане? Кто выпорот без всякой вины, кто из­бит Держимордой.

Таков удручающий быт уездного городка. И вина за его неприглядность, по-моему, лежит на уездных чиновниках. Ведь это их отношение к своим обязанностям довело город до такого состояния. Но чиновникам некогда служить на благо государства. Свое время они проводят за бесконечными обедами, попойками, кар­точными играми, а усилия тратят на пошлые разгово­ры и глупые сплетни.

В комедии “Ревизор” нет такого персонажа, кото­рый бы считал процветающее в городке взяточниче­ство пороком. Напротив, и взяточничество, и казно­крадство, и обворовывание жителей воспринимаются чиновниками, то есть людьми, находящимися на госу­дарственной службе, как вполне обыденная, даже ру­тинная часть жизни. Да и как может быть иначе, если главный взяточник сам городничий?! Недаром он са­моуверенно заявляет: “Тридцать лет живу на служ­бе… мошенников над мошенниками обманывал, прой­дох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду”.

Может быть, поэтому городничий, узнав о том, что квартальный “стянул” у купца “штуку сукна”, считает своим долгом лишь слегка упрекнуть его: “Смотри! не по чину берешь!” А к “открытому” признанию судьи о взяточничестве он, как видно, относится совершенно спокойно: “Ну, а что из того, что вы берете взятки бор­зыми щенками? Зато вы в Бога не веруете…”

Какими еще чертами наделены персонажи коме­дии? Сразу бросаются в глаза низкий уровень их обра­зованности и ничтожность интересов.

Судья Ляпкин-Тяпкин, осиливший за всю свою жизнь пять или шесть книг, считается самым “начи­танным”. Почтмейстер Шпекин “смерть как любит узнавать, что есть нового на свете”. Но сведения о но­востях он черпает из чужих писем, не считая зазор­ным их вскрывать. Жена и дочь городничего охотятся лишь за женихами, свежими сплетнями и новыми на­рядами.

Но главная из подмеченных Гоголем черт, прису­щих чиновникам, – это, пожалуй, чинопочитание. Что, кроме желания угодить вышестоящему начальст­ву, могло заставить поднаторевшего в служебных ин­тригах городничего (“Трех губернаторов обманул. ”) увидеть в Хлестакове, совсем еще молодом человеке, жалком “елистратишке”, “фитюльке” и “пустышке”,

грозного ревизора? Именно страх перед столичным инспектором (а на воре, как известно, и шапка горит) затмевает разум городничего настолько, что городни­чий принимает нагромождение небылиц в речах под­выпившего Хлестакова за чистую монету: “Любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснул­ся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шме­ли”, “меня завтра же произведут сейчас в фельдмар­шалы” и так далее.

Характерно, что сначала городничий стремится дать столичному ревизору взятку (“Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад”), а затем угостить его обедом, не скупясь на вино. Мож­но не сомневаться, что подобные действия в отношении инспекторов были приняты чуть ли не по всей никола­евской России.

Сатира Гоголя убийственно точна, но в ней нет от­тенка безысходности. Сам Николай Васильевич гово­рил о “Ревизоре” как о произведении, “замышленном с целью произвести доброе влияние на общество”. Пи­сателю удалось четко обрисовать, а значит, и донести до зрителей и читателей основные пороки чиновничьей России. Осознание проблемы, на мой взгляд, и есть первый шаг к ее разрешению.

Глоссарий:

– Сочинение по комедии Ревизор

– сочинение на тему быт и нравы героев пьесы гроза

– быт и нравы героев пьесы гроза

– сочинение быт и нравы героев пьесы гроза

– готовое сочинение на тему Быт и нраво провинциальной Росси ( по комедии Н В Гоголя Ревизор)

Ссылка на основную публикацию
×
×