Начало литературной деятельности Герцена: сочинение

Начало литературной деятельности Герцена

Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным.

Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура

Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести — Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.

В «Записках…» намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила «Записок…» была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.

«КТО ВИНОВАТ?» Роман, над которым Герцен работал 6 лет, был выпущен отдельным изданием в 1847 г. в качестве приложения к журналу «Современник». Во многом он связан с принципами «натуральной шкои целеустремленно сближал публицистику и художественную литературу. Он бесконечно далек от спокойного, невозмутимого изображения действительности.

Герцен-художник постоянно вторгается в повествование. Перед нами не бесстрастный наблюдатель, а адвокат и прокурор в одном и том же лице, ибо если одних действующих лиц писатель активно защищает и оправдывает, то других разоблачает и осуждает, не скрывая своих субъективных пристрастий. Авторское сознание в романе выражено прямо и открыто.

Первая часть романа состоит преимущественно из развернутых биографий действующих лиц, что подчеркивается даже названием отдельных разделов: «Биографии их превосходительств», «Биография Дмитрия Яковлевича». Во второй части развертывается более последовательное сюжетное повествование с многочисленными вставными эпизодами и авторскими публицистическими отступлениями. В целом же весь художественный текст связан единством авторской идеи и строится прежде всего на основе четкого и последовательного развития авторской мысли, которая стала важнейшим структурообразующим и стилеобразующим фактором. Авторская речь занимает центральное место в общем ходе повествования. Она часто проникнута иронией — то мягкой и добродушной, то разящей, бичующей.

При этом Герцен блестяще использует самые разнообразные стили русского языка, смело сочетая формы просторечия с научной терминологией, щедро вводя в текст литературные цитаты и иноязычные слова, неологизмы, неожиданные и потому сразу обращающие на себя внимание метафоры и сравнения. Так создается представление об авторе как великолепном стилисте и энциклопедически образованном человеке, обладающем острым умом и наблюдательностью, способном улавливать самые разнообразные оттенки изображаемой им действительности — смешные и трогательные, трагические и оскорбляющие человеческое достоинство.

Роман Герцена отличается широким охватом жизни во времени и пространстве. Биографии героев позволили ему развернуть повествование в большом временном диапазоне, а поездки Бель-това давали возможность описать дворянскую усадьбу, провинциальные города, Москву, Петербург, рассказать о его заграничных впечатлениях.

Глубокий анализ своеобразия Герцена-писателя содержится в статье Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Главную силу автора романа «Кто виноват?» критик увидел в могуществе мысли. «У Искандера,- писал Белинский,-мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностью сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произвести суд» . По глубокому замечанию критика, «такие таланты так же естественны, как и таланты чисто художественные» . Белинский называл Герцена «по преимуществу поэтом гуманности», в этом он видел пафос творчества писателя, важнейшее общественное и литературное значение романа «Кто виноват?». Традиции интеллектуального романа Герцена были подхвачены и развиты Чернышевским, на что указывает прямая перекличка заглавий: «Кто виноват?» — «Что делать?»

Дайджест:

«Записки одного молодого человека» А. И. Герцена Одновременно с «Героем нашего времени» появляется другое произведение, в котором была сделана попытка обрисовать духовный мир и вскрыть социальный генезис молодого человека той же эпохи Это была повесть А. И. .

Н. Н. Носов — начало творческой деятельности Николай Николаевич Носов прочно вошел в литературу после Великой Отечественной войны. Его книги получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Когда в 1957 году были опубликованы сведения о. .

Краткий обзор литературной деятельности Толстого Девятнадцать зим прожил Толстой в Москве. Небольшой двухэтажный особняк в глубине сада привлекал к себе посетителей так же, как и яснополянская усадьба. Толстой в Москве вел такую же простую жизнь. .

Начало творческой деятельности Шмелева И. С Будучи студентом Московского университета, Шмелев увлекался самыми разными учениями. Он был и рационалистом, и толстовцем, и едва ли не религиозным фанатиком. Студент-юрист вдруг стал всерьез заниматься ботаникой, увлекся открытиями К. .

История создания произведения Герцена «Былое и думы» «Кто мог пережить, тот должен иметь силу помнить». Мужество памяти, к которому призывал Герцен, самому ему было присуще вполне и стояло у истоков замысла «Былого и дум». За какие-нибудь несколько. .

Размышление Герцена в области типологии «героев времени» Герцен в общем «принял» тех новых людей, которых изобразил Чернышевский в «Что делать?». Он их видел и в Лондоне. «Русские молодые люди,- писал он,- приезжавшие после 1862, почти все были. .

Уход в революционное движение Герцена Снова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом — и другая участь. .

Краткое изложение первых литературных трудов Герцена 12 мая 1833 года он закончил кандидатское сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника», а «пусти менее месяца сдал выпускные экзамены, получил медаль и со степенью кандидата вышел из университета. 1. .

Юность Александра Ивановича Герцена С полным правом можно сказать, что в «Былом и думах» он исследует свои воспоминания и стремится не только ярко передать их — он их проверяет, насколько они точны. Он выясняет. .

Краткое содержание «Сорока-воровка» Герцена Герцен Александр Иванович Произведение «Сорока-воровка» Повесть Сорока — воровка — лишь малая часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. Главная героиня повести — актриса провинциального крепостного театра. Повесть. .

История создания основная тема идея и проблема по циклу воспоминаний Былое и думы Находясь за границей, Герцен не оставлял литературы, но постепенно все большее место в его деятельности начинает занимать практическая работа в революционном движении. За рубежом был начат роман «Долг прежде всего». .

Краткое содержание «Кто виноват?» Герцена Герцен Александр Иванович Произведение «Кто виноват?» Действие начинается в русской провинции, в имение богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова — Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим. .

Общественная реакция 1848 г. и ее отражение в литературной жизни В конце февраля 1848 г. в общественной жизни. Запада начались грозные политические события. Во Франции вновь возникли революционные столкновения, в которых активное участие принял теперь рабочий класс. Под влиянием этих. .

Основные направления литературной критики в истории культуры XIX века В истории русской культуры XIX в. выдающуюся роль играла литературная критика. Еще со времен декабристов и тем более Белинского стало традицией обращение критики к проблемам не только чисто литературным, но. .

Что отличает творческую деятельность от любого другого вида деятельности? Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Однако необходимы и ремесленники — добросовестные исполнители. .

Начало развития драматургии в начале 30-х годов В годы развернутого социалистического строитель­ства перед драматургией встали сложные задачи. Предстояло не только осмыслить новые конфликты и нового героя, но и воплотить осознанное в такие формы, которые наиболее полно отвечали. .

Краткое содержание романа Герцена «Кто виноват?» Действие начинается в русской провинции, в имении богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова. Семейство знакомится с учителем сына Негрова — Миши, Дмитрием Яковлевичем Круциферским, окончившим Московский университет кандидатом. Негров бестактен, учитель. .

Конец XIX и начало XX в. время расцвета творчества Чехова Правда, пишет он теперь сравнительно немного, но это было не только результатом тяжелой болезни. Повышалась его художественная требовательность. Последний период творчества Чехова совпал с начавшимся оживлением общественного движения. И в. .

Три главных этапа освободительного движения в России В статье «Памяти Герцена» В. И. Ленин пишет: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок. .

Лирическое начало в поэзии Пушкина Чувство одиночества и душевной тоски, владевшее Пушкиным в первый период южной ссылки, находит свое адекватное выражение в образе одинокого листка, трепещущего под осенним ветром на облетевшем дереве: Так, поздним хладом. .

Модификация литературной традиции «романа о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» План «Роман о художнике» в романе Т. Манна «Доктор Фаустус» Роман «Доктор Фаустус» как модификация «романа о художнике» Добро и зло в структуре личности художника Томас Манн. Происходил из известной. .

Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Еще древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и. .

Л. Н. Толстой. После бала. Прочитайте начало рассказа по ролям от ли­ца каждого из рассказчиков От чьего лица ведется в рассказе повество­вание о том, что произошло на балу и после бала? Можно ли считать, что в рассказе «После бала» два рассказчика? Как можно назвать каждого. .

Основная тема идея и проблема по роману Кто виноват В Новгороде Герцен начал работу над романом «Кто виноват?». В 1845-1846 годах роман частями был напечатан в журнале «Отечественные записки», а год спустя вышел отдельным изданием. Роман «Кто виноват?» —. .

Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики Художественная литература для него — одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он. .

Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. » Субъективный» Шиллер стал для него дороже «объективного» Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к «Горю от ума». Теперь. .

Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: — адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; — стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; — преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом. .

Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» В основу романа М. А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: город — любимый Киев, адрес —. .

«Эстетическое возрождение» русской литературной критики Метафизическая критика процвела в руках «религиозных философов» и кое-кого из символистов. Первым выдвинул ее теории Волынский. В своей книге о русских критиках он осудил их за отсутствие философского взгляда и. .

Начало творческого пути Твардовского А. Т Твардовского отмечено активным интересом молодого поэта к современности. Деревенский паренек, работавший сельским корреспондентом, мечтал публиковать свои произведения. Публицистичность и злободневность ранних стихотворений были продиктованы его пониманием просветительской роли поэта и. .

«Третья волна» литературной эмиграции. Творчество С. Д. Довлатова Зона, заповедник. Все время какие-то установленные границы. Тем не менее ситуация за чертой зоны мало чем отличается от ситуации внутри ее. Нет, эти произведения Довлатова не перечень лагерных кошмаров. Это. .

Читайте также:  Герцен Александр Иванович прозаик, публицист: сочинение

Своеобразие бунинского пейзажа. И. А. Бунин как продолжатель литературной традиции 1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А. Бунин — блистательный писатель. .

Изучение литературной традиции в Новгороде в XV и в начале XVI века К концу XV или к началу XVI в. относится и житийное оформление новгородского предания о прибытии в XII в. в Новгород из Рима тамошнего святого Антония. В житии Антония говорится. .

Программа элективного курса по географии: «География человеческой деятельности» 9 класс. 0,25 часа в неделю Пояснительная записка. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса посвящен одной из важных тем географии — экономика, культура и политика человеческого общества. Главной. .

В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на жизнь планеты? В дни, когда Земля начинает страдать, на нас — человечество обрушаются в один миг невероятное количество бед. Будто то землетрясение или цунами гибнет все вокруг, в том числе и человек. .

Начало кризиса между народами История редко стоит на месте. Два новых этноса, перекроивших карту Азии, — маньчжуры и монголы — возникли в XII в. от пассионарного толчка — мутации, изменившей стереотип поведения потомков расселившихся. .

Начало «великого перелома» Начало «великого перелома» На XIV и XV съездах РКП в 1925 и 1927 гг. была разработана про­грамма дальнейшего экономического развития страны, состоявшая из двух взаимосвязанных элементов — индустриализации и коллективизации. .

Начало русского театра и русской драматургии Русская церковь в течение долгого времени осудительно относилась к светским развлечениям. Еще в XVII в., по инициативе церкви, продолжается у нас борьба преимущественно с народными театрализованными зрелищами. Даже царь Алексей. .

Начало романа М. Булгакова «Белая гвардия» Белая гвардия первый роман Булгакова. В нем много автобиографического, но это уже исторический роман. Это книга о русской истории, ее философии, о судьбах классической русской культуры в новую эпоху. Именно. .

Сюжеты повестей «Сорока-Воровка» и «Доктор Крупов» В конце 40-х годов па страницах журнала «Современник» были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман «Кто виноват?». В основу повести «Сорока-воровка» был. .

Начало литературной деятельности Герцена

Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с “бесчувственной толпой” и “низкой действительностью”. В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным.
Он вспоминал впоследствии: “Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком”. Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в “Записках одного молодого человека” (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: “Еще из записок одного молодого человека” (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью. Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным, как это бывало ранее. Попав в город Малинов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки – места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прели! их романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести – Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.
В “Записках…” намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила “Записок…” была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.
“КТО ВИНОВАТ?” Роман, над которым Герцен работал 6 лет, был выпущен отдельным изданием в 1847 г. в качестве приложения к журналу “Современник”. Во многом он связан с принципами “натуральной шкои целеустремленно сближал публицистику и художественную литературу. Он бесконечно далек от спокойного, невозмутимого изображения действительности. Герцен-художник постоянно вторгается в повествование. Перед нами не бесстрастный наблюдатель, а адвокат и прокурор в одном и том же лице, ибо если одних действующих лиц писатель активно защищает и оправдывает, то других разоблачает и осуждает, не скрывая своих субъективных пристрастий. Авторское сознание в романе выражено прямо и открыто.
Первая часть романа состоит преимущественно из развернутых биографий действующих лиц, что подчеркивается даже названием отдельных разделов: “Биографии их превосходительств”, “Биография Дмитрия Яковлевича”. Во второй части развертывается более последовательное сюжетное повествование с многочисленными вставными эпизодами и авторскими публицистическими отступлениями. В целом же весь художественный текст связан единством авторской идеи и строится прежде всего на основе четкого и последовательного развития авторской мысли, которая стала важнейшим структурообразующим и стилеобразующим фактором. Авторская речь занимает центральное место в общем ходе повествования. Она часто проникнута иронией – то мягкой и добродушной, то разящей, бичующей. При этом Герцен блестяще использует самые разнообразные стили русского языка, смело сочетая формы просторечия с научной терминологией, щедро вводя в текст литературные цитаты и иноязычные слова, неологизмы, неожиданные и потому сразу обращающие на себя внимание метафоры и сравнения. Так создается представление об авторе как великолепном стилисте и энциклопедически образованном человеке, обладающем острым умом и наблюдательностью, способном улавливать самые разнообразные оттенки изображаемой им действительности – смешные и трогательные, трагические и оскорбляющие человеческое достоинство.
Роман Герцена отличается широким охватом жизни во времени и пространстве. Биографии героев позволили ему развернуть повествование в большом временном диапазоне, а поездки Бель-това давали возможность описать дворянскую усадьбу, провинциальные города, Москву, Петербург, рассказать о его заграничных впечатлениях.
Глубокий анализ своеобразия Герцена-писателя содержится в статье Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847 года”. Главную силу автора романа “Кто виноват?” критик увидел в могуществе мысли. “У Искандера (псевдоним Александра Герцена),- писал Белинский,-мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностью сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произвести суд” [10, 343). По глубокому замечанию критика, “такие таланты так же естественны, как и таланты чисто художественные” . Белинский называл Герцена “по преимуществу поэтом гуманности”, в этом он видел пафос творчества писателя, важнейшее общественное и литературное значение романа “Кто виноват?”. Традиции интеллектуального романа Герцена были подхвачены и развиты Чернышевским, на что указывает прямая перекличка заглавий: “Кто виноват?” – “Что делать?”

Сочинение по литературе на тему: Начало литературной деятельности Герцена

Другие сочинения:

Начало литературной деятельности И. С. Тургенева И. С. Тургенев родился в Орле, в дворянской семье. Он получил прекрасное образование: учился в Московском университете, потом в Петербургском; затем несколько лет (1838-1840) слушал лекции в Берлинском университете. Вернувшись в Россию, Тургенев вначале намеревался заниматься философи­ей, но вскоре почувствовал, Read More .

Грибоедов: начало литературной деятельности В студенческие годы началось и увлечение Александра Сергеевича театром и литературой. В пансионе и университете издавался рукописный журнал, существовали литературные кружки, устраивались любительские спектакли, в которых принимал участие и Грибоедов. По свидетельству Бегичева, “на 15-м году жизни Грибоедова обозначилось уже, Read More .

Начало литературной деятельности Крылова Крылов не обладал ни колоссальной образованностью, ни продуманной глубиной философских взглядов Радищева. Но он умел с детства ненавидеть дворянскую государственность и дворянскую культуру. Дворянин по паспорту, а на самом деле “маленький человек”, по происхождению скромный “подьячий” он испытал и нужду, Read More .

Начало литературной деятельности Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки” Первые литературные опыты Гоголя относятся еще к нежинскому периоду и до нас не дошли. Гоголь принимал горячее участие в создании рукописных лицейских журналов и альманахов. Так, он был “издателем”, редактором и почти единственным автором журнала “Северная заря” (название, возможно, восходило Read More .

Начало творческого пути Александра Ивановича Герцена Несколько ужасных случаев произошло в их доме на глазах у Герцена. Они навсегда остались в его памяти. Случай первый – с поваром Льва Алексеевича Яковлева. Человек необычайно трудолюбивый и талантливый, он всем угодил хозяину – и тот даже исхлопотал, как Read More .

Золя и его отношение к литературной деятельности “реалистической школы” Золя пылко сопротивлялся всему, что может, с его точки зрения, ограничить “независимость” художника, уменьшить право на “творческую свободу”. Молодой Золя поражен той же индивидуалистической болезнью, которая тяготела над многими, даже лучшими писателями XIX ст. Нельзя не вспомнить “Признания” Гейне (1856), Read More .

Анализ повестей Герцена “Сорока-воровка” и “Доктор Крупов” В конце 40-х годов на страницах журнала “Современник” были опубликованы два замечательных произведения Герцена, проникнутых тем же могуществом мысли, что и его роман “Кто виноват?”. В основу повести “Сорока-воровка” был положен действительный случай, сообщенный писателю великим русским актером М. С. Read More .

Литературная деятельность Герцена отражение его философских Эти особенности дарования Герцена сказались и в жанрах его литературного творчества, часто смыкающихся с публицистикой. Он писал сатирико-философские (“Доктор Крупов”) и социально-бытовые (“Сорока-воровка”) повести, статьи и очерки на политические темы (“Письма из Франции и Италии”). Ему принадлежит один из лучших Read More .

Жизнь и творчество (Герцен А. И.)

Роман «Кто виноват?» и повесть «Сорока-воровка» – лишь часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. В историю России Герцен вошел как яркий многогранный талант: великий писатель- реалист, он также был выдающимся философом, сыграл большую роль в революционном движении и прославился как блестящий публицист, издававший газету «Колокол» и альманах «Полярная Звезда».

Вся сознательная жизнь Герцена была отдана великой цели – борьбе за освобождение русского народа от гнета самодержавия и крепостничества.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что Герцен всегда оставался последовательным врагом насилия и убежденным демократом.

В художественных произведениях Герцена нашла отражение русская жизнь в период после разгрома декабрьского восстания 1825 года. Самодержавие искореняло любые проявления «свободомыслия». В удушающей атмосфере сыска и преследований задыхались и преждевременно погибали яркие та-ланты – Пушкин, Лермонтов, Полежаев, Кольцов, Бестужев- Марлинский, Кюхельбекер, Гоголь, Белинский. Однако народ не был сломлен и духовные силы его не иссякли. Творчество Герцена, как и многих других писателей сороковых годов XIX века, – убедительное свидетельстве жизнестойкости и могучих творческих сил русского народа.

Герцен чувствовал кровную связь с угнетенным народом и на себе испытал многие из тех преследований, которые обрушивались на бесправные низы. «Совершенно чужой в родительском доме, – вспоминал он о своем детстве. – И на каждом шагу оскорбления, да какие, – которые могли бы отправить в сумасшедший дом взрослого». Внебрачный сын родовитого московского барина И. А. Яковлева и Генриетты Луизы Гааг, уроженки Штутгарта, Герцен долгое время оставался на положении «воспитанника»; это лишало его тех прав, которыми обладали законные дворянские отпрыски. С острым вниманием присматривался он к жизни вовсе бесправных крепостных и рано начал размышлять о взаимоотношениях людей в обществе. «Политические мечты занимали меня день и ночь», – вспоминал он о той поре, когда ему было всего четырнадцать лет.

Читайте также:  Смешное и грустное в новеллах О. Генри: сочинение

У декабристов, у французских социалистов-утопистов искал Герцен ответ на наболевшие вопросы современной ему общественной жизни. Он сознавал, что она устроена несправедливо и что ее необходимо перестроить. «Мир ждет обновления, – так полагал Герцен, когда в 1833 году делился своими мыслями с Огаревым, дружеские отношения с которым сохранил до конца своей жизни. – Надобно другие основания положить обществам Европы».

Подобные убеждения в царской России того времени приравнивались к государственному преступлению. Менее чем через год последовало суровое наказание.

В июле 1834 года арестовали Огарева по делу «о лицах, певших в Москве пасквильные песни»: жандармские провокаторы начали дело об «оскорблении величества», выискивали и хватали «вольнодумных» молодых людей. У Огарева при аресте отобрали письма Герцена. Прочитав их, жандармы обнаружили еще одного «преступника»: за опасные мысли «признано Необходимым взять под арест и самого Герцена».

При обыске у Герцена изъяли бумаги. Они поступили в следственную комиссию. «Мудрые» следователи решили, что Герцен – «смелый вольнодумец, весьма опасный для общества».

По законам Российской империи политическим преступлением могли считаться не убеждения или записки в личном дневнике, а действия, направленные против существующего порядка. Не считаясь с этим, Герцену поставили в вину соображения, высказанные в письмах к другу, и размышления наедине с собою, оставшиеся в личных бумагах. Решая меру преступления, Герцена продержали в заключении почти пол- года. Наконец комиссия сочла необходимым за подобный «образ мыслей отослать его на службу в какую-либо отдаленную губернию под строгое наблюдение- начальства». Жандармы также не спускали с Герцена глаз; тайные донесения о его поведении регулярно поступали в Петербург во все время пребывания его в ссылке.

Сначала Герцен попал в Пермь, оттуда в Вятку (1835–1837) и, наконец, во Владимир (1838–1839). За годы ссылки он познакомился с такими сторонами русской действительности, о которых ранее не имел представления. Он увидел незамаскированное, наглое взяточничество, казнокрадство и над-ругательство над народом. Особенно отчетливо он уяснил себе роль чиновничества в системе общественных отношений. Чиновники представляли государство. Что бы они ни творили – они оставались почти всегда безнаказанными: вся мощь государства стояла за ними – закон, авторитет императорской власти, церковь, армия, полиция. В руках чиновников сосредоточивалась громадная, практически бесконтрольная сила. И ее-то чиновничество использовало для личного обогащения.

Беззаконие происходило невероятное. «Перед окончанием моей вятской жизни, – вспоминал он в «Былом и думах», крупнейшем своем произведении, – департамент государственных имуществ воровал до такой наглости, что над ним назначили следственную комиссию».

Разумеется, никакая комиссия из чиновников не могла искоренить хищнической природы императорского чиновничества. Рука руку моет. Чиновники ухитрялись создавать поистине фантастические дела: «о перечислении крестьянского мальчика Василья в женский пол» или дело «о потере неизвестно куда дома волостного правления и о изгрызении плана оного мышами».

За комическими формулами подобных дел стояли живые люди. Следствие, проводимое вымогателями, в большинстве случаев тянулось годами и стоило многих унижений, страданий и слез простым людям.

Герцен осознал, что русское чиновничество служит крепостническому государству и что нельзя рассчитывать на восстановление справедливости с помощью отдельных честных чиновников: такие на службе не задерживались.

В 1839 году Герцену разрешили вернуться в Москву. Год спустя он переехал в Петербург, где выходили наиболее известные русские журналы: в ссылке он увлеченно работал над своими художественными замыслами и теперь решил принять активное участие в литературной деятельности. Герцен сбли-зился с передовыми литераторами. Жандармы по-прежнему следили за ним, не обходили его своим вниманием. Его письма перехватывались; в одном из них – в письме к отцу в ноябре 1840 года – вычитали «крамольное» высказывание о столичной полиции: Герцен сообщил о том, что у всех было на устах – будочник ограбил и убил прохожего.

Кара снова обрушилась на Герцена. Его отправили в новую ссылку – на этот раз в Новгород (1841–1842).

Источники:

    Герцен И.А. Кто виноват? Роман. – Сорока-воровка. Повесть. Вступит, ст. и примеч. С. Е. Шаталова. Рис. В. Панова. М., «Дет. лит.», 1977. 270 с. с ил. (Школьная б-ка).

Аннотация:По характеристике В. И. Ленина А. И. Герцен в крепостной России сороковых годов XIX века «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени». В эти годы Герценом были написаны замечательные художественные произведения: роман «Кто виноват?» и повесть «Сорока-воровка. »

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3472

Кто такой Александр Иванович Герцен? Историческое сочинение и Биография

Александр Иванович Герцен

Один из представителей оппозиционной интеллигенции, писатель и мыслитель, крупнейший деятель общественного движения (1812-1870 гг.). Направление мыслей и деятельности Герцена определили события 14 декабря 1825 г. Как отмечал сам Герцен, «казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон души моей». В 1828 г. на Воробьевых горах Герцен и его товарищ Огарев поклялись в вечной дружбе и неизменном решении отдать всю жизнь служению свободе. В Московском университете Герцен познакомился с социалистическим учением Сен-Симона, что повлияло на его мировоззрение. Через год после окончания университета Герцен, Огарев и несколько других лиц были арестованы за участие в студенческой вечеринке, на которой пелась вольнодумная песня и был разбит бюст императора Николая Павловича. Герцену назначили местом ссылки Пермь, а затем Вятку. При деятельном его участии в Вятке была основана первая публичная библиотека. В период ссылки в Новгород Герцен служил советником губернского правления и заведовал делами о злоупотреблениях помещичьей властью, о раскольниках и лицах, состоящих под надзором полиции. Размышления над недостатками российской действительности приводит Герцена к литературному творчеству. Первым произведением стал роман «Кто виноват?». Герцен считал основным злом России крепостное право, что отразилось в его произведениях, в том числе и в рассказе «Сорока-воровка».

С 1847 г. и до конца своей жизни Герцен прожил в эмиграции. Пребывание в Париже избавило его от идеализации Запада, т.к. Европа, по мнению Герцена, погрязла в невылазном болоте мещанства. С другой стороны, европейские революции 1848-1849 гг. заставили Герцена задуматься о том, как Россия может избежать капиталистического развития и революций. Герцен в 50-е гг. предложил теорию крестьянского социализма. Залогом русской социальной революции он считал крестьянскую общину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традиции коллективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. В русской крестьянской общине Герцен видел прообраз ячейки социализма. Герцен выступил не только как теоретик, но и как пропагандист и популяризатор новых идей. В Лондоне совместно с Огаревым он стал издавать революционные издания — альманах «Полярная звезда» (1855-1868 гг.) и газету «Колокол» (1857—1867 гг.), влияние которых на революционное движение в России было огромным. Программа «Колокола» заключала в себе три конкретных положения: 1) освобождение крестьян от помещиков; 2) освобождение слова от цензуры; 3) освобождение податного сословия от побоев. Набрасывая эту программу, Герцен смотрел на нее как на программу-минимум, т.к. общественным идеалом для него был социализм.

После отмены крепостного права и польского восстания 1863 г. влияние Герцена на представителей оппозиционного общественного движения снизилось. Одни отшатнулись от него за радикализм, а молодое поколение считало Герцена слишком умеренным. Характерен спор Герцена с Бакуниным, призывавшим к разрушению государства. Герцен считал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри».

Таким образом, Герцен являет собой уникальную фигуру российской истории. Писатель, философ, экономист, издатель, он оказал глубокое влияние на общественную мысль и движение в России. Герцен стал своего рода связующим звеном между первым поколением освободительного движения — декабристами — и оппозиционным движением в пореформенной России. Герцен явился основоположником мощного общественного течения — народничества, особого рода русского крестьянского социализма. Будучи первой фигурой русской эмиграции, Герцен создал Вольную типографию, издававшую альманах «Полярная звезда» и первую русскую революционную газету «Колокол». Гуманист и патриот Герцен искал для России «третий путь», который позволил бы ей освободиться от крепостничества и вместе с тем избежать капитализма и господства буржуазии. Герцен всегда имел твердую гражданскую позицию и заявлял ее, независимо от мнения государства и авторитетных представителей оппозиции. Огромен вклад Герцена и в русскую литературу. Он создает не имеющее аналогов произведение «Былое и думы» — синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл.

Общая характеристика творчества А.И.Герцена.

Долгое время Александр Иванович Герцен являлся одним из самых знаменитых деятелей русской культуры XIX века, участвовавшим в освободительной борьбе своего времени. Его имя, творчество, политические и историко-философские взгляды были известны каждому из его современников в России и в Русском Зарубежье. Память о нем и его деятельности сохранялась и в советском государстве XX века, работы цитировали и анализировали лидеры эпохи социализма, а вслед за ними изучали граждане СССР. В наше время творчество А. И. Герцена незаслуженно забыто. Парадоксально: будучи в начале XX веке одним из самых издаваемых авторов, Герцен для массового читателя XXI века стал практически неизвестным, академическое собрание сочинений этого автора не найдешь в каждой научной библиотеке России. Между тем исследователи русской истории и литературы признаются, что А. И. Герцен – выдающийся мыслитель, политик, писатель, философ и публицист, особенно актуальный для современности. Без знания и понимания истории люди XXI века не смогут осмыслить настоящее, без этого нет будущего. В советскую эпоху политические взгляды Герцена рассматривались однобоко, его работы подвергались цензуре и идеологическим клише. Сегодня, когда есть возможность взглянуть на историю объективно, становится ясно, что, провозглашая свободу, Герцен никогда не призывал к бунту «бессмысленному и беспощадному», осуждал тех, кто звал Россию «к топору». Кроме того, будучи ярким обличителем царского самодержавия («тюрьмы народов»), он явился провозвестником более страшного явления – сталинского геноцида народов. Как талантливый публицист, журналист, редактор и издатель он проявил себя в организации бесцензурной русской газеты «Колокол» и альманаха «Полярная звезда». Среди авторов герценовского «Колокола» были выдающиеся деятели России и Зарубежья: И. С. Тургенев, Е. Тур, Н. А. Добролюбов, П. В. Анненков, Дж. Гарибальди, В. Гюго, Дж. Мадзини и др. Публицистика и мемуарные произведения самого Герцена – это энциклопедия не только российской, но и европейской политической и культурной жизни середины XIX столетия, в которой он принимал непосредственное участие. Глубочайшие познания Герцена в истории и философии позволили ему создать его философские сочинения, самыми известными из которых являются «Письма об изучении природы» и «Дилетантизм в науке». Последняя работа – сочинение во многом уникальное, являющееся практически первой в России попыткой построить развернутую философскую концепцию развития науки, определить ее место в обществе и в духовной жизни человека. Его высочайший художественный литературный талант, интеллектуальное начало герценовской прозы воплотились в повестях «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», главном создании эмигрантских лет – мемуарах «Былое и думы» и ставят Герцена в один ряд с классиками русской литературы XIX века.
Все указанные причины свидетельствуют об актуальности и востребованности творчества А. И. Герцена в наше время. На сегодняшний день не существует ни одного собрания, в котором произведения Герцена были бы представлены с достаточной полнотой и которое целиком соответствовало бы современному уровню текстологии.

В историю русской общественной мысли Александр Иванович Герцен (1812-1870) вошел как выдающийся представитель блестящей плеяды передовых людей 1840-1860 гг., как своеобразный и талантливый публицист, философ и социолог, литературный критик и журналист; в историю русской литературы – как один из наиболее значительных участников нового литературного направления и начальной ступени его развития – «натуральной школы» 1840-х годов.

Читайте также:  Герцен в эмиграции: сочинение

герцен Александр Иванович (1812—1870) — выдающийся русский мыслитель, писатель, общественный деятель. Он был незаконнорожденным сыном богатого московского помещика И.А. Яковлева, в семье которого получил хорошее образование и воспитание. В 1829 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. В годы учебы в университете Герцену и его ближайшему другу и единомышленнику Н.П. Огареву удалось сплотить вокруг себя кружок студенческой молодежи, где обсуждались философские проблемы, социалистические идеи Сен-Симона и Фурье. В июле 1834 г. вскоре после окончания университета за связь с революционным движением молодежи был арестован и выслан в Пермь, Вятку, Владимир. В 1839 г. по возвращении в Москву он знакомится и идейно сходится с М.А. Бакуниным, В.Г. Белинским, Т.Н. Грановским. Вскоре произошла вторая ссылка под надзор полиции в Новгород (1841—1842), после чего ему разрешили переехать в Москву. Здесь он пишет свои первые фундаментальные труды по философии, примыкает к западническому направлению историософских исканий интеллектуального движения 40-х годов. В 1847 г. Герцен навсегда покидает Россию, становится свидетелем революционных потрясений в Западной Европе. С 1852 г. поселяется в Лондоне, где в 1853 г. основывает Вольную русскую типографию, начинает издавать альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», периодическое издание «Голоса из России». Именно эти издания стали первой бесцензурной печатью в нашей стране.

Начало литературной деятельности Герцена относится к периоду его первой ссылки (вторая половина 30-х годов). Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена не продолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».
Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в «Записках одного молодого человека» (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: «Еще из записок одного молодого человека» (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью. Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным, как это бывало ранее. Попав в город Мали-нов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки — места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прежних романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести — Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.

В «Записках…» намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила «Записок…» была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.

к 40-м годам Герцен встал на путь пересмотра основ идеологии господствующих слоев с ее идеализмом и стал постепенно овладевать принципами материалистического миропонимания, пытаясь отчасти применить их к вопросам социальной жизни. С этой точки зрения он разоблачал перед самим собой и своим “дружеским кругом старые романтические иллюзии.
Все это нашло выражение и в художественном творчестве Герцена, расцвет которого относится к 40-м годам. От отвлеченной романтики повестей и поэм 30-х годов он перешел к реалистической прозе. Романом «Кто виноват?» и примыкающими к нему повестями он вписывает своеобразную страницу в русскую литературу нового периода ее развития.
Идейное развитие Герцена началось очень рано вспышкой романтических настроений в связи с поражением декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», – вспоминал он потом. Четырнадцатилетним мальчиком он смог уже поставить перед собой важнейший вопрос: на чьей стороне он сам-на стороне казненных пли палачей. Он сразу и твердо решил его и на всю жизнь стал непримиримым врагом помещичьего и царского деспотизма.
Это возбудило в нем высокие, романтические переживания и даже обратило его к тайным «политическим мечтам» о борьбе с деспотизмом, в которых юноша «гордо сознавал себя «злоумышленником»…». И эти переживания до конца 30-х годов оставались основным пафосом его мышления и деятельности, который только усилился в тюрьме и ссылке. Эти чувства выразились в его «клятве на Воробьевых горах», в его участии в протестах студенчества Московского университета против реакционных преподавателей, в тайной материальной поддержке арестованного кружка Сунгурова.Когда Герцен был переведен во Владимир, условия его жизни значительно улучшились. Он мог теперь изредка бывать в Москве и видеться с друзьями. Герцен увозит из Москвы свою невесту, Н. А. Захарьину, и женится на ней. После долгой разлуки его посетил Огарев, также перенесший ссылку. Однако и этот период не был богат творческими достижениями. Во Владимире Герцен написал только две стихотворные романтические драмы «Лициний» и «Вильям Пен» и один эпизод («О себе») из задуманной большой автобиографической повести, в дальнейшем не осуществленной

черты наивного романтизма приданы герою-идеалисту и Герценом в «Кто виноват?». В этой повести, значение которой для литературы 40-х гг. и дальнейшего литературного развития трудно переоценить, Герцен противопоставил двух героев мысли, представляющих как бы два типа носителей современного интеллектуального развития, и «измерил» их друг другом. Круциферский — отвлеченный идеалист-мечтатель, жаждущий гармонии. Мыслимое воплощение его романтического идеала — идиллия. Отрыв его мечтаний от действительности делает для него равно недоступными и прогнозы дальнейшего развития общества и приобщение к прозаической дисгармоничной реальности. Он может существовать лишь в искусственно созданном заповеднике семейной жизни, отгороженной от исполненного конфликтов общественного бытия, которое в своих реальных, недоступных идеальному сознанию формах воплощает идею развития. Мечта Круциферского об идиллии среди дисгармоничного мира оказывается такой же эфемерной, как все его мечты. Сознание человека, его духовный мир несут в себе все элементы мировой дисгармонии, так же как и залоги возможной в будущем гармонии. Таким образом, даже между двумя людьми в современном обществе не могут сложиться отношения невозмутимой идиллии. Так в характеристике Круциферского возникает тема наивности его идеализма — он сердцем «милый невежда». Круциферскому противопоставлен Бельтов — герой, воплощающий идею развития и дисгармонии современного общества. В литературе 40-х гг., столь богатой псевдопечоринскими и антипечоринсяими фигурами, Бельтов — единственный герой, несущий «печоринскую» традицию и воплощающий ее в высоком трагическом ключе. Бельтову присущ «гигантизм» Печорина, на нем лежит печать «избранничества», отсвет высокой миссии. Вместе с тем Бельтов, как ни один герой 40–50-х гг., проникнут скепсисом, мучительным сознанием своего бессилия, неразрывно связанным с непомерной значительностью задачи, возложенной на него исторической действительностью.

Начало литературной деятельности Герцена

Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с “бесчувственной толпой” и “низкой действительностью”. В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена непродолжительным.

Он вспоминал впоследствии: “Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком”. Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в “Записках одного молодого человека” (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: “Еще из записок одного молодого человека” (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью. Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным, как это бывало ранее. Попав в город Малинов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки – места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прели! их романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести – Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.

В “Записках. ” намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила “Записок. ” была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.

“КТО ВИНОВАТ?” Роман, над которым Герцен работал 6 лет, был выпущен отдельным изданием в 1847 г. в качестве приложения к журналу “Современник”. Во многом он связан с принципами “натуральной шкои целеустремленно сближал публицистику и художественную литературу. Он бесконечно далек от спокойного, невозмутимого изображения действительности. Герцен-художник постоянно вторгается в повествование. Перед нами не бесстрастный наблюдатель, а адвокат и прокурор в одном и том же лице, ибо если одних действующих лиц писатель активно защищает и оправдывает, то других разоблачает и осуждает, не скрывая своих субъективных пристрастий. Авторское сознание в романе выражено прямо и открыто.

Первая часть романа состоит преимущественно из развернутых биографий действующих лиц, что подчеркивается даже названием отдельных разделов: “Биографии их превосходительств”, “Биография Дмитрия Яковлевича”. Во второй части развертывается более последовательное сюжетное повествование с многочисленными вставными эпизодами и авторскими публицистическими отступлениями. В целом же весь художественный текст связан единством авторской идеи и строится прежде всего на основе четкого и последовательного развития авторской мысли, которая стала важнейшим структурообразующим и стилеобразующим фактором. Авторская речь занимает центральное место в общем ходе повествования. Она часто проникнута иронией – то мягкой и добродушной, то разящей, бичующей. При этом Герцен блестяще использует самые разнообразные стили русского языка, смело сочетая формы просторечия с научной терминологией, щедро вводя в текст литературные цитаты и иноязычные слова, неологизмы, неожиданные и потому сразу обращающие на себя внимание метафоры и сравнения. Так создается представление об авторе как великолепном стилисте и энциклопедически образованном человеке, обладающем острым умом и наблюдательностью, способном улавливать самые разнообразные оттенки изображаемой им действительности – смешные и трогательные, трагические и оскорбляющие человеческое достоинство.

Роман Герцена отличается широким охватом жизни во времени и пространстве. Биографии героев позволили ему развернуть повествование в большом временном диапазоне, а поездки Бель-това давали возможность описать дворянскую усадьбу, провинциальные города, Москву, Петербург, рассказать о его заграничных впечатлениях.

Глубокий анализ своеобразия Герцена-писателя содержится в статье Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847 года”. Главную силу автора романа “Кто виноват?” критик увидел в могуществе мысли. “У Искандера (псевдоним Александра Герцена),- писал Белинский,-мысль всегда впереди, он вперед знает, что и для чего пишет; он изображает с поразительною верностью сцену действительности для того только, чтобы сказать о ней свое слово, произвести суд” . По глубокому замечанию критика, “такие таланты так же естественны, как и таланты чисто художественные” . Белинский называл Герцена “по преимуществу поэтом гуманности”, в этом он видел пафос творчества писателя, важнейшее общественное и литературное значение романа “Кто виноват?”. Традиции интеллектуального романа Герцена были подхвачены и развиты Чернышевским, на что указывает прямая перекличка заглавий: “Кто виноват?” – “Что делать?”

Ссылка на основную публикацию
×
×