Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа – поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти. » – сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня – во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки – это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни – всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова – убийство ростовщицы – должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа “Преступление и наказание” есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Исследовательская работа на тему: «Униженные и оскорбленные в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».

Исследовательская работа на тему: «Униженные и оскорбленные в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».

Скачать:

ВложениеРазмер
исследовательская работа33.79 КБ

Предварительный просмотр:

лицей №82 им. А.Н.Знаменского.

Исследовательская работа на тему:

«Униженные и оскорбленные в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».

Ученица 11А класса

  1. Цель проекта, задачи, актуальность темы, объекты исследования.
  2. Роман Виктора Гюго «Отверженные»:

А) История создания.

Б) Образы «униженных и оскорбленных».

В) Замысел романа.

  1. Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»:

А) История создания.

Б) Образы «униженных».

В) Замысел романа.

  1. Сравнительный метод.
  2. Результаты исследования.
  3. Литература.

Цель проекта, задачи, актуальность темы, объекты исследования.

  • Сравнить особенности повествования о жизни «униженных и оскорбленных» в произведении Виктора Гюго «Отверженные» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  • Выявить влияние творчества Гюго на творчество Достоевского.
  • Рассмотреть роман Виктора Гюго «Отверженные».
  • Рассмотреть роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
  • Сравнить способы повествования двух писателей, принадлежащим к разным национальным литературам.
  • На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича. Они утверждали, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье. Я считаю эту тему актуальной и в наши дни. Многие люди попадают в тяжелые жизненные ситуации и становятся униженные обществом.
  • Объектом исследования стали произведения Виктора Гюго «Отверженные» и Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Виктора Гюго «Отверженные».

  • Роман «Отверженные» – вершина творчества Гюго. Это социальный роман-эпопея, в духе романтизма. Замысел романа из жизни низов, жертв общественной несправедливости, возник у писателя еще в начале его творческого пути. Узнав в 1823 году, что его друг Гаспар де Попе будет проездом в Тулоне, он просит его собрать сведения о быте каторжников. Интерес Гюго к каторге был, вероятно, пробужден наделавшей много шума историей беглого каторжника, ставшего полковником и арестованного в 1820 году в Париже. В 1828 году Гюго рассказали историю о монсеньере Миоллисе, епископе города Динь, который оказал в 1806 году гостеприимство освобожденному каторжнику Пьеру Морену. Духовно переродившись под влиянием епископа, Морен стал военным санитаром и затем погиб под Ватерлоо. В 1829 году Гюго поместил в XXIII главе «Последнего дня приговоренного к смерти» рассказ каторжника, отбывшего срок и сталкивающегося с первых шагов на свободе с враждебностью окружающих; во многом это уже напоминало историю Жана Вальжана. К началу 1830 года Гюго стал представлять себе очертания будущего романа и набросал начало предисловия к нему:

«Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили,

что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет,

если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели.

Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной. »

17 ноября 1845 года Гюго начал писать роман, о котором он столько мечтал и который был назван им «Жан Трежан»; через два года заголовок меняется на «Нищету», и в это время Гюго настолько захвачен работой, что решает в течение двух месяцев обедать только в девять часов, «чтобы удлинить свой рабочий день».

События революции 1848 года прервали эту упорную работу, и Гюго вновь вернулся к ней в августе 1851 года. Затем последовал новый перерыв, вызванный переворотом 2 декабря. Последнюю часть Гюго заканчивает уже в Брюсселе.

Первая редакция романа была готова к 1852 году. Она состояла из четырех частей и содержала гораздо меньшее количество эпизодов и авторских отступлений, чем окончательный текст. Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году “Отверженные”, он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество “Друзей азбуки”, создается идеальный образ «жреца революции» Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго. Первое издание книги, появившееся в начале 1862 года, разошлось молниеносно: за два дня был распродан весь тираж – семь тысяч экземпляров.

  • В романе раскрывается история рабочего Жана Вальжана, белошвейки Фантины, маленькой девочки Козетты.

Бывший каторжник Жан Вальжан, отверженный, испытывающий злобу ко всему человечеству после своего 19-летнего заключения попадает к католическому епископу, изменившему его жизнь. Епископ отнесся к нему как к человеку, заслуживающему уважения, и более того, когда Вальжан украл у него серебряную посуду, простил и не выдал властям. Первый и единственный человек, пожалевший его, каторжника, так потряс Вальжана, что он резко меняет свою жизнь. Под чужим именем Жан Вальжан основал фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря которой выросло благосостояние целого городка, в котором Вальжан стал мэром. Сменив имя, он не только основывает фабрику, но и помогает таким же «отверженным» и бедным, как и он, даже его злейшему врагу — инспектору полиции Жаверу.

Фантина – девушка, с очень тяжелой судьбой. От нехватки средств ей приходится отдать свою маленькую дочку Козетту на воспитание трактирщикам, выплачивая при этом долг. Она работала швеёй, но ее выгнали, и девушка осталась на улице. Чтобы платить за дочь, ей приходится продавать все что у нее есть: волосы, зубы и даже себя. Жан Вальжан, пытаясь ей помочь, отвозит в госпиталь и обещает вернуть дочь. Но Фантина так и не смогла увидеть дочку, так как умерла. Вальжан выкупил Козетту у трактирщиков и растил ее как родную дочь. После выдачи девочки замуж, Жан Вальжан уходит в монастырь, где умирает.

  • Гюго не просто рассказывает о бедствиях народных — он размышляет о моральной стороне общественных проблем, о человеческой жизни. Нравственная концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В.Гюго о человеческой жизни, как непрерывной смене света и тьмы. Принимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя обязательную победу доброго над силами зла. Достоевский очень высоко ценил роман Гюго. В одном из писем он утверждает: «Вопреки мнению всех наших знатоков, „Отверженные“ стоят выше „Преступления и наказания“».

Роман «Отверженные» строился по принципу монолога, обращенной к людям проповеди. в. Лев Толстой говорил о Гюго: «Это один из самых близких мне писателей». Толстой и Достоевский относили «Отверженных» к числу лучших романов мировой литературы. Обращаясь к Франции, Горький писал: «Твой сын Гюго — один из крупнейших алмазов венца твоей славы. ».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

  • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М.Достоевского. Первоначально Достоевский задумал написать «Преступление и наказание» в форме исповеди Раскольникова. Автор собирался перенести на страницы романа весь духовный опыт каторги. Именно здесь Достоевский впервые столкнулся с сильными личностями, под влиянием которых началось изменение его прежних убеждений. Замысел своего нового романа Достоевский вынашивал 6 лет.
  • События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен. Куда бы ни привёл нас писатель, мы попадаем в нечеловеческие условия. Ведь жутко жить в «гробу», который снимает Родион Раскольников, в уродливом «сарае» Сони, в «прохладном углу», где обитает Мармеладов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, посетителей трактиров, которые ищут в вине минутного забвения от тоски. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Не удивительно, что в таких условиях живут не гордые и целеустремленные люди, а забитые и униженные жизнью и нищетой существа, готовые на все ради куска хлеба. Вглядимся в эти лица и посмотрим, почему они так унижены и оскорблены. Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение.

Во-первых, унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни. Казалось бы, почему он так унижен? Ведь он студент, учится на юридическом факультете, специальность эта сулит доход, да и сам Раскольников не глуп. Однако, одет он как нищий, живет в комнате, которая больше похожа на шкаф и до смерти боится свою квартирную хозяйку. Но, думается, он сам довел себя до такого состояния. Раскольников – слабый человек, к этому мнению склоняются многие. Он слаб и бессилен, оттого и унижен. Он зол, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование.

Вслед за Раскольниковым мы вглядываемся в образ Сони Мармеладовой, этой униженной из униженных и оскорбленной из оскорбленных. Кажется, столько унижения не может вместить человеческая душа, однако, душа Сони может. И если Раскольников унижен в душе, а в обществе он все же сохраняет свое лицо, то Соня Мармеладова оскорблена всем обществом, толкнувшим ее в это петербургское чрево. Она настолько унижена, что даже не может жить вместе со своей семьей, а вынуждена прятаться подальше от них. Мы буквально со слезами на глазах читаем сцену, где Лужин ложно обвиняет не в чем не повинную Соню, а она не имеет даже сил защитить себя. Соня унижается не ради себя, а ради своей семьи и своего бедного алкоголика-отца, и за это ее можно даже назвать мученицей, а не грешницей. Она унижена в обществе, но в душе она чиста, невинна и горда. В душе у нее мир, покой и Евангелие, которое всегда непременно лежит на ее столе. Ее сердце радуется оттого, что ее семья не голодает, и что все на свете есть промысел Божий. Она знает, за что оскорблена и унижена, и это во многом облегчает ей жизнь.

Меньшее внимание в романе уделено сестре Раскольникова Дуне, однако, она тоже “претендует” на звание “униженной и оскорбленной”. Но, в противоположность другим, Соне и Раскольникову, Дуня может постоять за себя и она благоразумнее многих. Жизнь ломает ее, а она не сгибается, она хочет пожертвовать собой, ради своего брата, делает это сознательно, гордо и не просит ничего взамен. Дуню также унижает общество. Ее помощь и ее “посвящение” себя другим, конечно, не такие как у Сони Мармеладовой. В ней нет этой жертвенности. Однако, Дуня человек твердый и честный, и именно за это она и оскорблена.

  • Преступление Раскольникова – убийство ростовщицы – должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных»? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа “Преступление и наказание” есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.
В романе «Преступление и наказание» Достоевский рассматривает вопросы человеческой морали, добродетели и права человека на убийство ближнего. На примере главного героя автор показывает, что любое преступление невозможно без наказания. Раскольников, пожелав стать такой же великой личностью как его кумир Наполеон, убил двух людей, однако он не смог вынести моральных мучений после содеянного и сам признается в своей вине. В романе Достоевский подчеркивает, что даже самые великие идеи и цели не стоят человеческой жизни.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД В ПРИМЕНЕНИИ К ГЮГО И ДОСТОЕВСКОМУ

  • В. Гюго и Ф.М. Достоевского с полным правом можно назвать величайшими писателями своего времени, оказавшими огромное влияние как на французскую и русскую литературу в частности, так и на мировую литературу в целом.
  • Я попыталась сопоставить произведения этих авторов, принадлежащих к разным национальным литературам, но творившим приблизительно в одно время, и даже знакомым лично.
  • В ситуации с Ф.М. Достоевским и В. Гюго с большой уверенностью можно говорить о влиянии творчества Гюго на писательский гений Достоевского, что признавалось последним неоднократно, как в личной переписке с братом, так и в литературных трудах.
  • Мы можем сказать, что Ф.М. Достоевский, создавая свое совершенно исключительное, самобытное произведение, основанное на пережитых лично, реальных событиях, перечитал и прочувствовал глубоко «Отверженных» Виктора Гюго, к которому испытывает интерес на протяжении всей жизни, начиная с юности и до конца дней.
  • Возможно, авторы считают, что наказание должно быть «внутри» человека; только через моральные страдания души происходит очищение преступника. Так было с героем «Отверженных» Жаном Вальжаном (которого излечили не двадцать лет каторги, а чистота священника Мириэля). Так случилось и с Родионом Раскольниковым
  • В целом же, основываясь на вышесказанном, можно отметить, что у Достоевского и Гюго во многом сходны идейные позиции по отношению к личности, к проблеме униженных и оскорбленных. При этом обоих писателей объединяет вера в конечное превосходство добра над злом.

Цель данной работы – рассмотреть особенности повествования о жизни «униженных и оскорбленных» в произведении Виктора Гюго «Отверженные» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а также выявить влияние творчества Гюго на творчество Достоевского.

В процессе работы я пришла к определенным выводам, а именно:

  • В результате анализа можно сделать вывод о том, что тема в двух произведениях очень похоже раскрыта. Оба автора ярко передали жизнь «униженных и оскорбленных» в своих произведения. Несмотря на все препятствия и трудности жизни героев, писатели все равно приводят нас к свету, доказывая, что добро всегда побеждает зло.
  • Влияние творчества Виктора Гюго русский художник слова Достоевский ощущал на себе, по собственному признанию, всю жизнь. Будучи сам талантливейшим писателем своего времени, Федор Михайлович не мог не впитывать в себя все те новые открытия в литературе, которые совершались людьми, восхищавшими его. Однако восприятие Достоевским произведений Виктора Гюго и отпечатывание их в собственном творчестве происходило не путем копирования чужого, а путем глубочайшего переосмысления прочитанного. Достоевский зачастую выписывал свои характеры более верно и тонко с психологической точки зрения, его герои отличаются значительно большей сложностью, нежели у Гюго (что не умаляет таланта французского писателя).

В данной работе мы рассматривали всего одно произведение Гюго и одно – Достоевского. За рамками этого анализа остался целый ряд тем, роднящий взгляды этих авторов. Исследователь Г. Фридлендер формулирует их так: «Проблема бедности и тесно связанная с ней проблема преступления, воплощенные в близких – и в то же время психологически глубоко несходных – образах Жана Вальжана с одной стороны и Раскольникова, с другой, вопрос об участи женщины, обречённой несправедливым общественным порядком на унижение, поставленный в тех главах, которые посвящены Фантине, а также в «Преступлении и наказании» Соне Мармеладовой и ее мачехи Катерины Ивановны.

  1. Гюго В. Отверженные [Предисловие.]/ В. Гюго// Собр. соч.: В 15-ти т. – М., 1956. – Т. 14.
  2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание/ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Л.: Наука, 1980. – Т. 4.

Справочная литература, словари:

  1. История зарубежной литературы XIX века/ Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2000.
  2. Краткая литературная энциклопедия/ Главн. ред. А.А. Сурков. – М., 1964.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов./ Под. ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988.
  4. Словарь литературоведческих терминов/ Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
  1. Анисимов И. Французская литература со времен Рабле до Ромена Роллана. – М.: Худож. лит., 1977.
  2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1871 г./ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Т. 21.
  3. Достоевский Ф.М. Записные тетради 1875-1876 гг./ Ф.М. Достоевский// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. – Т. 24.
  4. Европейский романтизм/ Вступ. ст. М.П. Алексеева. – Л.,1979.
  5. Паевская А.Н. Виктор Гюго. Его жизнь и литературная деятельность. – СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1893.

Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф. М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»)

Роман Ф. М.
«Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Петербург Достоевского не похож на гордый и прекрасный «град Петров», о котором пишет Пушкин. Вот один из сумеречных пейзажей. Получив

от Алены Ивановны
деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, духота «и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой нищетой и пьянством: «А коли не к кому,
коли пойти больше некуда?» Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в смрад распивочных. Беднота в романе, если у нее есть средства, живет в доходных домах. Вот дом Козеля, где живут Мармеладовы. Маленькая закопченная дверь

Краткое содержание Преступление и наказание по главам ЧАСТЬ 1 1 «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м.

Библия в системе поэтики Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль.

Бунт Родиона Раскольникова «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» «Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе» Цели и.

Краткое содержание «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы» 1840-х годов. Достоевский.

Система образов романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Система образов романа «Преступление и наказание» строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на.

Краткое содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Часть первая I В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно «задавлен бедностью», его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека.

Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У.

Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман «Бедные люди», в котором молодой автор решительно встал на защиту «маленького человека».

Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовительные вопросы к сочинению: Какую теорию разработал Раскольников? Как Достоевский рисует в романе «Преступление и наказание» мир униженных и оскорбленных? Какая роль отводится в романе.

Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского.

В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И В ЧЕМ НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за уни- женного и оскорбленного человека. Герой романа —.

Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. «Человек есть тайна, — писал.

Раскаяние и искупление в романе Достоевского «Преступление и наказание» До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова — главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как многие выдающиеся.

Сочинение: Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского — это «психологический отчет од­ного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в рома­не речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а испол­нитель его — преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это пре­ступление явилось следствием трагических обстоятельств ок­ружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «уни­женных и оскорбленных», о социальных и нравственных зако­нах, по которым живет человечество.

Жизнь предстает перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду картины нищеты, бесправия, подавле­ния человеческого достоинства. На каждом шагу Раскольнико-ву встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться: Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие дру­гие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на гроб, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его мате­ри и сестры.
[sms]

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит, и в нем) никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благо­родство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправды­вать грубое отношение к себе жены, ценить самоотвержен­ность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось бы, по­тере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В его словах — боль за то, что его, однажды вы­гнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят. Перед нами оскорбленный человек, но сохранив­ший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но он не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так траги чески не только по его вине? Это человека в нем не хотят видеть.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахот­кой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так бо­ится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти.» Но облегчения не наступило и после замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети.

Не жестокость руково­дит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и без­выходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня верну­лась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленях про­стояла, ноги ей целовала, встать не хотела». Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гор­дая, непреклонная». Но человеческая гордость ее, как и Мар­меладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и само­любии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и со­чувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девоч­ке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в облике Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, ко­торый они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на па­нель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно укладывается в формулу: «больница. вино. кабаки и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с. ».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, проти­воестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая», а в общем равнодушно. Так же равнодушна толпа зри­телей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармела­дова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Досто­евского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. «Опираясь на реальный материал дейст­вительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, име­ющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в со­циальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизнен­ного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания, во­просы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие.» [/sms]

«Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»)”»

Роман Ф.М.
«Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление
и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и
безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Петербург Достоевского не похож на гордый и
прекрасный «град Петров», о котором пишет Пушкин.Вот один из сумеречных пейзажей. Получив от Алены Ивановны
деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, духота
«и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться
пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой нищетой и пьянством: «А коли не к кому,
коли пойти больше некуда?» Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в смрад
распивочных.Беднота в романе, если у нее есть средства, живет в доходных домах. Вот дом Козеля, где живут
Мармеладовы. Маленькая закопченная дверь вела в комнату десяти шагов длиной. По всей комнате разбросано
детское белье, озаряемое огарком свечи. Обстановка комнаты очень бедная: два стула, ободранный диван,
некрашеный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней. Удел «маленьких» людей, обитающих в
подобных квартирах, — вечная нищета.Один из самых ярких образов униженных людей — Катерина Ивановна, жена
Мармеладова. Достоевский рисует нам «ужасно похудевшую» женщину со следами былой красоты. Она постоянно
кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им
помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись
головой в диван». Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что
может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но не намного
лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая из-за брата и матери выходит замуж на господина Лужина.
Женщина, чем-то похожая на Катерину Ивановну, бросается с моста в реку. А сама Катерина Ивановна живет лишь
воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании
золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к
себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет
детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих
ее, за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь
кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказываясь от священника, она говорит: «Бог и без того должен
простить. Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо. »Раскольников жалеет и понимает людей,
которые попали в беду. Он дает деньги семье Мармеладова, хотя сам не намного богаче их, защищает униженную
девочку, не принимает поступок своей сестры, выходящий замуж во многом, чтобы помочь своему брату. Именно
из-за таких людей, униженных и оскорбленных, он совершает свое преступление. Но Достоевский показывает, что,
убивая одного человека, не поможешь ты и другим. Ведь Раскольников, убивая старуху, убивает ее бедную сестру,
кроткую и несчастную женщину. Да, горестная картина жизни «униженных и оскорбленных» предстает перед нами в
романе «Преступление и наказание». В этом произведении показывается масса обездоленных людей, на долю которых
выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не
нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского.
Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.
Несмотря на то, что роман Ф.М. Достоевского написан более 130 лет назад, проблемы «униженных и оскорбленных»
существуют в России до сих пор, я думаю, что в России сейчас найдется много людей, влачащих такое же жалкое
существование, как главные герои романа «Преступление и наказание».

Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.03.2016 2016-03-15

Статья просмотрена: 6104 раза

Библиографическое описание:

Гибайдуллина В. Р. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 895-897. — URL https://moluch.ru/archive/110/24235/ (дата обращения: 21.03.2020).

Федор Михайлович Достоевский (1821–1881) — один из знаменитых и самых читаемых русских писателей в мире. Он родился 2 ноября 1821 года в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных. Учился в 1838–1843 годах в Петербургском военно-инженерном училище, окончив которое, поступил в инженерный департамент.

Ф. М. Достоевский в 1844 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью. В 1845 году вышла первая его книга «Бедные люди». Благодаря повести он сблизился с великим критиком В. Г. Белинским. В других произведениях 40-х годов — «Двойник» (1846), «Белые ночи» (1848) возникает тема психологической двойственности человека. В 1847 году становится участником кружка М. В. Петрашевского и в 1849 году они оба арестованы и приговорены к смертной казни, которая была заменена 4-летней каторгой.

С 1850 по 1854 годы, отбыв заключение в Омской каторжной тюрьме, писатель зачислен рядовым в сибирский линейный батальон в Семипалатинске.

В 1859 году Ф. М. Достоевский возвращается в Петербург и возобновляет литературную деятельность. Опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Записки из мертвого дома» (1861–1862). Вместе с братом в эти годы издает журналы «Время» и «Эпоха».

В 1860–1870 годы Достоевский создает крупнейшие романы «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871–1872). В романе «Идиот» писатель стремился создать характер идеально прекрасного человека в лице князя Мышкина. В 1875 году появляется роман «Подросток».

В 1879–1880 годах появляется роман «Братья Карамазовы».

28 января (9 февраля) 1881 года Достоевский умер в Петербурге.

Роман «Преступление и наказание» напечатан в 1866 году. Данный роман приносит мировую известность Ф. М. Достоевскому. Он многопроблемен. Сам автор хотел «перерыть» в нём все вопросы. Это, прежде всего, роман о современности. В нём изображены противоречия города Петербурга, тяжесть и трагизм людей из низов.

Достоевский в романе ставит вопрос о праве человека на бунт против существующих порядков, о нравственном перевоспитании человека путем религиозного смирения и «страдания». Осуждается писателем действенный протест борьбы. Проблема нравственности в среде молодёжи, морали рассматривается им в связи с вопросом политики. Автор также откликнулся на тему индивидуализма, на появление в обществе разночинцев. Но у Достоевского создан тип мыслящего индивидуалиста, далекого от борьбы. Размышлял писатель и на тему разъединения людей. В 60-е годы имела широкое общественное значение уголовная тема, злободневная в эпоху развития капитализма в России и роста преступности. Достоевский сам еще признавался, что его роман — отчёт одного преступления.

Роман «Преступление и наказание» задуман на каторге. Достоевский интересовался уголовной хроникой, общался с ростовщиками. В процессе работы он обращался к Пушкину (поэма «Цыганы») и к Бальзаку («Отец Горио»).

В романе «Преступление и наказание» мы видим глубину проникновения в человеческую духовную жизнь. Поэтому роман можно назвать психологическим. Он написан от третьего лица. В нём много героев, несколько главных, насыщен действиями. События в книге происходят в течение 9 суток.

Ф. М. Достоевский рисует Петербург 60-х годов. Сам город является героем произведения. Это город бедных и богатых, униженных и оскорбленных. Сильна власть денег, медных грошей для утоления голода. На фоне Петербурга показаны судьбы бедных людей: Мармеладовых, Сони, Екатерины Ивановны, её детей, Раскольниковых. Мармеладов — чиновник, пытается осмыслить причины страданий. Ф. М. Достоевский передаёт трагизм положения низшей социальной среды. Действие происходит в трактирах, каморках бедняков, на улицах. Сильна в описании деталь (жилище Мармеладовых, Раскольникова).

Петербург город дельцов, их представляют в романе Лужин и Свидригайлов. Для Лужина имеет значение только личный интерес. Он желает жениться на Дуне, так как это выгодно для него. Свидригайлов развратный и праздный человек. В нём уживаются добро и зло. Свидригайлов чувствует любовь к Дунечке Раскольниковой.

В основе сюжета лежит конфликт — столкновение теорий Раскольникова о двух разрядах людей с действительностью, обнаружение её порочности.

В романе три сюжетных линий:

  1. Преступление Раскольникова и обнаружение этого преступления;
  2. Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым;
  3. История любви Сони Мармеладовой и Раскольникова.

Раскольников также наделён высокими человеческими качествами. Он заботится о семье Мармеладовых. Его возмущает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, чтобы помочь семье, тем самым унижая себя. Достоевский также подчёркивает близость Раскольникова к бедным людям (задавлен бедностью, демократичен по своему положению). Ему свойственен демократический протест и эгоистическое самоутверждение. Раскольников теоретически осмысливает жизнь, способен перейти через крови, хотя и ради высокой цели. В этом отношении он близок Свидригайлову и Лужину.

Теория Раскольникова — это поиски ответа на вопрос: к какой группе людей он относится? К тем, кто подчиняется порядку, покорным (обычным), или же к необычным, способным навязать свою волю другим, обществу. Что же явилось причиной преступления бедность или теория? Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь» писал о бедности, грязном болоте, из которого надо было вырваться Раскольникову [2, 316].

Ф. М. Достоевский пытается доказать, что преступление — это следствие новых, социалистических идей. Сам же герой это отрицает.

Писатель ставит в своем романе «Преступление и наказание» тему вины и наказания, воскресения душ. Совершив преступление, герой теряет покой. Самое тяжкое и страшное наказание — это душевные муки человека. Писатель-психолог против людей, преступающих законы. Он противопоставлял им покорных и смиренных людей. Соня Мармеладова советует Родиону принять страдание и искупить свою вину. В финале романа мы видим героя иным. Отбывая каторгу, он находит спокойствие духа, читает Евангелие и начинается его перерождение. «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достаётся, что её надо ещё дорого купить, заплатить за неё великим, будущим подвигом. но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления» [3, 559]. Соня воплощает в себе высокую моральную силу, помогает Раскольникову прийти к возрождению.

Роман Достоевского противоречив, но писателю удалось одному из первых в мировой литературе изобразить новый тип молодого человека, пережившего отношения между протестом и преступлением.

С. В. Белов убедительно показывает, что при изучении романа «Преступление и наказание», где имеет значение буквально все: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и различные ситуации, и даже отдельные слова, — лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского [1, 305].

Значительными критическими отзывами о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются статьи Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867–1868) и Страхова «Наша изящная словесность» (1867). Критик Писарев настаивает на том, что преступление Раскольникова — это прямое следствие безвыходной нищеты, в которую повергают героя общественные условия, и причем «теория» главного героя не имеет ничего общего с революционно-демократическими идеями. В итоге «весь антинигилистический пафос романа сводится на нет» [1, 320]. А другой критик Страхов видит в романе Достоевского то, что «главный смысл произведения в отражении идей демократической молодежи 60-х годов XIX века» [3, 262]. Достоинство романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в том, что писатель исследовал глубинные истоки нигилизма как трагического явления, как искажения души, сопровождаемого жестоким страданием.

XX–XXI вв. — это время признания знаменитого писателя Ф. М. Достоевского. Его произведения переведены на десятки языков мира и читаются с неослабевающим интересом, который, прежде всего, вызван разворачивающейся здесь новой концепцией человеческой личности.

В США книга Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в переводе на английский язык был опубликован в 1886 году. За рубежом, в частности в США, интерес к писателю повысился после выхода в свет на английском языке 12-томного собрания сочинений (1912–1920). Высокую оценку на творчество писателя дали Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Ю.О’нил, А.Миллер, Р.Пенн Уоррен, М.Пьюзо.

  1. Белов С. В. Достоевский и его время. — Л., 1971
  2. Писарев Д. И. Борьба за жизнь. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. — М.,1956
  3. Страхов П. П. Наша изящная словесность. «Преступление и наказание» — «Отечественные записки», 1867, № 2

Читайте также:  Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×