Сочинение Правда Сони Мармеладовой (по роману Преступление и наказание)
Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе, миссии человека и самых важных приоритетах в жизни существенно отличаются.
Мало того, они даже разительно контрастируют между собой, противоборствуют. Ведь Соня – довольно добрая девушка из простой семьи. Видя всю несправедливость и грязь, она остается чистой, практически непорочной – как внешне, так и в своих помыслах и суждениях.
Теория Раскольникова кажется девушке нелогичной и странной. Потому, даже когда юноша приводит ей некие доводы, Мармеладова не разделяет его позицию. Основная догма жизни Сонечки – это вера в Бога и надежда на то, что ситуация рано или поздно изменится к лучшему.
Родион же считает, что «кто тварь дрожащая, а кто имеет право» человек способен решать сам, без посторонней поддержки и помощи. Что же касается девушки, она не видит в самосуде очевидного выхода. Самого же Раскольникова она упрекает в безбожии, которое портит его.
Вполне возможно, что Соня права – и вполне вероятно, что ступи Родион на иной путь, он прожил бы спокойную жизнь неплохого человека. Именно на это она в глубине души и надеется. Но юноша иной – он считает, что бороться с дурным обществом стоит здесь и сейчас. Однако, как показывает финал, убийство старухи – процентщицы не меняет ситуацию в лучшую сторону, не исправляет общества в корне, не решает проблем. Наоборот, данный поступок только губит судьбу Раскольникова.
Соня поощряет такие христианские добродетели как смирение, прощение и доброта. Что же касается преступления Родиона, девушка полагает, что основной движущей силой в данном случае был отход от Бога. В ее понимании именно это всему виной.
Мармеладова полагает, что для того, чтобы душа Раскольникова была спокойна, молодому человеку необходимо не только раскаяться в своем поступке, но и задуматься о вечном, о духовных ценностях. Придя к Богу и по-новому взглянув на многие вещи, убийца рано или поздно получит прощение.
Вполне возможно, что Соня права. Финал произведения наглядно показывает, что у Родиона все же возникают мысли о внутреннем поиске и предназначении человека, о его духовной миссии и становлении. Можно даже сказать, что обращаясь к Богу, герой искренне раскаивается – да только в данной ситуации уже поздно что-либо менять.
2 вариант
«Преступление и наказание» показывает читателям не только тех персонажей, которые подталкиваю Раскольникова на убийство, но и есть такие, которые смогут поставить на правильный путь и указать правильную дорогу. Когда вы читаете роман Достоевского, хотите вы или нет, вы все равно сочувствуете Раскольникову, который совершил преступление ради своего благополучия. Он почти уже сошел с ума, но спасением для него стала Соня. Соня Мармеладова стала первой девушкой, которой Раскольников признался в своем преступлении. Соня убедила Раскольникова в том, что лучше страдать, чем творить насилие. Он чувствовал в ней родственную душу и считал, что она тоже преступила. Но, не смотря на деятельность и род девушки, он все равно смог рассказать ей самую страшную свою тайну, после чего она смогла направить его на путь возрождения. Девушка считала, что он был атеистом и поэтому он совершил преступление не только против ростовщицы, но и перед Богом и самое главное перед самим собой. И она ему сказала, что он отошел от бога за это и был наказан как, говориться, поражен богом.
Скорее всего, у каждого читателя было немного предвзятое отношение к Соне из-за ее деятельности но ей приходилось это делать из-за того что она выросла не в богатой семье и ей приходилось помогать своей семье. На самом деле она читала библию и была хорошей девочкой, в ней преобладали нотки добра и человеколюбие. Она считала себя грешницей, потому что ей пришлось продавать себя и свое тело. Но автор этого произведения позаботился о том, чтобы она смогла расположить к себе не только Раскольникова, но и всех читателей. Ее главная тайна сходится с самим смыслом романа так как, казалось бы, самые обычные реплики смогут поставить читателя в ступор. Вера Сонечки была настолько сильной, что она смогла даже простить Раскольникова, который был убийцей, она не отказалась от него, а наоборот решила поставить его на правильный путь, так как считала, что все люди равны перед богом одинаково.
У Сони была хорошая и добрая душа, и она помогала Раскольникову не только тем, что понимала и слушала его, но и тем, что она посоветовала ему покаяться в своих поступках. Сам Раскольников уже не боялся наказания за содеянное преступление, он понимал, что просто не сможет жить с такой тягой. И именно поэтому Соня нашла для него решение и помогла ему.
Слова сони просто дали возможность Раскольникову открыть в себе новый мир и забыть прошлое. За один день до того как он признался ей в своем поступке она прочитала ему притчу Лазарева а потом в самом завершении произведения мы видим его воскрешение, он покаялся в том что сделал. Правда Сони Мармеладовой это и есть правда самого Достоевского. Он утверждал некоторые христианские заповеди, которая она говорила. Но все-таки победу в этом романе Достоевский посвятил Соне, ведь именно она смогла помочь Раскольникову и направить его на верный путь, но и так же она считала, что лучше страдать, чем причинять насилие именно это и заставило писателя отдать ей победу.
Также читают:
Картинка к сочинению Правда Сони Мармеладовой
Популярные сегодня темы
Я собака по кличке Тучка. Порода — русский охотничий спаниель. Мне пять лет, и я живу в человеческой стае, она называется семья.
В живописи нельзя обойти стороной великого художника Ореста Кипренского, который является мастером портрета, ибо его изображения людей поражают до глубины души. Они выглядят как живые
Быть гражданином России, значит иметь гражданство в этой великой стране. Жить в ней, значит чтить традиции, уважая культуру русского народа, блюсти закон и порядок на её территории.
Путешественника в произведении Радищева многие отождествляют непосредственно с самим автором. Да, действительно, между ними есть много общего, близкого
Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.
Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.
Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.
По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню пропросмотреть из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.
В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.
Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.
Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.
Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.
Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.
Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.
Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
► Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Родион Раскольников — главный герой романа Достоевского » Преступление и наказание «. Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб.
Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают свое горе спиртным.
В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя зарождается оригинальная теория. По ней все люди делятся на два типа — «твари дрожащие», которые всего лишь материя,
Чтобы проверить это, он решается на убийство: если потом его не будет мучить совесть, то значит, что он тот, кто «право имеет». Но после совершенного преступления Раскольников заболевает и постепенно понимает, что его теория ошибочна.
Но теория Раскольникова имела и еще одну подоплеку — социальную. Сама жизнь, полная горечи,
Те же невыносимые условия толкают и Сонечку Мармеладову на сделку с судьбой: чтобы заработать деньги на содержание своей семьи, она становится проституткой. Ее преступление еще страшнее, чем Раскольникова, ведь Сонечка преступила через себя, «убила» себя. Соня изначально это осознавала, потому что была очень верующей. Именно вера в Бога помогала героине выносить ее жизнь, ее занятия.
Соня верит в то, что она способна духовно воскреснуть, возродиться. Пример тому — чтение ею легенды о воскрешении Лазаря.
Конечно, оба обреченных героя должны были встретиться. Сонечка, сохранившая в себе божественное начало, спасает Раскольникова. Только ей он объясняет причину своего страшного поступка: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.
Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку. Он не старуху убил, а убил себя, свою душу.
И Соня это понимает.
Раскольников должен покаяться в своих грехах, вернуться к богу, чтобы вернуть душу. Сонечка читает ему главу о воскрешении Лазаря, чтобы «воскресить» духовное начало героя. Но пока Соня видит в нем лишь иудеев, присутствовавших при совершении чуда Христом.
Однако Раскольников соединяет в себе сразу трех персонажей: и иудеев, и Лазаря, и самого Христа. Образ Христа прослеживается в нем тогда, когда он сознается в содеянном преступлении. Так начинается воскресение героя, его путь к очищению.
Раскольникова ссылают на каторгу. Соня едет за ним, как следовали жены-мироносицы за Христом в его крестные походы. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью.
Так исцеляются оба героя романа «Преступление и наказание». Их взаимная любовь и отдаление от мест, где они совершили свои преступления, помогают вернуть им духовное равновесие.
Дайджест:
На тему: Любовь Сони и Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский Любовь Сони и Раскольникова В своем идеологическом романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему образов, с помощью которых раскрывает свое собственное видение мира и свои поиски истинного. .
Анализ финальной встречи Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой по роману Преступление и наказание Встреча Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой на каторге — ключевой эпизод романа. Сонечка Мармеладова для Раскольникова — источник и смысл жизни. Она сумела воскресить Раскольникова, вдохнуть в него новую жизнь. .
Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание В этом эпизоде Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться ей в убийстве. Герой хочет рассказать именно ей, потому что считает Соню преступницей, падшей женщиной. После разговора Раскольников меняет свое представление. .
Теория Раскольникова и ее развенчание в романе «Преступление и наказание» Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о «праве сильного» отражала некоторые мысли нигилизма — мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей. .
Критика индивидуализма в романе Достоевского «Преступление и наказание» Критика индивидуализма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Индивидуализм — социально-психологическое явление, которое заключается в том, что человек ставит себя выше людей, не считается с ними. .
Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание» Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким. .
Образ характер и характеристика Раскольникова по роману Преступление и наказание Достоевский как великий романист, прежде всего, стремился понять смятенную душу своего современника, помочь людям найти путь к идеалу и постичь истину. Он с большим интересом изучал внутренний мир людей, которым. .
Религия как способ разрешения нравственных проблем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью в XIX веке, вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. .
Анализ смысл и значение сны Раскольникова по роману Преступление и наказание В романе «Преступление и наказание» определенное место отводится описанию снов, которые видит главный герой. Эти сны позволяют читателю заглянуть в сокровенные уголки его сознания и лучше понять причины его поступков. .
Мастерство в изображении быта героев в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы. .
Петербург Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание В Петербурге происходит действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И город играет значительную роль в формировании безумной идеи Раскольникова убить старуху-процентщицу. Посмотрим, какие именно особенности города так повлияли. .
Образ характер и характеристика Сони Мармеладовой ее роль и судьба по роману Преступление и наказание Впервые перед читателем Сонечка предстает молоденькой, скромной и невинной девушкой, очень бедно одетой и с немного запуганным лицом. Особой красотой Сонечка не отличалась, но ее кроткие голубые глаза отражали необычайную. .
Интерьер и его значение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в. .
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского План Парадный Петербург Городские пейзажи Петербурга Достоевского Интерьеры квартир героев романа Влияние величественного города на его обитателей Парадный Петербург Образ Петербурга в романе » Преступление и наказание » является одним. .
Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов по роману Преступление и наказание В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» присутствуют черты философского, психологического и вместе с тем, криминального произведения, основой которого является преступление. Однако в этом романе автор серьезно затронул и. .
На тему: Соня и Дуня в романе Преступление и Наказание, Достоевский Соня и Дуня Женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» играют неотъемлемую роль. Их образы помогают полностью раскрыть характер Раскольникова, узнать его ближе. Дуня — сестра Родиона. Мы видим. .
Разложение старого мира и его описание в романе «Преступление и наказание» Психоидеологической подпочвой мыслей Раскольникова является ожидание «конца века», крутых перемен или же разрушительных катастроф. Мир, как он сложился, болен и гнил, он достоин гибели и обречен на гибель. Конец близок. .
РОМАН Ф. Г. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Русская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженный поиск общественной и личной правды. Федор. .
Преступление и наказание характеристика образа Мармеладовой Сонечки ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Мармеладова Сонечка — дочь Мармеладова, проститутка. Принадлежит к категории «кротких». «…Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Впервые читатель узнает о. .
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 2 Одним из центральных женских образов в романе является Дунечка — сестра главного героя. Ее характеристику дает мать в своем письме: «Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с. .
На тему: Друг познается в беде в романе Преступление и Наказание, Достоевский Друг познается в беде Всем известно, что Федор Михайлович Достоевский — один из лучших писателей XIX столетия. На его счету немало знаменитых романов, повестей и рассказов, но самым известным и. .
На тему: Когда уже некуда больше идти в романе Преступление и Наказание, Достоевский Когда уже некуда больше идти В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изобразил суровую реальность Петербурга 1860-х гг. На дворе было много преобразований и, в первую очередь, менялся. .
Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые. .
Роль снов в романе «Преступление и наказание» Роль снов в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сны в русской литературе неоднократно использовались как художественный прием. К нему прибегали А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтов в. .
По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;. Часть 5 Важную композиционную роль в раскрытии идеи неотвратимости наказания в романе играет образ следователя Порфирия Петровича. В портрете героя Ф. М. Достоевский подчеркивает необычное выражение глаз, которое контрастирует со всей фигурой. .
Преступление и наказание характеристика образа Лизаветы ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей. .
Размышления о предназначении человека по роману «Преступление и наказание» В произведениях Ф. М. Достоевского, одного из величайших писателей и мыслителей прошлого века, отражено множество идей и теорий различного рода, зачастую не совпадающих с авторскими. Эти идеи взаимодействуют друг с. .
Образ характер и характеристика Лужина и Свидригайлова по роману Преступление и наказание Для того чтобы подчеркнуть контрасты современной ему реальности, Достоевский противопоставляет в романе характеры различных героев: Лужина и Мармеладова, Разумихина и Раскольникова, Свидригайлова и Дунечки. С помощью этих образов автору удается. .
Характеристика героя Пульхерия Александровна, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Пульхерия Александровна Пульхерия Александровна — второстепенный, но значимый персонаж в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; мать Родиона Раскольникова и Дуни; нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43. .
Характеристика героя Лужин, Преступление и наказание, Достоевский Характеристика героя Лужин В романе Достоевского Лужин предстает человеком сорока пяти лет, высокомерным и брюзгливым. По своей сути Лужин — это делец, который во всем, в первую очередь, ищет выгоды. .
Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? В психологическом романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский окружает центрального героя разными персонажами. Все они оказывают определенное влияние на Родиона Раскольникова. Кто-то косвенно подталкивает бедного студента на преступление, другие. .
Какова роль эпилога по роману Преступление и наказание В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевский сделал сильнейший акцент на эпилоге. Казалось бы, события «физического» плана, как и сама кульминация, миновали и все расставлено по местам, но лишь в. .
Какое место в системе образов занимает семья Мармеладовых? по роману Преступление и наказание Изначально Ф. М. Достоевский планировал строить сюжет своего знаменитого социально-психологического романа вокруг семейства Мармеладовых. Произведение должно было носить название «Пьяненькие», но позже автор изменил сюжетную линию и озаглавил его «Преступление. .
«Бессмыслица» нелепой теории Раскольникова Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», а. .
«ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА» Роман Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание» — один из труднейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, он чуть ли не единое произведение. .
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века План. I прием антитезы — главный принцип композиции романа » Война и мир » Л. Н. Толстого. II Наполеон и Кутузов — герои, составляющие полюса романа. Наполеон — олицетворение всего. .
Мои раздумья над романом «Преступление и наказание» Реакция читателей на это произведение неоднородная. Больше того, часто можно услышать и отрицательные отклики: о самом романе, «пасмурном и злом», о главном герое — «какой же герой из убийцы», об. .
Проблемы затронутые в произведении по роману Преступление и наказание Изображение нищеты оскорбленных и униженных людей и отражение всего бесчеловечного в окружающем мире стало главной темой романа. В нем затронуто большое множество различных проблем: ненормальные условия жизни, ведущие к погибели. .
Истоки преступления Раскольникова Корни преступления уходят в теорию героя о двух разрядах людей, разрешающую людям первого разряда убивать людей второго разряда. Эта бесчеловечная, безнравственная теория заполнила все сознание героя, загипнотизировав, поработив его и. .
Как Ф. М. Достоевский доказывает ошибочность теории Родиона Раскольникова? Когда помочь себе ты сможешь сам, Зачем взывать с мольбою к небесам? Нам выбор дан. Те правы, кто посмели; Кто духом слаб, тот не достигнет цели… В. Шекспир В романе. .
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Родион Раскольников — главный герой романа Достоевского » Преступление и наказание «. Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб.
Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины города, где процветают распивочные, где потерявшие себя люди заливают свое горе спиртным.
В таких ужасных условиях страданий и унижений у героя зарождается оригинальная теория. По ней все люди делятся на два типа — «твари дрожащие», которые всего лишь материя, служащая для воспроизведения себе подобных, и «сильные мира сего» — люди, призванные сказать новое слово, разрушающие настоящее во имя будущего, для которых чужды нравственные законы. Раскольников стремится проверить, кто же он такой: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Чтобы проверить это, он решается на убийство: если потом его не будет мучить совесть, то значит, что он тот, кто «право имеет». Но после совершенного преступления Раскольников заболевает и постепенно понимает, что его теория ошибочна.
Но теория Раскольникова имела и еще одну подоплеку — социальную. Сама жизнь, полная горечи, одиночества и несправедливости, несовершенство общественных порядков толкают его на то, чтобы самому начать «восстанавливать справедливость», убить процентщицу и помочь тем, кого она обирала.
Те же невыносимые условия толкают и Сонечку Мармеладову на сделку с судьбой: чтобы заработать деньги на содержание своей семьи, она становится проституткой. Ее преступление еще страшнее, чем Раскольникова, ведь Сонечка преступила через себя, «убила» себя. Соня изначально это осознавала, потому что была очень верующей. Именно вера в Бога помогала героине выносить ее жизнь, ее занятия.
Соня верит в то, что она способна духовно воскреснуть, возродиться. Пример тому — чтение ею легенды о воскрешении Лазаря.
Конечно, оба обреченных героя должны были встретиться. Сонечка, сохранившая в себе божественное начало, спасает Раскольникова. Только ей он объясняет причину своего страшного поступка: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор!
Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного…» Но герой чувствует, что совершил страшную, непоправимую ошибку.
Он не старуху убил, а убил себя, свою душу. И Соня это понимает.
Раскольников должен покаяться в своих грехах, вернуться к богу, чтобы вернуть душу. Сонечка читает ему главу о воскрешении Лазаря, чтобы «воскресить» духовное начало героя. Но пока Соня видит в нем лишь иудеев, присутствовавших при совершении чуда Христом.
Однако Раскольников соединяет в себе сразу трех персонажей: и иудеев, и Лазаря, и самого Христа. Образ Христа прослеживается в нем тогда, когда он сознается в содеянном преступлении. Так начинается воскресение героя, его путь к очищению.
Раскольникова ссылают на каторгу. Соня едет за ним, как следовали жены-мироносицы за Христом в его крестные походы. Она едет, чтобы помогать там ему своей любовью.
Так исцеляются оба героя романа «Преступление и наказание». Их взаимная любовь и отдаление от мест, где они совершили свои преступления, помогают вернуть им духовное равновесие.
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Другие сочинения по теме:
Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью.
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»; Преступление и наказание Достоевский Ф. М Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова — центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех.
Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней.
Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф. М Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского.
Проблема преступления и наказания: Правда Сони и правда Раскольникова Проблема преступления и наказания не случайно указана уже в названии романа, так как именно ее исследованию посвятил Ф. Достоевский свой.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа — наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности.
СНЫ РАСКОЛЬНИКОВА И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых.
Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мне все кажется, что в вас есть Что — то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа.
Гуманизм, добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни.
Анализ восьмой главы в романе «Преступление и наказание» (признание Раскольникова) Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление — убийство старухи процентщицы, и наказание —.
Всепрощающая любовь Сони (по роману «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на.
Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя.
Вера в добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни.
Индивидуалистический бунт главного героя в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных сотрясений.
В чем преступление и наказание Родиона Раскольникова? Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось.
О каком наказании идет речь в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Ф. М. Достоевский — известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним.
Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»? Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог — это «заключительная глава художественного произведения.
Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую.
Раскольников и его «двойники» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей.
«Правда» Раскольникова и «правда» Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (стр. 5 из 6)
Раскольников деятельный и по природе добрый человек. Он не может видеть несчастья и горя без того, чтобы не вмешаться, чтобы не помочь. По горло погруженный в круг обуревавших его проблем, потрясенный содеянным убийством, он, тем не менее, не может бросить тех, кто дошел до грани, за которой уже прекращается всякая возможность человеческого существования. А практическая помощь страждущему подымает на поверхность все самые добрые, самые радостные таящиеся в нем чувства. Как только он видит, что может стать спасителем сомнения и колебания оставляют его, поэтому Дуня поняла его отношение к Соне, Дуня не погнушалась Соней, она «откланялась ей внимательным, вежливым и полным поклоном», чем даже испугала понимавшую свое положение девушку.
Раскольников понял «ненасытимое сострадание» Сони и сам пережил его в который раз, быть может, еще сильнее, чем Соня, потому что, Соня сосредоточивалась больше на своих близких, а Раскольников – и на близких, и на дальних.
Соня надеется на бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что бога нет, и чуда не будет. Раскольников беспощадно вскрывает перед своей собеседницей тщету всех иллюзий. Мало того, в своеобразном упоении Раскольников говорит о Соне, о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв.
Не позорная профессия делает Соню великой грешницей – к ее профессии Соню привели величайшее сострадание, величайшее напряжение нравственной воли, – а напрасность ее жертвы и ее подвига.
Мучения Сони, концентрирующие в себе все мучения человеческие, Евангелие, обетование царства божия на земле напрягли всю гордыню Раскольникова, всю его неслыханную деспотическую веру в свою миссию. Как все пророки и вожди, он может попасть в руки закона; тогда он будет заточен в темницу, окован, быть может, казнен при ликовании той самой дрожащей твари, того самого муравейника, для счастья которого он опоясался мечом и выступил в свой поход. Но тогда останется его завет, который впоследствии поймет и Соня. Но если он избегнет опасности, целым и невредимым выйдет из львиного рта, тогда он придет к Соне, поведет ее с собой, как подругу и союзницу, возьмет на себя всю ответственность и все страдания, в том числе и за убийство Лизаветы.
Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет. Соня – клеточка мира, она «процент», следствие. Однако если бы она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катится положенный в собственническом обществе этот процент. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.
Однако Достоевский писал не «физиологический» очерк и не «физиологическую» повесть. Он создавал роман, в котором Соня выступает не только как фаталистическое следствие, но и наделена элементом свободы.
Достоевский понимал железную силу тисков нужды и обстоятельств, сдавивших Соню, поэтому нашел и в Соне, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, решений, действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и на выборе средств для такого противостояния.
Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, вследствие которых она вступила на свой путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Ремесло свое Соня «избрала» поневоле, другого выбора у нее не было, но цели, которые она преследует в своей профессии, поставлены ею самой, поставлены свободно.
Несмотря на все, Соня сама по себе остается в добре, зло относится к миру, Соня совершает подвиг любви, мир коснеет в «грехе». Соня жертвует собой во имя любви к близким, и подвиг ее прекрасен, и уж мир виноват в том, что огонь, на котором она себя сжигает, это безобразие пакость и позор. Вот как, например, рассуждал Писарев: «Бывают в жизни такие положения, которые убеждают беспристрастного наблюдателя в том, что самоубийство есть роскошь доступная и позволительная только обеспеченным людям. Очутившись в таком положении человек научается понимать выразительную пословицу: куда не кинь, все клин. К такому положению оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. То, что при обыкновенных условиях было бы священною обязанностью, начинает казаться человеку, попавшему в исключительное положение, презренным малодушием или даже явным преступлением; то, что при обыкновенных условиях возбудило бы в человеке ужас и отвращение, начинает казаться ему необходимым шагом или геройским подвигом, когда он находится под гнетом своего исключительного положения. И не только сам человек, подавленный исключительным положением, теряет способность решать нравственные вопросы так, как они решаются огромным большинством его современников и соотечественников, но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении и начинает испытывать такое ощущение, как будто он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы. Что вы скажете, в самом деле, о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благословение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязною потаскушкою, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушною героинею, принявшей с спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна принять за голос совести – тот ли, который ее говорил: «сиди дома и терпи до конца; умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», – или тот, который говорил: «не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю, во что бы то ни стало?»
Достоевский не удовлетворялся «дурной диалектикой» добра и зла, вечным колебанием между «богом» и «дьяволом». Автор видел, что жизнь так устроена, что в ней трудно или даже невозможно следовать только добру и всегда избегать зла. Соня, как тот святой, который, согревая своим телом прокаженного, сам не заражался, не становилась порочной. И пусть не говорят и не пишут, что нравственность Сони – это нравственность христианская.
Христос, по Евангелию, спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница, прозрев, оставила свое грешное ремесло и стала святой, Соня же всегда была зрячей, но она не могла перестать «грешить», не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее способ спасать от голодной смерти свою семью.
Самоотверженность Сони носит социально-активный характер. Соня для Родиона не только пример несправедливого мира сего, но и пример активной борьбы за спасение погибающих.
Интересно, что Соня сама, по своей воле, пошла на панель, и так же сама, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покончить, но пришла к выводу, что самоубийство в ее положении было бы слишком эгоистическим выходом.
Первоначально трудно даже предположить, какие огромные и активные силы таятся в Соне. В приниженном существе вдруг обнаруживается в глубине твердый орешек. Соня поражена, но в ней нет ничего похожего на то, что испытывает ищущий помощи, установив, что напрасно надеялся. Наоборот, в Соне шевельнулось и удивление, и желание разобраться, и еще большая симпатия, и сила для того, чтобы ответить душевным движением на душевное движение другого человека.
Однако и сама Соня не бесплотный дух, а человек, женщина, и между нею и Раскольниковым возникают особые отношения взаимной симпатии, придающие особую личную окраску ее тяге к Раскольникову. Родион потому и смог признаться Соне в убийствах, что любил ее и знал, что и она его любит. Только для них любовь – это не поединок страсти между мужчиной и женщиной и не поединок двух характеров, а поединок двух отверженных, сведенных судьбой в единый «предвечный» союз и выбирающих, каким путем идти к общей верховной цели – поединок двух правд.
Вера Сони в бога и чудо – это не механическая и инертная вера господствующей церкви, она требует немедленных дел. Хотя важно отметить, что девушка равнодушна к обрядовой стороне религии, к духовенству, к канонам. Инстинктивно, неосознанно, может быть, но очень последовательно предает она первенствующее значение практике, добрым делам, нравственной поддержке, немедленной помощи нуждающимся, а не формальной стороне религии.
Раскольникову ничем не обоснованная вера Сони кажется чуть ли не умопомешательством, манией.
Чтение Евангелия продиктовано двумя разными намерениями – Соня читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы обратить Раскольникова, чтобы пробудить в нем веру в предлагаемый ею исход, Раскольников просит просмотреть, чтобы укрепиться в своей правоте, чтобы заставить Соню уверовать в себя, как иудеи уверовали в Иисуса. Но у него не получилось. Вместо раздавленной, лишенной активности жертвы Раскольников вдруг увидел воительницу, объятую суровым энергическим чувством. В Соне есть потребность не только врачевать раны и бедствия, она готова проповедовать, убеждать и переубеждать. Девушка чувствует и видит, что Родион несчастен, и хочет ему помочь. Перед ней раскрывается его внутренний мир. Инородная нравственная природа не отталкивает ее. Активное сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить и воскресить его. С беззаветной и наивной целеустремленностью, порожденной религиозными упованиями и женской преданностью, Соня делает все, чтобы обратить Раскольникова, вырвать его из греха, спасти.
“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение Ссылка на основную публикацию