Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание”: сочинение

Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание

Автор: Андрей Нестеров ✔ 04.07.2015

Нестеров А.К. Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание // Энциклопедия Нестеровых

Особенности представления христианских мотивов в романе “Преступление и наказание”.

Судить о том, кем является Раскольников, можно только научившись языку, на котором говорит автор.

Для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, в течение четырёх лет, проведённых на каторге, читавшего только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там.

Дальнейшие его мысли развиваются на этой глубине.

Поэтому “Преступление и наказание” нельзя считать психологическим произведением, да и сам Достоевский однажды сказал: “Меня называют психологом, но я лишь реалист в высшем смысле”. Этой фразой он подчеркнул, что психология в его романах – внешний слой, грубая форма, а содержание и смысл заключены в духовных ценностях, в высшей сфере.

Фундамент романа стоит на мощном евангельском пласте, практически каждая сцена несёт в себе что-то символическое, какое-то сравнение, какую-то интерпретацию различных христианских притч и сказаний. Любая мелочь имеет своё значение, авторская речь насквозь пропитана специфическими словами, указывающими на религиозный подтекст романа. Имена и фамилии, подобранные Достоевским для героев своих романов, всегда значимы, но в “Преступлении и наказании” они являются важным ключом к пониманию основной мысли. В рабочей тетради Достоевский так определил идею романа: “Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. В его образе (Раскольникова) выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу (ни в коем случае индивидуализма). Его идея: взять во власть это общество”. Автор не акцентирует внимание на том, является ли главный герой преступником или нет, – это и так понятно. Главное в романе – это страдание ради счастья, а в этом заключена сама сущность христианства.

Раскольников – преступник, нарушивший закон Божий, бросивший вызов Отцу. Поэтому Достоевский дал ему именно такую фамилию. Она указывает на раскольников, не подчинившихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению церковному. Она отражает раскол в душе героя, восставшего против общества и Бога, но не находящего в себе сил отринуть ценности, связанные с ними. В черновом варианте романа Раскольников так говорит об этом Дуне: “Ну и дойдёшь до такой черты, что остановишься перед ней – несчастна будешь, а перешагнёшь, то, может быть, будешь ещё несчастнее. Такая черта есть”.

Но при такой фамилии очень странно его имя: Родион Романович. Родион – розовый, Роман – крепкий. В связи с этим можно вспомнить именование Христа из молитвы Троице: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. Родион Романович – розовый Крепкого. Розовый – зародыш, бутон. Итак, Родион Романович – бутон Христа. Родиона в романе постоянно сравнивают с Христом: процентщица называет его “батюшка”, что не соответствует ни возрасту, ни положению Раскольникова, но так обращаются к священнослужителю, являющемуся для верующего зримым образом Христовым; Дуня его “беспредельно, больше себя самой любит”, а это одна из заповедей Христа: “Люби Бога Своего больше самого себя”. И если вспомнить, чем кончился роман, становится ясно, что все, начиная с автора и заканчивая мужиком в сцене покаяния, знают о содеянном преступлении. Они призывают “бутон Христа” распустится, возыметь верх над остальным существом героя, отрёкшимся от Бога. Последнее можно заключить из слов Родиона: “Чёрт его возьми!”; “А чёрт возьми всё это!”; “…чёрт с ней и с новой жизнию!” – это выглядит уже не просто как ругательство, но как формула отречения в пользу чёрта.

Но Раскольников “остановился на топоре окончательно” не в результате причин, напечатанных на бумаге: не теория о “необыкновенных” людях, не беды и горести Мармеладовых и случайно встреченной девочки и даже не отсутствие денег толкнули его на преступление. Настоящая причина скрыта между строк, и заключается она в духовном расколе героя. Достоевский описал её в “страшном сне” Родиона, но сон трудно понять без маленькой, но очень веской детали. Сначала обратимся к отцу героя. В романе он называется только “отец”, но в письме матери упоминается Афанасий Иванович Вахрушин, бывший приятелем отца. Афанасий – бессмертный, Иоанн – благодать Божия. Значит, мать Раскольникова получает нужные ему деньги от “бессмертной благодати Божией”. Отец же предстаёт перед нами Богом, что подкрепляется его именем: Роман. А вера в Бога крепка на Руси. Теперь вернёмся ко сну, в котором герой теряет свою веру и обретает уверенность в необходимости самому изменить мир. Видя грех людей, он кидается за помощью к отцу, но, поняв, что тот нечего не может или не хочет сделать, сам бросается на помощь “лошадке”. Это момент, в который теряется вера в могущество отца, в его способность устроить так, чтобы страдания не было. Это момент потери доверия к Богу. Отец – Бог “умер” в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о нём. “Смерть”, отсутствие Бога позволяют человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему, позволяют стать выше законов совести и законов Божьих. Такое “восстание” отделяет человека от людей, позволяет ходить “бледным ангелом”, лишает сознания собственной греховности. Раскольников составил свою теорию задолго до сна, но он колебался проверить её на собственной практике, поскольку вера в Бога ещё жила в нём, но после сна её не стало. Раскольников сразу же становится чрезвычайно суеверным, суеверие и вера – вещи несовместимые.

Достоевский на первых страницах романа противопоставляет этому сну сцену с перевозимым в телеге пьяным, и так как это происходит в реальности, то этот эпизод и является истиной, а не сон. Во сне всё отличается от реальности, кроме размеров телеги, значит, только это и воспринимается Раскольниковым адекватно. Родион бросился защищать бедную лошадку потому, что ей дали непосильный воз и заставили его везти. Но на самом деле лошадь справляется со своим грузом. Здесь заложена мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо “всем даётся ноша по силам и никому не даётся больше, чем он может снести. Лошадь во сне – аналог Катерины Ивановны, которая сама придумала себе нереальные беды, которые тяжелы, но сносимы, ведь, дойдя до края, всегда находится защитник: Соня, Раскольников, Свидригайлов. Выходит, наш герой – заблудшая душа, потерявшая веру в Бога и восставшая против него из-за неправильного восприятия мира.

И эту заблудшую душу каждый человек, начиная с процентщицы, вернуть на путь истинный. Алёна Ивановна, называя его “батюшкой”, напоминает Раскольникову, что тот, являясь Христом, не должен бросать вызов Богу. Затем Родион встречает Мармеладова.

Сразу бросается в глаза резкое противопоставление фамилий: с одной стороны – нечто “раскалывающееся”, с другой – вязкая масса, слепляющее “расколотое” существование Родиона. Но на фамилии значение Мармеладова не исчерпывается. Встреча персонажей начинается со слов: “Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда…” – здесь отображена сцена Сретения, когда пророк Симеон узнаёт Христа и пророчествует о нём. К тому же имя Мармеладова – Семён Захарович, что означает “Бога слышащий, память Божия”. В исповеди-пророчестве Мармеладов как бы говорит: “Смотри, у нас беды большие, чем у тебя, но мы не собираемся резать и грабить людей”. Отведя Мармеладова домой, Раскольников оставляет на подоконнике “сколько пришлось медных денег”. Затем, подумав, “хотел было воротится”, “но, рассудив, что взять уже невозможно… пошёл на квартиру”. Здесь ярко проявляется двуприродность героя: импульсивно, по первому позыву сердца он действует по-божески, подумав и рассудив, – поступает цинично и эгоистично. Настоящее удовлетворение от поступка он испытывает, действуя импульсивно.

Решившись на убийство, Раскольников стал преступником, но он “себя убил, а не старушонку”. Старухе он топор “опустил на голову обухом”, лезвие же было направлено на него самого. Сестру он убил лезвием, но здесь и жест Лизаветы: “протянутая рука”, – как бы отпустившей ему его грех против неё. Раскольников никого не убил, кроме себя, значит он – не убийца. После преступления он должен выбрать либо Соню, либо Свидригайлова. Они – два пути, предложенные герою.

Правильный выбор Родиону показал Мармеладов, рассказав о своей дочери. В черновиках Достоевского есть такая запись: “Свидригайлов – отчаяние, самое циничное. Соня – надежда, самое неосуществимое”. Свидригайлов старается “спасти” Раскольникова, предлагая ему действовать так, как бы он действовал сам. Но истинное спасение может принести только Соня. Её имя означает “мудрость, слушающая Бога”. Это имя абсолютно соответствует её поведению с Раскольниковым: она выслушала его и дала ему самый мудрый совет, чтобы он покаялся, а не просто явился с повинной. При описании её комнаты Достоевский сравнивает её с сараем. Сарай – это тот самый хлев, где родился младенец-Христос. В Раскольникове в комнате Сони начал раскрываться “бутон Христа”, он начал перерождаться. С Соней ему общаться сложно: она пытается указать ему правильный путь, но он не выносит её слов, потому что не может поверить ей из-за отсутствия веры в Бога. Подавая Родиону пример сильной веры, она заставляет его страдать, страдать ради счастья. Соня тем самым спасает его, даёт ему надежду на счастье, чего никогда не дал бы ему Свидригайлов. Здесь заложена другая важная мысль романа: человек спасается человеком и никак иначе спасён быть не может. Раскольников спас девочку от нового надругательства, Соня – его от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он – Соню от греха и позора, его сестра – Разумихина, Разумихин – его сестру. Не нашедший человека гибнет – Свидригайлов.

Свою роль сыграл и Порфирий, что означает “багряница”. Имя в высшей степени не случайное для человека, который будет истязать Раскольникова “И раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову…” это ассоциируется со сценой, когда Порфирий пытался выбить признание из Раскольникова: Родион краснеет во время разговора, у него начинает болеть голова. А также Достоевский неоднократно употребляет глагол “кудахтать” по отношению к Порфирию. Это слово очень странно при употреблении к следователю, но этот глагол указывает на то, что Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо – древний символ воскресения к новой жизни, которую пророчит герою следователь. Он также сравнивает преступника с солнцем: “Станьте солнцем, вас и увидят…” Солнце олицетворяет собой Христа.

Народ постоянно смеётся над Раскольниковым, а осмеяние – это единственно возможное “прощение”, включение обратно в народное тело частицы, которая вырвалась из него и нечестиво вознеслась над ним, возомнив себя чем-то сверхъестественным. Но смех прощения кажется герою надругательством над его идеей и заставляет его страдать.

Но страдание – “удобрение”, получив которое “бутон Христа” сможет раскрыться. Окончательно цветок распустится в эпилоге, но уже в сцене покаяния, когда Раскольников “стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием”, смех не раздражает его, он помогает ему.

“В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников” Именно столько времени нужно для развития плода в утробе матери. В остроге Раскольников все девять месяцев страдает, то есть перерождается. “Вдруг подле него появилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом”. Здесь Соня играет роль Богоматери, а Иисусом предстаёт сам Родион. Это описание иконы Божией Матери “Споручница грешных”. Внезапный прилив чувств у Раскольникова, следующий после этих слов, является моментом воскрешения, моментом “рождения от Духа”. В Евангелии от Иоанна сказано: “Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе…”

После окончания срока Раскольников обретёт своё счастье, ибо он окончательно выстрадает его. Восстав против Бога, он совершил преступление, после которого он начал страдать, а затем покаялся, следовательно, он – и страдалец, и покаявшийся преступник одновременно.

Читайте также:  Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.: сочинение

Христианские образы и мотивы в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Христианские образы и мотивы в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Достоевский был христианином, православным, глубоко верующим человеком. С этих позиций он подходил к про­блемам своего времени. Поэтому авторскую позицию в любом его романе, в том числе и в “Преступлении и наказа­нии”, нельзя правильно понять без учета христианских образов и мотивов.

II. Главная часть.

1. Сам сюжет романа построен на том, что Раскольников совершает смертный грех, преступая одну из важнейших Божьих заповедей

– “не убий”, а затем искупает свою вину страданием, покаянием и очищением.

2. Смертный грех совершает и Соня, и ее образ соотносит­ся с евангельским образом “блудницы”. Это сложный образ, связанный не только с понятием греха, но и с идеей христиан­ского милосердия. В Евангелии Христос прощает блудницу, искренне уверовавшую в него. Милосердие Христос заповедал и людям, сказав о блуднице: “Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень”. Отношение к Соне разных персонажей в романе служит своего рода проверкой их христианского духа (Раскольников сажает ее рядом с сестрой, Дуня, Пульхерия Александровна,

Разумихин “не бросают в нее камня”, а, на­пример, Лужин именно это и делает).

Грех, как это ни странно, соединяет Соню и Раскольнико­ва: “убийца и блудница, сошедшиеся за чтением вечной кни­ги”, то есть Евангелия. Но есть и принципиальная разница между этими двумя преступниками: Раскольников не верит в Бога и поэтому не может верить в искупление; он часто впада­ет в отчаяние. Соня же, напротив, говорит о себе: “Что же бы я без Бога-то была?”. Поэтому ей открыт путь искупления че­рез страдание и добрые дела; в ней нет отчаяния.

3. Очень важным евангельским мотивом является мотив страдания. Страданием искупается не только личный грех, но и грехи человечества, поэтому в русском православном чело­веке сильна идея “пострадать” – просто, без всякой вины (Миколка; арестант, про которого рассказывает Порфирий Петрович Раскольникову в их последнем разговоре).

4. С мотивами страдания и искупления тесно связан образ креста – символ “страстей Христовых”. Развитие этого образа в романе довольно сложно. На Раскольникове креста нет – дли России времени Достоевского случай нечастый и о многом го­ворящий. Крест на Раскольникова надевает Соня, благословляй его на страдание. Она надевает на него свой крест, то делает их как бы братом и сестрой во Христе, а сама носит крест Лизаветы,, своей духовной сестры, которую убил Раскольников.

5. Для Достоевского очень важно было показать возможность воскресения любого человека, даже преступника через обращение к Богу. Поэтому один из важнейших евангельских мотивов и образов – воскресение Лазаря. Соответствующее место Соня читает Раскольникову по его просьбе, но еще раньше, в первом разговоре Раскольникова с Порфирием Пет­ровичем этот мотив уже возникает, и последний раз он упо­минается в самом конце эпилога.

Христианские мотивы и образы – важная часть идейного содержания “Преступления и наказания”, прямо выражающая авторскую позицию Достоевского.

Глоссарий:

  • христианские мотивы в романе преступление и наказание
  • крестьянские мотивы в романе преступление и наказание
  • христианские мотивы в преступлении и наказании

Другие работы по этой теме:

Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие.

Христианские мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” 1. Христианство в культуре России. 2. Основные христианские мотивы. 3. Символика цифр. 4. Библейские имена. 5. Идея гуманности человека. Привнесенное на Русь еще в X.

Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Творчество Ф. М. Достоевского считают глубоко психологичным и глубоким. Автора всегда волновало нравственное богатство человека и общества в целом. Но важно заметить, что героев произведений.

Тест к роману “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер.

Евангельские мотивы в прозе Ф. М. Достоевского По роману “Преступление и наказание” По роману “Преступление и наказание” Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказа­ние” — глубоко философский и психологический анализ жизни совре­менной писателю России. Будучи глубоко религиозным.

Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное.

Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и нака­зание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема.

Сочинение на тему: Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” Библия – книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и.

“Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”) “Правда” Сони и “правда” Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) I. Вступление Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они.

План сочинения: Музыка в романе Достоевского “Преступление и наказание” Музыка в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи.

Актуальность христианских мотивов в романе Достоевского

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА КУЗНЕЦКА

АКТУАЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

ДЕГТЯРЁВА О. В.- УЧИТЕЛЬ РУССКОГО

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Наше время – время переоценки всего и вся: идей и идеалов, эстетических аксиом и нравственных устоев, настоящего и прошлого. Этим обуславливаются новые подходы к русской классике. В советской школе отношение к творчеству Достоевского было неоднозначным. Он является практически единственным русским философом, который оказал влияние на весь христианский мир. Достоевский первым в России стал говорить не о чужих мнениях по проблемам философии, а о самих этих проблемах. Главный вопрос, который поднял Достоевский в романе « Преступление и наказание» звучит парадоксально и смело для 19 столетия: «Насколько сильны христианские убеждения русского человека? Есть ли в нем вера и способность к воскресению?» Эта проблема актуальна и в наши дни, когда идет разрушение духовных и семейных ценностей, пропагандируется индивидуализм, когда гордыня овладела современным человеком. Философия произведения насквозь проникнута евангельскими мотивами, оно послужило объектом нашего исследования, потому что роман « Преступление и наказание» выражает гигантское идейное содержание, сопоставимое по своей значимости, наверное, только с миром Священного Писания. Это гипотеза, которую нам следует доказать. Обратимся к результатам исследования произведения, где проследим многочисленные аналогии и реминисценции с библейскими сюжетами. С евангельскими притчами связана символика романа . Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30- предательство Иуды, представлено в романе следующими фактами: в 9 часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей; последние 30 копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой; Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал её. Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 глав и эпилог. Роковое время для Раскольникова- 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7- это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4- числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом «союза» Бога и человека. Поэтому, «посылая» Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как хочет разорвать этот союз.«.. он узнал, что завтра , ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…»; Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги; сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком;« Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней». Вот почему , чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число. В романе часто повторяется число 4.Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты- к четвертому. В каждом случае окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание. Квартира жертвы находится на 4 этаже здания; Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже; полицейская контора расположена на 4 этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня после его нравственной смерти. Число 4 имеет основополагающее значение, Есть 4 времени года, 4 Евангелия, 4 стороны света. Вот , например, слова Сони: « Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все 4 стороны». Чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня после его нравственной смерти. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа « отнимите камень» означают: раскайтесь. Сознайтесь в своем преступлении. Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.Если выписать из текста романа все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мертвому, то в каждой цитате есть какой- либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрозненную картину, то обнаружится следующее: Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает. Вот как раскладываются «обломки» этой воображаемой фразы: БЛЕДНЫЙ. Достоевский постоянно подчеркивает бледность Раскольникова «весь бледный, как платок»,«он ужасно побледнел»,«обернулся к ней мертвенно-бледное лицо». МЁРТВЫЙ. Прилагательное «мёртвый» следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.«Он остановился и притих, как мёртвый».ЛЕЖИТ. Раскольников часто валяется и лежит без движения.« Он лег на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении».« Он все время лежал молча, навзничь». В ГРОБУ .Достоевский пишет о том, что квартира Раскольникова похожа на гроб.« Какая у тебя дурная квартира, Родя , точно гроб, -сказала Пульхерия Александровна». ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ. Писатель объясняет этот эпизод, не связанный с событиями романа. « Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой- нибудь». ВЫНОСЯТ. То , что его выносят, ему кажется в бреду.« То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести».ХОРОНЯТ. Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его. Что мало побыл с ними.« Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,»- как- то странно проговорил он». ВОСКРЕСАЕТ. « НО ОН ВОСКРЕС, И ОН ЗНАЛ ЭТО, ЧУВСТВОВАЛ ВСЕМ ОБНОВИВШИМСЯ СУЩЕСТВОМ СВОИМ». Воскресение в эпилоге описывается коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман. Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Число 11- число высшей справедливости. Оно здесь не случайно. Достоевский хорошо знал евангельскую притчу о виноградаре и работниках. « В 11 часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»« Я поздно…11 часов есть?»- время прихода Раскольникова к Соне. После посещения Сони « на другое утро, ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»Приблизив встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего , пришедшего в одиннадцатом часу, первым. Давайте разберемся, почему Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает. Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар. Полный сил и энергии после игры в «кошки- мышки» с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…Переходит он мост и тогда, когда идет признаваться в убийстве. МОСТ-это своего рода ЛЕТА( В мифологии река мертвых). Множество раз Раскольников пересекает Неву- как своего рода Лету- и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход. Переход от жизни к смерти, в Священном Писании от старого Завета к Новому. Обратимся теперь к евангельскому имени Марфа, как оно связано с текстом романа, какую смысловую нагрузку несет? В романе вы видим героиню с таким именем, это Марфа Петровна Свидригайлова. Не случайно Достоевский называет героиню евангельским именем .Притча играет свою роль, показывая , что порой забота и суета о многом бывает в ущерб «благой части».Марфа Петровна, узнав о том, что от неё и людей Дунечка терпит напраслину( кстати, это считается великим христианским подвигом- безропотно сносить напрасную обиду), направляется за духовной помощью в храм: «…убедилась в невинности Дунечкиной и на другой же день, в воскресенье, приехав прямо в собор, на коленях и со слезами молила Владычицу дать ей силу перенести это новое испытание и исполнить долг свой. Затем, прямо у собора, ни к кому не заезжая, приехала к ним, рассказала нам все, горько плакала и , в полном раскаянии, обнимала и умоляла Дуню простить её. В то же утро, нисколько не мешкая, прямо от нас, отправилась по всем домам в городе и везде, в самых лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила её невинность и благородство чувств и поведения». А ведь роль шла о «сопернице», в которую влюбился муж Марфы Петровны. Именно в молитве несчастная черпает силы для нравственных поступков, для духовного роста, искупления греха. Много суеты, ненужных хлопот, а суть одна- просто верить в человека, любить его, ради него выносить все страдания. Мысль об очистительной силе страдания четко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей о конце света и втором пришествии. Страшный сон приснился Раскольникову на каторге. Так автор показывает, что нарушение законов Божьих- гибельный путь. Выбранное обособление и индивидуализм, есть не только грех, но и наказание, как для Библейского Каина. Одинокий человек теряет веру и впадает в страшный грех самообожествления, потому что, согласно Достоевскому, если я выше людей, то я Бог. Смертный грех гордыни, грех утверждения себя вне Бога настиг Раскольникова. Результат этого греха- полнейшее уничтожение, разрушение, апокалипсис.

Читайте также:  Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: « Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: « Я убил!» .Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет… Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

Роман Достоевского «Преступление и наказание»- великое произведение, показывающее возможность возрождения человека, самого падшего, но обретшего веру и, значит,- жизнь.

Эта христианская мысль в силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и , как следствие, доносит до каждого евангельскую идею спасения и любви.

Достоевского можно по праву назвать художником- пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось все человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти. Когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского «СМИРИСЬ, ГОРДЫЙ ЧЕЛОВЕК!»

Материалы исследования можно использовать на уроках Основ религиозной культуры и светской этики, литературы, МХК, факультативных занятиях, элективных курсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белов С.В. Ф.М.Достоевский. М.,1999.С.95.

2.Библия в книге Бытие главы 4,1-16,5, 3-5.

3.Достоевский Ф.М в воспоминаниях современников. В 2х томах. Т.1.М.,1964.с.131.

4.Достоевская А.Г.Воспоминания. М.,1981.С.122.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М . Художественная литература., 1983.

6.Евангелие.Санкт-Петербург. Синодальная типография., 1901.

7. Трифонов Ю. Загадка и провидение Достоевского .Новый мир.М.,1981.,№11.С 239-244.

Христианские мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1. Христианство в культуре России.

2. Основные христианские мотивы.

3. Символика цифр.

4. Библейские имена.

5. Идея гуманности человека.

Привнесенное на Русь еще в X веке христианство наложило глубокий отпечаток практически на все уровни человеческой жизни — культурный, духовный, физический. Кроме того, именно благодаря христианству, а точнее православию, на Руси появилась письменность, а вместе с ней и литература. Отрицать влияние христианства на русского человека нельзя, так же как нельзя отрицать влияние этой религии на искусство — живопись, музыку, литературу. В частности, глубочайшее убеждение в истинности идеалов православия содержится в произведениях великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» является ярчайшим тому подтверждением. Религиозность писателя, его искренняя вера в силу православия поражают своей чистотой и силой. Достоевского интересуют такие категории, как грех и добродетель, грешник и святой, мораль и ее отсутствие. Главный герой романа Родион Раскольников является ключом для понимания этих понятий. Изначально несет он в себе грех гордыни, не только в поступках, но и в помыслах. Впитав в себя теорию о земных Наполеонах, тварях дрожащих и правоимеющих, герой оказывается одурманенным несвойственными ему идеалами. Он убивает старушку-процентщицу, еще не понимая, что губит не столько ее, сколько себя, свою душу. Дальше следует чистилище на земле — пройдя долгий путь через угрызения совести, саморазрушение и отчаяние, герой находит свое спасение в любви к Соне Мармеладовой.

Понятия страдания, любви, очищения — центральные в христианской религии. Лишенные покаяния и любви люди не могут познать истинный свет и вынуждены пребывать во тьме. Так, Свидригайлов еще при жизни знает, как будет выглядеть для него ад — местом вроде «черной бани с пауками и мышами». При упоминании об этом герое в тексте постоянно возникает слово «черт», и даже добро, которое он может и хочет совершить, оказывается ненужным, бесполезным. Позднее сам Раскольников в своей покаянной речи скажет, что дьявол преследует его: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, что является в христианской религии самым страшным грехом, то раскаявшийся Раскольников оказывается способен к очищению и перерождению.

Немаловажен в рамках романа мотив молитвы. Молится и сам главный герой, несмотря на его изначальные устремления. После эпизода сна о лошади Раскольников молится, но молитвам его не суждено быть услышанными из-за порочности молящегося, а потому ему ничего не остается, кроме совершения давно запланированного и мучившего его преступления. Постоянно молятся Сонечка, готовящая себя в монастырь дочь хозяйки квартиры, дети Катерины Ивановны. Молитва как важная и неотъемлемая составляющая жизни христианина становится такой же неотъемлемой частью романа.

Важную роль играют в рамках произведения еще два святейших символа христианской религии — крест и святое писание. Евангелие, ранее принадлежавшее Лизавете, Раскольникову передает Соня. Читая его, герой возрождается духовно. Крест, также Лизаветин, герой сначала его не принимает, так как не готов к раскаянию и осознанию своего греха, но затем он находит в себе силы взять и его, что также свидетельствует о духовном возрождении.

Значение религии в романе, религиозность его текста усиливаются благодаря постоянным ассоциациям, аналогиям с библейскими сюжетами. Есть отсылка и к библейскому Лазарю, звучащая в эпилоге романа из уст Сонечки, которая рассказывает историю о нем Раскольникову на четвертый день после совершения героем преступления. При этом в самой притче есть упоминание о том, что Лазарь воскрес также на четвертый день. По сути, Раскольников мертв, он лежит в гробу — в своей каморке, а Соня приходит для того, чтобы спасти, излечить и воскресить его. Присутствуют в тексте, 4 органично в нем переплетаясь, такие притчи, как история о Каине и Авеле, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о мытаре и Фарисее, притча о Марфе, суетящейся всю жизнь о пустом и пропускающей самую суть жизни (ассоциации с женой Свид-ригайлова Марфой Петровной).

Легко проследить евангельские начала в именах действующих лиц. Они говорящие. Здесь следует привести христоматийный пример о Марфе и Марфе Петровне, здесь же необходимо сказать о Капернаумове, человеке, у которого Соня снимала комнату (Капернаум — библейский город, из которого пришла блудница), о Илье Петровиче (совмещение имен Илья — святой громовержец и Петр — твердый, как камень), о Лизавете (Елизавета — почитающая бога, юродивая), о Катерине (Екатерина

Большое значение имеют цифры, также отсылающие читателя к библейским мотивам. Самые частые числа — три7семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых, Марфа выкупает Свидригайлова теми же 30 копейками, а он, как Иуда, предает ее. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», а Раскольников три раза бьет старуху по голове. Герой совершает убийство в седьмом часу, а цифра семь в православии — символ единения человека и бога. Совершая преступление, Раскольников пытается разорвать гнетущую связь и получает в итоге душевные мучения и семь лет каторги.

Основной же библейский мотив, имеющий значение для романа — это мотив добровольного принятия мук и признания своих грехов. Неслучайно Микола хочет взять на себя вину главного героя. Но Раскольников, ведомый Соней, отказывается от такой жертвы: это не принесло бы ему долгожданного утешения. Он принимает просьбу Сони о прилюдном покаянии и признании своих грехов и добровольно идет на это. И только затем он становится готовым к духовному и душевному перерождению.

Главная мысль, выражаемая автором, такова — человек должен быть сострадательным, кротким, уметь прощать. А эти добродетели становятся доступными только через обретение истинной веры.

Сочинения » Сочинение » Христианские мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман “Преступление и наказание” тому доказательство.
Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.
Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).
Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Капернаумов — фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя “Лизавета” значит “почитающая Бога”, юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова”. Катерина — “чистая, светлая”. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в “Преступлении и наказании”. Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит “с работы” 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне “до тридцати”, Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление “в седьмом часу”. А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.
В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.
В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

Читайте также:  Красота человеческого поступка: сочинение

Литература. 10 класс

Конспект урока

Христианские мотивы в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Знакомство с библейскими мотивами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Рассмотрение особенностей раскрытия тем гордости и смирения.

3. Определение жанрового своеобразия философско-религиозной направленности.

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Контраст — резкая противоположность.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. С. 67-116

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 «классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. С. 72-83

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение — это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».

В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха — убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.

Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.

Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «. Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».

Основную идею христианства — любовь к ближнему — выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.

Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.

Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».

Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.

Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.

Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал. он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».

В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Какой смысл заключён в названии романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены;

б) несоответствие наказания совершённому преступлению;

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание;

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Разбор решения: на протяжении всего романа автор пытается показать нам страдания героя за содеянное зло. Раскольников, увлечённый теорией деления людей на «высших» и «низших», хотел проверить её. Но его душа страдает, он понимает, что нужно нести ответственность, признаться. Поэтому из всех предложенных вариантов, верным будет «неотвратимость наказания за совершённое преступление».

Выберете верное утверждение

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности;

Автор развенчивает теорию Раскольникова в том, что доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления;

Психологический (Раскольников – Порфирий Петрович) конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

Разбор задания: в первом случает ответ будет неверным, так как автор заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории. Во втором случае тоже неверный. Так как автор показывает нам главный конфликт – внутренний (происходящий в душе героя)

В третьем случае жёлтый цвет, чаще других цветов, встречается в тексте романа. В романе Достоевский использует жёлтый цвет для описания: внешности героев обоев и мебели в жилище героев. Чаще остальных «говорящих» символов Достоевский использует жёлтые обои. Мы видим жёлтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.

Ссылка на основную публикацию
×
×