Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёны Ивановны в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Одним из главных героев произведения является Алена Ивановна, пожилая вдовствующая женщина, занимающаяся на старости лет ростовщическим бизнесом.
Писатель представляет героиню в образе крошечной сухой старушонки, длинношеей, имеющей злые мелкие глаза и маленький острый нос, напоминающий клюв. Голову Алены Ивановны обрамляют тонкие редкие волосы, слегка поседевшие, которые она обильно смазывает жирным маслом и заплетает в некое подобие косы, смахивающей на крысиный хвост.
Одевается женщина небрежно во фланелевое тряпье, тонкую сморщенную шею оборачивает подобием платка и в любую погоду набрасывает на плечи пожелтевшую от старости кофту, подшитую драным мехом.
Алена Ивановна имеет болезненный вид, страдая распространенным в то время туберкулезом и постоянно кашляя и кряхтя.
По характеру старуха злая, капризная, равнодушная и глупая. Проживая в квартире совместно со своей слабоумной младшей сестрой Лизаветой, вредная и жестокая женщина использует тихую и скромную девушку в качестве прислуги, угнетая и унижая ее, а иногда и применяя физическое насилие в виде побоев, не питая к Лизавете никаких теплых и родственных чувств. При этом старуха страшно религиозна и переживает о своей посмертной участи, составив завещание в пользу монастыря, а единственной родственнице благодушно наследовав лишь квартирную мебель и одежду.
Героиня практически не выходит из дома, поскольку недоверчиво относится к окружающим людям, а местные жители взаимно не испытывают к старухе симпатии и за глаза именуют ее старой ведьмой.
Занимаясь ростовщическим промыслом, Алена Ивановна имеет весьма приличный доход, поскольку выкупает у клиентов заложенную ценную вещь по мизерным ценам и не прощает просрочки заклада даже на один день, оставаясь совершенно равнодушной к тем обстоятельствам, из-за которых люди вынуждены отдавать в залог дорогие им ценности.
Своим нехитрым ремеслом, старуха заработала огромное состояние, но поскольку Алена Ивановна является болезненно жадной, паталогически бережливой и скупой, ее богатство не приносит ей ни удовольствия, ни пользы.
Раскольников, главный персонаж романа, будучи бедным студентом, тоже попадает в ловкие сети хитрой старухи. Видя, что Алена Ивановна вызывает у окружающих реакцию в виде отвращения, страха и брезгливости, Раскольников решает очистить этот мир от никчемного человека и совершает ее убийство, при этом невиновная Лиза становится незапланированной жертвой главного героя.
Раскрывая образ старухи-ростовщицы, писатель подчеркивает непреложную истину, что лишение жизни любого человека является преступлением против нравственных законов.
Сочинение Характеристика и образ старухи-процентщицы Алёны Ивановны
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского – гениальнейшее произведение русской литературы, известное во всём мире. Он пестрит разнообразными рассуждениями и глубокими догадками. Многие иностранцы изучают русский язык, чтобы прочесть это произведение в оригинале. Центральный образ в романе – Родион Романович Раскольников, бедный петербургский студент. В ходе сюжета ему доводится убить местную старуху-процентщицу Алёну Ивановну, ни сколько, чтобы ограбить, а чтобы доказать свою собственную теорию о «тварях дрожащих» и тех, кто «право имеет».
Алёна Ивановна была старуха лет шестидесяти и брала ценные вещи под заклад. Раскольников был одним из её клиентов. Характер старухи можно назвать неприятным, холодным и отчасти жестоким: она давала за вещи сущие копейки, не обращая внимания ни на какие обстоятельства жизни своих закладчиков. Полной противоположностью Алёне Ивановне была её сестра Лизавета, с которой они жили в одной квартире. Лизавета – тридцатипятилетняя женщина, с покорным и покладистым характером, безотказная, во всём слушала сестру и стала случайной жертвой Раскольникова.
Несмотря ни на что, Алёну Ивановну нельзя назвать мошенницей. Хоть она и бессердечна, но лишних процентов ни с кого не взимает, а считает всё согласно собственному тарифу, зная, что от этого она не станет менее популярной. Однако Раскольников считает жизнь старухи совершенно бесполезной, а её саму – «вошью». Рядом с ней нет человека, которому можно дарить любовь. Сестрой Алёна Ивановна просто управляет ради собственной выгоды.
Конечно, старуху-процентщицу нельзя назвать положительным героем, но, в то же время, если бы не она, Раскольников не смог бы найти себе подходящую жертву для проверки своей теории, не смог бы испытать соответствующие терзания и найти путь к обновлению своей души.
Я считаю, что роль каждого из героев в произведении оправдана и имеет своё значение. Если исключить кого-то из них из романа, получится совершенно другое повествование, лишённое каких-либо интересных деталей или размышлений.
Образ и характеристика старухи-процентщицы Алёы Ивановны в романе Преступление и наказание
Несколько интересных сочинений
Школа развивается с каждым годом все больше и больше. В наше время школьное обучение очень отличается от того как учились наши родители. Раньше в школах не было компьютерных классов, медиате
У Лермонтова существует очень много разных произведений, но одно из них является значимым для всего народа и называется оно «Бородино». И этим произведением он старается показать всем читателям
Илья Ильич Обломов – персонаж неоднозначный и весьма любопытный. Свои дни он проводит на любимом диване, находясь в вечной полудрёме и некоем подобии состояния расслабленной апатии
Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика . и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты
Що таке дружба? На це питання відповідь можуть дати всі, але тільки по-різному. Для кожної людини – це свої власні емоції, які часто просто неможливо передати. Хоча, чим-то дружба схожа з любов’ю, а багато людей взагалі, сприймають дружбу, як любов.
Характеристика и образ старухи-процентщицы (Алена Ивановна) в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение
Одним из персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является старуха-процентщица Алена Ивановна.
Алена Ивановна – это маленькая. Щупленькая старушка, у нее злые маленькие глаза и остренький носик. Ей шестьдесят лет, но белокурые волосы еще не слишком поседели, Алена Ивановна обильно смазывает их маслом. Шея у старушки длинная и тонкая, обмотанная каким-то тряпьем. На плечи накинута обтрепанная меховая безрукавка. Старуху постоянно мучает кашель, видно. Что у нее больные легкие.
Алена Ивановна живет в квартире, состоящей из двух маленьких комнаток. Комнаты тщательно убраны, нигде нет ни пылинки, благодаря стараниям младшей сестры старухи, Лизаветы. Лизавету старуха держит в качестве прислуги, не испытывая к ней родственных чувств. Жестокая и эгоистичная старуха постоянно издевается над своей слабоумной сестрой, порой применяя физическое насилие. Сама Алена Ивановна очень набожна, все свое состояние она завещала одному из монастырей, заботясь о своей загробной жизни, а Лизавете после ее смерти достанутся лишь мебель да одежда.
Состарившись, Алена Ивановна не выходит из дома, она мало доверяет людям. Окружающие, зная ее злобный и жестокий характер, платят ей той же монетой, называя за глаза старой ведьмой.
Алена Ивановна занимается ростовщичеством, имеет приличный доход, и уже сколотила значительное состояние. Жадная, скупая старуха экономит буквально на всем, ее богатство не несет никакой пользы. Процентщица получает удовольствие, лишь все больше приумножая свое состояние. Алена Ивановна щепетильно относится к своей бухгалтерии, скрупулезно высчитывает каждую копеечку, и никогда не обманывает своих клиентов, но никогда не идет им навстречу. Может, именно поэтому, ей и удалось нажить такое состояние. У кого есть деньги, к ней не пойдет, а тот, кто сдает вещи в заклад, так же берут на себя обязательства. И если не имеют возможности выкупить свою вещь вовремя, это их проблемы. Старуха все делает правильно, свои обязательства она выполняет безукоризненно. Люди, однако, считают по-другому, и уверены, что старуха должна идти им на уступки.
Одним из них является Родион Раскольников, создавший свою теорию жизни. Чтобы проверить эту теорию на деле, Раскольников выбрал в качестве жертвы невинную старушку. Он считал, что Алена Ивановна – лишний человек на земле, не приносящий пользы. К тому же, он использовал негативное отношение окружающих к старухе. Ему казалось, что убив старушку, он осчастливит человечество.
В конце концов, раскольников убил не только бедную старуху, не ожидавшую такого поворота событий, но и Лизавету.
Сочинение Старуха-процентщица Алена Ивановна
Алена Ивановна – старуха, дающая деньги под процент в долг. Один из самых эффектных и запоминающихся персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание”
Сухая женщина лет шестидесяти с острым носом и таким же взглядом. Старуха улучшает своё материальное состояние за счёт людей, которым просто больше некуда обратиться. Женщина берет ценные вещи под огромный процент и можно сказать обворовывает людей. Старуха выдаёт отчаявшимся людям всего лишь 25 % от первоначальной стоимости товара, и насчитывает огромный процент. Она никогда не прощает людям задержек, и проценты переходят в ее собственность при малейшей задержке. С помощью таких действий женщина накапливала деньги, которые потом просто откладывала дома. В мире нет такого человека, который бы к ней тепло относился.
У старухи есть сестра Елизавета, которая страдает нарушением ума, она скромная и спокойная женщина. Сестринских чувств старуха к ней не питала и содержала сестру в качестве прислуги.
Придя к ней Раскольников замечает, что старушка живёт одна, и Алена Ивановна становится жертвой молодого студента. Он выбирает эту женщину как цель для убийства, ведь у всех людей она вызывает отвращение. Он хочет похитить все ее накопления. Придя с орудием убийства к старухе в дом Радион Раскольников, также убивает и её сестру, ставшей нежеланной свидетельницей злодеяния. Он хотел доказать, что убийство высшим человеком низшего полностью оправдано. Он считает, что лишив жизни, и так тяжелобольную женщину о ней никто не вспомнит и не загрустит.
Автор говорит, что убийство любого человека – это преступление законов нравственности.
Раскольников убивает старуху, как из-за денег, так и из-за внутренней установки. Он это делает для того, чтобы утвердиться перед собой.
Без денежное положение, отсутствие интересов, споры с самим собой толкают его на самое страшное преступления – лишение жизни человека. Радион не только загубил две жизни, а ещё и испортил свою жизнь, так как ему жить с грехом, который будет его постоянно сопровождать.
Какой бы отвратительной и злой не была старуха – процентщица, она тоже человек, и как все люди на Земле, заслушивает право на жизнь.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ старухи-процентщицы (Алена Ивановна)
Популярные сегодня темы
Федор Иванович Тютчев относится к числу известнейших и гениальных русских поэтов 19 века. Его стихи читаются и по сей день. Неудивительно, ведь темы, на которые он творил будут и были актуальны всегда.
В произведении «Слово о полку Игореве» огромное значение занимает образ природы, который является практически полноценным его героем и помогает автору раскрыть внутренний мир и переживания главных персонажей
Ни один читатель не может оставаться равнодушным к описанию природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг». С первых строк раскрывается истинное отношение автора рассказа к простому человеку
Баллада Василия Жуковского «Светлана» основана на фольклорных мотивах. Главная героиня олицетворяет собой идеал русской красавицы. Она наделена всеми главными достоинствами русской девушки
Все мы любим смотреть фильмы, ведь зачастую они показывают истории, которые мы никогда не сможем пережить. Для некоторых картин хватит и одного просмотра. Но есть и такие, которые хочется пересматривать снова и снова
Образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (Алена Ивановна)
Старуха-процентщица Алена Ивановна является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Преступление и наказание” Достоевского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все статьи о старухе-процентщице
Образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах
“. про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу. “
“. старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы. “
“. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.
На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”
“. Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. “
“Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. “
“. жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. “
“Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.”
“. Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как ж*д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.”
“. стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.”
“. с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. “
“. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. “
“. Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.”
“. у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. “
“. Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы. “
“. старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!”
Старуха-процентщица – бессердечная, безразличная, но при этом религиозная женщина. Об этом красноречиво говорит ее завещание. Старуха не заботится о будущем своей слабоумной сестры Лизаветы, хотя как раз об этом ей стоило бы беспокоиться.
Согласно завещанию старухи, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д.). Свои же сбережения старуха завещает не бедной сестре, а монастырю в Н-й губернии:
“. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. “
“. жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. “
“. Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье. “
“. Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте. “
“. Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье. “
Это был цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.
Женские образы в романе «Преступление и наказание» Достоевский – сочинение
Роман Ф.Достоевского многие считают не только художественным произведением. Эта книга помогает проникнуть в историю общества конкретной эпохи.
Женские образы в романе «Преступление и наказание» связаны с главным героем, они не просто с ним общаются, они создают его характер, меняют судьбу и взгляды на жизнь.
Соня Мармеладова
Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.
Старуха Алена Ивановна
Самая старая представительница женщин в романе – старуха-процентщица. Ей 60 лет. Она жертва, та, с помощью которой Раскольников пытается доказать свою теорию о человеке. Алена Ивановна в романе не имеет фамилии. Автор этим хотел, возможно, подчеркнуть типичность образа. Бессердечная, алчная и жестокая женщина богата. Она берет под проценты ценные вещи у нуждающихся, выплачивает им в 4 раза ниже стоимости предметов и создает себе капитал. Если хотя бы на день просрочить выкуп сданных предметов, «пропала вещь». Старуха маленькая и тщедушная, не понятно, как в таком теле создалось жестокое сердце. Алена Ивановна больна чахоткой. Здесь тоже возникает удивление. Как получила страшную патологию женщина? Она не выходит из дома, имея столько денег, может питаться только хорошими продуктами. Какие эпитеты подобрал автор для процентщицы: ведьма, стерва. Еще ярче характеризуют старуху прилагательные: глупая, ужасная, ничтожная, злая, гаденькая. Алена Ивановна жестока, ей не жаль приходящих за помощью людей. Главное – содрать с них три шкуры и нажиться на горе.
Лизавета
Младшая сестра старухи находится в услужении жестокой богачки. Ее положение можно сравнить только с рабством. Вредная богачка ведет себя как самодур, а Лизавета все безропотно терпит. Со зла процентщица укусила женщину за палец так, что ей пришлось обратиться за помощью к врачу, где «чуть-чуть не отрезали» палец. Лизавета ухаживает за сестрой, но в наследство получит только старую мебель и одежду. Лизавета слабоумна и некрасива внешне. Женщина смуглая, высокая и нескладная. Автор говорит, что лицо и глаза у Лизаветы добрые. Девушка трудолюбива: шьет, готовит еду, стирает, торгует. Деньги отдает сестре, которая ее еще за это и поколачивает. Из-за умственной болезни Лизавета попадает в зависимость похотливых мужчин, она постоянно беременна. Нет в романе слов о детях, значит, их нет. Можно только догадываться, чем завершается каждая беременность женщины. Неуклюжая, похожая на солдата Лизавета, стала случайной жертвой. Ее убийство не входило в планы Раскольникова, но тем и опасна его теория: погибает и так обиженный судьбой человек.
Мать Родиона Раскольникова
Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна – вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.
Сестра Раскольникова
Авдотья, Дуня, Дуняша, Дунечка – красивая, скромная девушка. Она младшая сестра Родиона. Несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, девушка не теряет гордости благородства. Дуня стремится помочь брату. Она решается на замужество по расчету, надеясь, что деньги вытянут семью из нищеты. Авдотья работает гувернанткой, терпит унижение от хозяев, но не становится забитой и безропотной. Храбрая девушка способна за себя постоять. Она разбирается в характере жениха, понимает, что он подлец, лжец и негодяй. Дуня выходит замуж за другого: друга брата, Разумихина.
Автор сравнивает девушку с ангелом, чистым и красивым, выделяющимся среди грязи и обмана.
Хозяйка Амалия Ивановна
Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно. Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме. По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.
Настасья
Женщина служит кухаркой в доме, где живет главный герой романа. Настасья справляется с большим объемом работы: она единственная прислуга в доме. Деревенская баба смешливая, добрая, болтливая. Она не стремится постоянно работать, ей нет дела до чистоты, уюта и аккуратности. Настя убегает из дома, чтобы не терпеть наставления хозяйки. В женщине есть чуткость. Настасья жалеет Раскольникова, оставшегося без еды. Она носит ему чай, старый (вчерашний) суп. Служанка не образованна, но замечает важные моменты: ум и болезнь Родиона. Добрая и простая служанка становится близким и заботливым другом.
Жена Свидригайлова
Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.
Анализ женских образов в романе “Преступление и наказание”
В произведении Достоевского «Преступление и наказание» есть немало женских образов. Их целая галерея. Это Сонечка Мармеладова, убитая обстоятельствами Катерина Ивановна, Алена Ивановна и ее сестра Лизавета. В произведении этим образам отведена важная роль.
Соня Мармеладова – главная героиня
Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью. Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей. Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.
Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание» глубоко трагичны. Судьба Сони не менее драматична, чем путь Раскольникова, хотя они и являются антиподами. Мачеха толкает Соню на позорное дело ради того, чтобы прокормить детей. У Сони же было только одно достоинство – миловидная внешность. Она необразованна, не имеет талантов. Поначалу Соня делает попытки честно трудиться, однако потом ее выгоняют, оставив без жалованья.
Как может быть объяснено поведение Сони?
Наделяя героиню миловидной внешностью, Ф. М. Достоевский подчеркивает чистоту ее внутреннего мира. Ее лицо выглядит практически детским, голубые глаза привлекают внимание. При знакомстве с этим персонажем у читателя может возникнуть ряд вопросов. Можно ли ходить по краю пропасти так, как это делает она? И может ли человек со здоровым рассудком мыслить таким образом? Возможно ли постоянно затыкать уши, когда указывают на твое положение? На что может надеяться Соня? Все это похоже на признаки человека, который сошел с ума.
И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще. Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя. Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».
Сочетание низкого пути и христианской веры
Роль женских образов в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценить. Ведь постепенно главный герой начинает перенимать образ мыслей Сони, понимать, что она в действительности является не проституткой – заработанные зазорным путем деньги она тратит не на себя. Соня искренне верит в то, что до той поры, пока от ее заработка зависит жизнь ее семьи, господь не допустит ее болезни или сумасшествия. Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как в ней сочетается христианская вера с совершенно неприемлемым, страшным образом жизни. И вера Сони Мармеладовой является глубокой, а не являет собой, как у многих, лишь формальную религиозность.
Школьное задание на дом по литературе может звучать следующим образом: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». Подготавливая информацию о Соне, нужно сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Выбор у нее был невелик. Она могла остаться голодной, наблюдая за тем, как мучается от голода ее семья, или же начать продавать собственное тело. Конечно, ее поступок предосудителен, однако иначе она не могла поступить. Рассмотрев Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких людей.
Катерина Иванова
Катерина Ивановна – также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника – вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.
Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.
Чем тяжела доля героини
Катерина Ивановна имеет знатное происхождение. Она из разорившейся семьи дворян. И по этой причине ей намного тяжелее, чем мужу с падчерицей. И этому причина не только повседневные трудности – у Катерины Ивановны нет такой же отдушины, как у Семена и его дочки. У Сони есть утешение – это молитва и Библия; отец ее на некоторое время может забыться в кабаке. Катерина Ивановна отличается от них страстностью своей натуры.
Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны
Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней. При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот – Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым. Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.
Как закончилась ее жизнь
Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало. Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.
Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество – доброта. Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.
Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица
Алена Ивановна – это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье. Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей. Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.
Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.
Лизавета Ивановна
Анализируя женские образы в романе «Преступление и наказание», следует упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старухи-процентщицы – они были от разных матерей. Лизавету старуха постоянно держала в «совершенном порабощении». Этой героине 35 лет, по своему происхождению она мещанского рода. Лизавета – нескладная девица достаточно высокого роста. Характер у нее тихий и кроткий. Круглыми сутками она работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, и по причине своего слабоумия она почти постоянно беременна (можно сделать вывод о том, что люди низкой морали используют Лизавету для своих целей). Вместе со своей сестрой героиня погибает от рук Раскольникова. Хотя она и некрасива, однако у многих вызывает симпатию ее образ.
Алена Ивановна
Алена ивановна – старуха-процентщица; старшая сестра (сводная) Лизаветы. С её «чином» в романе есть некоторая путаница: сначала она представлена повествователем как коллежская регистраторша (14-й класс), а буквально через две страницы сказано (в сцене подслушанного Раскольниковым разговора в трактире), что «студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу», а это уже гораздо выше — 10-й класс.
«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. »
Характеристику ей даёт тот же студент в разговоре с товарищем своим в трактире: « — Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная.
И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т.д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьёт поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребёнка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту. » Именно студент своими рассуждениями о том, что «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт» может своей смертью спасти от нищеты и гибели многих — окончательно подтолкнул Раскольникова на «преступление».
И вот — сцена убийства:
«Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке. Удар пришёлся в самое темя, чему способствовал её малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела ещё поднять обе руки к голове. В одной руке еще продолжала держать заклад. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к её лицу; она была уже мёртвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой. »
Но Алена Ивановна ещё явится во всём своём отвратительном виде Родиону Раскольникову в горячечном бредовом сне, когда ему приснилось, будто он опять пришёл в её квартиру: «В самую эту минуту, в углу, между маленьким шкапом и окном, он разглядел как будто висящий на стене салоп. Он подошёл потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвёл он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он постоял над ней: “боится!” — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал её разглядывать; но и она ещё ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он её не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шёпот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать. »
Достоевскому с самых ранних лет приходилось общаться с ростовщиками и ростовщицами, так что материала для изображения Алены Ивановны, её сути и образа жизни было у него более чем предостаточно. Он даже собирался написать отдельное произведение с таким названием — «Ростовщик».
Характеристика образа Алены Ивановны: сочинение Ссылка на основную публикацию